Гуманистическая культура обучающихся:
коннотация, генезис и основные проблемы формирования
Насугаева Айшат Лечаевна,
аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», [email protected]
Мусханова Исита Вахидовна,
доктор педагогических наук, профессор, директор института филологии, истории и права ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования гуманистической культуры обучающихся. Проводится анализ категории гуманистическая культура в контексте междисциплинарного исследования. Предложена структура гуманистической культуры личности, включающая совокупность качеств, определяющих уровень нравственного роста обучающегося. Сделан вывод о том, что решение проблемы нравственности личности, формирования его гуманистической культуры способствует повышению результативности в экономической, социальной, межнациональной, экологической и внешнеполитической сферах.
Ключевые слова: личность, гуманизм, нравственность, воспитание, образование, педагогические условия, духовность.
Проблемы формирования гуманистической культуры личности являются актуальными на всем протяжении развития человеческого общества. Категория гуманистическая культура выступает предметом междисциплинарного исследования. Философия, история, педагогика, психология, культурология интерпретируют данную категорию с различных семантических позиций. Гуманизм как течение зародился в античную эпоху, и главная его миссия в жизни мирового сообщества заключается в интеллектуальном, моральном, нравственном воспитании и образовании человека. Гуманизм выступает в качестве основного механизма формирования базовых ценностей личности.
Развитие гуманистической культуры в XXI веке приобрело еще большее значение. Это связано с динамикой информационного общества и обезличиванием личности. Современный человек в связи с цифровизацией всех сторон жизнедеятельности поставлен в условия сохранения цивилизационной и культурной идентификации. Именно поэтому формирование гуманистической культуры личности должно стать ядром современного воспитания. В реализации задач, направленных на формирование гуманистической культуры, зависит, на наш взгляд, от декларации идеи приоритета личности перед обществом и государством. Утверждение данной идеи доказывает ценность человека как меры всех вещей, а такие общечеловеческие ценности как гуманность, доброта, милосердие, толерантность становятся механизмами регуляции общественных и межличностных отношений.
Несмотря на многолетнюю декларируемость идеи формирования гуманистической культуры личности в современном образовании оказываются недостаточно проработанными. При этом в воспитательной практике многих образовательных учреждений прослеживается тенденция пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, а также выбор педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность воспитательной работы, направленной на формирование личности обучающегося. При этом очевиден формальный, консервативный подход со стороны государства по отношению к детству. Именно с этим связано, на наш взгляд, отчуждение многих молодых людей от общественных организаций, волонтерской деятельности. Кроме того, как свидетельствуют данные опроса педагогов и обучающихся школ, в связи с акцентированием внимания
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
СП ^
о
сч
01 г
старшеклассников к подготовке ЕГЭ, в школах не уделяется должного внимания к организации внеурочной деятельности.
Разрешение противоречия, обусловленного потребностью формирования свободной, гуманной, самосозидающейся личности и отсутствием оптимальных условий в образовательных учреждениях является одной из значимых социально-педагогических проблем. Поэтому необходимо выявить и обозначить педагогические условия, способствующие формированию гуманистической культуры обучающихся. В первую очередь, выход возможен путем гуманизации как образовательной среды, так и гуманизацией межличностных отношений.
Процесс формирования гуманистической культуры личности в образовательных учреждениях не имеет планомерности и системности, что приводит к глубоким проблемам в гуманистическом воспитании обучающихся. В восприятии молодых людей, в их мироощущения появляются противоречия, между тем как должно быть и настоящей реальностью. В сознании обучающегося идеал гуманного человека не всегда совпадает с их окружением. Это связано с тем, что взрослые декларируют ценности гуманистической морали, прививают их подрастающему поколению, но в реальной практике сами поступают вопреки им. Формирование гуманистической культуры личности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Можно сказать, что гуманистическая культура личности выступает как качественная характеристика духовности человека. К показателям гуманистической культуры следует отнести уровень гуманистической образованности и информированности, мотивы поведения, направленность поступков и меру устойчивости личности.
Как правильно заметил А.В. Глузман [2]. Современная научная сообщество обеспокоена не только проблемой формирования новой гуманистической реальности, но и гуманитарного универсума в целом. Автор осознает необходимость сохранения высших духовных смыслов и ценностей, которые в дальнейшем будут способствовать развитию гуманистических идей.
В настоящее время очевидно, что изменение сознания общества детерминировано трансформациями позитивного характера в духовной сфере личности, в его нравственной составляющей. Таким образом, формирование гуманистической культуры личности способствует достижению качественных результатов в экономической, социальной, межнациональной, экологической и внешнеполитической сферах. Как известно, среди ценностей человека главной является право на достойную жизнь, а непременным условием благополучия выступает гуманизация общества, которая включает направленность на реализацию духовно-нравственных потребностей личности.
Выдающийся мыслитель и философ Джон Дьюи еще более чем сто лет назад указывал на обремененность школ множеством предметов. «перед учителями стоят сложные задачи, писал он, теперь они имеют дело не с массой, а с отдельно взятой личностью, с индивидуальностью каждого ученика» [4].
В работах последних лет (Л.П. Буевой, Т.П. Фролова, Э.Н. Егоровой, М.А. Кирьязевой, Э.А. Бирюковой) постулируется доминирование в структуре гуманистической культуре личности общечеловеческих ценностей и утверждается активность гуманизации личности и совершенствование этического идеала. Справедливо указывают авторы [3] на резкую трансформацию социально-нравственных и эстетических эталонов и ориентиров, которые по отношению к конкретному человеку выступают в качестве силы, оказывающей влияние на развитие личности. В обществе наблюдаются тревожные симптомы таких явлений, как дестабилизация экономики и падение жизненного уровня, обеднение морально-психологического облика, равнодушие. Они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деградации личности юных граждан. На фоне попыток ревизии исторического прошлого просматривается неадекватная оценка отечественного культурно-исторического наследия.
Работы Е.В. Боголюбова, Э.В. Соколова, Н.В. Фроловой определяют гуманистическую культуру личности как качественную характеристику социального субъекта на той или иной стадии его развития. Представителями прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики Я.А. Ко-менским, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинским, Н.А. Бердяевым, Л.Н. Толстым созданы концепции воспитания гуманного человека в деятельности. В работе [6] проблемы формирования гуманистической культуры личности рассматриваются в контексте преподавания литературы на основе метода сравнительного анализа. Автор отмечает, что именно литература в силу ее гуманистической специфики способна формировать основы гуманистической культуры обучающихся. Роль образовательной среды в формировании гуманистической культуры личности рассматривает М.М. Бетильмерзаева [1], определяя ее как культурно-образовательное пространство с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей, для которой характерны целостность, открытость, автономность. В работе [5] отмечено, что этнокультурные ценности как совокупность традиций, представлений, определённых коммуникативных моделей являются основой духовной безопасности каждого человека и общества в целом.
Важным руководством в формировании гуманистической культуры личности являются труды В.А. Сухомлинского, соединившего теорию и практику гуманистического воспитания. С целью разработки проблемы формирования гуманистической культуры личности мы опирались на работы 3.И. Васильевой, В.Г. Иванова, Ф.К. Мухаметзяно-ва, в которых устанавливается корреляция между гуманным поведением и качествами личности, и их гуманистическими взглядами, представлениями, чувствами, убеждениями. Резюмируя теоретические рассуждения можно предположить, что гуманистическая культура личности представляет собой совокупность определенных компонентов, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга.
Рис. 1. Структура гуманистической культуры личности
Гуманистическую культуру невозможно рассматривать вне контекста нравственного воспитания. Она является неотъемлемым свойством человека, характеризующим уровень его духовности. Как показано на рисунке 1. гуманистическая культура проявляется прежде всего в поведении, в убеждениях, чувствах, а также в качествах человека. Уровень гуманистической культуры демонстрирует насколько усвоены человеком принципы общечеловеческой морали и как он относится к выполнению своих гражданских прав и обязанностей.
Литература
1. Бетильмерзаева М.М. Социально-философские аспекты социализации личности в образовательной среде // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию В.А. Кан-Калика, г. Грозный, 24 ноября 2016 г. - Махачкала: АЛЕФ, 2016. С. 84-90.
2. Глузман А.В. гуманитарное образование в России: идеи, проекты. Технологии реализации // Инновации в образовании: теория и практика. Ялта № 3 (43). 2018. С.8-11.
3. Долинина И.Г., Полякова Н.А. Концепция формирования гуманистической культуры студентов. // Modern Eropean Researches: Theory and Practice of Modern Science. Зальцбург, Австрия. 2015, вып. 5. С. 86-89.
4. Дьюи Д. Педагогика и психология мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с. URL.: httr: www. Gummer. Info/bibliotek_Buks/Pedagog/mysl/index.php. Дата обращения: 10.09.2016.
5. Мусханова И.В. Этнокультурные ценности как фактор духовной безопасности личности // Материалы Международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых». Грозный, 2019. С. 618-621.
6. Полякова Н.А. Формирование гуманистической культуры студентов в процессе преподавания литературы. Научное периодическое издание INSITU / Отв. ред. Г.В. Мартиросян. М.: ООО «Европейский фонд инновационного развития», 2016. № 1-2. С. 30-32
The humanist culture of learners: connotation, genesis and the
main problems of formation Nasugayeva A.L., Mushanova I.V.
Chechen State Pedagogical University
The article discusses problems of formation of humanistic culture of students. The category of humanist culture is analysed in the context of interdisciplinary research. Structure of humanistic culture of personality, including set of qualities determining level of moral growth of learner, is proposed. It was concluded that the solution of the problem of morals of the individual and the formation of his humanist culture contributes to the achievement of positive results in solving economic, social, inter-ethnic, environmental and foreign policy problems. Key words: personality, humanism, morality, education, pedagogical conditions, spirituality.
References
1. Betilmerzaeva M.M. Socio-philosophical aspects of personality
socialization in the educational environment // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 70th anniversary of V.A. Kan-Kalika, Grozny, November 24, 2016 - Makhachkala: ALEF, 2016.S. 84-90.
2. Gluzman A.V. humanitarian education in Russia: ideas, projects.
Implementation Technologies // Innovations in Education: Theory and Practice. Yalta No. 3 (43). 2018.S. 8-11.
3. Dolinina I.G., Polyakova N.A. The concept of the formation of the
humanistic culture of students. // Modern Eropean Researches: Theory and Practice of Modern Science. Salzburg, Austria. 2015, no. 5. S. 86-89.
4. Dewey D. Pedagogy and psychology of thinking / Per. from
English N.M. Nikolskaya. - M .: Perfection, 1997 .-- 208 p. URL .: httr: www. Gummer. Info / bibliotek_Buks / Pedagog / mysl / index.php. Date of appeal: 09/10/2016.
5. Muskhanova I.V. Ethnocultural values as a factor of spiritual security of a person // Materials of the International scientific-practical conference: "Actual problems of modern science: a view of young scientists." Grozny, 2019.S. 618-621.
6. Polyakova N.A. The formation of the humanistic culture of students in
the process of teaching literature. Scientific periodical INSITU / Ed. ed. G.V. Martirosyan. M .: LLC European Fund for Innovative Development, 2016. No. 1-2. S. 30-32
о о ш n m 5 m
О m n m й А
X £ m
О
x О m
О Dl n А ы о ш А X X m