Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/05PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гафиятуллина Э.А. Ретроспективный анализ массовых образовательных онлайн-курсов в образовательном пространстве // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gafiyatullina E.A. (2019). Retrospective analysis of mass educational online courses in the educational space. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 378.28 ГРНТИ 14.35.01
Гафиятуллина Эльвира Азатовна1
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Елабужский институт (филиал), Елабуга, Россия Старший преподаватель E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0902-3546 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191108869
Ретроспективный анализ массовых образовательных онлайн-курсов в образовательном пространстве
Аннотация. В статье рассматривается феномен массовых открытых онлайн-курсов, актуальные проблемы и тенденции их использования, влияние на систему высшего образования; вопросы использования массовых открытых онлайн-курсов университетом, перспективы развития, аспекты интеграции массовых открытых онлайн-курсов в основные образовательные программы высшего образования и программы дополнительного профессионального образования; опыт использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении. В статье описаны теоретические модели и эмпирические пути, которые могут быть использованы для интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс вуза и разработки методики их применения для обучения иностранному языку в вузе. Особую значимость для рассмотрения исторических аспектов исследований массовых открытых онлайн-курсов представляют работы, в которых отражены основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов, преимущества, актуальные проблемы и тенденции их использования, влияние на систему высшего образования, вопросы использования массовых открытых онлайн-курсов университетом, перспективы их развития.
Проведённый анализ выявил ряд проблем и противоречий: проблема взаимодействия со слушателями в интерактивной форме (огромное количество слушателей, разный уровень подготовки, персональная линия исследования и др.); проблема мотивации и самомотивации в массовых открытых онлайн-курсов и отсутствие единых стандартов сертификации, которые были бы приемлемы для провайдеров, университетов и работодателей; противоречие между эталоном свободного обмена знаниями и потребностью зарабатывать деньги вузами,
1 Персональная страница портала КФУ https://kpfu.ru/elvira. gafiyatullina
недоступность точной стратегии монетизации разработок, платность аппаратных и программных платформ для создания и работы массовых открытых онлайн-курсов, опасность сокращения рабочих мест по причине вытеснения классических курсов; сомнения в декларируемой всеобщей доступности массовых открытых онлайн-курсов, потенциальная академическая нечестность, риски для традиционных образовательных учреждений и преподавателей, угроза национальным системам образования и образовательный империализм. Кроме того, одним из препятствий в использовании массовых открытых онлайн-курсов для развивающихся стран может быть языковой барьер.
Ключевые слова: высшее образование; дополнительное профессиональное образование; интеграция; массовые образовательные онлайн-курсы; проблемы; ретроспектива; учебный процесс; тенденция; учебный процесс
В настоящее время одной из ведущих мировых тенденций в сфере высшего образования считаются массовые открытые онлайн курсы (англ. Massive Open Online Course). МООК - это курсы, предназначенные широкому кругу студентов для бесплатного использования через Интернет. Первые МООК были замечены в 2008 году, когда Стэнфордский университет провел несколько открытых онлайн курсов и на них подписались несколько сотен тысяч слушателей. Однако, взаимодействие со слушателями в интерактивной форме считается одной из самых весомых проблем, что вызвано рядом причин - большое число слушателей, различная степень подготовки, персональная траектория исследования и др.
Первые онлайн-курсы были запущены в сентябре 2013 года, и с того времени больше трёх млн. человек уже присоединились к Future Learn. Любая статья, видео- или же аудиофрагмент дают возможность обучающимся оставлять комментарии и задавать вопросы, преподаватели дают свои рекомендации и отвечают на вопросы обучающихся.
Эти курсы предполагают просмотр видеоматериала, работу с текстом, выполнение задач с автоматической проверкой и прохождение тестов. Образовательные платформы формируются специальными компаниями-провайдерами, специализирующиеся на предоставлении аналогичных предложений и образовательного контента (Coursera, Udacity и edX). Видеоряд может быть дополнен слайдами с нужной информацией, графикой, ссылками на иные видео, в том числе и мини-экзаменами в формате тестов, которые могут помочь в ходе лекции зафиксировать только что просмотренный материал. К видео, длящимся, как правило, 10-15 минут (от 4 до 8 видео в неделю), прилагаются вспомогательные материалы, которые слушатель исследует самостоятельно. Это могут быть статьи в печатных изданиях и научных журналах, киноленты, книги, фотографии, вспомогательные лекции и так далее.
Особую значимость для рассмотрения исторических аспектов исследований массовых открытых онлайн-курсов представляют работы, в которых отражены основные характеристики МООК, преимущества, актуальные проблемы и тенденции их использования, влияние на систему высшего образования, вопросы использования МООК университетом, перспективы их развития (Э.Г. Азимов, Д. Бадарч, Н.Г. Токарева, М.С. Цветкова, В.С. Макаров, С.В. Нилова, В.П. Тихомиров, К.А. Яснов, Л.В. Курзаева, А.Д. Григорьев, К.А. Маковейчук, Л.Г. Жук, Н.И. Ильинская, С.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина, А.А. Дерюгина, С.В. Артюшевская, Т.М. Хусяинов, С.Д. Калинина, А.Ю. Мазуров, А.Е. Бебнев, М.В. Лебедева, Тюлькин А.А., Аветисян Д.Д., Corti P., Milani M., Sancassani S.).
Э.Г. Азимов в своей статье отмечает, что в курсах используются различные формы взаимодействия и оценки уровня овладения учебным материалом. Кроме общения с преподавателем, тестов, используется технология взаимооценки работ, которая позволяет студентам оценить и дать свой отзыв о работах других студентов. Проблема взаимодействия со слушателями в интерактивной форме является одной из самых важных проблем. Сложность ее
https:// mir-nauki. com
решения вызвана рядом причин - огромное количество слушателей, разный уровень подготовки, персональная линия исследования и др. [1].
Измеряя эффективность массовых открытых онлайн-курсов крупнейших американских учебных платформ В.С. Макаров отмечает, что МООК целесообразно создавать не только в университетах, а, прежде всего, в обучающих центрах и компаниях, которые заинтересованы в поиске узкоспециализированных профессионалов, и указывает на проблему мотивации и самомотивации в МООК и отсутствие единых стандартов сертификации, которые были бы приемлемы для МООК-провайдеров, университетов и работодателей [2].
Проведённый анализ международного опыта разработки курсов и обучения на МООК-платформах К.А. Маковейчуком отмечаются дефекты МООК, в частности: противоречие между эталоном свободного обмена знаниями и потребностью зарабатывать деньги вузами, недоступность точной стратегии монетизации разработок, платность аппаратных и программных платформ для создания и работы МООК, опасность сокращения рабочих мест по причине вытеснения классических курсов. Основное количество МООК не дают кредиты по окончанию учебы, но по содержанию они такие же трудные, как и соответствующие курсы в кампусе. К.А. Маковейчук также делает сравнительный анализ относительно применения МООК для сетевого взаимодействия вузов [3].
Обобщая некоторые наиболее распространенные мнения о преимуществах и недостатках МООК, С.В. Артюшевская указывает на некоторые аспекты, подвергаемые сомнению и резкой критике: сомнения в декларируемой всеобщей доступности МООК, потенциальная академическая нечестность, риски для традиционных образовательных учреждений и преподавателей, угроза национальным системам образования и образовательный империализм. Кроме того, одним из препятствий в использовании МООК для развивающихся стран может быть языковой барьер, поскольку хорошее понимание английского языка является необходимым условием для изучения подавляющего большинства МООК [4].
Т.М. Хусяиновым определены явные недостатки МООК - отсутствие прямых консультаций, не завершение образовательного курса большинством слушателей, низкий статус в России получаемого после окончания МООК сертификата [5].
С.Д. Калинина описывает содержание решаемых университетом задач при помещении онлайн-курсов на известных образовательных платформах: (1) поиски «своего» студента, (2) обеспечение ведущей роли научной и педагогической мысли вуза в мире, (3) получение дохода вузом от всевозможных моделей монетизации интернет курсов и от повышения числа платных студентов, ознакомившихся с вузом при помощи МООК [6].
Тюлькин А.А. и Аветисян Д.Д. говорят о возможностях облачных сервисов и инструментально-программного комплекса для создания мультимедийных интерактивных МООК для обучения иностранным языкам. Данные технологии позволяют генерировать массовые открытые онлайн-курсы с полнофункциональными дидактическими возможностями для онлайн-обучения в Интернете в любой точке мира и способствуют организации промышленного производства МООК на каждой кафедре вуза или в каждой школе для каждого класса [7; 8].
Занимаясь проблемами создания и использования МООК в современном образовании, М.Б. Лебедева указывает на необходимость достаточной цифровой и информационной компетентности обучающихся, необходимость в сформированных на высоком уровне умениях учиться, планировать свою деятельность, возможную неадекватность при взаимооценивании, поскольку участники создают свое собственное содержание обучения и формируют свои образовательные маршруты, существенное затруднение обучения немотивированных обучающихся, несоответствие тестов заявленным требованиям обучения, формальный характер оценивания работ друг друга [9].
Corti P., Milani M., Sancassani S. отмечают, что МООК могут служить образовательным ресурсом, который позволяет международной команде разработчиков и преподавателей, принимая во внимание их контекстуальные и культурологические различия, работать вместе и обоюдно увеличить вероятность обучиться на рабочем месте [10].
Не менее важными являются работы ученых, посвященные аспектам интеграции МООК в основные образовательные программы высшего образования и программы дополнительного профессионального образования (Г.В. Можаева, А.О. Чамчиян, О.И. Абдалова, О.Ю. Исакова, И.П. Левшенкова, Maria Joseph A.I., Asoke Nath B.).
А.О. Чамчиян выявляя базисные особенности МООК, рассматривает модели интеграции МООК в образовательном пространстве: официальное внедрение МООК параллельно с классическим обучением (гибридное/смешанное образование), представленная модель подразумевает формирование у обучающихся становление совместной и самостоятельной работы с образовательным контентом; самостоятельное изучение МООК параллельно обучению в вузе для получения нужных способностей и получения важных компетенций, структура образовательной программы при данном соответствует основам открытого учебного плана, представленная модель при достаточном уровне мотивации и самодисциплины студента разрешает им самостоятельно (или в согласовании с рекомендациями вуза) создавать комплект компетенций, важный для определённой отрасли знаний, учреждения или региона; высокой квалификации преподавателей с поддержкой МООК. Ещё подчёркивается, что некоторые вузы заключают контракт с МООК-платформой Coursera на применение отдельных МООК, за которые будут представляться кредиты получающим степень бакалавра [11].
Asoke Nath B., Maria Joseph A.I. предлагают модель интеграции МООК в очные программы обучения в вузе. В данной модели учебное заведение совмещает очное взаимодействие, например, мониторинг онлайн-опросов и экзамены МООК [12].
В работе Л.Г. Жук отмечен тот факт, что большинство зарубежных МООК (порядка 80 %) проводятся на английском языке и этот, по мнению большинства ученых, недостаток может превратиться в достоинство и использоваться как дополнительное средство мотивации студентов, изучающих иностранный язык [13].
Модель комбинированного обучения предполагает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и применением дистанционных технологий. Учебный процесс, построенный на сочетании электронных обучающих программ в реальном времени и элементов индивидуальных занятий преподавателя с обучаемым, это так называемый курс blended learning. Он позволяет совмещать традиционное обучение с преподавателем и современные технологии, такие как электронное обучение или обучение по Интернету [14].
Таким образом, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) предоставляют возможность выбора большого количества учебных курсов по направлениям и профилям подготовки студентов вузов на изучаемом языке. Обучение имеет целый ряд возможностей для формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов: большое количество курсов от носителей языка, возможность профессиональной академической коммуникации, использование аудио и видео материалов, использование геймификации для повышения степени вовлеченности обучающихся, доступность для всех категорий студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азимов Э.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: проблемы создания и использования в обучении РКИ // Проблемы преподавания филологических
дисциплин иностранным учащимся: Материалы 4-й Международной научно-методической конференции. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 11.
2. Макаров В.С. Массовые открытые онлайн-курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов // Образовательные технологии. № 2. - С. 38-46.
3. Маковейчук К.А. Перспективы использования курсов в формате МООК в высшем образовании в России // МНИЖ. 2015. №6-3 (37). - С. 17-18.
4. Артюшевская С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31. - С. 88-99.
5. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн - курсов (МООС) как образовательной технологии // Наука. Мысль. - 2015. - №2. - С. 2129.
6. Калинина С.Д. Массовые открытые онлайн курсы (MOOC): педагогический ресурс или маркетинговый ход? / С.Д. Калинина // Сборник докладов и тезисов Форума «Преподаватель в среде e-learning» // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2014. - С. 82-86.
7. Тюлькин А.А. Облачные инструментальные сервисы для создания онлайнкурсов по иностранным языкам // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. Вып. 6: сб. ст. / М-во образования и науки РФ [и др.]; под ред. А.Л. Назаренко. - М.: Центр Дистанц. Образования: Факультет иностр. яз. и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова: Изд-во «Университетская книга», 2014. - С. 219-227.
8. Аветисян Д.Д. Инструментально-программный комплекс для создания мультимедийных интерактивных онлайн-курсов для дистанционного обучения иностранным языкам // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. Вып. 6: сб. ст. / М-во образования и науки РФ [и др.]; под ред. А.Л. Назаренко. - М.: Центр Дистанц. Образования: Факультет иностр. яз. и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; Изд-во «Университетская книга», 2014. - С. 77-84.
9. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // ЧиО. 2015. №1 (42). - C. 105-108.
10. Corti P., Milani M., Sancassani S. MOOCS as an Opportunity to Foster International Collaboration between Universities: MOOCs for Teachers // Proceedings of the European stakeholders summit on experiences and best practices in and around MOOCs (EMOOCS 2016). Graz, Austria. 2016.
11. Чамчиян А.О. К вопросу о возможности сочетания МООК и традиционных форм обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 1, № 1 (1). - С. 339-347.
12. Asoke Nath B., Maria Joseph A.I. "Integration of Massive Open Online Education (MOOC) System with in-Classroom Interaction and Assessment and Accreditation: An extensive report from a pilot study". Kolkata, India.
13. Жук Л.Г. Возможность интеграции зарубежных МООК в процесс обучения иностранному языку // Коммуникация в поликодовом пространстве: лингво-культурологические, дидактические, ценностные аспекты: материалы III международной научной конференции, 13-15 мая 2015 г., СПБПУ-Санкт-Петербург, 2015. - С. 87-89.
14. Фоминых М.И. Комбинированная модель обучения в дополнительном образовании Дворца творчества детей и молодежи // Вестник Марийского государственного университета. 2012. № 9. - С. 81-82.
Gafiyatullina Elvira Azatovna
Kazan (Volga region) federal university Elabuga institute (branch), Elabuga, Russia E-mail: [email protected]
Retrospective analysis of mass educational online courses in the educational space
Abstract. The article considers the phenomenon of massive open online courses, current problems and trends in their use, the impact on the higher education system; questions of the use of mass open online courses by the university, development prospects, aspects of integrating mass open online courses in the main educational programs of higher education and continuing professional education programs; experience using massive open online courses in training. The article describes theoretical models and empirical paths that can be used to integrate massive open online courses into the educational process of a university and develop a methodology for their application for teaching a foreign language at a university. Of particular importance for considering the historical aspects of the study of mass open online courses are works that reflect the main characteristics of mass open online courses, advantages, current problems and trends in their use, impact on the higher education system, issues of using mass open online courses by the university, prospects for their development.
The analysis revealed a number of problems and contradictions: the problem of interacting with students in an interactive form (a huge number of students, different levels of training, personal research line, etc.); the problem of motivation and self-motivation in massive open online courses and the lack of uniform certification standards that would be acceptable to providers, universities and employers; the contradiction between the standard of free knowledge exchange and the need to earn money by universities, the inaccessibility of an accurate development monetization strategy, the cost of hardware and software platforms for creating and running massive open online courses, the danger of job cuts due to crowding out of classical courses; doubts about the declared universal accessibility of massive open online courses, potential academic dishonesty, risks to traditional educational institutions and teachers, a threat to national education systems and educational imperialism. In addition, a language barrier may be one of the barriers to using massive open online courses for developing countries.
Keywords: higher education; additional professional education; integration; mass educational online courses; problems; retrospective; educational process; trend