УДК 371 Магомедова А.М.-С., Рабаданов Г.М.
Магомедова А.М.-С.
студентка 3 курса Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)
Рабаданов Г.М.
старший преподаватель кафедры английского языка Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Аннотация: в статье рассматриваются современные технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка. Подчеркивается важность развития навыков эффективного общения в различных жизненных ситуациях через интеграцию лингвистических, социолингвистических и прагматических знаний. Основное внимание уделяется таким методам, как проектная деятельность, ролевые игры, кейс-методы, дебаты и использование цифровых технологий. Приводятся примеры заданий, моделирующих реальные коммуникативные ситуации, что способствует развитию языковой уверенности и навыков критического мышления. Особое место отводится аутентичным материалам и платформам для взаимодействия, таким как TED Talks, Google Classroom и eTwinning. Описаны подходы к интеграции технологий обратной связи и роль учителя в создании мотивирующей среды. Предложенные методы и примеры обеспечивают системный подход к обучению, подготавливая учащихся к успешному использованию языка в реальной жизни и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, английский язык, старший этап, интерактивные технологии, проектная деятельность, ролевые игры, цифровые платформы, аутентичные материалы.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка на старшем этапе школьного обучения является одной из ключевых задач современной педагогики. Коммуникативная компетенция предполагает способность учащихся эффективно использовать язык в различных ситуациях общения, интегрируя лингвистические, социолингвистические, дискурсивные, стратегические и социальные знания. Современные технологии обучения играют важную роль в достижении этой цели, способствуя не только развитию языковых навыков, но и активному вовлечению учащихся в процесс коммуникации [1, с. 231].
Одной из базовых технологий формирования коммуникативной компетенции является методика коммуникативного подхода, которая акцентирует внимание на практическом использовании языка. На уроках английского языка в старших классах создаются ситуации, моделирующие реальное общение, что позволяет учащимся преодолеть языковой барьер и развить навыки беглой речи. Учителя используют ролевые игры, дискуссии, дебаты, проекты и кейс-методы для активизации взаимодействия между учащимися. Важно, чтобы учебный процесс включал задачи, требующие критического мышления, сотрудничества и самостоятельного принятия решений, так как это способствует развитию способности вести диалог, выражать мнение и обосновывать свою точку зрения.
На старшем этапе обучения особое значение приобретает использование проектных технологий, которые позволяют учащимся самостоятельно исследовать актуальные темы и представлять результаты своей работы в форме презентаций, эссе или выступлений. Например, проект "Environmental Problems and Solutions" может включать в себя исследование экологических проблем в различных странах, обсуждение возможных решений и подготовку рекомендаций для школьного сообщества. Учащиеся могут использовать такие фразы, как "Our research shows that plastic pollution is one of the most urgent problems... " или "We suggest organizing a school-wide campaign to reduce waste.".
Подобные проекты не только развивают языковые навыки, но и формируют критическое мышление и навыки командной работы.
Важным элементом обучения является использование ролевых игр, которые моделируют реальные ситуации общения. Например, ролевую игру "Job Interview" можно организовать так, чтобы один учащийся играл роль работодателя, а другой - соискателя. Соискатель может использовать такие выражения, как "I believe my skills and experience make me a suitable candidate for this position. " или "I am particularly interested in this job because... ", а работодатель может задавать вопросы: "What are your strengths and weaknesses?" или "How do you handle stressful situations?". Такие задания помогают учащимся не только практиковать язык в профессиональном контексте, но и развивать уверенность в себе.
Особую роль играет использование кейсовых заданий. В процессе анализа ситуаций учащиеся сталкиваются с реальными проблемами, которые требуют применения языка для их решения. Например, кейс "Lost in a Foreign City" предлагает учащимся разработать план действий в ситуации, когда они оказались в незнакомом городе без доступа к своим привычным ресурсам. Они могут использовать такие фразы, как "Excuse me, could you please tell me how to get to... " или "I am looking for a nearby hotel. Do you know any?". Такие задания помогают учащимся овладеть языковыми навыками, необходимыми для решения повседневных задач [2, c. 314].
Использование цифровых технологий, таких как онлайн-платформы и приложения, также оказывает значительное влияние на формирование коммуникативной компетенции. Например, платформы для видеоконференций, такие как Zoom или Microsoft Teams, позволяют организовывать виртуальные дебаты, групповые обсуждения и интервью с носителями языка. В рамках таких заданий учащиеся могут обсуждать актуальные темы, например: "Do you think social media influence our daily communication?" или "What are the advantages and disadvantages of online education?".
Важным элементом является использование аутентичных материалов, таких как статьи из англоязычной прессы, подкасты, видео и записи публичных выступлений. Аутентичные материалы помогают учащимся не только овладеть языковыми навыками, но и познакомиться с культурным контекстом использования языка. Например, при изучении экологических проблем можно использовать статью из The Guardian и предложить учащимся обсудить такие вопросы, как "What can we do to reduce plastic waste in our communities?" или "What role does education play in raising environmental awareness?".
Ролевые игры являются еще одним эффективным методом, который способствует развитию коммуникативной компетенции. Например, учащимся можно предложить смоделировать переговоры в международной компании. Один из учащихся играет роль представителя компании, другой - клиента. Они могут использовать такие выражения, как: "Let me clarify the terms of our agreement..." или "We need to discuss the pricing strategy for the upcoming project.". Ролевые игры позволяют учащимся практиковать использование языка в профессиональном контексте, что особенно важно на старшем этапе обучения.
Значительное внимание уделяется развитию навыков критического мышления и аргументации. Это достигается через обсуждение спорных вопросов, где учащиеся должны формулировать и отстаивать свою точку зрения. Например, тема для обсуждения: "Should animals be used for scientific research?" позволяет учащимся выражать свои мысли, используя такие конструкции, как: "In my opinion...", "On the one hand... on the other hand..." или "I strongly believe that...".
Интеграция технологии обратной связи, такой как использование чат-ботов или автоматизированных систем проверки, позволяет учащимся улучшать свои письменные навыки. Например, учащиеся могут писать эссе или электронные письма, используя фразы: "I am writing to express my opinion on..." или "Thank you for your time and consideration.". После выполнения задания автоматизированная система предоставляет рекомендации по улучшению текста [3, c. 59].
Наконец, работа в парах и малых группах способствует созданию естественной языковой среды, где учащиеся учатся не только говорить, но и слушать друг друга. Например, упражнение "Findsomeone who..." предполагает, что учащиеся должны задать как можно больше вопросов своим одноклассникам, используя фразы: "Have you ever...?" или "Can you tell me about...?. Это стимулирует их к активному использованию языка в реальном времени [4, с. 46].
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка на старшем этапе требует сочетания разнообразных технологий, обеспечивающих развитие всех компонентов языковой компетенции. Интеграция проектных заданий, ролевых игр, кейс-методов, использования цифровых платформ и аутентичных материалов позволяет создать эффективную языковую среду, способствующую активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Комбинация данных технологий не только развивает навыки общения, но и готовит учащихся к успешному использованию языка в реальной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Василова, Н.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе // Молодой ученый. - 2019. - №43. - С. 231-234;
2. Синичкина, А.А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2020. - №4. - С. 314-316;
3. Шатилова, А.А. Игровые технологии в обучении взрослых английскому языку: возможности и ограничения // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2020. - Т. 19, №2 (44). - С. 59-68;
4. Салынская, Т.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка // Грамота. - 2010. - №12. - С. 46-49
Magomedova A.M.-S., Rabadanov G.M.
Magomedova A.M.-S.
Dagestan State University (Makhachkala, Russia)
Rabadanov G.M.
Dagestan State University (Makhachkala, Russia)
TECHNOLOGIES FOR FORMATION OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ENGLISH LESSONS AT SENIOR STAGE
Abstract: article discusses modern technologies for the formation of communicative competence of high school students in English lessons. The importance of developing effective communication skills in various life situations through the integration of linguistic, sociolinguistic and pragmatic knowledge is emphasized. The main focus is on such methods as project activities, role-playing games, case studies, debates and the use of digital technologies. Examples of tasks modeling real communicative situations are given, which contributes to the development of language confidence and critical thinking skills. A special place is given to authentic materials and platforms for interaction, such as TED Talks, Google Classroom andeTwinning. Approaches to the integration of feedback technologies and the role of the teacher in creating a motivating environment are described. The proposed methods and examples provide a systematic approach to learning, preparing students for the successful use of language in real life and professional activities.
Keywords: communicative competence, English, senior stage, interactive technologies, project activities, role-playing games, digital platforms, authentic materials.