Научная статья на тему 'Раскрытие потенциала соревновательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования тренера по единоборствам'

Раскрытие потенциала соревновательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования тренера по единоборствам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕР / ЕДИНОБОРСТВА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / SPORTS COACH IN MARTIAL ARTS / COMPETITIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL BURNOUT / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL TRAJECTORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петин Данил Эдуардович

Представлены результаты анализа профессионального «выгорания» спортивного тренера по единоборствам и представлены пути организации его образовательных траекторий в системе повышения квалификации. Предложен алгоритм процесса организации соревновательной деятельности тренера во взаимосвязи с процессом его профессионального образования. Выделены основные аспекты соревновательной деятельности, являющиеся фундаментом организации курсов повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петин Данил Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF THE POTENTIAL OF COMPETITIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF A MARTIAL ARTS COACH

The results of the analysis of the professional burnout of a sports martial arts trainer are presented and the ways of organizing its educational trajectories in the advanced training system are presented. The algorithm of the process of organizing the competitive activity of a coach in conjunction with the process of his professional education is proposed. The main aspects of competitive activity that are the foundation of the organization of advanced training courses are highlighted.

Текст научной работы на тему «Раскрытие потенциала соревновательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования тренера по единоборствам»

УДК 796.8:378.2

РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕНЕРА ПО ЕДИНОБОРСТВАМ

Д.Э. Петин

Представлены результаты анализа профессионального «выгорания» спортивного тренера по единоборствам и представлены пути организации его образовательных траекторий в системе повышения квалификации. Предложен алгоритм процесса организации соревновательной деятельности тренера во взаимосвязи с процессом его профессионального образования. Выделены основные аспекты соревновательной деятельности, являющиеся фундаментом организации курсов повышения квалификации

Ключевые слова: тренер, единоборства, соревновательная деятельность, профессиональное выгорание, дополнительное профессиональное образование, образовательные траектории.

Актуальность представленной темы заключается в то, что в последнее время все острее становится проблема профессионального «выгорания» спортивного тренера по единоборствам. Следует заметить, что в классической науке профессиональное выгорание педагога-тренера понимается как синдром выгорания - истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам [1. С. 9]. В процессе профессионального выгорания принято выделять две стороны: первое - эмоционально-волевое истощение, которое связано с проявлением демотивации к профессиональной деятельности, повышения агрессивности и тревожности в профессиональной деятельности, в спортивной деятельности и личной жизни тренера; вторая сторона - это знаниевое выгорание, когда тренеру недостаточно знаний о новых современных технологиях спортивной и профессиональной деятельности или знаний о закономерностях, принципах, анализа профессиональной или спортивной деятельности, которые должны применяться для рефлексии профессионального опыта, для проектирования новых фрагментов его профессиональной деятель -ности. При этом резонно говорить, что профессиональное выгорание спортивного тренера по единоборствам, особенно в эмоциональном плане, происходит более интенсивно, чем у педагогов, поскольку эмоциональное истощение педагога связано с осуществлением трех видов деятельности: обучение, воспитание и педагогическое общение. У спортивного тренера дополнительно еще в деятельности по физическому развитию воспитанников, а также в структуре собственной спортивной деятельности. Тем не менее, включенность спортивного тренера в такое

большое количество деятельности, где он является активным субъектом, имеет и положительные стороны - это собственная спортивная деятельность тренера, имеющая большой информационный потенциал, анализируя который тренер может усовершенствовать свою профессиональную деятельность. Более того, собственные спортивные победы повышают мотивацию его учеников. Однако этот потенциал редко анализируется в структуре дополнительного профессионального образования спортивного тренера и это в основном в отношении построения тренировочного процесса. Таким образом, целью данной работы является раскрытие потенциала соревновательной деятельности как содержательной основы образовательной траектории в системе дополнительно профессионального образования спортивного тренера по единоборствам в инте -ресах профилактики и преодоления его профессионального выгорания.

Образовательная траектория спортивного тренера в системе дополнительного профессионального образования представляет собой гибкий алгоритм образовательного процесса, включающий в себя разные компоненты содержания подготовки тренера. Одним из важных компонентов содержания является анализ собственной соревновательной деятельности тренера в качестве спортсмена.

Заключительным этапом цикла спортивной подготовки спортсмена являются соревнования различного уровня. Результативность выступления спортсмена в соревновательном процессе позволяет достоверно оценить работу спортивного тренера, в том числе и качество его образования. С одной стороны, соревнования в концентрированном виде показывают не только результат, но и характеристики процесса подготовки спортсмена, с другой - проявляют всю тренировочную и внетренировочную деятель -ность спортивного тренера за определенный этап подготовки его воспитанников. Также работа тренера и спортсмена в структуре соревновательной деятельности определяет направленность учебно-тренировочного процесса и внетренировочной деятельности к предстоящим соревнованиям. В то же время задачи соревновательной подготовки и тренировочных занятий различны. Во время тренировочного процесса спортивный тренер формирует состав команды и готовит членов команды к соревнованиям в структуре специализированной подготовки, общей физической подготовки и учебно-тренировочных поединков. В период тренировочных сборов спортивный тренер совершенствует их тактико-технические, физические и психические качества. В соревновательном процессе тренер осуществляет контроль за выступлением спортсменов (секундирует), контролирует сетку схваток, а также отслеживает уровень тактико-технической подготовленности, компоненты спортивного прогресса участников соревнований для последующей организации и построения тренировочного процесса своих спортсменов. Таким образом, грамотная организация тренером соревнова -тельной деятельности является значимым компонентом непрерывного педагогического процесса и определяет его успешность.

В связи с тем, что в системе высшего образования спортивного тренера обучение нацелено в основном на овладение им основами организации тренировочного процесса, у современного молодого тренера заметное недостаточность готовности к осуществлению соревновательной деятельности [2. С. 75]. При проведении подготовки спортсмена к соревновательной деятельности тренеру необходимо иметь знания о формировании соревновательного положения, размещении спортсменов, организации питания и бытовых условиях, организации их отдыха, восстановлении и взаимодействии их между собой и с группами лиц. Эти знания тренер получает в системе высшего образования. Однако соревновательная деятельность разнообразна и спортивному тренеру необходимо постоянно самосовершенствоваться в отношении указанного поля знаний. Тренер взаимодействует с другими тренерами, обращается за помощью к старшим товарищам и наставникам, а также получает информацию из личного опыта и в режиме самообразования из различных информационных источников. Рассмотрим этот процесс на примере спортивного тренера по единоборствам.

Деятельность тренера по единоборствам во время соревнований.

Соревновательную деятельность условно можно разделить на три

вида:

1) предсоревновательную, которая включает в себя не только время между последним тренировочным занятием перед соревнованиями, но и организационные вопросы перед соревнованиями;

2) непосредственно соревновательную, которая проходит в период соревнований;

3) постсоревновательную, состоящую не только из помощи в восстановлении морально-психологического состояния спортсмена, но и включающую организационные моменты отъезда команды.

Алгоритм соревновательной подготовки.

Предсоревновательная деятельность спортивного тренера по единоборствам:

- доставка к месту соревнований;

- размещение команды в гостинице;

- участие в судейской жеребьевке;

- тренировка команды;

- организация питания, соблюдая весовой режим спортсменов;

- доведение информации команде результатов жеребьевки;

- морально-психологический настрой команды.

В предсоревновательной подготовке спортивный тренер по единоборствам выступает в роли не только как тренер, но и как организатор. Для этого ему необходимо обладать не только знаниями педагога-тренера, но и знаниями:

- психолого-педагогическими;

- по оказанию первой медицинской помощи;

- о положении соревнований;

- в юриспруденции;

- коммуникативными (умением устанавливать контакт с людьми, использовать средства общения).

Соревновательная деятельность спортивного тренера по единоборствам состоит из двух частей - вспомогательной и основной.

Вспомогательная часть включает в себя организационные моменты:

- взвешивание команды;

- вывод команды на парад;

- разминка команды;

- экспресс-анализ схваток соперников;

- анализ между схватками, частями соревнований.

Основная часть состоит из непосредственной работы спортивного тренера по единоборствам. Ему необходимо осуществлять контроль за схваткой (секундировать спортсмена), определять во время поединка (схватки) стратегию и тактику ведения боя.

Иногда спортивный тренер по единоборствам совершает ошибки при секундировании не потому, что не может правильно оценить соревновательную ситуацию, действия своего ученика и его противника, а потому, что не умеет справляться со своими эмоциями. А.А. Лалаян, изучавший эмоциональное состояние тренеров во время соревнований, убедился, что они волнуются, беспокоятся, злятся, радуются не меньше, чем их подопечные в состоянии переживания, предстартовой лихорадки или апатии. Тренер в обязательном порядке должен уметь управлять собственной эмоциональной напряженностью, понимая, что его эмоции не только могут помешать рационально сформулировать совет спортсмену, но и оказать на него влияние, даже когда тренер ничего не говорит, спортсмену и без слов понятны чувства тренера [3. C. 206].

Постсоревновательная деятельность спортивного тренера по единоборствам является неотъемлемой частью, как спортивного тренера по единоборствам, так и спортсмена профессионала. В постсоревновательной деятельности спортивному тренеру необходимо организовать:

- отъезд команды;

- отчет перед руководством по проведенным соревнованиям;

- реабилитацию спортсменов;

- психологическую работу со спортсменами.

Периодом постсоревновательной деятельности можно называть не только момент отъезда команды с соревнований, но и процесс их восстановления и реабилитации. Этому моменту спортивный тренер по единоборствам обычно уделяет особое внимание. В этом периоде основная задача спортивного тренера по единоборствам проанализировать ошибки спортсменов и разработать тренировочный цикл для улучшения либо

физических, либо тактических, либо морально-психологических качеств в зависимости от потребности спортсмена. Помимо этого спортивный тренер по единоборствам не должен забывать и о личностном саморазвитии. Как практика показала, через 5 лет без дополнительной профессиональной переподготовки происходит профессиональное выгорание спортивного тренера по единоборствам. Это вызвано тем, что методики подготовки спортсменов постоянно совершенствуются. Для этого спортивному тренеру необходимо заблаговременно запланировать время для личностного саморазвития.

Основой и средством психологической подготовки спортсмена-профессионала к соревнованиям в разные периоды времени являются техническая, тактическая и специальная подготовки [4-7].

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что роль спортивного тренера по единоборствам является неотъемлемой частью в соревновательной деятельности спортсмена. Каждый тренер должен помнить, что количество и содержание тренировочного процесса определяется не только уровнем соревнований, но и субъективной потребностью самого спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации.

Список литературы

1. Полякова Т.А. Синдром профессионального выгорания в деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. 2014. № 5. С. 9-12.

2. Нескреба Т.А. Система профессиональной подготовки тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях // Научный журнал «Дискурс». 2016. № 1(1). С. 75-81.

3. Отношение тренеров к психологической подготовке спортсменов / Е.В. Воскресенская [и др.] // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 206215.

4. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально- педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2007. № 11. С. 50-55.

5. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. Личностно ориентированная технология формирования продуктивного действия у спортсменов // Спортивный психолог. 2013. № 1. С. 10.

6. Казанцев С.А. Системное психолого-педагогическое исследование профессиональной подготовки тренеров по спортивному ориентированию // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 2(132). С. 87-92.

7. Шебештин О.Э., Минин П.В. Особенности формирования состояния психической готовности рукопашников к соревновательной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 1. С. 147-154.

Петин Данил Эдуардович, аспирант, Ignat. kondrashov@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университета им. Козьмы Минина

DISCLOSURE OF THE POTENTIAL OF COMPETITIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF A MARTIAL ARTS COACH

D.E. Petin

The results of the analysis of the professional burnout of a sports martial arts trainer are presented and the ways of organizing its educational trajectories in the advanced training system are presented. The algorithm of the process of organizing the competitive activity of a coach in conjunction with the process of his professional education is proposed. The main aspects of competitive activity that are the foundation of the organization of advanced training courses are highlighted.

Key words: sports coach in martial arts, competitive activity, professional burnout, additional professional education, educational trajectories.

Petin Danil Eduardovich, post-graduate student, Ignat. kondrashov@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin

Reference

1. Polyakova T.A. Sindrom professional'nogo vygoraniya v deyatel'nosti trenera // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014. № 5. S. 9-12.

2. Neskreba T.A. Sistema professional'noj podgotovki trenerov-prepodavatelej k rabote v sportivnyh uchebnyh zavedeniyah // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2016. № 1(1). S. 75-81.

3. Otnoshenie trenerov k psihologicheskoj podgotovke sportsmenov / E.V. Voskresenskaya [i dr.] // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015. № 2. S. 206-215.

4. Bystrickaya E.V. Proektivnyj podhod k postroeniyu professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2007. № 11. S. 50-55.

5. Dmitriev S.V., Neverkovich S.D., Bystrickaya E.V. Lichnostno orientirovannaya tekhnologiya formirovaniya produktivnogo dejstviya u sportsmenov // Sportivnyj psiholog. 2013. № 1. S. 10.

6. Kazancev S.A. Sistemnoe psihologo-pedagogicheskoe issledovanie professional'noj podgotovki trenerov po sportivnomu orientirovaniyu // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. № 2(132). S. 87-92.

7. Shebeshtin O.E., Minin P.V. Osobennosti formirovaniya sostoyaniya psihicheskoj gotovnosti rukopashnikov k sorevnovatel'noj deyatel'nosti // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2018. T. 13. № 1. S. 147-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.