Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе'

Формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATOR / PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF EDUCATORS / ADVANCED TRAINING / EDUCATIONAL CONDITIONS / EDUCATIONAL MODEL / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллин Р.Ш., Шинкарев В.В., Сабиров А.М.

Цель: исследовать возможность формирования профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе. Методы и организация исследования. Теоретическое моделирование, интерпретация, опросно-диагностические методы, экспертная оценка, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследований. В исследовании принимали участие 30 преподавателей кафедры физического воспитания и спорта и тренерский состав Казанского государственного архитектурно-строительного университета. На первом этапе определяли инструментарий и методику проведения исследования, на втором этапе разработали модель формирования профессиональной компетентности педагогов по физической культуре в вузе. Третий этап включал экспериментальные исследования по формированию профессиональной компетентности преподавателей с учетом применения разработанной модели. Результаты исследования. В начале эксперимента определяли исходный уровень профессиональной компетентности педагогов, которые составляли контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе формирование компетентности педагогов осуществляли путем прохождения курсов повышения квалификации по стандартной программе, согласно которой слушателям курсов читали лекции, проводили с ними семинарские занятия по различным модулям программы. После освоения курса каждый слушатель выполнял итоговую аттестационную работу по выбранной теме. Преподаватели экспериментальной группы проходили обучение по программе повышения квалификации с учетом разработанной модели формирования компетентности. По окончании обучения в обеих группах проводили повторное определение ранее изученных показателей и сравнивали полученные данные. В результате исследований установлено, что уровень профессиональной компетентности преподавателей экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с таковым контрольной группы. Заключение. Показано, что для эффективного формирования профессиональной компетентности педагогов недостаточно стандартных программ повышения квалификации, реализуемых в настоящее время в вузах. Необходимо наличие специальной технологии обучения, которая реализуется в разработанной педагогической модели формирования профессиональной компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллин Р.Ш., Шинкарев В.В., Сабиров А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCE OF PHYSICAL CULTURE EDUCATORS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Aim of the research: to explore the possibility of building professional competence of physical culture educators in higher education institutions. Methods and organization of the research: theoretical modeling, interpretation, survey and diagnostic methods, expert assessment, observation, pedagogical experiment, mathematical processing of research outcomes. The study involved 30 teachers of the Department of physical education and sports and coaching staff in Kazan State University of architecture and civil engineering. At first, we selected the tools and methodology of the study. Secondly, we designed a competency development model for physical culture educators in higher education institutions. The third step included experimental research on building professional competence of educators with consideration of the developed model. Research results: At the beginning of the experiment, we identified the professional competence baseline for the educators in the control and experimental groups. Building competence of teachers in the control group was carried out by means of advanced training courses on the «standard» program. The program included lectures and seminars on various program modules. The course was terminated with a final certification project on the selected topic. Teachers in the experimental group participated in the professional development program based on the competency development model. At the end of training, we re-identified previously studied indicators and compared the data. The results of the study revealed that the level of professional competence of teachers in the experimental group had considerably increased relative to the control group. Conclusion. The results of the study demonstrated that «standard» professional development programs available in higher education institutions are not enough for effective teaching competence enhancement. It is essential to have a special training technology, which is implemented in the developed educational model of teaching competence enhancement.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе»

УДК 378.046.4 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-76-84

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Р.Ш. Гарифуллин, В.В. Шинкарев, А.М. Сабиров

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

Аннотация

Цель: исследовать возможность формирования профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе.

Методы и организация исследования. Теоретическое моделирование, интерпретация, опросно-диагностические методы, экспертная оценка, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследований. В исследовании принимали участие 30 преподавателей кафедры физического воспитания и спорта и тренерский состав Казанского государственного архитектурно-строительного университета. На первом этапе определяли инструментарий и методику проведения исследования, на втором этапе разработали модель формирования профессиональной компетентности педагогов по физической культуре в вузе. Третий этап включал экспериментальные исследования по формированию профессиональной компетентности преподавателей с учетом применения разработанной модели.

Результаты исследования. В начале эксперимента определяли исходный уровень профессиональной компетентности педагогов, которые составляли контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе формирование компетентности педагогов осуществляли путем прохождения курсов повышения квалификации по стандартной программе, согласно которой слушателям курсов читали лекции, проводили с ними семинарские занятия по различным модулям программы. После освоения курса каждый слушатель выполнял итоговую аттестационную работу по выбранной теме. Преподаватели экспериментальной группы проходили обучение по программе повышения квалификации с учетом разработанной модели формирования компетентности. По окончании обучения в обеих группах проводили повторное определение ранее изученных показателей и сравнивали полученные данные. В результате исследований установлено, что уровень профессиональной компетентности преподавателей экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с таковым контрольной группы. Заключение. Показано, что для эффективного формирования профессиональной компетентности педагогов недостаточно стандартных программ повышения квалификации, реализуемых в настоящее время в вузах. Необходимо наличие специальной технологии обучения, которая реализуется в разработанной педагогической модели формирования профессиональной компетентности педагогов. Ключевые слова: преподаватель, физическая культура, профессиональная компетентность педагогов, повышение квалификации, педагогические условия, педагогическая модель, обучение.

BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCE OF PHYSICAL CULTURE EDUCATORS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

R.Sh. Garifullin, rus-garifullin@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9182-0474 V.V. Shinkarev, rus-garifullin@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1147-3490 A.M. Sabirov, rus-garifullin@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3143-5495 Kazan State University of architecture and civil engineering, Kazan, Russia Abstract

Aim of the research: to explore the possibility of building professional competence of physical culture educators in higher education institutions.

Methods and organization of the research: theoretical modeling, interpretation, survey and diagnostic methods, expert assessment, observation, pedagogical experiment, mathematical processing of research outcomes. The study involved 30 teachers of the Department of physical education and sports and coaching staff in Kazan State University of architecture and civil engineering. At first, we selected the tools and methodology of the study. Secondly, we designed a competency development model for physical culture educators in higher education institutions. The third step included experimental research on building professional competence of educators with consideration of the developed model.

Research results: At the beginning of the experiment, we identified the professional competence baseline for the educators in the control and experimental groups. Building competence of teachers in the control group was carried out by means of advanced training courses on the «standard» program. The program included lectures and seminars on various program modules. The course was terminated with a final certification project on the selected topic. Teachers in the experimental group participated in the professional development program based on the competency development model. At the end of training, we re-identified previously studied indicators and compared the data. The results of the study revealed that the level of professional competence of teachers in the experimental group had considerably increased relative to the control group. Conclusion. The results of the study demonstrated that «standard» professional development programs available in higher education institutions are not enough for effective teaching competence enhancement. It is essential to have a special training technology, which is implemented in the developed educational model of teaching competence enhancement.

Keywords: educator, physical culture, professional competence of educators, advanced training, educational conditions, educational model, training.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация современных требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе высшего образования обязывает научно-педагогических работников к усовершенствованию имеющихся и поиску новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, к системе контроля качества педагогов и студентов, к методикам преподавания учебного материала и организации самостоятельной работы. В большей степени данные вопросы коснулись дисциплины «Физическая культура и спорт», которая, согласно ФГОС, входит в базовую часть учебных планов всех направлений подготовки специалистов, но при этом существенно отличается от других дисциплин как в содержательном, так и в методическом аспекте [1, 9]. В ходе анализа проблем, возникающих при реализации современных требований ФГОС, были проведены предварительные исследования в виде анкетирования, опросов, бесед с педагогами по физической культуре. В результате предварительных исследований установлено, что одной из основных проблем реализации современных требований ФГОС является низкий уровень компетентности профессорско-преподавательского состава и тренеров, а также отсутствие у педагогов мотивации его повышать [3, 5, 10]. Данное утверждение подтверждается результатами анкетирования и опросов студентов по вопросам качества преподавания физической культуры (ФК) в вузах, которые выражаются в следующем: в неэффективной методике преподавания ФК или

полном ее отсутствии, когда после проведения разминочной части занятия студенты фактически «предоставлены сами себе»; в отсутствии стойкого интереса студентов как к учебным, так и к самостоятельным занятиям по ФК (по результатам опросов пассивность и нежелание заниматься ФК наблюдается в 55-60% случаев). При этом, несомненно, следует отметить и проблемы невысокой эффективности существующей государственной программы физического воспитания в вузах в целом, которые подтверждаются обширными литературными данными [6-8] и выражаются в устойчивой динамике увеличения заболеваемости студентов от первого курса к окончанию обучения, неудовлетворительной материально-технической базе вузов, слабой физической подготовленности студентов и др. К сожалению, проведенные опросы показали, что часть педагогов не задумываются, а другие категорически не хотят понять, что причина негативного отношения студентов к занятиям по ФК заключается не только в неэффективности государственной программы по ФК в вузах, но и в качестве преподавания дисциплины, которое напрямую связано с компетентностью преподавателей ФК. В связи с этим исследование возможности формирования компетентности преподавателей ФК является актуальной задачей.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретические методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы,

теоретическое моделирование, интерпретация. Эмпирические методы: изучение и обобщение передового педагогического опыта, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследований.

Исследование осуществляли в естественных условиях в течение 2016-2018 гг. на базе ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». В исследовании принимали участие 30 преподавателей кафедры физического воспитания и спорта и тренерский состав вуза. Организацию эксперимента осуществляли в следующей последовательности. На первом этапе изучали научно-методическую литературу по проблеме исследования, определяли инструментарий и методику проведения исследования. На втором этапе с учетом анализа литературы разработали модель формирования профессиональной компетентности педагогов по физической культуре в вузе. На третьем этапе провели экспериментальные исследования по формированию профессиональной компетентности преподавателей с учетом применения разработанной модели, анализ полученных данных и формулирование выводов по результатам работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа литературных данных [2, 4] и проведенного анкетирования преподавателей кафедры физической культуры установлено, что применение традиционных подходов в повышении компетенций преподавателей физической культуры является малоэффективным. В частности, весьма распространенным методом повышения компетенций преподавателей является прохождение программы повышения квалификации, данный подход применяется и в Казанском архитектурно-строительном университете. Ежегодно преподаватели физической культуры проходят повышение квалификации в вузе с целью повышения профессиональных компетенций. По стандартной программе

повышения квалификации преподавателям-слушателям курсов читают лекции, проводят с ними семинарские занятия по различным модулям программы, после освоения курса каждый слушатель выполняет итоговую аттестационную работу по выбранной теме и защищает работу перед аттестационной комиссией. После успешной защиты работы и получения удостоверения о повышении квалификации считается, что задачи программы выполнены и педагоги по физической культуре повысили свою профессиональную компетентность до относительно высокого уровня. Однако многократно проведенные тестирования и опросы преподавателей, проходивших повышение квалификации по подобным стандартным программам, свидетельствуют об их неэффективности. В частности, в зависимости от различных условий прохождения программ повышения квалификации, их содержания, компетентности слушателей и педагогов, материально-технической базы и т.д. рост профессиональных компетенций слушателей курсов составлял 5-15%. В связи с этим на втором этапе работы провели теоретические исследования по созданию эффективной педагогической модели формирования профессиональной компетентности педагогов ФК в вузе. Разработанная модель представляет собой комплексный педагогический процесс, который включает целевой, содержательный, организационный и технологический блоки, результат моделирования с уровнями сформированности компетенций (высокий, средний, низкий) и педагогические условия эффективного функционирования модели. Разработанная педагогическая модель формирования профессиональной компетентности педагогов приведена на рисунке 1.

Целевой блок содержит главную цель — формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры. Содержательный блок определяет основные составляющие профессиональной компетентности: личностную, когнитивную, деятельностно-результативную, рефлексивную. Личностная компетенция содержит уровень мотивации, профессионально важные

качества личности преподавателя. Когнитивная компетенция определяет его способности к обучению; рефлексивная отражает самооценку преподавателя. Деятельностно-результативная компетенция содержит зна-

ния и навыки преподавателя, применяемые им в профессиональной деятельности. Организационный блок включает формы, методы и средства достижения главной цели, которые должны соответствовать современному

§ 3

ä, оз

«Г о. о

о н

S -

щ Б

<J &

в §

в 2

В В

5 s

4) в

б в

4 "

>4 С)

е н

м

a 3

е §

О о.

U о

Я н

Si «

V 2

В *

0 3S

5 S В -

« в

§ I f I

Р —

?> i" Ü й is

в S

§ 1 а- со

1 ® ««

В о. Ь «

I 5

* э

§ и

—N

s. О

Цель - формирование профессиональной компетентности преподавателей

ФКиС в вузе

Принципы: сознательности и активности, системности, креативности, профессиональной

Методологические подходы:

системный, функциональный, деятельностный, компетентностный

V

Составляющие профессиональной компетентности преподавателей ФКиС в

вузе

Личностная компетенция

Когнитивная компетенция

Деятельностная компетенция

А-

Рефлексивная компетенция

Организация процесса формирования профессиональной компетентности преподавателей ФКиС в вузе

Формы организации:

лекции, семинарские и практические занятия, мастер-классы, беседы, дебаты, дискуссии

Методы организации:

сознательности

системности,

креативности,

профессиональной

направленности

Г

ZT

Средства и приемы:

прогнозирование,

самоанализ,

самодиагностика,

моделирование

соревновновательной и

тренировочной работы

Технология формирования профессиональной компетентности педагогов ФКиС за счет повышения квалификации и самообразования

Диагностика преподавателя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проверка готовности; оценка начального и конечного этапов формирования компетентности

Технология повышения квалификации:

этап определения форм и методов обучения, подбор обучающих;

этап проведения обучения; этап проверки знаний; проверка эффективности

Технологические этапы

самообразования:

этап

организационный (начальный), этап практический (основной), этап аналитический

Уровни сформированное™ профессиональной компетентности: низкий, средний, высокий

л

£

Результат - сформированная профессиональная компетентность преподавателя

по ФКиС в вузе

Рисунок 1 - Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности педагогов по физической культуре

Figure 1 - Educational model of building professional competence of physical culture educators

уровню развития педагогических технологий и подбираться с учетом профессиональных способностей преподавателей. Технологический блок определяет последовательность этапов, посредством проведения которых обеспечивается формирование профессиональной компетентности. Результатом моделирования является профессиональная компетентность с уровнями её сформирован-ности. Определены уровни сформирован-ности профессиональной компетентности — низкий, средний и высокий. Необходимо отметить, что перед началом обучения, согласно данной модели, проводят диагностический этап, который включает выявление слабых мест и пробелов в знаниях преподавателей, их готовности и способности к обучению. На следующем этапе, исходя из полученных результатов, определяют методы и формы технологического этапа (этапа обучения) и только затем осуществляют сам процесс обучения. Кроме этого в процессе обучения, согласно разработанной педагогической модели, преподаватели должны заниматься самообразованием по дополнительным вопросам программы повышения квалификации.

Важными аспектами эффективного функционирования модели является выполнение следующих педагогических условий. Первое условие включает создание мотивационной педагогической среды и стимулирование преподавателей к повышению квалификации и самообразованию; второе — построение индивидуальных образовательных траекторий преподавателей, повышающих свою компетентность, которое включает индивидуальный подход к каждому обучаемому, возможность осваивать тот уровень и содержание образования, которые отвечают его возможностям и интересам; возможность проходить обучение с использованием современных педагогических технологий. Третье условие обеспечивается наличием хорошей материально-технической базы и инфраструктуры процесса обучения. На третьем этапе работы с учетом разработанной педагогической модели исследовали формирование профессиональной

компетентности педагогов ФК и тренеров Казанского государственного архитектурно-строительного университета в количестве 30 человек. Для этих целей в начале эксперимента определяли исходный уровень профессиональной компетентности педагогов, которые составляли контрольную и экспериментальную группы, по 15 человек в каждой. Деление педагогов на группы осуществляли с учетом их квалификации так, чтобы группы были равноценными.

В течение учебного года согласно плану кафедры преподаватели обеих групп проходили повышение квалификации по программе «Современные подходы и инновационные технологии в работе преподавателя физической культуры и тренера». В контрольной группе обучение осуществляли по стандартной программе, технология проведения которой описана ранее. Преподаватели экспериментальной группы проходили обучение по указанной программе повышения квалификации с учетом разработанной модели формирования профессиональной компетентности. По окончании обучения проводили повторное определение ранее изученных показателей профессиональной компетентности преподавателей контрольной и экспериментальной групп и сравнивали полученные данные.

Для определения исходного и конечного уровней профессиональной компетентности преподавателей ФК и тренеров использовали метод экспертной оценки. В качестве экспертов выступили специалисты, проводившие обучение по программе повышения квалификации. Экспертная оценка включала проведение комплексного тестирования преподавателей по всем составляющим профессиональной компетентности. Результаты сравниваемых групп для всех составляющих профессиональной компетентности складывали и представляли в виде среднего значения общей профессиональной компетентности.

Результаты экспертной оценки по уровню профессиональной компетентности преподавателей ФК и тренеров контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до и после

эксперимента в процентном соотношении приведены в таблице 1.

Полученные по составляющим компетентности результаты представляли в виде среднего значения общей профессиональной компетентности и осуществляли сравнение данных, полученных до и после эксперимента, для каждого уровня профессиональной компетентности. Для каждой пары сравниваемых групп (КГ и ЭГ) вычисляли критерий Фишера, который позволял судить о достоверности различий между ними. Уровень значимости эмпирического значения критерия Фишера определяли по специальной таблице. Чем больше величина критерия Фишера, тем более вероятно, что различия по сравниваемому признаку достоверны. Ре-

зультаты исследований представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Из данных, представленных в таблице 2 и на рисунке 2, видно, что до проведения эксперимента значительных расхождений между значениями, полученными в сравниваемых КГ и ЭГ по всем уровням профессиональной компетентности, не наблюдается, критерий Фишера для них составляет менее 0,1. Данный факт свидетельствует о корректности выбора КГ и ЭГ при постановке эксперимента.

Результаты сравнения значений, полученных в КГ и ЭГ после проведения эксперимента, указывают на их значимые расхождения для каждого уровня профессиональной компетентности, что подтверждается значи-

Таблица 1 - Результаты экспертной оценки по уровню профессиональной компетентности преподавателей КГ (n=15) и ЭГ (n=15) до и после эксперимента, %

Table 1 - Results of expert assessment based on the level of professional competence of educators in CG (n=15) and EG (n=15) before and after the experiment, %

Составляющие компетентности/Competence components Уровень профессиональной компетентности/ Level of professional competence

до эксперимента/ before the experiment после эксперимента/ after the experiment

высокий / high cредний/ medium низкий/ low высокий / high cредний/ medium низкий/ low

КГ/ CG ЭГ/ EG КГ/ CG ЭГ/ EG КГ/ CG ЭГ/ EG КГ/ CG ЭГ/ EG КГ/ CG ЭГ/ EG КГ/ CG ЭГ/ EG

Личностная / Personal 22,2 25,3 38,4 36,2 39,4 38,5 28,1 47,1 45,5 32,6 26,4 20,3

Когнитивная / Cognitive 14,6 15,8 57,3 61,5 28,1 22,7 19,9 19,3 58,4 67,1 21,7 13,6

Деятельностно- результативная/ Activity-effective 16,8 16,1 23,2 21,6 60,0 62,3 21,7 49,2 33,7 38,4 44,6 12,4

Рефлексивная/ Reflexive 38,5 37,4 23,5 23,5 38,0 39,1 40,2 39,4 29,4 44,5 30,4 16,1

Общая компетентность/ General competence (М±т ) 23,0± 2,8 23,7± 2,9 35,6± 3,3 35,7± 3,3 41,4± 3,8 40,6± 3,7 27,5± 2,9 38,8± 3,4 41,7± 3,8 45,6± 3,9 30,8± 3,0 15,6± 1,9

Сравниваемые группы /Compared groups Уровень профессиональной компетентности/ Level of professional competence

высокий / high cредний/ medium низкий/ low

до эксперимента/ before the experiment после эксперимента/ after the experiment до эксперимента/ before the experiment после эксперимента/ after the experiment до эксперимента/ before the experiment после эксперимента/ after the experiment

ЭГ/ EG , (М±т ) 23,7±2,9 38,8±3,4 35,7±3,3 45,6±3,9 40,6±3,7 15,6±1,9

КГ/ CG , (М±т ) 23,0±2,8 27,5±2,9 35,6±3,3 41,7±3,8 41,4±3,8 30,8±3,0

Значение критерия Фишера/ The value of Fisher criterion 0,05 1,85" 0,01 0,82" 0,07 2,75""

Примечание: *- достоверно при (Р < 0,05); ** - достоверно при (Р<0,01) Note: *- significant at (P < 0,05); * *- significant at (P<0,01)

Таблица 2 - Результат сравнения профессиональной компетентности преподавателей ЭГ (n=15) и КГ (n=15) до и после эксперимента с учетом критерия Фишера, %

Table 2 - The result of comparison of professional competence of educators in EG (n=15) and CG (n=15) before and after the experiment according to the Fisher criterion, %

тельными величинами критерия Фишера. В частности, критерий Фишера для уровня профессиональной компетентности «высокий» составил 1,85; для уровня «средний» — 0,82; для уровня «низкий» — 2,75. При этом процент преподавателей с уровнем профессиональной компетентности «высокий» в ЭГ по сравнению с таковым в КГ увеличился на 11,3%; с уровнем «средний» — на 3,9%. Данные изменения произошли за счет уменьшения процента преподавателей с уровнем профессиональной компетентности «низкий». В частности, после проведения эксперимента процент преподавателей с уровнем компетентности «низкий» в ЭГ по сравнению с таковым в КГ уменьшился на 14,8%.

Таким образом, установлено, что уровень профессиональной компетентности у преподавателей ЭГ по сравнению с таковым в КГ значительно повысился за счет проведения обучения по программе повышения квалификации с учетом предложенной педагогической модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований установлено, что для эффективного формирования профессиональной компетентности преподавателей ФК и тренеров недостаточно стандартных программ повышения квалификации, реализуемых в настоящее время в отечественных вузах. При внедрении программ

Рисунок 2 - Результат сравнения профессиональной компетентности преподавателей ЭГ и КГ до и после эксперимента с учетом критерия Фишера, %

Figure 2 - Result of comparison of professional competence of teachers in EG and CG before and after experiment according to Fisher criterion, %

повышения квалификации необходимо наличие специальной технологии обучения, которая реализуется в разработанной педагогической модели формирования профессиональной компетентности педагогов ФК и тренеров. В данной модели процесс формирования профессиональной компетентности педагогов рассматривается как непрерывный

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев, С.Л. Анализ направлений развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры в системе повышения квалификации / С.Л. Агеев // Проблемы и перспективы развития физической культуры в современном образовании: материалы докладов Международной НПК. - 2014. - С. 11-13.

2. Андрух, О.Н. Компетентностная модель преподавателя вуза / О.Н. Андрух, А.С. Сидорова // Известия Института инженерной физики. - 2014. - № 2 (32). - С. 81-84.

3. Дорофеев, A.A. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / A.A. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 31-33.

4. Кривко, О.А. Педагогические технологии при формировании профессиональной компетентности тренера по виду спорта / О.А. Кривко, В.П. Русанов // Вестник КАСУ. Педагогика и образовательные технологии. - 2010. - С. 37-40.

5. Криличевский, В.И. Формирование профессиональной компетентности педагога / В.И. Криличевский, А.В. Голубев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур: научный журнал. - 2014. - №2 (25). - С. 60-64.

6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного вос-

REFERENCES

1. Ageev S.L. [Analysis of the development areas relating to building professional competence of physical culture educators in the advanced training system]. Problemy i perspektivy razvitiia fizicheskoi kultury v sovremennom obrazovanii: materialy dokladov Mezhdunarodnoi NPK [Problems and prospects of physical culture development in modern education: proceedings of the International Conference on Science and Practice], 2014, pp. 11-13 (in Russ.).

2. Andrukh O.N., Sidorova A.S. [Competence model of a university educator]. Izvestiia Instituta inzhenernoi fiziki [Proceedings of the Institute of engineering physics], 2014, no. 2(32), pp. 81-84 (in Russ.).

3. Dorofeev A.A. [Professional competence as a quality indicator in education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2005, no. 4, pp. 31-33 (in Russ.).

4. Krilichevskii V.I., Golubev A.V. [Buidling professional competence of an educator]. Aktualnye problemy fizicheskoi i spetsialnoi podgotovki silovykh struktur : nauchnyi zhurnal [Actual problems of physical and special training for the security forces: scientific journal], 2014, no. 2 (25), pp. 60-64 (in Russ.).

образовательный этап, включающий построение взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационного и технологического; результат моделирования с уровнями сформированности компетенций (высокий, средний, низкий) и педагогические условия эффективного функционирования модели.

питания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.

7. Мугаттарова, Э.Р. Формирование здоровьесбере-гающей среды технического вуза с использованием метода стратегического планирования / Э. Р. Мугаттарова // Казанский педагогический журнал.

- 2019. - № 1 (132). - С. 20-24.

8. Осипов, А. Ю. Физическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях / А.Ю. Осипов, В.М. Гуралев, Е.И. Кокова, В.И. Пазенко // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 1 (46). - С. 100-103.

9. Правдов, М.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства / М.А. Правдов, Н.Б. Павлюк, Д.М. Правдов и др. // Современные исследования социальных проблем.

- 2012. - № 9 (17). - С. 70-74.

10. Федотов, А.Д. Компетентостный подход к анализу кадрового обеспечения системы физической культуры и спорта высшего образования Республики Татарстан / А.Д. Федотов, В.Л. Калманович // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - № 2 (15). - С. 59-62.

5. Krivko O.A., Rusanov V.P. [Educational technologies of building professional competence of a sport coach]. Vestnik KASU. Pedagogika i obrazovatelnye tekhnologii [KASU bulletin. Pedagogy and educational technologies], 2010, no. 4(42), pp. 37-40 (in Russ.).

6. Lubysheva L.I. [Concept of physical education: methodology of development and technology of realization]. Fizicheskaia kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 1996, no. 1, pp. 11-17 (in Russ.).

7. Mugattarova E.R. [Building health-friendly environment in a technical university using the strategic planning approach]. Kazanskii pedagogicheskii zhur-nal [Kazan pedagogical journal], 2019, no. 1 (132), pp. 20-24 (in Russ.).

8. Osipov A.Iu., Guralev V.M., Kokova E.I., Pazenko V.I. [Physical education of students in the current environment]. Vestnik Cherepovetskogo Gosudarstven-nogo Universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2013, no. 1(46), pp. 100-103 (in Russ.).

9. Pravdov M.A., Pavliuk N.B., Pravdov D.M., et al. [Building professional competencies of students studying physical culture programs in pedagogical universi-

ties through the professional skill competitions]. Sovremennye issledovaniia sotsialnykh problem [Current research of social problems], 2012, no. 9 (17), pp. 70-74 (in Russ.). 10. Fedotov A.D., Kalmanovich V.L. [Competence ap-

proach to the analysis of human resources systems of physical culture and sports of the higher education of the Republic of Tatarstan]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii [Science and sport: current trends], 2017, no. 2(15), pp. 59-62 (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гарифуллин Руслан Шамилевич - кандидат технических наук, доцент; Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, ул. Зеленая, д. 1; e-mail: rus-garifullin@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-91820474;

Шинкарев Владимир Васильевич - старший преподаватель; Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, ул. Зеленая, д. 1; e-mail: rus-garifullin@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-11473490;

Сабиров Айнур Маратович - студент; Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, ул. Зеленая, д. 1; e-mail: rus-garifullin@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-3143-5495.

Поступила в редакцию 1 октября 2019 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гарифуллин, Р.Ш. Формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе / Р.Ш. Гарифуллин, В.В. Шинкарев, А.М. Сабиров // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 4. - С. 76-84. ЭО!: 10.36028/2308-8826-20197-4-76-84

FOR CITATION

Garifullin R.Sh., Shinkarev V.V., Sabirov A.M. Building professional competence of physical culture educators in higher education institutions. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 4, pp. 76-84 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-76-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.