Научная статья на тему 'Смысл, генезис и основные аспекты педагогической проблемы формирования гуманистической культуры студентов'

Смысл, генезис и основные аспекты педагогической проблемы формирования гуманистической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HUMANISTIC CULTURE / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖВУЗОВСКИЕ НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ) / NETWORK INTERACTION (INTERNATIONAL AND INTERUNIVERSITY SCIENTIFIC AND PUBLIC INSTITUTIONS) / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ФОРМИРОВАНИЕ (ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ) / FORMATION (EDUCATION AND UPBRINGING) / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИЗМА / INDIVIDUAL LEVELS OF HUMANISM DEVELOPMENT / КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ / DIAGNOSTIC CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна

В статье отражена необходимость обращения педагогики к проблеме дефицита гуманистической культуры подрастающих поколений, что на данный момент не обеспечено методологической основой и практикой применения. Цель исследования определение путей формирования гуманистической культуры студентов с учетом трансформации ценностных ориентаций современного общества в условиях сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sense, genesis and main aspects of the pedagogical problem of forming the humanistic culture of students

The article reflects the necessity of pedagogy to address to the problem of the lack of humanistic culture of rising generations, that at present it is not provided with a methodological basis and practice of application. The purpose of the study is to determine the ways of forming a humanistic culture of students in relation to the transformation of value orientations of modern society in the conditions of network interaction.

Текст научной работы на тему «Смысл, генезис и основные аспекты педагогической проблемы формирования гуманистической культуры студентов»

педагогическая психология

Долинина И.Г.

смысл, генезис и основные аспекты педагогической проблемы формирования гуманистической культуры студентов

Актуальность исследования определяется гносеологической сущностью гуманизма, как основы развития культуры человечества и одной из ее доминант, ставшей влиятельной в первой половине XX в., получившей еще большее признание в начале XXI вв. можно констатировать, что в геополитических масштабах развитие гуманистической культуры приобрело еще большее значение в связи с динамикой информационного общества и обострившимся кризисом гуманизма, в том числе связанного с террористической опасностью.

Обоснование научной проблемы исследования обусловлено тем, что на современном этапе развития общества происходит поиск человечеством своей цивилизационной и культурной идентификации.

высокий уровень фундаментальности исследования обеспечен теоретической научной базой, основу которой составляют исследования гуманистической культуры, ведущиеся коллективом с 2010 года. с этого времени проводится поиск гносеологических корней, закономерностей, форм, методов формирования гуманистической культуры в условиях педагогического процесса гуманитарного, творческого, политехнического вузов.

современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

гуманизм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. гуманизм призывает к построению

более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.

гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей [HEU Minimum Statement on Humanism].

Зародившись в античную эпоху, вновь обрел актуальность в сознании людей в середине XIX в. Юрий Чёрный в работе «современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

- возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);

- становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. - начало 1980-х гг.);

- выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его - окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. - настоящее время).

Преобразование общества связано с активизацией деятельности по развитию духовного облика человека, по формированию его социально значимых нравственных качеств. Не решив этой задачи, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов в решении экономических, социальных, межнациональных, экологических, внешнеполитических проблем. в настоящее время существует острая социальная потребность в высокоразвитой нравственной культуре людей, которая призвана стать важной частью духовного возрождения общества.

Наблюдается тенденция критики, пытающейся доказать крах гуманизма, исчезновение его из общественной и духовной жизни.

миссия гуманизма в жизни мирового сообщества - это основа образования, воспитания и просвещения, как интеллектуальная, моральная и правовая основа демократии. в целом гуманизм уникален и продуктивен как один из наиболее эффективных интегративных механизмов в формировании базовых ценностей и динамики мировой культуры XXI в. и конкретизируется для нас в педагогическую цель формирования гуманистической культуры студентов.

Расширение возможности практического применения научных результатов планируется путем выработки рекомендаций для нормативных документов минобнауки Рф, включения контента в предметы гуманитарного цикла.

в современных философских работах Л.П. Буевой, Т.П. фролова, э.Н. Егоровой, м.А. Кирьязевой, э.А. Бирюковой подчеркивается значимость гуманизации личности, обосновывается изменение содержания внутренней духовной культуры человека вместе с развитием общества, видоизменением этического идеала; утверждается, что если ранее основой нравственной культуры в нашей стране провозглашалось марксистско-ленинское мировоззрение, то теперь ее основу составляют общечеловеческие ценности; подчеркивается ценность формирования нравственной культуры для развития самой личности.

в научных исследованиях, начиная с середины 90-х годов, гуманизация образовательного процесса рассматривается с позиции формирования культуры личности как качественной характеристики социального субъекта на той или иной стадии его развития (Е. в. Боголюбова, э. в. соколов, Н. в. фролова), основанной на прочном фундаменте гуманистического мировоззрения (в. м. Коротов, в. м. Рогова).

Опираясь на философские, социологические и психологические исследования, педагогическая наука все активнее ищет пути формирования гуманного человека. При этом она использует многовековые традиции прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики (Я. А. Коменский, И. г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. д. Ушинский, Н. А. Бердяев, Л. Н. Толстой). Их усилиями созданы концепции целей и средств воспитания гуманного человека в детстве; они были едины в стремлении защитить и утвердить человеческое достоинство, свободу, индивидуальность, найти пути гуманизации человека и условий его существования. Представители прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики стремились воспитать гуманного человека в деятельности, видели возможность приобщения к общечеловеческим ценностям новых поколений в процессе воспитания.

в разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. с. макаренко, в. А. сухомлинского, с. Т. Шацкого. Они внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизации подрастающего поколения, заложили фундамент теории и практики основ нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования чуткого к человеческой жизни человека, придавая особое значение в этой работе активной позиции личности ребенка. Труды в. А. сухомлинского, соединившего теорию и практику гуманистического воспитания, являются важным руководством в формировании нравственных качеств подрастающего поколения, в том числе гуманистической культуры личности. Также теория и методика гуманизации личности опирается на научные труды Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, И. А. Каирова, И. с. марьенко, Т. Е. Конниковой, И. ф. Харламова. эти ученые разработали теоретические и методологические основы нравственного воспитания подростков в различных видах деятельности.

Работы педагогов 60—70-х годов методологически ориентированы на реализацию принципа гуманизма в советской школе в контексте идей всестороннего формирования личности в коллективе и классового подхода к воспитанию (Н.И. Болдырев, с.ф. Збан-дуто, Т. Е. Конникова и др.). выдвинув задачу гуманизации личности ребенка, эти педагоги представили диагностические методики по выявлению развития такого морального качества, как гуманность, развили технологию его формирования, но не показали систему работы в целом.

Представление об отдельных сторонах сложного процесса воспитания гуманности у учащихся дают диссертационные исследования: если в 50-е годы

особо исследуется идеологическая и политическая стороны ее содержания (А. д. митрофанова, с. ф. Збандуто); в 60—70-е годы — гуманистические отношения, чувства, убеждения детей разных возрастов и процессы организации их воспитания в различных типах школ и коллективов (К. м. Аргеткина, Т. Е. Конникова, А. в. Тихонова, Л. в. Руднева). в 80-е годы идет поиск эффективных путей и средств воспитания социалистической гуманности у учащихся на примере жизни и деятельности в.И. Ленина, общественно-политических организаций (Н. ф. Буганова, г. м. Трифачева).

Принципиальное значение для разработки проблемы формирования гуманистической культуры личности имеют работы 3. И. васильевой, в. г. Иванова, ф. К. мухаметзянова, в которых вскрывается тесная зависимость между гуманистическими взглядами, представлениями, чувствами, убеждениями и гуманным поведением и качествами личности. в педагогических исследованиях выявляются общие условия воспитания гуманности как сложной личностной характеристики, состоящей из совокупности компонентов и качеств.

Чрезмерный государственный акцент на политизацию педагогики привел (по мнению известных ученых Ш.А. Амонашвили, в.А. Караковского) к нарушению гуманистического характера воспитания. Они обращают внимание на необходимость дальнейшего осмысления проблемы гуманистического воспитания детей.

в 90-е годы в связи с кардинальными общественными изменениями образовательная деятельность начинает оцениваться с позиции общечеловеческих ценностей.

Анализ специальных работ последних лет в избранной нами области показывает, что исследовались различные аспекты проблемы формирования гуманности как качества личности: сущность, содержание, методы, принципы и формы ее воспитания (К. в. гавриловец, А. в. Кикнадзе, Н. И. гуслякова, Н. м. Трофимова).

Ряд ученых изучают отдельные стороны процесса гуманизации личности подростков: с. А. дзенушкайте, Н. А. Кичатинова, г. ф. Похмелкина, Е. П. Кутузова, Н. Т. Лакашия, д. м. гришин, м. А. вейт, Н. Н. Тарасевич, в. П. Шумейко, П. с. дементьева, в. с. мхитарян, А. в. скиндер.

Большую роль для характеристики процесса гуманизации личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием (Л. с. выготский, А. Н. Леонтьев, с. Л. Рубинштейн, с. г. Якобсон, д. Б. эльконин), учет возрастных особенностей в этом процессе (Л. И. Божович, Н. д. Левитов, Б. с. Брагусь).

К решению многих задач гуманизации образования м.Н. Белурава подошел нестандартно, используя технологическое прогнозирование. При этом главным было не предсказывание, а выявление назревших проблем и раскрытие возможных путей их решения.

Результаты педагогических исследований последних лет свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие

сущность отдельных компонентов гуманистической культуры личности: гуманных отношений, гуманистических убеждений, чувств, гуманистической направленности, ее гуманистических качеств. Изучены взаимосвязь этих компонентов между собой, своеобразие их развития на различных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия воспитания и формирования с учетом возрастных особенностей детей, но, однако, проблема формирования гуманистического сознания не является решенной.

Одна из причин - недостаточное внимание к результатам воспитательного процесса в среде профессионального образования. Обзор научных исследований по проблеме ярко демонстрирует их направленность на современный образовательный процесс, при этом проблема нравственного воспитания в вузах остается недостаточно изученной. На восполнение этого пробела и направлено данное исследование.

Контекст гуманистической культуры затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — формирующей идеологию гуманистической культуры—мировоззрения, охватывающего интеллектуальные, духовные, социальные, просветительские и правовые сферы.

феномен гуманистической культуры проявляется в области научных исследований, социальной работы, общественной и образовательной практики, но особенно на уровне повседневности как образ жизни и средство культурной коммуникации. данное мировоззрение сознательно культивируется на индивидуальном и социальном уровне - от семейного до планетарного.

Гуманистическая культура по существу является квинтэссенцией культуры, поскольку в центре этого мировоззрения идея человека, общечеловеческие фундаментальные ценности и передовые научные методы усвоения, развития и социализации этих ценностей. За последние полвека в ее развитии произошёл глубокий сдвиг осмысления необходимости, а в социальном - расширение масштабов воплощения, трансформация ее в значительное мировое движение.

Априори понятно, что в основе разработки понятия «формирование гуманистической культуры студентов» лежит представление о гуманизме. гуманизм рассматривается нами как мировоззрение, представляющее собой комплекс идей, заимствуемых из таких фундаментальных естественных и гуманитарных наук, как антропология, философия, аксиология, психология, педагогика, культурология, теория эволюции, экология и др., и содержащее в том числе и образовательную парадигму, имеющую вполне определенную практическую направленность.

в современной педагогической науке осуществлен ряд попыток разработать проблему формирования гуманистической культуры в разных предметных областях и для различных уровней обучающихся, однако, сохраняется необходимость научной идентификации как методологии, мировоззрения, практики высшей школы.

«Формирование гуманистической культуры студентов» рассматривается

нами как целенаправленный процесс нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующейся освоенным социальным опытом, развитым гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура - сущностная характеристика его духовной культуры в целом.

создано образовательное пространство апробация новых форм и методов развития современного гуманистического сознания молодежи и активизации научного и общественного взаимодействия в сфере обозначенной цели.

Разработана комплексная методология формирования гуманистической культуры студентов и теоретически обоснована модель гуманистической культуры личности, определены критерии оценки ее индивидуального уровня у студентов.

в ходе научного исследования гуманистической культуры существует ряд существенных методологических проблем, решение которых позволяет развить положительную социокультурную динамику.

Усилия коллектива направлены на решение практических задач:

• Проанализировать состояние социально-педагогической проблемы формирования гуманистической культуры студентов в научной литературе;

• Разработать методологию формирования гуманистической культуры студентов, сконструировать и обосновать поликомпонентную модель формирования гуманистической культуры, разработать содержание образовательного пространства формирования гуманистической культуры;

• выявить и обосновать педагогические условия формирования гуманистической культуры, включающие педагогическую технологию и учебно-методическое обеспечение педагогического процесса, провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на проверку эффективности разработанной методологии формирования гуманистической культуры;

• Идентифицировать основные субъекты формирования современного гуманистического сознания как участников педагогического процесса «формирования гуманистической культуры студентов» в условиях сетевого взаимодействия;

• Проанализировать изменения в образовательном воздействии на студентов на основе внедрения принципов рефлексивного теоретического мышления и научного мониторинга;

• выявить перспективы трансформации социума под воздействием качественных изменений в профессиональном образовании в направлении развития гуманистической культуры общества;

• создать коммуникативное образовательное пространство для успешной общественно-научной дискуссии.

диссеминация результатов исследования проводится в ходе научных и практических мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов и серии публикаций в научных изданиях. Один из главных инструментов распространения методологии - специальный выпуск журнала «Интегративная перспектива в

гуманитарных науках».

считаем, что созидательная работа не окажет должного влияния на общество и государство, если не разработать практические рекомендации нормотворческого характера для структур управления образованием РФ, над этим и ведется работа. Отчасти идеи методологии нашли применение во время слушаний проекта Общественной палаты Рф стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340 с.

2. Викулина М.А., Попова Ю.А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе//Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс].-2015.- №6.- Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=23036

3. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе/М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. - М.:Пед. общ-во России, 2004.- 192с.

4. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования: моногр. / И.Г. Долинина. - М-во образования и науки Рос. Федерации, - Пермский гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2011.

8. Долинина И.Г., Полякова Н.А. Проблема формирования гуманистической культуры в России в начале XXI века // современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4 (Электронный журнал).

9. Долинина И.Г., Полякова Н.А. Междисциплинарный дискурс понятий «культура», «гуманизм», «гуманистическая культура». // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015, - № 11 (Электронный журнал).

10. Долинина И.Г., Полякова Н.А. Концепция формирования гуманистической культуры студентов. // Modern European Researches: Theory and Practice of Modern Science. Зальцбург, Австрия. 2015, вып. 5 С. 86 - 89.

12. Полякова Н.А. Литература как средство формирования гуманистической культуры студентов // Научное обозрение. Педагогические науки, 2016, № 5. - С. 61 - 62.

13. Полякова Н.А. Формирование гуманистической культуры студентов в процессе преподавания литературы. Научное периодическое издание IN SITU/ Отв. ред. Г.В.Мартиросян. М.: ООО «Европейский фонд инновационного развития», 2016, № 1-2. С. 30 - 32.

14. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 - Ф3 // [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru

15. Dolinina I.G. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 5. - С. 527-531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.