УДК 377:378
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
З.Г. Нигматов
Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы педагогического образования: чрезмерное увлечение процессами реформирования; игнорирование культурологической и гуманистической составляющими в его содержании; ориентированность образовательных программ на подготовку урокодателей, а не учителей в полном смысле этого слова; отягощение этих программ теоретическими положениями во вред практическим и др. Автор обосновывает необходимость разработки и внедрения гуманистической парадигмы педагогического образования, которая была бы ориентирована на формирование у будущего учителя качеств гуманотворческой личности, готовой творить добро, обладающей направленностью на сопереживание, содействие и оказание действенной помощи людям, прежде всего, ученикам. В качестве примера такой гуманной личности учёного-педагога автор приводит личность академика РАО Г.В. Мухаметзяновой.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, реформа, гуманотворчество, культура, парадигма, гуманистическая природа, гуманный педагог, образовательная программа.
HUMANIST NATURE OF TEACHING ACTIVITIES Z. Nigmatov
Abstract. The article deals with modern problems of teacher education: overreliance on the reform process, ignoring the cultural urological and humanistic components in the content, focus of educational programs for training urokodateley rather than teachers in the full sense of the word, burdening these programs theoretical positions to the detriment of practical and other authors. It substantiates the need for the development and implementation of the humanistic paradigm of teacher education, which would be focused on the formation of the future teacher gumanotvorcheskoy personal qualities, ready to do good, having an orientation on empathy, cooperation and the provision of effective assistance to the people, especially the students. An example of such a humane personality of the scientist-educator author gives a person Academician RAO G.V. Mukhametzyanova.
Keywords: pedagogical activity, reform gumanotvorchestvo, culture, paradigm, humanistic nature of humane educator, educational program.
В настоящее время мы впадаем в чудовищное противоречие! С одной стороны, никто не отрицает жизненную необходимость
образования, но, с другой стороны, по самым разным причинам достаточно большое население равнодушно, нет, не к образованию как таковому, а к его фундаментальным гуманистическим идеалам, т.е. к воспитанию интеллигентности, культуры, к моральному воспитанию и себя, и будущих поколений граждан. А ведь именно в этом заключается главная суть образования, образовывания человека.
Мы знаем, насколько непроста сейчас моральная, духовно-нравственная атмосфера в обществе. Кризис не только в России или там, на Украине, а во всём мире. По жизни получается так, что, даже преодолевая свои внутренние, т.е. образовательные кризисы, мы вынуждены учитывать кризис глобальной неопределенности, вынуждены учиться жить в состоянии кризиса, этому же учить и детей. Но кризис - это дело рук (или мозгов) человеческих. Выйти из кризиса, который сделали люди, можно только через людей. Ясно же, что облик бескризисного цивилизованного общества связан с обликом
Человека, который будет создавать это общество. А каким будет тот человек, который будет строить будущее, во многом зависит от того, какую мы построим сегодня систему образования, какого педагога, воспитателя молодого поколения, мы подготовим.
В России, к сожалению, в профессиональной подготовке учителей основное внимание и учебное время уделяется специальной подготовке (математической, филологической, исторической и т.д.). В процентном соотношении почти в 2 раза больше времени по сравнению с Англией и США. В то же время на психолого-педагогические дисциплины тратится в 2,5 раза меньше и, наконец, педагогической практике уделяется время более чем в 3 раза меньше. Вот и получается, что мы готовим урокодателей, т.е. преподавателей тех или иных предметов, а не учителей в полном смысле этого слова. А учитель - это тот, кто учит жить, а не просто преподает математику, историю. Ведь от учителя требуют всё. В школе что-то не так: где были учителя? В обществе с моралью плохо: куда смотрит школа? Конечно, нелепо требовать полной отдачи и творческого подхода в работе от урокодателей,
которых в современной школе немало. Собственно, что с них требовать, если зарплату они получают за количество проведённых уроков.
Пора всем (и обществу, и государству в том числе) понять истину о том, что если образование - это один из наиболее мощных инструментов для моделирования цивилизованного общества, то учитель - достаточно мощный двигатель его строительства и реализации. Не потому ли многие выдающиеся умы человечества не единожды отмечали: если страна хочет иметь морально и духовно здоровое молодое поколение, задумывается о своем будущем, она должна быть внимательнее к педагогам. Надо помнить о том, что школа - один из немногих социальных институтов, уроки жизни в которой проходят все граждане страны.
Затянувшиеся на десятилетия процессы реформирования российской системы образования, которые особенно активно развернулись в 80-е - 90-е годы прошлого столетия и продолжаются сегодня, на наш взгляд, отнюдь не способствуют решению этой планетарной задачи.
Президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке Жак Делор вместе с рабочей группой, состоящей из представителей разных стран, написал официальный доклад «Образование: сокрытое сокровище» (Learning: The Treasure Within), в котором он отмечает: «Реформы должны сохранить базовое образование (выделено нами. -З.Н.,), которое призвано помогать оптимально строить жизнь, используя индивидуальные возможности и социокультурное своеобразие разных людей и групп, помочь всемерно развивать специализацию и в то же время не разрушить целостности человека и его культуры...» [2].
Так ли уж все прогрессивны формы модернизации отечественного образования, если их следствием является наблюдающийся в обществе дефицит толерантности и эмоциональности, ведущий к дисгармонии в сфере культуры человеческих отношений? Почему среди тех, кто громит сегодня на улице и убивает, немало наших бывших и настоящих, хорошо успевавших и успевающих, но ставших частью озверевшей толпы, учащихся? А ведь это глобальная проблема, и у неё один источник -бездуховность. А если этой духовной культурой не обладают взрослые люди - родители, педагоги, т.е. те, кто призван воспитывать, что же говорить о воспитуемых? Если раньше, в период преодоления безграмотности населения, педагоги больше думали над образовательной составляющей, т.е. над тем, как научить
наибольшее количество людей читать и писать, то теперь надо думать над культурологической и гуманистической составляющими образования.
То там, то тут возникающие вспышки насилия, ненависти, войны являются следствием недостаточно широкого распространения и недостаточно глубокого укоренения принципов гуманизма, толерантности к чужим взглядам и привычкам и т.п. Эти вспышки не возникают спонтанно. Подобные явления возникают обычно в момент кризиса культуры, идеологии и гуманизма, резкой переориентации
аксиологических приоритетов в духовной жизни общества. Это означает, что «одной из первостепенных задач образования выступает выявление гуманистической сущности науки, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека» [4].
Актуализация проблем человека в современном мире, гуманистическая
переориентация общественного сознания и одновременная критика авторитаризма в образовании выдвинули на первый план проблему формирования гуманного учителя. Каждый ребёнок, который собирается в школу, на вопрос, у какого учителя он хотел бы учиться, практически не задумываясь, отвечает: у доброго и умного. Следовательно, именно этих человеческих качеств со стороны взрослых не хватает нашим детям. Где они могут получить такую заботу и доброту, если не в школе? Для этого ученик должен, в первую очередь, встретиться с подлинными учителями, а уж затем - с безликими текстами, заданиями и упражнениями. В этом кроется глубинная сущность культуры педагогического труда: культура, проникающая в сознание воспитанника, опосредуется личностью того, кто обеспечивает его взаимодействие с этой культурой.
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные
функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Но главной, синтезирующей функцией педагогической деятельности, отражающей ее социальный смысл, является гуманистическая функция. Все другие функции так или иначе связаны с поведением человека в обществе, с расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX века Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. В каждом индивидууме, утверждал он, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям. В реализации этой цели, считал Дистервег, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика.
Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного
гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью. Конечно, разве легко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью?
Особый акцент хочется сделать на том факте, что модель гуманного образования - это воплощение извечной гуманистической мечты человечества о справедливом мире, где никакая группа людей не изолирована от остальных и интересы никакой части людей не угнетены интересами и потребностями других. Главным гуманистическим критерием качества образовательной среды является способность обеспечить ученику личностное развитие и интеграцию в обществе. В первую очередь - это переход к подлинному взаимодействию и общению всех без отличий. Поскольку важнейшей целью образования, как было отмечено выше, является его гуманизация, то и начинать надо работу с подготовки гуманного учителя, который только и сможет формировать личность гуманного ученика, гуманного молодого человека.
Родовым понятием данной парадигмы является понятие гуманотворчество - особый способ самоактуализации личности путем гуманотворческой деятельности, т.е.
деятельности, обладающей выраженным нравственным, гуманным смыслом,
направленной на творение блага другим людям и
основанной на последовательной реализации творческого потенциала личности. Такая деятельность является отражением как гуманистического, так и творческого начала личности и способствует проявлению и обогащению всего ее многообразного человеческого ресурса. Именно такая деятельность обладает, на наш взгляд, наиболее значительным образовательным и
воспитательным потенциалом в формировании личности будущего учителя. Гуманистическая парадигма высшего педагогического образования неизбежно приобретает характер деятельности, направленной на формирование у будущего учителя качеств гуманотворческой личности, под которой мы понимаем личность учителя, готовую творить добро, обладающую направленностью на сопереживание, содействие и оказание действенной помощи людям, прежде всего ученикам, независимо от их национальности и вероисповедования.
Следовательно, главный смысл
гуманистической парадигмы профессионального педагогического образования состоит в том, чтобы формировать у будущего педагога как прочные научные знания по своей специальности (математике с методикой её преподавания, биологии с методикой...), так и по психолого-педагогическим и культурологическим дисциплинам. Как человек, не умеющий читать и писать, не может научить этому других, так и учитель, будучи неискренним и безнравственным сам, не может воспитывать нравственность у детей!
Гуманистическая природа педагогического труда обнаруживается только в гуманной деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности. Гуманистический потенциал педагогической деятельности заключается также в том, что она создает возможности для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его собственных базовых потребностей.
Известно, что знание, лишенное нравственной основы, - это меч в руках сумасшедшего. Подлинный учитель - это и воспитатель. В отличие от преподавателя (от слова «преподавать»), учитель (от слова «учить») учит учащихся не только своему предмету, но и учит жить.
Для того, чтобы быть успешным в педагогической деятельности, учителя должны обладать самым точным пониманием людей, их психики и поведения. Следовательно, современный педагог - это и тонкий психолог.
Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. Каждый педагог должен быть и психологом, каждый психолог - и педагогом.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Именно в педагогической деятельности обнаруживается кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых
гуманотворческих способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.
В творческой практической деятельности гуманного учителя залогом успеха является процесс сотворчества. Педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. И чтобы чему-то научить детей и воспитать из них настоящих людей, необходимо ориентироваться и на их требования к нам, к педагогам, а не только ориентировать их на наши требования [1].
В настоящее время, когда человек оказался в стремительном потоке нравственно-политической информации и компьютерных технологий, от педагога, адаптирующего растущего человека к этим условиям, требуется очень много. Он должен все знать и все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного человека. Идеально хороший учитель должен как бы подняться над человеческой массой, демонстрируя свой ум, разностороннее развитие и яркий талант! Получается, что по-настоящему бесценен учитель, компетентный во многих областях науки и техники, педагогики и психологии, способный сочетать в себе гуманность и требовательность, имеющий пылкий и любознательный ум исследователя, высокую культуру, и, конечно же, любовь к своему предмету и мастерское овладение его тонкостями. Сочетание таких качеств помогает учителю выполнять свою основную педагогическую функцию: формировать интеллектуальный и духовный мир человека третьего тысячелетия.
Современному учителю необходимо понять важность не столько объёма знаний, усвоенных его учениками, овладение ими всевозможной информацией, сколько освоение ими более совершенных личностных качеств, способность к гуманистическому социальному взаимодействию в большом поликультурном мире, статус в
обществе, соответствующий их потребностям и индивидуальным возможностям [4].
По-особому должен оцениваться и тяжелый педагогический труд. На сегодняшний день статус педагога, его материальное положение, уровень социальной защиты, к сожалению, не соответствуют важности решаемых им задач. А так хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость общения на многих языках, включая иностранные, атмосфера любви и творчества, единства учения и преподавания.
Гуманистическая культура педагога проявляется в ориентации профессиональной деятельности на общечеловеческие культурные ценности, на творческое, рефлексивное отношение к труду - любить людей; очеловечить среду, в которой живёт воспитанник, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия.
Именно таким мастерством
гуманотворческой деятельности - творения добра всем окружающим людям, очеловечивания среды обитания, гуманизации образовательного процесса, создания уютной комфортной психологической атмосферы в коллективе обладала доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники академик РАО Гузел Валеевна Мухаметзянова.
Сегодня по прошествии многих лет нашего знакомства хочу особо подчеркнуть такое качество ее личности, как человеколюбие, толерантность. Как-то однажды в конце рабочего дня она непроизвольно произнесла такие слова: «Если я в течение дня никому не сделала добро, то день прошел даром». После таких ее слов для меня человек становится настолько понятным, близким и надежным, что с ним я готов, как говорится, идти в разведку. Она действительно живет по И.Г. Пестолоцци: «Все другим, ничего - для себя». Чаше всего, Гузел Валеевна, видя некорректное поведение людей, произносила в духе А.П. Чехова: «Люди, не толкайте локтями, всем хватит места под солнцем» [3].
Имя человека, который многие годы находился на передовой педагогической науки, известно каждому, кто имеет хоть косвенное отношение к педагогике. Профессор Гузел Валеевна относится к плеяде ученых, обладающих яркими творческими
способностями, обширными и глубокими знаниями, богатым практическим опытом, талантом организатора. Вся ее деятельность пронизана идеями гуманизма, добрых отношений с коллегами и учениками.
Проницательными были слова
замечательного педагога-ученого М.И. Махмутова, емко и точно определившего место Г.В. Мухаметзяновой в истории не только татарской, но и российской культуры: «Гузел Валеевна - незаурядная личность. Ее программы по национальной культуре внедрены в массовую практику школ на образовательном пространстве Российской Федерации. Ее многогранная деятельность отличается социальной
активностью, потребностью донести обширные знания до учительства, до молодежи через средства массовой информации, через лекционную работу. Она - одна из первых ученых в стране обратилась к исследованию проблемы, связанной с подготовкой специалистов для социальной работы» [3].
В ней гармонично сочетаются доброта и разумная требовательность, гуманность, принципиальность, ум и потребность находиться в постоянном поиске научной истины, скромность и смелость, когда нужно отстаивать правоту.
Гузел Валеевна всегда стремилась сделать как можно больше гуманного для образования, особенно для высшего профессионального, создать новое поле педагогических действий, рассмотреть все «белые пятна» на карте педагогической науки. Не случайно круг своих исследований она определила предельно широко - обучение и воспитание в русле национальных и культурных традиций; концептуальные идеи формирования
эстетического мировоззрения; гуманизация и гуманитаризация образования и т.д.
Подражать Гузел Валеевне трудно, да и возможно ли? А вот творчески использовать ее
научно-педагогические идеи, изложенные в многочисленных трудах, умение общаться с людьми любого ранга и на профессиональном, и на дружеско-приятельском уровне, ее отношение к жизни и многое другое, естественно, можно и нужно.
Значимость идей Гузел Валеевны еще не до конца осознана нашим педагогическим сообществом. Наша задача - сделать практическое осмысление этих идей решающим условием гуманизации образования - общего, среднего профессионального, высшего.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть мысль о том, что особая роль гуманизации общественных и личностных отношений лежит именно на учителях, на тех, кто сегодня работает в школе, и на тех, кто завтра придет в образовательные организации и будет учить и воспитывать детей тому, как достойно реализовать истинно гуманистический человеческий потенциал. Нас,
придерживающихся этой позиции, немало. У нас много единомышленников, которые, как и академик Г.В. Мухаметзянова, считают принцип гуманизма в педагогике не утопией, а основополагающим принципом развития системы образования, а отсюда - всей системы общественных отношений.
Генри Адамс говорил: «Невозможно определить влияние учителя сегодня, оно проявится сквозь годы». Давайте верить, что в 21 веке педагогическая профессия проявит себя как профессия, способная к цивилизованному и гуманистическому изменению мира, и делать все от нас зависящее.
1. Богоудинова Р.З. Студент и инновационное образовательное пространство / Р.З. Богоудинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. - № 12. - С. 215218.
2. Делор Жак. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within) [Электронный ресурс]. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - МОО ВПП ЮНЕСКО. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/ book201.pdf
3. Мухаметзянова Г.В. Жизнь для науки / Г.В. Мухаметзянова // Подарочное издание к 70-летию Г.В. Мухаметзяновой. - Казань, ИПППО РАО, 2008. - 304 с.
4. Нигматов З.Г. Быть педагогом, а не принадлежать к педагогической профессии / З.Г. Нигматов // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 5-12.
5. Никандров Н.Д. Ценности в жизни и образовании / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 11. - С. 34-40.
Сведения об авторе:
Нигматов Зямиль Газизович (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Z. Nigmatov (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, honored scientist of Russia, email: [email protected]