Научная статья
УДК 372.881.111.1-053.5
https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.15
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у школьников с использованием технологии смешанного обучения
Галина Алексеевна Краснощекова1е, Ольга Алексеевна Лагунова2
12Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия 1gakrasnoschokova@sfedu.ruH
Аннотация. В статье представлена методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции у школьников в старших классах общеобразовательной школы на основе технологии смешанного обучения. Актуальность исследования определяется особой ролью цифровых ресурсов и медиаресурсов в повышении качества преподавания иностранных языков. Методика реализуется на основе компетентност-ного, коммуникативно-когнитивного и интегративного подходов к обучению иностранным языкам учащихся старших классов. В статье описана методическая система взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности на базе авторского учебного пособия с использованием аутентичных материалов и современных информационных технологий на уроках иностранного языка, которые способствуют повышению мотивации, эффективности и индивидуализации учебно-воспитательного процесса по формированию иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Методика направлена на развитие у обучаемых самодисциплины, настойчивости и мотивации в целях достижения хороших результатов в изучаемом языке.
Ключевые слова: метод обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, смешанное обучение, индивидуализация, интернет-ресурсы
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Краснощекова Г.А., Лагунова О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у школьников с использованием технологии смешанного обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 113-118. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.15.
Original article
Formation of Foreign Language Communicative Competence of Schoolchildren Using Blended Learning Technology
Galina A. Krasnoshchekova1, Olga A. Lagunova2
■^Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia 1gakrasnoschokova@sfedu.ruH
Abstract. The article presents a methodology for developing foreign language communicative competence of schoolchildren in senior grades of secondary schools based on blended learning technology. The relevance of the study is determined by the special role of digital and media resources in improving the quality of teaching foreign languages. The methodology is implemented on the basis of competence-based, communicative-cognitive and integrative approaches to teaching foreign languages to high school students. The article describes the methodical system of interrelated teaching of all types of speech activity on the basis of the author's textbook using authentic materials and modern information technologies at foreign language lessons, which contribute to the increase of motivation, efficiency and individualization of the educational process of forming foreign language communicative competence of schoolchildren. The methodology is aimed at developing self-discipline, perseverance and motivation in students in order to achieve good results in the studied language.
Keywords: teaching method, foreign language communicative competence, blended learning, individualization, Internet resources
Funding: Independent work.
For citation: Krasnoshchekova, G.A. & Lagunova, O.A. (2023) Formation of Foreign Language Communicative Competence of Schoolchildren Using Blended Learning Technology. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 113-118. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.15 (In Russian).
В настоящее время особое внимание направлено на повышение качества образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образовательные стандарты делают акцент на индивидуализацию учебного процесса в современном образовании. Основная цель модернизации образовательного процесса - внедрение нововведений, развитие навыков
© Краснощекова Г.А., Лагунова О.А., 2023
образовательной самостоятельности с помощью индивидуального подхода, подготовка к саморазвитию, обеспечение непрерывного образования, а также организация образовательного процесса, учитывающего возрастные, психологические и физиологические особенности каждого обучаемого1. В связи со вступлением в силу нового федерального государственного стандарта владение иностранным языком является важной компетенцией для выпускника базового образовательного обучения. Новые образовательные стандарты влияют на языковую политику в школах, поэтому стандартный курс иностранного языка становится базовым в современной школе (Краснощекова, Лагунова, 2021).
В рамках модернизации учебного процесса по обучению иностранному языку школьников мы разработали авторскую методику по формированию иноязычной коммуникативной компетенции с использованием технологии смешанного обучения, разумно сочетая традиционные методы обучения и инновационные, так как в эпоху цифровизации необходимо применять все преимущества компьютерных технологий, интернет-ресурсы и современные образовательные платформы. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников с помощью технологии смешанного обучения строится на основе реализации компетентностного, коммуникативно-когнитивного, личностно-деятельностного и интегративного подходов к обучению иностранному языку2 (Козлова, 2019).
Содержательный компонент методики составило авторское учебное пособие Be ready for your English, которое дополняет основной учебник по английскому языку и включает в себя учебный материал по интересующим школьников старших классов темам: Modern and classical art, Modern inventions and discoveries, Lifestyles of different nations, Humanity's problems, Extreme sports and places, Features of the national cuisine of the peoples of the world, Mental health, Festivals around the world3. Каждая тема пособия содержит несколько разделов: Vocabulary, Reading, Watching & Listening, Grammar, Let's speak, Writing и Project work. В каждой теме предлагается комплекс упражнений, направленный на формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письму). К аутентичным текстам и видеоматериалам, подобранным из Интернета, предлагаются предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания и вопросы, чтобы проверить понимание содержания. Для снятия лексическо-грамматических трудностей у учащихся дается комплекс языковых (дифференцировочные, имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные упражнения) и условно-коммуникативных упражнений.
Грамматические упражнения направлены на отработку тем, которые обучаемые проходят по программе. Во время занятия объясняются грамматические правила с помощью учебного пособия и грамматического справочника. Затем учащиеся выполняют языковые упражнения на закрепление грамматических явлений. Например: Work with a partner. Notice the boldfaced words. Circle the best word to complete each sentence. The Baptism of Christ was created (by/to) da Vinci.
Грамматические явления, находящиеся в текстах, усваиваются обучаемыми лучше, если при чтении текстов преподаватель опирается на языковые примеры и образцы, а именно - когда используются конкретные примеры данных грамматических явлений для наглядности; выделяются лингвистические особенности в этих примерах; демонстрируется применение этих признаков на конкретных примерах и обобщается полученная информация.
Данные упражнения помогают запомнить языковой материал и научиться правильно использовать его в речи. Объяснения и самостоятельная работа обучаемых над этой темой помогают понять значения и функции грамматических явлений в речи. Методы, основанные на многократном повторении действий, связанных с грамматикой, а также их преобразованием и комбинированием в типичных ситуациях, обеспечивают надежное усвоение этих явлений: «Когда материал многократно и осознанно обрабатываются и применяется в различных ситуациях, это помогает обучающемуся усвоить его прочно и постепенно перейти к самостоятельному использованию его в другом контексте»4.
В авторском учебном пособии нами представлены разноуровневые упражнения, направленные на отработку разных грамматических явлений. Это соответствует принципу построения индивидуальной образовательной траектории для учащихся. Если задания вызывают интерес у школьников, то они будут более мотивированы создавать собственные сообщения, выражать
1 Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон РФ от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Российское образование : федер. портал. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php (дата обращения: 01.02.2023).
2 Фадеева В.А. Новейшие веб-сервисы в лингводидактике: дидактические возможности и применение : учеб. пособ. М., 2017. 184 с.
3 Краснощекова Г.А., Лагунова О.А. Be ready for your English : учеб. пособ. / под общ. ред. Г.А. Красно-щековой. Ростов н/Д.; Таганрог, 2023. 132 с.
4 Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособ. для пед. Институтов : 2-е изд. М., 1986. 221 с.
свою точку зрения и давать аргументы в их поддержку. Следовательно, разноуровневые упражнения стимулируют к устной и письменной речи. Важно не только накопление знаний, но и умение применять их на практике и самостоятельно обучаться.
В разделе Let's speak предлагаются такие коммуникативные упражнения, как ответы на вопросы, обсуждение просмотренного фильма или картины, составление диалогов на заданную тематику, ролевые игры, дискуссии.
Раздел Writing включает следующие задания: написание сопроводительного письма, описание графика или написание эссе. В заключительной части каждой темы предусмотрены творческие задания, а именно: учебно-речевые ситуации, дискуссии, анализ кейсов и проектные задания. Обучение английскому языку с использованием авторского пособия можно проводить как на занятиях в аудитории, так и во время онлайн-уроков, поскольку упражнения представлены в интерактивной форме на платформах Miro, Learningapps.org и Wordwall.net. К каждому тексту даются ссылки на аудиовизуальные материалы. Учебное пособие также содержит словарь (Vocabulary) со всеми активными словами, упорядоченными по алфавиту.
В таблице 1 приведены образовательные интернет-ресурсы, используемые нами в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Таблица 1 - Образовательные интернет-ресурсы
для формирования иноязычной коммуникативной компетенции
Table 1 - Educational Internet Resources
for the Formation of Foreign Language Communicative Competence
Интернет-ресурс Специфика использования
https://resh.edu.ru Для организации самостоятельной работы
https://uchi.ru Для создания индивидуальной образовательной траектории, отслеживания прогресса учащихся в личном кабинете
https //moodle.org Для создания качественных онлайн-курсов
https //nearpod.com Для создания тестов по любым темам
https //wizer.com Для подбора медиаматериалов и использования их дистанционно
https //learningapps.org Для создания образовательных приложений с различными заданиями
https://google.ru/intl/ru/docs Для использования шаблонов, совместной работы и публикации, а также встраивания готовых документов в электронные портфолио
Процесс обучения английскому языку представлен алгоритмами формирования и развития навыков у обучаемых в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности.
Для аудирования и чтения мы используем оригинальные видео и тексты из Интернета. Мы выбираем их, потому что они отражают современные тенденции и реалии нашего общества. Это помогает учащимся изучать живой язык, на котором говорят носители, и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию.
Чтобы заинтересовать школьников, мы предлагаем творческие задания: прослушать песню современного артиста на тему урока и заполнить пропущенные слова. Это задание привлекает внимание, поскольку многие учащиеся увлечены зарубежной музыкой и стремятся понять, о чем поется в песнях.
Задания на отработку навыков аудирования являются интерактивными. Учащимся предлагается просмотреть видео, но до этого мы снимаем фонетические, лексико-грамматические трудности, знакомим их с новой лексикой, грамматическими явлениями, чтобы облегчить понимание содержания видео. После просмотра учащиеся, перейдя по ссылке, должны ответить на вопросы, направленные не только на понимание содержания материала, но также на развитие коммуникативных навыков. При обсуждении видео обучаемые должны обсудить тему и выразить свое мнение (Garrison, Vaughan, 2008). Например, пройдя по ссылке, чтобы посмотреть видео о картине «Мона Лиза», нужно открыть сайт, где в интерактивной форме следует ответить на вопросы о просмотренном материале. Это упражнение направленно на отработку лексики по теме «Классическое искусство», а также развитие навыков говорения при описании картины.
Для формирования и развития навыков чтения учащимся предлагается выполнить комплекс языковых упражнений и заданий, в которых необходимо определить значения слова, подобрать синонимы, антонимы и составить собственные предложения. Например, дать синонимы и антонимы к следующим прилагательным: ... beautiful ... unclear ... ... boring ... disappointing ...
Далее обучаемым предлагаются упражнения, направленные на составление заголовков к абзацам текста, сравнение предполагаемых фактов о явлении, описанном в тексте, с реальными фактами, а также упорядочение информации в тексте по порядку ее появления. Упражнения на
понимание предлагаются в форме открытых вопросов, вопросов с несколькими вариантами ответов, заданий на проверку истинности/ложности утверждений. Использование таких упражнений доступно на онлайн-платформах, таких как Quizlet.com, Learningapps.org и Wordwall.net.
В учебном пособии представлены небольшие по объему тексты, которые отражают интересы и потребности учащихся в области коммуникации и познавания. Эти тексты соответствуют уровню сложности речевого и языкового опыта школьников на изучаемом языке и содержат информацию, которая будет интересна данной возрастной группе. Все тексты, взятые из Интернета, являются подлинными и разнообразными по жанрам, включая художественные, публицистические, прагматические и популярно-научные тексты.
На предтекстовых, текстовых и послетекстовых этапах работы с текстом основными задачами являются определение цели чтения, создание мотивации и стимулирование интереса к прочтению предъявленного текста. Предваряют работу с текстом различные предтекстовые задания, направленные на отработку лексики, в частности прилагательных, которые необходимы для описания картины. Например: Look at the painting. Check (v) the adjectives that you think describe the painting. Then add some of your own adjectives.
Упражнение - соотнесение незнакомых слов с их дефинициями - способствует обогащению лексического запаса учащихся, необходимого для устного высказывания или выполнения проектного задания. Упражнение, направленное на отработку лексики по теме «Искусство» путем соотнесения слов с картинками с использованием смартфонов или компьютера, представляет большой интерес для обучаемых и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
При работе с текстом обучаемым предлагается прочитать его и подобрать подходящий заголовок, а также на основании понимания текстового фрагмента заполнить таблицу. Послетек-стовый этап завершают коммуникативные задания. Вопросы закрытого типа используются для проверки достоверности информации и усвоения содержания текстов.
Обучая говорению, мы предлагаем творческие задания для расширения кругозора и формирования собственного мнения по определенным вопросам. Например, по теме граффити: What do you think about street art? Do you like it? Why or why not? Обучаемые должны выразить свое мнение, а также выслушать мнение других участников, дебатируя или подтверждая свои мысли. Это позволяет максимально вовлечь учащихся в изучение темы, дает возможность выработать собственную точку зрения по каждому вопросу и выразить ее. Таким образом развиваются навыки говорения.
Задание по описанию картины позволяет обучаемым свободно выбирать произведение искусства, которое им нравится, и описывать его, используя предложенные фразы и выражения, организовывать и структурировать мысли, делая описание лаконичным и логичным. В завершение работы по теме предлагается выполнить интерактивное задание Describe a painting1, в котором уже есть картины. Один учащийся должен описать картину, а остальные в классе - попробовать угадать картину на основе этого описания. Это задание помогает создать творческую атмосферу для общения на иностранном языке.
Метод проектов, на наш взгляд, является особенно эффективным для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых. Он предоставляет возможность самостоятельно искать информацию для решения поставленной задачи, а затем обсуждать ее. Кроме того, метод проектов развивает творческое и критическое мышление, умение анализировать и сопоставлять информацию, а также представлять и защищать свой проект в форме монологического высказывания. Работа над проектом разделена на три этапа: постановка задачи, сбор материала и создание визуальной презентации, а затем презентация результатов.
В заключительной части работы над темами предлагаются проектные задания, которые способствуют развитию разговорных навыков и творческого мышления. Они представляют собой самостоятельную исследовательскую деятельность и включают создание презентации в качестве конечного продукта (Нагаева, 2013).
При обучении письму основное внимание уделяется написанию письма или эссе, в котором, например, учащийся может выбрать одного художника из прочитанного текста и написать ему письмо (Choose one of the painters from the text and write a letter to the painter). Данное задание имеет творческую направленность и может являться итоговым по теме «Современное искусство». Обучая общению в письменной форме, мы предлагаем учащимся различные клише, лексику, отрабатываем материал, который затем обучаемые используют при написании письма или эссе.
Таким образом, интеграция традиционных и инновационных технологий обучения, возможностей интернет-ресурсов и образовательных платформ в процесс обучения английскому языку способствует эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции во всех
1 Describe a painting [Электронный ресурс] // Wordwall.net. URL: https://wordwall.net/ru/resource/18232519/de-scribe-a-painting (дата обращения: 21.1.2023).
видах речевой деятельности, включая аудирование, чтение, письмо и говорение, и развитию творческого мышления у обучаемых (Хлызова, 2008).
Для развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка мы используем как традиционные (упражнения, практические задания), так и инновационные (интернет-ресурсы (Youtube, BBC), интерактивные упражнения на сайтах Learningapps.org, Word-wall.net) технологии. Чтение и аудирование аутентичных текстов, аудио и видео по разным темам также целесообразны для развития навыков чтения и аудирования. Отобранные тексты помогают развивать навыки чтения на иностранном языке и применять грамматические конструкции и лексические единицы в естественном контексте. Письмо и говорение - это формы продуктивной речевой деятельности, которые позволяют обучаемым выражать отношение к выявленным фактам устно или письменно, а также участвовать в ролевых диалогах. Все эти аспекты определили содержание и структуру методики формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, так как все виды деятельности имеют важное значение при построении коммуникации (Вайнштейн, 2021; Козлова, 2019).
Разработанное учебное пособие направлено на развитие всех видов речевой деятельности, оно содержит методические указания, помогающие учащимся работать в собственном темпе и выбирать нужный учебный материал, избегая негативного воздействия на психику и создавая благоприятную атмосферу для обучения1.
Для определения эффективности методики вычислен коэффициент успешности усвоения материала и развития навыков во всех видах речевой деятельности на основе диагностических и итоговых срезовых тестовых заданий для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции по английскому языку в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах по формуле В.П. Беспалько2: Ку = a/n, где a - количество обучаемых, показавших в целом хорошие результаты по итогам тестирования (от 1,51 до 3,00 балла); n - общее количество участников группы. Полученные данные (Ку (ЭГ № 1) = 13/20 = 0,75; Ку (КГ № 2) = 15/20 = 0,65) свидетельствуют об эффективности методики обучения иностранному языку.
Результаты опытного обучения позволили сделать вывод, что авторская методика формирования у учащихся старшей школы иноязычной коммуникативной компетенции с использованием учебного пособия Be ready for your English направлена не только на формирование интереса и желания изучать язык, но и на развитие самодисциплины, уверенности, настойчивости и мотивации для достижения хороших результатов в изучаемом языке. Применение различных методов, стратегий, разноуровневых упражнений, игр, интерактивных заданий, онлайн-ресурсов и учебных приложений делает процесс обучения иностранным языкам эффективным и интересным.
Список источников:
Вайнштейн Ю.В. Персонализированное адаптивное обучение в цифровой среде вуза // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы V Междунар. науч. конф. : в 2 ч. / под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск, 2021. Ч. 1. С. 83-86.
Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1. С. 85-93. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-11008.
Краснощекова Г.А., Лагунова ОА. Интеграция традиционного и инновационного обучения: pro et contra традиции и потенциал синтеза двух моделей // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11. С. 156-161. https://doi.org/10.17513/snt.38904.
Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4. С. 31-37.
Хлызова Н.Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т.А. Стефановская. Иркутск, 2008. С. 275-286.
Garrison D.R., Vaughan N.D. Blending learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. N. Y., 2008. 272 p. https://doi.org/10.1002/9781118269558.
References:
Garrison, D.R. & Vaughan, N.D. (2008) Blending learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. New York, Jossey-Bass. Available from: doi:10.1002/9781118269558.
Khlyzova, N.Yu. (2008) Multimedia and their capabilities in organizing the process of teaching students English. In: Stefa-novskaya, T.A. (ed.) Pedagogical theory, experiment, practice. Irkutsk, IPKRO, 275-286. (In Russian)
Kozlova, N.Sh. (2019) Digital technologies in education. Bulletin of Maikop State Technological University. (1), 83-91. Available from: doi: 10.24411 /2078-1024-2019-11008. (In Russian)
Krasnoschekova, G.A. & Lagunova, O.A. (2021) Integration of traditional and innovative learning: Pro et contra tradition and potential synthesis of two models. Modern High Technologies. (11), 156-161. Available from: doi:10.17513/snt.38904. (In Russian)
Nagaeva, I.A. (2013) On-line learning: Formation and prospects for the development. Scientific Support of a System of Advanced Training. (3-4), 31-37. (In Russian)
1 Краснощекова Г.А., Лагунова О.А. Указ. соч.
2 Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособ. М., 1989. 144 с.
Vainshtein, Yu.V. (2021) Personalized adaptive learning in the digital environment of the university. In: Noskova, M.V. (ed.) Informatization of education and e-learning methodology: Digital technologies in education: Materials of the V International scientific conference. Vol. 1. Krasnoyarsk, SFU, 83-86. (In Russian)
Информация об авторах Г.А. Краснощекова - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=356033
О.А. Лагунова - аспирант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия.
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors G.A. Krasnoshchekova - D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Foreign Languages Department, Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=356033
O.A. Lagunova - PhD student, Academy of Psychology and Educational Science, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.