Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ОНЛАЙН-ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна

Реализуемыми в настоящее время федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++) предусмотрено использование в учебной деятельности технологий активного обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Переход на дистанционный формат обучения в результате пандемии коронавирусной инфекции актуализировал целесообразность проведения учебных занятий с применением активных методов обучения, позволяющих более эргономично выстраивать образовательную траекторию взаимодействия педагогов и обучающихся в онлайн-формате. Проблема исследования: какие технологии активного обучения являются эффективными в условиях дистанционного образования? Цель исследования: обосновать использование технологий активного обучения в условиях дистанционного образования как средства активизации учебного процесса. Задачи исследования: обосновать значимость технологий активного обучения в сложившихся условиях дистанционного образования; раскрыть понятие «технологии активного обучения»; представить практику использования активных методов обучения в условиях дистанционного образования. Методология и методы исследования. Теоретическую базу исследования составили разработки по активным методам обучения, эмпирическую базу - данные онлайн-опроса. Методы исследования: анализ, обобщение, опрос, описание. Результаты исследования: обоснованы предпосылки дистанционного образования и значимость в нем технологий активного обучения; раскрыто понятие «технологии активного обучения»; описана практика использования активных методов обучения в условиях дистанционного образования. Ключевые выводы: предпосылками внедрения в образовательную практику дистанционного обучения являются широкое распространение информационно-коммуникативных технологий, а также неблагополучная санитарно-эпидемиологическая ситуация в мире, вызванная распространением Covid-19; технологии активного обучения включают методы, активизирующие учебную деятельность обучающихся; оптимальными для дистанционного обучения являются следующие активные методы: интервью, эссе, проект, кейс-стади, групповая дискуссия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DISTANCE EDUCATION

The currently implemented Federal state educational standards of higher education (FSES HE 3+, FSES HE 3++) provide for the use of active learning technologies in educational activities in order to enhance the cognitive activity of students. The transition to a distance learning format as a result of the coronavirus pandemic has actualized the feasibility of conducting training sessions using active learning methods that make it possible to build an educational trajectory of interaction between teachers and students in an online format more ergonomically. The research problem is What active learning technologies are effective in distance education? The purpose of the research is to substantiate the use of active learning technologies in distance education as a means of enhancing the educational process. The research objectives are to substantiate the importance of active learning technologies in the current conditions of distance education; to reveal the concept of “technologies of active learning”; to present the practice of using active learning methods in distance education. The methodology and research methods. The theoretical basis of the research is the development of active learning methods, the empirical base is the data of an online survey. The research methods are analysis, generalization, survey, description. The results of the research are the following: prerequisites for distance education and the importance of active learning technologies have been substantiated; the concept of “technologies of active learning” have been disclosed; the practice of using active teaching methods in distance education has been described. Key conclusions: the prerequisites for the introduction of distance learning into the educational practice are the widespread use of information and communication technologies, as well as the unfavorable sanitary and epidemiological situation in the world caused by the spread of Covid-19; active learning technologies include methods that activate the learning activities of students. The following active methods are optimal for distance learning: interview, essay, project, case study, group discussion.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-l-82-87 УДК 378.016:004

ПоддубнаяТ.Н.

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поддубная Татьяна Николаевна,

профессор кафедры сог^иально-культурного сервиса и туризма ФГБОУВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», доктор педагогических наук, Краснодар, Россия, e-mail: tpodd(a),mail. ru, тел.:. +7 (928) 468 43 58

Аннотация

Реализуемыми в настоящее время федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++) предусмотрено использование в учебной деятельности технологий активного обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Переход на дистанционный формат обучения в результате пандемии коронавирусной инфекции актуализировал целесообразность проведения учебных занятий с применением активных методов обучения, позволяющих более эргономично выстраивать образовательную траекторию взаимодействия педагогов и обучающихся в онлайн-формате. Проблема исследования: какие технологии активного обучения являются эффективными в условиях дистанционного образования?

Цель исследования: обосновать использование технологий активного обучения в условиях дистанционного образования как средства активизации учебного процесса. Задачи исследования: обосновать значимость технологий активного обучения в сложившихся условиях дистанционного образования; раскрыть понятие «технологии активного обучения»; представить практику использования активных методов обучения в условиях дистанционного образования.

Методология и методы исследования. Теоретическую базу исследования составили разработки по активным методам обучения, эмпирическую базу - данные онлайн-опроса. Методы исследования: анализ, обобщение, опрос, описание.

Результаты исследования: обоснованы предпосылки дистанционного образования и значимость в нем технологий активного обучения; раскрыто понятие «технологии активного обучения»; описана практика использования активных методов обучения в условиях дистанционного образования.

Ключевые выводы: предпосылками внедрения в образовательную практику дистанционного обучения являются широкое распространение информационно-коммуникативных технологий, а также неблагополучная санитарно-эпидемиологическая ситуация в мире, вызванная распространением Covid-19; технологии активного обучения включают методы, активизирующие учебную деятельность обучающихся; оптимальными для дистанционного обучения являются следующие активные методы: интервью, эссе, проект, кейс-стади, групповая дискуссия.

Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-обучение, пандемия, технологии активного обучения, активизация учебного процесса, онлайн-опрос

Для цитирования: Поддубная Т.Н. Технологии активного обучения в контексте дистанционного образования Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14,№ 1. С. 82-87./}Нр\: сЫ.ог^Ю.47370/2078-1024-2022-14-1-82-87

PoddubnayaT.N.

ACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DISTANCE EDUCATION

Poddubnaya Tatyana Nikolaevna,

aprofessor of the Department of Social andCultural Service and Tourism, Kuban State University of Physical Culture, Sports and, Tourism, Doctor of Pedagogy, Krasnodar, Russia, e-mail: tpodd(ci),mail. ru, tel.: +7 (928) 468 43 58

Annotation

The currently implemented Federal state educational standards of higher education (FSES HE 3+, FSES HE 3++) provide for the use of active learning technologies in educational activities in order to enhance the cognitive activity of students. The transition to a distance learning format as a result of the coronavirus pandemic has actualized the feasibility of conducting training sessions using active learning methods that make it possible to build an educational trajectory of interaction between teachers and students in an online format more ergonomically. The research problem is What active learning technologies are effective in distance education?

The purpose of the research is to substantiate the use of active learning technologies in distance education as a means of enhancing the educational process. The research objectives are to substantiate the importance of active learning technologies in the current conditions of distance education; to reveal the concept of "technologies of active learning"; to present the practice of using active learning methods in distance education.

The methodology and research methods. The theoretical basis of the research is the development of active learning methods, the empirical base is the data of an online survey. The research methods are analysis, generalization, survey, description.

The results of the research are the following: prerequisites for distance education and the importance of active learning technologies have been substantiated; the concept of "technologies of active learning" have been disclosed; the practice of using active teaching methods in distance education has been described.

Key conclusions: the prerequisites for the introduction of distance learning into the educational practice are the widespread use of information and communication technologies, as well as the unfavorable sanitary and epidemiological situation in the world caused by the spread of Covid-19; active learning technologies include methods that activate the learning activities of students. The following active methods are optimal for distance learning: interview, essay, project, case study, group discussion.

Keywords: distance education, online learning, pandemic, active learning technologies, educational process activation, online survey

For citation: Poddubnaya T.Ni Active learning technologies in the context of distance education // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 1. P. 82-87. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-l-82-87

Введение. Сегодня все более востребованной в образовательной среде становиться практика применения дистанционных образовательных технологий. Широкомасштабное использование цифрового сервиса обусловлено распространением коронавирусной инфекции в период пандемии, вследствие чего учебные заведения были вынуждены перейти на удаленный режим обучения. По мнению Р.И. Платоновой, И.С. Потапова, Л.И. Аммосовой, Covid-19 выступил триггером «роста индустрии онлайн-формата обучения и новых информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде» [1, с. 16]. Согласно официальным сведениям, мировой рынок EdTech в условиях изоляции в 2020 году составил $227 млрд. По прогнозам к 2025 году он вырастет в 1,8 раза и достигнет $404 млрд. Растут и инвестиции в рынок Edtech: инвестиции в 2020 году возросли на 94% больше предыдущего года. Лидерами Edtech-рынка являются страны Азии и США. На Китай, Индию и США приходится 90% инвестиций в EdTech в 2020 году [2].

Сегодня очевидна значительная роль потенциала диджитал-инструментов как образовательного потенциала, который явился оптимальным вариантом педагогического решения возникшей серьезной проблемы организации непрерывного учебного процесса в условиях пандемии. Дистанционное обучение является мощным инструментом в условиях кризисной ситуации, расширяя возможности предоставления образовательных услуг в альтернативных формах [3; 4].

Переход образовательных заведений на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++) требует широкого использования в учебном процессе технологий активного обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся, стимуляции самостоятельной

образовательной деятельности. Ряд исследований (Р.И. Платонова, И.С. Потапов, Л.И. Аммосова, И. Абакумова, И. Бакаева, А. Гришина, Е. Дьякова, А.В. Леонтьева, И.В. Деткова, и др.) [1; 5; 6] доказывает действенность активных методов обучения, применение которых содействует развитию ведущих компонентов универсальных компетенций, необходимых для самореализации: личностному росту, развитию креативности, оптимизации межличностных отношений [6]. В условиях дистанционного образования значимость использования технологий активного обучения как способ компенсации определенных минусов онлайн-обучения (отсутствие личного контакта субъектов образования, невозможность социализации в учебном коллективе, отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя и др.) особенно возрастает. Следовательно, целесообразность исследования рассматриваемой темы очевидна и востребована современной практикой.

Цель исследования: обосновать использование технологий активного обучения в условиях дистанционного образования как средства активизации учебного процесса.

Основная часть. Концепция дистанционного формата обучения значительно отличается от традиционного формата обучения. Главный критерий отличия заключается в использовании современных образовательных технологий - EdTech (education technology), а именно компьютерных технологий для упрощения и повышения эффективности образования (электронной почты, он л айн-платформ, облачных сервисов и пр.). При этом, он-лайн-формат обучения подразумевает использование двух вариантов дистанционного обучения: синхронного (прямой контакт педагога и обучающегося через лекции, вебинары, практические занятия, онлайн-конференции) и асинхронного (получение знаний осуществляется

\SSH201S-mh \ZESTNIK MAJKOPSKOGO 6051ЮАР5"П/ЕММ060 ТЕНМОЮ^СЕБКОбО иШЕРБИЕТА 2022.14/1

в удобное для обучающегося время через самостоятельное изучение подготовленных педагогом материалов: презентаций, видеолекций, заданий и пр.). Дистанционное обучение допускает синхронизацию технологий активного обучения, «которые могут возместить недостаток социального взаимодействия, обеспечить обратную связь и исключить монотонность дистанционных занятий» [1, с. 17].

К активным методам обучения относятся методы, активизирующие учебную деятельность обучающихся [6, с. 471]. Технологии активного обучения представляют такую организацию учебного процесса, при которой каждый обучающийся участвует в познавательном процессе (выполняет определенное ролевое задание, является участником деловой игры, круглого стола, пресс-конференции, дискуссии, берет интервью и пр.). Основу таких технологий составляют методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения каждого участника в мыслительную и поведенческую активность [7]. Ниже представим активные методы обучения, которые можно использовать в онлайн-обучении.

1. Метод интервью - развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог. На семинарских занятиях будущие работники туристской индустрии составляют вопросы для проведения «Интервью с профессионалом» (действующим руководителем или работником индустрии туризма) по заданной проблеме (дисциплина «Технологии социальной работы в туризме»).

2. Эссе - изложение собственной точки зрения обучающегося на ту или иную проблему, в результате чего развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Рекомендуется следующая схема эссе: введение, тезис-аргумент, выводы. При изучении дисциплины «Организация добровольческой (волонтерской)

деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО» студентам предлагается написать эссе по теме «Многообразие форм добровольческой (волонтерской) деятельности». Обучающимся предоставляется возможность представить материалы своего эссе на онлайн-конференции.

3. Проект. Студентам необходимо создать социальный проект по теме «Взаимодействие с социально-ориентированными НКО, инициативными группами, органами власти и иными организациями» (дисциплина «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО»), следуя структуре: название проекта (указывается на титульном листе); обоснование его актуальности; формулировка проблемы, на решение которой направлен проект; цели и задачи; описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования; предполагаемые сроки реализации и ожидаемые результаты; по желанию указываются кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение, а также порядок осуществления руководства и контроля за выполнением проекта. Используется метод как групповых проектов, так и индивидуальных. На семинарских занятиях в режиме онлайн проводится публичная защита проекта с предоставлением возможности каждому участнику высказать свое мнение, задать вопросы.

4. Кейс-стади - предполагает детальное изучение ситуаций применительно к изучаемой области на основе активного взаимодействия обучающихся для поиска путей решения обозначенной проблемы. Предлагается не только решать практические ситуации (выставлены на онлайн-платформе в материалах к семинарским занятиям в соответствии с темой), но и самостоятельно составить кейс по образцу, используя материалы лекций и дополнительные источники:

Ситуация 1. Описание ситуации.

Задание: выделите профессиональную проблему (проблемы) из ситуации. Каковы возможные причины этого? Как вы считаете, какие действия необходимо предпринять сотруднику?

Ситуация 2....

Ситуация 3.....

5. Групповая дискуссия - форма сотрудничества и коллективной работы по исследованию (обсуждению) конкретного вопроса (проблемы). Применяются два вида дискуссии - конфликтный диалог и диалог единомышленников. Для дискуссии выбираются наиболее актуальные темы, которые способны вызвать активное обсуждение среди участников. Кроме того, необходимо учитывать следующие условия успешного проведения дискуссии как формы познавательной деятельности: место и время проведения дискуссии, социальную ситуацию, эрудицию ведущего и его умение управлять дискуссией. Так, при изучении темы «Основы профессиональной деятельности педагога» в магистратуре по дисциплине «Педагогика в системе высшего образования» магистрантам предлагается предварительно подготовиться к участию в дискуссии по следующим проблемам:

Проблема 1. Обязанности педагогических работников.

Проблема 2. Что запрещено педагогу.

Проблема 3. Педагог и социальные сети: правила выживания. Ученики в социальных сетях: «дружить» или нет с ними педагогу?

Проблема 4. Обучающиеся: грани дозволенного по отношению к педагогу.

Можно предварительно предложить обучающимся заранее ознакомиться с необходимыми материалами по ссылкам. При этом можно использовать как групповую (обучающимся предлагается разделиться на группы и выбрать проблему для самостоятельного изучения с целью последующего участия в дискуссии), так и фронтальную формы работы.

Эффективность применения технологий активного обучения в дистанционном формате определялась с помощью онлайн-опроса с использованием сервиса Яндекс.Формы. В онлайн-опросе участвовало 136 студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма очной и заочной форм обучения - бакалавров и магистров. Исследование проводилось в период с января по май 2021 года. Онлайн-анкета включала 11 вопросов, касающихся личных характеристик респондентов (возраст, пол, уровень образования), мнения об эффективности дистанционного образования, применения технологий активного обучения в онлайн-формате, знаний технологий активного обучения, предпочтений выбора активных методов обучения и пр. 52,2% высказались положительно о формате дистанционного образования, признав это оптимальной вынужденной мерой обучения в условиях самоизоляции. Большинство респондентов (82,4%) знают, что такое активные методы обучения. 96,3% поддерживают практику использования технологий активного обучения в онлайн-формате, аргументируя это повышением мотивации к учебной деятельности (61,8%), возможностью более рационально и интересно провести время на учебном занятии (70,6%), практической составляющей подачи материала (58,1%) в условиях дефицита реального общения в учебном коллективе. Следовательно, результаты пилотажного исследования подтвердили эффективность использования технологий активного обучения в условиях дистанционного образования как средства активизации учебного процесса.

Заключение. Собственный опыт использования технологий активного обучения в контексте дистанционного образования позволил обозначить ряд дидактических преимуществ такой организации учебной деятельности: повышение мотивации к учебной

деятельности; развитие креативного мышления при решении практикоори-ентированных задач; стимулирование самообразовательной деятельности. Всё это напрямую соотносится с ориентиром

развития новых компетенций в условиях реализации актуальных федеральных государственных образовательных стандартов в действующей социально-экономической среде.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Платонова Р.И., Потапов И.С., Аммосова Л.И. Применение активных методов обучения в дистанционном обучении // Сознание. 2020. Т. 22, № 10. С. 14-19.

2. EdTech: рынок, тренды, инвестиции [Электронный ресурс]. URL https://rb.ru/analytics/ рго-edtech/ (дата обращения 10.11.2021).

3. Dzhum Т.А., Korneva О.А., Dunets Е. G., Karpenko V.Y. The potential of the electronic information-educational environment of a university in professional education: trends and prospects / Barashkina E.V. [et al.] // Proposites y Representaciones. 2021. Vol. 9, № 3.

4. Панина E.A. Дистанционное обучение в профессиональном образовании: актуальные вопросы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 1. С. 61-66.

5. Bakaeva I., Grishina A., Dyakova Е. Active learning technologies in distance education of gifted students / Abakumova I. [et al.] // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7, No. 1. P. 85-94.

6. Леонтьева А.В., Деткова И.В. Активные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов помогающих профессий / // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 468-472.

7. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.

REFERENCES:

1. Platonova R.I., Potapov I.S., Ammosova L.I. Application of active teaching methods in distance learning // Consciousness. 2020. V. 22, No. 10. P. 14-19.

2. EdTech: market, trends, investments [Electronic resource]. URL https://rb.ru/analytics/pro-edtech/(accessed 10/11/2021).

3. Dzhum T.A., Korneva O.A., Dunets E. G., Karpenko V.Y. The potential of the electronic information-educational environment of a university in professional education: trends and prospects / Barashkina E.V. [et al.] // Proposites y Representaciones. 2021 Vol. 9, No. 3.

4. Panina E.A. Distance learning in vocational education: topical issues // Bulletin of Maykop State Technological University. 2021. V. 13, No. 1. P. 61-66.

5. Bakaeva I., Grishina A., Dyakova E. Active learning technologies in distance education of gifted students / Abakumova I. [et al.] // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019 Vol. 7, No. 1. P. 85-94.

6. Leontieva AV., Detkova I.V. Active teaching methods in the professional training of specialists in helping professions // Business. Education. Law. 2021. No. 1. P. 468-472.

7. Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: textbook / сотр. by T.G. Mukhin. Nizhny Novgorod: NNGASU, 2013. 97 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.