ЧИЛПКРО
УДК 37.018.43:004.9
Массовые открытые онлайн-курсы как форма повышения квалификации педагогов
Т. Б. Волобуева
https://orcid.org/0000-0001 -6809-8962 [email protected]
Mass open online courses as a form of advanced training for teachers
^ B. Volobueva
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В данной статье обосновывается новый прогрессивный ресурс дополнительного профессионального образования педагогических кадров - массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Цифровое общество и цифровое поколение требуют использования богатых цифровых источников в образовании. Грамотно отобранный, структурированный и адаптированный контент позволит насытить самостоятельную работу слушателей качественной мультимедийной информацией, новыми видами коммуникаций, динамическим сопровождением. С целью исследования рациональности применения МООК в процессе усвоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации анализируются работы исследователей этого направления и опыт его практического применения. Методология (материалы и методы). Актуализируются форматы и возможности обучения через глобальную сеть. Анализируются факторы, которые превращают массовые открытые онлайн-курсы в платформу профессионального развития педагогов. Раскрывается структурная модель МООК. Выделены и охарактеризованы преимущества массовых открытых он-лайн-курсов: массовость и глобальность, свободный доступ, привлечение преподавателей самых престижных университетов, насыщенная, но краткая подача теории, мультимедий-ность учебных материалов, новейшие интерактивные и информационные технологии, взаимная проверка выполнения заданий, межкуль-
турное обучение, геймификация. Обозначены и аргументированы недостатки МООК: отсутствие непосредственного общения; технические трудности; трудоемкость построения курса; требование высокого уровня IT-компетентности у обучающихся; недостаточное владение английским языком; сложность самоорганизации обучающихся и др. Проанализирован опыт введение целевых МООК в систему повышения квалификации педагогов. Научная новизна состоит в том, что на основании выполненных исследований сконструирована модель открытых онлайн-курсов для повышения квалификации педагогических кадров, предложены перспективные направления их использования в системе дополнительного профессионального образования. Теоретическая значимость исследования заключается в аналитической компиляции и уточнении теоретической базы использования МООК при реализации дополнительных профессиональных программ. Практическое значение состоит в разработке и внедрении трех массовых онлайн-курсов, выявлении их преимуществ и недостатков. Результаты. Отслеживание эффективности нововведения позволила сделать вывод об их востребованности, результативности и перспективности в системе дополнительного профессионального образования педагогов.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The new progressive resource of additional professional education of pedagogical personnel-mass open online courses (MOOC) are justified in this article. Digital society and digital
generation require the use of rich digital sources in education. Well-selected, structured and adapted content will help to saturate the independent work of listeners with high-quality multimedia information, new types of communications, and dynamic support. The goal of research is to substantiate the feasibility of a model of productive professional development of teachers. Methodology (materials and methods). The author analyzes the works of researchers in this field and the experience of its practical application in order to study the rationality of using MOOC in the process of mastering additional professional training programs. The author actualizes the formats and opportunities of learning through the global network. The factors that turn mass open online courses into a platform for professional development of teachers are analyzed. Structural model of MOOC reveals. Benefits of massive open online courses: massive and globality; free access; to attract teachers of the most prestigious universities; rich, brief presentation of theory; multimedia learning materials; the latest interactive information technology; mutual verification of assignments; intercultural learning; gamification, isolated and characterized.
Disadvantages of MOOC: the lack of direct communication; technical difficulties; the complexity of building a course; the requirement of a high level of IT competence among students; insufficient command of the English language; complexity self-organization of students, etc., identified and reasoned. Experience of the introduction of targeted MOOC in the system of professional development of teachers are analyzed. The scientific novelty consists in the fact that on the basis of the performed research, a model of open online courses for improving the skills of teaching staff has been constructed, and promising directions for their use in the system of additional professional education have been proposed.
The theoretical significance of the study lies in the analytical compilation and refinement of the theoretical basis for the use of MOOC in the implementation of additional professional programs. The practical value is to develop and implement three mass online courses, identifying their advantages and disadvantages. Results. Tracking the effectiveness of innovations allowed us to draw a conclusion about their demand, effectiveness and prospects in the system of additional professional education of teachers.
Ключевые слова: курсы, онлайн, МООК, педагоги, дополнительное профессиональное образование, обучение, ресурс.
Keywords: courses, online, MOOC, teachers, additional professional education, training, resource.
Введение. Для достижения полноценного развития общества нужны компетентные специалисты с системным, критическим мышлением, когнитивной гибкостью, социальным интеллектом, способные работать в условиях неопределенности, в режиме многозадачности. Значит, востребованы педагоги, способные обеспечить эволюцию образования от обучения к способу жизни [1]. Чтобы соответствовать вызовам времени, педагоги должны постоянно совершенствовать свой профессионализм, погружаясь в актуальное образовательное пространство. Как известно, оно состоит из трех подпространств:
- окружающий мир, педагогическая практика;
- дополнительное профессиональное образование;
- подпространство самообразования и саморазвития.
Контент первого подпространства задается объективными закономерностями, второго -специально отобран, нормирован, интерпретирован. В основе третьего подпространства лежит свобода выбора содержания, его истолкования, технологий.
Педагог, отвечающий запросам обучающегося, - постоянно повышающий свою квалификацию специалист, продвинутый пользователь информационных технологий. Массовые открытые онлайн-курсы - современный педагогический инструмент, выступающий и как средство образования для учителя, и как способ нетрадиционной подачи учебного материала для учеников. Их главные преимущества - доступность, интерактивность, мультимедий-ность, актуальность. В них нет нормирования и условностей традиционных курсов, обеспечена свобода выбора места, времени, дозирования обучения, количества обращения к помощи и тренировочным упражнениям. Педагоги получают возможность уйти от стереотипов, научиться использовать элементы геймифика-ции, освоить подачу традиционного обучающего контента в современном формате.
Целью исследования является исследование целесообразности повышения квалификации педагогов на массовых открытых онлайн-курсах.
Обзор литературы. Конкурентный педагог включен в непрерывный процесс повышения квалификации, обеспеченный синтезом формального, неформального и информального обучения. Сегодня в мире существует ряд крупных институтов и центров, занимающихся фундаментальными исследованиями непрерывного образования взрослых. Наиболее значимые из них следующие: Международный институт педагогических исследований (Мюнхен), Швейцарская организация образования взрослых, Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург), Институт педагогического образования и образования взрослых (Киев), Международный институт планирования образования (Париж), «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО» (Москва), «Институт непрерывного образования взрослых» (Санкт-Петербург) Международный институт образования (Нью-Йорк), Международный педагогический центр (Севр, Франция), Национальный институт образования взрослых (Лондон) и др. Анализ содержания вышеперечисленных сайтов показал, что дистанционное обучение взрослых занимает ключевое место в непрерывном образовании. Информационные технологии предоставили ему новые преимущества, в частности мгновенную обратную связь и разноуровневые коммуникационные площадки.
Электронные обучающие системы разрабатывались многими российскими учеными и практиками, а также зарубежными теоретиками-разработчиками [2]. Сфера электронных обучающих систем продолжает активно исследоваться, обогащается интеллектуальными алгоритмами, базами знаний.
Непосредственно особенности открытых онлайн-курсов рассматривали Ф. Холландс, Д. Тирзали [3] и др. Они моделировали интеграцию открытых онлайн-курсов в образовательный процесс высшей школы, выстраивали их типологию. А. О. Чамчиян обоснованно отобрал перечень МООК и разработал методику их применения для непрерывного медицинского образования [4]. Но особенности их применения в системе дополнительного профессио-
нального образования педагогов остались вне поля зрения исследователей.
Материалы и методы. Для обеспечения актуальности, гибкости, непрерывности образования во всем мире широко используются он-лайн-ресурсы, среди которых особо популярны онлайн-курсы. В них ко всем преимуществам дистанционного обучения - комфортное время занятий, отсутствие затрат на дорогу к образовательной организации, индивидуальное сопровождение тьютора и пр. - добавляются структурированный, мультимедийный контент, интерактивный сервис, современные интернет-приложения, построение индивидуальных образовательных траекторий. В них можно сочетать все три вида образовательных подпространств через:
- образцы перспективных практик, жизненные ситуации и видеосюжеты;
- формальное и неформальное дополнительное профессиональное онлайн-обучение;
- насыщение цифровой среды материалами для профессионального и личностного саморазвития.
Наиболее распространенные форматы он-лайн-курсов:
- Активное обучение (Асйуе1еагш^) - не более десяти минут объясняется новый материал, все остальное время отведено на его практическую проработку.
- Обучение с саморегулированием (Selfpacing) - обучающийся сам выбирает время, продолжительность и ресурсы для изучения материала и выполнения заданий.
- Мгновенный отклик (Instantfeedback) -быстрая обратная связь, мгновенная проверка выполненного задания, возможны пояснения ошибок для их исправления.
- Геймификация (Gamifícatюn) - обучения с элементами игры, конструирования и проектирования. Могут быть задействованы различные материалы для модификации предметов и объектов изучения. Многозатратный.
- Взаимное обучение (Реейеагш^) - обучающие дискуссии, совместное решение сложных или творческих задач.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) называют самой революционной и перспективной образовательной технологией, которая позволяет синтезировать все вышеназванные форматы. [5]. Термин впервые был использован в
2008 году в работах группы канадских ученых (руководитель Джордж Сименс). [6, с. 97]. Это вариант электронного интерактивного обучения для широкого круга пользователей. Хотя определения понятия «массовые открытые он-лайн-курсы» не существует, каждое его слова отображает его суть. В самом названии заключены ключевые характеристики МООК:
- массовые - для большого (несколько сот) количества обучающихся;
- открытые - любой желающий может к ним подключиться без оплаты (используются открытое программное обеспечение, бесплатные сервисы) и без предварительных испытаний или отбора;
- онлайн - учебные и проверочные материалы, коммуникации находятся в сети Интернет в свободном доступе;
- курсы - обучение целенаправлено, имеет свою структуру и правила.
Курс разбивается на небольшие емкие блоки, содержит видеолекции, презентации, учебную анимацию, тесты, виртуальные лаборатории, электронные справочники, форумы, доски обсуждений и прочие интерактивные инструменты, удобный интерфейс и простую навигацию.
Ряд курсов не регламентируется расписанием лекций и сроками выполнения заданий. Каждый обучающийся сам выбирает свой темп и длительность обучения, темы для углубленной работы. Почти все МООК имеют мгновенную обратную связь, автоматизированную проверку контрольных заданий, тестов. Активное используется взаимопроверка, совместная экспертиза, рецензирование работ несколькими сокурсниками.
Джордж Сименс подчеркивал значение кон-нективизма в организации МООК [6]. Эта новая теория обучения базируется на концепциях сети, сложных самоорганизующихся систем и рассматривает обучение как процесс создания связей. Согласно коннективизму, образовательный процесс представляет собой конструирование и развитие сети, к которой обучающийся присоединяет новые узлы, формируя новые контакты. Узлами могут быть базы данных, сайты, книги, библиотеки, организации, люди, любые источники информации. Осмысливая материалы курса через призму своего профессионального опыта, обучающийся со-
здает свою знаниевую сеть, доступную другим, используя такие инструменты, как блоги, посты, диаграммы, вики-страницы, презентации, ментальные карты, видео, конспекты. Проходя по созданным связям, он использует подсети экспертов (более компетентных сокурсников), скользит по разно уровневым сетевым конструкциям пользователей курса, участвует в форумах и дискуссиях. Часть преподавательской работы берут на себя обучающиеся, проверка работ других участников курса, оценивание по заданным параметрам, рецензирование, ответы на вопросы. Подобным образом реализуется взаимообучение, взаимоподдержка и сотрудничество, расширяется образовательный контент.
Функционируют также МООК по традиционной дистанционной модели обучения, в которой структурировано содержание, регламентированы сессии, учебные занятия, контрольные процедуры. Почти все они представляют собой выложенные в открытом доступе университетские курсы.
Но МООК доступны пользователям круглый год. Сертификаты служат дополнительными стимулами пройти курс до конца. В ряде случаев за них предполагается оплата. Некоторым обучающимся достаточно скачать материалы для самообучения, соединить их с информацией из других источников и использовать на практике. То, что заканчивают курсы от 5 до 13% записавшихся на них [7, с. 89], нельзя назвать их недостатком, скорее - спецификой.
Главная идея МООК доступность образовательных ресурсов от ведущих университетов мира, заслуженных преподавателей, известных профессионалов.
Для педагогических кадров массовые открытые онлайн-курсы должны стать прогрессивным форматом дополнительного профессионального образования в сочетании с традиционными формами обучения. Их можно включать в курсы повышения квалификации, межкурсовые мероприятия, в информальное поле как ресурс для профессионального саморазвития. МООК не противоречит действующим образовательным моделям обучения взрослых, поддерживает их сильные стороны, снижает риски.
Обычная модель МООК включает в себя:
- подача нового материала (информативные короткие видеоролики, скрабинг презентации,
тексты в схемах и сравнительных таблицах и пр.) и дополнительных ресурсов для закрепления изученного (методические рекомендации, инфографика, навигация по соответствующим сайтам и др.);
- выполнение заданий (репродуктивного, исследовательского и творческого характера);
- участие в форумах и дискуссиях по изучаемой проблеме, консультации;
- итоговая аттестация (онлайн-экзамен, тесты, выполнение проекта);
- при успешной сдаче итоговой аттестации получение сертификата от образовательной организации - организатора курса.
Все материалы можно изучать так долго, как это потребуется каждому слушателю, многократно просматривать видео, советоваться с сокурсниками, консультироваться у преподавателей, использовать любое удобное время, даже поездки в транспорте. К преимуществам МООК следует отнести и межкультурное взаимодействие, т. к. записываются на курс заинтересованные люди со всего мира.
Результаты и их описание. В институте дополнительного педагогического образования центром дистанционного обучения разработаны и проведены три массовых открытых он-лайн-курса: «3D-графика и спецэффекты», «Основы визуального программирования», «Педагогический веб-дизайн». Записалось на обучение соответственно 311, 186 и 324 человека. Успешно закончили и получили сертификаты 36, 16 и 48 педагогов. Для выпускников проводился открытый онлайн-опрос, где предложили оценить качество образовательной среды, качество процесса повышения квалификации и качество результата.
Полностью удовлетворены качеством образовательной среды 86%. Особенно отмечались: учет образовательных запросов слушателей (84%); условия для обмена опытом с коллегами по группе (96%); партнерский стиль общения (92%). Замечания были к скорости интернета и некоторым техническим сложностям.
При оценивании качества процесса наибольшее число полностью удовлетворенных респондентов было по показателям: «Эффективность форм обучения» (92%), «Актуальность учебного материала» (94%), «Практическая направленность обучения» (88%). Среди
многообразия форм учебного взаимодействия слушатели предпочитают онлайн-дискуссии (65%), участие в вебинарах (62%) и личные он-лайн-консультации (62%). Самый высокий рейтинг качества результата у показателей: «Освоение новейших технологий» (92%), «Цифровое портфолио» (88%).
Опрос педагогов, окончивших более трех МООК (52 респондента), позволил выделить основные рекомендации новичкам. Следует зарезервировать для учебы конкретные дни и часы и стараться придерживаться их. Можно мотивировать себя «напоминалками», картой успеха, яркой таблицей достижений. Начинать лучше с простых непродолжительных курсов. Обязательно участвовать в онлайн -обсуждениях. Это позволит усилить вовлеченность в проблему, получить поддержку сокурсников, познакомится с интересными людьми. И, главное, связать свое обучение на МООК с реальным опытом: поучаствовать в проекте по теме курса, вступить в клуб единомышленников, найти альтернативные форумы по изучаемой проблеме, придумать свой вариант реализации новых знаний на практике.
Обсуждение. Как во всех формах заочного обучения, важными условиями успешности массовых открытых онлайн-курсов является высокий уровень самоорганизации и мотивации обучающихся. Авторы МООК широко используют мультимедийные возможности всемирной паутины, микро и гейм обучение, творческие задания, конкурентное партнерство, интерактивные методы, креативные площадки. На последних слушатели обмениваются идеями, обсуждают неоднозначные ситуации, презентуют авторские разработки.
Среди слабых сторон массовых открытых онлайн-курсов пользователи называют те же недостатки дистанционного обучения [8]:
- отсутствие реального общения снижает эмоциональную окраску бесед и лекций;
- необходимость качественного высокоскоростного интернета, технической оснащенности обучающегося для постоянного доступа к обучающим ресурсам;
- большая трудоемкость разработки курса, выполнение высоких требований к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, мотивации слушателей;
Таблица 1
Преимущества и недостатки МООК
Преимущества Недостатки
Массовость и глобальность Отсутствие непосредственного общения
Свободный доступ, возможность гибкого графика и расписания Технические трудности
Привлечение преподавателей самых престижных университетов Трудоемкость построения курса
Насыщенная, но краткая подача теории Требование хорошего уровня 1Т-компетентности у обучающихся
Мультимедийность учебных материалов Недостаточное владение английским языком
Новейшие интерактивные и информационные технологии Проблемное соблюдение интеллектуальной собственности
Взаимная проверка выполнения заданий Сложность обеспечения конфиденциальности и защиты данных
Межкультурное обучение Источники финансирования курса
Геймификация (награды, рейтинги, знаки отличия) Сложность самоорганизации обучающихся
- запрос на высокий уровень готовности обучающихся к работе с новейшими информационными технологиями, самоорганизации и дисциплины (недостаточная 1Т-компетент-ность, усталость после работы, домашние хлопоты - причины снижения продуктивности обучения);
- проблемность соблюдения авторских прав, лицензирования курсов.
Кроме вышеназванных рисков, следует отметить некоторую ограниченность содержания, т. к. МООК ориентирован на ускоренное обучение, прикладной характер материала. То есть не закладывается разностороннее рассмотрение объектов изучения, ознакомление с различными концептуальными подходами. Бесплатное обучение на курсах порождает потребность в поиске источников финансирования для оплаты работы преподавателей, разработчиков, тьюторов и др. Существуют трудности в обеспечении защиты данных, конфиденциальности. Во многих случаях проблемным является язык обучения, поскольку сегодня большинство МООК проводятся на английском языке. Если ограничивать себя русскоязычными курсами или переведенными, то значительно снижаются образовательные возможности. Ряд пользователей некоторые недостатки предлагают причислить к достоинствам, рассматривая массовые открытые онлайн-курсы еще и как тренажеры
самоорганизации и дисциплины, платформу для совершенствования английского, ресурс развития информационных, социальных, поликультурных и других компетенций. В таблице 1 приведены сильные и слабые стороны МООК.
Заключение. Таким образом, массовые открытые онлайн-курсы сегодня востребованы, эффективны и перспективны. Они объединяют обучение с самообразованием и взаимообучением, используют новейшие информационные технологии, мультимедийный контент, активные коммуникации. Для педагогических кадров МООК являются не альтернативой традиционному дополнительному профессиональному образованию, а его современным перспективным вектором, ресурсом развития профессионального мастерства, возможностью обучатся у ведущих мировых специалистов, приобщением к международному педагогическому сообществу. Осваивая курс, приобретая новые компетенции, педагог еще и овладевает новыми образовательными инструментами. Он сможет рекомендовать старшеклассникам полезные МООК, поддерживая их познавательный интерес своим опытом онлайн-обучения, использовать в своей педагогической практике высококачественные электронные учебные материалы, инициировать и принять участие в разработке востребованных школьниками массовых открытых онлайн-курсов.
Библиографический список:
1. О проекте «Образование 2030» // Сайт Федерального института оценки качества образования. - URL: https://fioco.ru/Contents/Item/ Display/2201455 (дата обращения: 08.09.2019). -Текст : электронный.
2. Лазарева, О. Ю. Архитектура интеллектуальной обучающей системы для оценки компетенций учащихся вузов / О. Ю. Лазарева. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2014. - № 5. -С. 55-64.
3. Hollands, F. M., Tirthali D. MOOCs: Expectations and Reality. Columbia University: Teachers College, 2014. 210 p.
4. Чамчиян, А. О. К вопросу о возможности сочетания. МООК и традиционных форм обучения / А. О. Чамчиян. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 339-347.
5. Кнорре-Дмитриева, К. Пять образовательных технологий, которые изменят мир в ближайшие пять лет / К. Кнорре-Дмитриева. -Текст : непосредственный // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 5.
6. Золотухин, С. А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов / С. А. Золотухин. - Текст : непосредственный // Дискуссия. - 2015. - № 4 (56). - С. 97-102.
7. Rice, J. MOOC versations: Commonplaces as Argument. INVASION OF THE MOOCS: THE PROMISES AND PERILS OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES. Edited by Steven D. Krause and Charles Lowe. Parlor Press Anderson, South Carolina, 2013, pp. 86-97.
8. Цыганкова, В. Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн-курсов) / В. Н. Цыганкова. - Текст : непосредственный // Креативная экономика. -2019. - Том 13. - № 3. - С. 523-532.
References:
1. About the project "Education 2030 " [O pro-ekte "Obrazovanie" 2030], Website of the Federal Institute for education quality assessment. Available at: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/ 2201455 (accessed date: 09/08/2020).
2. Lazareva, O. Yu. Architecture of intellectual learning system for evaluating the competencies of students of higher education institutions [Arhitektura intellektual'noj obuchayushchej sistemy dlya ocenki kompetencij uchashchihsya vuzov], News of higher education institutions. Problems of polygraphy and publishing, 2014, No. 5, pp. 55-64.
3. Hollands, F. M., Tirthal,i D. MOOCs: Expectations and Reality. Columbia University: Teachers College, 2014. 210 p.
4. Chamchiyan, A. O. Question of the possibility of combination. MOOC and traditional forms of education [K voprosu o vozmozhnosti so-chetaniya. MOOK i tradicionnyh form obucheni-ya], E-learning in continuing education, 2014, Vol. 1, No. 1 (1), pp. 339-347.
5. Knorre-Dmitrieva, K. Five educational technologies that will change the world in the next five years [Pyat' obrazovatel'nyh tekhnologij, kotorye izmenyat mir v blizhajshie pyat' let], Experiment and innovation at school, 2014, No. 5.
6. Zolotukhin, S. A. Advantages and disadvantages of mass open online courses [Preimush-chestva i nedostatki massovyh otkrytyh onlajn-kursov], Discussion, 2015, No. 4 (56), pp. 97-102.
7. Rice, J. MOOC versations: Commonplaces as Argument. Invasion of the MOOCs: the promises and perils of massive open online courses. Edited by Steven D. Krause and Charles Lowe. Parlor Press Anderson, South Carolina, 2013, pp. 86-97.
8. Tsygankova, V. N. Digitalization of the educational process (by the example of the mass online courses) [Cifrovizaciya obrazovatel'nogo processa (na primere massovyh onlajn-kursov], Creative economy, 2019, Vol. 13, No. 3, pp. 523-532.