Научная статья на тему 'Технологии эффективного формирования поликультурной иноязычной компетенции'

Технологии эффективного формирования поликультурной иноязычной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЕ МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / MULTICULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / CULTURE-FORMING MODULAR STRUCTURING / PORTFOLIO / TECHNOLOGY OF THEATRICAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катекина Анастасия Александровна

Статья посвящена актуальным аспектам формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в процессе изучения английского языка в вузе. Автор рассматривает модульное структурирование содержания иноязычной подготовки обучающихся; актуализирует важность коммуникативной направленности процесса изучения иностранного языка; указывает, что обеспечение профессиональной подготовки обучающихся путем использования технологии портфолио и использование театральных технологий, обеспечивающих развитие эмоционально-ценностного творческого опыта обучающихся в поликультурном иноязычном коммуникативном взаимодействии на учебных занятиях по иностранному языку обогащают ее дидактический ресурс и обеспечивают достаточный уровень информированности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катекина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF EFFECTIVE FORMATION OF MULTICULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE

The article is devoted to topical aspects of the formation of the future specialist's multicultural foreign language competence in the process of learning English in high school. The author considers the modular structuring of the content of foreign language training of students; actualizes the importance of the communicative orientation of the process of learning a foreign language; indicates that providing training for students through the use of technology portfolio and the use of theater technologies that ensure the development of emotional and value creative experience of students in a multicultural foreign language communicative interaction in foreign language classes enrich its didactic resource and ensure an adequate level of awareness of students

Текст научной работы на тему «Технологии эффективного формирования поликультурной иноязычной компетенции»

Выводы. Формирование гражданской идентичности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности, при изучении Вооруженных сил России, связано Национальной доктриной развития образования, нацеленной на сохранение национально-исторических и культурных духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями россиян, в том числе и в военной сфере. Современная образовательная политика в области гражданской идентичности определяется и Концепцией духовно-нравственного развития гражданина России, где предполагается развитие у обучающихся основополагающих принципов гражданского общества, на приоритете толерантности, осознания гражданской идентичности, активного участия в прогрессивном движении в будущее.

Литература:

1. Большаков А. Г., Зазнаев О. И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. II. C. 38-41.

2. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

3. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта, отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: РОССПЭН, 2013. - 485 с.

4. Григорьев Д.В. Гражданская идентичность современного школьника // http /ргоек!ра1гю12.птро/сот/гражданская идентичность [электронный ресурс].

5. Камерилова Г.С., Гарина Ю.С. Формирование гражданской идентичности у старшеклассников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]; URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18561 (дата обращения: 04.01.2017).

6. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1; URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/327

7. Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичность личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 27.12.2018).

8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года «Система ГАРАНТ»; URL: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz5atbaE0WY

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

доцент кафедры филологии Катекина Анастасия Александровна

Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальным аспектам формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в процессе изучения английского языка в вузе. Автор рассматривает модульное структурирование содержания иноязычной подготовки обучающихся; актуализирует важность коммуникативной направленности процесса изучения иностранного языка; указывает, что обеспечение профессиональной подготовки обучающихся путем использования технологии портфолио и использование театральных технологий, обеспечивающих развитие эмоционально-ценностного творческого опыта обучающихся в поликультурном иноязычном коммуникативном взаимодействии на учебных занятиях по иностранному языку обогащают ее дидактический ресурс и обеспечивают достаточный уровень информированности обучающихся.

Ключевые слова: поликультурная иноязычная компетенция, культуроориентированное модульное структурирование, технология портфолио, технология театральной педагогики.

Annotation. The article is devoted to topical aspects of the formation of the future specialist's multicultural foreign language competence in the process of learning English in high school. The author considers the modular structuring of the content of foreign language training of students; actualizes the importance of the communicative orientation of the process of learning a foreign language; indicates that providing training for students through the use of technology portfolio and the use of theater technologies that ensure the development of emotional and value creative experience of students in a multicultural foreign language communicative interaction in foreign language classes enrich its didactic resource and ensure an adequate level of awareness of students.

Keywords: multicultural foreign language competence, culture-forming modular structuring, portfolio, technology of theatrical pedagogy.

Введение. В условиях глобализации социально-экономических и социально-культурных изменений в современном российском обществе повышается значение профессионального образования, ориентированного на культурологическую парадигму. Модернизация образования рассматривается в соответствии с реформированием различных сторон социально-экономической жизни, обеспечивая реализацию этих реформ. В связи с этим перед профессиональной школой стоит задача сохранения непреходящих социокультурных ценностей российского образования и обновления его содержания в соответствии с глобализирующимися требованиями XXI века. Воспитание и обучение человека в духе гуманизма, поликультурной толерантности и диалога культур становятся первостепенными задачами международных правовых актов ЮНЕСКО.

В послании Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул особую важность роли культуры, которая выступает как «общенациональный цивилизационный код» и помогает раскрыть в человеке его созидательные начала.

Универсальность современного бытия обусловлена различными функционально-ролевыми состояниями каждого человека как потребителя ценностей культуры, посредника в их передаче и их производителя. В этих условиях особую роль играет специалист социально-культурного сервиса и туризма, так как именно он осуществляет передачу ценностей культуры и реализует их в профессиональной деятельности, поэтому необходимо перевести позицию обучающегося - потребителя культуры - в создателя культуры, и далее - в специалиста, прогнозирующего культурное развитие, то есть реально управляющего этим процессом.

В современной интерпретации «иноязычная компетенция» - это способность разрешать проблемы эффективного межкультурного общения при помощи иностранного языка; готовность обучающегося к продуктивному использованию речевых средств. Можно говорить о сформированности данной компетенции, если будущий специалист осуществляет иноязычный коммуникативный контакт в контексте культурного взаимодействия. Под поликультурной иноязычной компетенцией обучающегося неязыкового вуза в данном контексте подразумевается способность будущего специалиста реализовывать иноязычное общение на основе социокультурных, предметных и страноведческих знаний в соответствии с межкультурными задачами жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Модульное обеспечение образовательного процесса в вузе соответствует его функциональной направленности: каждый учебный модуль обеспечивает формирование конкретных компетенций. В связи с этим, разработка учебного модуля культуроориентированной направленности в иноязычной подготовке обучающихся определяет необходимость его проектирования в следующей последовательности: постановка проблемы; определение стратегических и тактических целей; разработка условий успешной реализации модуля. Системная цель модульного обеспечения иноязычной подготовки обучающихся - определение поэтапного алгоритма работы с содержанием учебного модуля с целью эффективного формирования поликультурной иноязычной компетенции. Этапы алгоритма способствуют самоорганизации личностно-профессионального восприятия обучающимися учебного материала на иностранном языке и развития образно-познавательных аналогий усвоения языковых понятийных образований других учебных дисциплин.

Осмысление проектирования функциональных «узлов» модуля осуществляется на основании следующих принципов модульно-технологического обеспечения: структуризации модуля, обеспечивающей его целостность; гибкости с целью легкой адаптации; осознанной мотивационной перспективы; паритетности в логике субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающегося. Проектирование учебного модуля определило поэтапный алгоритм его структурирования в следующей логике: выдвижение темы; постановка проблемы; гипотетических перспектив; выбор учебного содержания, целей; технологическое ресурсное обеспечение усвоения обучающимися содержания модуля; результативно-оценочный компонент.

Динамика формирования поликультурной иноязычной компетенции обучающихся получила отражение в предметном портфолио, разработанным на основе модульного структурирования и состоящего из 12 взаимосвязанных модулей, определяющих алгоритм взаимодействия обучающегося и педагога в процессе работы с данным портфолио.

Эффективными технологиями формирования поликультурной иноязычной компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций профиля социально-культурного сервиса и туризма в контексте образовательной культурологической парадигмы определены технологии театральной педагогики, в частности, технология разработки театральных проектов. Технология формирования заявленной в статье компетенции обучающихся в неязыковом вузе основана на использовании театрально-художественного проектирования в структуре учебно-методического алгоритма изучения разработанных учебных модулей. Целевые установки создания обучающимися театральных проектов были определены в соответствии с логикой приоритетных характеристик художественно-театральной деятельности, а именно: методологической структуры (функции, принципы); логической структуры и временной структуры процесса ее осуществления по фазам, стадиям и этапам. В таблице 1 приведены этапы-модули «пошаговых» действий в процессе разработки театрального проекта.

Таблица 1

Этапы-модули «пошаговых» действий в процессе разработки театрального проекта

№ Этапы-модули Содержание этапов-модулей

1. Мотивационный 1.1. Анализ творчества автора литературного произведения. 1.2. Выявление культурно-коммуникативной траектории предстоящей проектной деятельности. 1.3. Обоснование актуальности театрального проекта в процессе формирования поликультурной иноязычной компетенции.

2. Целеопределяющий 2.1. Определение главной и рабочих целей театрального проекта. 2.3. Определение культуроориентированных идей проекта. 2.4. Составление плана-проспекта театрального проекта. 2.5. Выявление особенностей театральной проектной технологии.

3. Практикоориентированный 3.1. Пошаговая реализация театрального проекта. 3.2. Поэлементная апробация театрального проекта. 3.3. Мониторинг результатов реализации театрального проекта в соответствии с критериями проблемности, оригинальности, образности, эмоциональности, драматичности иноязычного коммуникативного взаимодействия. 3.4. Художественно-творческая презентация театрального проекта.

4. Рефлексивный 4.1. Развитие художественно-коммуникативной саморефлексии в процессе самооценки театрального проекта и его апробации. 4.2. Учет экспертной, внешней оценки эффективности театрального проекта. 4.3. Критическое осмысление результатов театрального проекта в соответствии с переводом культуроориентированных идей проекта на уровень личностных поликультурных коммуникативных ценностей обучающихся.

5. Коррекционный 5.1. Корректировка и оптимизация театрального проекта. 5.2. Выявление резервов для оптимизации театрального проекта. 5.3. Проектирование нового театрального проекта с учетом коррекционных выводов.

Убедительный опыт, систематизированный в театральной педагогике в сфере речевого творчества, эффективен для понимания аналогичных компонентов в творческом труде педагога, что помогает эффективно овладеть педагогическим мастерством и решать поставленную перед педагогом цель формирования поликультурной иноязычной компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций профиля социально-культурного сервиса и туризма в контексте культурологической образовательной парадигмы.

Экспериментальная проверка выявленных педагогических условий формирования профессионально ориентированной поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста проходила на базе УВО «Университет управления ТИСБИ» и ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В эксперименте приняли участие 123 обучающихся по направлениям: 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» и более 30 преподавателей.

В начале констатирующего этапа эксперимента (2013 год) было проведено анкетирование обучающихся в Университете управления «ТИСБИ» с целью изучения приоритетов формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма в системе их профессионально-личностных ориентаций. В анкетировании участвовали 123 обучающихся 1-3-х курсов. Анализ ответов обучающихся показал, что знание языка выбирается как цель обучения без осознания необходимости культурной составляющей (75,6%). По мнению обучающихся, на первом месте - знание языка и наличие навыков коммуникации на иностранном языке. К сожалению, у обучающихся нет осознания необходимости овладения поликультурными знаниями и навыками.

На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня сформированности компонентов поликультурной иноязычной компетенции у обучающихся 1-го курса, получающих профессиональную подготовку по направлениям: 43.03.02 «Туризм», 43.03.01 «Сервис» и 43.03.03 «Гостиничное дело» в УВО «Университет управления «ТИСБИ» и ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». При разработке методик оценивания компонентов компетенции мы проверяли их на содержательную и критериальную валидности, которые закладывались в тест уже при подборе заданий будущей методики. С целью обеспечения достоверности тестов, мы использовали параллельно метод экспертных оценок.

Для замера сформированности исследуемой компетенции мы использовали три уровня, так как применение более трех уровней сформированности компетенции, в силу отсутствия у педагогов и работодателей опыта оценивания компетенций, приводит к размытости границ, например, низкого и допустимого уровней.

Изучив методики диагностики поликультурной иноязычной компетенции (В.В. Бойко, А.В. Карпов, Э.Ф. Зеер и др.), мы приняли следующую градацию для уровней сформированности компонентов данной компетенции: низкий уровень - менее 0,45 от максимума (т.е. менее 22 баллов) - низкий уровень; от 0,46 до 0,74 - средний уровень; более 0,75 от максимума (более 37 баллов) - высокий уровень.

Во всех группах на констатирующем этапе уровень сформированности компонентов поликультурной иноязычной компетенции был примерно одинаков (ниже 5,99 хи-квадрата), поэтому экспериментальными группами были выбраны группы обучающихся по направлениям в УВО «Университет управления «ТИСБИ», а контрольными - в ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Формирующий этап эксперимента был направлен на построение целенаправленно проектируемого, культуроориентированного образовательного процесса. Для формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в рамках разработанной модели мы использовали технологии театральной педагогики. На 1-ом курсе в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский язык) в культуроориентированном учебном модуле «Культурное наследие» обучающиеся разрабатывали театральные проекты по определенному алгоритму по произведениям классической зарубежной литературы: Б. Шоу «Пигмалион», С. Моэм «Театр», О. Уальд «Портрет Дориана Грея», Ф. Скотт «Великий Гэтсби», рассказы О. Генри, А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и др.

Анализируя процесс внедрения предложенной технологии, необходимо отметить, что наиболее сложно продвигался этап композиции как метод построения театрального проекта на основе связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой. В ходе формирующего эксперимента был скорректирован план «Этапы-модули «пошаговых» действий разработки театрального проекта».

В конце 1-го курса мы повторно провели диагностику сформированности компонентов поликультурной иноязычной компетенции обучающихся, результаты которой посчитали необходимым представить в виде гистограммы, показывающей данные диагностики до и после проведения экспериментальной работы на 1-м курсе.

На 2-м курсе в дополнение выполнения обучающимися театральных проектов, одновременно, была использована технология «Портфолио». На данном этапе получили применение модули 2-5. Диагностика компонентов исследуемой компетенции у обучающихся второго курса в конце учебного года показала повышение уровня сформированности в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности компонентов поликультурной иноязычной компетенции

обучающихся 2-го курса

Эмоционально-ценностный

Туризм Сервис Гостин. дело

эг кг эг кг эг кг

низкий 33,33 48,00 33,33 51,85 23,53 55,56

средний 50,00 44,00 53,33 37,04 64,71 29,63

высокий 16,67 8,00 13,33 11,11 11,76 14,81

X 2 6,01 7,25 26,3

Коммуникативный

низкий 33,33 60,00 33,33 48,15 23,53 40,74

средний 58,33 20,00 40,00 37,04 64,71 48,15

высокий 8,33 20,00 26,67 14,81 11,76 11,11

X 2 30,5 6,49 6,87

Когнитивный

низкий 33,33 36,00 33,33 44,44 23,53 37,04

средний 58,33 48,00 46,67 48,15 52,94 51,85

высокий 8,33 16,00 20,00 7,41 23,53 11,11

X 2 8,8 7,87 7,51

Операционально-деятельностный

низкий 33,33 60,00 26,67 48,15 23,53 59,26

средний 41,67 32,00 60,00 44,44 58,82 33,33

высокий 25,00 8,00 13,33 7,41 17,65 7,41

X 2 17,7 10,8 27,5

Проверка критерием Хи-квадрат подтвердила достоверность различий в уровнях сформированности компонентов поликультурной иноязычной компетенции обучающихся 2-го курса КГ и ЭГ.

На 3-м курсе мы продолжили опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных организационно- педагогических условий формирования поликультурной иноязычной компетенции обучающихся. Особое внимание этого этапа было направлено на социокультурное становление личности обучающихся. Использовались модули 7-12 портфолио. Обучающиеся на этом этапе разрабатывали сценарии и участвовали в организации научных конференций и фестивалей, посвященных иностранной культуре.

Результатом исследования в целом явилось повышение уровня сформированности всех компонентов поликультурной иноязычной компетенции обучающихся экспериментальных групп. В таблице 3 указаны результаты диагностики обучающихся 3-го курса и значение критерия Хи-квадрат. Уровни сформированности поликультурной иноязычной компетенции обучающихся контрольных групп тоже убедительно выросли по сравнению с исходными результатами, однако результаты в ЭГ оказались выше.

Таблица 3

Уровень сформированности компонентов поликультурной иноязычной компетенции

обучающихся 3-го курса

Эмоционально-ценностный

Туризм Сервис Гостин. дело

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

низкий 8,33 40,00 6,67 40,74 5,88 44,44

средний 50,00 48,00 53,33 44,44 35,29 25,93

высокий 41,67 12,00 40,00 14,81 58,82 29,63

X 2 6,2 6,65 7,73

Коммуникативный

низкий 8,33 52,00 6,67 44,44 5,88 37,04

средний 58,33 32,00 73,33 33,33 41,18 33,33

высокий 33,33 16,00 20,00 22,22 52,94 29,63

X 2 6,2 6,83 10,2

Когнитивный

низкий 0,00 32,00 6,67 33,33 5,88 25,93

средний 41,67 44,00 40,00 48,15 47,06 59,26

высокий 58,33 24,00 53,33 18,52 47,06 14,81

X 2 6,37 6,8 6,6

Опе рационально-деятельностный

низкий 8,33 44,00 6,67 37,04 11,76 44,44

средний 41,67 40,00 53,33 48,15 41,18 44,44

высокий 50,00 16,00 40,00 14,81 47,06 11,11

X 2 6,65 6,02 7,67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Проведенная опытно-экспериментальная работа в целом показала, что определение особенностей формирования поликультурной иноязычной компетенции обучающихся в контексте культурологической образовательной парадигмы, как и внедрение технологий театральной педагогики в

практическую деятельность преподавателя иностранного языка и культуроориентированное структурирование учебных модулей в содержании иноязычной подготовки способствовали повышению уровня сформированности поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма.

Таким образом, полученные в процессе исследования результаты позволяют считать поставленные задачи решенными и цель исследования достигнутой.

Литература:

1. Катекина, А.А. Формирование поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма / Н.С. Морова, А.А. Катекина // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 3 (31). - С. 41-50.

2. Тукаева, Р.Н. Социальная стратификация как фактор оптимизации языкового поведения в полиэтничном обществе (На материалах Республики Татарстан): автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Тукаева Резеда Наилевна. - Казань, 2003. - 22 с.

3. Ganieva, Y.N., Nurutdinova, A.R. Cross-cultural communication in the system of higher language education at the professional focused training (the analysis of factors) / Y.N. Ganieva, A.R. Nurutdinova // Social Sciences. -2016. - № 2. - C. 65.

Педагогика

УДК:378.1

кандидат педагогических наук, доцент Катуржевская Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается эволюционирование системы менеджмента качества высшего образования на основе анализа существующего отечественного и зарубежного опыта, нормативно-правовых государственных документов на протяжении XX - начала XXI вв.

Ключевые слова: высшее образование, система менеджмента качества, эволюционирование.

An^taUm. The article deals with the evolution of the quality management system of higher education on the basis of the analysis of the existing domestic and foreign experience, legal state documents, reflecting the essence of the quality management process during the XX-early XXI centuries.

Keywords: higher education, quality management system, evolution.

Введение. Эволюционирование системы менеджмента качества высшего образования предполагает анализ существующего опыта, факторов и аспектов, обеспечивающих данный процесс, временной период которого охватывает XX - начало XXI вв.

Обзорный анализ научной литературы по данному вопросу свидетельствует, что данное понятие претерпело ряд изменений. Изучение данного вопроса целесообразно представить через призму социокультурных изменений (влияние различных социальных институтов, органов власти на формирование системы менеджмента качества в высшей школе в XX-начале XX вв.

Изложение основного материала статьи. Истоки зарождения системы менеджмента качества относятся к производственной сфере: в начале XX века школа научного управления Ф. Тейлора получила распространение, в результате которого устанавливались требования к конечному продукту и проверке готовой продукции; в качестве предмета управления представители данной школы рассматривали - трудовые процессы, объекта управления - организацию труда и регламентацию производственного процесса.

Развитие отечественной высшей школы в начале XX века (1902-1906 гг.) связано с нестабильной политической ситуацией в стране. Этот период характеризуется реорганизацией учебного процесса в высшей школе, отсутствием прочного правопорядка, реформами, проводимыми в государственном строе.

Усилия Государственной комиссии по просвещению и Народного Комиссариата по просвещению в управлении различными учреждениями были направлены на «строительство высшей школы» и преимущественном сосредоточении вокруг приема обучающихся по критерию принадлежности их к пролетариату или беднейшему крестьянству в ущерб грамотности и профессионализма.

Анализ историко-педагогической литературы по данному вопросу показал наличие в России в данный период следующих университетов: Московского (с 1755 г.), Лерпского или Юрьевского (1802 г.), Казанского (1804 г.), Киевского св. Владимира (1833 г.), Новороссийского (в Одессе, 1864 г.), Томского (1888 г.). Сведения о развитии университетского образования, его характере и проблемах содержатся в работах, посвященных Московскому и Казанскому университетам, вместе с тем, практически отсутствовали характеристики внутренней и повседневной жизни университетского сообщества [1].

В это время высшим руководящим научно-методическим центром Наркомпросса РСФСР являлся Государственный ученый совет, занимавшийся утверждением учебных планов, программ, учебных пособий, разработкой единого направления в сфере образования, контролем приема и расстановки преподавательских кадров и студентов. Вопросы управления вузами по - прежнему оставались не тронутыми.

Предпосылкой к зарождению научно обоснованного внутривузовского управления стало появление «училищеведения», преобразованного в 1918 году в «школоведение» как науки о научно-организованных основах всеобщего обучения и организация управления народным образованием. Появились первые учебники по школоведению (М.О. Веселов, Н.Н. Иорданский, Д.С. Логинов).

Таким образом, начало XX века характеризуется применением идей управления школы Ф. Тейлора в производственной сфере и зарождением научных основ управления в университетском образовании.

В дальнейшем в 20-е годы XX века в производственной сфере происходили изменения, связанные с перемещением акцентов с управления качеством готовой продукции на управление процессами с применением статистических методов. Научной идеей в управлении производственной сферой этого периода являлась разработка предупреждающих действий, связанных с выявлением причин дефектов и их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.