Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая среда / интернет-ресурс / преподавание английского языка / самостоятельная работа обучающихся / формы работы / образовательный процесс / методика / digital environment / internet-resource / teaching of English / independent study of students / forms of work / educational process / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Ахметшина

Цифровая среда является важным составляющим компонентом обучения английскому языку в вузе. Актуальность использования цифровых технологий в преподавании английского языка заключается в том, что современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность преподавателю обучать всем видам коммуникативной деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. В статье описываются приемы и методы использования ряда интернет-ресурсов для развития и совершенствования навыков владения английским языком обучающимися юридического вуза. Целью работы является обобщение практического опыта применения цифровых технологий на занятиях по английскому языку в вузе. В статье представляется подробный алгоритм работы для каждого веб-ресурса, приведенного в качестве примера. Рассматриваются различные типы информационно-коммуникационных технологий для использования на занятии с преподавателем и для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время. Делается вывод о том, что современные информационно-коммуникационные технологии являются необходимым и всеобъемлющим средством для применения в преподавании и самостоятельном изучении английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ANALYSIS OF THE METHODOLOGY FOR USING THE WEB-RESOURCES IN ENGLISH LESSONS

Digital environment is an important component part of teaching English in an institution of higher education. Use of digital technologies in teaching English is timely due to the fact that modern information and communication technologies give a chance to teach all the types of communication activity: speaking, listening, reading and writing. The article describes methods and ways of use of some Internet-resources in mastering of the students their English skills. The aim of the paper is to summarize experience of digital technologies use in English classes. The article represents a detailed scheme of working with the Internet-resources given as examples. The method of working with digital resources is the content authoring used in English classes. The researcher scrutinizes different types of information and communication technologies: the ones using by the teacher in class and the technologies using by the students in their out-of-class study. The author concludes that modern information and communication technologies are required and global means both in teaching English and in studying it independently.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Часть IV. Русский язык в медицинской сфере. Она соответствует первому уровню (В1), формирует (помимо УК-4.2 - УК-4.4) компетенцию УК-4.5: обучающийся выбирает стиль общения на государственном языке РФ в зависимости от цели и условий партнерства; адаптирует речь, стиль общения и язык. Эта компетенция отвечает требованиям, предъявляемым к обучающимся, реализующих коммуникацию в профессиональном общении в медицинской сфере, целью которой является развитие и совершенствование навыков и умений в диалоге-расспросе, тематической и профессиональной беседе (опрос у постели больного на клинической практике).

Для каждой специальности в 4 семестре обучения медицинские темы будут отличаться. Темы этих разделов отражают междисциплинарную связь с учебными дисциплинами: анатомией, физиологией, биологией, пропедевтикой внутренних болезней и др.

У «Лечебного дела» - это темы «Системы организма: сердечно-сосудистая, нервная, выделительная, эндокринная и т. п.», «Жалобы пациента (по системам)», «Симптомы заболеваний различных систем организма». У специальности «Стоматология» - это темы «Череп человека», «Мышцы головы и шеи», «Строение зуба», «Жалобы и симптомы стоматологических заболеваний» и др. У специальности «Фармация» - «Типы лекарственных форм», «Рецепт и его структура», «Ботаническая номенклатура растений», «Международные названия лекарственных средств».

Главной проблемой этого раздела является ограниченное количество часов, выделяемое учебным планом, что влечет за собой особо пристальное внимание к отбору учебного материала и его подаче. Более углубленное изучение предложенных тем необходимо продолжать в специальном курсе вариативной части учебного плана «Профессиональное общение в медицинской среде» и «Русский язык для профессионального общения».

При определении структуры и содержания программы дисциплины исходной точкой является компетентностный подход, диктующий свои критерии: обязательное применение современных инновационных технологий, которые включают применение цифровых средств и новых методик преподавания предмета; сдвиг акцента с репродуктивной учебной деятельности в сторону деятельност-ного подхода, способствующего максимальной реализации потенциала обучающегося; применение методов обучения, формирующих всесторонне развитую личность - полимата [4], специалиста, готового успешно функционировать в непрерывно меняющихся условиях современных реалий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Знать основы фонетического, грамматического строя языка, правила речевого поведения в различных ситуациях общения.

Обладать умениями во всех видах речевой деятельности - в чтении: понимать содержание прочитанного текста, владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); в аудировании: воспринимать на слух и понимать как тексты, так и отдельные фрагменты монологической, диалогической речи, на слух понимать учебную лекцию на занятиях клинических кафедр; в письме: уметь

Библиографический список

записывать учебный материал (конспектирование лекции), излагать письменно собственное высказывание, применять навыки письма в работе с медицинскими документами; в говорении: уметь воспроизводить прочитанное и услышанное, высказывать свое мнение по поводу услышанного/прочитанного, принимать участие в диалоге в различных сферах общения (бытовой, социальной, учебной, научной и профессиональной).

Дисциплина «Иностранный язык» (русский язык) в медицинском вузе раскрывает свой потенциал в тесной взаимосвязи с дисциплинами, изучаемыми параллельно: на начальных курсах - это биология, химия, анатомия. На старших курсах - пропедевтика внутренних болезней, нормальная физиология, патанато-мия, патофизиология и др.

Разработка программы должна идти в тесной связи с содержанием учебного материала других предметов, а значит - и содержание тем занятий по русскому как иностранному языку носит междисциплинарный характер. Разработка кафедральных учебно-методических пособий, используемых в качестве дополнительной литературы к программам дисциплины, ведется по принципу смежности и преемственности.

Освоение дисциплины происходит не только аудиторно на практических занятиях (основная форма организации учебной деятельности) в группах с преподавателем, но и самостоятельно. Для самостоятельной работы предусмотрены условия: это банки задания на цифровых платформах (в том числе MOODLE), аудио- и видеотренажеры, видеоуроки, разработанные учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов. Эффективность самостоятельной работы измеряется средствами контроля над проделанной работой.

В заключение следует сделать некоторые выводы.

Во-первых, ключевым вопросом в образовании иностранных граждан является их языковая адаптация. Отсюда дисциплине «Иностранный язык» (русский язык) в учебном плане программ для иностранных граждан важно уделять особо пристальное внимание. Основной проблемой является ограниченное количество часов при столь обширном круге задач, которые выполняет дисциплина. Она является необходимой для освоения последующих углубленных факультативных циклов: «Профессиональное общение в русскоязычной среде», «Русский язык в профессиональном общении», «Культура речи врача».

Во-вторых, её специфика определяется медицинской направленностью, а потому фокус дисциплины смещается от овладения языком (основная функция) в поле медицинской деонтологии, кросс-дисциплинарной науки об этике общения врача и пациента, которая связана в первую очередь с языковой деятельностью. Так, по мнению специалистов Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского, введение на I курсе дисциплины «Введение в деонтологию (лингвистический аспект)» «позволит обучающимся познакомиться с речевыми стратегиями и тактиками в профессиональном общении врача» [5].

В-третьих, компетентностный подход раскрывает ее взаимосвязь с другими дисциплинами в учебном плане, т. к. межпредметная связь оптимизирует учебный процесс, облегчает процесс освоения материала дисциплин клинических кафедр и в целом улучшает качество образования.

1. Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сема Е.Ю., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. Москва: ФГАНУ «Социоцентр», 2019.

2. Владимирова Т.Е. и др. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Москва - Санкт-Петербург: Златоуст, 2001.

3. Нахабина М.М. и др. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Санкт-Петербург: Златоуст, 2001.

4. Жукова Т.А., Черных Я.В. Мультипотенциальность и перспективы ее развития на уроках английского языка. Вестник Мининского университета. 2022; Т. 10, № 2: 20.

5. Павлова Н.И., Прокофьева Л.П. Пропедевтический курс деонтологии в преподавании русского языка как иностранного в медицинском вузе: перспективы разработки. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020; Т. 20, № 3: 346-350.

References

1. Gurko D.D., Trostyanskaya I.B., Sema E.Yu., Barsukov A.A., Polihina N.A. Obuchenie inostrannyh grazhdan v rossijskih uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. Moskva: FGANU «Sociocentr», 2019.

2. Vladimirova T.E. i dr. Gosudarstvennyj standartpo russkomu yazyku kak inostrannomu. 'Elementarnyj uroven'. Moskva - Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2001.

3. Nahabina M.M. i dr. Gosudarstvennyj standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Bazovyj uroven'. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2001.

4. Zhukova T.A., Chernyh Ya.V. Mul'tipotencial'nost' i perspektivy ee razvitiya na urokah anglijskogo yazyka. Vestnik Mininskogo universiteta. 2022; T. 10, № 2: 20.

5. Pavlova N.I., Prokof'eva L.P. Propedevticheskij kurs deontologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo v medicinskom vuze: perspektivy razrabotki. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2020; T. 20, № 3: 346-350.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

УДК 803.0: 801.316.

Akhmetshina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Khabarovsk, Russia),

E-mail: julianaped@mail.ru

PRACTICAL ANALYSIS OF THE METHODOLOGY FOR USING THE WEB-RESOURCES IN ENGLISH LESSONS. Digital environment is an important component part of teaching English in an institution of higher education. Use of digital technologies in teaching English is timely due to the fact that modern information and communication technologies give a chance to teach all the types of communication activity: speaking, listening, reading and writing. The article describes methods and ways of use of some Internet-resources in mastering of the students their English skills. The aim of the paper is to summarize experience of digital technologies use in English classes. The article represents a detailed scheme of working with the Internet-resources given as examples. The method of working with digital resources

is the content authoring used in English classes. The researcher scrutinizes different types of information and communication technologies: the ones using by the teacher in class and the technologies using by the students in their out-of-class study. The author concludes that modern information and communication technologies are required and global means both in teaching English and in studying it independently.

Key words: digital environment, internet-resource, teaching of English, independent study of students, forms of work, educational process, methods.

Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: julianaped@mail.ru

ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Цифровая среда является важным составляющим компонентом обучения английскому языку в вузе. Актуальность использования цифровых технологий в преподавании английского языка заключается в том, что современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность преподавателю обучать всем видам коммуникативной деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. В статье описываются приемы и методы использования ряда интернет-ресурсов для развития и совершенствования навыков владения английским языком обучающимися юридического вуза. Целью работы является обобщение практического опыта применения цифровых технологий на занятиях по английскому языку в вузе. В статье представляется подробный алгоритм работы для каждого веб-ресурса, приведенного в качестве примера. Рассматриваются различные типы информационно-коммуникационных технологий для использования на занятии с преподавателем и для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время. Делается вывод о том, что современные информационно-коммуникационные технологии являются необходимым и всеобъемлющим средством для применения в преподавании и самостоятельном изучении английского языка.

Ключевые слова: цифровая среда, интернет-ресурс, преподавание английского языка, самостоятельная работа обучающихся, формы работы, образовательный процесс, методика.

В контексте тематического поля работы поднимается проблема повышения качества обучения грамматике по средствам использования интернет-технологий на занятиях по иностранному языку. Основополагающие положения для данной тематики - психологические и педагогические условия и методические компоненты преподавания учащимся посредством веб-ресурсов с помощью диалоговых языковых упражнений в соотношении с темами УМК, являющимся основным средством обучения ИЯ, и характеристикой возможностей современного образовательного пространства. В актуальное время перспектива превратить занятие в вовлекающий процесс познания и учения доступна и достижима. Целью исследования является классифицирование веб-ресурсов и выделение основных признаков для описания используемых в практической части работы цифровых инструментов создания интерактивных упражнений. Особую актуальность в создании упражнений при тренировке письменной и устной форм речи вызывают случаи, возникающие при распределении по типам опорных грамматических заданий в принимаемом за пример источнике, детальный анализ которых выступает основой характеристики сконструированных электронных материалов для развития грамматических навыков. Объектами нашей научной работы являются рубрикации онлайн-сервисов относительно степени дидактического обеспечения по общеобразовательной ступени или классу. Достижение цели сопровождалось потребностью реализовать задачи в связи с изучением особенностей образовательных онлайн-платформах - веб-пространства для размещения материалов занятия с личными кабинетами для преподавателя и целевой аудитории. Теоретическая значимость определена в обосновании различий между основными и онлайн платформами широкого профиля. Научная новизна исследования видится в теоретической разработке упражнений и систематизации результатов реализации принципа развития коммуникативной компетенции в культуре иноязычной речи.

В современной методике преподавания иностранного языка выделяют термин, объединяющий «и знания, и навыки, и умения в одно целое и овладение им является целью обучения любому иностранному языку и это - коммуникативная компетенция - ключевая составляющая владения английским языком, подразумевающая применение языковых средств, находящийся в памяти для восприятия и построения речевого поведения в устном и письменном формате с учетом социокультурных норм общества» [1, с. 272]. Для сосредоточения на личностном развитии учащихся и их социальных и эмоциональных потребностях в процессе обучения требуется подготовка и опыт в различных дисциплинах гуманитарных наук на уровне образования, информатизации и методики. Профессиональный опыт преподавателей должен соответствовать принципам гуманного построения занятия, достижимого через высокую степень мотивации, интеллектуальное и педагогическое участие для достижения желаемых результатов. Увеличение активного участия обучающихся на занятии позволяет развивать коммуникационные стратегии и навыки, а также качество учебного процесса. Выступая в качестве фасилитатора, активно мотивируя учащихся, учитель может создать EFL-среду, в которой учащиеся становятся совместными гражданами, практикующими терпимость и взаимное уважение. Подходы к категоризации ЭДМ в сфере образования различны: затруднительно определить тип того или иного веб-ресурса, потому что многие из них вариативны в тематическом и содержательном планах. В работе отражается анализ веб-ресурсов, на которых были разработаны диалоговые грамматические упражнения с указанием их видов, соответственно представленным классификациям. В государственном стандарте (ГОСТе) указаны признаки для группирования ЭОР: а) общеобразовательные (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование), б) профессиональные (профессиональная подготовка, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональ-

ное образование, послевузовское профессиональное образование). Полат Е.С. в учебном пособии «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» классифицирует «электронно-образовательные ресурсы на две категории: рецептивные (восприятие и усвоение знаний учениками происходит пассивно - информация передается с помощью аудиовизуальных средств обучения)» [2, с. 196]. Согласно форме обучения, существуют цифровые образовательные сервисы для проведения офлайн- или онлайн-занятий, самообразования, выстраивания системы заданий для обучающихся экстерном и семейного образования. Посетителями образовательных веб-сайтов выступают учитель, учащийся, работник сферы образования, менеджер образовательного процесса, методист, специалисты технической поддержки учебного заведения. Цифровые образовательные пространства для нескольких или всех категорий представленных лиц называются универсальными. Электронные образовательные ресурсы распределяются по видам: «учебный материал (учебник или учебное пособие, контрольные вопросы, электронный учебный курс, учебно-методический (методические рекомендации, учебные программы и планы), справочный (базы данных, энциклопедии), иллюстративный и демонстрационный, дополнительный информационный (хрестоматии, библиографии), нормативные документы (образовательный стандарт, нормативные акты), электронные библиотеки, образовательные сайты, программные продукты для образовательных учреждений (образовательные платформы для учебных заведений, инструменты для создания компьютерных средств обучения)» [3, с. 68]. Представленные веб-ресурсы полностью совпадают в подгруппах с категоризацией по функциям в образовательном процессе, поэтому они объединены. Целевое назначение веб-ресурсов отличают учебные, справочные и досуговые виды, где последние два успешно реализовываются в аудиторной и самостоятельной работе учащихся. Рубрикация онлайн-сервисов относительно степени дидактического обеспечения происходит по общеобразовательной ступени или классу, предмету или их совокупности, разделу или теме (по принципу от общего к частному). С точки зрения образовательной деятельности веб-ресурсы подразделяются на сопроводительные для практической работы (видео-, аудиофрагменты, презентации), внеаудиторной работы, самостоятельной работы на занятии, внеурочной деятельности, дистанционного и электронного обучения. По характеру представления информации ЭДМ распределяются на «мультимедийные (аудио-, видеоинформация), изобразительные, программные продукты (сервисы или инструменты для создания или публикации), текстовые, электронные копии печатных материалов» [3, с. 129]. На основании степени интерактивности веб-ресурсам присваиваются следующие категории: активные (пользователь взаимодействует с интерфейсом электронного средства обучения), описательные (обучающиеся или педагоги знакомятся с информацией без права на ее редактирование), смешанные (охватывают функции двух предыдущих видов) и неопределенные (не относятся ни к одному из них). Другой критерий классификации - это мера соответствия действующим ГОСТам. ЭОР согласовываются полностью, частично или противоречат стандартам. Вылегжанина Е.А. в категоризации ЭДМ рассматривает две группы по назначению в учебном процессе: методические и дидактические. Соответственно первой функции определяются обучающие (сообщение знаний, формирование навыков для полного усвоения), тренажеры (отработка навыков и умений, повторение и закрепление темы), информационно-поисковые и справочные (сообщение сведений и их систематизация), демонстрационные (визуализация изучаемых явлений). Во вторую группу входят «формирующие, закрепляющие и обобщающие знания, сообщающие сведения, формирующие умения, контролирующие уровень усвоения темы, совершенствующие навыки веб-сервисы» [4, с. 31]. Представленные классификации однотипны по выделенным подгруппам, следовательно, они частично идентичны в содержательном

плане - аналогичные группы: обучающие и формирующие, тренажеры и закрепляющие, информационно-поисковые и сообщающие сведения. Первая группа достаточно емкая, вторая - более конкретная. Для создания электронных образовательных материалов используются цифровые инструменты. Согласно вариативности возможных типов упражнений, наиболее известными выступают LearningApps и WordWall для разработки интерактивных упражнений и игр, ISLCollective (конструирование диалоговых рабочих листов), Learnis - генерирование интерактивных видео, веб-квестов, WriteReader - составление электронных книг Перечисленные образовательные конструкторы уступают по функционалу универсальному сервису, называемому «образовательная онлайн-платформа» - веб-пространство для размещения материалов урока с личными кабинетами для преподавателя и целевой аудитории. Педагоги отслеживают прогресс учащихся, а они выполняют аудиторную или внеуадиторную работу на ЭОР Новейшие российские цифровые учебные среды - «Взнания», Edvibe: «они имеют аналогичный интерфейс - есть возможность загружать медиа- и аудиофайлы, составлять игры и упражнения, прописывать структуру занятия» [5, с 378]. Главным преимуществом первого образовательного пространства перед вторым -лояльность в предоставлении бесплатной версии: на Edvibe после пробного периода нужно платить по тарифному плану, а на «Взнания» конструирование уроков не ограничено временным промежутком. В бесплатной версии этого конструктора частично доступен выбор типов упражнений: Vocabulary drill (8 из 13 опций), Assessment (13 из 22 вариантов), Video (10 из 10 параметров), Activities (1 из 29 игровых заданий, 16 из них на стадии разработки техническими специалистами). Педагогическая практика показывает, что возможностей базового тарифа «Взнания» достаточно для проведения уроков в аудитории, занятий в небольших группах или индивидуальных в обоих форматах - онлайн и офлайн. Соответственно, этот веб-инструмент имеет широкую сферу применения и считается универсальной образовательной онлайн-платформой. В работе предоставляется характеристика использованных веб-сервисов («Взнания», WordWall, LearningApps и WriteReader) через раскрытие вышеупомянутых признаков ЭОР по ГОСТу. Комбинирование этих веб-ресурсов обеспечивает выстраивание работы на занятии с применением ИКТ-технологий на высоком уровне в свете сложившейся геополитической ситуации. Имеется ряд затруднений с одной из программ, но они связаны с количественным ограничением конструируемых упражнений (есть способы для их решения). Пользователями этих веб-инструментов выступают преподаватели или методисты и учащиеся. Все внедренные интернет-ресурсы действуют для составления электронных СО. По целевому назначению они относятся к учебным и досуговым. С точки зрения дидактического обеспечения сконструированные задания приурочены к изучаемой теме или разделу. «Взнания», WordWall, LearningApps и WriteReader являются сопроводительными веб-ресурсами к аудиторной и внеурочной работе, целесообразны для самостоятельных видов деятельности и дистанционных форм обучения. В контексте формы подачи информации эти веб-сервисы имеют отношение к программным продуктам, на основании интерактивности - активные ЭОР полностью корреспондирующие с ГОСТами. Данные веб-конструкторы входят в группу обучающих тренажеров по методическому распределению, а по дидактическому -используются от этапа ознакомления со знаниями до совершенствования умений. Применительно к степени активности обучающихся на занятии они

Библиографический список

причисляются к интерактивному классу веб-ресурсов, методической базой для конструирования интерактивных упражнений и заданий по аналогии служит учебно-методический комплекс (УМК). Составленные электронные дополнительные материалы к занятиям АЯ берут за основу темы из пособий в качестве исходных образцов для будущих интерактивных грамматических упражнений. Выбор одной линейки определяется поставленной задачей: произвести сравнение содержательной стороны УМКД с позиции грамматической составляющей. На стадии ознакомления с грамматической структурой обучающимся выполняются упражнения типа «usage» ('употребление') для усвоения явлений, демонстрируют знания языка (упражнения на раскрытие скобок, выбор правильной формы). Тренировка строиться на «drill» ('проработка') и «meaningful drill» ('осмысленная отработка'): первый вид направлен на закрепление языкового материала через изменения и трансформирования моделей, второй - на частотное воспроизведение грамматики с ее смысловой наполненностью (викторины на угадывание с однотипными вопросами и ответами, ограниченные выбором в изменении изначального варианта). Другая форма заданий с той же целью - «controlled exercises», включающая конкретную установку, образец выполнения и одним правильный вариант решения. На этапе закрепления темы появляется выход языковых навыков на речевой уровень для совершенствования автономности учеников. Существуют условно-коммуникативные задания - «guided exercises», имеющие пояснения по выстраиванию высказывания или диалога. Внимание обучаемых акцентируется на включенных грамматических единицах или умениях оформлять устную или письменную речь на АЯ. Тип «use» приближен к естественной практике использования знаний и навыков по средствам речевого взаимодействия.

В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенные признаки классификаций ЭОР стали основой для характеристики примененных в практической деятельности веб-сервисов, в свою очередь, они являются площадками для генерирования электронных материалов. Последние базируются на примерах грамматических заданий из исследуемых учебно-методических комплексов. Согласно сравнительному анализу этих объектов было выдвинуто предположение о необходимости дополнения пособий по причине целесообразности реализации обучения по нему на уроках английского языка в комбинации с разработанными языковыми онлайн-упражнениями, второму необходима смена формата предоставляемых упражнений на электронный посредством его демонстрации на интерактивной доске с возможностью редактирования или создания идентичных материалов в интерактивной форме. Использование ИКТ-технологий на занятии АЯ означает регулярное изучение педагогом современных электронных образовательных инструментов и уверенное осознание методической составляющей обучения английскому языку - целей, задач, типов конструируемых диалоговых упражнений на развитие грамматических навыков обучающихся. Это свидетельствует о практической значимости составленного комплекса заданий на грамматику и его апробации на ряде проведенных занятий. Нами были представлены классификации веб-ресурсов и выделены основные признаки для описания используемых в практической части работы цифровых инструментов создания интерактивных упражнений, распределены по типам опорные грамматические задания в принимаемом за пример источнике, их детальный анализ выступает основой характеристики сконструированных электронных материалов для развития грамматических навыков.

1. Миролюбов A.A. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: учебник. Обнинск: Титул, 2010.

2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва: Aкадемия, 2007.

3. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2010.

4. Токарева Н.Н. Конструктивные модели общения подростков в формате успешного моделирования личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013; № б: 30-35.

5. Щукин A.K Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие. Москва: Филоматис, 200б. References

1. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii i sovremennost': uchebnik. Obninsk: Titul, 2010.

2. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2007.

3. Sysoev P. V. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tehnologij: uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: FENIKS, 2010.

4. Tokareva N.N. Konstruktivnye modeli obscheniya podrostkov v formate uspeshnogo modelirovaniya lichnosti. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2013; № б: 30-35.

5. Schukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam: Teoriya iprakíika: uchebnoe posobie. Moskva: Filomatis, 200б.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

УДК 378

Gimaev Ya.A, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: yaagimaev@fa.ru

MAIN STAGES OF TEACHING GENERAL AMERICAN PRONUNCIATION TO STUDENTS OF ECONOMIC PROFILE. In the article we actualize the topic of teaching the General American pronunciation to students of economic profile. It is stated that nowadays the General American pronunciation is the most popular variant of the literary pronunciation of English in the business environment. The article confirms the fact that the practice of teaching foreign pronunciation should be conducted in conjunction with teaching all types of speaking activity in a foreign language. Attention is focused on the main principles of a communicative language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.