Научная статья на тему 'ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвокультурология / педагогические процессы / образование / межкультурная коммуникация / национальный характер / языковое обучение. / linguoculturology / pedagogical processes / education / intercultural communication / national character / language teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моммыев В.А., Гурбандурдыев Я.

В данной статье рассматривается лингвокультурологический подход к исследованию педагогических процессов, его основные принципы и методы. Особое внимание уделяется применению данного подхода в современной образовательной практике, а также его значению для развития межкультурной коммуникации, формирования национального самосознания и повышения качества языкового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCULTUROLOGICAL APPROACH TO STUDYING PEDAGOGICAL PROCESSES AND ITS APPLICATION IN MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

This article discusses the linguocultural approach to the study of pedagogical processes, its basic principles and methods. Particular attention is paid to the application of this approach in modern educational practice, as well as its significance for the development of intercultural communication, the formation of national identity and improving the quality of language education.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 372.8

Моммыев В.А.

Преподаватель, Кафедра романо-германских языков Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета

Азади

Туркменистан, г. Ашхабад

Гурбандурдыев Я.

Преподаватель, Кафедра романо-германских языков Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета

Азади

Туркменистан, г. Ашхабад

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается лингвокулътурологический подход к исследованию педагогических процессов, его основные принципы и методы. Особое внимание уделяется применению данного подхода в современной образовательной практике, а также его значению для развития межкулътурной коммуникации, формирования национального самосознания и повышения качества языкового образования.

Ключевые слова: лингвокулътурология, педагогические процессы, образование, межкулътурная коммуникация, национальный характер, языковое обучение.

В современном мире, характеризующемся процессами глобализации и интеграции, изучение и понимание культурных особенностей различных народов

становится все более актуальным. Педагогические процессы не являются исключением, поскольку эффективное обучение и воспитание подрастающего поколения невозможно без учета его национальных и культурных особенностей. В этом контексте лингвокультурологический подход представляет собой одну из наиболее перспективных методологических стратегий исследования педагогических процессов.

Лингвокультурологический подход основан на синтезе лингвистики и культурологии, что позволяет изучать взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры в контексте педагогических процессов. Этот подход предполагает рассмотрение языка не только как средства передачи информации, но и как инструмента формирования национального самосознания, закрепления традиций и обычаев, а также механизма передачи культурных ценностей от одного поколения к другому.

Традиционный подход к педагогике часто фокусируется на технических аспектах преподавания, игнорируя решающее взаимодействие между языком и культурой, которое формирует опыт обучения. Лингвокультурный подход устраняет этот разрыв, предлагая более глубокое понимание того, как язык, культура и познание переплетаются воедино в образовательной среде.

По своей сути лингвокультурный подход признает язык больше, чем просто инструмент общения. Он воплощает культурные ценности, убеждения и образ мышления. Эта привязанность формирует то, как учащиеся воспринимают информацию, взаимодействуют с концепциями и, в конечном итоге, создают знания. Признавая эту сложную взаимосвязь, преподаватели могут адаптировать свои методы так, чтобы они соответствовали культурному происхождению и языковым предпочтениям учащихся.

Этот подход находит практическое применение, принося пользу как учителям, так и учащимся. Для учителей это требует более глубокого понимания культурного контекста, в котором живут их ученики. Это включает в себя признание разнообразного языкового репертуара, который учащиеся приносят в

класс: от различных диалектов и акцентов до недоминирующих языков. Объединив эти разнообразные лингвистические ресурсы, учителя могут создать более инклюзивную и увлекательную среду обучения.

Для учащихся лингвокультурный подход способствует более глубокому осознанию культурной принадлежности знаний. Они приобретают критическое понимание того, как разные культуры выражают и организуют информацию, бросая вызов монокультурным предубеждениям и способствуя межкультурной чувствительности. Эта осведомленность дает им возможность стать более активными участниками своего собственного учебного пути, ориентируясь на различные точки зрения и создавая свои собственные структуры знаний.

Преимущества лингвокультурного подхода выходят за пределы классных стен. Он способствует развитию навыков межкультурного общения, имеющих решающее значение для навигации во все более взаимосвязанном мире. Это также способствует уважению культурного разнообразия, необходимого для построения инклюзивного и справедливого общества.

Однако реализация этого подхода требует постоянных усилий и размышлений. Учителя должны участвовать в постоянном профессиональном развитии, чтобы углубить свое понимание языка и культуры. Образовательные учреждения должны предоставлять ресурсы и поддержку учителям для создания языковой и культурной среды обучения.

Для проведения лингвокультурологических исследований в области педагогики используются различные методы, среди которых можно выделить следующие:

1. Сравнительный анализ образовательных систем разных стран.

2. Изучение языковой картины мира и ее влияния на процесс обучения.

3. Исследование роли языка в формировании национального характера и менталитета.

4. Анализ взаимосвязи языка и культурной идентичности в контексте педагогического процесса.

5. Оценка эффективности применения лингвокультурологического подхода в образовательной практике и др.

Применение лингвокультурологического подхода в современном образовании

Применение лингвокультурологического подхода в современной педагогической практике становится все более актуальным в связи с процессами интеграции и глобализации. Использование данного подхода позволяет повысить эффективность языкового обучения, сформировать критическое мышление и аналитические навыки у учащихся, а также развить межкультурную коммуникацию и укрепить сотрудничество между различными народами.

Таким образом, лингвокультурологический подход является актуальным и перспективным направлением исследования педагогических процессов в современном мире. Его применение в образовательной практике способствует формированию национальной идентичности, развитию межкультурного диалога и повышению качества языкового обучения.

В заключение отметим, что лингвокультурный подход — это не просто образовательная причуда, а необходимый сдвиг в перспективе. Признавая глубокое влияние языка и культуры на обучение, мы можем раскрыть весь потенциал образования, чтобы расширить возможности людей и способствовать более понимающему и инклюзивному миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Лингвокультурология: теория и практика" / В.В. Воробьев. - М.: Изд-во РУДН, 1997.

2. "Лингвокультурология: учебное пособие" / Е.С. Кубрякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. "Язык и культура: проблемы межкультурной коммуникации" / В.А. Виноградов. - М.: Издательство «Гнозис», 2005.

4. "Лингвокультурологический подход к изучению языка и культуры" / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Издательство «Азбука-классика», 2008.

5. "Лингвокультурология в образовании: теория и практика" / Под ред. В.В. Воробьева. - М.: Издательство РУДН, 2010.

6. "Лингвокультурология и межкультурная коммуникация" / Е.С. Кубрякова. - Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, № 3, 2001.

7. "Лингвокультурологический подход к изучению профессиональной коммуникации" / Под ред. В.В. Воробьева. - Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, № 1, 2004.

Mommyyev V.

Lecturer, Department of Romance-Germanic Languages

Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamed Azadi

Turkmenistan, Ashgabat

Gurbandurdyyev Ya.

Lecturer, Department of Romance-Germanic Languages

Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamed Azadi

Turkmenistan, Ashgabat

LINGUOCULTUROLOGICAL APPROACH TO STUDYING PEDAGOGICAL PROCESSES AND ITS APPLICATION IN MODERN EDUCATIONAL

PRACTICE

Abstract: This article discusses the linguocultural approach to the study of pedagogical processes, its basic principles and methods. Particular attention is paid to the application of this approach in modern educational practice, as well as its significance for the development of intercultural communication, the formation of national identity and improving the quality of language education.

Key words: linguoculturology, pedagogical processes, education, intercultural communication, national character, language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.