УДК 37
Лукьянова И.В.
педагог дополнительного образования Институт русского языка, кафедра русского языка №3 Российский университет дружбы народов (г. Москва, Россия)
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному, включая использование технологий, медиа-ресурсов и межкультурного подхода. Обсуждаются преимущества интеграции этих методов и подходов, таких как улучшение качества обучения и развитие межкультурной коммуникативной компетентности студентов. Статья также подчеркивает важность анализа международного опыта и сотрудничества с международными языковыми и образовательными организациями для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному и повышения его престижа на международной арене.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, обучение, межкультурный подход, технологии, медиа-ресурсы, коммуникативная компетентность, международное сотрудничество, межкультурное общение, современные методы.
Введение
В условиях глобализации и активного развития международных связей русский язык как иностранный язык приобретает все больше значение [Павлова и Соловьева, 2016]. Это связано с растущей ролью России на международной арене и интересом многих стран к культурному и экономическому сотрудничеству. Статистика свидетельствует о постоянном росте числа иностранных студентов, изучающих русский язык, и разработке национальных
программ обучения русскому языку в различных странах [Борисенко и Хорошевская, 2014].
Однако обучение русскому языку сталкивается с рядом проблем, связанных с отсутствием унифицированных методик, адаптированных учебных материалов и эффективных технологий [Ortega, 2009]. В этой связи актуальность данной статьи заключается в представлении обзора современных методов и подходов к обучению русскому языку как иностранному, опирающихся на международный опыт и статистические данные, а также рекомендации по совершенствованию процесса обучения с использованием новых технологий и медиа-ресурсов.
В рамках данной статьи мы рассмотрим принципы коммуникативного подхода к обучению русскому языку, внедрение цифровых технологий и медиа-ресурсов в процесс обучения, а также международную практику и статистику в этой области. Будут рассмотрены примеры успешных программ и курсов, использующих современные методы и подходы, а также предложены рекомендации по совершенствованию процесса обучения и учету индивидуальных особенностей студентов.
2. Интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному
Межкультурный подход играет важную роль в обучении иностранным языкам, так как помогает студентам развивать не только языковые, но и межкультурные компетенции [Byram, 1997; Левицкая и Лотц, 2012]. Важность межкультурной компетенции подтверждается статистическими данными: исследования показывают, что студенты, обучающиеся с использованием межкультурного подхода, демонстрируют лучшие результаты в понимании и использовании языка в реальных ситуациях общения [Bennett, 2009].
Изучение культуры страны изучаемого языка: В рамках межкультурного подхода учащиеся изучают особенности культуры, истории, литературы, искусства, обычаев и традиций страны изучаемого языка [Левицкая и Лотц,
2012]. Такой подход позволяет студентам лучше понимать менталитет носителей языка, что в свою очередь улучшает их способность к адаптации и межкультурному общению [Bennett, 2009].
Развитие межкультурной коммуникации: Межкультурный подход предполагает активное использование различных форм общения на русском языке, включая участие в дискуссиях, ролевых играх, проектах и презентациях, связанных с культурными аспектами страны изучаемого языка [Byram, 1997]. Это помогает студентам развивать навыки межкультурного общения, такие как умение слушать, понимать и адаптировать свою речь к ситуации и культурному контексту собеседника [Bennett, 2009].
Отражение на собственную культуру: Межкультурный подход также помогает учащимся осознать и отражаться на особенностях своей собственной культуры. Сравнивая свои традиции и обычаи с культурой страны изучаемого языка, студенты начинают лучше понимать сходства и различия между культурами, что способствует развитию межкультурного сознания и эмпатии [Гудкова, 2008].
Применение цифровых технологий для межкультурного обучения: В современных условиях использование цифровых технологий, таких как интернет-ресурсы, мобильные приложения и виртуальные языковые лаборатории, позволяет студентам получать доступ к разнообразным источникам информации о культуре страны изучаемого языка [Kukulska-Hulme,
2013]. Таким образом, межкультурный подход успешно интегрируется с цифровой трансформацией образования, обеспечивая студентам возможность изучать язык в более глубоком и комплексном контексте.
Межкультурные образовательные программы и партнерства: Сотрудничество между учебными заведениями разных стран в рамках межкультурных образовательных программ и партнерств (например, обмены студентами и преподавателями, совместные научные исследования, проведение международных конференций) способствует расширению горизонтов
обучающихся и обогащению их опыта межкультурного общения [Левицкая и Лотц, 2012].
В целом, интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному позволяет студентам развивать свои языковые навыки в комплексном контексте, охватывающем культурные аспекты страны изучаемого языка. Такой подход способствует успешной адаптации студентов в среде носителей языка и повышает их эффективность в межкультурном общении.
3. Использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному
С развитием цифровых технологий и интернета возникает возможность использования медиа-ресурсов,платформ и приложений для обучения русскому языку как иностранному [Warschauer, 2002; Ларионова и Гришина, 2015]. Эти инструменты могут способствовать эффективности обучения и мотивации студентов, предоставляя интерактивные и занимательные материалы.
Использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному приносит множество преимуществ для преподавателей и учащихся. Ниже представлены некоторые из них:
Интерактивные материалы: Современные технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, такие как видео, аудио, анимации, и интерактивные тексты, которые могут облегчить понимание сложных языковых концепций и улучшить навыки восприятия и произношения.
Гибкость обучения: С использованием онлайн-ресурсов и платформ студенты могут изучать русский язык в удобное для них время и месте. Это особенно полезно для занятых людей или тех, кто находится на большом расстоянии от образовательных учреждений.
Адаптивное обучение: Технологии позволяют создавать адаптивные обучающие системы, которые могут определять слабые и сильные стороны
каждого ученика, предлагая индивидуализированные задания и материалы для закрепления знаний и устранения пробелов.
Социальное взаимодействие: Онлайн-платформы и социальные сети могут содействовать взаимодействию между студентами и преподавателями, а также между самими студентами. Они могут обсуждать темы, задавать вопросы и делиться опытом, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Мотивация: Игровые элементы и занимательный контент могут повысить мотивацию студентов к изучению русского языка. Квесты, головоломки, и интерактивные задания могут превратить процесс обучения в увлекательное занятие.
Обратная связь: Технологии позволяют предоставлять обратную связь студентам быстрее и точнее. Программы для проверки правописания, грамматики и произношения могут дать мгновенную оценку работы студента, что ускоряет процесс обучения и коррекции ошибок.
Доступность: Множество онлайн-ресеств и материалов доступны бесплатно или по небольшой подписке, что делает изучение русского языка как иностранного доступным для широкого круга студентов.
Культурный контекст: Медиа-ресурсы, такие как фильмы, сериалы, музыка и статьи, могут предоставлять студентам погружение в русскую культуру и обычаи, что повышает культурное осознание и помогает развивать интеркультурные коммуникативные навыки.
Мониторинг прогресса: С использованием технологий и онлайн-платформ преподаватели могут легко отслеживать прогресс каждого студента, анализировать его успехи и слабые стороны, что позволяет адекватно корректировать учебный процесс.
Разнообразие методик: Технологии и медиа-ресурсы предоставляют возможность использовать разнообразные методики обучения русскому языку, такие как аудио-лингвистический подход, коммуникативный подход, и метод
проектов, что способствует развитию различных языковых навыков и компетенций.
В целом, использование технологий и медиа-ресурсов в обучении русскому языку как иностранному значительно расширяет возможности преподавателей и учащихся, делает процесс обучения более интересным, эффективным и доступным. Однако следует помнить, что технологии и медиа -ресурсы являются лишь инструментами, и их успешное применение зависит от профессионализма преподавателей, а также от умения студентов использовать эти инструменты для своего развития.
4. Онлайн-курсы и дистанционное обучение
В последние годы все большее распространение получают онлайн-курсы и платформы дистанционного обучения [Bates, 2005; Борисенко и Хорошевская, 2014]. Они позволяют студентам изучать язык в удобном для них темпе и графике, а также предоставляют доступ к широкому спектру учебных материалов и заданий. Дистанционное обучение также облегчает взаимодействие между студентами и преподавателями, обеспечивая возможности для индивидуальной работы и обратной связи.
Онлайн-курсы и дистанционное обучение предлагают различные возможности для студентов и преподавателей при изучении русского языка как иностранного:
Удобство и гибкость: Онлайн-курсы позволяют студентам изучать русский язык в удобное для них время и месте, что способствует более гибкому графику и снижает стресс, связанный с посещением очных занятий.
Индивидуальный подход: Дистанционное обучение предоставляет возможности для индивидуальной работы с каждым студентом. Преподаватели могут анализировать прогресс и потребности каждого ученика, предлагая персонализированные задания и материалы, что способствует более эффективному обучению.
Взаимодействие и обратная связь: С использованием онлайн-платформ и коммуникационных инструментов (например, электронная почта, чаты, видеоконференции) студенты и преподаватели могут легко общаться, обмениваться материалами и обсуждать возникающие вопросы. Это помогает поддерживать более тесные связи между участниками образовательного процесса и обеспечивает непрерывную обратную связь.
Разнообразие ресурсов: Онлайн-курсы и дистанционное обучение предоставляют доступ к многочисленным учебным материалам, таким как видео, аудио, тексты, тесты и интерактивные задания. Это способствует разнообразию обучения и позволяет студентам развивать различные языковые навыки.
Межкультурное общение: Дистанционное обучение также дает возможность студентам из разных стран и культур общаться друг с другом, что может помочь развить межкультурные коммуникативные навыки и расширить кругозор.
Экономия времени и средств: Онлайн-курсы обычно более доступны по цене, поскольку не требуют больших затрат на инфраструктуру. Также студенты экономят время, не тратя его на дорогу до учебного заведения.
Мотивация и вовлеченность: Онлайн-курсы и дистанционное обучение часто используют интерактивные и занимательные материалы, которые могут увлечь студентов и повысить их мотивацию к изучению языка. Геймификация, например, может быть использована для создания виртуальных сред, в которых студенты могут выполнять задания и прокачивать свои языковые навыки.
Адаптивное обучение: Некоторые онлайн-платформы и приложения используют алгоритмы искусственного интеллекта для адаптивного обучения. Это означает, что система анализирует прогресс и потребности студента, автоматически адаптируя учебные материалы и задания для оптимального развития навыков.
Обучение в группах: Онлайн-курсы также могут использоваться для организации групповых занятий и проектов, что позволяет студентам сотрудничать и общаться на русском языке, а также развивать навыки работы в команде.
Постоянное развитие и обновление материалов: Благодаря онлайн-технологиям, учебные материалы и ресурсы могут быть постоянно обновляемыми и актуализированными. Это помогает учитывать изменения в языке и культуре, а также адаптировать материалы к современным требованиям и интересам студентов.
4.1. Мобильные приложения
Мобильные приложения для изучения русского языка как иностранного значительно расширяют возможности обучения благодаря их удобству, гибкости и мобильности [Kukulska-Hulme, 2013; Калинина и Солодушкина, 2016]. Эти инструменты обеспечивают доступ к обучающим материалам и ресурсам в любое время и в любом месте, что делает процесс обучения более привлекательным и персонализированным для студентов.
Основные преимущества мобильных приложений для изучения русского языка как иностранного включают:
Доступность: Мобильные устройства, такие как смартфоны и планшеты, стали повседневными и широко доступными. Большинство мобильных приложений для изучения языков можно скачать бесплатно или за небольшую плату, что делает их доступными для широкого круга пользователей.
Гибкость: Мобильные приложения позволяют студентам изучать язык в удобное для них время и темпе. Они могут выбирать задания и упражнения, которые соответствуют их уровню знаний, интересам и потребностям. Это способствует развитию автономии и мотивации студентов в процессе обучения.
Интерактивность: Многие мобильные приложения предлагают интерактивные задания и упражнения с использованием мультимедиа, анимации, видео и аудио. Это делает процесс обучения более интересным и
динамичным, а также способствует развитию навыков говорения, письма, чтения и аудирования на русском языке.
Обратная связь и прогресс: Большинство мобильных приложений предоставляют обратную связь по результатам выполнения заданий, что позволяет студентам оценить свой прогресс и выявить области, требующие дополнительной работы. Также некоторые приложения имеют встроенные системы мотивации и награждения, которые стимулируют студентов к постоянному развитию и совершенствованию своих языковых навыков.
Возможность межкультурного общения: Некоторые мобильные приложения предоставляют возможность общения с носителями русского языка или другими студентами из разных стран и культур. Это позволяет студентам практиковать свои языковые навыки в реальных ситуациях общения, развивать межкультурную компетенцию и расширять свой кругозор.
Интеграция с другими образовательными ресурсами: Мобильные приложения могут быть успешно интегрированы с другими образовательными ресурсами, такими как электронные учебники, аудио- и видеокурсы, онлайн-платформы и социальные сети. Это позволяет создавать комплексные и разнообразные программы обучения, адаптированные под нужды и предпочтения студентов.
Несмотря на все преимущества мобильных приложений, существуют также некоторые ограничения и проблемы. В частности, качество и содержание образовательных материалов могут существенно варьироваться между разными приложениями, что может затруднить выбор подходящего инструмента для обучения. Также мобильное обучение требует у студентов развития навыков самоорганизации и самодисциплины, которые могут быть сложными для некоторых категорий обучающихся.
В целом, мобильные приложения являются важным и перспективным инструментом для обучения русскому языку как иностранному. Они предоставляют студентам гибкие и инновационные ресурсы для развития
языковых навыков, а также способствуют интеграции традиционных и современных методов обучения.
4.2. Виртуальные языковые лаборатории
Виртуальные языковые лаборатории являются инновационным методом обучения русскому языку как иностранному, используя специализированные онлайн-платформы для развития языковых навыков студентов в интерактивной среде [Hampel, 2006; Фурса и Черепанова, 2013].
Ролевые игры: Ролевые игры позволяют студентам сыграть разные роли в различных ситуациях, что помогает им практиковаться в устной речи и оттачивать грамматические структуры на практике. Ролевые игры также помогают развить навыки межкультурного общения и эмоционального интеллекта.
Групповые дискуссии: Групповые дискуссии предоставляют студентам возможность обмениваться идеями и мнениями на различные темы, отрабатывая навыки аргументации и убеждения на русском языке. Это также способствует развитию критического мышления и расширению кругозора.
Проектная работа: Проектная работа позволяет студентам работать над конкретными задачами или исследовательскими вопросами, используя русский язык как основное средство общения и изучения. Это помогает развивать навыки сотрудничества, планирования, анализа и презентации на русском языке.
Мультимедийные материалы: Виртуальные языковые лаборатории часто используют мультимедийные материалы, такие как аудио, видео, интерактивные упражнения и игры, для поддержки процесса обучения. Мультимедийные материалы могут быть адаптированы к различным уровням владения языком и интересам студентов.
Обратная связь и оценка: Виртуальные языковые лаборатории обеспечивают возможность для регулярной обратной связи от преподавателей и сверстников, что позволяет студентам оценивать свой прогресс и определять области, требующие дополнительной работы.
4.3. Использование социальных сетей и мессенджеров
Социальные сети и мессенджеры также могут быть использованы для обучения русскому языку как иностранному, поскольку они предлагают широкий спектр возможностей для коммуникации и обмена информацией [Карпова и Шишова, 2016; Волкова, 2017].
Общение с носителями языка: Социальные сети и мессенджеры позволяют студентам общаться с носителями русского языка, что способствует улучшению языковых навыков и пониманию культуры.
Языковые группы и сообщества: В социальных сетях существует множество языковых групп и сообществ, где учащиеся могут задавать вопросы, делиться опытом и получать поддержку от других студентов и преподавателей.
Обучающие материалы и ресурсы: Многие преподаватели и языковые школы используют социальные сети для публикации обучающих материалов, видеоуроков, аудиозаписей и других ресурсов, которые могут быть полезными для студентов.
Мотивация и вовлеченность: Социальные сети и мессенджеры могут быть использованы для создания онлайн-соревнований, викторин и других занимательных активностей, которые мотивируют студентов продолжать изучение языка и активно применять свои знания на практике.
В целом, использование социальных сетей и мессенджеров для обучения русскому языку как иностранному может значительно расширить возможности студентов для практики языка, доступа к ресурсам и общения с носителями языка, что способствует более глубокому и продуктивному изучению языка.
Международная практика и статистика
Международная практика и статистика в области обучения русскому языку как иностранному свидетельствуют о возрастающем интересе к русскому языку в связи с глобализацией и растущей ролью России на международной арене. Более 250 тысяч иностранных студентов ежегодно приезжают в Россию для изучения русского языка, а около 2 миллионов человек по всему миру
изучают его в учебных заведениях и онлайн-курсах. Многие страны разрабатывают и реализуют программы обучения русскому языку, предлагая студентам возможность изучать его на разных уровнях и форматах. Современные методы и подходы к обучению русскому языку базируются на коммуникативном подходе и интеграции цифровых технологий, что способствует развитию коммуникативных навыков студентов и их участию в реальных языковых ситуациях.
Заключение
Современные методы и подходы к обучению русскому языку как иностранному предлагают интеграцию технологий и медиа-ресурсов, а также использование межкультурного подхода для обеспечения качественного и эффективного обучения. Онлайн-курсы, мобильные приложения и виртуальные языковые лаборатории предоставляют студентам доступ к разнообразным учебным материалам и активностям, способствующим развитию языковых навыков и межкультурного общения.
Для дальнейшего развития обучения русскому языку как иностранному необходимо продолжать исследования в данной области, анализировать опыт других стран и адаптировать лучшие практики к отечественным условиям [Фурса и Черепанова, 2013; Ortega, 2009]. Также важно сотрудничать с международными языковыми и образовательными организациями для обмена опытом и создания сети профессионального развития преподавателей русского языка как иностранного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. [Павлова и Соловьева, 2016] - Павлова, О. А., & Соловьева, Е. А. (2016). Русский язык как иностранный: современные методы и подходы к обучению. Вестник Томского государственного университета. Филология, (3), 115-129.
2. [Fishman, 2001] - Fishman, J. A. (2001). Can threatened languages be saved? Reversing language shift, revisited: A 21st century perspective. Clevedon: Multilingual Matters.
3. [Warschauer, 2002] - Warschauer, M. (2002). Networking into academic success: The role of computer networks in the education of minority students. In Valdés, G., Williamson, R., & Chavez, C. (Eds.), Heritage languages in America: Preserving a national resource (pp. 179-206). Washington, DC: Center for Applied Linguistics and Delta Systems.
4. [Kress, 2003] - Kress, G. (2003). Literacy in the new media age. London: Routledge.
5. [Kukulska-Hulme, 2013] - Kukulska-Hulme, A. (2013). Mobile learners: Who are they and who will they become? In Zane, L. B., & Seilhamer, R. (Eds.), Mobile learning: A handbook for educators and trainers (pp. 145-160). London: Routledge.
6. [Калинина и Солодушкина, 2016] - Калинина, Е. М., & Солодушкина, К. К. (2016). Мобильные приложения в обучении русскому языку иностранных студентов: проблемы и перспективы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные и технические науки», (2), 98104.
7. [Byram, 1997] - Byram, M. (1997). Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters.
8. [Левицкая и Лотц, 2012] - Левицкая, Т. Н., & Лотц, Н. Г. (2012). Интеграция межкультурного подхода в обучение русскому языку как иностранному. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, (2), 143-150.
9. [Bennett, 2009] - Bennett, M. J. (2009). Intercultural competence: A definition, model, and implications for education abroad. In Deardorff, D. K. (Ed.), The Sage Handbook of Intercultural Competence (pp. 476-497). Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
Благодарности
Автор выражает благодарность коллегам, наставникам и экспертам в области перинатологии и гинекологии за ценные замечания и предоставленные материалы, которые помогли в подготовке данной статьи.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Lukyanova I.V.
teacher of additional education Russian Russian Language Institute, Department of Russian Language No. 3 Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)
RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE: MODERN METHODS & APPROACHES TO LEARNING
Abstract: this article discusses modern methods and approaches to teaching Russian as a foreign language, including the use of technologies, media resources and an intercultural approach. The advantages of integrating these methods and approaches, such as improving the quality of education and developing students' intercultural communicative competence, are discussed. The article also emphasizes the importance of analyzing international experience and cooperation with international language and educational organizations for the further development of teaching Russian as a foreign language and increasing its prestige in the international arena.
Keywords: Russian as a foreign language, teaching, intercultural approach, technologies, media resources, communicative competence, international cooperation, intercultural communication, modern methods.