Научная статья на тему 'Формирование навыков говорения с использованием Британских учебников'

Формирование навыков говорения с использованием Британских учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / навыки говорения / учащиеся / учитель / методика / information technology / speaking skills / students / teacher / teaching techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харапудько Елена Николаевна

Статья посвящена такой проблеме современного обучения, как всестороннее использование информационных технологий при формировании навыков говорения у учащихся школ Великобритании. Приводятся примеры практических заданий, которые мотивируют активное говорение учащихся и их вовлечение в процесс урока, где необходим навык говорения. Также в статье идёт речь об интеграции традиционно принятых и современных инновационных методах преподавания и о необходимости индивидуального подхода к учащимся. То есть дифференцированный подход ставится во главу угла при формировании всех навыков и умений во время изучения различных аспектов языка, и в первую очередь, говорения. Данная статья может быть полезной как учителям школ, так и студентам, изучающим методику преподавания английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLS FORMATION OF SPEAKING WITH REFERENCE TO BRITISH MANUALS

The article is devoted to the problem of modern education, as a comprehensive use of information technology in the formation of speaking skills among students of the UK schools. Examples of practical tasks that motivate active speaking of students and their involvement in the process of the lesson, where speaking skills are needed, are given. The article also deals with the integration of traditional and modern innovative teaching methods and the necessity of individual approach to students. That is, a differentiated approach is put at the forefront in the formation of all skills while studying various aspects of the language, and primarily speaking. This article can be useful for both school teachers and students studying teaching techniques of the English language.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков говорения с использованием Британских учебников»

4. Leont'ev, A.A. (2014). Psiholingvisticheskie edinicy i porozhdenie rechevogo vyskazyvaniya [Psycholinguists units and generation of speech]. M.: URSS, 312 p. (In Russian)

Автор публикации

Хакимзянова Алсу Саетзяновна —

Старший преподаватель, Казанский федеральный университет, alsoukh@mail. т

Author of the publication

Khakimzyanova Alsu Saetzyanovna -

Senior Teacher,

Kazan Federal University,

[email protected]

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

БРИТАНСКИХ УЧЕБНИКОВ

Е.Н. Харапудько ilenutsa@yandex. ru Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Статья посвящена такой проблеме современного обучения, как всестороннее использование информационных технологий при формировании навыков говорения у учащихся школ Великобритании. Приводятся примеры практических заданий, которые мотивируют активное говорение учащихся и их вовлечение в процесс урока, где необходим навык говорения. Также в статье идёт речь об интеграции традиционно принятых и современных инновационных методах преподавания и о необходимости индивидуального подхода к учащимся. То есть дифференцированный подход ставится во главу угла при формировании всех навыков и умений во время изучения различных аспектов языка, и в первую очередь, говорения. Данная статья может быть полезной как учителям школ, так и студентам, изучающим методику преподавания английского языка.

Ключевые слова: информационные технологии, навыки говорения, учащиеся, учитель, методика

Для цитирования: Харапудько Е.Н. Формирование навыков говорения с использованием Британских учебников. Казанский лингвистический журнал. 2019; 4 (2): 149-156.

SKILLS FORMATION OF SPEAKING WITH REFERENCE TO BRITISH

MANUALS

E.N.Kharapudko

[email protected]

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article is devoted to the problem of modern education, as a comprehensive use of information technology in the formation of speaking skills among students of the UK schools. Examples of practical tasks that motivate active speaking of students and their involvement

in the process of the lesson, where speaking skills are needed, are given. The article also deals with the integration of traditional and modern innovative teaching methods and the necessity of individual approach to students. That is, a differentiated approach is put at the forefront in the formation of all skills while studying various aspects of the language, and primarily speaking. This article can be useful for both school teachers and students studying teaching techniques of the English language.

Keywords: information technology, speaking skills, students, teacher, teaching techniques.

For citation: Kharapudko E.N. Skills Formation of Speaking with Reference to British Manuals. Kazan Linguistic Journal. 2019; 4 (2): 149-156. (In Russ)

Информационная технология, ориентированная на формирование навыков говорения, в школах Великобритании очень разнообразна. Но нас сейчас уже меньше пугает огромная крепость под названием иностранный язык, на вершине которой гордо реет флаг, чаще всего Британский. Последнее время, когда рынок образовательных технологий изобилует предложениями по самым разнообразным приемам изучения английского языка, вопрос, по какой методике вы преподаете, становится всё более актуальным, что свидетельствует о повышении культуры потребления интеллектуальной продукции. Каким же современным технологиям можно доверять? Пожалуй, стоит отдать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя технологиям, постепенно переходящим в разряд методической классики, то есть "Headway", "Face to Face", "New English File". Но нельзя снимать со счетов и новые технологии «Английский за две недели», «Коммуникативная методика преподавания английского языка», «Эффективный экспресс метод».

Что касается Британских методик, они имеют ряд отличительных черт. Большинство из них разработано на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания. Дифференциация по возрастным группам и многоуровневый подход дают возможность развития отдельной человеческой личности, влияют на ее мировоззрения, на систему ценностей, на умение мыслить. Другими словами, во главу угла ставится индивидуальный подход [2, C.64-69]. Не секрет, что все без исключения Британские методики нацелены на развитие четырёх языковых навыков: чтения, письма, говорения и аудирования. При этом большой акцент делается на использование аудио,

видео и интерактивных ресурсов. Благодаря разнообразию методических приемов, в числе которых одно из ведущих мест занимают языковые технологии, в Британских школах формируют навыки необходимые человеку в современной жизни, например, умение делать доклад, вести электронную переписку, проводить презентации и т.д. Некоторые методики отличаются хорошей систематизаций материала. Пожалуй, Британские методики - лучший вариант для тех, кто хочет изучать «реальный английский» [7].

Есть необходимость подробно остановится на формировании навыков говорения. Существует три основные причины, по которым учащиеся включаются в процесс говорения:

1. Повторение

Давая учащимся возможность свободной дискуссии, вы даёте им шанс прорепетировать, то есть повторить ситуацию вне класса. Принимая участие в ролевой игре, например, на таможне аэропорта, они имеют возможность проиграть события в реальной жизни.

2. Обратная связь

Задания по говорению, где учащиеся попытаются использовать все знания и умения в языке, обеспечивая обратную связь и для учителя, и для учащихся. Учитель может видеть, насколько хорошо его класс справляется с заданием, и какие языковые проблемы имеются в классе. Учащиеся тоже могут видеть, насколько легко они находят необходимую структуру или фразы, и что им нужно для улучшения навыков говорения. Языковая активность может принести огромное удовлетворение учащимся и под разумным руководством учителя может вдохновить их на дальнейшее изучения языка [5, С3-7].

Занятия

Хорошая языковая активность может и должна быть высоко мотивированной. Если все учащиеся активно вовлечены в процесс говорения, и учитель имеет обратную связь, то они получают удовольствие от занятий. Здесь можно использовать большое количество интересных и развлекательных

заданий: ролевые игры, дискуссии, решения проблем, ситуативные игры и другие развлекательные моменты.

Вот несколько примеров формирования навыков говорения. Например, на начальном уровне вы прибегаете к приему обучения говорению, так называемому «информационному пробелу», где двое говорящих имеют две разные части информации и создают одно целое.

Самым популярным приемом для получения информации является задание под названием «опиши и нарисуй». Задание следующее: у одного из учащихся есть картина, которую он не должен показывать второму ученику. К слову, учителя в Британии иногда любят использовать картины в стиле сюрреализма: пустой дверной проем на пляже или поезд, выезжающий из камина [3, C.4-7]. Все что должен сделать второй учащийся, это нарисовать картинку, не глядя на оригинал, так, чтобы рисунок совпадал с ним. При этом художник задает вопросы, а ученик с картиной дает инструкции и описания. Задание «опиши и нарисуй» имеет много элементов активности фонетически, грамматически и лексически правильно оформленного говорения. Этот прием высоко мотивирован, где основной целью является коммуникативность учащихся в использовании языка [1, C.6-9].

Еще один пример, помогающий вызвать беседу или обмен мнениями, что позволяет учащимся самим руководить опросом или исследованиями. Если учащиеся планируют эти опросы сами, то их активное говорение становится еще более полезным. Допустим, что после прохождения темы Present Perfect tense, учитель хочет активизировать все языковые знания, то такое естественное использование этой темы, будет только на пользу учащимся.

Например, тема «Сон, как вы спите, как вы ведете себя во сне и т.д.». Прежде всего учитель рассказывает, что такое сон. Возможно, он рассказывает историю о бессоннице, о ночном кошмаре или о ком-нибудь, кто ходит во сне. Таким образом, он пытается дать учащимся как можно больший вокабуляр по теме. Например, dream, nightmare, walk in your sleep, heavy sleeper, light sleeper. Теперь учащиеся работаю в парах и создают опросник, учитель

помогает, где необходимо. Все вопросы задаются в Present Perfect. Все это может выглядеть следующим образом:

SLEEP QUESTIONRAIRE

Have you ever

- talked in your sleep?

- walked in your sleep?

- had a nightmare?

- fallen out of bed?

If your answer "yes", describe the experience.

Далее учащиеся проводят опрос друг друга записывая все данные. В то время как они выполняют это задание, учитель слушает, подсказывает, где нужно, и только после окончания делает поправки, если есть такая необходимость. Здесь нужно отметить немаловажную деталь - как следует учителю корректировать ошибки в процессе говорения. Когда учащийся тренируется в произношении, учитель каждый раз должен исправлять ошибки. Но, если учитель, то же самое будет делать, внедряясь в процесс дискуссии, то это может нарушить течение беседы. Если в какой-то момент, когда учащийся высказывает свою точку зрения, а учитель говорит: «Подождите, Вы сказали ''is'', а следует говорить "are" - "повторите", то дискуссия будет нарушена, а ее нить потеряна. Постоянные прерывания со стороны учителя разрушают цель обучения навыкам говорения [6, C.309-314]. Поэтому большинство учителей в британской школе во время процесса говорения учащихся стараются сесть сзади класса, записывая ошибки учащихся, как грамматические, так и стилистические. И только после беседы корректируют их.

Некоторые учителя сами активно вовлекаются в процесс говорения. Они могут спорить во время дискуссии или принимать участие в ролевых играх. Нет ничего плохого в этом, если учитель не начинает доминировать. Лучше всё же находится в стороне, наблюдать и слушать, а также контролировать процесс говорения. Учащиеся всегда высоко оценивают

учащего преподавателя, но в такой ситуации необходимо выдержать «золотую середину», то есть не увлекаться [4, C.2-6].

В заключении хотелось бы сказать, что глобальная информатизация общества, которая открывает широкие возможности для обучения и изучения иностранных языков посредством новейших информационных технологий способствует достижению основной цели обучения иностранным языкам -развитию коммуникативной компетенции, которая предполагает формирование способности к межкультурному взаимодействию в современном мире.

Литература

1. Анашкина И.Н. Современные технологии обучения говорению // Некоммерческое Партнерство / Институт направленного образования ISSN 2309-1754, 2014. С. 6-9.

2. Горбунова Т.С., Фахрутдинова А.В. Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Ученые записки/ Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014. Т. 218. № 2. С. 64-69.

3. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку //Английский язык 1 сентября.№3. 2006. С. 4-8.

4. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. №8. 2005. С. 2-6.

5. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе // Английский язык 1 сентября. №6. 2005. С. 3-7.

6. Фахрутдинова А.В., Гребцова С.В. Критерии оценки речевой активности на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях России и за рубежом //Ученые записки КГАВМ. 2014. Т.219. C. 309-314.

7. Martin Bygate. Speaking. Oxford University Press.1987 Рр. 125.

References

1. Anashkina, I.N. (2014). Sovremennye tekhnologii obucheniyu govoreniyu// Necommercheskoe Partnerstvo. Institut napravlennogo obrazovaniya [Modern technologies of teaching speaking] Publisher: non-profit Partnership "Institute of directed education", ISSN: 2309-1754. S.6-9. (In Russian)

2. Gorbunova, T.S., Fakhrutdinova, A.V. (2014). Primenenie audivizualnykh sredstv obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze// Uchernyezapiski/Kazanskoy Gosudarstvennoy akademii veterenarnoy meditsyny imeni N.E. Baumana. [The use of audiovisual means of teaching foreign language in a non-linguistic university. Academic notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after N.E. Bauman.]. T. 218. No. 2. S. 64-69. (In Russian)

3. Kosachev, I., Kosachev, Yu. (2006). Ispolzovanie autentichnykh videokursov v obuchenii angliyskomu yazyku // Angliysky yazyk 1 sentyabrya. [Using authentic video in English language teaching. English.] September 1 №3. S. 4-8. (In Russian)

4. Martin Bygate's Speaking. Oxford University Press 1987 125p. (In English)

5. Nesterov, N.I. (2005). Infomatsyonnye tekhnologii v obuchenii angliyskomu yazyku// Inostrannye yazyki v shkole. [Information technology in English language teaching. Foreign languages at school.] No. 8. S.2-6. (In Russian)

6. Ohanjanian, N.L. (2005). Elementy kommunikativnoy metodiki v obuchenii angliyskomu yazyku v sredney shkole. Angliysky yazyk 1 sentyabrya. [Elements of communicative methods of teaching English in high school.] English. September 1 №6. S. 3-7.

7. Fakhrutdinova, A.V. Grebtsova, S.V. (2014). Kriterii otsenki rechevoy aktivnosty na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v vysshykh uchebnykh zavedeniyakh Rossii I zarubezhom// Uchebnye zapiski KGA VM [Criteria for assessing speech activity at a foreign language lesson in higher educational institutions of Russia and abroad. Academic notes of the KGAVM.]. T.219. S. 309 - 314.

Автор публикации

Харапудько Елена Николаевна

преподавател ь

Казанский федеральный университет Email: [email protected]

Author of the publication

- Kharapudko Elena Nikolaevna -

Assistant professor Kazan Federal University Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.