Научная статья на тему 'Универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности'

Универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО УРОВНЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / AXIOLOGICAL APPROACH / SYSTEM OF HUMANISTIC VALUES / PEDAGOGICAL VALUES / UNIVERSAL HUMANISTIC VALUES IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / HUMANISTIC VALUE DISPOSITION OF THE INDIVIDUAL / VALUE-SEMANTIC ASPECT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / DEVELOPMENT OF THE HIGHEST LEVEL OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева-Голубева В.А., Евграфова И.В.

В статье анализируются современные представления о педагогических ценностях как об особенностях педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Определяются универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности. Выделяются гуманистические ценности в контексте философско-образовательного знания в свете нового гуманизма. Подчеркивается, что обращение к гуманистической традиции, которая складывается в ходе всей человеческой культуры, единственный возможный путь развития системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes modern ideas about pedagogical values as about peculiarities of pedagogical activity, which are a companion, but also serve as a guide for his social and professional activities aimed at achieving humanistic goals. Universal humanistic values are defined in the context of educational activities. Humanistic values stand out in the context of philosophical and educational knowledge in the light of the new humanism. It is emphasized that the appeal to the humanistic tradition, which develops throughout human culture, is the only possible way to develop the education system.

Текст научной работы на тему «Универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности»

УДК 37.013.2 : 37.017.924

В. А. Григорьева-Голубева, И. В. Евграфова

Универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности

В статье анализируются современные представления о педагогических ценностях как об особенностях педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Определяются универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности. Выделяются гуманистические ценности в контексте философско-образовательного знания в свете нового гуманизма. Подчеркивается, что обращение к гуманистической традиции, которая складывается в ходе всей человеческой культуры, - единственный возможный путь развития системы образования.

The article analyzes modern ideas about pedagogical values as about peculiarities of pedagogical activity, which are a companion, but also serve as a guide for his social and professional activities aimed at achieving humanistic goals. Universal humanistic values are defined in the context of educational activities. Humanistic values stand out in the context of philosophical and educational knowledge in the light of the new humanism. It is emphasized that the appeal to the humanistic tradition, which develops throughout human culture, is the only possible way to develop the education system.

Ключевые слова: аксиологический подход, система гуманистических ценностей, педагогические ценности, универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности, гуманистическая ценностная диспозиция личности, ценностно-смысловой аспект профессионально-педагогической деятельности, развитие высшего уровня ценностных ориентаций.

Key words: axiological approach, system of humanistic values, pedagogical values, universal humanistic values in the context of pedagogical activity, humanistic value disposition of the individual, value-semantic aspect of professional pedagogical activity, development of the highest level of value orientations.

П www

В сложившемся современной педагогическом реальности стало актуально выдвижение на передний план аксиологического подхода к подготовке преподавателя, согласно которому педагогическое образование должно не только обеспечить будущим работникам образования усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить их ценностное сознание.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности (в том числе и гуманистические).

© Григорьева-Голубева В. А., Евграфова И. В., 2018

127

В педагогической науке в конце ХХ в. неоднократно поднимался вопрос о дефиците культуры в педагогическом образовании. Однако и нынче этот вопрос и размышления о проблемах образования понуждают вспомнить название книги В.В. Розанова «Сумерки просвещения». Не случайно В. П. Зинченко сетует о том, что, «говоря о гуманизации образования, мы по существу живем в сумерках, в которых просто некому гуманизировать» [4].

Довольно значим и тот факт, что процент учителей, названных учащимися в качестве ярких личностей, встречающихся на жизненном пути, крайне низок. И если в нашем исследовании, проведенном 15 лет назад, на вопрос «Есть ли у вас любимый учитель/преподаватель?» ответило «да» 48% респондентов, то в аналогичном исследовании 2017 г. утвердительно ответили лишь 30% опрошенных. Назвать преподавателя, чья личность оставила бы яркий след в жизни опрашиваемых, смогли лишь 7% преподавателей высшей школы и 10% студентов старших курсов вуза. Отметить же оставивших негативный след в памяти учеников, согласились 48%. 35% респондентов не смогли назвать никого - они не помнят своих учителей. Большое число педагогов повседневно осуществляет индивидуальное влияние (как позитивное, так и негативное) на обучающихся, но только индивид с высокой степенью сформированности определенных личностных качеств способен повлиять на изменение критериев самооценки и

V V п

оценки других людей теми, с кем он взаимодействует. В контексте нашего исследования отметим, что такие личностные качества должны развиваться в русле гуманистических ценностей.

Как и прежде с проблемой гуманизации на абстрактном уровне освоения гуманных межличностных отношений все обстоит благополучно. Однако по-прежнему чем дальше, тем более отчетливо можно осознать, что гуманизация - это не просто громкий лозунг, но и достаточно трудная проблема, о которой много говорится, но которая тяжело решается. Острота проявления известных бед в образовании не снижается. Кроме уже названных ранее (потеря обучающимися интереса к обучению; неопределенность целей современного образования; падение его престижа; социальное расслоение между различными группами обучающихся; возрастание подростковой преступности; утеря моральных норм поведения; увлечение молодежи масскультурой), отмечаются новые, например, возросшая подростковая агрессивность; уход молодого поколения в виртуальную реальность; коммерциализация и «оптимизация» образования; «нормативно-подушевое финансирование»; отсутствие мотивации к приобретению соответствующей профессии; введение подготовки бакалавров и магистров с отказом от подготовки специалистов. В образовании, как и обществе в целом, проявляется одна и та же болезнь - отсутствие реальных механизмов реализации идей, самих по себе превосходных и высоко значимых.

Таково положение, в котором сегодня оказались учебные заведения и педагоги. Все изложенное заставляет поставить вопрос о месте гуманистических педагогических ценностей в их деятельности.

Педагогическими ценностями называют те особенности педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Понятно, что аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Исходя из определения ценности как силы, существенно определяющей особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта, на основе которой люди строят отношения, определяют приоритеты и критерии, выдвигают цели деятельности, можно предположить, что гуманистические ценности педагога -главный критерий отношения педагогов к миру, явлениям жизни, друг другу, ученикам, интегрирующая категория, отражающая основополагающую идею существования в профессии и развития ее [5].

Значит, педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и педагогической действительности.

Одним из первых европейских гуманистов называют Франческо Петрарку. Итальянский гуманист и поэт предлагает и способ познания человека - самопознание, блестящий опыт которого он явил миру своими трактатами, письмами, поэзией. Особенно выделим ведущую позицию Петрарки - антропоцентризм, т.е. представление о центральном месте человека в мироздании. И хотя такой подход, в сущности, не является новым - он характерен для христианства: о господстве человека в мире заявлено в Библии - исследователи гуманизма подчеркивают, что гуманистический антропоцентризм содержал в себе признание самостоятельной и творческой роли человека в осуществлении своего предназначения на земле.

Нельзя не назвать и итальянского гуманиста и педагога Витторино Рамбальдони да Фельтре, основателя школы «Дом радости», прославившегося как pates omnis humnifatus - отец всякой гуманности, утверждавшего индивидуальный подход, взаимоуважение, поощрявшего активность своих учеников.

Интересно отметить, что в концепцию гуманизма уже во времена Ренессанса органично вплетается еще одна ценность, необычайно важная в контексте нашего исследования: понимание достоинства человека. Ее привносит Джованни Пико делла Мирандола [8].

Для целей нашего исследования необычайно важно подчеркнуть, что в развитии гуманизма занимали исключительное место идеи воспитания, ибо целенаправленное воспитание было главным путем осуществления в жизни гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Развитие идей воспитания неотделимо от развития гуманизма в целом, многие идеи гуманизма становятся достоянием педагогики, тем более что на темы воспитания писали те же самые гуманисты. Наиболее важные педагогические идеи эпохи Возрождения содержатся в трудах П. Верджерио, М. Веджо, Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини да Верона, Конверсини да Равенна, Филельфо Франческо, Фруловизи - в Италии; Х.Л. Вивеса - в Испании; Т. Мора, Р. Ашама - в Англии; Ф. Рабле, М. Монтеня - во Франции; Эразма Роттердамского - в Нидерландах и др. Определяя цели обучения, гуманисты учили детей здраво мыслить, познавать окружающий мир. Работа в школе должна быть для детей привлекательной, обучение должно начинаться с ознакомления с вещами, а потом со словами, правилам должны предшествовать факты, обобщениям - наблюдения. Гуманисты убеждены в моральном воздействии знания, образованность сама по себе бесполезна. «Я читаю не для того, - говорил Петрарка, - чтобы стать красноречивей и изворотливей, а для того, чтобы стать лучше, <...> главное -«обращать прочитанное в правило жизни», «знание литературы полезно тогда, когда оно переходит в действие и в делах, а не на словах оправдывает себя» [8, с. 51]. Таким образом, связь знания и нравственности высвечивает педагогический характер гуманизма. Воспитательные задачи образования неотделимы у гуманистов от социальных, здесь очень ценится хорошее воспитание. Леон Баттиста Альберти, разделяя с прочими гуманистами мысль о том, что хорошее воспитание является наилучшим наследством, которое родители могут дать детям, советует им приложить все силы, чтобы сделать своих детей «благовоспитанными и честнейшими, потому что это будет полезно для них самих (ибо благовоспитанность юношей ценится не меньше, чем богатство), а также принесет славу и похвалу дому, родине и им самим: если не ошибаюсь, лучше для отечества иметь граждан добродетельных и честных, чем очень богатых и могущественных» [8].

Огромное внимание к семье также важно для задач воспитания. Об этом говорят и Леон Баттиста Альберти, и Маффео Веджо, и Маттео Пальмиери. Семья - место, где начинается формирование человека, и потому родители должны еще до рождения ребенка позаботиться о его нравственности, а для того им следует прежде всего самих себя воспитать в духе добродетели.

Гуманисты предлагают воспитывать в детях благочестие, любовь к родителям и родине, уважение к старикам, почитание учителей. Детей учат доброжелательно относиться к людям. В размышлениях гуманистов чувствуется бережное отношение к личности ребенка -оценка телесных наказаний как оскорбляющих личность, признание вредным всего того, что внушает страх и воспитывает трусость и т.д.

Приоритет воспитательных задач подчеркивается и высокими требованиями, предъявляемыми гуманистами к учителям: учителя должны быть не только прекрасно образованными и знающими свое дело, но и людьми высоконравственными, со спокойным и мягким характером, доброжелательными, проницательными и умеющими понимать ребенка. Основное содержание гуманистического воспитания заключается в гармоническом развитии. Гуманисты подчеркивают, что способности у людей разные. Каждый получает от природы нечто, и важно узнать, что именно, чтобы не ошибиться в выборе занятий для ребенка [8].

Известно, что идеи гуманизма оказали плодотворное влияние на развитие науки и особенно литературы и искусства. Однако из проведенного системного анализа можно увидеть, что принцип гуманизма наиболее специфично выражен в педагогической деятельности. Неслучайно педагогическую профессию с незапамятных времен наряду с профессией врача называют самой гуманной.

Традиции гуманизма эпохи Возрождения в новых условиях были продолжены просветителями ХУШ века и, в своей наиболее общей форме, передовыми мыслителями, учеными, педагогами и писателями XIX и XX веков. Уже с ХУШ века устанавливается взгляд на Возрождение как на начало нового времени. Просветители часто усматривают в гуманистах Х1У-ХУ1 веков своих предшественников. Г. Гегель в «Философии истории» называет Ренессанс «утренней зарей» современной культуры. Исторически различные формы гуманизма - античный, христианский, христианско-средневековый, гражданский, европейский, социалистический, пролетарский, советский, новый, гуманитарный и др. имеют инвариант. В науке существует мнение и о парадигмальном движении общества от религиозного к технократическому и от него к гуманитарному пониманию и воплощению идей гуманизма [6].

Однако вневременная суть гуманизма заключается в возвышении человека, открытии и защите его достоинства, требовании права на свободу, творчество, самосознание, счастье в земной жизни и т. п. Подтверждение этому находим у Э. Фромма: «Действительно, этические системы всех великих культур поразительно одинаковы в понимании того, что требуется для развития человека, в понимании тех норм, которые вытекают из самой природы человека, и тех условий, которые необходимы для его самосовершенствования» [9, с. 183].

В разные исторические эпохи ценности гуманизма реализовались в различной мере, тем не менее наличие тождества отличающихся форм гуманизма сообщают ему определенную универсальность. Так, уже в платоновском учении о гармоничном воспитании гражданина идеал гуманизма, хотя и в государствоцентрическом плане, фигурирует в роли регулятива. Великие гуманисты прошлого полагали, что понимание природы человека немыслимо без понимания норм и ценностей его жизни. В общем виде исследователи определяют гуманизм как способ бытия, мироощущения, мировоззрения, миропонимания, ориентированный на проблематику человека, воспринимаемого как ценность. Таким образом, видно, что гуманизм - общий принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание и глубокое уважение прав, свободы и достоинств человека. Ценности, вытекающие из принципа гуманизма, давно вошедшего в фонд человеческой культуры, должны определять смысл педагогической деятельности, более того, сам гуманизм в деятельности воспитателя, педагога предстает как система ценностей [5].

Исследователи гуманизма указывают, что гуманизм как общий принцип мировоззрения, философская система воззрений глобален, его определяют такие аксиологические признаки, как автономность, универсальность и фундаментальность его идей, единство целей и средств. Атономность гуманизма объясняют невозможностью выделения его идей из теологических, онтологических и идеологических посылок.

Универсальность данного принципа мировоззрения обусловлена тем, что его идеи могут быть применены ко всем людям и социальным системам. Данная философская система воззрений позволяет преодолеть культурные, национальные, экономические, религиозные, расовые, идеологические различия, что отражается в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. В научной литературе подчеркивается возможность взаимодействия универсальных гуманистических ценностей с национальными взамен противопоставления им. Это дает возможность выхода на множественность и многообразие культурно-гуманистических позиций. Универсальность философии гуманизма проявляется и в том, что его ценности выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии, предполагающей поиск путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения установок гуманизма [1; 2; 4; 6; 7 и др.].

Гуманистические ценности по своей значимости соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры, чем и определяется их фундаментальность.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении рассматривается как отказ от попыток добиться своих целей любыми средствами, гуманистические принципы здесь главенствуют над стратегической необходимостью.

Кроме того, установлено, что в научной литературе гуманизм как система ценностей признается нравственной ценностью, моральной нормой и принципом педагогической деятельности [1; 2]; а реализация идей гуманизма в педагогической реальности невозможна без преобразования содержания воспитания и обучения [8].

Продолжая линию нашего исследования, отметим, что данный отнюдь не претендующий на полноту критический анализ понятия «гуманизм» с применением принципа историзма позволил нам выделить основные универсальные гуманистические ценности в контексте педагогической деятельности. Ими являются:

• антропоцентризм,

• самостоятельная и творческая роль человека,

• самопознание,

• самоопределение,

• моральное воздействие знания,

• нравственность,

• доброжелательность,

• проницательность,

• умение понимать ребенка,

• посильное развитие способностей.

Задачи нашего исследования предполагали конкретизацию «универсальности гуманизма», «универсальных гуманистических ценностей». Понятия «гуманистические взгляды», «гуманистические идеи», «гуманистические отношения», «гуманистические ценности» все чаще становятся предметом изучения, а слова «гуманизм», «гуманистический» теперь можно увидеть в сочетании, согласовании со словами философия, психология, педагогика, образование.

Анализ научной литературы, посвященной проблемам образования и воспитания показал, что гуманистическое отношение к человеку - это не только отношение учитель - ученик, но и отношение педагога к себе самому. Стремление развить, сохранить себя на всех уровнях (психофизиологическом, социальном, нравственном) как личность, индивидуальность, не разрушить свою сущность для современного педагога является важным признаком формирования гуманистических установок [1; 2; 6; 7].

В связи с этим в науке нашло свое представление о том, что гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления обучения на всех его ступенях [7]. А обоснование и разработка стратегий развития

современных образовательных систем, а также создание новых концепций духовного, нравственного, аксиологического воспитания и развития подрастающего поколения названы приоритетными направлениями исследований педагогической науки Северо-Запада [3].

Теперь видно, что новое мышление позволило расширить и дополнить перечень универсальных гуманистических ценностей в педагогической деятельности. Проведенный нами необходимый для целей нашего исследования анализ вышеизложенного позволил выделить и гуманистические ценности в контексте философско-образовательного знания в свете нового гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что с течением времени изменилось содержание понятия антропоцентризм, упоминаемого в связи с гуманизмом как системой взглядов. Согласно аксиологическому подходу человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель социального развития (в эпоху Возрождения - представление о центральном месте человека в мироздании).

Новое понимание человека, его сущности помогло уточнить понятие гуманизма, сделало более разнообразной палитру универсальных гуманистических педагогических ценностей. Система выделенных нами ранее универсальных гуманистических ценностей в контексте педагогической деятельности пополнилась новыми ценностями (в том числе и ценностями-качествами):

• развитие интеллекта,

• самоуважение, •толерантность, •эмпатия,

•глобализм мышления, •образование.

Таким образом, можно констатировать, что обращение к гуманистической традиции, которая складывается в ходе всей человеческой культуры, - единственный возможный путь развития системы образования [1; 2; 4; 6; 7 и др.].

Однако можно видеть, что в предшествующие эпохи гуманизм был дискредитирован, его ценности и идеалы потеряли свое значение, свое высокое звучание. Значит, гуманные отношения между людьми надо определять, их надо воспитывать, к ним надо привыкнуть. Эти важные положения и обострили внимание не только философов и этиков, но и психологов и педагогов к современному образованию и воспитанию человека.

Проведенный нами контент-анализ позволяет сказать о том, что однозначного определения системы гуманистических ценностей педагогов в науке нет и среди исследователей педагогической деятельности не выработано единой системы гуманистических педагогических ценностей.

Как видим, педагогическая реальность меняется, наполняется новым смыслом и понятие гуманизма, гуманистических отношений в педагогической реальности.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Бордовский Г.А., Титова И.М. Образование Северо-Запада: актуальные проблемы и перспективы научных исследований // Гуманитарное образование: традиции и новации. - СПб., 1999.

4. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. - 2001. - №7.

5. Григорьева-Голубева В.А. Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога. - СПб, 2001.

6. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 2002.

7. Кулюткин Ю.Н. Технократия и гуманизм // Инф бюллетень. Проблемы НО: педагогические кадры, 1995. - №4.

8. Образ человека в зеркале гуманизма. - М.: УРАО, 1999.

9. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу // Мир человека. - М., 1993. - С. 18-130.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.