Научная статья на тему 'Роль адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном процессе на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова'

Роль адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном процессе на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРА / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ADAPTATION / DISABILITY / DISABLED STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачева Дарья Владимировна, Михайлова Александра Анатольевна, Саетгалиева Диана Радиковна, Фарзалиев Джавид Аллахвердиоглы

Выявлены наиболее важные проблемы студентов с ограниченными возможностями, определены возможные мероприятия для адаптации, а также подобраны рекомендации по специфике организации работы со студентами-инвалидами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачева Дарья Владимировна, Михайлова Александра Анатольевна, Саетгалиева Диана Радиковна, Фарзалиев Джавид Аллахвердиоглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE INPLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS

In this article were considered the most important problems and difficulties of students with disabilities, possible activities for the adaptation of such students, as well as recommendations on the specifics of the organization of work with students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Роль адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном процессе на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова»

УДК 796.011:376.37

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Д.В. Грачева, А.А. Михайлова, Д.Р. Саетгалиева, Д.А. Фарзалиев

Выявлены наиболее важные проблемы студентов с ограниченными возможностями, определены возможные мероприятия для адаптации, а также подобраны рекомендации по специфике организации работы со студентами-инвалидами.

Ключевые слова: адаптация, студенты-инвалиды, ограниченные возможности, физкультура, адаптивная физическая культура.

Физическая активность является жизненно важной необходимостью и потребностью человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья эта потребность является ключевым моментом их реабилитации и последующей интеграции в нормальную жизнь общества.

Как показывают исследования, большая доля выпускников школ имеют нарушения здоровья разной степени, поэтому внимание к здоровью студентов должно стать одним из приоритетных направлений любого вуза.

В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова обучаются студенты-инвалиды. Вуз предусмотрел различные технические средства для компенсации передвижения студентов, а также предоставил средства для изучения программ высшего образования для студентов с отклонениями зрения, слуха. Однако важным пунктом получения высшего образования для всех студентов, является интеграция индивида при помощи его знаний и умений.

С целью установления количества студентов-инвалидов в РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также изучения того, что им необходимо для обеспечения физического воспитания студентов с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), нами было проведено исследование. По данным УМУ РЭУ им. Г.В. Плеханова (учебно-методическое управление РЭУ им. Г.В. Плеханова), в вузе обучается 172 студента с инвалидностью, из которых - 3 инвалида по зрению, 2 инвалида по зрению и слуху, 1 студент с проблемами опорно-двигательной системы и 3 студента с тяжелыми заболеваниями. Однако не все студенты предоставляют информацию о своих заболеваниях или имеют не такие серьезные проблемы, но также нуждаются в адаптивной физической культуре.

Мы провели собственный опрос среди студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова. В измерениях приняло участие 108 респондентов, из которых 97 человек заявили, что не имеют проблем со здоровьем, в то время как 11 являются студентами с ОВЗ и поделились тем, с чем связаны их проблемы со здоровьем (рис. 1).

Заболевания органов дыхательной системы Нарушение речевого аппарата Нарушения в сердечно-сосудистой системе Неврологические проблемы Проблемы с опорно-двигательным аппаратом Проблемы со слухом Проблемы со зрением

5

Рис. 1. Нозология студентов с ограниченными возможностями

здоровья

Мы также поинтересовались у студентов, есть ли среди их однокурсников студенты с ОВЗ. 30 чел. высказались о том, что имеют таких студентов в своих группах. Они также ответили на вопрос, с чем связаны проблемы со здоровьем их одногруппников (рис. 2).

Заболевания органов дыхательной системы Нарушение речевого аппарата Нарушения в сердечно-сосудистой системе Неврологические проблемы Проблемы с опорно-двигательным аппаратом Проблемы со слухом Проблемы со зрением

Рис. 2. Мнение студентов о проблемах со здоровьем своих одногруппников

Многие студенты предложили мероприятия, необходимые для укрепления здоровья студентов с ограниченными возможностями (рис. 3).

Привлечение студентов с ограниченными возможностями к посильным спортивным мероприятиям

23

Организация оздоровления в санатории-

профилактории

50

Организация медицинского контроля студентов с ограниченными возможностями

54

Разработка индивидуальных графиков и планов по работе со студентом с ОВЗ физической культурой

67

Занятия АФК в специально оборудованных спортивных залах или на открытом воздухе

57

Рис. 3. Мероприятия для укрепления здоровья студентов с ограниченными возможностями

Следует отметить, что, несмотря на то, в университете студентов с ОВЗ обучается немного, это не повод забывать о них. Так, реализовать работу со студентами с ограниченными возможностями можно, например, создав при кафедре физического воспитания центр инклюзивного образования, работа которого будет направлена только студентов-инвалидов, которую должны проводить люди с соответствующим образованием.

Наиболее передовые страны Европы и Северной Америки считаются лучшими в создании условий для жизни и учебы студентов с ОВЗ. Уже в 1973 году в США был принят «Закон о профессиональной реабилитации», согласно которому на рабочих местах и в учебных заведениях страны должны быть созданы равные условия для всех людей, вне зависимости от состояния их здоровья. В соответствии с этим законом и современными общемировыми тенденциями, большинство американских университетов создают для студентов с ОВЗ максимально комфортные условия [1].

Ноттингемский университет (Великобритания) является отличным примером учебного заведения, который занимает активную позицию в отношении развития спорта для инвалидов. Помощь студентам с ОВЗ осуществляют специальный менеджер по работе с данной категорией обучающихся и личный помощник - воспитатель, который может быть бесплатно допущен к любому спортивному объекту. Проводится работа с рядом спортивных университетских клубов с целью создания совместной программы для студентов с ограниченными возможностями. Клубы предоставляют следующие возможные виды спорта: баскетбол на

колясках, верховая езда, голбол, плавание, прыжки на батуте, атлетика, гандбол, инклюзивный баскетбол, айкидо, инклюзивное скалолазание, американский футбол, стрельба из лука. Такой большой выбор видов спорта предоставляют не только университеты Великобритании, но и некоторых других европейских стран [2].

В первую очередь, для назначения студентам с ограниченными возможностями комплекса занятий по адаптивно физической культуре, необходима консультация врача. Для этого студенты 1-го курса РЭУ им. Г.В. Плеханова на плановой диспансеризации проходят осмотры врачей различной специализации, по ее итогам врач общей практики может вынести решение о назначении занятий АФК. Кафедра физического воспитания находится в тесном сотрудничестве с поликлиникой. Таким образом, по окончании диспансеризации список студентов, которым необходимы занятия адаптивной физической культурой, передается специалистам кафедры.

Преподаватель по адаптивной физической культуре обязан быть не просто специалистом в данном направлении, но и педагогом, способным воздействовать на занимающихся при помощи педагогических средств и методов воспитания. Так, можно выделить функции педагогические и образовательные. Педагогические функции адаптивной физической культуры предоставляют специалиста возможность эффективно работать с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Такого специалиста и тренера можно назвать профессионалом и компетентным человеком в данном направлении. Образовательная функция занимает не менее важное место в адаптивной физической культуре и определяет направления и стратегию работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [3].

Процесс образования студентов с ограниченными возможностями здоровья требует постепенного перехода от интерактивных занятий под руководством педагога к самостоятельным. Чтобы данный переход совершить, во время первого этапа, то есть во время интерактивных занятий необходимо вооружить студента целой системой специальных знаний, умений и навыков, а также сформировать соответствующие ценностные ориентации на здоровый образ жизни, самосовершенствование и самоактуализацию [4].

Учебный процесс по дисциплине следует планировать исходя из количества студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья по медицинским показателям и распределенных по следующим категориям:

• с нарушениями функции" кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения, внутренней секреции, обмена веществ и энергии и т. п.;

• с нарушениями двигательной функции (статодинамической);

• с нарушениями сенсорных функции" (зрения, слуха, осязания, обоняния).

После распределения по вышеперечисленным категориям необходимо на их основе определить методы организации занятии":

• групповой (до 8 чел.) (в таких группах требуется присутствие второго преподавателя-ассистента);

• индивидуально-групповой (необходимо присутствие второго преподавателя-ассистента);

• индивидуальный.

Занятия необходимо проводить в спортивных залах, имеющих специальное оборудование (тренажеры и спортивный инвентарь, необходимый для занятий с различными категориями студентов с ограниченными возможностями), а также соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям [5].

Кроме того, для обеспечения непрерывности учебного процесса студентам, не имеющим возможность по состоянию здоровья посещать занятия физической культуры, необходимо предоставить практико-методические материалы. Необходимы, как общие по разделам программы, так и индивидуально-ориентированные. Наиболее целесообразно предоставлять их в электронном варианте в виде файлов не только с теоретическими лекциями и презентациями, но и файлы с комплексами упражнений, а также иные методические материалы, использовав возможности дистанционного обучения.

Был разработан ряд рекомендаций, призванных помочь информированию студентов о пользе физических упражнений, чтобы сделать занятия спортом в университете доступными для каждого:

1. Необходимо проведение лекций, дискуссий и практических семинаров, мотивирующих выполнять физические упражнения и заниматься спортом.

2. Студентам, имеющим освобождение от занятий физической культуры, необходимо предоставить заключение врача с рекомендованными видами физической нагрузки, что позволит не только эффективно проводить занятия со студентами, но и подобрать такие комплексы упражнений, которые студент может выполнить в соответствии со своим диагнозом.

3. Создать центр инклюзивного образования при кафедре физического воспитания с квалифицированными преподавателями.

4. В соответствии со специализацией, образованием преподавателя, рекомендациями врача для студента необходимо предоставить возможность закреплять за преподавателями адаптивной физической

культуры определенное количество студентов, имеющих те или иные проблемы со здоровьем

5. Так как с разными показаниями студентам может быть разрешен различный уровень физической нагрузки, наиболее эффективно формировать небольшие группы для занятий различными видами нагрузки. Чтобы тренер мог уделить достаточно внимания особенностям каждого студента, занятия целесообразно проводить в маленьких группах (4-6 чел.) и, если имеется подобная возможность университета, индивидуально.

Разработка собственных программ и создание инклюзивных центров для занятий АФК - далеко не самая распространенная практика в российских университетах и в большинстве из них активная работа по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями не проводится. Таким образом, опираясь на опыт зарубежных стран и разрабатывая собственные программы, при каждом вузе необходимо создавать инклюзивные центры для занятий адаптивной физической культурой со студентами-инвалидами. Подобные меры не только помогут студентам в процессе адаптации и реабилитации, но и в подготовке квалифицированных кадров среди числа студентов с ограниченными возможностями, которые смогут в дальнейшем конкурировать на рынке труда наравне со всеми.

Список литературы

1. Организация физического воспитания в иностранных вузах / Д.В. Грачева [и др.] // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: сб. материалов XVI Всерос. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 132-136.

2. Александров Д.С., Кущева Д.В. Экспериментальные средства проведения занятий по физической культуре со студентами образовательных организаций высшего образования // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы V Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2016. С. 163-167.

3. Перспективы развития проектного управления образовательной деятельностью в сфере физической культуры и спорта / Д.Г. Степыко [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 4. С. 69-75.

4. Физическая культура: учеб. пособие для бакалавров / С.И. Бочкарева [и др.]. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 236 с.

5. Исследование понимания сущности физической культуры современными студентами / С.И. Бочкарева [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2018. № 1(65). С. 27-29.

Грачева Дарья Владимировна, преподаватель, kuschevochka@,mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Михайлова Александра Анатольевна, студентка, alex.anat.mikhaylova@ gmail.com, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,

Саетгалиева Диана Радиковна, студентка, diana_saetgalieva@.rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Фарзалиев Джавид Аллахвердиоглы, преподаватель, farzaliev92@list. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE INPLEKHANOVRUSSIAN

UNIVERSITY OF ECONOMICS

D.V. Gracheva, A.A. Mikhailova, D.R Saetgalieva, D.A. Farzaliev

In this article were considered the most important problems and difficulties of students with disabilities, possible activities for the adaptation of such students, as well as recommendations on the specifics of the organization of work with students with disabilities.

Key words: adaptation, disability, disabled students, physical education, adaptive physical culture.

Gracheva Daria Vladimirovna, lecturer, kuschevochka@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named G.V. Plekhanov,

Mikhailova Alexandra Anatolyevna, student, alex. anat. mikhaylova@,gmail. com, Russia, Moscow, Russian Economic University named G.V. Plekhanov,

Saetgalieva Diana Radikovna, student, diana_saetgalieva@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named G. V. Plekhanov

Farzaliev Djavid Allahverdioglu, lecturer, farzaliev92@list.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named G.V. Plekhanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.