Научная статья на тему 'Мобильные приложения как средство управления проектной деятельностью младших школьников на уроках физической культуры'

Мобильные приложения как средство управления проектной деятельностью младших школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / MODEL OF PROJECT ACTIVITY MANAGEMENT / MOBILE TRAINING / PHYSICAL CULTURE LESSON / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PLANNED LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусырева Анастасия Сергеевна, Голяков Иван Павлович, Гордеев Павел Витальевич

Раскрывается потенциал использования мобильных технологий на уроке физической культуры при организации и управлении проектной деятельностью школьников 1-4-х классов. Разработана и описана модель управления проектной деятельностью с использованием мобильных технологий с учетом современного развития общества, таких как подвижные игры, системы мобильного опроса, информационно-справочные ресурсы, социальные сети для группового визуального штурма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бусырева Анастасия Сергеевна, Голяков Иван Павлович, Гордеев Павел Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE APPLICATIONS AS A TOOL FOR MANAGING PROJECT ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN PHYSICAL EDUCA TION CLASSES

The potential of use of mobile technologies at a lesson of physical culture at the organization and management of project activity of schoolchildren of 1-4 classes is revealed. A model for managing project activities using mobile technologies has been developed and described taking into account the modern development of society, such as mobile games with augmented reality, mobile survey systems, information resources, social networks for group visual storming.

Текст научной работы на тему «Мобильные приложения как средство управления проектной деятельностью младших школьников на уроках физической культуры»

Busyreva Anastasia Sergeevna, senior lecturer, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,

Golyakov Ivan Pavlovich, senior lecturer, golyakov_ivan@mail. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,

Bratchikov Ivan Nikolayevich, teacher, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm Institute of Railway Transport, branch of the Ural State University of Railway Transport

УДК 796.011

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.С. Бусырева, И.П. Голяков, П.В. Гордеев

Раскрывается потенциал использования мобильных технологий на уроке физической культуры при организации и управлении проектной деятельностью школьников 1-4-х классов. Разработана и описана модель управления проектной деятельностью с использованием мобильных технологий с учетом современного развития общества, таких как подвижные игры, системы мобильного опроса, информационно-справочные ресурсы, социальные сети для группового визуального штурма.

Ключевые слова: модель управления проектной деятельностью, мобильное обучение, урок физической культуры, информационно-образовательная среда, планируемые результаты обучения.

В настоящее время глубоко исследуются теоретические и методические вопросы по обучению проектной деятельности в школе. Однако большинство исследований посвящено проблеме обучения проектной деятельности учащихся среднего и старшего звена [3]. При этом необходимость обучения проектной деятельности учащихся в начальной школе обусловлена Федеральными государственным образовательным стандартом, который предполагает, что младший школьник должен обладать не только предметными знаниями, но и первоначальным опытом проектной деятельности. Проект как форма обучения позволяет сократить, а в идеале, устранить разрыв между образованием учащегося и применением полученных им знаний и навыков в реальной деятельности.

ФГОС начального общего образования (1-4 классы) так же предъявляет новые требования к информационно-образовательной среде, регламентирует необходимость обеспечить образовательные учреждения комплексом технологических средств.

Информационно-образовательная среда обязана обеспечить возможность осуществления педагогической и образовательной

деятельности в электронной и цифровой форме. Дать возможность фиксирования результатов освоения образовательной программы, свободной коммуникации, в том числе дистанционной посредством сети интернет.

В настоящее время в образовательном процессе активно применяются электронные средства обучения, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Потенциал их использования велик, однако их внедрение происходит «очень медленно» [2].

Большинство учителей в школе на своих уроках используют электронные носители совместно с демонстрационными средствами при чтении лекции, выступлении, представления презентации".

Однако урок физической культуры имеет свои специфические особенности, связанные с отсутствием условий для применения средств информационно--коммуникационных технологий, для реализации различных видов учебной деятельности. Так же спортивные залы не оснащены средствами, способными считывать, обрабатывать и проектировать данные, записанные в электронном виде. Отсюда возникает противоречие между необходимостью использования электронных средств обучения для повышения качества образовательного процесса и невозможностью обеспечить компьютерами спортивный зал [1].

Решением данной проблемы является комплексное использование мобильных устройств в образовательном процессе. Это означает, что пользователь все меньше привязан к конкретным «точкам доступа» и все легче встраивает «мгновенный доступ к информации». Мобильность позволяет ученикам не присутствовать в специально выделенном физическом пространстве (напр. в классе), но при этом постоянно оставаться в процессе обучения, в контакте со своей группой или с учителем.

Выявлена необходимость в специальных инструментах управления современным образовательным процессом, позволяющим учителям и учащимся разрабатывать и реализовывать учебные проекты, создавая информационно-образовательную среду, которая обеспечивает возможность осуществления педагогической и образовательной деятельности в электронной (цифровой) форме [4].

Мы проанализировали потенциал использования мобильных технологии" в обучении, а также процесс управления проектной деятельностью школьников 1-4-х классов. Также была разработана и описана модель управления проектной деятельностью с использованием мобильных технологии" с учетом современного развития общества, таких как подвижные игры с дополненной реальности, системы мобильного опроса, информационно-справочные ресурсы, социальные сети для группового визуального штурма. Мы предположили, что процесс обучения младших школьников проектной деятельности на уроках физической культуры будет более эффективным, если:

1) процесс обучение проектной деятельности организовывать поэтапно;

2) процесс управления проектной деятельностью осуществлять с помощью мобильных приложений;

3) контроль, анализ и оценку результатов управления проектной деятельностью проводить на основе комплекса разработанных нами критериев обученности проектной деятельности школьников.

В процессе эксперимента нами была внедрена в образовательный процесс младших школьников МАОУ Средней общеобразовательной школе № 6 имени Героя России С.Л. Яшкина, в рамках предмета физическая культура, модель управления проектной деятельностью младших школьников с использованием мобильных приложений. В ее основе лежит специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на овладение образовательными результатом на каждом этапе проектной деятельности. Нами описаны задачи учителя и ученика на каждом этапе обучения проектной деятельности, в которых оптимально сочетается управление учителя с собственной самостоятельностью и активностью школьников (рис. 1).

Рис. 1. Модель управления проектной деятельности на этапе «Работа в проектной команде» с применением мобильных приложений

Разработанная модель управления постепенно подводит ученика к самостоятельному решению всех проектных задач, заменяя наставничество учителя мобильными приложениями. Также мы описали мобильные приложения и инструкции к ним.

Исследования по проблеме обучения младших школьников проектной деятельности позволяют нам полагать, что обучение проектной

деятельности необходимо осуществлять поэтапно. Мы подготовительный, первый и второй этапы обучения деятельности младших школьников на уроках физической (рис. 2).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ / 2 КЛАСС

Учащиеся под руководством учителя выполняют частные проектные задания, используя мобильные приложения

I

ПЕРВЫЙ / 3 КЛАСС

Учащиеся с помощью учителя разрабатывают учебный проект, используя мобильные приложения, и реализуют его

_I_

ВТОРОЙ / 4 КЛАСС

Учащиеся самостоятельно разрабатывают учебный проект и реализуют его с помощью мобильных приложений

Рис. 2. Этапы обучения проектной деятельности младших школьников на уроке физической культуры

Нам удалось описать механизмы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроке физической культуры на каждом из этапов проектной деятельности, на основе этого были разработаны критерии оценки обученности учащихся проектной деятельности (рис. 3).

выделяем проектной культуры

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Предметные: в процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с актуальными проблемами в предметной области знаний.

Личностные: усиливается мотивация ученика на обучение в результате погружения в проблематику проекта.

Метапредметные: в процессе работы над проектом учащиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся осваивают: способ работы над открытыми задачами (актуальными, решаемыми, но не имеющими решения на сегодняшний день), основы работы с текстом, действия постановки и решения проблемы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБУЧЕННОСТИ

Умение определелять, фиксаровать и коммуницировать цель проекта

ОЦЕНКА

Цель четко сформулирована и убедительно обоснована

Ф

Цель сформирование на четко, но не соответствует

заявленной проблематике

Цель сформулирована не четко

О

Рис. 3. Критерии оценки обученности учащихся проектной деятельности на этапе работы над проектом «От проблемы к цели»

Опираясь на разработанные критерии оценки обученности школьников, были выделены три уровня обученности проектной деятельности: высокий, средний, низкий. В исследовании принимали участие 2-й, 3-й и 4-й классы, в каждой параллели были созданы контрольная и экспериментальная группы по 10 чел. В начале учебного года у учащихся определялся исходный уровень обученности проектной деятельности по результатам выполнения проектов в группе: во всех группах диагностировался низкий уровень и лишь в одной - средний.

Проводилось анкетирование на тему: «Использование мобильных устройств». 100 % учеников - пользуются мобильными телефонами. На предмет использования мобильного телефона на уроках, 90 % опрошенных ответили отрицательно, сославшись на запрет преподавателей, лишь 10 % опрошенных отметили такие приложения, как калькулятор, поисковик Google, Яндекс-переводчик. Из вышесказанного можно сделать не утешительные выводы, технологическое будущее окружающее нас, интегрированное в нашу повседневную жизнь, исключается из образовательного процесса.

Оценка уровня обученности осуществлялась по средствам личной карты учета, которая заполнялась на каждого ученика (рис. 4).

УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ФИКСИРОВАТЬ И КОММУНИЦИРОВАТЬ ЦЕЛЬ

Цель четко сформулирована и убедительно обоснована О Цель сформированнана четка, но не соответствует заявленной проблематике О Цель сформулирована не четко

О 2 балла 0 1 балл О 0 баллов

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА

Проект выполнен самостоятельно. На основе собственных идей Проект выполнен с участием учителя, в качестве наставника (2) Проект выполнен по образцу учителя

Использование современных инструментов визуализации учебной информации Частичное использование современных инструментов визуализации (3 Современных инструментов визуализации не использованы

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАН-ГРАФИКА

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ПОДБОР СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

(3 Проектная группа оптимально организована во времени и пространстве (2) Проектная группа допускает незначительные ошибки в планровании (2) Проектная группа допускает значительные ошибки в планровании

О Проект реализован в срок и по замыслу

Проект реализован частично или нарушены сроки Проект не соответствиет цели

О Использование современных инструментов и в основной части проекта и при его разработке @ Использование современных инструментов при разработке проекта ф Современные инструменты не использованы

Индивидуальные показатели

Групповые показатели

Рис. 4. Личная карта учета уровня обученности проектной

деятельности

Личная карта оценивала индивидуальный уровень обученности путем открытых вопросов, на которые ученик отвечал до групповой

работы над проектом. Затем экспериментальным и контрольным группам в течение полугода предлагалось выполнить ряд групповых проектов. В контрольных группах управление проектной деятельностью осуществлялась по традиционной модели - без использования мобильных сервисов, под полным наставничеством учителя. Процесс управления проектной деятельностью младших школьников в экспериментальной группе осуществлялся при помощи мобильных приложений. Группа была ознакомлена с перечнем мобильных приложений для выполнения проектного задания и с инструкциями к их использованию.

Мы полагаем, что основные исходные параметры учащихся определяются возрастными особенностями младшего школьного возраста. Непроизвольность внимания и памяти, низкий уровень развития учебной мотивации, быстрая утомляемость, недостаточная волевая регуляция деятельности, ограниченные возможности самостоятельной деятельности и др. указывают на то, что учащиеся вторых классов не готовы к самостоятельной проектной деятельности. Поэтому во втором классе учащиеся лишь знакомились с элементами проектной деятельности, выполняя частные проектные задания: «Оформите афишу для спортивно-массового школьного мероприятия», «Создайте информационный" стенд на тему: «Базовые виды спорта в школе», «Проведите теоретический" срез знании" по теме: «История спорта и Олимпийского движения», «Проведите социологический" опрос на тему: «Как я отношусь к уроку физической" культуры».

Исходный" уровень обученности проектной" деятельности учащихся по индивидуальным и групповым показателям определялся по результатам выполнения проектного задания в группе на тему «Оформите афишу для спортивно-массового школьного мероприятия». В обеих группах диагностировался низкий уровень обученности проектной" деятельности. Вся деятельность в проектных командах проходила под наставничеством учителя: формулировка цели; выдвижение идеи по решению проектного задания; выбор средств для решения проектного задания; создание проектного продукта; презентация продукта. Индивидуальные показатели учащихся по личным картам оценки до групповой" деятельности так же диагностировались на низком уровне.

Контрольный" срез после эксперимента проводился по итогу последнего проектного задания в учебном году. На протяжении полугода учащиеся выполнили 4 проектных задания по предложенным темам. По результатам эксперимента была выявлена положительная динамика повышения уровня обученности проектной" деятельности в обеих группах.

Однако анализ индивидуальных показателей" показал, что учащихся контрольной" группы частично осознают поставленную учителем цель проектного задания, при выдвижении идеи учащихся выполняют задание по образцу учителя. Учащиеся экспериментальной" группы, ознакомленные

с мобильными сервисами (Plickers, Canva, Piktochart, Keynote) в большей" степени проявляют самостоятельность в ходе разработки проекта, при работе над содержанием применяют более современные технологии, что наделяет продуктовый" результат проектной" деятельности высокими качественными показателями. Несмотря на это, учащиеся обеих групп к окончанию эксперимента затрудняются в планировании и организации групповой деятельности и в распределении ролей в группе (рис. 5).

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 5. Результаты проектного задания на тему «Проведите теоретический срез знании по теме «История спорта и Олимпииского движения»

По результатам эксперимента была выявлена положительная динамика повышения уровня обученности проектной деятельности в обеих группах. Однако анализ индивидуальных показателей показал, что учащиеся контрольной группы выполняют задание по образцу учителя. Учащиеся экспериментальной группы, ознакомленные с мобильными сервисами, в большей степени проявляют самостоятельность в ходе разработки проекта, при работе над содержанием применяют более современные технологии, что наделяет продуктовый результат проектной деятельности высокими качественными показателями. Несмотря на это, учащиеся обеих групп к окончанию эксперимента затрудняются в планировании и организации групповой деятельности и в распределении ролей в группе.

В третьем классе содержание проектной деятельности реализовывалось через выполнение учащимися групповых учебных проектов. Экспериментальная группа была ознакомлена с перечнем мобильных приложений для эффективного планирования работы в группе на основе метода интеллектуальных карт Mindly, сервисы для визуального группового штурма Pinterest, а также приложения для создания

интерактивных презентаций Keynot (рис. 6).

Контрольная группа

Экспериментальная группа

(ТГТТГ^

1 г Э 4 5 в

Рис. 6. Результаты группового проекта на тему «Разработайте комплекс упражнении для развития гибкости и равновесия,

ловкости, силы»

По результатам эксперимента в третьем классе была выявлена положительная динамика повышения уровня обученности проектной деятельности в обеих группах по групповым показателям. Однако анализ результатов показал, что учащиеся контрольной группы, выполняют задание стереотипно, по шаблону, прибегая к помощи учителя почти на каждом этапе разработки проекта. Испытуемым сложно работать в команде, согласовывать общую деятельность. Учащиеся эксперименталь -ной группы, ознакомленные с мобильными сервисами, в большей степени проявляют самостоятельность в ходе разработки проекта, при работе над содержанием, презентацией продукта применяют более современные технологии. В групповой деятельности, пользуясь сервисом Р^е^^ более качественно организуют совместную деятельность, т.к. данное приложение создает возможность коммуницировать на расстоянии. Так же экспериментальная группа использовала приложение Sworkitkids для детей 7-14 лет с грамотно построенными тренировками основных двигательных качеств, с проецированием видео с эталонным выполнением, счетом, методическими указаниями, дозировкой на экран. Несмотря на это, учащиеся обеих групп к окончанию эксперимента затрудняются в выборе современных путей при разработке самого содержания проекта, так же сложности, учащиеся испытывали при переходе от проблемы к цели проекта: цель и проблемное поле в подготовительном этапе эксперимента в обеих группах уточнял учитель.

В четвертом классе учащиеся экспериментальных и контрольных групп выполнили также три проекта. Акцент на данном этапе ставился на

самостоятельность учащихся при выборе проблемного поля, а также на современные, инновационные пути их решения. Экспериментальная группа была ознакомлена с перечнем мобильных приложений для поиска проблемного поля, а также с приложениями, предлагающими инновационные технологии в сфере образования (рис. 7).

Рис. 7. Результаты группового проекта на тему «Разработайте и проведите серию новых подвижных игр для повышения интереса

урока физическои культуры»

По результатам эксперимента в 4-м классе была выявлена положительная динамика повышения уровня обученности проектной деятельности только в экспериментальной группе. Анализ результатов выполнения задания показал, что учащимся контрольной группы испытывают сложности на протяжении всей работы над проектом. Сложность проектов возрастает, а у учащихся не сформирована готовность к проектной деятельности. В экспериментальной же группе, ознакомленной с мобильными сервисами, возникает меньше трудностей. Это связанно с тем, что подобранный учителем набор мобильных сервисов заменяет некоторые задачи учителя, как наставника, делая процесс работы над проектом более самостоятельным и технологично оснащенным.

Таким образом, нами доказана эффективность влияния мобильных приложений на процесс управления проектной деятельностью на уроках физической культуры у младших школьников. Прослеживается положительная динамика роста уровня индивидуальных и групповых показателей обученности проектной деятельности во всех экспериментальных и контрольных группах. Однако в экспериментальных группах этот процесс протекает быстрее и качественнее, согласно выделенными нами критериев. Проведенное нами исследование и

экспериментальная проверка доказывает предположение о том, что разработанная модель управления постепенно подводит ученика к самостоятельному решению всех проектных задач, заменяя наставничество учителя возможностями мобильного приложения на каждом этапе работы над проектом. Так же применение мобильных технологий способствовало проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета «Физическая культура» у младших школьников.

Список литературы

1. Кудрявцев А.В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. 2016. №6. С. 66-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Новиков М.Ю. Возможности применения мобильных технологий в школьном курсе информатики // Педагогическое образование в России. 2017. №6. С. 98-105.

3. Новикова Н.Н. Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников на уроках технологии: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2003. 173 с.

4. Суворова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник РУДН. Информатизация образования. 2015. №1. С. 85-99.

Бусырева Анастасия Сергеевна, старший преподаватель, asyabay@yandex.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Голяков Иван Павлович, старший преподаватель, golyakovjvan@mail. ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Гордеев Павел Витальевич, учитель, gordeevPV@yandex.ru, Россия, Пермь, средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя России С.Л. Яшкина

MOBILE APPLICATIONS AS A TOOL FOR MANAGING PROJECT ACTIVITY

OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN PHYSICAL EDUCA TION CLASSES

A.S. Busyreva, I.P. Golyakov, P.V. Gordeev

The potential of use of mobile technologies at a lesson of physical culture at the organization and management of project activity of schoolchildren of 1-4 classes is revealed. A model for managing project activities using mobile technologies has been developed and described taking into account the modern development of society, such as mobile games with augmented reality, mobile survey systems, information resources, social networks for group visual storming.

Key words: model of project activity management, mobile training, physical culture lesson, information and educational environment, planned learning outcomes.

Busyreva Anastasia Sergeevna, senior lecturer, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,

Golyakov Ivan Pavlovich, senior lecturer, golyakov_ivan@mail. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,

Gordeev Pavel Vitalievich, teacher, gordeevP V@yandex. ru, Russia, Perm, secondary school №. 6 named after Hero of Russia S.L. Yashkin

УДК 796.011:373.31

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧИТЕЛЕМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВТОРОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Быстрицкая, О.В. Реутова

Рассмотрена проблема подготовки учителей по физической культуре к процессу формирования и мониторинга результатов образовательной деятельности. Представлено детальное описание образовательных результатов первого (дошкольного) и второго уровней образования. Рассмотрены проектирование и моделирование образовательного процесса на основе учения о педагогических технологиях в соответствии с методологией развивающего обучения. Предложены инновационные и традиционные технологии, пересмотренные с учетом требований ФГОС.

Ключевые слова: учителя физической культуры, уровни образования, педагогическое проектирование, образовательные технология, результаты обучения.

Как показывают многочисленные исследования в сфере физического воспитания, педагогические организации общего образования с воодушевлением приняли переход на реализацию ФГОС, поскольку «современные образовательные стандарты позволяют учителю физической культуры реализовать свой творческий потенциал, задают основу вариативного личностно-ориентированного обучения» [1]. Именно поэтому в требованиях стандарта широко представлены личностные образовательные результаты. Более того, образовательный процесс в современной школе является принципиально открытой системой, где могут быть широко представлены межпредметные и межличностные связи и взаимодействия.

Изолированность деятельности педагога ушла в прошлое. «Педагоги и ученики объединены в единое информационное пространство, где необходимо дать ученикам специфические компетенции, позволяющие им сориентироваться в этом пространстве и продолжать саморазвитие и самообразование даже вне стен школы. Такая социально-образовательная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.