Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / тренер-преподаватель / педагогические задачи / профессионально-педагогическая компетентность / индивидуальные траектории / professional development / trainer-teacher / pedagogical tasks / professional and pedagogical competence / individual trajectories

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.И. Питько

В данной статье проведен анализ педагогических условий развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей в процессе повышения квалификации; обосновано определение индивидуальных траекторий процесса повышения квалификации, которые учитывали бы опыт, вид спорта, личностные характеристики тренера-преподавателя, а также результаты анализа трудностей, с которыми он сталкивается в своей профессионально-педагогической деятельности; исследована направленность содержания теоретического блока курсов повышения квалификации на развитие профессионально-педагогических представлений; обоснована интеграция приобретенных знаний и умений слушателей в логике будущей учебно-профессиональной деятельности за счет внедрения системы индивидуализированных форм взаимодействия; рекомендована целенаправленная и скорректированная самостоятельная познавательная деятельность тренеров-преподавателей; обоснована важность мониторинга уровня развития профессионально-педагогической компетентности и предоставление на основе результатов этой процедуры исходных рекомендаций по ее развитию в межкурсовой период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND METHODS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TRAINERS-TEACHERS

The research presents an indepth analysis of pedagogical conditions of development of professional pedagogical competence of trainers-teachers in the process of retraining act. It justifies the definition of individual trajectories of the process training that reflects the experience of sport, personal characteristics of the coach, as well as the results of the analysis of the difficulties he encounters in his professional and pedagogical activity. The work studies the direction of theoretical block of training courses on the development of professional-pedagogical concepts, justifies the integration of acquired knowledge and skills of students in the logic of future educational and professional activities through the implementation of a system of individualized forms of interaction. The study recommends targeted and adjusted independent cognitive activity of coaches-teachers and the importance of monitoring the level of development of professional and pedagogical competence and providing initial recommendations for its development in the inter-course period based on the results of this procedure is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

5. Козлова Н.С., Некрасова А.В., Горбунова И.Л. Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития. Молодой ученый. 2014; № 10: 382 - 384.

6. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции. Челябинск, 2014: 175 - 182.

7. Мусханова И.В. Этнопсихологические особенности развития личности в чеченской семье. Вестник академии наук Чеченской Республики. 2015; № 3 (28): 121 - 124.

8. Леонтьев А.Н. Психология общения. Москва, 1997.

9. Максимова Н.Ю. Гуманизация образования как социокультурный процесс. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 1990.

10. Молчанова Е.В. Инновации и информационные технологии: поиск путей практической реализации. Концепт. 2017; Т. 31: 656 - 660.

11. Мусханова И.В., Насугаева А.Л. Ретроспективный анализ категории «гуманистические ценности» в научном дискурсе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019; № 2: 92 - 97.

12. Мусханова И.В. Социокультурные кризисы и формирование этнокультурной личности. Грозный, 2011.

13. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье. Психология и психотехника. 2011; № 5 (32): 81 - 84.

14. Смолькова Е.В. Особенности гуманизации образования. Международный научный журнал «Символ науки». 2016; № 11-2: 178 - 180.

15. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2010.

16. Фахрутдинова Г.Ж., Ботова Л.Н., Заячук Т. В. Гуманизация педагогического процесса в условиях поликультурного пространства общеобразовательной школы. Современное педагогическое образование. 2019; № 11: 137 - 139.

Reference

1. Abdullaev S.G. Ocenka 'effektivnosti sistemy distancionnogo obucheniya. Telekommunikacii i informatizaciya obrazovaniya. 2017; № 3: 85 - 92

2. Basharimov Yu.P, Egorov V.A. Gumanizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. VestnikBryanskogo gosuniversiteta. 2015; № 3: 13 - 14.

3. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

4. Dadashev R.H., Mushanova I.V. Sociokul'turnyj krizis i formirovanie lichnosti v kontekste teorii 'etnogeneza. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2012; № 1: 109.

5. Kozlova N.S., Nekrasova A.V., Gorbunova I.L. Gumanizaciya sistemy obrazovaniya v kontekste sovremennogo obschestvennogo razvitiya. Molodoj uchenyj. 2014; № 10: 382 - 384.

6. Kornienko S.A. 'Elektronnoe obuchenie kak sredstvo realizacii obrazovatel'noj programmy. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2014: 175 - 182.

7. Mushanova I.V. 'Etnopsihologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v chechenskoj sem'e. Vestnikakademiinauk ChechenskojRespubliki. 2015; № 3 (28): 121 - 124.

8. Leont'ev A.N. Psihologiya obscheniya. Moskva, 1997.

9. Maksimova N.Yu. Gumanizaciya obrazovaniya kak sociokul'turnyj process. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.

10. Molchanova E.V. Innovacii i informacionnye tehnologii: poisk putej prakticheskoj realizacii. Koncept. 2017; T. 31: 656 - 660.

11. Mushanova I.V., Nasugaeva A.L. Retrospektivnyj analiz kategorii "gumanisticheskie cennosti" v nauchnom diskurse. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2019; № 2: 92 - 97.

12. Mushanova I.V. Sociokul'turnye krizisy i formirovanie 'etnokul'turnoj lichnosti. Groznyj, 2011.

13. Mushanova I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnokul'turnoj lichnosti v sem'e. Psihologiya ipsihotehnika. 2011; № 5 (32): 81 - 84.

14. Smol'kova E.V. Osobennosti gumanizacii obrazovaniya. Mezhdunarodnyjnauchnyjzhurnal«Simvolnauki». 2016; № 11-2: 178 - 180.

15. Tret'yakova N.V. Podgotovka konkurentosposobnogo specialista v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2010.

16. Fahrutdinova G.Zh., Botova L.N., Zayachuk T.V. Gumanizaciya pedagogicheskogo processa v usloviyah polikul'turnogo prostranstva obscheobrazovatel'noj shkoly. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 11: 137 - 139.

Статья в редакцию поступила 18.09.20

УДК 37.018.46

Pifko R.I., postgraduate, Department of Mathematics, Computer Studies and Teaching Methods, Shuya Branch of Ivanovo State University (Shuya, Russia),

E-mail: romanpitko@yandex.ru

CONTENTS AND METHODS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TRAINERS-TEACHERS. The research presents an indepth analysis of pedagogical conditions of development of professional pedagogical competence of trainers-teachers in the process of retraining act. It justifies the definition of individual trajectories of the process training that reflects the experience of sport, personal characteristics of the coach, as well as the results of the analysis of the difficulties he encounters in his professional and pedagogical activity. The work studies the direction of theoretical block of training courses on the development of professional-pedagogical concepts, justifies the integration of acquired knowledge and skills of students in the logic of future educational and professional activities through the implementation of a system of individualized forms of interaction. The study recommends targeted and adjusted independent cognitive activity of coaches-teachers and the importance of monitoring the level of development of professional and pedagogical competence and providing initial recommendations for its development in the inter-course period based on the results of this procedure is substantiated.

Key words: professional development, trainer-teacher, pedagogical tasks, professional and pedagogical competence, individual trajectories.

Р.И. Питько. аспирант, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал), г. Шуя, E-mail: romanpitko@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В данной статье проведен анализ педагогических условий развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей в процессе повышения квалификации; обосновано определение индивидуальных траекторий процесса повышения квалификации, которые учитывали бы опыт, вид спорта, личностные характеристики тренера-преподавателя, а также результаты анализа трудностей, с которыми он сталкивается в своей профессионально-педагогической деятельности; исследована направленность содержания теоретического блока курсов повышения квалификации на развитие профессионально-педагогических представлений; обоснована интеграция приобретенных знаний и умений слушателей в логике будущей учебно-профессиональной деятельности за счет внедрения системы индивидуализированных форм взаимодействия; рекомендована целенаправленная и скорректированная самостоятельная познавательная деятельность тренеров-преподавателей; обоснована важность мониторинга уровня развития профессионально-педагогической компетентности и предоставление на основе результатов этой процедуры исходных рекомендаций по ее развитию в межкурсовой период.

Ключевые слова: повышение квалификации, тренер-преподаватель, педагогические задачи, профессионально-педагогическая компетентность, индивидуальные траектории.

Методы повышения квалификации тренеров-преподавателей крайне необходимы в их профессиональной деятельности, однако тренеры не могут даже на короткое время остановить процесс подготовки своих воспитанников. Учитывая такую специфику тренерской деятельности, необходимо составлять более гибкие графики и искать альтернативные формы повышения их квалификации.

Настала необходимость глобального внедрения многоуровневой системы повышения квалификации, которая способствовала бы профессиональному росту по всем желаемым параметрам: от теоретических до практических и психологических. Следует подчеркнуть, что важнейшей особенностью деятельности тренера является ее педагогический характер [1].

Однако для регулярного повышение квалификации специалисту уже недостаточно лишь раз в пять лет пройти обучение на курсах: процесс обучения должен быть постоянным. Наиболее оптимальной может стать многолетняя система повышения квалификации тренеров, которая включает три уровня:

1. Постоянное самосовершенствование.

2. Регулярное участие в организованных формах повышения квалификации (курсы и стажировка).

3. Аналитическая и научно-практическая деятельность [2].

Тренер должен системно заниматься самообразованием: исследовать новую специальную информацию, осуществлять обмен мнениями с коллегами относительно профессиональных проблем (первый уровень повышения квалификации). Безусловно, большую часть полезной систематизированной информации тренер может получить на курсах повышения квалификации, где она подается в концентрированном образовательном воздействии (второй уровень повышения квалификации).

Ценность педагогического воздействия заключается в возможности пополнения своих профессиональных знаний той информацией, которой педагог не может овладеть самостоятельно. Такой курс должен побуждать тренера к генерации новых творческих планов и профессиональных идей, а также определять вектор развития дальнейшего самообразования. Высшим уровнем повышение квалификации тренеров призвана стать аналитическая и научно-практическая деятельность (третий уровень), которая позволит не только аналитически и творчески подходить к решению педагогических задач, но и эффективно их решать.

Обобщение передового мирового опыта по повышению квалификации тренеров позволяет сформулировать отдельные рекомендации относительно путей формирования соответствующей системы в РФ. Очевидно, что здесь не может быть единого шаблона, поскольку в каждом виде спорта существуют свои возможности для организации соответствующей работы [3].

По нашему мнению, главная проблема в учебном процессе повышения квалификации тренеров, которая сбивает плановость и ритмичность в его осуществлении, является совпадение сроков обучения и выездов тренеров на сборы, соревнования и т.п. Рационально заранее уточнять календарь сборов и соревнований по видам спорта или осуществлять набор кандидатов, ориентируясь на зимние и летние виды спорта.

Содержание и методы повышения квалификации тренеров-преподавателей должны основываться на специализированных планах и включать ежегодное участие в лекциях, семинарах, диспутах, «круглых столах» на актуальные темы спортивной подготовки по модульной системе в объеме не менее 20 часов с приглашением лучших отечественных специалистов и международных экспертов. Такие занятия можно организовывать и на учебно-тренировочных базах во время сборов, в перерывах между соревнованиями. Оптимальными формами организации повышения квалификации могут быть также специальные курсы в переходный период тренировочного процесса; консультация тренеров во время сборов и соревнований приглашенными лучшими тренерами мира и научными работниками.

Учебные планы повышения квалификации тренеров не могут быть малой копией учебных планов высших учебных заведений, а главные акценты учебно-программной документации и содержания образования должны раскрывать следующие разделы:

- основы подготовки высококвалифицированных спортсменов (их ранее выявление);

- состояние и пути оптимизации соревновательной деятельности спортсменов различных классов подготовки;

- общие основы подготовки спортсменов;

- технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов;

- двигательные (физические) качества и физическая подготовка;

- структурные преобразования процесса подготовки спортсменов;

- отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов;

- моделирование и прогнозирование [4].

Анализ содержания профессиональной деятельности тренеров и их квалификационных требований позволяет предложить основные профессиональные компетенции, которые определяют их общую профессиональную содержательность, среди которой:

- разработка и выполнение мероприятий, предусмотренных государственными, а также целевыми программами подготовки спортсменов;

- планирование, организационное обеспечение и контроль за подготовкой спортсменов;

- обеспечение организации учебно-тренировочного процесса;

- контроль и корректировка планов индивидуальной подготовки;

- отбор спортсменов и формирование сборной команды для участия в официальных международных соревнованиях;

- обеспечение медико-биологического сопровождения контроля тренировочной и соревновательной деятельности [5].

Ключевые компетенции являются определяющими для планирования содержательных линий повышение квалификации тренеров и дальнейшей разработки учебного материала. Содержательные линии - это элементы образо-

вательного процесса, учебного курса или дисциплины, которые структурируют учебный материал в соответствующих связях и соотношениях.

Исходя из ключевых профессиональных компетенций тренеров, можно сформировать такие содержательные линии повышения их квалификации:

1) нормативно-правовая база, акты государственных органов по вопросам, касающимся их деятельности;

2) основные тенденции развития вида (видов) спорта, отечественный и мировой опыт, возможности его использования и внедрения;

3) состояние и пути оптимизации системы подготовки спортсменов высокого уровня;

4) система подготовки национальных команд.

Многолетние исследования по разработке оптимальных технологий обучения свидетельствуют в пользу модульного принципа организации учебного процесса. Он позволяет учитывать многоуровневое построение образования и перспективы для дальнейшего совершенствования тренеров как специалистов конкретной сферы профессиональной деятельности [2].

Модульный принцип организации учебного процесса реализуется по следующим уровням:

- главный, обязательный для всех слушателей модульный блок;

- вариативный базовый модуль;

- курсы по выбору из всех направлений деятельности тренеров;

- проблемные курсы;

- авторские курсы ведущих специалистов и тренеров;

- тематические семинары;

- обучение по индивидуальному графику.

Модульные комплексы для тренеров должны создаваться с учетом их целевой установки на обучение, качество и направление базового высшего образования, уровня квалификации и опыта практической деятельности. Организация учебного процесса слушателей-тренеров осложняется тем, что тему выпускной аттестационной работы они выбирают, ориентируясь на «свой» вид спорта, что требует формирования малых групп по спортивным специализациям. Такая организация учебного процесса позволяет целенаправленно управлять содержанием образования, является методологической основой для разработки учебных планов, программ и других учебно-распорядительных документов, позволяющих успешно реализовывать образовательный процесс.

Решением проблемы дефицита времени может стать внедрение курсов повышения квалификации тренеров с использованием дистанционных технологий, что позволит повысить гибкость и оперативность в учебе, охватить больший контингент специалистов и будет экономически более целесообразным по сравнению с традиционной формой повышения квалификации [4].

Дистанционное обучение - это современная гибкая форма получения знаний на расстоянии в удобное для себя время с использованием новейших информационных технологий и систем мультимедиа без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым.

Выделяют три формата дистанционного обучения:

- консультационная форма включает печатную литературу, реже - диски с материалами, видео - и аудиоматериалы;

- ресурсная - электронные библиотеки, ресурсы Интернет, диски с материалами, видео - и аудиоматериалы, в меньшей степени печатная литература;

- инструктивная - дистанционные курсы, электронные библиотеки [3].

Для сокращения сроков проекта системы повышения квалификации тренеров сборных команд оптимальным является использование смешанного формата, когда в разных курсах и для различных групп слушателей используют разные форматы. При этом целесообразно начинать проект с простых (консультативного или ресурсного) форматов с постепенным наращиванием базы учебных ресурсов и количества дистанционных курсов.

В начале проекта системы повышения квалификации тренеров более целесообразно использовать базовые способы передачи информации «кейс-технологии дистанционного обучения», поскольку они удобны как для тренеров, так и для преподавателей.

Необходима разработка учебно-методического комплекса, который будет содержать печатные пособия, диски с видеолекциями, методические рекомендации для работы с курсом. Кейс-технологии не требует сложной и дорогостоящей технической поддержки, значительных временных затрат на подготовку учебно-методического комплекса, а также специальной подготовки преподавателей и тренеров для использования этой технологии. Для организации процесса повышения квалификации тренеров большое значение имеет создание опережающего информационного пространства, которое позволит свободно использовать базы данных и современные знания в сфере спорта высших достижений. Это сведения о защищенных диссертациях, новые пособия, статьи в профессиональных изданиях, современные Интернет-технологии [1].

С целью полноценного обеспечения учебного процесса, развития научных исследований в сфере физической культуры и спорта мы предлагаем организовать поэтапную реализацию многолетней программы издательской деятельности с задачей создания учебной литературы нового поколения, которая имела бы высокий научно-теоретический уровень, отражающий достижения ведущих научно-практических школ педагогики, психологии и спортивной медицины.

Итак, на основе анализа научных публикаций считаем, что ключевым направлением исследования выступает определение педагогических условий развития профессионально-педагогической компетентности тренера-преподавателя в процессе повышения квалификации. Освещение и обоснование этих условий кратко систематизируем далее.

1. Первое условие сформулировано нами в такой форме: необходимо определение индивидуальных траекторий процесса повышения квалификации, которые учитывали бы опыт, вид спорта, личностные характеристики тренера-преподавателя. С целью определения оптимальной траектории развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей на курсах повышения квалификации в качестве форм педагогического взаимодействия мы определяем входной мониторинг развития профессионально-педагогической компетентности, а также инструктивно-методические занятия [5].

Входной мониторинг предусматривает установление трудностей профессионального развития тренеров-преподавателей в аспекте их профессионально-педагогической компетентности. В его рамках используются следующие методы:

- анкетирование - вербально-коммуникативный метод;

- стандартизированное интервью - метод получения информации о профессионально-педагогических качествах.

На основе анкетирования методист курсов будет определять степень активности тренера в педагогическом саморазвитии в межкурсовой период по следующим параметрам: количество времени, которое тренер тратит на самоподготовку; количество мероприятий по повышению квалификации, в которых тренер участвовал самостоятельно; общий уровень интереса к вопросам профессионально-педагогической компетентности и др. Интервью помогает в содействии осознания тренером трудностей своего профессионального развития в контексте развития профессионально-педагогической компетентности.

Также в ходе определения индивидуальных траекторий процесса повышения квалификации нами предусматривается применение авторского диагностического комплекса с целью определения уровня развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей. С понятием индивидуальных траекторий развития профессионально-педагогического мастерства ассоциируется также инструктивно-методический аспект, на котором происходит ознакомление слушателей с организацией и порядком повышения квалификации, содержанием учебного процесса, порядком проведения входного и выходного комплексного диагностирования. На этом занятии происходит предоставление слушателям методических материалов в электронной форме с необходимыми комментариями [2].

Отметим, что на курсах повышения квалификации приоритет будет отдаваться обмену информацией в электронном виде. При этом наряду с электронными вариантами предусматривается использование «бумажных» носителей информации. Последнее обусловлено тем, что, по данным А. Петровой, значительное количество тренеров-преподавателей испытывает трудности в использовании электронных средств коммуникации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вторым условием развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей будет выступать направление содержания теоретического блока курсов повышения квалификации. По нашему мнению, это должно быть связано с внедрением специфических форм и средств, структурно интегрированных в специальные тематические блоки. Усвоение содержания тематических блоков связывается с такими формами и средствами обучения, как лекции-презентации, лекции-пресс-конференции, а также семинары.

Учебный материал на лекции-презентации может подаваться в виде большого количества взаимосвязанных и взаимозависимых блоков, которые содержат структурированную информацию по наиболее важным вопросам темы. В процессе восприятия слушателями информации с экрана один блок сменяется вторым. Каждый из блоков имеет свое название в соответствии с планом лекции. При этом предоставление актуальной и современной информации происходит на обычных лекциях и лекциях-пресс-конференциях.

Содержание лекции-пресс-конференции заключается в том, что после объявления темы преподаватель обращается с предложением к слушателям задавать вопросы в письменной форме по определенной теме. Слушатели

Библиографический список

формулируют вопросы, ответ на которые их интересует больше всего, и передают их методисту, который сортирует вопросы по их содержанию, после чего начинает лекцию. Сама лекция строится как связный текст, в процессе изложения которого даются ответы на те вопросы, которые интересуют слушателей больше всего.

По нашему мнению, лекция-пресс-конференция позволяет удовлетворить выборочный интерес тренеров-преподавателей в тех или иных аспектах профессионально-педагогической деятельности, ведь большая часть слушателей курсов имеет уникальный опыт педагогической деятельности, который, очевидно, будет предопределять избирательность в информационных приоритетах.

В связи с тем, что в процессе повышения квалификации развитие профессионально-педагогических компетенций тренеров-преподавателей связан с актуализацией и использованием их индивидуального практического опыта, еще одной формой развития профессионально-педагогической компетентности определен семинар по обмену опытом. В этом семинаре могут принимать участие научно-педагогические работники вуза, слушатели курсов, а также приглашенные ведущие ученые в области обсуждаемых проблем. На семинаре проходит обсуждение предварительно подготовленных докладов слушателей по актуальным проблемам их профессиональной деятельности. При этом тема семинара будет определяться в соответствии с текущими интересами слушателей.

3. Третьим условием развития профессионально-педагогической компетентности тренера-преподавателя в процессе повышения квалификации является интеграция приобретенных знаний и умений слушателей в логику учебно-профессиональной деятельности за счет внедрения системы индивидуально подобранных техник и методик.

4. Еще одним педагогическим условием выступает мониторинг уровня развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей и предоставление на его основе исходных рекомендаций по развитию обозначенного профессионального качества на межкурсовой период. Логическим итогом процесса развития профессионально-педагогической компетентности мы рассматриваем конференцию, с которой ассоциируем обеспечение выполнения названного педагогического условия. Такая конференция интегрирует в себе средства развития профессионально-педагогической компетентности:

- презентация слушателями результатов самостоятельной работы, а также собственных профессионально-педагогических достижений с последующим их анализом (уровень и качество выполнения заданий самостоятельной работы);

- установление уровня развития профессионально-педагогической компетентности слушателей с использованием экспертного оценивания, авторского опросника и тестов знаний (возможен вариант онлайн-тестирования);

- собеседование с преподавателем курсов повышения квалификации с целью предоставления рекомендаций по развитию профессионально-педагогической компетентности на межкурсовой период.

Таким образом, педагогическими условиями развития профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей в процессе повышения квалификации выступают:

- определение индивидуальных траекторий процесса повышения квалификации, которые учитывали бы опыт, вид спорта, личностные характеристики тренера-преподавателя, а также результаты анализа трудностей, с которыми он сталкивается в своей профессионально-педагогической деятельности;

- направленность содержания теоретического блока курсов повышения квалификации на развитие профессионально-педагогических представлений;

- интеграция приобретенных знаний и умений слушателей в логике будущей учебно-профессиональной деятельности за счет внедрения системы индивидуализированных форм взаимодействия;

- целенаправленная и скорректированная самостоятельная познавательная деятельность тренеров-преподавателей;

- мониторинг уровня развития профессионально-педагогической компетентности и предоставление на основе результатов этой процедуры исходных рекомендаций по ее развитию в межкурсовой период.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в структурированном перечне определения параметров развития профессионально-педагогической компетентности тренера-преподавателя в процессе повышения квалификации.

1. Питько РИ. Развитие педагогической компетентности тренеров-преподавателей в современных условиях. Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. 2019.

2. Исамуллаева Д.Р Особенности организации внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013; № 12 (106).

3. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 6.

4. Абубакарова Т.Т., Элипханов С.Б. Совершенствование управленческой компетентности тренеров-преподавателей в процессе их профессиональной деятельности. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019; № 3.

5. Исамуллаева Д.Р, Романовская И.А., Трещев А.М. Особенности развития профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей в системе внутришкольного повышения квалификации. Гуманитарные науки и образование. 2018; Т. 9, № 4.

References

1. Pit'ko R.I. Razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti trenerov-prepodavatelej v sovremennyh usloviyah. Shujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh. 2019.

2. Isamullaeva D.R. Osobennosti organizacii vnutrishkol'nogo povysheniya kvalifikacii trenerov-prepodavatelej. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; № 12 (106).

3. Yakovleva E.I., Shobonov N.A. Individualizaciya obrazovatel'nogo processa v ramkah modul'noj modeli programmy povysheniya kvalifikacii pri primenenii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 6.

4. Abubakarova T.T., 'Eliphanov S.B. Sovershenstvovanie upravlencheskoj kompetentnosti trenerov-prepodavatelej v processe ih professional'noj deyatel'nosti. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019; № 3.

5. Isamullaeva D.R., Romanovskaya I.A., Treschev A.M. Osobennosti razvitiya professional'no znachimyh kachestv trenerov-prepodavatelej v sisteme vnutrishkol'nogo povysheniya kvalifikacii. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018; T. 9, № 4.

Статья поступила в редакцию 21.09.20

УДК 378.1: 377.5: 373.1

Shumakova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State

Pedagogical Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: alex-2a@ya.ru

Yashutkin V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical

Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: yshvast@yandex.ru

METHODOLOGICAL BASIS FOR TRAINING FUTURE TEACHERS TO ENSURE THE SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SECONDARY SCHOOLS. The article discusses the methodological basis for preparing future teachers to ensure the safety of the educational environment of a comprehensive school. The authors develop the research problem in the context of the categorical and semantic meaning of the concepts "security", "educational environment" and "safe educational environment". The analysis of these concepts provided a scientific and theoretical opportunity to substantiate the methodological foundations of preparing students of a pedagogical university for professional activities in the field of ensuring the safety of subjects of the educational process of a general education school. In this justification, the authors legitimately relied on the conceptual content of the categories "methodology" and "methodological approach", stating that the methodological basis for preparing future teachers for the designated activity should be represented by competence, subject-activity.

Key words: safety, educational environment, safe educational environment, ensuring safety of educational environment, methodology, methodological approach.

A.В. Шумакова, д-р пед. наук, доц., зав. каф. общей педагогики и образовательных технологий ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: alex-2a@ yandex.ru

B.А. Яшуткин, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: yshvast@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы. Разработка исследовательской проблемы осуществлена авторами в контексте категориально-смыслового значения понятий «безопасность», «образовательная среда» и «безопасная образовательная среда». Анализ обозначенных понятий обеспечил научно-теоретическую возможность обоснования методологических основ подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в сфере обеспечения безопасности субъектов образовательного процесса общеобразовательной школы. При этом обосновании авторы правомерно опирались на понятийное содержание категорий «методология» и «методологический подход», обосновано констатируя, что методологические основы подготовки будущих учителей к обозначенной деятельности должны быть представлены компетентностным и субъектно-деятельностным подходами.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, безопасная образовательная среда, обеспечение безопасности образовательной среды, методология, методологический подход.

В настоящее время отечественному педагогическому образованию необходимо решать разноплановые общественно значимые задачи, связанные с подготовкой будущих учителей к профессиональной деятельности в новой общественной реальности - достаточно сложной, неоднозначной и противоречивой. Современные социокультурные реалии могут рассматриваться как в позитивном, так и деструктивном значениях. Деструктивным значением обладают социальные явления, представляющие определенную опасность для успешной социализации и воспитания российских школьников. Исходя из этого, современный учитель должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями для осуществления защиты субъектов учебно-воспитательного процесса, обеспечивая безопасность образовательной среды общеобразовательной школы.

Разработкой методологических основ в педагогической науке и образовательной практике занимались такие исследователи, как С.В. Бобрышов [1], М.Я. Виленская, С.Н. Зайцева [2], Л.Б. Ермолаева-Томина [3], В.А. Коваленко [4], С.Л. Рубиштейн [5], Н. Соснин [б], В.И. Чирков [7], А.В. Шумакова [8].

В свою очередь, изучению проблем обеспечения безопасности образовательной среды образовательных организаций посвятили свои исследования следующие ученые: И.А. Баева, В.В. Семикин [9], В.М. Родачин [10], А.Л. Романович [11].

Вопросы готовности к профессиональной деятельности в целом и к педагогической деятельности в частности изучали М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [12], А.В. Шумакова, В.А. Яшуткин [13; 14].

Решение проблемы определения методологических основ подготовки будущих учителей к обеспечению комплексной безопасности образовательной среды общеобразовательной школы невозможно без рассмотрения базовых категорий «безопасность», «образовательная среда» и «безопасная образовательная среда».

В настоящее время категория безопасности является сложной, неоднозначной междисциплинарной категорией, которая изучается целым рядом научных

дисциплин - социологией, философией, юриспруденцией, психологией, педагогикой, политологией.

Исходя из множественности междисциплинарных подходов к трактовке понятийного смысла безопасности, в настоящее время в науке не существует ее универсального определения. Каждый автор вносит в определение данной категории определенную специфику: безопасность представляет собой одну из фундаментальных человеческих потребностей; она является важной характеристикой общественных и межличностных отношений и проявляется во взаимном доверии между людьми; безопасность можно рассматривать в качестве процесса и результата развития социальных явлений; безопасность представляет собой общественную функцию или специфическое действие органов власти, различного рода организаций и учреждений по защите членов общества от опасностей и угроз.

В свою очередь, контент-анализ научных источников, отражающих содержание понятия «образовательная среда», позволяет выявить некоторые обобщенные представления, характеризующие исследуемую категорию как педагогический феномен. Прежде всего, образовательная среда:

- в широком смысле характеризуется как пространство, в котором осуществляются все образовательные воздействия и реалии, внешние по отношению к личности. В данном контексте личность выступает объектом этих воздействий и субъектом образовательных отношений;

- основана на ключевых принципах развивающего образования и тех образовательных возможностях, которые детерминируют активность личности и приобретение ею новых свойств, способов поведения и общения, способствуя эффективному личностному саморазвитию;

- характеризуется структурированностью, позволяя устанавливать нормы (содержательные, информационные, поведенческие, культурные, др.), единые для всех участников образовательной деятельности;

- обладает устойчивостью и динамическим характером взаимоотношений между субъектами и средой, с помощью разнообразных форм и методов учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.