Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая культура / личность / образование / формирование / технология / процесс / humanistic culture / personality / education / formation / technology / process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Л. Насугаева

В статье рассматриваются проблемы формирования гуманистической культуры личности в образовательном пространстве школы. При этом гуманизм характеризуется как совокупность таких качеств учащихся, как уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, ответственность за собственные слова, действия и поступки, осознание своего долга перед обществом, страной, государством, собственной семьей и окружением, чувство собственного достоинства, самоуважение и совестливость, гражданственность и осмысление собственной причастности к судьбе и истории страны, народа, отечества. Процесс формирования этих качеств характеризуется как весьма протяжённый во времени, зависящий от целого ряда как объективных, так и субъективных факторов. Повышенное внимание в статье уделяется процессу гуманизации современного российского образования и связанной с ним системе формирования разносторонне развитой личности. Рассматривается влияние цифровизации российской школы на различные аспекты протекания указанных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF HUMANISTIC CULTURE OF STUDENTS IN A DIGITAL ENVIRONMENT

The article deals with the problems of personal humanistic culture forming in the school education. At the same time, humanism is characterized as a combination of such qualities as respect and goodwill towards another person, responsibility for words and actions, awareness of their duty to society, country, state, their own family and environment, self-esteem, self-respect and conscientiousness, citizenship and understanding of their own involvement in the fate and history of the country, people and motherland. The process of forming these qualities is characterized as very long in time, depending on a number of both objective and subjective factors. At the same time, special attention is paid to the process of humanization in modern Russian education and the associated process of forming a versatile personality. The article also examines the impact of digitalization of the Russian school on various aspects of these processes. The paper studies the most relevant technologies that allow developing a humanistic culture. Among them, the importance of extracurricular activities is emphasized. In particular, the technology of organizing group classes aimed at identifying the level of formation of students’ humanistic culture is considered. Among them, the importance of both regular and extra-curricular, as well as educational forms of work with students is emphasized.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

3. Gajkova T.P Formirovanie professional'no-pedagogicheskogo interesa buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN218.pdf

4. Ignatova O.I. Kompetentnostnyj podhod k professional'noj podgotovke buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v 'esteticheskom obrazovanii. Gumanitarnye nauki. 2019; № 2: 133 - 137

5. Nizovceva L.A. Pedagogicheskaya praktika v podgotovke sovremennogo uchitelya nachal'nyh klassov: opyt, problemy, perspektivy. Vestnik severnogo (arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; № 2: 153 - 159.

6. Sinebryuhova V.L. Formirovanie professional'nyh umenij u buduschih uchitelej nachal'nyh klassov na zanyatiyah po metodike obucheniya matematike v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; № 11: 146 - 151.

7. Magomeddibirova Z.A. Obuchenie mladshih shkol'nikov modelirovaniyu pri reshenii matematicheskih zadach. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; № 2 (19): 88 - 92.

8. Magomeddibirova Z.A. Problemy lichnostno-professional'noj podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov // V sb: Uchitel' sozdaet naciyu (A-H.A. Kadyrov). Sbornik materialov IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 367-371.

9. Magomeddibirova Z.A. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v processe obucheniya matematike. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010; № 2: 86 - 87.

Статья в редакцию поступила 15.09.20

УДК 371

Nasugaeva A.L., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF HUMANISTIC CULTURE OF STUDENTS IN A DIGITAL ENVIRONMENT. The article deals with the problems of personal humanistic culture forming in the school education. At the same time, humanism is characterized as a combination of such qualities as respect and goodwill towards another person, responsibility for words and actions, awareness of their duty to society, country, state, their own family and environment, self-esteem, self-respect and conscientiousness, citizenship and understanding of their own involvement in the fate and history of the country, people and motherland. The process of forming these qualities is characterized as very long in time, depending on a number of both objective and subjective factors. At the same time, special attention is paid to the process of humanization in modern Russian education and the associated process of forming a versatile personality. The article also examines the impact of digitalization of the Russian school on various aspects of these processes. The paper studies the most relevant technologies that allow developing a humanistic culture. Among them, the importance of extracurricular activities is emphasized. In particular, the technology of organizing group classes aimed at identifying the level of formation of students' humanistic culture is considered. Among them, the importance of both regular and extra-curricular, as well as educational forms of work with students is emphasized.

Key words: humanistic culture, personality, education, formation, technology, process.

А.Л. Насугаееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: vinter_65@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются проблемы формирования гуманистической культуры личности в образовательном пространстве школы. При этом гуманизм характеризуется как совокупность таких качеств учащихся, как уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, ответственность за собственные слова, действия и поступки, осознание своего долга перед обществом, страной, государством, собственной семьей и окружением, чувство собственного достоинства, самоуважение и совестливость, гражданственность и осмысление собственной причастности к судьбе и истории страны, народа, отечества. Процесс формирования этих качеств характеризуется как весьма протяжённый во времени, зависящий от целого ряда как объективных, так и субъективных факторов. Повышенное внимание в статье уделяется процессу гуманизации современного российского образования и связанной с ним системе формирования разносторонне развитой личности. Рассматривается влияние цифровизации российской школы на различные аспекты протекания указанных процессов.

Ключевые слова: гуманистическая культура, личность, образование, формирование, технология, процесс.

Как известно, задачи образования находятся в прямой связи с особенностями развития общества [1 - 16]. Изменения, за последние три десятилетия произошедшие в области политики, экономики и культуры, породили и новое направление педагогической мысли, которое основано в первую очередь на демократизации и гуманизации школьного образования. Иными словами, в настоящее время школы основным направлением своего развития выбирают направленность на человека. Делается акцент на общее развитие учащегося - его логики, речи, эстетических чувств, интуиции [2, с. 13]. В свою очередь, процесс гуманизации образования как социально-педагогический феномен, отражающий тенденцию реформирования образования на принципах гуманизма, непосредственно связан с формированием разносторонне развитой личности [15, с. 117]. В число наиболее характерных её черт должно входить осознание собственной культурной, этнической, конфессиональной идентичности, понимание и принятие многообразия современного мира. Как известно, с процессом гуманизации образования непосредственно связана проблема самодетерминации человеческого поведения [6, с. 383]. В этой связи будет не лишним упомянуть, что основу гуманизма составляют:

• уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку;

• ответственность за собственные слова, действия и поступки;

• осознание своего долга перед обществом, страной, государством, собственной семьей и окружением, чувство собственного достоинства, самоуважение и совестливость;

• гражданственность и осмысление собственной причастности к судьбе и истории страны, народа, отечества [3, с. 168].

В процессе гуманизации образования заключены, кроме того, возможности актуализации потенциала аналитико-критического конструктивного мышления, основы стимулирования нравственности, ответственности, уважения к труду, коллективизма, солидарности, патриотизма, формирующих образ индивидуума, соответствующего «идее humanitas - идее, отличающей человека от всего живущего на земле» [13, с. 130]. Таким образом, гуманизация образовательного про-

цесса в пространстве школы имеет не только персонально-личностное значение. Она также распространяется на общество в целом, осуществляя гуманистическую функцию культуры, обеспечивает целостность и непрерывность форм передачи социокультурного опыта, выступает интегральной составляющей процессов трансформации российского социума [9, с. 17].

На процесс гуманизации отечественного школьного образования определённое влияние оказывает его цифровизация. Будучи одним из основных трендов современной образовательной парадигмы, она предполагает широкое привлечение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения подрастающего поколения. Работа в условиях пандемии продемонстрировала важность вхождения в цифровую реальность. Все учебные заведения: школы, колледжи, институты и университеты, работали на различных онлайн-платфор-мах, не пропуская ни одного занятия [10, с. 659]. Кроме того, сегодня трудно представить современного ребенка, не владеющего гаджетом. На рассматриваемую нами тенденцию цифровизация школьного образования оказывает как положительное, так и отрицательное влияние [5, с. 382 - 383]. Указанные аспекты с точки зрения цели нашей статьи будет целесообразно представить в виде табл. 1.

При этом, говоря о цифровизации образования, следует помнить о вероятности появления в будущем технологий, более безопасных для детского развития [1, с. 90].

Виртуальный мир, как видим, может лишить человека нормального человеческого общения [15, с. 15]. На наш взгляд, происходит нарушение человека как уникальной открытой системы. Каждый человек верит в себя и стремится реализовать свой потенциал, а это возможно только в социуме. Взаимодействие с другими в группе, в классе, в трудовом коллективе позволяет постигать состояние друг друга на основе эмпатии и гуманистической позиции.

В связи с вышеизложенным особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с реализацией процесса формирования гуманистической культуры личности обучающегося в образовательном пространстве школы [6, с. 180]. Среди дисциплин, изучаемых в школе, предметы гуманитарного

Таблица 1

Положительные и отрицательные стороны влияния цифровизации российского школьного образования

на процесс его гуманизации

Плюсы цифровизации образования Минусы цифровизации образования

Приучение школьников к самостоятельности Снижение умственной активности и вдумчивости при выполнении учебных заданий

Сокращение бумажной волокиты Недостаточное развитие воображения

Существенная экономия времени Отсутствие социализации и плохое развитие эмоциональной сферы

Упрощение работы педагогов, снижение рутинности их профессиональной деятельности Ухудшение способности школьников к литературному чтению

Возможность построения индивидуальной траектории обучения Недостаточное развитие глазомера и мелкой моторики в связи с сокращением количества письменных заданий

Сокращение количества бумажных носителей информации, облегчение поиска данных, необходимых для выполнения учебных заданий Ухудшение знаний, умений и навыков учащихся в области орфографии, пунктуации и грамматики

Широкие возможности для развития кругозора учащихся Ухудшение умения формулировать собственные мысли

Риск утраты творческой составляющей образовательного процесса

Возможность возникновения у учащихся проблем с физическим развитием

цикла, связанные с языками, литературой, историей, обществознанием, в первую очередь обладают широкими возможностями реализации поставленной проблемы. Однако, согласно школьной программе и собственной практике, понятно, что сорока минут урока всегда недостаточно, чтобы охватить все задачи. Поэтому в процессе формирования гуманистической культуры личности акцент должен быть сделан на организации внеклассной деятельности.

Экспериментальная работа по формированию гуманистической культуры личности на основе цифровых технологий проводилась с учащимися 7-х классов МОУ СОШ № 29 г Грозный.

Технология формирования гуманистической культуры личности обучающегося включает учебную и внеучебную, а также воспитательную работу (табл. 2). При разработке технологии нами учитывался опыт в области формирования гуманистической культуры личности, воспитывающейся на основе этнокультурных традиций региона [4; 7; 11 - 16].

Формирование гуманистической культуры личности обучающегося представляет собой процесс, сильно протяжённый во времени и зависящий от таких факторов, как семья, среда и обучение. Данный процесс также связан с актуализацией потенциала аналитико-критического конструктивного мышления, основами стимулирования нравственности, ответствен-

ностью, уважением к труду, коллективизмом, солидарностью, патриотизмом.

Некоторые фиксирующиеся в развитии современного образования тенденции, в частности его цифровизация, обладают двояким влиянием на процесс формирования гуманистической культуры личности учащихся. С одной стороны, они в этом смысле обладают богатым потенциалом, с другой - современное образование уже теперь сталкивается с их негативными последствиями.

Таким образом, следует резюмировать, что гуманизация образования, т.е. его переориентация на формирование гуманистической культуры учащихся, напрямую связана с экономическими, политическими и культурными процессами, фиксирующимися в современном российском обществе.

Вышеизложенное в значительной степени способствует актуализации проблем, связанных с развитием данного аспекта личности учащихся. В соответствии с результатами проведённого педагогического эксперимента мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что весьма эффективно позволяют развивать гуманистическую культуру обучающихся все основные формы работы с ними. Определённый потенциал в этом смысле присущ как урочной деятельности по предметам гуманитарного цикла, так и внеурочной, а равно воспитательной деятельности.

Таблица 2

Основные составляющие технологии формирования гуманистической культуры личности

Вид работы с учащимися Возможности для развития гуманистической культуры учащихся Примеры формирования гуманистической культуры личности учащихся в рамках вида работы

Учебная работа Развитие гуманистической культуры личности в рамках урочной деятельности с применением субъект-субъектного подхода и диалогических технологий [16, с. 138] Формирование гуманистической культуры средствами учебных предметов гуманитарного цикла: • История России; • Всеобщая история; • Регионоведение; • ОРКСЭ; • Обществознание; • Литература

Внеучебная работа Создание, функционирование и развитие кружковой деятельности в школе, позволяющее не только развить когнитивный потенциал личности обучающегося, но и способствовать сплочению и формированию навыков командной работы учащихся [11; 12] Организация на базе одной из экспериментальных площадок литературного кружка «Дека сан деган аз» (чеч. - «Звучи голос моего сердца») для обучающихся 7-х классов. Программа кружковых занятий охватывала темы произведений чеченских писателей, не входящих в программное изучение. Основная идея ряда занятий - совместное чтение литературных произведений и их анализ. В частности, совместное рассмотрение понятий из области гуманистической культуры личности

Воспитательная работа Разработка и реализация воспитательных мероприятий, направленных на гуманизацию пространства детства, создание условий для самореализации учащихся, их саморазвития и самовоспитания, организацию активности, педагогическое обеспечение полноценной интеграции школьников в современное общество [4, с. 38] Организация с учащимися 7-х классов СОШ № 29 г Грозный благотворительной ярмарки «Дикаллийна боцу барам» (чеч. - «Доброта без границ»). (Выручка была передана семье, в которой воспитывался ребёнок-инвалид)

Библиографический список

1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения. Телекоммуникации и информатизация образования. 2017; № 3: 85 - 92

2. Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Вестник Брянского госуниверситета. 2015; № 3: 13 - 14.

3. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

4. Дадашев РХ., Мусханова И.В. Социокультурный кризис и формирование личности в контексте теории этногенеза. Известия ЮФУ. Технические науки. 2012; № 1: 109.

5. Козлова Н.С., Некрасова А.В., Горбунова И.Л. Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития. Молодой ученый. 2014; № 10: 382 - 384.

6. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции. Челябинск, 2014: 175 - 182.

7. Мусханова И.В. Этнопсихологические особенности развития личности в чеченской семье. Вестник академии наук Чеченской Республики. 2015; № 3 (28): 121 - 124.

8. Леонтьев А.Н. Психология общения. Москва, 1997.

9. Максимова Н.Ю. Гуманизация образования как социокультурный процесс. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 1990.

10. Молчанова Е.В. Инновации и информационные технологии: поиск путей практической реализации. Концепт. 2017; Т. 31: 656 - 660.

11. Мусханова И.В., Насугаева А.Л. Ретроспективный анализ категории «гуманистические ценности» в научном дискурсе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019; № 2: 92 - 97.

12. Мусханова И.В. Социокультурные кризисы и формирование этнокультурной личности. Грозный, 2011.

13. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье. Психология и психотехника. 2011; № 5 (32): 81 - 84.

14. Смолькова Е.В. Особенности гуманизации образования. Международный научный журнал «Символ науки». 2016; № 11-2: 178 - 180.

15. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2010.

16. Фахрутдинова Г.Ж., Ботова Л.Н., Заячук Т. В. Гуманизация педагогического процесса в условиях поликультурного пространства общеобразовательной школы. Современное педагогическое образование. 2019; № 11: 137 - 139.

Reference

1. Abdullaev S.G. Ocenka 'effektivnosti sistemy distancionnogo obucheniya. Telekommunikacii i informatizaciya obrazovaniya. 2017; № 3: 85 - 92

2. Basharimov Yu.P, Egorov V.A. Gumanizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. VestnikBryanskogo gosuniversiteta. 2015; № 3: 13 - 14.

3. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

4. Dadashev R.H., Mushanova I.V. Sociokul'turnyj krizis i formirovanie lichnosti v kontekste teorii 'etnogeneza. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2012; № 1: 109.

5. Kozlova N.S., Nekrasova A.V., Gorbunova I.L. Gumanizaciya sistemy obrazovaniya v kontekste sovremennogo obschestvennogo razvitiya. Molodoj uchenyj. 2014; № 10: 382 - 384.

6. Kornienko S.A. 'Elektronnoe obuchenie kak sredstvo realizacii obrazovatel'noj programmy. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2014: 175 - 182.

7. Mushanova I.V. 'Etnopsihologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v chechenskoj sem'e. Vestnikakademiinauk ChechenskojRespubliki. 2015; № 3 (28): 121 - 124.

8. Leont'ev A.N. Psihologiya obscheniya. Moskva, 1997.

9. Maksimova N.Yu. Gumanizaciya obrazovaniya kak sociokul'turnyj process. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.

10. Molchanova E.V. Innovacii i informacionnye tehnologii: poisk putej prakticheskoj realizacii. Koncept. 2017; T. 31: 656 - 660.

11. Mushanova I.V., Nasugaeva A.L. Retrospektivnyj analiz kategorii "gumanisticheskie cennosti" v nauchnom diskurse. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2019; № 2: 92 - 97.

12. Mushanova I.V. Sociokul'turnye krizisy i formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti. Groznyj, 2011.

13. Mushanova I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnokul'turnoj lichnosti v sem'e. Psihologiya ipsihotehnika. 2011; № 5 (32): 81 - 84.

14. Smol'kova E.V. Osobennosti gumanizacii obrazovaniya. Mezhdunarodnyjnauchnyjzhurnal«Simvolnauki». 2016; № 11-2: 178 - 180.

15. Tret'yakova N.V. Podgotovka konkurentosposobnogo specialista v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2010.

16. Fahrutdinova G.Zh., Botova L.N., Zayachuk T.V. Gumanizaciya pedagogicheskogo processa v usloviyah polikul'turnogo prostranstva obscheobrazovatel'noj shkoly. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 11: 137 - 139.

Статья в редакцию поступила 18.09.20

УДК 37.018.46

Pifko R.I., postgraduate, Department of Mathematics, Computer Studies and Teaching Methods, Shuya Branch of Ivanovo State University (Shuya, Russia),

E-mail: romanpitko@yandex.ru

CONTENTS AND METHODS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TRAINERS-TEACHERS. The research presents an indepth analysis of pedagogical conditions of development of professional pedagogical competence of trainers-teachers in the process of retraining act. It justifies the definition of individual trajectories of the process training that reflects the experience of sport, personal characteristics of the coach, as well as the results of the analysis of the difficulties he encounters in his professional and pedagogical activity. The work studies the direction of theoretical block of training courses on the development of professional-pedagogical concepts, justifies the integration of acquired knowledge and skills of students in the logic of future educational and professional activities through the implementation of a system of individualized forms of interaction. The study recommends targeted and adjusted independent cognitive activity of coaches-teachers and the importance of monitoring the level of development of professional and pedagogical competence and providing initial recommendations for its development in the inter-course period based on the results of this procedure is substantiated.

Key words: professional development, trainer-teacher, pedagogical tasks, professional and pedagogical competence, individual trajectories.

Р.И. Питько. аспирант, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал), г. Шуя, E-mail: romanpitko@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В данной статье проведен анализ педагогических условий развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей в процессе повышения квалификации; обосновано определение индивидуальных траекторий процесса повышения квалификации, которые учитывали бы опыт, вид спорта, личностные характеристики тренера-преподавателя, а также результаты анализа трудностей, с которыми он сталкивается в своей профессионально-педагогической деятельности; исследована направленность содержания теоретического блока курсов повышения квалификации на развитие профессионально-педагогических представлений; обоснована интеграция приобретенных знаний и умений слушателей в логике будущей учебно-профессиональной деятельности за счет внедрения системы индивидуализированных форм взаимодействия; рекомендована целенаправленная и скорректированная самостоятельная познавательная деятельность тренеров-преподавателей; обоснована важность мониторинга уровня развития профессионально-педагогической компетентности и предоставление на основе результатов этой процедуры исходных рекомендаций по ее развитию в межкурсовой период.

Ключевые слова: повышение квалификации, тренер-преподаватель, педагогические задачи, профессионально-педагогическая компетентность, индивидуальные траектории.

Методы повышения квалификации тренеров-преподавателей крайне необходимы в их профессиональной деятельности, однако тренеры не могут даже на короткое время остановить процесс подготовки своих воспитанников. Учитывая такую специфику тренерской деятельности, необходимо составлять более гибкие графики и искать альтернативные формы повышения их квалификации.

Настала необходимость глобального внедрения многоуровневой системы повышения квалификации, которая способствовала бы профессиональному росту по всем желаемым параметрам: от теоретических до практических и психологических. Следует подчеркнуть, что важнейшей особенностью деятельности тренера является ее педагогический характер [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.