Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радыгина Евгения Геннадьевна

Понятие дистанционного образования связывается с понятиями онлайн-обучения, открытого образования и непрерывного образования, обучения с использованием онлайн- и цифровых технологий. Дистанционное образование считается более гибким и удобным для участников процесса, однако на данный момент в процессе его реализации больше вопросов, чем ответов. Период вынужденного перехода на обучение в дистанционном формате выявил общие проблемы и сформировал новые приоритеты в развитии образования. Одной из актуальных задач является изучение факторов обеспечения результативности обучения в дистанционном формате. Цель исследования - определение элементов построения эффективной системы обучения в дистанционном формате на основе моделирования процесса. Исследование строится на принципах системного и технологического подходов. При осуществлении исследования использовались методы анализа и синтеза, моделирования процессов. Основные проблемы в дистанционном образовании на современном этапе связаны: 1) с техническим обеспечением процесса; 2) подготовленностью студентов и преподавателей к осуществлению образовательного процесса; 3) организацией взаимодействия в процессе проведения занятий; 4) организацией контроля за образовательным процессом и результатами обучения. Теоретическая значимость исследования отражается в построении модели дистанционного образовательного процесса с учетом выделения основных взаимодействующих подсистем (студент, преподаватель, методическая и техническая подсистемы), а также основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль). В соответствии с предложенной моделью определены факторы, обеспечивающие эффективность дистанционных форм на каждом этапе обучения. Дистанционное образование не может строиться на тех же принципах, что и классическое очное. Перед учебными заведениями по-прежнему стоит задача разработать курсы в соответствии с потребностями и ожиданиями студентов, для преподавателей - эффективно интегрировать технологии в контент, чтобы способствовать вовлечению и более глубокому освоению учебного материала. Практическая значимость исследования заключается в применении способов планирования, организации, мотивации и контроля в реализации обучения по конкретным дисциплинам (модулям) в процессе дистанционных или смешанных форматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING AN EFFECTIVE MODEL OF DISTANCE LEARNING ORGANIZATION

The concept of distance education is associated with the concepts of online learning, open education and continuing education, learning with the use of online and digital technologies. Distance education is considered to be more flexible and convenient for the participants of the process, however, there are more questions than answers in the process of its implementation at the moment. The period of forced transition to distance learning has revealed common problems and formed new priorities in the development of education. One of the urgent tasks is to study the factors of ensuring the effectiveness of distance learning. The purpose of the study is to determine the elements of building an effective learning system in a distance format based on modeling of the process. The study is based on the principles of system and technological approaches. Methods of analysis and synthesis, process modeling were used in the study. The main problems in distance education at the present stage are related to: 1) technical support of the process, 2) preparedness of students and teachers for the implementation of the educational process; 3) organization of interaction in the course of process; 4) organization of control of the educational process and learning outcomes. The theoretical significance of the study is reflected in the construction of a model of the distance learning process, taking into account the identification of the main interacting subsystems (student, teacher, methodological and technical subsystems), as well as the main functions (planning, organization, motivation and control). In accordance with the proposed model, the factors that ensure the effectiveness of distance learning forms at each stage of training are determined. Distance education cannot be based on the same principles as classical full-time education. Educational institutions still face the task to work out courses in accordance with the needs and expectations of students; teachers - to integrate technology into content effectively in order to ensure the involvement and deeper learning of educational material. The practical significance of the study lies in the application of methods of planning, organization, motivation and control in the implementation of training in specific disciplines (modules) in the process of distance or mixed formats.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221007 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11007 УДК 378.147:004.9

Построение эффективной модели организации дистанционного обучения

Building an effective model of distance learning organization

Автор статьи

Author of the article

Радыгина Евгения Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0002-2233-7734 radygina@bk.ru

Evgeniya G. Radygina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Tourism Business, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-2233-7734 radygina@bk.ru

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Радыгина Е. Г. Построение эффективной модели организации дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 02. С. 10-23. URL: http://e-koncept.ru/2022/221007.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11007

E. G. Radygina, Building an effective model of distance learning organization // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 02. P. 10-23. URL: http://e-koncept.ru/2022/211007.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2022-11007

Поступила в редакцию Received 04.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.01.22

Принята к публикации Accepted for publication 25.01.22 Опубликована Published 28.02.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Радыгина Е. Г., 2022

Аннотация

Понятие дистанционного образования связывается с понятиями онлайн-обучения, открытого образования и непрерывного образования, обучения с использованием онлайн- и цифровых технологий. Дистанционное образование считается более гибким и удобным для участников процесса, однако на данный момент в процессе его реализации больше вопросов, чем ответов. Период вынужденного перехода на обучение в дистанционном формате выявил общие проблемы и сформировал новые приоритеты в развитии образования. Одной из актуальных задач является изучение факторов обеспечения результативности обучения в дистанционном формате. Цель исследования - определение элементов построения эффективной системы обучения в дистанционном формате на основе моделирования процесса. Исследование строится на принципах системного и технологического подходов. При осуществлении исследования использовались методы анализа и синтеза, моделирования процессов. Основные проблемы в дистанционном образовании на современном этапе связаны: 1) с техническим обеспечением процесса; 2) подготовленностью студентов и преподавателей к осуществлению образовательного процесса; 3) организацией взаимодействия в процессе проведения занятий; 4) организацией контроля за образовательным процессом и результатами обучения. Теоретическая значимость исследования отражается в построении модели дистанционного образовательного процесса с учетом выделения основных взаимодействующих подсистем (студент, преподаватель, методическая и техническая подсистемы), а также основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль). В соответствии с предложенной моделью определены факторы, обеспечивающие эффективность дистанционных форм на каждом этапе обучения. Дистанционное образование не может строиться на тех же принципах, что и классическое очное. Перед учебными заведениями по-прежнему стоит задача разработать курсы в соответствии с потребностями и ожиданиями студентов, для преподавателей - эффективно интегрировать технологии в контент, чтобы способствовать вовлечению и более глубокому освоению учебного материала. Практическая значимость исследования заключается в применении способов планирования, организации, мотивации и контроля в реализации обучения по конкретным дисциплинам (модулям) в процессе дистанционных или смешанных форматов.

Ключевые слова

Abstract

The concept of distance education is associated with the concepts of online learning, open education and continuing education, learning with the use of online and digital technologies. Distance education is considered to be more flexible and convenient for the participants of the process, however, there are more questions than answers in the process of its implementation at the moment. The period of forced transition to distance learning has revealed common problems and formed new priorities in the development of education. One of the urgent tasks is to study the factors of ensuring the effectiveness of distance learning. The purpose of the study is to determine the elements of building an effective learning system in a distance format based on modeling of the process. The study is based on the principles of system and technological approaches. Methods of analysis and synthesis, process modeling were used in the study. The main problems in distance education at the present stage are related to: 1) technical support of the process, 2) preparedness of students and teachers for the implementation of the educational process; 3) organization of interaction in the course of process; 4) organization of control of the educational process and learning outcomes. The theoretical significance of the study is reflected in the construction of a model of the distance learning process, taking into account the identification of the main interacting subsystems (student, teacher, methodological and technical subsystems), as well as the main functions (planning, organization, motivation and control). In accordance with the proposed model, the factors that ensure the effectiveness of distance learning forms at each stage of training are determined. Distance education cannot be based on the same principles as classical full-time education. Educational institutions still face the task to work out courses in accordance with the needs and expectations of students; teachers - to integrate technology into content effectively in order to ensure the involvement and deeper learning of educational material. The practical significance of the study lies in the application of methods of planning, organization, motivation and control in the implementation of training in specific disciplines (modules) in the process of distance or mixed formats.

Key words

высшее образование, дистанционное образование, онлайн-обучение, цифровые технологии, результативность обучения, модель обучения, обратная связь

Благодарности

higher education, distance education, online learning, digital technologies, learning effectiveness, learning model, feedback

Acknowledgements

Автор выражает благодарность сотрудникам Института непрерывного и дистанционного образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Центра дополнительного профессионального образования школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» за помощь в подготовке статьи.

The author expresses her gratitude to the staff of the Institute of Continuing and Distance Education of the Ural State University of Economics, the Center for Additional Professional Education of the Public Administration and Entrepreneurship School of the Institute of Economics and Management at the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin for their help in preparing the article.

Введение / Introduction

В современных непростых условиях изменения коснулись многих сфер деятельности человека, в том числе и системы высшего образования, которое подвергается

динамичному преобразованию, обновлению и радикальным изменениям не только в плане обновления материально-технических условий реализации образования, но и в плане внедрения новых методов обучения.

Особенно активно в научном сообществе происходит сравнение очной и дистанционной форм обучения, ставшей приоритетной в период пандемии, когда многие образовательные организации были вынуждены полностью или частично использовать дистанционные технологии. Неготовность организаций к внедрению концепции дистанционного обучения повлияла на результаты обучения, что повлекло за собой критику дистанционных технологий.

Однако стоит согласиться с мнением, что пандемия не создала, а только усугубила существующие проблемы в системе образования. В новых условиях, продиктованных ограничением общественных контактов, резко изменились условия обучения, что привело в постановке новых задач и разработке новых концепций.

С другой стороны, применение дистанционных технологий в образовании делает его более гибким, доступным и удобным не только для студентов, получающих образование, но и для преподавателей. Естественно, что для достижения наиболее эффективных результатов необходимо создание условий реализации обучения. Кроме того, дистанционные образовательные технологии становятся все более популярными у студентов, позволяя делать процесс обучения более индивидуальным. Создавшиеся условия явились импульсом к созданию новой модели учебного процесса.

К настоящему времени накоплен достаточный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий, позволяющий оценить различия в результативности очной и дистанционной форм обучения, а также выделить основные приоритеты в их использовании. Однако вырисовывается противоречие между потребностью в дистанционных формах обучения и несформированностью понятных инструментов обучения и оценки приобретенных компетенций. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения инструментов оценки результативности освоения дисциплин в дистанционном формате.

Результативность обучения, в том числе и дистанционного, может рассматриваться в нескольких аспектах: успешного прохождения всех этапов промежуточной и итоговой аттестации, уровня сформированности компетенций выпускников с позиции работодателей, а также удовлетворенности обучающихся приобретенными компетенциями. Не все эти аспекты возможно оценить в процессе освоения конкретной дисциплины в рамках образовательной программы, так же как и отношение к приобретенным знаниям и умениям может сильно зависеть от условий их применения в конкретной профессиональной деятельности выпускника.

Целью исследования является определение элементов построения эффективной системы обучения в дистанционном формате на основе моделирования процесса.

Обзор литературы / Literature review

В научной литературе достаточно активно исследовались технологии дистанционного образования, его достоинства и недостатки, принципы построения и обеспечения качества. Само понятие обучения на расстоянии при помощи компьютерных информационных технологий изучалось начиная с 1980-х годов [1].

М. С. Ашилова, А. С. Бегалинов, К. К. Бегалинова [2] считают, что цифровизация образования и переход на онлайн - это естественный этап в развитии образования. Образование изменило не только способы преподавания, но и саму суть образовательного процесса: преподавателю отводится выполнение не только роли инструктора, но еще более роли модератора, непосредственно взаимодействующего со всеми обучающимися.

К. Фукс, С. Каррила [3] исследуют процессы экстренного перехода высшего образования на технологии онлайн-обучения и выявляют наибольшую эффективность интерактивных классов в сравнении с онлайн-лекциями.

Однако большинство исследователей высказываются за совмещенное обучение, объединяющее дистанционные технологии и очное обучение. А. П. Беликова [4] изучает направления развития дистанционных форм обучения в системе высшего образования, утверждая, что наибольший эффект достигается при совмещенном обучении. И. В. Ба-цуровская, А. Н. Самойленко [5] также указывают на необходимость сочетания элементов классического очного образования и дистанционных технологий. Авторы выделяют особенности дистанционного обучения, связанные с формами предоставления учебного материала, степенью использования телекоммуникационных систем, технологиями обучения и контроля, а также методами идентификации студентов при сдаче контрольных мероприятий. Н. Д. Агафонова, Ю. Б. Нектаревская, Н. И. Лопина, Л. Н. Лос-кутова [6] подчеркивают необходимость взаимодополнения традиционных и дистанционных технологий в обучении. Успешность внедрения дистанционного образования связывается с использованием организационных методов традиционной педагогики совместно с широким применением медиаресурсов. М. Н. Гладкова, Н. С. Абрамова, М. М. Кутепов [7] говорят о том, что цифровые технологии в обучении не могут применяться в отрыве от очной формы обучения, максимальный эффект может дать только совмещение дистанционного и традиционного образования.

А. Ю. Липовка, Т. В. Бушма, Е. Г. Зуйкова, А. А. Моха, В. П. Липовка [8] рассматривают результаты применения дистанционных технологий в очном и заочном обучении. Совмещенное обучение позволяет достигать более высоких результатов, позволяет разнообразить интерактивную форму учебных и самостоятельных занятий, углубиться в тематику изучаемого курса, скорректировать индивидуальную траекторию обучения студента, управлять этим процессом и проводить контроль полученных знаний [9].

Д. Д. Шарипова [10] изучает основные характеристики для выбора системы управления обучением: функциональность, надежность, стабильность, стоимость, максимальное количество пользователей, удобство инструментов для разработки учебного контента, мобильность электронных курсов, систему проверки знаний, удобство использования, модульность, обеспечение доступа.

А. Чома, Д. Ковальчик, Э. Селицкая [11] изучают различия очной и дистанционной форм обучения, а также выделяют условия успешного внедрения дистанционного образования: развитие цифровых компетенций преподавателей и создание соответствующей технической инфраструктуры.

Д. Т. Султанова, Д. Ю. Нигматова [12], рассматривая дистанционное обучение, говорят о достоинствах и недостатках данной технологии. Т. В. Громова [13, 14] изучает условия использования дистанционных технологий в вузе, выявляет отличия в деятельности преподавателей при традиционной системе обучения и при применении цифровых технологий.

В научных исследованиях проблемы повышения качества дистанционного обучения рассматриваются достаточно активно. Л. К. Иляшенко, Д. Л. Морозов, А. В. Богданова [15] оценивают удовлетворенность и подготовленность студентов к дистанционному обучению и приходят к выводу о средней результативности обучения в дистанционном формате по сравнению с традиционными формами. Н. Кауфман [16] выделяет факторы качества дистанционного обучения, включающие техническое и методическое обеспечение, а также сформированность у участников процесса коммуникативных навыков и навыков самоорганизации.

А. Р. Давлетбаева [17] изучает проблему качества и результативности учебного процесса в дистанционном образовании, для решения которой предлагается разработка моделей, методов и алгоритмов интеллектуальной поддержки.

М. М. Кутепов, Л. К. Иляшенко, Д. Л. Морозов [18] утверждают, что необходимый уровень качества электронных курсов достигается при применении разных форм общения преподавателя и студента и различных типов заданий. Наиболее эффективными авторы считают формы вебинара, личной переписки, онлайн-консуль-таций и групповые чаты. А. В. Богданова, И. К. Кондаурова [19] обращают внимание на сформированность у студентов навыков самостоятельной работы и их влияние на результативность освоения онлайн-курсов. К. А. Татаринов, А. В. Белавенцева [20] выделяют четыре элемента, влияющих на качество (эффективность) онлайн-обучения: «предметная и методическая полезность дидактических материалов, соответствие целей обучения выбранной модели и использованным методологическим и методическим решениям, надежность информационно-коммуникационных систем, гибкость адаптации онлайн-курса потребностям онлайн-студента» [21].

О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова, Н. С. Абрамова [22] считают, что качество дистанционных курсов зависит от деятельности преподавателя, функция которого состоит в наставничестве, тьюторстве, модерации учебных процессов, реализации индивидуальной траектории развития студента. Н. С. Абрамова, О. И. Ваганова, Л. И. Кутепова [23] связывают эффективность электронного обучения с уровнем интереса и познавательной активностью студента при изучении курса.

Судя по проведенным опросам в разных вузах со студентами, обучающимися по разным направлениям, большинство участников образовательного процесса (75,34%) предпочитают традиционную обстановку в классе, в то время как только 24,66% предпочитали виртуальные классы для занятий [24]. Исследователями было достигнуто относительное согласие по элементам, которые пропорционально не способствуют эффективности онлайн-образования [25].

М. Н. Данилова, А. А. Могилатова [26] изучают оценку студентами результативности дистанционного образования. Несмотря на то что большинство студентов (63%) считают дистанционный формат обучения более предпочтительным, выделяют аспекты, влияющие на его эффективность: адаптированность к формату обучения, владение техническими средствами обучения, уровень мотивации.

П. П. Шевель, Х. С. Узарова, Е. В. Саберова [27] изучают результативность дистанционного обучения, возможности модернизации и улучшения использования дистанционных образовательных технологий в вузе. Основной проблемой на первом этапе перехода к массовому использованию дистанционных образовательных технологий явилась недостаточная результативность обучения. Авторы выделяют следующие проблемы, влияющие на эффективность дистанционного обучения: неудобство для использования электронных систем; недостаточное взаимодействие студентов с преподавательским составом во время обучения; недостаточное материально-техническое оснащение для применения дистанционных образовательных технологий; недостаточное количество интерактивных заданий для обучающихся; дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий проводится по подготовленным методическим рекомендациям для очного обучения; недостаточная методическая подготовка студентов к обучению с применением дистанционных технологий; недостаточный контроль качества проводимых занятий, контроль деятельности студентов, слабое использование систем по недопущению списывания

и прокторинга; недостаточная компьютерная грамотность участников образовательного процесса. Эффективность может снижаться также из-за отсутствия у студентов навыков командной работы, неготовности к онлайн-формам взаимодействия, низкой самомотивации и самоорганизации.

Л. В. Жукова, А. А. Кирюшина, И. М. Ковальчук, А. В. Рузаева [28] изучают использование методов машинного обучения и технологии блокчейн в дистанционном образовании, исследуют факторы, влияющие на успешность студентов в освоении дистанционных курсов. Для положительного прогноза результативности электронного обучения необходимо определить характеристики потребителей дистанционных учебных курсов посредством входного тестирования [29]. В целевой группе студентов-очников (молодых людей до 22 лет, без детей) больший интерес вызывают виды деятельности, связанные с общением, личным общением, социальной реализацией, что сказывается на мотивации обучения. Авторы выделяют четыре группы потребителей по отношению к онлайн-обучению: пассивные (не заинтересованы в он-лайн-технологиях), готовые к дистанционному образованию при определенных условиях (ориентирующиеся на удобство и интерес или на мотивацию к изучению курса); активные пользователи онлайн-курсов.

С. А. Ковчур [30] рассматривает организацию обратной связи в дистанционном обучении, выделяя внутренний, описательный и оценочный компоненты обратной связи. Наибольшую озабоченность у педагогов вызывает объективность и достоверность удаленной оценки уровня учебных достижений обучающихся, невозможность оценить эмоциональную составляющую в обучении, уровень интереса к предмету, познавательную самостоятельность и активность [31].

М. С. Чванова, Н. А. Котова, А. А. Скворцов, И. А. Киселева, А. А. Молчанов [32] изучают вопросы организации творческой проектной деятельности в онлайн-обуче-нии. Технологии дистанционного образования позволяют организовать деятельность таким образом, что множество однотипных действий, в том числе статистического и аналитического плана, можно возложить на программные и аппаратные средства, тем самым снимая рутинную нагрузку с преподавателей и организаторов процесса обучения. Индивидуальная траектория обучения обеспечивается наличием подсказок, консультаций, методических рекомендаций, системы поддержки обучающегося в течение всего периода дистанционного обучения [33].

В. С. Оладько [34] указывает на стабильность функционирования информационных систем и устранение угроз безопасности при реализации дистанционного образования со стороны участников процесса (студентов, преподавателей, методистов и других участников процесса), а также технических средств, связанных с надежностью каналов связи и программного обеспечения.

Анализ исследований показывает, что в основном подходы к обеспечению результативности дистанционного образования сводятся к сравнению характеристик процесса обучения с традиционным офлайн-обучением, что, по мнению автора, не совсем верно. Необходимо разработать требования к результатам дистанционного обучения, только в этом случае будет возможность выделить факторы, повышающие результативность. Однако следует признать необходимость выделения разных групп факторов, влияющих на результативность обучения, таких как технические характеристики связи, оснащенность рабочего места педагога и студента. Важно также учитывать мотивацию и сосредоточенность участников на достижении поставленных задач в обучении, развитие функциональных и коммуникативных навыков в процессе обучения.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование строится на принципах системного и технологического подходов. При осуществлении исследования использовались методы анализа и синтеза, моделирования процессов.

Нахождение способов оценки результативности дистанционного обучения происходило на основе целенаправленного выделения и отображения с помощью методов научного исследования определенных свойств изучаемого процесса. Для более четкого отражения наиболее важных элементов была использована модель процесса на основе выделения основных взаимодействующих подсистем (студент, преподаватель, методическая и техническая подсистемы), а также основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль). Автор сознательно допускает в представленной модели отсутствие некоторых важных элементов, таких как нормативное обеспечение, социальное окружение, профессиональное сообщество, так как при их рассмотрении происходит заметное усложнение рассматриваемых взаимодействий, что затрудняет достижение целей исследования.

Результаты исследования / Research results

Понятие дистанционного образования связывается с понятиями онлайн-обуче-ния, открытого образования и непрерывного образования, обучения с использованием онлайн- и цифровых технологий.

Дистанционное образование - обучение на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных средств, интерактивных обучающих комплексов и соответствующих организационных форм. Технологии дистанционного обучения включают в себя «технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса с помощью телекомуникационной связи» [35].

Среди достоинств дистанционного образования называют:

- гибкие временные рамки освоения программы (время и темп обучения);

- гибкие пространственные рамки обучения, возможность расширить собственное пространство и сэкономить свободное время;

- меньшее количество затрат на обучение для студентов;

- дистанционное обучение способствует приобретению ранее неизвестных навыков, появляется возможность уделять гораздо больше времени обучению, чем при традиционном способе;

- структура онлайн-курсов позволяет легко зачислять на курс больше студентов, чем на традиционные курсы.

Однако недостатков, требующих решения, пока больше:

- большие затраты на подготовку обучающих материалов (создание учебных материалов в удаленном режиме часто требует больше времени и больше компетенций, чем подготовка очных занятий);

- больше внимания уделяется теоретической части обучения и меньше - взаимодействию между преподавателем и обучающимся;

- недостаток практики и поощрение пассивного обучения;

- отсутствие полноценного общения с преподавателями и сокурсниками;

- отсутствие навыков, необходимых для работы с компьютерными системами онлайн-обучения, мотивации и самодисциплины (прохождение дистанционного курса часто требует более тщательного понимания прочитанного и более точного соблюдения инструкций);

- недостаточность обратной связи, задержка ответов во времени;

- сложности в обучении может вызывать широкий выбор виртуальных инструментов;

- большое количество обучающихся могут создавать сложности для преподавателей в плане эффективности управления и организации процесса.

Таким образом, основные проблемы в дистанционном образовании, выделяемые специалистами на современном этапе, связаны: 1) с техническим обеспечением процесса; 2) подготовленностью студентов и преподавателей к осуществлению образовательного процесса; 3) организацией взаимодействия в процессе проведения занятий; 4) организацией контроля образовательного процесса и результатов обучения.

Для обеспечения результативности дистанционного образования требуется четкое моделирование процесса и достижение эффективности каждого из этапов процесса. Дистанционное образование требует иной модели организации учебного процесса. Модели современного образования - это «открытые системы, ориентированные на технологии взаимного обмена сведениями, среду обработки данных и новые источники получения информации» [36]. Все эти изменения заставляют учитывать скорость технологического изменения окружающей социальной среды и инновационные формы взаимодействия между студентов и преподавателей.

Моделирование процесса дистанционного образования приведено в таблице. Для отражения процесса выбраны только четыре взаимодействующие подсистемы: студент, преподаватель, методическая и техническая подсистемы.

Организация дистанционного обучения

Подсистемы Функции обучения

Планирование Организация Мотивация Контроль

Студент - Уровень подготовленности; - ожидания - Планирование процесса; - индивидуальный график и расписание - Самомотивация; - отслеживание прогресса - Обратная связь; - промежуточные оценки, успешность освоения модулей; - дедлайны

Преподаватель - Педагогические навыки; - цифровая компетентность; - постановка целей обучения - Подготовка учебных материалов; - разработка заданий - Поддержание интереса к курсу; - элементы гейми-фикации и соревновательность - Обратная связь; - статистика освоения модулей и выполнения заданий студентами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методическая подсистема - Организация входной оценки; - разработка модулей обучения; - подбор методов и приемов; - определение критериев результативности - Этапность прохождения модулей; - практические работы; - самостоятельная работа - Формирование рейтинга студента при освоении модуля; - возможность повысить результат - Фиксация рейтинга; - понятность и стабильность критериев выполнения

Техническая подсистема - Технические системы; - программные средства - Размещение теоретического и практического блока; - технические возможности взаимодействия с группой и с преподавателем - Отражение прогресса освоения модулей; - система напоминаний, подсказок и техподдержки - Фиксация результатов освоения модулей; - прокторинг; - контроль самостоятельности выполнения заданий

При планировании процесса дистанционного обучения необходимо подобрать достоверные и надежные инструменты для эмпирической оценки характеристик студентов, применяемые в онлайн-обучении, чтобы определить, насколько студенты готовы к предлагаемой форме обучения. Одна из таких мер (Тест на успешность онлайн-обуче-ния [37]) была создана именно для этой цели. Тест включает пять разделов: навыки работы с компьютером, самостоятельность в обучении, потребность в онлайн-обучении, зависимость в обучении и академические навыки. Критические характеристики обучающихся связаны прежде всего с самостоятельным обучением: навыки саморегуляции, тайм-менеджмент, многозадачность, самомотивация и дисциплина.

Структура курса в рамках дистанционного обучения ничем не отличается от классического очного обучения и включает нормативный, теоретический, практический, диагностический и методический блоки.

Дистанционное обучение требует от студентов высокой степени независимости в обучении, к которой готовы не все студенты. Кроме того, традиционная форма предоставления учебного теоретического материала в виде лекций не так интересна студентам, как новые интерактивные технологии. Возникающие возможности изучать материал и выполнять задания в любом месте и в любое свободное время развивают у студентов навыки работы в многозадачной среде. Однако для обеспечения эффективности процесса необходим широкий спектр разработанных оценочных материалов: тесты и задачи, творческие задания или тематические исследования, групповые проекты в режиме онлайн, эссе, интерактивные лекции, гиперссылки, групповой чат, форумы и др. Важно, чтобы дистанционное образование не было ограничено только рамками онлайн-аудитории. Необходимо также организовывать дискуссии в небольших группах или работу над индивидуальными заданиями в офлайн-среде. Такие нововведения позволят повысить уровень вовлеченности студентов, а также дать преподавателям необходимый перерыв и время для планирования следующих шагов. Такие модели чаще всего называют гибридным обучением, совмещенным обучением или перевернутым классом.

Возможно выделить факторы эффективности дистанционного образования, связанные с организацией процесса:

- соответствие познавательным и внутренним личностным потребностям субъектов образовательного пространства;

- учет индивидуальных особенностей, гибкость и адаптивность процесса сообразно способностям, целям, возможностям участников;

- интерактивность межсубъектного взаимодействия;

- отсутствие помех в коммуникации (прежде всего технических и программных);

- активная обратная связь;

- динамичность процесса овладения опытом;

- творческий самостоятельный процесс преобразования информации;

- приоритет деятельностных критериев оценки результатов перед информационными.

Обратная связь в дистанционном обучении также не может строиться по правилам обратной связи в очном обучении. Организация обратной связи предполагает наличие развитых навыков взаимодействия в процессе обучения как у преподавателя, так и у студента, а также использование новых инструментов обмена информацией [38]. Необходимую информацию для оценки результативности применяемых технологий преподаватель будет получать при анализе статистических данных о прохождении курса студентами, в форме вопросов по изучению курса, а также посредством

рефлексии студентов в процессе обучения. Естественно, что такие формы обратной связи возможны при условии наличия соответствующих элементов программного обеспечения, а также сборе и анализе статистики.

Наиболее разработанным, но тем не менее сложным процессом является контроль. В дистанционном обучении сложности вызывает контроль степени самостоятельности выполнения заданий и отношение студента к технологиям контроля. Даже ответственно относящийся к учебе студент отсеивает кажущиеся ему излишними требования преподавателя, стремясь освоить минимальные требования и при этом получить максимально возможный балл. Сложность организации системы контроля процесса обучения заключается также и в том, что она не может гарантировать проверку самостоятельности студента: у обучающегося существует возможность предпринять дополнительные действия для получения положительной (или более высокой) оценки: списывание, помощь товарища, использование учебников, справочников, использование интернет-ресурсов и др. [39] Таким образом, приходим к выводу, что дидактические инструменты оценки знаний в дистанционном образовании не могут повторять инструменты, используемые при очном формате занятий, а использование одинаковых методик проведения занятий не гарантирует одинакового результата.

Контроль результатов обучения в дистанционном образовании связан:

1) с использованием технических средств для контроля выполнения учебных действий студентами, что требует подготовки и настройки соответствующего программного обеспечения, а в некоторых случаях - серьезных материальных вложений;

2) подготовкой дидактических материалов, используемых для оценки полученных студентами знаний и умений, и их апробацией;

3) созданием балльно-рейтинговой системы оценки достижений, понятной для участников процесса.

Перед учебными заведениями по-прежнему стоит задача разработать курсы в соответствии с потребностями и ожиданиями студентов, для преподавателей - эффективно интегрировать технологии в контент, чтобы способствовать вовлечению и более глубокому освоению учебного материала.

Заключение / Conclusion

Пандемия заложила основы для долгосрочных позитивных преобразований. Инновационные методы обучения, активно внедряемые в образовательный процесс, могут повысить вовлеченность аудитории, расширить доступ к университетским ресурсам за пределами университетских стен и, соответственно, повысить качество образования. Развитие дистанционной формы обучения требует наличия открытых интернет-ресурсов, доступа к большим библиотекам и базам данных, а также большего сотрудничества со стороны студентов, удаленного сотрудничества при решении проектов.

Основными негативными факторами считают сбои в работе учебных заведений, плохое техническое оснащение, перебои в работе Интернета, ограниченный доступ к образовательным продуктам, плохую цифровую подготовку преподавателей и студентов, растущую безработицу в сфере образования, рост студенческих долгов.

Несомненно, уроки пандемии повлияли на процессы организации традиционного обучения. Разработанные способы предоставления учебного материала и формы активизации познавательной деятельности обучающихся должны быть внедрены в процесс очного обучения, повышая его эффективность.

Основой эффективности любой формы образования является участие обучающихся в активном усвоении знаний. Естественно, что при использовании новых форм обучения, таких как дистанционное и онлайн-обучение, стоит использовать особые средства активизации учебной деятельности. Недостаточное освоение активных форм обучения как преподавателями, так и студентами влияет не только на результативность, но и на удовлетворенность процессом обучения.

Объективные результаты промежуточного контроля и статистического анализа в процессе освоения курса позволяют использовать алгоритмы адаптивного обучения, индивидуализации и кастомизации с учетом особенностей обучаемых.

Скорее всего, в процессе развития цифровых инструментов в образовании мы придем к совершенно другому пониманию дистанционных технологий. Те инструменты, о которых мы сейчас говорим как о необходимых для внедрения в формат очного обучения, через какое-то время могут восприниматься как классические. А элементы очного взаимодействия, напротив, могут восприниматься как элементы гибридной модели образования, инновационных технологий обучения, инструменты повышения вовлеченности студенческой аудитории.

Ссылки на источники / References

1. Hodges C. et al. The difference between emergency remote teaching and online learning // Educause Review. -2020. - 27 (1). - Р. 1-9. - URL: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-re-mote-teaching-and-online-learning.

2. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Begalinova K. The quality of higher education during the covid-19 pandemic and the prospects for post-secondary education // Journal of Educational Sciences. - 2021. - Vol. 68. - № 3. - С. 127-136.

3. Fuchs K., Karrila S. The perceived satisfaction with emergency remote teaching (ert) amidst covid-19: an exploratory case study in higher education // Education and Science Journal. - 2021. - Vol. 23. - № 5. - P. 116-130.

4. Беликова А. П. О некоторых тенденциях развития дистанционного образования в системе высшей школы России // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2011. - № 3 (11). - С. 213-216.

5. Бацуровская И. В., Самойленко А. Н. Технологии дистанционного обучения в системе высшего образования // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2011. - № 3 (11). - С. 229-230.

6. Агафонова Н. Д., Нектаревская Ю. Б., Лопина Н. И., Лоскутова Л. Н. О результативности методики дистанционного обучения первокурсников в контексте современных требований к познавательной деятельности // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 2. - С. 49-53.

7. Гладкова М. Н., Абрамова Н. С., Кутепов М. М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 103-105.

8. Липовка А. Ю. и др. Эффективность внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс студентов заочной формы обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 264-269.

9. Там же. - С. 265.

10. Sharipova D. D. Modern information technologies of distance learning in higher education // Information Technology. Problems and Solutions. - 2020. - № 1 (10). - Р. 5-10.

11. Choma A., Kowalczyk D., Sielicka E. Challenges arising from studying in higher education in remote mode // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 9-4 (78). - Р. 18-22.

12. Sultanova D., Nigmatova D. The needs of implementing distance learning in higher education (the case of Uzbekistan as an example) // Bulletin of Science and Practice. - 2020. - Vol. 6. - № 5. - Р. 466-470.

13. Громова Т. В. Использование личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 3 (март). - С. 40-47. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201019.htm.

14. Громова Т. В. Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 5 (май). -С. 56-64. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201034.htm.

15. Богданова А. В., Кондаурова И. К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 168-170.

16. Kaufman H. A review of predictive factors of student success in and satisfaction with online learning // Research in Learning Technology. - 2015. - 8 (2). - Р. 23. - URL: https://www.researchgate.net/publication/281564342_A_re-view_of_predictive_factors_of_student_success_in_and_satisfaction_with_online_learning.

17. Давлетбаева А. Р. Интеллектуальная поддержка принятия решений при управлении процессом дистанционного обучения // Интеллектуальные технологии для обработки информации и управления: Proceedings of the 3rd International Conference. Том 1. Интеллектуальные технологии при управлении в социально-экономических системах. - Уфа, 2015. - С. 93-96.

18. Кутепов М. М., Иляшенко Л. К., Морозов Д. Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 230-232.

19. Богданова А. В., Кондаурова И. К. Указ. соч.

20. Татаринов К. А., Белавенцева А. В. Вопросы качества электронного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 35-37.

21. Там же. - С. 36.

22. Ваганова О. И., Смирнова Ж. В., Абрамова Н. С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 277-280.

23. Абрамова Н. С., Ваганова О. И., Кутепова Л. И. Разработка учебно-методического обеспечения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 181-184.

24. Fuchs K., Karrila S. Op. cit. - Р. 123.

25. Shim T. E., Lee S. Y. College students' experience of emergency remote teaching due to COVID-19 // Children and Youth Services Review. - 2020. - 119. - P. 105578. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33071405/

26. Данилова М. Н., Могилатова А. А. Оценка обучающимися результативности дистанционного обучения в условиях самоизоляции // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 12 (52). - С. 171-177.

27. Шевель П. П., Узарова Х. С., Саберова Е. В. Разработка предложений по повышению результативности дистанционного обучения в академии гражданской защиты МЧС России // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2021. - № 3 (37). - С. 140-149.

28. Жукова Л. В., Кирюшина А. А., Ковальчук И. М., Рузаева А. В. Повышение результативности системы дистанционного образования с помощью машинного обучения и технологии блокчейн // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2018. - № 2 (42). - С. 56-68.

29. Там же. - С. 58.

30. Ковчур С. А. Педагогическая обратная связь как показатель эффективности дистанционного обучения // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. - 2020. - № 2 (38). - С. 32-39.

31. Там же. - С. 33.

32. Чванова М. С. и др. Дистанционное обучение в наукоемкой образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - Т. 19. - № 6. - С. 1795-1804.

33. Там же. - С. 1797.

34. Оладько В. С. Риски киберзопасности систем дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 10-1 (88). - С. 31-34.

35. Егорова Е. М. Дистанционное обучение как способ получения профессионального образования // Научное пространство: актуальные вопросы теории и практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экс-пертно-методический центр». - Чебоксары, 2020. - С. 144.

36. Nurdillayeva R. N., Zhuman G. O. Application of the clil method in the classes of inorganic chemistry // Bulletin of the Karaganda University. Chemistry Series. - 2021. - № 2 (102). - С. 96-104.

37. Звягинцева О. С., Исаенко А. П. Особенности коммуникации и мотивации дистанционных работников // Известия Дагестанского ГАУ. - 2019. - № 4 (4). - С. 150-155.

38. Заслуженная А., Желуденко М. Психологический аспект дистанционного обучения // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2020. - № 49-3. - С. 53-55.

39. Застело А. О. Психолопчш основи дистанцшного навчання // Вкник Харшвського нацюнального педагопч-ного ушверситету iменi Г. С. Сковороди. Психолопя. - 2013. - Вип. 45(2). - С. 64. -URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/VKhnpu_psykhol_2013_45%282%29__13.

1. Hodges, C. et al. (2020). "The difference between emergency remote teaching and online learning", Educause Review, 27 (1), pp. 1-9. Available at: https://er.educause.edu/articles/2020/37the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (in English).

2. Ashilova, M. S., Begalinov, A. S. & Begalinova, K. (2021). "The quality of higher education during the covid-19 pandemic and the prospects for post-secondary education", Journal of Educational Sciences, vol. 68, № 3, pp. 127136 (in English).

3. Fuchs, K. & Karrila, S. (2021). "The perceived satisfaction with emergency remote teaching (ert) amidst covid-19: an exploratory case study in higher education", Education and Science Journal, vol. 23, № 5, pp. 116-130 (in English).

4. Belikova, A. P. (2011). "O nekotoryh tendenciyah razvitiya distancionnogo obrazovaniya v sisteme vysshej shkoly Rossii" [On some trends in the development of distance education in the system of higher education of Russia], Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij, № 3 (11), pp. 213-216 (in Russian).

5. Bacurovskaya, I. V. & Samojlenko, A. N. (2011). "Tekhnologii distancionnogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya" [Distance learning technologies in the system of higher education], Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij, № 3 (11), pp. 229-230 (in Russian).

6. Agafonova, N. D., Nektarevskaya, Yu. B., Lopina, N. I. & Loskutova, L. N. (2021). "O rezul'tativnosti metodiki distancionnogo obucheniya pervokursnikov v kontekste sovremennyh trebovanij k poznavatel'noj deyatel'nosti" [On the effectiveness of the distance learning methods for first-year students in the context of modern requirements for cognitive activity], Vestnik pedagogicheskih nauk, № 2, pp. 49-53 (in Russian).

7. Gladkova, M. N., Abramova, N. S. & Kutepov, M. M. (2017). "Osobennosti professional'noj podgotovki bakalavrov v usloviyah elektronnogo obucheniya" [Professional training of bachelors in the context of e-learning], Baltijskij gumanitarnyjzhurnal, t. 6, № 2 (19), pp. 103-105 (in Russian).

8. Lipovka, A. Yu. et al. (2021). "Effektivnost' vnedreniya onlajn-kursov v obrazovatel'nyj process studentov zaochnoj formy obucheniya" [The effectiveness of the introduction of online courses in the educational process of part-time students], Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, № 4 (194), pp. 264-269 (in Russian).

9. Ibid., p. 265.

10. Sharipova, D. D. (2020). "Modern information technologies of distance learning in higher education", Information Technology. Problems and Solutions, № 1 (10), pp. 5-10 (in English).

11. Choma, A., Kowalczyk, D. & Sielicka, E. (2020). "Challenges arising from studying in higher education in remote mode", Evrazijskij soyuz uchenyh, № 9-4 (78), pp. 18-22 (in English).

12. Sultanova, D. & Nigmatova, D. (2020). "The needs of implementing distance learning in higher education (the case of Uzbekistan as an example)", Bulletin of Science and Practice, vol. 6, № 5, pp. 466-470 (in English).

13. Gromova, T. V. (2020). "Ispol'zovanie lichnostno orientirovannogo podhoda v distancionnom obuchenii v vuze" [Using a student-centered approach in distance learning at a university], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 3 (mart), pp. 40-47. Available at: http://e-koncept.ru/2020/201019.htm (in Russian).

14. Gromova, T. V. (2020). "Informacionnyj etap tekhnologii podgotovki prepodavatelej vuza k rabote v rezhime distancionnogo obucheniya" [The information stage of the technology for preparing university teachers for work in the distance learning mode], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 5 (maj), pp. 56-64. Available at: http://e-koncept.ru/2020/201034.htm (in Russian).

15. Bogdanova, A. V. & Kondaurova, I. K. (2016). "Osnovnye aspekty problemy effektivnoj ocenki kachestva uchebnyh kursov, primenyaemyh v distancionnom obuchenii" The main aspects of effective assessment of the quality of training courses used in distance learning], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 5, № 4 (17), pp. 168-170 (in Russian).

16. Kauffman, H. (2015). "A review of predictive factors of student success in and satisfaction with online learning", Research in Learning Technology, 8 (2), p. 23. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281564342_A_review_of_pre-dictive_factors_of_student_success_in_and_satisfaction_with_online_learning (in English).

17. Davletbaeva, A. R. (2015). "Intellektual'naya podderzhka prinyatiya reshenij pri upravlenii processom distancionnogo obucheniya" [Intelligent decision-making support in the management of the distance learning process], In-tellektual'nye tekhnologii dlya obrabotki informacii i upravleniya: Proceedings of the 3rd International Conference. Tom 1. Intellektual'nye tekhnologii pri upravlenii v social'no-ekonomicheskih sistemah, Ufa, pp. 93-96 (in Russian).

18. Kutepov, M. M., Ilyashenko, L. K. & Morozov, D. L. (2019). "Tekhnologii organizacii uchebnogo processa s ispol'zovaniem onlajn-kursa" [Technologies for organizing the educational process using an online course], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 8, № 1 (26), pp. 230-232 (in Russian).

19. Bogdanova, A. V. & Kondaurova, I. K. (2016). Op. cit.

20. Tatarinov, K. A. & Belavenceva, A. V. (2020). "Voprosy kachestva elektronnogo obucheniya" [E-learning quality issues], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 9, № 2 (31), pp. 35-37 (in Russian).

21. Ibid., p. 36.

22. Vaganova, O. I., Smirnova, Zh. V. & Abramova, N. S. (2019). "Proektirovanie uchebnogo processa po discipline s ispol'zovaniem onlajn-kursov" [Designing the educational process in the discipline using online courses], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 8, № 1 (26), pp. 277-280 (in Russian).

23. Abramova, N. S., Vaganova, O. I. & Kutepova, L. I. (2018). "Razrabotka uchebno-metodicheskogo obespecheniya v usloviyah realizacii informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij" [Development of educational and methodological support in the

context of information and communication technologies implementation], Baltijskij gumanitarnyjzhurnal, t. 7, № 2 (23), pp. 181-184 (in Russian).

24. Fuchs, K. & Karrila, S. (2021). Op. cit., p. 123.

25. Shim, T. E. & Lee, S. Y. (2020). "College students' experience of emergency remote teaching due to COVID-19", Children and Youth Services Review, 119, p. 105578. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33071405/ (in English).

26. Danilova, M. N. & Mogilatova, A. A. (2020). "Ocenka obuchayushchimisya rezul'tativnosti distancionnogo obucheniya v usloviyah samoizolyacii" [Students' assessment of the distance learning effectiveness in conditions of self-isolation], Skif. Voprosy studencheskoj nauki, № 12 (52), pp. 171-177 (in Russian).

27. Shevel', P. P., Uzarova, H. S. & Saberova, E. V. (2021). "Razrabotka predlozhenij po povysheniyu rezul'tativnosti di-stan-cionnogo obucheniya v akademii grazhdanskoj zashchity MChS Rossii" [Development of proposals to improve the effectiveness of distance learning at the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia], GosReg: gosudarstvennoe reguliro-vanie obshchestvennyh otnoshenij, № 3 (37), pp. 140-149 (in Russian).

28. Zhukova, L. V., Kiryushina, A. A., Koval'chuk, I. M. & Ruzaeva, A. V. (2018). "Povyshenie rezul'tativnosti sistemy distancionnogo obrazovaniya s pomoshch'yu mashinnogo obucheniya i tekhnologii blokchejn" [Improving the effectiveness of the distance education with the help of machine learning and blockchain technology], Prikaspijskij zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii, № 2 (42), pp. 56-68 (in Russian).

29. Ibid., p. 58.

30. Kovchur, S. A. (2020). "Pedagogicheskaya obratnaya svyaz' kak pokazatel' effektivnosti distancionnogo obucheniya" [Pedagogical feedback as an indicator of distance learning effectiveness], Vestnik Minskogo gosudar-stvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya 2: Pedagogika, psihologiya, metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov, № 2 (38), pp. 32-39 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Ibid., p. 33.

32. Chvanova, M. S. at el. (2014). "Distancionnoe obuchenie v naukoemkoj obrazovatel'noj srede" [Distance learning in a knowledge-intensive educational environment], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki, t. 19, № 6, pp. 1795-1804 (in Russian).

33. Ibid.. , p. 1797 (in Russian).

34. Olad'ko, V. S. (2019). "Riski kiberzopasnosti sistem distancionnogo obucheniya" [Cyber security risks of distance learning systems], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, № 10-1 (88), pp. 31-34 (in Russian).

35. Egorova, E. M. (2020). "Distancionnoe obuchenie kak sposob polucheniya professional'nogo obrazovaniya" [Distance learning as a way to get professional education], Nauchnoe prostranstvo: aktual'nye voprosy teorii ipraktiki: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Cheboksary, p. 144 (in Russian).

36. Nurdillayeva, R. N. & Zhuman, G. O. (2021). "Application of the clil method in the classes of inorganic chemistry", Bulletin of the Karaganda University. Chemistry Series, № 2 (102), pp. 96-104 (in English).

37. Zvyaginceva, O. S. & Isaenko, A. P. (2019). "Osobennosti kommunikacii i motivacii distancionnyh rabotnikov" [Some features of communication and motivation of remote employees], Iz-vestiya Dagestanskogo GAU, № 4 (4), pp. 150-155 (in Russian).

38. Zasluzhennaya, A. & Zheludenko, M. (2020). "Psihologicheskij aspekt distancionnogo obucheniya" [The psychological aspect of distance learning], Norwegian Journal of Development of the International Science, № 49-3, pp. 5355 (in Russian).

39. Zastelo, A. O. (2013). "Psihologichni osnovi distancijnogo navchannya" [Psychological foundations of distance learning], Visnik Harkivs'kogo nacional'nogo pedagogichnogo universitetu imeni G. S. Skovorodi. Psihologiya, vip. 45(2), p. 64. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/VKhnpu_psykhol_2013_45%282%29__13 (in Ukrainian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.