с использованием пинцета и стерильной марли (салфетки), предварительно смоченной в дистиллированной воде и высушенной при комнатной температуре, для последующей упаковки в бумажный конверт. Инструмент после работы с одним следом и до работы со следующим необходимо протирать сначала ватным тампоном, смоченным спиртом, а затем сухим. Это делается для того, чтобы исключить перенос микрочастиц одного биологического следа на другой, не загрязнить следы нашими выделениями, а также для предотвращения заражения специалистов-исследователей различными заболеваниями, потенциально содержащимися в следах биологического происхождения.
Необходимо отметить, что допускается проведение смывов (соскобов) и с других участков огнестрельного оружия, на которых после проведения визуального осмотра не обнаружено пригодных следов рук. В таком случае смывы (соскобы) важно выполнять без захвата окружающих областей в целях сохранности следов рук на других участках. В случаях крайней необходимости возможно провести смыв вокруг пригодного для идентификации личности слабовидимого следа руки, не затрагивая его участки.
После проведения смывов (соскобов) специалистами-дактилоскописта-ми выполняется дактилоскопическое исследование огнестрельного оружия, где главным критерием является выбор средств и методов выявления следов рук на нем и эффективность их применения. До сведений курсантов доводится, что средствами и методами, обладающим наилучшими следовыявляющими свойствами на металлических деталях огнестрельного оружия, являются немагнитные универсальные дактилоскопические порошки, позволяющие выявлять следы рук давностью до пятнадцати суток, на чистых сухих металлических поверхностях, не подвергавшихся негативным воздействиям внешней среды.
При выявлении на поверхности объектов следов рук, пригодных для идентификации личности, они фиксировались на поверхности объекта при помощи фотосъемки и изымались на дактилоскопическую пленку. Смыв (соскоб) с места, где был выявлен пригодный для идентификации след руки, выполнялся только после его изъятия. Хотелось бы отметить, что, как правило, предпочтение отдавалось нами выявленным следам рук, так как наличие на поверхности объекта следов потожирового вещества не гарантировало наличия в нем ДНК. Следует отметить, что во избежание уничтожения следов биологического происхождения, содержащих ДНК, при изъятии выявленных следов рук на дактилоскопическую пленку необходимо минимально накладывать её на участки поверхности, окру-
Библиографический список
жающие выявленный след и не изымать на дактилоскопическую пленку непригодные для идентификации личности следы рук. Внимание курсантов необходимо заострить на этом факте.
После проведения дактилоскопического исследования проводятся повторные смывы (соскобы) со всех поверхностей представленного огнестрельного оружия. До сведений курсантов необходимо донести, что если исследуемые поверхности не имеют рифленых участков, дактилоскопическое исследование следует проводить в первоочередном порядке. При этом по возможности важно проводить смывы (соскобы) с торцевых частей огнестрельного оружия, а также без захвата окружающих областей, с участков, на которых после визуального осмотра не обнаружено пригодных для идентификации следов рук. Важно отметить, что когда выявление следов рук предшествует производству смывов (соскобов) или смывы (соскобы) произведены с небольших по площади участков поверхности, необходимо применять только те средства выявления следов рук, которые не влияют на сохранность ДНК. К таковым относятся дактилоскопические порошки «Silver VRed Safe Cracker», «CoinBox/Galvanic», «ПД-Б», «Немагнитный белый», «Сажа» [5, с. 18 - 21]. Следует также обеспечить стерильность применяемых средств выявления следов рук, расходных материалов и инструментов. После проведения дактилоскопического исследования следует производить смывы (соскобы) со всех поверхностей представленного огнестрельного оружия. Также при проведении дактилоскопического исследования, если становиться понятно, что нецелесообразно применять средства выявления следов рук, не препятствующие дальнейшему исследованию ДНК, например, дактилоскопических порошков: «Silver/Gray», «SilkBlack», «ПД-Ч» и имеется возможность сделать смывы (соско-бы) с малой площади поверхности, рекомендуется отложить дактилоскопическое исследование до момента получения результатов исследования ДНК по имеющимся смывам [2; 4].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что до курсантов крайне важно донести, что выявления следов рук, запаховых и ДНК следов человека, осуществляемые в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями экспер-тно-криминалистического центра МВД России и изложенными в данной статье, будут способствовать повышению эффективности изъятия указанных следов на огнестрельном оружии, а также установлению лиц, причастных к совершению преступлений. Желательно занятия по данной тематике проводить в интерактивном режиме [7], который увеличивает степень усвоения данного материала.
1. Борзов А.П., Костылева А.А., Кузнецов В.А., Щавелев А.В. Комплексное исследование следов рук на огнестрельном оружии: методические рекомендации. Киев: ДНДЕКЦ, 2011.
2. Донцова Ю.А., Ивашкова А.В., Рыжова Т.М., Черницын Л.А. Современные методы и средства выявления, изъятия и исследования следов рук: учебное пособие. Москва: ЭКЦ МВД России, 2010.
3. Дружинин Ю.А., Лащ-Завада А.Ю. Исследование влияния дактилоскопических средств выявления потожировых следов рук на последующее проведение ДНК-анализа. Экспертная практика. Москва: ЭКЦМВД России, 2014; № 76.
4. Кондратов С.А., Дукова КВ., Брагина А.Ю. Выявление, изъятие, упаковка и хранение ДНК-содержащих объектов. Экспертная практика. 2010; № 68.
5. Семенов А.В., Евдокимова В.А. Роль и место ДНК-экспертизы следов пальцев рук, выявленных с помощью дактилоскопических порошков. Вестник Московского университета МВД России. 2017; № 2.
6. Сулимое К.Т., Старовойтов В.И., Панфилов П.Б., Саламатин А.В. Выявление запаховых следов человека (как биологического вида) на предметах-следоносителях: Типовая экспертная методика исследования вещественных доказательств. Москва: ЭКЦ МВД России, 2012; Ч. 2.
7. Жигалова Г.Г, Нестеренко А.В., Медведицкова Л.В., Рясов А.А. Использование приемов обучения: хакатон и оперативное совещание при реализации активных и интерактивных методов проведения практического занятия по дисциплине «Криминалистика» в рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 135 - 137.
References
1. Borzov A.P., Kostyleva A.A., Kuznecov V.A., Schavelev A.V. Kompleksnoe issledovanie sledovruk na ognestrel'nom oruzhii: metodicheskie rekomendacii. Kiev: DNDEKC, 2011.
2. Doncova Yu.A., Ivashkova A.V., Ryzhova T.M., Chernicyn L.A. Sovremennye metody i sredstva vyyavleniya, iz'yatiya i issledovaniya sledov ruk: uchebnoe posobie. Moskva: 'EKC MVD Rossii, 2010.
3. Druzhinin Yu.A., Lasch-Zavada A.Yu. Issledovanie vliyaniya daktiloskopicheskih sredstv vyyavleniya potozhirovyh sledov ruk na posleduyuschee provedenie DNK-analiza. 'Ekspertnaya praktika. Moskva: 'EKCMVD Rossii, 2014; № 76.
4. Kondratov S.A., Dukova KV., Bragina A.Yu. Vyyavlenie, iz'yatie, upakovka i hranenie DNK-soderzhaschih ob'ektov. 'Ekspertnayapraktika. 2010; № 68.
5. Semenov A.V., Evdokimova V.A. Rol' i mesto DNK-'ekspertizy sledov pal'cev ruk, vyyavlennyh s pomosch'yu daktiloskopicheskih poroshkov. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017; № 2.
6. Sulimoe K.T., Starovojtov V.l., Panfilov P.B., Salamatin A.V. Vyyavlenie zapahovyh sledov cheloveka (kak biologicheskogo vida) na predmetah-sledonositelyah: Tipovaya 'ekspertnaya metodika issledovaniya veschestvennyh dokazatel'stv. Moskva: 'EKC MVD Rossii, 2012; Ch. 2.
7. Zhigalova G.G., Nesterenko A.V., Medvedickova L.V., Ryasov A.A. Ispol'zovanie priemov obucheniya: hakaton i operativnoe soveschanie pri realizacii aktivnyh i interaktivnyh metodov provedeniya prakticheskogo zanyatiya po discipline «Kriminalistika» v ramkah professional'noj podgotovki sotrudnikov policii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 135 - 137.
Статья поступила в редакцию 20.09.20
УДК 378
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS TO DEVELOP THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE PROCESS OF THEIR TRAINING. The
given article examines the most relevant ways of primary school teachers professional competence developing in the process of his or her professional training. In addition, the requirements of a modern school for a primary school teacher, their personal traits and competencies are also studied. It reveals the main problems of primary school teachers professional training too, so as main features of competence and activity-based approaches to training future primary school teachers, the
introduction of which can be an effective means of eliminating the existing problems. The author concludes that at the present stage of the development of national education, including general primary education, the teacher is required not only knowledge of the theoretical material, but also the skills associated with the effective implementation of the ideas of variative education.
Key words: primary school children, primary school teacher, professional standard of primary school teacher, competence approach in education, activity approach in education.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
Е-mail: [email protected]
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ
В статье исследуются наиболее актуальные на сегодняшний день пути развития профессиональной компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Кроме того, исследуются требования современной школы к учителю младших классов, его личностным чертам и компетенциям. Также получают раскрытие основные проблемы современной системы профессиональной подготовки учителей начальной школы и определяются основные особенности компетентностного и деятельностного подходов к обучению будущих учителей начальных классов, внедрение которых, как представляется, может послужить эффективным средством ликвидации существующих проблем в данной области. Автор делает вывод о том, что на настоящем этапе развития отечественного образования, в т.ч. общего начального, от учителя требуется не только знание теоретического материала, но также умения и навыки, связанные с эффективной реализацией идей вариативного образования.
Ключевые слова: младшие школьники, учитель начальных классов, профессиональный стандарт учителя начальных классов, компетентност-ный подход в образовании, деятельностный подход в образовании.
В современном российском социуме особенно остро ощущается потребность в творческих индивидах. В частности, это касается сферы начального образования. В силу указанных обстоятельств одной из важнейших задач современной системы подготовки будущих учителей начальных классов является формирование всесторонне развитой творческой личности, владеющей широким кругом профессиональных, общекультурных и личностных компетенций. В исследованиях, проводившихся в области системы профессиональной подготовки учителей начальной школы, такими авторами, как И.А. Верченко и К.Ю. Гринева, Т.П. Гайкова, О.И. Игнатова, Л.Г Петерсон и М.А. Кубышева, В.Л. Синебрюхова и др. [1 - 9] были теоретически обоснованы и выявлены как существующие на сегодняшний день проблемы системы профессиональной подготовки учителей, так и возможные пути их решения. Однако несмотря на обилие теоретических разработок в данной области, на практике в системе подготовки учителей младшей школы продолжают доминировать традиционные методы обучения, не позволяющие в полной мере реализовать её потенциал. В этой связи особую важность приобретают практические вопросы, связанные с внедрением в систему их подготовки инновационных подходов, рассмотрению которых будет посвящена настоящая статья.
На настоящем этапе развития профессионального образования в Российской Федерации его организация нацелена на современные модели личностно ориентированной педагогической деятельности. Будущий педагог начальной школы должен не только на приемлемом уровне знать теоретический материал, но также владеть умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации идей вариативного образования [7, с. 147]. Его профессиональная деятельность будет в полной мере успешной лишь при условии приобретения опыта практической деятельности еще во время учёбы в образовательной организации по соответствующему профилю. Её основу составляет совокупность компетенций, предусматривающих овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности, умение применять приобретенные знания для решения тех или иных задач, готовность к анализу проблемных ситуаций и поиску путей их решения, способность к результативным действиям, как самостоятельным, так и в составе группы профессионалов. Кроме того, будущая деятельность современного учителя начальных классов отличается определённым разнообразием. Желательно при этом, чтобы всеми её видами студент овладел ещё в ходе обучения [6, с. 310]. Представим эти виды деятельности в виде табл.
Таблица 1
Виды профессиональной деятельности, обязательные к овладению будущим учителем начальных классов
Виды деятельности Краткая характеристика
Предметная Знать предметы, преподаваемые в начальной школе, владеть методиками их преподавания, понимать место каждого предмета в системе межпредметных связей
Педагогическая Уметь проектировать содержание предметов, проводить занятия, планировать внеклассную работу, владеть навыками проведения с учащимися индивидуальной работы
Инновационная Уметь переносить инновационный опыт других учителей в собственный, разрабатывать новации, владеть навыками, связанными с проведением педагогических экспериментов
Коллективного самоуправления Уметь поддерживать благоприятный климат в коллективе, обеспечивать эффективную работу методических объединений
Саморазвитие Быть готовым к профессиональному и общекультурному саморазвитию
Таким образом, профессиональная компетентность реализуется в готовности будущего учителя начальных классов осуществлять определенную деятельность в конкретных ситуациях [7, с. 133]. Следовательно, будущий учитель начальных классов должен быть творческой личностью, характеризующейся рядом важных параметров (табл. 2):
Таблица 2
Наиболее значимые характеристики современного учителя начальных классов
Учитель начальных классов Высокая степень развития направленности на педагогическую деятельность
Стремление к самореализации в своей профессии
Развитие профессиональных качеств
Развитие творческих умений, способствующих успешности в педагогической деятельности
При этом практика обучения по интересующему нас профилю в отечественных образовательных организациях наглядно демонстрирует тот факт, что использование в ходе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов преимущественно традиционных технологий не может обеспечить полноценного формирования у них предусмотренных Стандартом профессиональных компетенций [1, с. 25 - 26]. С другой стороны, анализ учебных планов подготовки наглядно демонстрирует, что курсам, входящим в их структуру, присущ существенный потенциал для развития у студентов охарактеризованных выше качественных характеристик. При этом, однако, его проявления в большинстве случаев носят фрагментарный, разрозненный характер [2, с. 12]. Исходя из вышеизложенного, мы с определённой долей уверенности можем говорить о необходимости реорганизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. В этой связи актуализируется проблема выбора таких моделей профессиональной подготовки и педагогических технологий, которые смогут обеспечить наиболее эффективное формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальной школы [3, с. 11]. В подобной ситуации компетентностный подход является значимым теоретико-методологическим основанием для построения эффективной профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы [7, с. 134]. Представим его основные положения в форме табл. 3.
Широкое внедрение рассматриваемого подхода в систему подготовки будущих учителей начальных классов связано, прежде всего, с модернизацией содержания профессионального образования. Данная тенденция предполагает его реструктуризацию и определение результативной составляющей процесса подготовки будущих учителей начальной школы - приобретение ими компетенций. При обращении к компетентностному подходу обучение будущих педагогов
Таблица 3
Положение Краткая характеристика
Цель подготовки Развитие у будущих учителей начальных классов способности к самостоятельному решению профессиональных проблем на основе сформированных компетенций
Содержание образовательной деятельности Дидактически адаптированный опыт профессиональной деятельности по решению педагогических задач будущим педагогом
Сущность организации образовательного процесса Создание оптимальных условий, необходимых для формирования опыта самостоятельного решения педагогических задач, составляющих сущность профессиональной деятельности будущих специалистов
начальной школы будет нацелено на формирование у них ключевых и предметных компетентностей [5, с. 212].
Важное место в процессе формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы занимают принципы деятельностного подхода к обучению. С точки зрения этого подхода, компетенция представляет собой функциональное состояние психики, которое обеспечивает индивиду способность к решению задач определенного типа [8, с. 24]. Данное психическое образование включает знания, применимые при решении тех или иных профессиональных задач. В его состав также входят умения и навыки, связанные с планированием хода их решения, выбором и использованием для этих целей средств, адекватных сложившейся ситуации, а равно оценкой результатов собственных действий [9, с. 13].
Данные положения приобретают особую актуальность в свете требований к результатам освоения программы бакалавриата по такому направлению подготовки, как «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» [2]. Согласно им выпускник, успешно освоивший программу, должен владеть рядом существенных с точки зрения нашего исследования общекультурных и профессиональных компетенций (табл. 4):
Таблица 4
Общекультурные и профессиональные компетенции, актуализирующие применение принципов деятельностного подхода при подготовке будущих учителей начальной школы
Наименование компетенции Сущность компетенции
ОК-1 способность использовать основы философских и социогума-нитарных знаний для формирования научного мировоззрения
ПК-8 Способность проектировать образовательные программы
ПК-9 Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся
ПК-11 Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
ПК-12 Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
Таким образом, целый ряд профессиональных компетенций будущего педагога начальной школы непосредственно связан с необходимостью решать профессиональные задачи. Реализация принципов деятельностного подхода в процессе подготовки учителей начальных классов также будет способствовать формированию у них устойчивых профессионально-педагогических интересов [4]. Последнее, как известно, может быть осуществлено при условии осознания
Библиографический список
ими важности и нужности выбранного объекта. Следовательно, немаловажным является включение будущих учителей начальных классов в активную профессиональную деятельность. Так, будущие педагоги, опираясь на собственный опыт, должны осознать факт существования устойчивых связей, имеющихся между знаниями, умениями и навыками, приобретаемыми ими, с одной стороны, и практической стороной будущей профессионально-педагогической деятельности - с другой. С этим, в свою очередь, связано понимание обучаемыми образовательной и жизненной значимости приобретаемых знаний, а также важности осваиваемых форм деятельности [6, с. 154]. Создаваемые таким образом условия будут способствовать формированию конкретного представления о функциях учителя начальных классов, специфике работы в современной школе, а равно учебно-воспитательном процессе в целом. Кроме того, таким путём у будущих учителей начальной школы происходит укрепление положительного эмоционального отношения к будущей педагогической деятельности [8, с. 156].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что на настоящем этапе развития отечественного образования, в т.ч. общего начального, от учителя требуется не только знание теоретического материала, но также умения и навыки, связанные с эффективной реализацией идей вариативного образования. Следовательно, его профессиональная деятельность может быть в полной мере успешной только при условии приобретения будущим педагогом опыта практической деятельности еще в ходе профессиональной подготовки. Его профессиональная компетентность реализуется в готовности к осуществлению различных видов профессионально-педагогической деятельности в тех или иных ситуациях. При этом приходится констатировать, что на практике при подготовке будущих педагогов в образовательных организациях нашей страны используются преимущественно традиционные технологии, что не может обеспечить полноценного формирования предусмотренных профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов, предусмотренных ФГОС. В такой ситуации существенная часть потенциала имеющихся на сегодняшний день образовательных программ также не получает реализации в полной мере [9].
В этой связи мы можем утверждать о необходимости реорганизации учебного процесса в вузе и выборе таких моделей и педагогических технологий, которые смогли бы с высокой вероятностью обеспечить эффективное формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Кроме того, немаловажное место в процессе формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы занимают принципы деятельностного подхода к обучению. С точки зрения этого подхода, компетенция включает знания, применимые при решении профессиональных задач того или иного типа. Достаточно значимым также является выработка у будущих учителей начальных классов умений и навыков, связанных с планированием их решения, выбором и использованием для этих целей средств, адекватных сложившейся ситуации, а равно оценкой результатов собственных действий. Реализация принципов данного подхода также будет способствовать формированию устойчивых профессионально-педагогических интересов у будущих учителей начальных классов.
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г Москва, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Available at: http://fgosvo.ru/news/7/1805
3. Гайкова Т.П. Формирование профессионально-педагогического интереса будущих учителей начальных классов. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN218.pdf
4. Игнатова О.И. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в эстетическом образовании. Гуманитарные науки. 2019; № 2: 133 - 137
5. Низовцева Л.А. Педагогическая практика в подготовке современного учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы. Вестник северного (арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2015; № 2: 153 - 159.
6. Синебрюхова В.Л. Формирование профессиональных умений у будущих учителей начальных классов на занятиях по методике обучения математике в вузе. Педагогическое образование в России. 2016; № 11: 146 - 151.
7. Магомеддибирова З.А. Обучение младших школьников моделированию при решении математических задач. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012; № 2 (19): 88 - 92.
8. Магомеддибирова З.А. Проблемы личностно-профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов // В сб: Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2019. С. 367-371.
9. Магомеддибирова З.А. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010; № 2: 86 - 87.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. na 2011 g. Moskva, 2011.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata). Available at: http://fgosvo.ru/news/7/1805
3. Gajkova T.P. Formirovanie professional'no-pedagogicheskogo interesa buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN218.pdf
4. Ignatova O.I. Kompetentnostnyj podhod k professional'noj podgotovke buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v 'esteticheskom obrazovanii. Gumanitarnye nauki. 2019: № 2: 133 - 137
5. Nizovceva L.A. Pedagogicheskaya praktika v podgotovke sovremennogo uchitelya nachal'nyh klassov: opyt, problemy, perspektivy. Vestnik severnogo (arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki. 2015: № 2: 153 - 159.
6. Sinebryuhova V.L. Formirovanie professional'nyh umenij u buduschih uchitelej nachal'nyh klassov na zanyatiyah po metodike obucheniya matematike v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 201б: № 11: 14б - 151.
7. Magomeddibirova Z.A. Obuchenie mladshih shkol'nikov modelirovaniyu pri reshenii matematicheskih zadach. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012: № 2 (19): 88 - 92.
8. Magomeddibirova Z.A. Problemy lichnostno-professional'noj podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov // V sb: Uchitel' sozdaet naciyu (A-H.A. Kadyrov). Sbornik materialov IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 3б7-371.
9. Magomeddibirova Z.A. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v processe obucheniya matematike. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010: № 2: 8б - 87.
Статья в редакцию поступила 15.09.20
УДК 371
Nasugaeva A.L., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF HUMANISTIC CULTURE OF STUDENTS IN A DIGITAL ENVIRONMENT. The article deals with the problems of personal humanistic culture forming in the school education. At the same time, humanism is characterized as a combination of such qualities as respect and goodwill towards another person, responsibility for words and actions, awareness of their duty to society, country, state, their own family and environment, self-esteem, self-respect and conscientiousness, citizenship and understanding of their own involvement in the fate and history of the country, people and motherland. The process of forming these qualities is characterized as very long in time, depending on a number of both objective and subjective factors. At the same time, special attention is paid to the process of humanization in modern Russian education and the associated process of forming a versatile personality. The article also examines the impact of digitalization of the Russian school on various aspects of these processes. The paper studies the most relevant technologies that allow developing a humanistic culture. Among them, the importance of extracurricular activities is emphasized. In particular, the technology of organizing group classes aimed at identifying the level of formation of students' humanistic culture is considered. Among them, the importance of both regular and extra-curricular, as well as educational forms of work with students is emphasized.
Key words: humanistic culture, personality, education, formation, technology, process.
А.Л. Насугаева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются проблемы формирования гуманистической культуры личности в образовательном пространстве школы. При этом гуманизм характеризуется как совокупность таких качеств учащихся, как уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, ответственность за собственные слова, действия и поступки, осознание своего долга перед обществом, страной, государством, собственной семьей и окружением, чувство собственного достоинства, самоуважение и совестливость, гражданственность и осмысление собственной причастности к судьбе и истории страны, народа, отечества. Процесс формирования этих качеств характеризуется как весьма протяжённый во времени, зависящий от целого ряда как объективных, так и субъективных факторов. Повышенное внимание в статье уделяется процессу гуманизации современного российского образования и связанной с ним системе формирования разносторонне развитой личности. Рассматривается влияние цифровизации российской школы на различные аспекты протекания указанных процессов.
Ключевые слова: гуманистическая культура, личность, образование, формирование, технология, процесс.
Как известно, задачи образования находятся в прямой связи с особенностями развития общества [1 - 16]. Изменения, за последние три десятилетия произошедшие в области политики, экономики и культуры, породили и новое направление педагогической мысли, которое основано в первую очередь на демократизации и гуманизации школьного образования. Иными словами, в настоящее время школы основным направлением своего развития выбирают направленность на человека. Делается акцент на общее развитие учащегося - его логики, речи, эстетических чувств, интуиции [2, с. 13]. В свою очередь, процесс гуманизации образования как социально-педагогический феномен, отражающий тенденцию реформирования образования на принципах гуманизма, непосредственно связан с формированием разносторонне развитой личности [15, с. 117]. В число наиболее характерных её черт должно входить осознание собственной культурной, этнической, конфессиональной идентичности, понимание и принятие многообразия современного мира. Как известно, с процессом гуманизации образования непосредственно связана проблема самодетерминации человеческого поведения [6, с. 383]. В этой связи будет не лишним упомянуть, что основу гуманизма составляют:
• уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку;
• ответственность за собственные слова, действия и поступки;
• осознание своего долга перед обществом, страной, государством, собственной семьей и окружением, чувство собственного достоинства, самоуважение и совестливость;
• гражданственность и осмысление собственной причастности к судьбе и истории страны, народа, отечества [3, с. 168].
В процессе гуманизации образования заключены, кроме того, возможности актуализации потенциала аналитико-критического конструктивного мышления, основы стимулирования нравственности, ответственности, уважения к труду, коллективизма, солидарности, патриотизма, формирующих образ индивидуума, соответствующего «идее humanitas - идее, отличающей человека от всего живущего на земле» [13, с. 130]. Таким образом, гуманизация образовательного про-
цесса в пространстве школы имеет не только персонально-личностное значение. Она также распространяется на общество в целом, осуществляя гуманистическую функцию культуры, обеспечивает целостность и непрерывность форм передачи социокультурного опыта, выступает интегральной составляющей процессов трансформации российского социума [9, с. 17].
На процесс гуманизации отечественного школьного образования определённое влияние оказывает его цифровизация. Будучи одним из основных трендов современной образовательной парадигмы, она предполагает широкое привлечение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения подрастающего поколения. Работа в условиях пандемии продемонстрировала важность вхождения в цифровую реальность. Все учебные заведения: школы, колледжи, институты и университеты, работали на различных онлайн-платфор-мах, не пропуская ни одного занятия [10, с. 659]. Кроме того, сегодня трудно представить современного ребенка, не владеющего гаджетом. На рассматриваемую нами тенденцию цифровизация школьного образования оказывает как положительное, так и отрицательное влияние [5, с. 382 - 383]. Указанные аспекты с точки зрения цели нашей статьи будет целесообразно представить в виде табл. 1.
При этом, говоря о цифровизации образования, следует помнить о вероятности появления в будущем технологий, более безопасных для детского развития [1, с. 90].
Виртуальный мир, как видим, может лишить человека нормального человеческого общения [15, с. 15]. На наш взгляд, происходит нарушение человека как уникальной открытой системы. Каждый человек верит в себя и стремится реализовать свой потенциал, а это возможно только в социуме. Взаимодействие с другими в группе, в классе, в трудовом коллективе позволяет постигать состояние друг друга на основе эмпатии и гуманистической позиции.
В связи с вышеизложенным особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с реализацией процесса формирования гуманистической культуры личности обучающегося в образовательном пространстве школы [6, с. 180]. Среди дисциплин, изучаемых в школе, предметы гуманитарного