УДК 37.013.42(470.621)
ББК 74.65(2Рос. Ады)
К 88
Л.Н. Кубашичева
Гуманистические основы народной педагогики адыгов
Аннотация:
На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирование базиса личностноой культуры. Современный этап развития педагогической науки характеризуется недостаточным вниманием к проблеме соотношения развития этнической культуры и общей культуры личности в рамках раскрытия ее целостности.
Необходимыми условиями формирования целостной личности является богатство его внутренней , , ,
.
:
, , , , , -, .
Гуманистическое качество человеческих отношений в этносе, соответствует воспитательной системе этноса. Гуманизация воспитательных систем в негуманном обществе - это необходимость очеловечивания человека и означает нравственное и духовное возрождение общества.
При внимательном рассмотрении социального заказа: заказ на педагогический процесс, на личность и востребованность определённых качеств в современном со, , -ципов гуманизма требуют осмысления. Здесь мы согласимся с И. А. Колесниковой «Одним из необходимых условий реализации идей гуманизации и гуманитаризации образования является теоретическое переосмысление сущности и содержания феноменов воспитания и обучения» [2, 154].
Современная российская система воспитания, мягко , -сти ориентиров на гуманизацию и отсутствия опоры на нравственные основы. В начале XX века С Л. Гессен определил состояние социума и дефицит гуманности следующим образом: «Наступает эпоха кризиса, разложения , . внутреннем развитии за быстрым бегом внешней культу, -вых впечатлений.... Наступает господство формы над духом, буквы над содержанием, механизма над свобо-..
устойчивости ее по отношению к соблазнам среды и связанном с этим разложением нравов. За распадом лично, , -чества вообще, те. разложение и самой внешней культу, , в собственных глубинах» [4, 81].
Отсутствие нравственных основ провоцирует в социуме стратегию агрессивного или подчиненного пове-« - , - ». -лен как в условия успеха, так и в условия выживания, при этом он должен ориентироваться в постоянно меняющем, -
, .
потерять ощущение времени, что предполагает связь с
« ».
Такой процесс невозможен без связи с прошлым, которое присутствует в культурной, исторической и нацио-
,
к существующим условиям в настоящем, но и устремиться в будущее.
В современном мире обнажилась внутренняя суть , -. -кой ситуации из-за резкой смены образа жизни.
На процессуальном уровне есть определенные цен, -ка на протяжении жизни: родители - среда - детский сад
- школа - микрогруппы по увлечениям и интересам (музыка, спорт, живопись) - коллеги.
В народной педагогике процесс педагогического влияния узкий: родитель - воспитатель (аталык) - жизнь в , -ка направлено на формирование устойчивых форм поведения в этносе.
И в первом и во втором случае каждая воспитательная система направляет свои действия на формирование желаемых качеств и привитие желаемых свойств. Но они отличаются как на содержательном уровне, так и на про.
В педагогической науке существует гуманистические по смыслу подходы. Так, М.С. Каган гуманизм ви-
« »,
. . , « -
, ».
идеале воспитанного человека представляет целостно « 1 » - « ( ), « 1 » - « ».
В процессе воспитания, в совместном проживании в ,
глубинных межродовых и межчеловеческих отношений, это кропотливый труд по созиданию человека Воспита-
ние с такой позиции обращено на ориентацию человека « », , . . спросить себя: адыг, россиянин, гражданин Мира,
».
Целостность человека в философском понимании предполагает содержание внутреннего мира Я - часть
, - , - ,
- .
человека ИЛ. Колесникова отмечает: « Жизнь в русле народной или религиозной традиции с ее обрядностью, ритуальностью дает человеку возможность приобретения непосредственного опыта целостности бытия, гармонизированного в соответствии с законами Вселенского масштаба» [2, 203]. Соглашаясь с ее позицией, отметим: А какая часть в этой целостности отводится на национальное? В идеале настоящий горец может быть и гражданином страны и мира, претендовать на высокую духовность. И каждая позиция может быть принята и прожита достойно в разных индивидуальных формах, но, на наш , - , -ится все остальное, в том числе и ощущение себя малой частью единого целого, называемого человечеством. Для этого смысл жизни должен заключаться в следующих ценностях: этнос, язык, традиции, род, семья, отечество как основание жизненного бытия; любовь и миролюбие как основа отношений; добро и красота как критерий жизни; основной критерий деяний - совесть (в поисках смысла бытия человек опирается на совесть, и она открывает возможности поиска новых смыслов и расширяет ).
,
составляющей семьи, рода, этноса, природы. Это может проявляться в развитии на социо-^льтурном уровне как подчинение обычаям и народным традициям. В смысле сказанного воспитание в русле народной педагогики, этнической традиции целостно, так как воспитание вне традиций от целого грозило бы гибелью для индивида.
В данном случае целостность личности и её роль мы рассматривали как аспект традиционного и современного , -ти природы, человечества, космоса и т.д.
Исходя из позиций гуманности народной педагоги, , история цивилизации, прогресса - это единство и борьба . , место в общечеловеческой культуре, история поиска человеком самого себя, своего места в собственной культуре и в поликультуре.
Кризис в области теории и практики воспитании и его проявление в современной отечественной образовательной системе в историко-^льтурном отношении бес. -
ствить воспитание ребенка с опорой на гуманистические основы народной педагогики и современной науки педа-, -
зываются невостребованными в поликультурном пространстве в условиях выживания. Смею здесь полагать, что социум далеко не до конца ещё избавился от про-
- .
В современном мире есть противоречие между всечеловеческой и гуманной потребностью в типе людей,
способных соответствовать нравственно-этической позиции (идеал народной педагогики), и материальными потребностями и благами, обеспечивающими высокий уровень жизни и диктующими иной раз стратегию агрессии и умножения собственного капитала. Подрастающее поколение в этих условиях выбирает ориентиры, не отвечаю-
- . весьма важно молодому поколению не потерять своей , ,
, , самопознанию и самосовершенствованию. Важным становится аспект связи истории и культуры, на что указывал С .И. Гессен: «История есть только там, где есть куль. , жизнью, те. чем больше накопил он того непреходящего , ,
» [4, 31].
Сохранение ощущения времени предполагает связь с прошлым (ствол и корни должны быть соединены), те. необходимо наличие национальной культурной памяти и, , .
Смена образа жизни и смещение гуманистической парадигмы к редуктивной позиции, новые формы социального поведения ломают традиции, к которым привык, , , -рошей традиционной воспитанности в современном социуме становится невостребованной, как и стремление образовательной системы создать идеальную модель .
В рамках традиций воспитание есть «механизм удержания» в системе этических, родовых отношений, как способ связи, требований и правил жизни с законами ( . . ).
Воспитательное пространство может иметь: идеи воспитания, институты воспитания, мифы, легенды, тра-, ,
иные мысли, опыт. Они могут привноситься извне, зарождаться внутри, вступая в функциональные связи, достигая критического состояния, меняющего педагогическое пространство, т.е. оно то расширяется, то свертывается и перемещается из одной реальности в другую. Например: коммунистическое воспитание было идеологично, а вот народное и религиозное воспитание открыты и развернуты вовне, те. их средствами формировалось культурное . -стве негативный образец поведения имеет массовый характер, а вот круг источников нравственно-положительной информации очень мал, и нужно констатировать отсутствие воспитательных идей, несущих в себе содержание социального заказа современного российского об. -минант из объективного пространства, в субъективное где даже в самых тяжёлых внешних условиях может идти глубокая внутренняя работа человека над собой.
По АЛ. Леонтьеву [5], момент оживления информации несет в себе определенные знания. В условиях обучения в вузе можно утверждать, что студент приобщаясь к , -пектов народной педагогики, может их интериоризовать в :
- -
(надичие ценности и смысла);
- -видуального усвоения знаний;
- освоение студентами умений накопления, хранения и использования знаний для передачи другим.
В данном случае речь идёт о процессе интериориза-ции знаний студентами предлагаемого учебного материа-( ) -несение с ценностными ориентациями обучающихся.
Задача преподавателя вуза развить способности обучающихся, формировать умение «слушать себя» и переводить «вну^енние» знания из связанной структурной формы в оперативную, которую можно использовать в процессе саморазвития и самовоспитания.
Народная педагогика диктует построение воспитательной системы в логике ценностных смыслов существования и сохранения этноса, формирования пространства бытия внутри традиций, ведущего человека к согласованию со своей сущностью. Неосознанность смыслов повлекла бы стихийность, что было недопустимо в этносе.
Гуманистические ценности присутствуют в народной педагогике не только на уровне целей, содержания ,
деятельности взрослых и детей и системы их отношений.
Адыги принципиально не включали любовь в круг чувств, необходимых для воспитания, они ограничивались провозглашением уважения к достоинству и требовательности к воспитаннику, те. на уровне социально. -20-
столетия. А.С. Макаренко в своих теоретических работах не включает любовь в круг чувств, обязательных для пе-, -стью к ребенку.
, -
правлены на то, чтобы этнос получил ценную для него «человеческую индивидуальность» в условиях суровой , -ходимостью
Категории любви и свободы в воспитательной системе адыгов отражены особенно: человек не всегда мог проявлять чувство любви и быть свободным, соблюдая .
Гуманизм в народной педагогике адыгов можно определить как способ бытия, выживания этноса, как способ мироощущения и миропонимания, обращенных к человеку как к абсолютной ценности. Исторически это движение этноса к воплощению идей гуманизма, это вера в человека, в возможность его преображения, веру в его свет.
Одну из важнейших причин критического перелома гуманизма в конце XX столетия В А. Кутырев обозначил « ». -, -ства и времени, когда человек действует как целостное .
оказать первую помощь в деле воспитания и обучения .
. . , -
ди, заметил: «Оправдать, осмыслить и обосновать веру в
».
адыгов это самоутверждение человека, его достоинства, его отношения к жизни и смерти. В иные времена народ и его мозг (старейшины) отходили от проблематики отдельного человека или рода, так как приходилось решать задачи выживания нации. Достаточно вспомнить набеги Суворова на аулы, когда уничтожались целые аулы «огнем и мечом» в полном смысле этих слов. Не следствие ли этих бед, что у адыгского народа нет веселых песен о любви, вплоть до начала XX века? Есть только танцы, где мужчины могли показать свои лучшие качества (бережное отношение к женщине, почитание ее, забота о ней и свое мужество), - именно эти качества выражают в определенной мере гуманные идеи культуры адыгов.
Гуманные идеи любого народа можно выразить одним словом - человечность, что дано человеку изначаль-, -ственно-этические позиции человека во взаимоотношениях в семье, между мужчиной и женщиной и т.д. ..
гуманным качествам мира культуры: это «система коор-, -ных умений, опыта, знаний, которым дана человеческая , , -го» [6, 341].
Исторические преобразования в этносе и изменение социокультурных его составляющих не могут происходить без развития гуманистических основ, сопровождающихся педагогическими целями, содержанием и способами подготовки человека к своему существованию. Гуманность дана человечеству изначально и поэтому именно она определяет его нравственно - этические позиции в целостной системе бытия. Гуманизм адыгской народной педагогики основан на нравственности, на попытке сохранения культурных ценностей нации на основе деятельности. Это выражение человеческой позиции, основной ценностью и смыслом которой является соответствие своего субъективного существования с существованием других людей, то есть ответственность каждого за качество собственного бытия. Осознание высшего начала этноса « - адыг» давало силу противостояния тяготам , -чаями и традициями своего народа. Смысл гуманизации видится в обеспечении человеческой целостности при соотнесении человеком своего блага с благом своего наро-.
на развитие человеческих качеств с целью выживания и сохранения собственного этноса.
Гуманизация воспитательной системы адыгов осуществлялась в нескольких направлениях:
- ;
- ;
- -
;
- -
несении их с общей идеей развития этноса;
- -
.
Процесс реализации основ гуманизма в деле воспитания будущего поколения народная педагогика рассматривает с точки зрения следующих принципов:
- - , меры целесообразности в процессе воспитания, которое ведет к раскрытию его человеческой сущности;
- -личных поколений (нисколько не умаляя значение ува-);
- , в себе природное, социальное, культурное, духовное и
;
-
одном из уровней: физиологическом, психическом, социальном, нравственном, ментальном;
- ;
-
собственного народа и выработка умений оценивания и коррекции своих действий и поведения в рамках культуры и этикета
Гуманизм в человеческих отношениях подтверждается адыгскими пословицами, указывающими на христианскую заповедь: «Не делай другому человеку , », « , » и т.д. Вспомним слова М. Горького, который сказал, что адыгские сказки пронизаны жизненным оптимизмом, и что они свидетельствуют о здоровье народа, ибо в его сказках добро побеждает зло.
Целевое назначение народной педагогики - гармонизация высшего порядка в человеческих отношениях. Об этом пишет И.А. Шоров, который верно отметил, что , -ность таких качеств, как любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им, т.е. то, что определяет человеческие отношения в этносе (7).
, -обходимость преобразования внутреннего мира человека, воспитания его души. В индийских упанишадах сказано: « , », природы и человека, связь которой отражена в буддизме, имеет аналогию в адыгской народной педагогике. Это отмечено И.А. Шоровым: <Адыги не рекомендовали рубить деревья весной, в пору их цветения. В песне плач Фатимат, выданной за старика, есть такие слова:
, ,
Не срубают в зеленых садах деревья...» [7, 72].
, , где смысл гуманности видится в движении блага человека с благом своего народа - это то, что в народной педагогике осмысливается и осознается как гуманизм.
Народная педагогика обладает огромной позитивной , , регламентирующей человеческие отношения внутри этноса, сообразно обычаям, культуре, традициям. Такая характеристика народной педагогики возможна в процессе соблюдения педагогической этики, содержащей в себе границы дозволенности в требованиях наставника
Решение проблем гуманизма в воспитании может быть осуществлено по отношению к каждому ребенку, а не по сословным, имущественным или иным признакам. Бережное отношение к достоинству не только ребенка, но , , -новной установкой аталыков и наставников. 3. Азашико-, ,
пишет: «Эги институты, которые корнями уходят вглубь
,
социально-экономических условий. Именно в условиях феодальных отношений они достигли своего наивысшего , -ресы феодалов - князей и дворян» [1, 52]. Значит ли это, что в народной педагогике отсутствуют гуманные основы? ,
этническом пространстве в воспитании присутствовало особое формирование достоинства и чести. В крестьянской семье мог быть хорошо воспитан юноша, которого хотели бы приблизить к себе князья. Самое главное в народной педагогике адыгов, как отмечает ИА. Шоров, -
« 1 » - . -лись в особом сочетании поступков и поведенческих актов, которые проявлялись в соблюдении адыгского этикета (7).
, , , -ловеке самого человека, он являлся регулятором отноше-, , , представителем любого сословия.
С точки зрения гуманности в воспитании целостной личности народная педагогика адыгов целостность в воспитании понимала в рамках социализации ребенка в собственной культуре, опровергая, конечно, исключительность собственного народа и культивируя уважение к другим культурам (это выражалось, прежде всего, в гостеприимстве, куначестве и.т.д.).
Нужно отдать должное, в народной педагогике ады-
- -ка выражались в зависимости от обычаев, традиций, норм воспитания и разворачивались к свободе личности, к подлинной ее субъектности. Человек, соответствовавший этим требованиям воспитания жил со спокойной сове, « », по предписанию и оставлял потомкам своё доброе имя, а потомки умели хранить эту память (слагались песни, ле, ).
По утверждению ИА. Колесниковой, в гуманистической системе образования такой идеей «может стать »,
ответила на это исчерпывающе: «Человек - созидатель ». -вить и сохранить нацию является формирование гумани-, , являются ресурсы внутреннего мира человека.
Принцип приоритетности гуманизма изначально присутствует в этнопедагогической культуре адыгов, для которой становление внутреннего мира человека, его ду, -, . из этих позиций, гуманизация отражалась в целях и со, -, .
,
изначально подразумевает процесс равенства, то в гуманистической позиции народной педагогики адыгов есть определенная субординация между старшим и младшим, женщиной и мужчиной, гостем и хозяином и т.д., в этом неравенстве заложено формирование личности адыга способного утвердить себя, свое имя, свой род, соблюдая традиции этого неравенства (даваясь при этом гуманным).
Гуманному мышлению свойственно особое видение . , которой формировалась народная педагогика, обеспечила целостность традиционного адыгского воспитания и сохранила свой ценностно^мысловой аспект. Оставаясь , ,
гуманистические позиции в культуре, в воспитании, мы лишь попытались осмыслить е моменты гуманизации в воспитательной системе народной педагогики адыгов.
Примечания:
1. Азашикова 33. Этнопедагогическая культура адыгов / 33. Азашикова. - Майкоп, 2004.
2. Колесникова ИА. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии / И А. Колесникова. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - С. 154, 203.
3. Кутырев ВА Естественное и искусственное: борьба миров / В А. Кутырев. - Н.Новгород, 1994. - С. 88.
4.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 31, 81.
5. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность // АЛ. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1975.
6. Мамардашвили М.К Как я понимаю философию / М.К Ма-мардашвили. - М.: Просвещение, 1990. - С. 341.
7. Шоров ИА. Адыгская (черкесская) народная педагогика / И А. Шоров. - Майкоп, 1999. - С.72.