Научная статья на тему 'Гуманистические основы народной педагогики адыгов'

Гуманистические основы народной педагогики адыгов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ГУМАНИЗМА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУММАННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ЭТИКА ЭТНОСА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирование базиса личностноой культуры. Современный этап развития педагогической науки характеризуется недостаточным вниманием к проблеме соотношения развития этнической культуры и общей культуры личности в рамках раскрытия ее целостности. Необходимыми условиями формирования целостной личности является богатство его внутренней культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, толерантность в межличностном и межнациональном общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические основы народной педагогики адыгов»

УДК 37.013.42(470.621)

ББК 74.65(2Рос. Ады)

К 88

Л.Н. Кубашичева

Гуманистические основы народной педагогики адыгов

Аннотация:

На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирование базиса личностноой культуры. Современный этап развития педагогической науки характеризуется недостаточным вниманием к проблеме соотношения развития этнической культуры и общей культуры личности в рамках раскрытия ее целостности.

Необходимыми условиями формирования целостной личности является богатство его внутренней , , ,

.

:

, , , , , -, .

Гуманистическое качество человеческих отношений в этносе, соответствует воспитательной системе этноса. Гуманизация воспитательных систем в негуманном обществе - это необходимость очеловечивания человека и означает нравственное и духовное возрождение общества.

При внимательном рассмотрении социального заказа: заказ на педагогический процесс, на личность и востребованность определённых качеств в современном со, , -ципов гуманизма требуют осмысления. Здесь мы согласимся с И. А. Колесниковой «Одним из необходимых условий реализации идей гуманизации и гуманитаризации образования является теоретическое переосмысление сущности и содержания феноменов воспитания и обучения» [2, 154].

Современная российская система воспитания, мягко , -сти ориентиров на гуманизацию и отсутствия опоры на нравственные основы. В начале XX века С Л. Гессен определил состояние социума и дефицит гуманности следующим образом: «Наступает эпоха кризиса, разложения , . внутреннем развитии за быстрым бегом внешней культу, -вых впечатлений.... Наступает господство формы над духом, буквы над содержанием, механизма над свобо-..

устойчивости ее по отношению к соблазнам среды и связанном с этим разложением нравов. За распадом лично, , -чества вообще, те. разложение и самой внешней культу, , в собственных глубинах» [4, 81].

Отсутствие нравственных основ провоцирует в социуме стратегию агрессивного или подчиненного пове-« - , - ». -лен как в условия успеха, так и в условия выживания, при этом он должен ориентироваться в постоянно меняющем, -

, .

потерять ощущение времени, что предполагает связь с

« ».

Такой процесс невозможен без связи с прошлым, которое присутствует в культурной, исторической и нацио-

,

к существующим условиям в настоящем, но и устремиться в будущее.

В современном мире обнажилась внутренняя суть , -. -кой ситуации из-за резкой смены образа жизни.

На процессуальном уровне есть определенные цен, -ка на протяжении жизни: родители - среда - детский сад

- школа - микрогруппы по увлечениям и интересам (музыка, спорт, живопись) - коллеги.

В народной педагогике процесс педагогического влияния узкий: родитель - воспитатель (аталык) - жизнь в , -ка направлено на формирование устойчивых форм поведения в этносе.

И в первом и во втором случае каждая воспитательная система направляет свои действия на формирование желаемых качеств и привитие желаемых свойств. Но они отличаются как на содержательном уровне, так и на про.

В педагогической науке существует гуманистические по смыслу подходы. Так, М.С. Каган гуманизм ви-

« »,

. . , « -

, ».

идеале воспитанного человека представляет целостно « 1 » - « ( ), « 1 » - « ».

В процессе воспитания, в совместном проживании в ,

глубинных межродовых и межчеловеческих отношений, это кропотливый труд по созиданию человека Воспита-

ние с такой позиции обращено на ориентацию человека « », , . . спросить себя: адыг, россиянин, гражданин Мира,

».

Целостность человека в философском понимании предполагает содержание внутреннего мира Я - часть

, - , - ,

- .

человека ИЛ. Колесникова отмечает: « Жизнь в русле народной или религиозной традиции с ее обрядностью, ритуальностью дает человеку возможность приобретения непосредственного опыта целостности бытия, гармонизированного в соответствии с законами Вселенского масштаба» [2, 203]. Соглашаясь с ее позицией, отметим: А какая часть в этой целостности отводится на национальное? В идеале настоящий горец может быть и гражданином страны и мира, претендовать на высокую духовность. И каждая позиция может быть принята и прожита достойно в разных индивидуальных формах, но, на наш , - , -ится все остальное, в том числе и ощущение себя малой частью единого целого, называемого человечеством. Для этого смысл жизни должен заключаться в следующих ценностях: этнос, язык, традиции, род, семья, отечество как основание жизненного бытия; любовь и миролюбие как основа отношений; добро и красота как критерий жизни; основной критерий деяний - совесть (в поисках смысла бытия человек опирается на совесть, и она открывает возможности поиска новых смыслов и расширяет ).

,

составляющей семьи, рода, этноса, природы. Это может проявляться в развитии на социо-^льтурном уровне как подчинение обычаям и народным традициям. В смысле сказанного воспитание в русле народной педагогики, этнической традиции целостно, так как воспитание вне традиций от целого грозило бы гибелью для индивида.

В данном случае целостность личности и её роль мы рассматривали как аспект традиционного и современного , -ти природы, человечества, космоса и т.д.

Исходя из позиций гуманности народной педагоги, , история цивилизации, прогресса - это единство и борьба . , место в общечеловеческой культуре, история поиска человеком самого себя, своего места в собственной культуре и в поликультуре.

Кризис в области теории и практики воспитании и его проявление в современной отечественной образовательной системе в историко-^льтурном отношении бес. -

ствить воспитание ребенка с опорой на гуманистические основы народной педагогики и современной науки педа-, -

зываются невостребованными в поликультурном пространстве в условиях выживания. Смею здесь полагать, что социум далеко не до конца ещё избавился от про-

- .

В современном мире есть противоречие между всечеловеческой и гуманной потребностью в типе людей,

способных соответствовать нравственно-этической позиции (идеал народной педагогики), и материальными потребностями и благами, обеспечивающими высокий уровень жизни и диктующими иной раз стратегию агрессии и умножения собственного капитала. Подрастающее поколение в этих условиях выбирает ориентиры, не отвечаю-

- . весьма важно молодому поколению не потерять своей , ,

, , самопознанию и самосовершенствованию. Важным становится аспект связи истории и культуры, на что указывал С .И. Гессен: «История есть только там, где есть куль. , жизнью, те. чем больше накопил он того непреходящего , ,

» [4, 31].

Сохранение ощущения времени предполагает связь с прошлым (ствол и корни должны быть соединены), те. необходимо наличие национальной культурной памяти и, , .

Смена образа жизни и смещение гуманистической парадигмы к редуктивной позиции, новые формы социального поведения ломают традиции, к которым привык, , , -рошей традиционной воспитанности в современном социуме становится невостребованной, как и стремление образовательной системы создать идеальную модель .

В рамках традиций воспитание есть «механизм удержания» в системе этических, родовых отношений, как способ связи, требований и правил жизни с законами ( . . ).

Воспитательное пространство может иметь: идеи воспитания, институты воспитания, мифы, легенды, тра-, ,

иные мысли, опыт. Они могут привноситься извне, зарождаться внутри, вступая в функциональные связи, достигая критического состояния, меняющего педагогическое пространство, т.е. оно то расширяется, то свертывается и перемещается из одной реальности в другую. Например: коммунистическое воспитание было идеологично, а вот народное и религиозное воспитание открыты и развернуты вовне, те. их средствами формировалось культурное . -стве негативный образец поведения имеет массовый характер, а вот круг источников нравственно-положительной информации очень мал, и нужно констатировать отсутствие воспитательных идей, несущих в себе содержание социального заказа современного российского об. -минант из объективного пространства, в субъективное где даже в самых тяжёлых внешних условиях может идти глубокая внутренняя работа человека над собой.

По АЛ. Леонтьеву [5], момент оживления информации несет в себе определенные знания. В условиях обучения в вузе можно утверждать, что студент приобщаясь к , -пектов народной педагогики, может их интериоризовать в :

- -

(надичие ценности и смысла);

- -видуального усвоения знаний;

- освоение студентами умений накопления, хранения и использования знаний для передачи другим.

В данном случае речь идёт о процессе интериориза-ции знаний студентами предлагаемого учебного материа-( ) -несение с ценностными ориентациями обучающихся.

Задача преподавателя вуза развить способности обучающихся, формировать умение «слушать себя» и переводить «вну^енние» знания из связанной структурной формы в оперативную, которую можно использовать в процессе саморазвития и самовоспитания.

Народная педагогика диктует построение воспитательной системы в логике ценностных смыслов существования и сохранения этноса, формирования пространства бытия внутри традиций, ведущего человека к согласованию со своей сущностью. Неосознанность смыслов повлекла бы стихийность, что было недопустимо в этносе.

Гуманистические ценности присутствуют в народной педагогике не только на уровне целей, содержания ,

деятельности взрослых и детей и системы их отношений.

Адыги принципиально не включали любовь в круг чувств, необходимых для воспитания, они ограничивались провозглашением уважения к достоинству и требовательности к воспитаннику, те. на уровне социально. -20-

столетия. А.С. Макаренко в своих теоретических работах не включает любовь в круг чувств, обязательных для пе-, -стью к ребенку.

, -

правлены на то, чтобы этнос получил ценную для него «человеческую индивидуальность» в условиях суровой , -ходимостью

Категории любви и свободы в воспитательной системе адыгов отражены особенно: человек не всегда мог проявлять чувство любви и быть свободным, соблюдая .

Гуманизм в народной педагогике адыгов можно определить как способ бытия, выживания этноса, как способ мироощущения и миропонимания, обращенных к человеку как к абсолютной ценности. Исторически это движение этноса к воплощению идей гуманизма, это вера в человека, в возможность его преображения, веру в его свет.

Одну из важнейших причин критического перелома гуманизма в конце XX столетия В А. Кутырев обозначил « ». -, -ства и времени, когда человек действует как целостное .

оказать первую помощь в деле воспитания и обучения .

. . , -

ди, заметил: «Оправдать, осмыслить и обосновать веру в

».

адыгов это самоутверждение человека, его достоинства, его отношения к жизни и смерти. В иные времена народ и его мозг (старейшины) отходили от проблематики отдельного человека или рода, так как приходилось решать задачи выживания нации. Достаточно вспомнить набеги Суворова на аулы, когда уничтожались целые аулы «огнем и мечом» в полном смысле этих слов. Не следствие ли этих бед, что у адыгского народа нет веселых песен о любви, вплоть до начала XX века? Есть только танцы, где мужчины могли показать свои лучшие качества (бережное отношение к женщине, почитание ее, забота о ней и свое мужество), - именно эти качества выражают в определенной мере гуманные идеи культуры адыгов.

Гуманные идеи любого народа можно выразить одним словом - человечность, что дано человеку изначаль-, -ственно-этические позиции человека во взаимоотношениях в семье, между мужчиной и женщиной и т.д. ..

гуманным качествам мира культуры: это «система коор-, -ных умений, опыта, знаний, которым дана человеческая , , -го» [6, 341].

Исторические преобразования в этносе и изменение социокультурных его составляющих не могут происходить без развития гуманистических основ, сопровождающихся педагогическими целями, содержанием и способами подготовки человека к своему существованию. Гуманность дана человечеству изначально и поэтому именно она определяет его нравственно - этические позиции в целостной системе бытия. Гуманизм адыгской народной педагогики основан на нравственности, на попытке сохранения культурных ценностей нации на основе деятельности. Это выражение человеческой позиции, основной ценностью и смыслом которой является соответствие своего субъективного существования с существованием других людей, то есть ответственность каждого за качество собственного бытия. Осознание высшего начала этноса « - адыг» давало силу противостояния тяготам , -чаями и традициями своего народа. Смысл гуманизации видится в обеспечении человеческой целостности при соотнесении человеком своего блага с благом своего наро-.

на развитие человеческих качеств с целью выживания и сохранения собственного этноса.

Гуманизация воспитательной системы адыгов осуществлялась в нескольких направлениях:

- ;

- ;

- -

;

- -

несении их с общей идеей развития этноса;

- -

.

Процесс реализации основ гуманизма в деле воспитания будущего поколения народная педагогика рассматривает с точки зрения следующих принципов:

- - , меры целесообразности в процессе воспитания, которое ведет к раскрытию его человеческой сущности;

- -личных поколений (нисколько не умаляя значение ува-);

- , в себе природное, социальное, культурное, духовное и

;

-

одном из уровней: физиологическом, психическом, социальном, нравственном, ментальном;

- ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

собственного народа и выработка умений оценивания и коррекции своих действий и поведения в рамках культуры и этикета

Гуманизм в человеческих отношениях подтверждается адыгскими пословицами, указывающими на христианскую заповедь: «Не делай другому человеку , », « , » и т.д. Вспомним слова М. Горького, который сказал, что адыгские сказки пронизаны жизненным оптимизмом, и что они свидетельствуют о здоровье народа, ибо в его сказках добро побеждает зло.

Целевое назначение народной педагогики - гармонизация высшего порядка в человеческих отношениях. Об этом пишет И.А. Шоров, который верно отметил, что , -ность таких качеств, как любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им, т.е. то, что определяет человеческие отношения в этносе (7).

, -обходимость преобразования внутреннего мира человека, воспитания его души. В индийских упанишадах сказано: « , », природы и человека, связь которой отражена в буддизме, имеет аналогию в адыгской народной педагогике. Это отмечено И.А. Шоровым: <Адыги не рекомендовали рубить деревья весной, в пору их цветения. В песне плач Фатимат, выданной за старика, есть такие слова:

, ,

Не срубают в зеленых садах деревья...» [7, 72].

, , где смысл гуманности видится в движении блага человека с благом своего народа - это то, что в народной педагогике осмысливается и осознается как гуманизм.

Народная педагогика обладает огромной позитивной , , регламентирующей человеческие отношения внутри этноса, сообразно обычаям, культуре, традициям. Такая характеристика народной педагогики возможна в процессе соблюдения педагогической этики, содержащей в себе границы дозволенности в требованиях наставника

Решение проблем гуманизма в воспитании может быть осуществлено по отношению к каждому ребенку, а не по сословным, имущественным или иным признакам. Бережное отношение к достоинству не только ребенка, но , , -новной установкой аталыков и наставников. 3. Азашико-, ,

пишет: «Эги институты, которые корнями уходят вглубь

,

социально-экономических условий. Именно в условиях феодальных отношений они достигли своего наивысшего , -ресы феодалов - князей и дворян» [1, 52]. Значит ли это, что в народной педагогике отсутствуют гуманные основы? ,

этническом пространстве в воспитании присутствовало особое формирование достоинства и чести. В крестьянской семье мог быть хорошо воспитан юноша, которого хотели бы приблизить к себе князья. Самое главное в народной педагогике адыгов, как отмечает ИА. Шоров, -

« 1 » - . -лись в особом сочетании поступков и поведенческих актов, которые проявлялись в соблюдении адыгского этикета (7).

, , , -ловеке самого человека, он являлся регулятором отноше-, , , представителем любого сословия.

С точки зрения гуманности в воспитании целостной личности народная педагогика адыгов целостность в воспитании понимала в рамках социализации ребенка в собственной культуре, опровергая, конечно, исключительность собственного народа и культивируя уважение к другим культурам (это выражалось, прежде всего, в гостеприимстве, куначестве и.т.д.).

Нужно отдать должное, в народной педагогике ады-

- -ка выражались в зависимости от обычаев, традиций, норм воспитания и разворачивались к свободе личности, к подлинной ее субъектности. Человек, соответствовавший этим требованиям воспитания жил со спокойной сове, « », по предписанию и оставлял потомкам своё доброе имя, а потомки умели хранить эту память (слагались песни, ле, ).

По утверждению ИА. Колесниковой, в гуманистической системе образования такой идеей «может стать »,

ответила на это исчерпывающе: «Человек - созидатель ». -вить и сохранить нацию является формирование гумани-, , являются ресурсы внутреннего мира человека.

Принцип приоритетности гуманизма изначально присутствует в этнопедагогической культуре адыгов, для которой становление внутреннего мира человека, его ду, -, . из этих позиций, гуманизация отражалась в целях и со, -, .

,

изначально подразумевает процесс равенства, то в гуманистической позиции народной педагогики адыгов есть определенная субординация между старшим и младшим, женщиной и мужчиной, гостем и хозяином и т.д., в этом неравенстве заложено формирование личности адыга способного утвердить себя, свое имя, свой род, соблюдая традиции этого неравенства (даваясь при этом гуманным).

Гуманному мышлению свойственно особое видение . , которой формировалась народная педагогика, обеспечила целостность традиционного адыгского воспитания и сохранила свой ценностно^мысловой аспект. Оставаясь , ,

гуманистические позиции в культуре, в воспитании, мы лишь попытались осмыслить е моменты гуманизации в воспитательной системе народной педагогики адыгов.

Примечания:

1. Азашикова 33. Этнопедагогическая культура адыгов / 33. Азашикова. - Майкоп, 2004.

2. Колесникова ИА. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии / И А. Колесникова. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - С. 154, 203.

3. Кутырев ВА Естественное и искусственное: борьба миров / В А. Кутырев. - Н.Новгород, 1994. - С. 88.

4.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 31, 81.

5. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность // АЛ. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1975.

6. Мамардашвили М.К Как я понимаю философию / М.К Ма-мардашвили. - М.: Просвещение, 1990. - С. 341.

7. Шоров ИА. Адыгская (черкесская) народная педагогика / И А. Шоров. - Майкоп, 1999. - С.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.