Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiya @yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),
Комендантов Илья Игоревич, магистрант, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),
Дерябина Анна Львовна, канд. пед. наук, доц., anichitaalist.ru, Россия, Геленджик, Кубанский государственный университет (филиал в г. Геленджике)
THE EFFECTIVENESS OF FITNESS TRAINING, TO WEIGHT LOSS WOMEN
OF DIFFERENT BODY TYPES
A. V. Stafeeva, I.I. Commandantov, A.L. Deryabina
The article considers the problem offinding effective means and methods of reduction of weight and body build girls. Developed and experimentally proved the content of fitness training aimed at reducing weight among girls on the basis of a differentiated approach and consideration of anthropometric and morphological parameters and combinations of fitness strength and aerobic focus.
Key words: reduction of body weight, somatotype, body Constitution, fitness workout.
Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffanastasiya'a yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University Kozma Minin (Minin University),
Commandantov Ilya Igorevich, postgraduate, koomendantov@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod state University.Kozma Minin (Minin University),
Deryabina Anna Lvovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, anichitaqjist.ru Russia, Gelendzhik, Kuban State University (branch in Gelendzhik)
УДК 796.41
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Д.Г. Степыко, Д.В. Грачева, Д.С. Александров, Д.А. Фарзалиев
Представлены особенности управления многолетней образовательной программой «Студенческая спортивная наука». Рассмотрены различные аспекты применения проектного подхода в решение актуальных задач сферы физической культуры, в целом и образовательного процесса, в частности. Анализ полученной информации и результаты исследования отражают специфику спортивной отрасли и преимущества применения проектного подхода в образовательных программах.
Ключевые слова: проектный подход, спортивная отрасль, образовательная программа, студенческая наука.
Повышение уровня развития физической культуры и спорта в стране неразрывно связано с эффективностью управления в данной сфере. В настоящее время управление отраслью физической культуры и спорта в
Российской Федерации строится на основе программно-целевого метода управления. Основным инструментом программно-целевого метода являются программы, которые представляют собой комплекс специально спроектированных мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям, способных обеспечить положительный результат в решении конкретных задач, ведущих к устранению проблем в различных сферах государственного управления [1].
Сфера физической культуры и спорта не является исключением. Достижение целей государственной политики происходит за счет реализации программ разного уровня. В области физической культуры и спорта существуют Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 г. № 20, а также региональные и муниципальные программы развития физической культуры и спорта. Рассматривая образовательную сферу, наш вывод будет аналогичным, при этом сфера высшей школы имеет целый ряд программных документов, регламентирующих все основные аспекты деятельности. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ.
Программы традиционно включают в себя описание целей, задач, основных мероприятий по достижению данных целей, ресурсного обеспечения, критериев оценки выполнения программы и некоторые другие характеристики. В то же время, программно-целевой метод в большей степени подходит для решения тех проблем, которые решаются на стратегическом уровне и требуют вовлеченности большого числа исполнителей всех уровней различных сфер, а также использования всевозможных видов ресурсов: финансовых, трудовых, имущественных и др. в больших объёмах [2]. Данный подход к управлению предполагает необходимость следования определённым бюрократическим процедурам, которые занимают довольно большой промежуток времени.
Сегодня профессиональное сообщество наблюдает за внедрением проектных методов в государственном секторе, которое в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности государственного управления. Несмотря на то, что с 2016 г. в системе государственного управления Российской Федерации проектное управление получило новый импульс развития, в области управления физической культурой и спортом проектные
методы управления на данный момент в нашей стране не являются приоритетными.
Как показывает практика применения, проектный подход к управлению позволяет повысить качество и сократить сроки решения поставленных задач. В то же время, принципы, характерные для проектного управления, не противоречат применяемому в настоящее время программно-целевому подходу. В целом, уже сейчас можно отметить, что проектное управление является частью реализации госпрограмм, так как государственные программы включают подпрограммы и множество взаимосвязанных проектов, которые объединяют общие цели, ресурсное обеспечение, временный фактор и т. д., управление проектами является ключевой деятельностью в их реализации [3].
Программный подход к реализации проектов предполагает одновременную реализацию нескольких проектов в определенной последовательности вне зависимости от их ресурсного обеспечения и рисков. В отличие от программного подхода, в проектном наличие связанных целей между проектами не является обязательным, за счет чего заметно возрастает вариативность в процессеих объединения и управления.
В условиях деятельности бюрократического аппарата управления сферой физической культуры и спорта, наличия жёстких рамок использования бюджетных средств, слабой гибкости системы государственного управления внедрение механизма проектного управления будет способствовать эффективному развитию иоптимальному использованию ресурсов.
Организация исследования. В настоящее время различными государственными, общественными и иными организациями предпринимаются значительные меры по созданию условий для занятий физической культурой, спортом и пропаганде здорового образа жизни. Существенные изменения происходят в нормативно-правовом поле: принят ряд основополагающих документов, пролонгированы основные программы развития сферы, осуществляется внедрение ВФСК «Готов к труду и обороне».
Образовательные организации высшего образования принимают непосредственное участие в реализации государственной политики в этой сфере. Тем не менее, на примере ФГБОУ ВО «Российский экономический университет РЭУ им. Г.В. Плеханова» (далее - РЭУ им. Г.В. Плеханова) мы видим, что статистика показателей физической подготовленности абитуриентов, студентов и выпускников не обнадеживает [4].
Процесс физического воспитания студентов в образовательных организациях сегодня реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОСами большинства специальностей предусмотрено изучение дисциплины «Физическая культура» во внушительном объеме. Программу преподавания по этой дисциплине образовательная организация формирует самостоятельно.
Кафедрой физического воспитания совместно с другими подразделениями РЭУ им. Г.В. Плеханова, начиная с 2014 года в рамках освоения дисциплины «Физическая культура», реализуется экспериментальный проект «Студенческая наука для успешного здорового человека» или Sportsсience [5]. Проект направлен навовлечение студентов в регулярные занятия физической культурой и освоение её основных понятий и принципов, а также формирование ответственного отношения к собственному здоровью и пропагандирование такого отношения в студенческом сообществе.
На протяжении 4-х лет сотрудники кафедры активно используют проектный подход в программе преподавания дисциплины «Физическая культура», так как именно такой подход позволяет сформировать единое образовательное пространство и сферу эффективного взаимодействия для разнонаправленных проектов.
Суть проекта в следующем: учебный процесс был разделен на две части по семестрам. В первой части проводится изучение общих принципов и закономерностей, определяется направление дальнейшей проектной работы. Вторая часть посвящена работе над выбранным проектом. Для работы над проектами в рамках трех предлагаемых направлений создаются группы по 3-6 чел., к которым прикрепляются кураторы из состава преподавателей или студентов, прошедших программу в предыдущем году. Работа в данных направлениях строилась следующим образом: учащиеся одного направления делились на проекты, объединённые темой для изучения и дальнейшего исследования. Организация работы группы и взаимодействие с кафедрой было при поддержке педагогов-кураторов. Кураторы на семинарах и практикумах расширяли круг компетенций, обучающихся по интересующему вопросу [6].
Занятия проекта предусматривали работу в очной и заочной форме, а также использование современных информационных технологий для интерактивного общения. Программа проекта в целом предусматривается ряд встреч с известными спортсменами и специалистами по интересующей тематике, иногда в «полевых условиях» (в лабораториях, музее спорта, на спортивных и научных объектах), которые всегда вызывали огромный интерес аудитории.
Результаты и обсуждение. Результатами студенческих исследований в рамках проекта стали: отчет с демонстрацией на научно-практической конференции, научная статья, план и описание исследования в целом. В дальнейшем результаты исследований легли в основу практических рекомендаций для администрации и разных структурных подразделений, а также непосредственно обучающихся вуза, ряд которых был внедрен и привел к улучшению условий жизнедеятельности студентов и сотрудников.
Динамика количества участников представлена в таблице.
Статистика проекта Sportsсience в 2014-2017уч.гг.
№ Наименование показателя Количественные значения в
п/п учебном году
2014-2015 2015-2016 2016-2017
1 Кол-во студентов-участников 30 90 120
2 Кол-во разработанных проектов 3 15 19
3 Кол-во публикаций по итогам проектных работ 3 18 21*
Примечание: * - из 20 опубликованных статей по результатам проектов 7 имеют
индекс РИНЦ.
Проведенный эксперимент доказал собственную эффективность в качестве одной из форм организации занятий по физической культуре в образовательных организациях высшего образования. Занятия в предлагаемой форме мотивирует учащихся к занятиям наукой и изучению теоретических основ, передовых способов и технологий физической культуры и здорового образа жизни. Система организации занятий и изложенные в данном материале экспериментальные средства в форме научных исследований на сегодняшний день в РЭУ им. Г.В. Плеханова являются востребованными как у студента, так и у преподавателя.
Проектный подход позволяет реализовывать данный проект с постоянно возрастающими показателями вовлеченности и расширением тематики проводимых студентами исследований силами 5 сотрудников кафедры, что демонстрирует эффективность подхода.
Выводы. Сфера физической культуры и спорта является одной из благоприятных сфер для внедрения проектной деятельности. В настоящее время не существует единых алгоритмов внедрения проектно-ориентированной системы управления ни в органах власти, ни в государственных учреждениях. В связи с этим проведенная работа и практика применения проектного управления в РЭУ им. Г.В. Плеханова основываются на анализе нормативно-правовой базы, а также анализе существующих механизмов проектного управления, в частности, модели организации проектной деятельности в пилотных проектах различных сфер деятельности.
Проводимый эксперимент позволяет утверждать, что в целом в управленческой среде растет заинтересованность в применении проектного подхода, а также физкультурой и спортом. Однако общая картина образовательных и спортивных практик является неоднозначной, она чрезвычайно вариативна как внутри отрасли, так и внутри одного направления и даже организации. В связи с этим необходимо учитывать специфику условий реализации проекта и готовности управляющего персонала активно пользоваться преимуществами проектного подхода.
Список литературы
1. Курдюшкина Н.А., Коваленко Е.Г. Эффективность программно-целевого метода в управлении регионом. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2011-1/PDF/Kurdyushkina.pdf (дата обращения: 01.11.2017).
2. Соловьев М.М., Кошкин Л.И. Методологические аспекты программно-целевого управления в условиях рыночных преобразований в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. №6. С. 30-42.
3. Подоруев Ю.В. Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуре // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С. 71-80.
4. Анализ реализации проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации / Д.Г. Степыко [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2017. №9. С. 9-11.
5. Александров Д.С., Кущева Д.В. Экспериментальные средства проведения занятий по физической культуре со студентами образовательных организаций высшего образования // Гуманитарное образование в экономическом вузе: матер. V Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. В 2 Т. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 163-167.
6. Степыко Д.Г., Кущева Д.В., Фарзалиев Д.А. Ретроспективный анализ и перспективы развития студенческого спорта в России //Воспитание и обучение: теория, методика и практика: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 453-457.
Степыко Дмитрий Геннадьевич, ст. преподаватель, stepimit a mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Грачева Дарья Владимировна, преподаватель, kusche vochkaamail. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Александров Денис Сергеевич, преподаватель, alex den90amail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Фарзалиев Джавид Аллахверди оглы, преподаватель, farzaliev92@,list.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROJECT MANAGEMENT OF EDUCA TIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
D.G. Stepyko, D.V. Gracheva, D.S. Alexandrov, D.A. Farzaliev
Features of management of the long-term educational program "Student sports science " are presented. Various aspects of the application of the design approach in solving the actual problems of the sphere of physical culture, in general, and the educational process in particular, are considered. The analysis of the information received and the results of the survey reflect the specifics of the sports industry and the advantages of applying the project approach in educational programs.
Key words: project approach, sports branch, educational program, student science.
Stepyko Dmitry Gennadievich, senior lecturer, stepimit amail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,
Gracheva Darya Vladimirovna, lecturer, kusche vochka/amail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,
Aleksandrov Denis Sergeevich, lecturer, alex den90amail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,
Farzaliyev Javid Allahverdi oglu, lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova
УДК 796.41
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА В НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ ТРУДА
К.Э. Столяр, Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько
Разработаны научнообоснованные предложения по организации и внедрению производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях. Представлена классификация профессий с целью эффективного подбора средств физической культуры. Рекомендовано примерное распределение различных форм производственной гимнастики в режиме рабочего дня.
Ключевые слова: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
В современных социально-экономических условиях значительную роль играет производительность как каждого отдельного работника, так и производства в целом (С.В. Петрунина, А.А. Рогов, 2015) [5]. В связи с этим большую роль играет такой показатель, как высокая работоспособность (в отдельном трудовом дне и в долговременном плане) и как производные от этого - физическое и моральное здоровье сотрудников. Опыт нашей страны по изысканию возможностей, позволяющих решать данные задачи средствами направленных физических нагрузок в режиме трудового дня показал свою высокую эффективность. Однако в настоящее время научно-исследовательские работы по этому направлению фактически не проводятся. Массового использования методик проведения производственной физической культуры и комплексного применения средств физической культуры для трудящихся на производстве и вне его для поддержания здоровья, повышения работоспособности и снижения воздействия неблагоприятных воздействий практически не наблюдается (А.О. Егорычев, 2017) [2].
Необходимость возрождения производственной гимнастики вызвана отрицательными тенденциями в состоянии здоровья населения, так у 40-60 % взрослого населения имеются нарушения опорно-двигательного