Научная статья на тему 'Гуманистические идеи педагогики сотрудничества как фактор развития субъектов педагогической деятельности'

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества как фактор развития субъектов педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеи педагогики сотрудничества / гуманистическая культура / демократическая культура / образовательный процесс / развитие личности / субъекты деятельности / the idea of cooperative pedagogy / humanistic culture / democratic culture / the educational process / development of the personality / the persons of activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенкина Лидия Константиновна, Шапцева Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются процессы гуманизации педагогического процесса. Говорится о необходимости формирования гуманистической культуры обучающихся, поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающих поколений к жизни в условиях гражданского общества, демократического государства. Обозначены средства, способствующие формированию гуманистической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенкина Лидия Константиновна, Шапцева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the processes of humanization pedagogical process. It is spoken of the necessity of search of new models of organization of the educational process, designed to ensure the training of the younger generations to live in conditions of civil society, democratic state. Mentioned the means, which promote the formation of a humanistic culture of students.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи педагогики сотрудничества как фактор развития субъектов педагогической деятельности»

152

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Зеер) позволяет рассматривать кураторскую деятельность как системообразующую в воспитательной системе. Исследователями рассмотрены вопросы организации и содержания работы куратора академической группы (Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Н.М. Кутепова и др.), проблемы управления формированием коллектива студенческой группы (Т.П. Маралова, Э.И. Шнибекова и др.), роль куратора в подготовке будущих учителей (К.В. Гавриловен, A.M. Зарукина, Н.Ф. Коваленко и др.), его влияние на формирование профессиональной направленности у студентов (JI.A. Лытиева), на развитие самоуправления в группе (О.В. Соколовская), проблемы кураторства рассматриваются в контексте управления воспитательным процессом в вузе (В.Ш. Гузаиров, H С. Данилкова, И.Б. Игнатова, Н.В. Киреева, М.В. Николаев, B.C. Шилова и др.)

Учитывая выше изложенное, можно сказать, что объектом исследования является процесс адаптации сту-дентов-первокурсников к обучению в вузе.

Предметом исследования - содержание деятельности куратора по осуществлению адаптации и формированию устойчивых профессиональных качеств студентов-первокурсников.

Целью исследования - теоретическое обоснование системы интенсивной адаптации студентов-первокурсни-ков и приоритетные направления деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

Гипотеза исследований, которые необходимо провести, может быть основана на предположении о том, что процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе при помощи куратора будет успешным, если:

- разработаны содержательные основы данного процесса (раскрыта сущность понятия «адаптация», особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе; обусловлена позиция студентов как субъектов процесса адаптации) определяющие выбор научно-обоснованных педагогических условий, форм, средств и методов решения стоящей задачи;

- практическая реализация теоретических положений базируется на разработанной модели оптимизации адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами совместного сотрудничества с куратором, в ходе которого реализуются следующие педагогические условия:

• формируется субъектно-активная позиция студентов к процессу адаптации средствами общения;

• эффективно используются различные формы организации занятий куратора во внеучебное время (кураторские часы, мероприятия и тренинги, направленные на формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию).

Таким образом, в соответствии с целью и гипотезой

можно наметить следующие задачи исследований:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной, методической и психолого-педагогической литературе и передовой практике организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

2. Выявить и обосновать характер первичных адаптационных трудностей, возникающих у студентов первого курса в учебном процессе.

3. Спроектировать систему интенсивной адаптации студентов-первокурсников и предложить эффективную технологию деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора, нацеленную на повышение уровня готовности к обучению в вузе.

4. Разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гребенкина Лидия Константиновна

Доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», г. Рязань.

Шапцева Ольга Сергеевна

Преподаватель иностранного языка (английский), ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)», аспирант кафедры педагогики и менеджмента в образовании в РГУ имени С. А. Есенина,

г. Рязань.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются процессы гуманизации педагогического процесса. Говорится о необходимости формирования гуманистической культуры обучающихся, поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающих поколений к жизни в условиях гражданского общества, демократического государства. Обозначены средства, способствующие формированию гуманистической культуры учащихся.

ABSTRACT

The article is devoted to the processes of humanization pedagogical process. It is spoken of the necessity of search ofnew models of organization of the educational process, designed to ensure the training of the younger generations to live in conditions of civil society, democratic state. Mentioned the means, which promote the formation of a humanistic culture of students.

Ключевые слова: идеи педагогики сотрудничества, гуманистическая культура, демократическая культура, образовательный процесс, развитие личности, субъекты деятельности.

Keywords: the idea of cooperative pedagogy, humanistic culture, democratic culture, the educational process, development of the personality, the persons of activity.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

153

Гуманизация педагогического процесса является одним из факторов развития образования. Осуществление образовательного процесса в таком контексте - это раскрытие потенциала личности, приобщение обучаемых к духовным ценностям культуры, самореализация гуманных качеств, самовоспитание, саморазвитие личности.

Согласно Федеральному закону РФ (2012 г.) «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется «...свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации (развития) каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность....» [7].

В связи с модернизацией образования в процессе развития личности, обучающихся в современных условиях особую роль играет сотрудничество педагогов и учащихся, которое может быть рассмотрено как особая форма гуманизации и демократизации их отношений, организации учебно-воспитательного процесса, предполагающая активность и взаимодействие обеих сторон. Сотрудничество всегда связано с позицией педагога по отношению к обучающемуся, которая чаще всего обозначается как партнерство, педагогический контакт в целостном педагогическом процессе. В связи с этим сотрудничество предполагает усиление взаимодействия в образовательном процессе, основанное на доверии, взаимопомощи и сопровождении, поддержке отношений между воспитателями и воспитанниками.

Актуализация проблемы сотрудничества не случайна. Она обусловлена социально-культурными процессами, происходящими в обществе (глобализация образования, гуманизация и демократизация отношений, усиление роли человеческого фактора, повышение качества образования и воспитания учащихся на основе инновационных процессов). Парадигма гуманистической (гуманной) педагогики, педагогики сотрудничества в отечественной теории образования получила мощный импульс к развитию в период перестройки в 80-е годы XX века в результате появления интереса в обществе к инновационным поискам, стремление обновить традиционные формы и содержание образования. Гуманная педагогика, утверждает Ш.А. Амонашвили, прежде всего, должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у обучающихся проявляется, во-первых, в стремлении к развитию, во- вторых, в страсти к свободе, в-третьих, в потребности взросления. Именно в этом он видит ее высший смысл, ее главное предназначение. Перед педагогом стоит задача не игнорировать актуальные состояния учащегося, а, наоборот, максимально полно согласовывать педагогическую организацию его развития с собственными намерениями. Гуманная педагогика ориентирует педагога на то, чтобы сделать учащегося своим единомышленником, добровольным и заинтересованным сотрудником, соратником, превратить в равноправного участника, соавтора собственного образования. Сами взаимоотношения между участниками педагогического процесса должны строиться на началах любви, уважения, понимания, иметь выраженный гуманный характер. То есть, гуманизация образования проявляются в создании отношений доверия между педагогом и учащимися. Гуманизация современной образовательной среды требует изменения подхода к личности человека как субъекту деятельности, его обучению, воспитанию, развитию [3, с. 22-24].

В педагогике сотрудничества представлены традиции русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), советской (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я.

Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) педагогической науки и практики.

Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами новаторами (Ш.А. Амона-швили, И.П. Ивановым, В.А. Караковским, М.П. Щетининым и др.), педагогами-практиками (Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой, Г.Ю. Ксензовой, Н.Е. Щурковой и др.).

Ведущими методологическими ориентирами исследования проблем педагогики сотрудничества, воспитания демократической культуры учащихся являются: аксиологический, гуманистический, культурологический, креативный, личностно-ориентированный в воспитании, технологический подходы в обучении и развитии учащихся; единство системно-деятельностного подхода к рассмотрению педагогических процессов; принципы гуманизации, демократизации, творчества, единства теории и практики, интеграции, проблемности и преемственности.

Смысл гуманной педагогики, разрабатывается многими теоретиками и практиками образования в современной России. Е.Б. Попов, раскрывая суть гуманистической педагогики, отмечает, что она представляет исторически сложившееся направление в теории и практики образования, ориентированное на изучение, обоснование и создание условий, содействующих индивидуальному развитию, личностному становлению и самореализации субъектов образовательного процесса [4].

Е.Н. Бондаревская и С.В. Кульневич подчеркивают, что в центре внимания гуманистической педагогики стоит уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой целью воспитания в отличие от формализированной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике [2]. Педагогический контакт как система социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса имеет важное значение, так как это понятие включает в себя обмен информацией, оказание воспитательного воздействия.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки педагога. В качестве основных из них американским ученым-педагогом К. Роджерсом выделяются следующие: открытость преподавателя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися; выражение внутренней уверенности в возможностях и способностях каждого учащегося (педагогический оптимизм); видение поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое «эмпатическое понимание», которое во время общения с учащимися позволяет, говоря словами К. Роджерса, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг и на себя в том числе глазами учащихся [5].

Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно ведет себя в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического образования. Особенность гуманной педагогики заключается в том, что она, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития и реализации (самореализации) каждого человека, уча его

154

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

учиться, действовать и общаться, уделяет особое внимание проблеме гармонизации интересов отдельного человека и группы (общества, сообщества).

В.И. Андреев под гуманизацией образования в вузе понимает «развитие образовательных систем с учётом признания одной из приоритетных ценностей педагога и обучающихся, гармонизация интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития» [1, с.58].

Г.К. Селевко подчёркивает, что «в современных условиях идеи нового гуманно-демократического педагогического мышления распространяются и на содержание образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. Именно на этой основе сформировалась педагогика сотрудничества, провозгласившая манифест гуманизации и демократизации личности, возникло инновационное общественно-педагогическое движение педа-гогов-новаторов, образовались альтернативные воспитательные системы» [6, с.129,140-145].

В основе любого современного общества лежат партнерские взаимоотношения, сотрудничество, гуманное взаимодействие. Для того чтобы взаимодействие способствовало формированию гуманистической культуры участников образовательного процесса, необходимо обеспечить в образовательных учреждениях в совместной деятельности взаимопознание, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовлияние.

Наиболее эффективным для воспитания гуманистической культуры является партнерский тип взаимодействия, который характеризуется опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительным взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов. К педагогическим средствам воспитания гуманистической культуры можно отнести такие средства, которые способствуют развитию взаимодействия. На наш взгляд, главным педагогическим средством является коллективная творческая деятельность участников образовательного процесса. Эффективность воспитания культуры повышается, если: сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей; создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности; позиция, стиль поведения педагогов способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Рассматривая внедрение концептуальных гуманистических идей педагогики сотрудничества относительно

воспитания демократической культуры, обучающихся в вузе, нами была выявлена проблема, заключающаяся в определении содержания и поиске разумных способов её внедрения. В нашем опыте концептуальные идеи педагогики сотрудничества используются как в обучении, так и воспитании будущих специалистов в высшей школе, в частности, при гуманизации образовательного процесса, во взаимодействии, в общении и в совместной творческой деятельности преподавателей и студентов [3, с. 3-5].

Мы убедились, что целевые установки педагогики сотрудничества: «учить всех и учить хорошо», «воспитывать всех и воспитывать хорошо», «развивать всех и развивать хорошо» в опыте современных преподавателей вузов приобретают интегративный характер и позволяют эффективно, экономно и качественно использовать педагогический инструментарий и инновационные технологии в достижении поставленных целей.

Таким образом, проблема гуманизации педагогического процесса на основе концептуальных идей педагогики сотрудничества рассматривается нами как актуальная, требующая всестороннего анализа и дальнейшей разработки необходимого комплекса педагогических условий для успешного формирования гуманистической, демократической культуры молодёжи, необходимой в жизни и будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалито-логия образования) / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 296 с.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич.- М.:Р/Дон, 1999.- с. 206.

3. Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра: (теория, опыт)- Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2010.- 220 с.

4. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика в образовательной действительности. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2007.- с. 41.

5. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / пер. с англ. А. Б. Орлова, С. С. Степанова, Е. Ю. Патяевой.

- М.: Смысл, 2002. - 527 с.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

- 816 с.

7. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.assessor.ru /zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/2/.

О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шихов Юрий Александрович

Доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры «Профессиональная педагогика»,

Шихова Ольга Федоровна

Доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры «Профессиональная педагогика», ФГБОУ ВПО «Ижевский

государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», г. Ижевск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.