Научная статья на тему 'Культуроформирующее модульное структурирование иноязычной подготовки студентов в вузе'

Культуроформирующее модульное структурирование иноязычной подготовки студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ПОРТФОЛИО / POLYCULTURE FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE / CULTURE FORMING POTENTIAL / EDUCATIONAL MODULE / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катекина Анастасия Александровна

Статья посвящена актуальным аспектам формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в процессе изучения английского языка в вузе. Автор рассматривает модульное структурирование содержания иноязычной подготовки студентов; актуализирует важность коммуникативной направленности процесса изучения иностранного языка; указывает, что обеспечение профессиональной подготовки студентов путем использования технологии портфолио двух типов: «обучение изучение» обогащает ее дидактический ресурс и обеспечивает достаточный уровень информированности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катекина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE-FORMING MODULAR STRUCTURING OF FOREIGN-LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article depicts the importance of multicultural language competence formation of students in the course of foreign languages’ study at the higher education institutions. The author analyzes the module structure of education content, actualizes the communitive direction of language training; stresses that the use of two types of portfolio: “teaching-researching” enriches its didactics resource and provides the high level of students’ knowledge

Текст научной работы на тему «Культуроформирующее модульное структурирование иноязычной подготовки студентов в вузе»

УДК 378.377

КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕЕ МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ

ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

А.А. Катекина

Аннотация. Статья посвящена актуальным аспектам формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в процессе изучения английского языка в вузе. Автор рассматривает модульное структурирование содержания иноязычной подготовки студентов; актуализирует важность коммуникативной направленности процесса изучения иностранного языка; указывает, что обеспечение профессиональной подготовки студентов путем использования технологии портфолио двух типов: «обучение -изучение» обогащает ее дидактический ресурс и обеспечивает достаточный уровень информированности студентов.

Ключевые слова: поликультурная иноязычная компетенция, культуроформирующий потенциал, учебный модуль, портфолио.

CULTURE-FORMING MODULAR STRUCTURING OF FOREIGN-LANGUAGE

TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

A. Katekina

Abstract. The article depicts the importance of multicultural language competence formation of students in the course of foreign languages' study at the higher education institutions. The author analyzes the module structure of education content, actualizes the communitive direction of language training; stresses that the use of two types of portfolio: "teaching-researching" enriches its didactics resource and provides the high level of students' knowledge

Keywords: polyculture foreign-language competence, culture forming potential, educational module, portfolio.

Современный социальный заказ гражданского общества в системе высшего профессионального образования заключается в подготовке не просто

узкоспециализированных специалистов,

владеющих набором знаний и умений, а специалистов, обладающих определенными личностными качествами и

демонстрирующими эффективные

способности и компетенции в своей профессиональной деятельности.

Применяемый компетентностный подход в профессиональном образовании по своей сути оказывается модульно-компетентностным, поскольку именно модульная структура учебного процесса в образовательных организациях наиболее адекватно отвечает функциональной структуре профессиональной деятельности (по принципу формирование каждой необходимой профессиональной компетенции специалиста обеспечивается в учебном процессе соответствующим модулем

[4]).

Необходимость разработки

культуроформирующего учебного модуля иноязычной подготовки студентов

потребовала проектирования его структурных компонентов в следующей логике: обозначение проблематики; постановка целей;

создание педагогических условий; выбор принципов и средств моделирования содержания модуля. Анализ процесса проектирования комплекса структурных компонентов выше обозначенного учебного модуля позволил определить

ориентировочный алгоритм в следующей логической системе: выбор темы; выдвижение проблемы и гипотетических прогнозов; отбор содержания учебного материала с ориентацией на уровень усвоения; выбор вариантов технологий для внедрения конкретного учебного материала; контрольный компонент анализа и оценки результатов обучения.

Культуроформирующее модульное

структурирование иноязычной подготовки требует от педагога применения инновационных технологий, отличающихся от традиционных следующими показателями

[1;5]:

- обучение студентов путём вовлечения в творческий труд;

- учение приносит радостное чувство успеха;

- педагог выполняет роль воспитателя, и он вместе со студентами «идёт» к творческому познанию предмета;

- педагог со студентами общается по принципу уважительного сотрудничества;

- каждый студент получает оценку своего труда;

- педагог жестко не привязан к программе; он позволяет себе органичное вкрапление в учебный материал дополнительных данных и др.

В процессе нашей опытно -экспериментальной работы в ряде вузов г. Казани мы пришли к следующим выводам:

1. В практике преподавания иностранного языка необходимо усиление рефлексивного компонента содержания учебного материала в целях формирования у студентов навыков образно-метафорической обозначенности понятийных образований и умений удержания образа своего «Я» в контексте ценностно-смыслового анализа иноязычного текста [3, с.14].

2. В структурную основу учебного модуля необходимо включить следующие модульные единицы в соответствии с результатами проектирования: целевую (мотивационную) модульную единицу формулировки учебной проблемы; учебно-содержательную модульную единицу с поэлементным текстовым анализом на уровне другого доминантного, толерантного сопоставительного разбора; контрольную модульную единицу, включающую в себя интегративный компонент взаимосвязи языковой и культурологической подготовки студентов вузов и творческий компонент личностно-ориентированных проблемных заданий [2].

Динамика формирования поликультурной иноязычной коммуникативной компетенции студентов осуществлялась на основе использования портфолио личностно-профессионального развития, который рассматривается нами как метод оценки

профессионализма специалистов.

Личный портфолио будущего специалиста, составленный на основе портфолио обучающего типа, позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в основных видах деятельности - учебной, воспитательной, исследовательской, и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода в организации профессиональной подготовки будущих специалистов. Конечная цель такого рода портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения и его эффективности.

Внедрение модульного обучения открыло новые перспективы: каждый студент мог выбрать персональный «перспективный план обучения», идеально адаптированный к привычкам обучающегося и представляющий, по сути, непрерывное изучение последовательных модулей. Изменения вносились по ходу обучения в зависимости от уровня образовательной программы, характера трудовой деятельности индивида и выбора им дальнейшей карьеры.

Все выше перечисленные преимущества модульного подхода подтверждают необходимость его использования при создании профессионального портфолио обучающего типа. Структура разработанного нами портфолио состояла из 12 взаимосвязанных модулей, см. табл. 1. Содержание портфолио имело вариативный характер, были выделены два его типа: портфолио обучающего типа (ПОТ) и портфолио изучающего типа (ПИТ).

Технология работы с портфолио предлагает поэтапную реализацию модулей, последовательность деятельности педагога и студента в рамках каждого модуля портфолио, см. табл. 1.

ПОТ

ПИТ

Модуль 1 «Общая информация»

Дается характеристика базовой школы, предоставляется набор документов для отчетности. Предлагаются различные бланки типа «личный ассистент». Перечисляются условия

прохождения практики_

_Модуль 2

Содержатся материалы научно-практического характера, которые будущий специалист предлагает для прочтения и самостоятельного конспектирования. Включается список работ зарубежных авторов и Интернет-порталов

На основе характеристики, представленной в ПОТ собственных впечатлений, характеризуется базовая школа. Составляется график работы. Описывается профессиональная биография в свободной форме «Фолиант»

Студент отчитывается по прочитанной литературе в виде мини-выводов, конспектов, презентует собственные научные статьи

Таблица 1. - Алгоритм деятельности педагога и студента в рамках модульного подхода в использовании портфолио

Модуль 3 «Диагностический инструментарий»

Педагог предоставляет различные

диагностические методики, с помощью которых студент определяет собственный

профессиональный уровень и изучает студентов

Студент систематизирует результаты

диагностических исследований по формированию иноязычной коммуникативной компетенции, которые вносятся в специальные таблицы, графики. Проводится качественный анализ и интерпретируются результаты разного рода

диагностик_

Модуль 4 «Рекомендации»_

Педагог составляет списки психолого-педагогических рекомендаций разного рода, к примеру для проведения экскурсии на иностранном языке

Студент использует рекомендации, предложенные педагогом, впоследствии их амплифицирует или составляет новые предложения на основе собственного опыта

Модуль 5 «Схемы и алгоритмы»

Педагогом собираются в один блок схемы, алгоритмы, с помощью которых предполагается анализировать любой сегмент профессиональной практики. Содержатся алгоритмы и планы групповых дискуссий, проектной деятельности и самостоятельной работы

Предоставляются результаты наблюдения по предложенным схемам ПОТ. Студентом разбираются коммуникативные ситуации по предложенной схеме. Изучаются планы проведения диспутов

Модуль 6 «Коллектор п рофессиональных идей»

Включается любая информация, связанная с тематикой портфолио В свободной форме студент творчески размышляет о материалах коллектора ПОТ; накапливается «банк идей»

Модуль 7 «Языковая матрешка»

В данном разделе педагог презентует наиболее удачно выполненные работы. Демонстрируются самые яркие эпизоды языковой деятельности студентов

Рубрики модуля позволяют студенту представить себя в более творческом ключе. Студент выбирает и включает в данный модуль то, что может продемонстрировать профессиональный имидж будущего специалиста_

Модуль 8 «Коммуникация и деятельность»

В данной части портфолио педагог инструктирует группу об алгоритме запусков различных иноязычных деловых игр, брэйнстормигов и тренингов

Студент излагает монолог в письменном виде, комбинируя две темы: «Мое профессиональное кредо» и «Вопросы, оставшиеся без ответов». Предоставляется собственная профессиональная позиция, отражающая план исполнения решений проблем, определяющих суть той или иной игры (тренинга, упражнения, активатора)

Модуль 9 «Контроль и оценка»

Педагог предлагает листы самооценки, протоколы взаимоаттестации Результатом работы по данному модулю являются заполненные и прокомментированные листы самооценки, заключение о качестве различных работ в форме отзывов, итоговых таблиц, рецензий

Модуль 10 «Моя профессиональная находка»

Педагог описывает признаки профессиональной находки. Перечисляются критерии оценки качества профессиональной находки Студент презентует собственную находку, характеризуя ее. Включается информация, которая удивила особенно, и закономерности, что установлены самостоятельно

Модуль 11 «Мое рефлексивное Я»

Данная часть портфолио предусматривает лист самоанализа, опросники типа «прогноз будущей деятельности» Студент осуществляет рефлексию собственной деятельности, заполняет аналитическую справку по результатам работы в качестве специалиста социокультурной сферы, пишет мини-сочинение на тему «Что будет, если...: банк гипотез». В виде таблицы презентуются результаты собственной деятельности по трем направлениям: учебная, поликультурная, исследовательская деятельности

Продолжение табл. 1.

Модуль 12 «Результат»

Педагог ориентирует студентов на написание отзыва по работе с портфолио, перечисляет ключевые позиции, на которые необходимо обратить внимание при написании подобной работы Студент излагает собственное мнение и впечатление по поводу работы с портфолио

Обеспечение иноязычной профессиональной подготовки студентов путем использования технологии портфолио двух типов: «обучение - изучение» обогащает ее дидактический ресурс и обеспечивает достаточный уровень информативности студентов. Авторский опыт работы с портфолио позволяет сделать вывод о том, что профессиональная подготовка

студента, прошедшего подобный

индивидуальный маршрут обучения

качественно улучшается. Система

профессионально-направленных процедур в

сопровождении технологии портфолио

творчески готовит студента к реальной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Волкова Е.В. Формирование социокультурной компетенции студентов в системе дополнительной иноязычной подготовки: вопросы теории и инновационный опыт / Е.В. Волкова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С 96-100.

2. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие для вузов / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2009.

3. Дворникова Е.И. Культурная идентичность и толерантность личности: монография / Е.И.

Дворникова. - Ставрополь, 2012.

4. Лосев А.Ф. Из творческого наследия; Современники о мыслителе / А.Ф. Лосев. - Москва: Русскш м1ръ, 2007. - 774 с.

5. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации / Т.М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 33-39.

Сведения об авторе:

Катекина Анастасия Александровна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков Университет управления «ТИСБИ» г. Казань, e-mail: аakatek@mail.ru

Data about the author:

A. Katekina (Kazan, Russia), Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages University of Management "TISBI" Kazan, e-mail: aakatek@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.