Научная статья на тему 'Концепция развития кафедры физического воспитания в новых социально-экономических условиях'

Концепция развития кафедры физического воспитания в новых социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / DEPARTMENT FOR PHYSICAL TRAINING / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATION SITE / ИМИДЖ / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко Лилия Борисовна, Шутова Татьяна Николаевна

Исследовательский материал посвящен проблеме совершенствования учебной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, коммерческой деятельности кафедры физического воспитания в современных социально-экономических условиях. В статье авторами предложена концепция, которая направлена на расширение дополнительных образовательных услуг; научно-исследовательскую работу по управлению здоровьем студентов и сотрудников вуза; технологизацию управления учебным процессом по физической культуре; дифференциацию учебного процесса для освобожденных студентов, студентов специальных медицинских групп. Инновации технологического сопровождения учебного процесса по физической культуре заключаются в создании локальной электронной информационно-образовательной среды сетевого электронного журнала. Направления концепции являются имиджевыми, отвечающими современным социально-экономическим условиям и стратегии развития высшего образования. В результате внедрения концепции диверсифицирован и систематизирован учебный процесс и дополнительная образовательная деятельность. Наряду с этим в 2017 г. на 90% увеличилась публикационная активность профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрющенко Лилия Борисовна, Шутова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research deals with the development of teaching, research, organizational and administrative, commercial activity of departments for physical training in today’s social and economic circumstances. The authors of the article put forward the concept aiming at broadening further education services, at research in the field of students’ and employees’ health control, at using technological achievements for managing the teaching process in physical culture, at differentiation of the teaching process for students freed from classes and students of special medical groups. Innovation of technological support of the teaching process in physical culture includes setting of the local informationeducational media, i.e. network e-journal. The directions of the Concept have image nature, which meet current social and economic conditions and strategy of higher education development. As a result of the Concept introduction the teaching process and further education activity were diversified and systematized. Apart from that in 2017 the volume of publications of the faculty increased by 90%.

Текст научной работы на тему «Концепция развития кафедры физического воспитания в новых социально-экономических условиях»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-3-99-104

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Л. Б. Андрющенко, Т. Н. Шутова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Исследовательский материал посвящен проблеме совершенствования учебной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, коммерческой деятельности кафедры физического воспитания в современных социально-экономических условиях. В статье авторами предложена концепция, которая направлена на расширение дополнительных образовательных услуг; научно-исследовательскую работу по управлению здоровьем студентов и сотрудников вуза; технологизацию управления учебным процессом по физической культуре; дифференциацию учебного процесса для освобожденных студентов, студентов специальных медицинских групп. Инновации технологического сопровождения учебного процесса по физической культуре заключаются в создании локальной электронной информационно-образовательной среды - сетевого электронного журнала. Направления концепции являются имиджевыми, отвечающими современным социально-экономическим условиям и стратегии развития высшего образования. В результате внедрения концепции диверсифицирован и систематизирован учебный процесс и дополнительная образовательная деятельность. Наряду с этим в 2017 г. на 90% увеличилась публикационная активность профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: кафедра физического воспитания, концепция, студенты, физическая культура, инновационная площадка, имидж.

THE CONCEPT OF DEVELOPING THE DEPARTMENT FOR PHYSICAL TRAINING IN NEW SOCIAL AND ECONOMIC CIRCUMSTANCES

Liliya B. Andryushchenko, Tatyana N. Shutova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The research deals with the development of teaching, research, organizational and administrative, commercial activity of departments for physical training in today's social and economic circumstances. The authors of the article put forward the concept aiming at broadening further education services, at research in the field of students' and employees' health control, at using technological achievements for managing the teaching process in physical culture, at differentiation of the teaching process for students freed from classes and students of special medical groups. Innovation of technological support of the teaching process in physical culture includes setting of the local information- educational media, i.e. network e-journal. The directions of the Concept have image nature, which meet current social and economic conditions and strategy of higher education development. As a result of the Concept introduction the teaching process and further education activity were diversified and systematized. Apart from that in 2017 the volume of publications of the faculty increased by 90%.

Keywords: department for physical training, concept, students, physical culture, innovation site, image.

В настоящее время система реализа- кой, коммерческой деятельности кафедры ции учебной, научно-исследователь- физического воспитания требует модер-ской, организационно-управленчес- низации, осмысления приоритетных на-

правлений деятельности, устремленности к внедрению педагогических технологий, сосредоточенности на новых формах работы со студентами с особыми образовательными потребностями [1; 2; 4]. Необходимость нового концептуального подхода в развитии кафедры физического воспитания вызвана причинами различного характера, такими как недостаточная готовность к коммерческой деятельности; низкий уровень синергии в научно-исследовательской работе с другими вузами, спортивными клубами, федерациями по видам спорта; отсутствие должного уровня активных и интерактивных методов обучения по физической культуре и др.

На сегодняшний день кафедра физического воспитания - это основная образовательная структура вуза, осуществляющая традиционные виды деятельности: образовательную по дисциплине «Физическая культура и спорт» (выполнение ФГОС ВО); научно-исследовательскую среди преподавателей и студентов; учебно-методическую, воспитательную и спортивно-массовую деятельность (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»).

Вместе с тем учебный процесс не всегда является эффективным в оздоровлении студентов, формировании у них общекультурных компетенций, при этом снижается физкультурно-спортивная активность значительной части студентов. Так, к четвертому курсу у 65% студентов падает уровень физической подготовленности, у 30-46% девушек и 15-20% юношей наблюдается низкий уровень функционального состояния, 46% студентов имеют хронические заболевания [6; 7; 9].

Проблемная ситуация при моделировании учебных занятий касается методик занятий для студентов специальных медицинских групп; путей интеграции традиционных и инновационных средств физи-

ческой культуры; подходов личностно ориентированного и деятельностного обучения; внедрения фитнес-технологий [9], обеспечивающих высокую моторную плотность занятий, развитие физической подготовленности, коррекцию физического состояния, самосовершенствование студентов [2], в том числе научной деятельности по физической культуре и спорту.

Концепция развития кафедры физического воспитания должна быть направлена на расширение дополнительных образовательных услуг, научно-исследовательскую работу по управлению здоровьем студентов и сотрудников вуза; технологизацию управления учебным процессом [3; 5]; дифференциацию учебного процесса для освобожденных студентов, студентов специальных медицинских групп и студентов с высокими спортивными достижениями в избранном виде спорта [8], а также на создание новых оздоровительных продуктов в виде базы данных ЭВМ [3], мобильных приложений по физической культуре, стартапов по контролю физического состояния, компьютерных программ по расчету рационального питания.

Ведущая идея концепции заключается в создании инновационной площадки по физической культуре и спорту в нефизкультурном вузе, гарантирующей диверсификацию учебного процесса по физической культуре, имиджевое продвижение кафедры, формирование механизма осуществления научной и коммерческой деятельности.

Для реализации концепции на базе РЭУ имени Г. В. Плеханова созданы следующие условия:

1. Открыта лаборатория мониторинга физического здоровья. Приобретен аппаратно-программный комплекс ESTECK System Complex, позволяющий с высокой точностью (76-98%) выявить функциональные состояния организма, определить биологический возраст и сформировать рекомендации по двигательному режиму и коррекции питания. Диагностика осуществляется по трем методикам: биоимпе-

дансометрия, цифровой анализ пульсовой волны, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма.

Открытие лаборатории решает проблему научного подхода при планировании учебных занятий, расширяет диагностические возможности для студентов и сотрудников, способствует продвижению коммерческой деятельности.

2. Реализован проект «Неделя здоровья в РЭУ», в рамках которого в течение одной недели преподаватели кафедры проводят более 15 мастер-классов во всех спортивных залах университета; студенты, преподаватели и сотрудники добровольно сдают комплекс ГТО, а также проводится итоговая студенческая конференция «Бройэаепсе», организуются встречи с партнерами кафедры (компания Эг.Ьоодег - лидер на российском рынке спортивно-оздоровительных услуг). Неделя здоровья является частью корпоративной культуры вуза. Она включает презентацию секций спортивного клуба, показательные выступления ведущих спортсменов и, как следствие, привлечение новых занимающихся со стороны студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников. В дальнейшем планируется включить в общий рейтинг структурных подразделений вуза участие в массовых соревнованиях, спортивных секциях, неделях здоровья; сдачу норм ГТО; посещение спортивных соревнований в качестве болельщиков; отчеты по проведению производственной гимнастики.

3. Физическая культура преподается как образовательная дисциплина (14 лекций), студенческая учебно-научная (на каждом факультете четыре раза в год проводится лекция-конференция; победители и призеры участвуют во всероссийских и международных форумах), проектно-исследовательская деятельность (разработка проектов на стыке направления подготовки и физической культуры, в том числе коммерческих, подготовка документов на гранты среди студентов) [8]. Новизна проекта «Бройэаепсе» заключается в разработке альтернативной формы физическо-

го воспитания для студентов, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья, и студентов специальных медицинских групп.

4. Внедрена локальная электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) кафедры физического воспитания - это специально организованное инновационное пространство, включающее сетевой электронный журнал, который связывает все спортивные объекты, мобильное приложение и экспресс-диагностические комплексы оценки состояния здоровья

[3; 5].

5. Разработаны дополнительные образовательные программы: «Пилатес», «Функциональные тренировки», «Аэробика», «Бальные танцы», «Зумба», «Perfect Plastic Body», «Оздоровительное и спортивное плавание», «Аквааэробика». Получены результаты интеллектуальной деятельности Роспатента РФ (2018) на дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (72 часа): «Концептуальные основы управления пространством физической культуры и спорта в вузе», «Оздоровительная аэробика в системе физического воспитания» (72 часа).

6. Реализован внешний научно-исследовательский грант для Министерства спорта Российской Федерации по теме «Разработка научно обоснованных предложений по организации и внедрению производственной гимнастики с учетом факторов трудового процесса в современных социально-экономических условиях» (ГК № 286 от 19 октября 2017 г.). Осуществление научно-исследовательских работ в рамках грантовой деятельности позволяет развивать научно-исследовательскую, коммерческую, методическую деятельность кафедры физического воспитания.

7. Презентация инноваций осуществляется на всероссийских и международных конференциях, в ведущих научных журналах, входящих в перечень ВАК, всероссийские и международные базы цитирования.

В настоящее время внимание общественности приковано сразу к нескольким

инновационным проектам в сфере студенческого спорта, разработанным преподавателями РЭУ. Наибольший интерес представляют всероссийские молодежные проекты «Студенты ГТО» и «Кадровый резерв студенческого спорта». Они являются инновационными, актуальными и созданы для развития молодежного спорта. Если проект «Студенты ГТО» направлен на популяризацию, пропаганду и вовлечение студентов в регулярные занятия физической культурой и спортом, то «Кадровый резерв студенческого спорта» представляет собой образовательный проект по развитию и популяризации студенческого спорта. При его проведении на базах ведущих вузов в регионах используется широкий спектр передовых и инновационных форм, таких как конференции, семинары, мастер-классы, практикумы, вебинары, дистанционное проектное обучение и др. Главные цели проекта - повышение уровня спортивной деятельности (при проведении спортивных мероприятий, обеспечении работы секций, выполнении текущих задач и др.), формирование кадрового резерва студентов, способных развивать студенческий спорт в высших учебных заведениях, и развитие официальных студенческих спортивных лиг по различным видам спорта.

Оба проекта проводятся на двух уровнях: межрегиональном и всероссийском. В течение 2015 г. в проектах приняли участие более 1 500 студентов. Показательной является и география проектов. В проекте «Кадровый резерв студенческого спорта» участвуют 9 городов в различных федеральных округах России: Магнитогорск, Орел, Майкоп, Ростов-на-Дону, Анапа, Казань, Екатеринбург, Якутск и Москва. Проект «Студенты ГТО» реализуется в 10 городах: Екатеринбурге, Владимире, Грозном, Архангельске, Барнауле, Благовещенске, Ростове-на-Дону, Пскове, Москве, Томске. К реализации проектов привлечены специалисты-практики, имеющие опыт работы со студентами и занимающиеся развитием физической культуры и

спорта в образовательных организациях и официальных студенческих спортивных лигах.

8. Организовано сотрудничество с Российским государственным университетом по физической культуре, спорту, молодежи и туризму (ГЦОЛИФК, Москва), Уральским государственным университетом по физической культуре и спорту (Челябинск), Бурятским государственным университетом (Уфа), Волгоградской государственной академией физической культуры, Чайковским государственным институтом физической культуры (Чайковский), а также сборными командами по баскетболу и волейболу Российской Федерации.

Объединение РЭУ им. Г. В. Плеханова и физкультурных вузов позволит достичь синергии в подготовке научных монографий и исследовательского материала по физическому воспитанию различных категорий населения и студентов, создаст условия для разработки научно обоснованных программ, технологий физкультурного образования студентов, предоставит возможность совместной реализации внешних грантов, их рецензирования и экспертной оценки. В результате совместной деятельности в период с 2016 по 2018 г. было опубликовано 6 учебных пособий, 3 монографии, 1 методическое пособие.

Таким образом, в настоящее время кафедра физического воспитания проходит этап становления как научно-образовательный центр по реализации ФГОС ВО, разработке инновационных фитнес-техно-логий и осуществлению дополнительных образовательных услуг по управлению здоровьем. Развитие студенческого спорта является одной из приоритетных задач в укреплении состояния здоровья, профилактике малоподвижного образа жизни, позиционировании занятий спортом как корпоративной культуры вуза.

Представленные направления концепции являются имиджевыми, отвечающими современным социально-экономическим условиям и стратегии развития высшего образования. В результате ее внедрения

увеличилась публикационная активность ППС. Так, в первом семестре 2018 г. опубликовано 7 статей в журналах, входящих в базу данных Scopus, 30 статей в журналах,

включенных в Перечень ВАК, поданы две заявки на выполнение НИР для Министерства спорта Российской Федерации.

Список литературы

1. Аверясова Ю. О., Андрющенко Л. Б., Алиев Т. Д. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов : монография. - М. : Издательство ТР-принт, 2015.

2. Андрющенко Л. Б., Аллянов Ю. Н. Самообразовательная деятельность по дисциплине «Физическая культура» в вузе : монография. - М. : Финансовый университет, 2014.

3. Белецкий С. В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). - С. 14-22.

4. Бочкарева С. И., Высоцкая Т. П., Ростеванов А. Г. Современное состояние и проблемы развития физической культуры в вузе // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 4 (94). - С. 42-47.

5. Витько С. Ю., Столяр К. Э., Стадник Е. Г., Точигин М. Ю., Пихаев Р. Р. Информационные организационно-дидактические технологии в системе физического воспитания студентов экономического университета // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 9. - С. 16-18.

6. Вострикова Д. Д., Медникова Д. В., Кущева Д. В. Учебный процесс как основной фактор постоянного стресса студентов // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. -М., 2017. - С. 189-194.

7. Кокоулина О. П., Копылова Н. Е., Ефремова Н. Г., Зайцев В. А. Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 22-24.

8. Степыко Д. Г., Александров Д. С., Грачёва Д. В., Фарзалиев Д. А. Анализ реализации проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 9-11.

9. Шутова Т. Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2. - С. 116-122.

References

1. Averyasova Yu. O., Andryushchenko L. B., Aliev T. D. Formirovanie prostranstva fizicheskoy kul'tury v sisteme professional'noy podgotovki studentov, monografiya [The Formation of the Space of Physical Culture in the System of Professional Training of Students, monograph]. Moscow, Izdatel'stvo TR-print, 2015. (In Russ.).

2. Andryushchenko L. B., Allyanov Yu. N. Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» v vuze, monografiya [Self-Educational Activities in the Discipline "Physical Culture" in High School, monograph]. Moscow, Financial University, 2014. (In Russ.).

3. Beletskiy S. V. Vliyanie informatsionnykh tekhnologiy na formirovanie kompetentsiy po teoreticheskim osnovam fizicheskoy kul'tury [The Influence of Information Technologies on Formation of Competences on the Theoretical Foundations of Physical Culture]. Vestnik

Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 4 (82), pp. 14-22. (In Russ.).

4. Bochkareva S. I., Vysotskaya T. P., Rostevanov A. G. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya fizicheskoy kul'tury v vuze [Modern State and Problems of Development of Physical Culture in Higher School]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 4 (94), pp. 42-47. (In Russ.).

5. Vit'ko S. Yu., Stolyar K. E., Stadnik E. G., Tochigin M. Yu., Pikhaev R. R. Informatsionnye organizatsionno-didakticheskie tekhnologii v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov ekonomicheskogo universiteta [Information Organizational and Didactic Technologies in the System of Physical Education Students of Economic University]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, No. 9, pp. 16-18. (In Russ.).

6. Vostrikova D. D., Mednikova D. V., Kushcheva D. V. Uchebnyy protsess kak osnovnoy faktor postoyannogo stressa studentov [The Teaching Process as the Main Factor of the Constant Stress of Students]. Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze, materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy internet-konferentsii [Arts Education in Ecnomic University, materials of the 5th International Distance Internet-Conference]. Moscow, 2017, pp. 189-194. (In Russ.).

7. Kokoulina O. P., Kopylova N. E., Efremova N. G., Zaytsev V. A. Povyshenie zainteresovannosti studentov v zanyatiyakh fizicheskoy kul'turoy [Improving the Students Interest in Physical Training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, No. 9, pp. 22-24. (In Russ.).

8. Stepyko D. G., Aleksandrov D. S., Gracheva D. V., Farzaliev D. A. Analiz realizatsii proektov razvitiya sportivnoy infrastruktury v Rossiyskoy Federatsii [Analysis of projects development of sports infrastructure in the Russian Federation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, No. 9, pp. 9-11. (In Russ.).

9. Shutova T. N. Klassifikatsii fitnes-programm i tekhnologiy, ikh primenenie v fizicheskom vospitanii studentov [Classification Fitness Programs and Technologies, their Application in Physical Education of Students]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Izvestia of the Tula State University. Physical Culture. Sport], 2017, No. 2, pp. 116-122. (In Russ.).

Сведения об авторах

Лилия Борисовна Андрющенко

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физического воспитания РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Татьяна Николаевна Шутова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Liliya B. Andryushchenko

Doctor of Pedagogy, Professor, The Head of the Department for Physical Training of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Tatyana N. Shutova

PhD, Assistant Professor of the Department for Physical Training of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.