Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные образовательные ресурсы / коммуникативные компетенции / иностранный язык / интернет-ресурсы / межкультурное взаимодействие / языковая среда. / electronic educational resources / communicative competencies / foreign language / Internet resources / intercultural interaction / language environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурдымурадов Д. Г., Реджепова О.

в статье рассматривается использование электронных образовательных ресурсов для развития коммуникативных компетенций учащихся. Автор подчёркивает важность применения информационных технологий на уроках иностранного языка, так как они способствуют созданию языковой среды и формированию межкультурного взаимодействия. В работе представлены примеры использования различных интернет-ресурсов, таких как онлайн-олимпиады, видеоконференции и международные проекты, для развития коммуникативных навыков учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES TO DEVELOP STUDENTS' COMMUNICATION COMPETENCIES

the article discusses the use of electronic educational resources for the development of students' communicative competencies. The author emphasizes the importance of using information technologies in foreign language lessons, as they contribute to the creation of a language environment and the formation of intercultural interaction. The paper presents examples of the use of various Internet resources, such as online Olympiads, video conferences and international projects, to develop students' communication skills.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»

УДК 378.4

Дурдымурадов Д. Г.

Преподаватель, кафедра «Информационных технологий» Туркменский национальный институт мировых языков имени

Довлетмаммета Азади Туркменистан, г. Ашхабад

Реджепова О.

Преподаватель, Кафедра «Общественных наук» Туркменский национальный институт мировых языков имени

Довлетмаммета Азади Туркменистан, г. Ашхабад

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в статье рассматривается использование электронных образовательных ресурсов для развития коммуникативных компетенций учащихся. Автор подчёркивает важность применения информационных технологий на уроках иностранного языка, так как они способствуют созданию языковой среды и формированию межкультурного взаимодействия. В работе представлены примеры использования различных интернет-ресурсов, таких как онлайн-олимпиады, видеоконференции и международные проекты, для развития коммуникативных навыков учащихся.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, коммуникативные компетенции, иностранный язык, интернет-ресурсы, межкультурное взаимодействие, языковая среда.

В сфере образования происходит цифровая революция, и в авангарде этих изменений лежит потенциал электронных образовательных ресурсов (ЭОР), способных изменить способы развития учащимися своих коммуникативных компетенций. Эти ресурсы, охватывающие все: от интерактивного моделирования до совместных онлайн-платформ, предлагают динамичную и увлекательную среду, превосходящую ограничения традиционных учебников и лекций. Используя возможности технологий, преподаватели могут воспитать поколение учащихся, которые не только умеют понимать информацию, но и умеют ясно, уверенно и эффективно выражать свои мысли в различных контекстах.

Одна из ключевых сильных сторон ЭОР заключается в их способности предоставить учащимся подлинный и увлекательный опыт обучения. Традиционная обстановка в классе часто может показаться надуманной: диалоги из учебников и заранее подготовленные упражнения не могут уловить нюансы реального общения. С другой стороны, ЭОР могут использовать мультимедийные элементы, такие как аудиозаписи, видеоклипы и интерактивное моделирование, для погружения учащихся в сценарии реальной жизни. Представьте себе, что студенты участвуют в виртуальных дебатах о текущем событии, участвуют в ролевых упражнениях, имитирующих деловые переговоры, или берут интервью у виртуального персонажа об их культуре. Этот захватывающий опыт не только знакомит учащихся с аутентичным использованием языка, но и побуждает их практиковать свои коммуникативные навыки в безопасной и контролируемой среде.

Кроме того, ЭОРs превосходно способствуют совместному обучению, важнейшему аспекту развития коммуникативной компетентности. Онлайн-платформы позволяют студентам участвовать в дискуссиях, участвовать в групповых проектах и совместно создавать презентации. Такая среда сотрудничества способствует развитию навыков активного слушания,

побуждает учащихся убедительно формулировать свои идеи и позволяет им учиться, используя различные точки зрения своих сверстников. Например, дискуссионные форумы и виртуальные чаты могут предоставить студентам платформу для обмена идеями, обсуждения сложных вопросов и совершенствования своих коммуникационных стратегий. Инструменты совместного письма, позволяющие учащимся вместе работать над документами в режиме реального времени, способствуют командной работе и способности эффективно общаться в команде.

ЭОРs также играют важную роль в развитии самостоятельности и самостоятельного обучения. Многие ресурсы предлагают персонализированные пути обучения, позволяющие учащимся работать в своем темпе и сосредоточиться на областях, требующих улучшения. Интерактивные упражнения по грамматике с немедленной обратной связью предоставляют возможности для самокоррекции и самостоятельной практики. Кроме того, онлайн-словари и тезаурусы позволяют учащимся активно расширять свой словарный запас и совершенствовать понимание языковых нюансов. Это способствует развитию чувства сопричастности к процессу обучения, мотивируя учащихся стать самостоятельными коммуникаторами, которые готовы проявлять инициативу и адаптировать свой стиль общения к различным ситуациям.

Интерактивный характер ЭОР - еще один фактор, способствующий развитию коммуникативной компетентности. Многие ресурсы включают игры, симуляции и викторины, которые требуют от учащихся применения своих знаний на практике. Эти интерактивные занятия не только повышают вовлеченность, но и предоставляют учащимся ценные возможности практиковать свои навыки разговорной речи, аудирования, чтения и письма в динамичной и стимулирующей среде. Например, приложения для изучения языка, в которых используются методы геймификации, могут превратить приобретение словарного запаса и практику грамматики в увлекательное и

полезное занятие, побуждая учащихся активно работать с учебными материалами.

Однако важно признать, что ЭОР - это не панацея. Чтобы быть по-настоящему эффективными, их необходимо стратегически интегрировать в учебную программу и использовать в сочетании с традиционными методами обучения. Роль преподавателя остается решающей в руководстве учащимися, предоставлении им возможностей для обратной связи и размышлений, а также в обеспечении соответствия выбранных ЭОР конкретным целям обучения.

Сила ЭОР выходит за рамки развития фундаментальных коммуникативных навыков. Эти ресурсы также можно использовать для развития критического мышления и культурной осведомленности, которые необходимы для эффективного общения в современном глобализованном мире. ЭОР могут обеспечить доступ к огромному количеству информации из различных источников, побуждая учащихся критически оценивать информацию, выявлять предубеждения и формировать собственное обоснованное мнение. Например, онлайн-базы данных могут предложить учащимся ознакомиться с различными точками зрения по сложным вопросам, позволяя им развивать навыки критического мышления, необходимые для преодоления информационной перегрузки в эпоху цифровых технологий.

Кроме того, ЭОР могут сыграть важную роль в повышении культурной осведомленности, знакомя учащихся с различными обычаями, традициями и точками зрения. Иммерсивные симуляции могут перенести студентов в разные страны, позволяя им лично познакомиться с разными культурами. Интерактивные упражнения, предполагающие исследование культурных норм или сотрудничество с учащимися, принадлежащими к другим культурам, могут способствовать развитию сочувствия и понимания. Содействуя повышению культурной осведомленности, ЭОР могут дать

учащимся возможность эффективно общаться с людьми из разных слоев общества, что является важнейшим навыком в современном взаимосвязанном мире.

Ландшафт ЭОР постоянно развивается, и новые технологии появляются все более быстрыми темпами. Преподаватели имеют возможность использовать эти достижения для дальнейшего улучшения навыков общения учащихся. Например, инструменты на основе искусственного интеллекта (ИИ) могут предоставлять персонализированную обратную связь по написанию и произношению, помогая учащимся выявлять и устранять свои слабые стороны.

Хотя ЭОР предлагают множество преимуществ, важно признать некоторые проблемы, связанные с их интеграцией в классную среду. Одной из ключевых проблем является потенциал цифровой справедливости. Не все студенты имеют равный доступ к технологиям или надежному подключению к Интернету. Преподавателям необходимо помнить об этом неравенстве и стремиться создать смешанную среду обучения, включающую как цифровые, так и традиционные ресурсы, гарантируя, что все учащиеся имеют возможность эффективно развивать свои коммуникативные навыки.

Еще одна проблема заключается в возможности отвлечения внимания в цифровом классе. Постоянный поток уведомлений и привлекательность социальных сетей могут легко отвлечь внимание учащихся от текущей учебной задачи. Преподавателям необходимо сформулировать четкие ожидания в отношении использования технологий и создать в классе среду, способствующую целенаправленному обучению.

Более того, рост ЭОР требует изменения роли педагога. Хотя технологии могут обеспечивать обучение и обратную связь, они не могут заменить человеческое общение и руководство, необходимые для успешного обучения. Преподавателям необходимо развивать новые навыки, чтобы стать координаторами обучения, кураторами высококачественных электронных

образовательных ресурсов и наставниками, которые могут помочь учащимся ориентироваться в сложностях общения в эпоху цифровых технологий.

Несмотря на проблемы, потенциал ЭОР совершить революцию в развитии коммуникативных навыков учащихся неоспорим. Используя возможности технологий для создания увлекательного и интерактивного учебного процесса, преподаватели могут дать учащимся возможность стать не только искусными пользователями языка, но и критически мыслящими, культурно осведомленными людьми и эффективными коммуникаторами в глобализированном мире. Поскольку ЭОР продолжают развиваться и появляются новые технологии, будущее коммуникативного образования обещает быть ярким, наполненным возможностями для студентов преуспеть в мире, где четкое и уверенное общение более важно, чем когда-либо прежде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева, М.П. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся общеобразовательных школ в условиях информатизации образования / М.П. Алексеева // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 2. - С. 123-127.

2. Абдуллина, О.А. О формировании педагогических умений / О.А. Абдуллина // Советская педагогика. - 1972. - № 11. - С. 78-82.

3. Воронина, И.В. Методика использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования коммуникативных умений у будущих учителей при изучении мультимедиа и интернет-технологий / И.В. Воронина // Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. -2010. - № 2. - С. 124-128.

4. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре /

П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Известия Волгоградского государственного университета. Серия: Филология. - 2008. - № 3 (17). - С. 134-138.

5. Трайнев, В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества / В.А. Трайнев. - М.: Изд-во РАО, 2015. - 256 с.

6. Чувиков, Д.А. Разработка электронного образовательного ресурса (ЭОР) МИВАР / Д.А. Чувиков // Известия Уральского федерального университета. Серия: Педагогическое образование. - 2015. - № 3 (111). - С. 112-116.

Durdymuradov D.

Lecturer, Department of Information Technologies

Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamed Azadi

Turkmenistan, Ashgabat

Rejepova O.

Lecturer, Department of Social Sciences

Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamed Azadi

Turkmenistan, Ashgabat

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES TO DEVELOP STUDENTS' COMMUNICATION COMPETENCIES

Abstract: the article discusses the use of electronic educational resources for the development of students' communicative competencies. The author emphasizes the importance of using information technologies in foreign language lessons, as they contribute to the creation of a language environment and the formation of intercultural interaction. The paper presents examples of the use of various Internet resources, such as online Olympiads, video conferences and international projects, to develop students' communication skills.

Key words: electronic educational resources, communicative competencies, foreign language, Internet resources, intercultural interaction, language environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.