УДК 37.018.43:004.9+378.091.398
Развитие мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах повышения квалификации
Е. А. Селиванова
https://orcid.org/0000-0001-7326-3950 [email protected]
Developing teachers' motivation to exchange knowledge in remote forms of professional development
E. A. Selivanova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется тема совершенствования качества повышения квалификации, осуществляемой в связи с новыми запросами и условиями пандемии в дистанционном формате. Отмечается проблема снижения коммуникационной активности педагогов при дистанционном обучении. Это, в свою очередь, приводит к значительному снижению мотивации учителей к обмену знаниями. Поэтому ставится цель в описании основных положений по развитию мотивации педагогов к обмену знаниями в онлайн-форматах повышения квалификации. Проводится обзор научных исследований, позволяющий обнаружить высокую заинтересованность ученых и практиков в вопросе повышения продуктивности дистанционных форм обучения. Одним из решений видится усиление коммуникативной составляющей между преподавателем и слушателями, а также между самим слушателями в процессе онлайн-форм повышения квалификации. Методологической основой исследования выступают положения личностно ориентированной педагогики и андрагогики, ориентирующие на учет запросов основных получателей информации на курсах - педагогов. На данном основании показаны результаты исследования потребностей педагогических работников к преподавателям, осуществляющим их профессиональное обучение (переподготовку) в онлайн-формате.
Описание результатов связывается с данными эмпирического исследования и представ-
ляет собой основные положения, направленные на развитие мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах повышения квалификации. Данные положения связываются с необходимостью тщательной подготовки преподавателей к онлайн-занятиям, включающей составление корректно оформленной и визуально привлекательной презентации. Также рекомендуется формировать положительный имидж преподавателя, состоящий из гармоничного единства визуальных, аудиальных и содержательных характеристик. Предлагаемые положения связываются с целесообразностью подбора заданий для практической работы, осуществлением психологической поддержки слушателей, обсуждением острых для педагогов проблем и применением специальной системы поощрений.
Научная новизна заключается в выделении новых положений, обогащающих современную андрагогику в условиях цифровой образовательной среды. Практическая значимость представленных результатов заключается в возможности их широкого применения в системе дополнительного профессионального образования взрослых. Обсуждаются возможности и ограничения применения данных положений в условиях дистанционного повышения квалификации педагогических работников. Рассматриваются перспективы дальнейшей разработки вопроса.
Abstract
The article Updates the topic of improving the quality of professional development, carried out in connection with the new requests and conditions of
the pandemic in a remote format. The problem of decreasing communication activity of teachers in distance learning is noted. This leads to a significant decrease in teachers' motivation to share knowledge. Therefore, the goal is to describe the main provisions for developing teachers' motivation to exchange knowledge in online professional development formats. The review of scientific research is carried out, which allows to find out high interest of scientists and practitioners in the issue of increasing productivity of distance learning. One of the solutions is to strengthen the communication component between the teacher and students, as well as between students themselves in the process of online forms of professional development. The methodological basis of the research is the provisions of personal-oriented pedagogy and androgogy, which are focused on taking into account the requests of the main recipients of information at the courses (teachers). On this basis, the results of the study of the needs of teachers to teachers who provide their professional training (retraining) in online format are shown.
The description of the results is linked to empirical research data and represents the main provisions aimed at developing teachers' motivation to exchange knowledge in remote forms of professional development. These provisions are linked to the need for teachers to be carefully prepared for online classes, including a properly designed and visually attractive presentation. It is also recommended to form a positive image of the teacher, consisting of a harmonious unity of visual, audio, and content characteristics. The proposed provisions are linked to the expediency of selecting tasks for practical work, psychological support for students, discussion of acute problems for teachers, and the use of a special system of incentives.
The scientific novelty is to highlight new provisions that enrich modern andragogy in the digital educational environment. The practical significance of the presented results lies in the possibility of their wide application in the system of additional professional education for adults. Opportunities and limitations of the application of these provisions in the conditions of distance learning of teachers are discussed. The prospects for further development of the issue are considered.
Ключевые слова: развитие мотивации педагогов, обмену знаниями, дистанционное обучение, профессионализм, повышение квалифика-
ции, онлайн-лекция, цифровая образовательная среда.
Keywords: teacher motivation development, knowledge exchange, remote learning, professionalism, professional development, online lecture, digital educational environment.
Введение. В федеральном проекте «Учитель будущего» подчеркивается значимость повышения профессионализма педагогических работников. Для этого предлагается внедрение национальной системы профессионального роста, создание центров непрерывного развития профессионального мастерства учителей. От учителей в проекте требуется освоение навыков работы в здоровьесберегающей, лич-ностно ориентированной цифровой образовательной среде, обновление цифровых компетенций, причем непрерывное1. Эти знания им необходимы для работы в современных условиях, которые диктуются глубоким внедрением «цифры» в образование. Данный проект был утвержден в 2018 году, когда никто и не предполагал насколько на самом деле цифровизация прочно войдет во все сферы нашей жизни, включая образование, в связи с пандемией COVID-19. Поэтому повышение квалификации педагогов сегодня, с одной стороны, учитывает отмеченные тенденции, а с другой - и само осуществляется в цифровой среде с применением дистанционных технологий.
Любой образовательный процесс, в том числе и в системе повышения квалификации педагогов, как правило, предполагает обмен знаниями. Он может осуществляться между преподавателем и слушателями, между самим слушателями, что позволяет вовлекать обучающихся в профессиональные коммуникации. Обозначая свою позицию во время занятий, включаясь в дискуссии, предлагая собственные педагогические наработки, учителя повышают свои рефлексивные процессы, оказывают содействие коллегам и преподавателю в освоении и трансляции новых знаний. Поэтому вовлечение учителей в обмен знаниями позволяет интенсифицировать образовательный процесс, придать ему личностную окраску. Вместе с тем переход
1 ПАСПОРТ федерального проекта «Учитель будущего». URL: https://clck.ru/SC5YC (дата обращения: 23.11.2020).
на дистанционные формы повышения квалификации меняет данные коммуникации, которые значительно трансформируется при он-лайн-взаимодействии. Поэтому преподавателям важно осваивать новые инструменты повышения мотивации педагогов к обмену знаниями в профессиональных коммуникациях, осуществляемых онлайн.
Цель статьи заключается в описании основных положений по развитию мотивации педагогов к обмену знаниями в онлайн-форматах повышения квалификации.
Обзор литературы. Вопросы повышения квалификации учителей с использованием опосредованных форм коммуникации уже несколько десятков лет являются предметом научно-практического интереса. Специалистами описываются различные формы, применяемые в системе дополнительного профессионального образования педагогов: дистанционное обучение, онлайн-курсы. Рассматриваются их возможности, недостатки, условия эффективного применения.
Так, среди преимуществ дистанционного обучения учителей называются: а) гибкость (выбор наиболее оптимального количества часов программы); б) модульность (набор отдельных дисциплин, интегрирующихся в целый курс); в) параллельность (обучение без отрыва от работы и семьи); г) дальнодействие (расстояние не препятствие для обучения); д) асин-хронность (выбор времени и сроков обучения); массовость (не критичность по количеству слушателей); е) рентабельность (экономическая выгода) [1].
Вместе с тем называются и проблемы осуществления повышения квалификации педагогов в дистанционном формате. Они связываются в первую очередь с ИКТ-компетентностью как слушателей, так и преподавателей. Речь идет о том, что слушатели должны владеть навыками работы с компьютером и цифровыми технологиями.
Преподаватели, кроме цифровой грамотности, должны еще уметь перестроить технологии подачи материла, подготовить материалы для размещения в дистанционном курсе, спланировать время на разработку и размещение курса на цифровых платформах, продумать оптимальную систему оценки знаний слушателей [2].
Исследователями анализируются различные платформы для дистанционного обучения: Moodle, WebCT, В1аскВоаМ, eFront и др. Перечисляются такие возможности как многоязычный интерфейс, сервисная поддержка, использование различных шрифтов, анимация. В качестве одного из значимых преимуществ называется наличие средств коммуникации (обмен текстовыми сообщениями, файлами, наличие форумов и видеочата) [3]. Итак, можно заключить, что дистанционное обучение одна из популярных и развивающихся форм в повышении квалификации учителей. Такое обучение, несмотря на удаленность субъектов профессиональных коммуникаций, предполагает обмен знаниями посредством офлайн- и онлайн-коммуникаций. Это возможно путем обмена текстовыми сообщениями, файлами, видеоматериалами как в групповом формате на форумах, так и в индивидуальном - путем личных переписок.
Дистанционное обучение может включать выполнение слушателями заданий, размещенных на различных образовательных платформах, которое подразумевает в основном самостоятельное освоение слушателями знаний (например, Moodle). Кроме прочего, сегодня популярность набирают онлайн-лекции, представляющие больше возможностей для интерактивных коммуникаций. В этой связи исследователями анализируются современные варианты дистанционного обучения в системе повышения квалификации. Речь идет, в том числе, о массовых открытых онлайн-курсах (МООК). Такие курсы предполагают: открытое расписание (обучающиеся могут совмещать образовательные ресурсы по собственной удобной последовательности), открытое обучение (различные виды образовательной деятельности), открытую аттестацию (различные варианты аттестации: самооценивание, групповой контроль), открытую платформу (возможность создания привлекательного, понятного и стабильного интерфейса) [4].
Популярными в дистанционных формах повышения квалификации становятся онлайн-лекции, которые предполагают видеодиалог преподавателя и студента, в режиме реального времени посредством систем видеоконференции, с применение слайдов, анимации, чатов и возможностью мгновенного обмена сообщени-
ями. Такие лекции требуют от преподавателя ухода от формального подхода к изложению тем и ориентацию его на перестраивание своих пользовательских и коммуникативных компетенций. Они развивают самодисциплину преподавателя, ответственность в подготовке к занятию [5].
Онлайн-курсы сегодня рассматриваются как педагогический феномен, в котором практика опережает теорию. Выделяются различные классификации таких курсов, исходя из разных оснований. Например, по основанию «технологии изготовления» называются авторские курсы и командные, созданные профессионалами в какой-либо области, а также любителями. По основанию «провайдер» выделяются курсы, созданные различными компаниями, образовательными организациями, отдельными авторами. По основанию «численность контингента» выделяют онлайн-курсы с фиксированным числом участников и неопределенным числом мест. Также преподаватель может играть разную роль в таких курсах: выступать в роли диктора, разработчика, осуществлять общее руководство деятельностью обучающихся или выступать в роли наставника, работать одному или с коллегами (бинарные лекции, лекции-панели) [6].
Ученые отмечают, что предпочитаемые формы профессионального обучения в он-лайн-среде зависят от уровня пользовательской компетентности педагогов. Неуверенные пользователи ПК выбирают более пассивные форматы: работу с текстом (скачивание, выполнение практических заданий, отчет перед преподавателем в виде составленных учебно-методических материалов). Обычные пользователи ПК отдают приоритет интерактивным формам работы (вебинары, чаты, тесты, мультимедийные презентации, офлайн-консультации, видеоинструкции)2.
Специалисты выделяют специфику коммуникации обучающего и обучающегося в дистанционном взаимодействии. В первую очередь, она определяется большей самостоятель-
2 Плотникова А. Л. Исследование предпочтений взрослых обучающихся в выборе форм образовательной деятельности в онлайн-среде // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 4 (41). С. 24-34.
ностью обучающегося, которого необходимо мотивировать к взаимодействию через демократические, доброжелательные отношения. Преподавателю важно отслеживать собственный стиль поведения и преподавания, поддерживать интерес к обучению и сотрудничеству обучающихся. Во вторую очередь, рекомендуется создавать позитивный мудрый образ преподавателя, внушающий доверие обучающимся, чтобы его комментарии носили ценность. В третью очередь, отмечается необходимость учитывать особенности виртуальной коммуникации, предполагающей наличие времени задержки между вопросом и ответом [7].
Исследуя механизмы повышения качества образования при дистанционной форме обучения, ученые предлагают некоторые рекомендации преподавателям. Отмечается, что изображение преподавателя должно быть нейтральным, чтобы не отвлекать от трансляции информации второстепенными деталями. Рекомендуется уделить особое внимание презентации, тексту, графике, возможности применения анимации и символов, подчеркивающих значимость информации. Также даются советы по поддержке обратной связи с аудиторий через оценочные позиции («Хорошо!», «Неудачно!»), применение смайлов [8].
При этом исследователями подчеркивается, что при всей красочности презентаций и анимации непосредственное общение между преподавателем и обучающимися заменить невозможно. Отмечается, что для многих обучающихся имеет значение эмоциональный контакт, отсутствие которого может привести к негативным установкам на обучение. В таком контакте проявляется невербальный компонент общения, раскрывающий весь спектр коммуникаций. Поэтому при дистанционных формах обучения рекомендуется свести к минимуму обезличенную коммуникацию. Для этого уместно представлять максимально возможную информацию о преподавателях, включая их личные качества. Отмечается целесообразность формирования личных профилей, в которых описываются все достижения специалиста. Пишется о значимости создания условий для консультаций преподавателей с обучающимися. Поэтому внимание уделяется достижению эффекта присутствия всех обучающихся в аудитории, несмотря на удаленность. Именно
видеолекции позволяют ощутить личный контакт как с преподавателем, так и другими слушателями [9]. Стоит отметить, что все противники дистанционного обучения ссылаются именно на затрудненность непосредственной коммуникации, которая существенным образом снижает мотивацию к обучению и осложняет процесс обмена знаниями.
Итак, проведенный обзор позволил сформулировать следующие выводы:
- дистанционное обучение является одним из современных, стремительно развивающихся способов повышения квалификации;
- оно имеет как преимущества, так и недостатки, последние связываются с ослаблением непосредственного контакта обучающего с обучающимся;
- для повышения качества образования необходимо при всей технической оснащенности дистанционного обучения уделять внимание и его коммуникативной составляющей;
- создание эффекта присутствия и непосредственного контакта преподавателя со слушателями позволяет повысить мотивацию к обучению.
Методология (материалы и методы). Методологической базой исследования выступают личностно ориентированный и андрагогиче-ский подходы в обучении, ориентирующие на учет потребностей обучающихся. Специалисты формулируют основные положения, согласно которым необходимо принимать во внимание психологические особенности взрослых, в частности учителей [10]. Очень важно влияния цифровых форматов обучения на качество повышения квалификации педагогов. В этой связи был проведен опрос среди педагогических работников (общей численностью 80 человек), обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Практическая психология в образовании». Отметим, что данные педагоги проходили обучение в связи с пандемией коро-навируса на дистанционной основе. Первый созыв был полностью осуществлен на платформе Moodle, что предполагало отсутствие прямого контакта с преподавателем на лекциях, но наличие возможности переписки через электронную почту и связи по Scype и телефону. Второй и третий созывы данные педагоги обучались на онлайн-платформе для вебинаров MyOwnConference, то есть они имели возмож-
ность видеть лектора в реальном режиме, обмениваться сообщениями с ним и коллегами в чате и при необходимости могли сами попросить слово и высказать свое мнение как участник лекции.
Анкетирование проводилось онлайн на указанной платформе на третьем завершающем созыве (октябрь - ноябрь 2020 г.) в процессе освоения учебных дисциплин указанной программы. Слушателям было необходимо ответить на следующие вопросы: 1 . Какую форму повышения квалификации вы предпочитаете: очную, дистанционную или смешанную?
2. Назовите недостатки и преимущества дистанционного повышения квалификации.
3. Какие рекомендации вы могли бы дать преподавателям для повышения качества обучения в дистанционном формате? 4. В какой форме вам предпочтительнее осуществлять обмен знаниями: очной или дистанционной с применением онлайн-лекций? 5. Какие сложности при обмене знаниями вы испытываете в дистанционном обучении?
Были получены следующие результаты, являющиеся основанием для разработки положений по повышению мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах обучения. Отвечая на первый опрос, 29% слушателей отдали предпочтение очным формам повышения квалификации, 17% - дистанционным на платформе Мoodle, 37% - онлайн-лекциям, 17% - смешанному обучению, включающему все перечисленные форматы. Среди существенных недостатков дистанционного обучения слушатели указали проблемы, связанные со скоростью интернета на местах, что приводит к потере некоторой доли транслируемой информации, а также нехваткой «живого общения». В числе основных достоинств дистанционного обучения педагоги указали возможность обучения на месте (без отрыва от семьи и работы). С учетом эпидемиологической ситуации одним из основных преимуществ такого обучения называлось возможность сохранения собственного здоровья при отсутствии непосредственного контакта с другими людьми.
Для повышения качества профессионального обучения в дистанционных форматах слушатели предлагали отдавать преимущество в дистанционном обучении онлайн-лекциям, в которых они могли бы видеть преподавателя и
иметь возможность задать вопросы в реальном режиме. Также отмечалось, что удобным является освоение некоторых дисциплин на платформе Мoodle, так как это позволяет не отрываться от работы в отличие от необходимости присутствия на онлайн-лекциях, когда педагог не освобожден от ведения учебных занятий. Слушатели отмечали, что внимание привлекают яркие картинки на презентациях, читабельный текст и ссылки на примеры из практики работы преподавателей. Педагогам также импонировало их вовлечение в выполнение несложных практических упражнений и совместный разбор педагогических ситуаций из практики их работы. Вызывало желание внимательно слушать лекции, если их материал связывался с реальной педагогической практикой, предполагал понятные ответы на вопросы слушателей. Особую значимость слушатели уделяли готовности преподавателей «поделиться информацией» (книгами, презентациями, видеороликами). Также педагоги обращали внимание на психологические особенности преподавателей: позитивное настроение, использование юмора, выстраивание лекции в непринужденной форме.
Что касается обмена знаниями, то мнения слушателей разделились практически поровну и часть из них (53%) отметили, что предпочитали бы обмениваться знаниями в очном формате, а часть (47%) - в дистанционном. Среди сложностей обмена знаниями в дистанционном обучении слушатели назвали некоторую тревогу в связи с высказыванием в чате ошибочного мнения, которое другие слушатели могут осудить (33%). Также указывалось то, что слушатели не видят друг друга и поэтому им сложно отследить реакцию других (27%). Некоторые ссылались, что отвлекались на работу или «вылетал интернет», поэтому они имели сложности сосредоточения на ключевых вопросах (16%). Также была отсылка к недостаточному опыту (19%) и слабому обращению с «цифрой» (24%). Стоит отметить, что предложение преподавателя слушателям высказать свою позицию с подключением к онлайн-трансляции в режиме выступающего слушатели избегали. 98% предпочитали указывать свою позицию в чате.
Итак, полученные данные указывают на следующие выводы:
а) педагоги в силу обеспечения собственной безопасности выбирают дистанционное обуче-
ние, но с преобладанием живого общения на онлайн-лекциях;
б) они предпочитают интерактивные презентации, с читабельным текстом и визуально привлекательным оформлением;
в) большое значение имеет для педагогов возможность видеть преподавателя и задавать ему вопросы в чатах;
г) однако с собственной стороны они склоняются к общению в чате, нежели «демонстрации себя в эфире»;
д) при наличии выбора учителя предпочитают обмениваться знаниями в реальной, а не виртуальной коммуникации;
е) среди затруднений в онлайн-формате обмена знаниями называются технические ограничения (нет камеры на компьютере), отсутствие визуального контакта с аудиторией и страх продемонстрировать свою некомпетентность (последнее связывается еще и с тем, что слушатели проходят профессиональную переподготовку, а не повышение квалификации).
В целом можно отметить, что слушатели предпочитали получать знания, нежели ими делиться, то есть обмениваться.
Результаты и их описание. Полученные выводы позволяют сформулировать ряд предложений по развитию мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах повышения квалификации.
Первое предложение заключается в необходимости тщательной подготовки преподавателя к онлайн-занятиям, грамотному составлению презентаций, продумыванию вариантов визуализации. Имеет значение включать в презентации яркие картинки, связанные с изучаемой темой, задания по практической работе также отображать на слайде. Это обуславливается тем, что у слушателей иногда пропадает звук при недостаточной скорости интернета. Рекомендуется продумать систему вопросов, благодарю которым можно включить слушателей в обсуждение и стимулировать их к обмену знаниями.
Второе предложение связывается нами с формированием положительного имиджа преподавателя, который складывается из набора визуальных, аудиальных и содержательных компонентов. Всем известна пословица: «Встречают по одежке...», которая применима и к визуальному образу преподавателя. Не-
смотря на то, что слушатели видят преподавателя не в полный рост, имеет смысл продумать представленный слушателям образ. Конечно, преподаватель может отключить изображение камеры и поставить вместо него аватар (в этом преимущества для лектора онлайн-лекции), но слушатели предпочитают видеть говорящего. Это может значительно мотивировать их к более активному обсуждению вопросов и обмену знаниями. Также повышаются требования к речи говорящего, так как при очном взаимодействии преподаватель может компенсировать какие-то речевые недочеты. В онлайн-лекции основная нагрузка - это голосовая.
Третье предложение по повышению мотивации слушателей к обмену знаниями в онлайн-обучении связывается нами с необходимостью грамотного дозирования теории с практикой. Сегодня приоритет отдается практическим активным формам работы в повышении квалификации учителей, которые значительно сложнее организовать при дистанционном обучении. Целесообразно предлагать небольшие практические задания, выполнение которых можно обсудить со слушателями как в чате, так и с возможностью визуализировать говорящего. Уместно проводить экспресс-тесты с несложной обработкой и доступной интерпретацией. Также имеет смысл использовать ситуационные задачи, предложенные преподавателем или смоделированные слушателями.
Четвертое предложение связывается нами с важностью применения преподавателем специальных мотивирующих фраз, показывающих его доброжелательность и поддерживающих активных слушателей. Среди таких фраз могут быть: «Отлично!», «Замечательно!», «Превосходно!» Если же слушатель отвечает неверно, необходимо корректно его подвести к возможности посмотреть свой ответ. Уместно избегать резких критических оценок в общем чате. Можно написать комментарий индивидуально слушателю, если есть такая необходимость. Практика показывает, что применение смайлов в чате позволяет разрядить некоторую формальную обстановку и снять определенное напряжение, особенно его слушатели еще не знакомы с преподавателем. При этом необходимо дублировать информацию особо важную в чате. Однако не стоит забывать о корректности и грамотности формулирования своих мыслей.
Пятое предложение, связанное с развитием мотивации слушателей к обмену знаниями, заключается в готовности преподавателя поделиться материалами лекций. Можно сделать общую рассылку или отправить материал в чат, если в вебинарной платформе есть такая возможность. Также особую ценность, как правило, для слушателей составляют дополнительные материалы, которые может также представить преподаватель. Среди них - профессиональная литература с практическими советами, видеоролики или ссылки на сайты, которые содержат целый комплекс актуальных материалов. Здесь может проявиться эффект бумеранга, согласно которому чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Это в большей степени мотивирует педагогов к обмену знаниям.
Шестое предложение предполагает активизацию слушателей в выражении своей позиции в вопросах, которые больше всего их беспокоят. Как правило, когда идет обсуждение злободневных проблем, слушатели активизируются, особенно это связывается с возможной несправедливостью, конфликтными ситуациями на работе, высокой нагрузкой, приводящей к усталости и выгоранию. Однако важно регулировать такие дискуссии, потому что учителя могут задать негативный окрас всей беседе. При этом полезно ориентировать их и на поиск внутренних ресурсов для решения проблем, расширение представлений о способах сохранения профессионального здоровья.
Седьмое предложение по развитию мотивации к обмену знаниями рассматривается нами в аспекте продумывания специальной системы поощрений особо активным педагогам. Имеет смысл предложить альтернативную систему контроля знаний, которая может предполагать оценку усвоения информации слушателями по их активности в чате. Если слушатель проявляет низкую активность на занятии, ему предлагается выполнить задание и отправить преподавателю по почте (тест, эссе, мини-проект, презентацию и т. п.). Тем самым слушатели понимают, что целесообразнее быть более активными на лекции, чтобы сэкономить собственное время после нее.
Итак, нами сформулированы ряд предложений, связанных с развитием мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных
формах повышения квалификации. Резюмируем их:
- тщательная подготовка преподавателей к онлайн-занятиям, составление корректно оформленной и визуально привлекательной презентации;
- формирование положительного имиджа преподавателя, составляющих гармоничное единство набора визуальных, аудиальных и содержательных характеристик;
- подбор заданий для практической работы (небольшие задания, экспресс-тесты, ситуационные задачи);
- психологическая поддержка слушателей с помощью одобрительных высказываний, активизирующая слушателей;
- стимулирование высказываний слушателей по острым для них проблемам, что позволяет выговориться;
- применение специальной системы поощрений высказываний слушателей, например, в качестве зачета по освоению дисциплины.
Обсуждение. Предложенные рекомендации по развитию мотивации слушателей к обмену знаниями являются универсальными и могут быть применены в системе повышения квалификации педагогических работников, а также специалистов из других сфер. Они сформулированы на основе изучения научных источников, а также по данным эмпирического исследования самих слушателей, проходящих повышение квалификации в дистанционном формате. Кроме того, учитывался многолетний опыт работы автора статьи, осуществляющего повышение квалификации педагогов и их переподготовку в различных форматах: очном, дистанционном, смешанном. Данные рекомендации, несмотря на свою универсальность, имеют и ряд ограничений. Они связываются со сформированной коммуникативной культурой преподавателей в цифровой среде. Она представляет собой как психолого-педагогическую, так методическую и ИКТ-компетентность.
Заключение. Необходимость непрерывного профессионального развития педагогических кадров диктуется современными условиями, определяющими важность цифровизации образования. Осуществление повышения квалификации учителей в онлайн-среде имеет как преимущества, так и недоставки. Среди преимуществ можно назвать возможность удаленной
бесконтактной профессиональной коммуникации, это может являться и существенным недостатком. Он, в свою очередь, может снижать активность педагогов в обмене знаниями. Обзор научных источников показывает активную разработку вопроса повышения качества дистанционного образования. Проведенное авторское исследование запросов педагогов к повышению качества обучения в онлайн-форматах позволило выявить основные их потребности. На этой основе были сформулированы основные положения по развитию мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах повышения квалификации. Они связаны как с содержательной, так и организационной формой подачи информации, стимулирующей коммуникационную активность слушателей. Перспективами развития данной темы может стать проведение дальнейших опросов педагогов, направленных на изучение их удовлетворенности по применению обозначенных рекомендаций. А также корректировка сформулированных предложений и их последующее развитие.
Библиографический список:
1. Долбня, Н. И. Особенности дистанционного обучения в системе повышения квалификации / Н. И. Долбня. - Текст : непосредственный // Педагогическая наука и практика. -2014. - № 3 (5). - С. 86-89.
2. Варганова, И. В. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников / И. В. Варганова. - Текст: непосредственный // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2010. - № 8. - С. 288-291.
3. Муковоз, А. П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы / А. П. Муковоз. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. -№ 1.- С. 30-32.
4. Гущина, О. М. Массовые открытые он-лайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / О. М. Гущина, О. П. Михеева. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2017. - № 19 (7). -С. 119-136.
5. Осьмин, К. С. Внедрение онлайн-лекции в традиционное образование / К. С. Осьмин. -Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). -С.177-179.
6. Гречушкина, Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация / Н. В. Гречушкина. -Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - С. 125-134.
7. Яковлева, В. В. О взаимодействии и требованиях к общению в процессе дистанционного обучения / В. В. Яковлева. - Текст : электронный. - URL: https://clck.ru/SC5YC https://clck.ru/SC8LB (дата обращения: 25.11.2020).
8. Коротаева, Е. В. О взаимодействии субъектов в дистанционной форме обучения / Е. В. Коротаева. - Текст : непосредственный // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. - 2014. - № 3. - С. 68-73.
9. Мальцев, А. О. Средства коммуникаций дистанционного обучения / А. О. Мальцев. -Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2327 (дата обращения: 29.11.2020).
10. Ильясов, Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д. Ф. Ильясов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - № 2 (92). - С. 30-35.
References:
1. Dolbnia, N. I. Features of distance learning in the system of professional development [Oso-bennosti distancionnogo obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii], Pedagogical science and practice, 2014, No. 3 (5), pp. 86-89.
2. Varganova, I. V. The use of distance learning in the system of professional development of pedagogical workers [Ispol'zovanie distancionnogo obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov], Lifelong learning: continuous education for sustainable development, 2010, No. 8, pp. 288-291.
3. Mukovoz, A. P. Possibilities of using the software and instrumental platforms for distance learning for elementary school teachers [Vozmozhnosti ispol'zovaniya programmno-instrumental'nyh platform dlya distancionnogo obucheniya uchitelej nachal'noj shkoly], Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2013, No. 1, pp. 30-32.
4. Gushchina, O. M., Mikheeva, O. P. Mass open online courses in the system of training and professional development of pedagogical staff [Massovye otkrytye onlajn-kursy v sisteme podgo-tovki i povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov], Education and science, 2017, No. 19 (7), pp.119-136.
5. Osmin, K. S. Introduction of online lecture in traditional education [Vnedrenie onlajn-lekcii v tradicionnoe obrazovanie], World of science, culture, education, 2019, No. 4 (77), pp. 177-179.
6. Grechushkina, N. V. Online course: definition and classification [Onlajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya], Higher education in Russia, 2018, No. 6, pp. 125-134.
7. Yakovleva, V. V. About interaction and requirements to communication in the process of distance learning [O vzaimodejstvii i trebovaniyah k obshcheniyu v processe distancionnogo obucheni-ya]. Available at: https://clck.ru/SC5YC https://clck.ru/SC8LB (accessed date: 11/25/2020).
8. Korotayeva, E. V. About interaction of subjects in the course of distance learning [O vzaimodejstvii sub'ektov v distancionnoj forme obucheniya] Information and communication technologies in education, 2014, No. 3, pp. 68-73.
9. Maltsev, A. O. Means of communication of distance learning [Sredstva kommunikacij dis-tancionnogo obucheniya], Modern problems of science and education, 2009, No. 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2327 (accessed date: 11/29/2020).
10. Ilyasov, D. F. Organization of training of teachers in the institution of staff development [Organizaciya obucheniya pedagogov v uchrezhdenii povysheniya kvalifikacii kadrov], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2010, No. 2 (92), pp. 30-35.