УДК 378.091.398+37.018.43:004
Современные коммуникативные технологии в системе повышения квалификации работников образования
А. А. Чивилев
https://orcid.org/0000-0001 -8648-9975 chivilev.aleksandr@mail. ru
Modern communication technologies in the system of advanced training of educators
А. A. ^т^
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В данной статье рассматривается проблема эффективного использования коммуникативных технологий в системе повышения квалификации работников образования. Коммуникативные технологии определяются как методы и средства по организации целенаправленной, системно организованной межличностной коммуникации с целью решения какой-либо образовательной либо учебной задачи. Организация образовательного процесса в рамках курсов повышения квалификации анализируется с учетом встраивания коммуникационных средств и использования коммуникативных технологий. Автором раскрывается идея о том, что обучение работников образования на курсах повышения квалификации требует активного включения слушателей в процесс межличностной коммуникации, которая сегодня существенно изменилась в связи с развитием научно-технического прогресса. Цель исследования заключается в описании особенностей современных коммуникативных технологий, используемых в системе повышения квалификации работников образования. Методология (материалы и методы): в исследовании используются теоретический анализ и синтез с целью обобщении научных источников, а также системный подход, для изучения формирования представлений о современных коммуникативных технологиях в системе повышения квалификации работников образования. Результаты. Коммуникативные
технологии проанализированы с учетом различных видов учебных занятий как классических (практическое занятие, семинар, лекция), так и технически опосредованных, организованных с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, которые разделяются автором на синхронные и асинхронные. Выяснено, что в современных реалиях для преподавателя курсов повышения квалификации становится актуальным поиск и применение результативной реализации коммуникативных технологий, которые являются специфическими для каждой формы проведения занятий как способа организации межличностной коммуникации. Рассмотрены тенденции современного этапа развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в системе повышения квалификации, указаны имеющиеся плюсы и минусы основных форм организации обучения слушателей. Практическая ценность статьи определена возможностью использовать основные выводы для организации курсов повышения квалификации их различного типа и вида.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. This article discusses the problem of the effective use of communication technologies in the system of advanced trainig of educators. Communicative technologies are defined as methods and means for organizing a focused, systemically organized interpersonal communication in order to solve any educational or educational task. The or-
ganization of the educational process in the framework of continuing education courses is analyzed taking into account the integration of communication tools and the use of communication technologies. The author reveals the idea that training educators in continuing education courses requires active inclusion of students in the process of interpersonal communication, which today has changed significantly in connection with the development of scientific and technological progress. The goal of the research is to describe the features of modern communication technologies used in the continuing education system for educators. Methodology (materials and methods). The study uses theoretical analysis and synthesis in order to generalize scientific sources, as well as a systematic approach, to study the formation of ideas about modern communication technologies in the system of advanced training of educators. Results. Communicative technologies are analyzed taking into account various types of educational classes, both classical (practical, seminar, lecture), and technically mediated, organized using distance educational technologies and e-learning, which are divided by the author into synchronous and asynchronous. It has been found that in modern realities for the teacher of continuing education courses, the search and application of the effective implementation of communicative technologies that are specific for each form of conducting classes as a way of organizing interpersonal communication becomes relevant. The tendencies of the modern stage of the development of distance educational technologies and e-learning in the advanced training system are examined, the available pros and cons of the main forms of organization of student training are indicated. The practical value of the article is determined by the ability to use the main conclusions for organizing continuing education courses of their various types and types.
Ключевые слова: межличностная коммуникация, коммуникативные технологии, образовательный процесс, взаимодействие, лекция, практическое занятие, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Keywords: interpersonal communication, communicative technologies, educational process, interaction, lecture, practical lesson, distance learning technologies and e-learning.
Введение
В современном мире компьютеризация образования расширяет возможности для обучения, снижая при этом возможности межличностного общения и «живого» труда педагога, что приводит к изменению характера коммуникативности [1]. Происходящая во всем мире цифровая революция существенно влияет на общественное сознание, создавая обновленные образы реальности, типы взаимодействий личности, социальных групп и общественных институтов [2], изменениям подвергаются многие, если не все сферы человеческой жизни и профессиональной деятельности. Так, образовательная деятельность, имея широкие перспективы использования современных технологий, повсеместно включает их в образовательный процесс, заставляя взглянуть на систему образования и повышения квалификации под совершенно новыми углами и ракурсами.
Процесс информатизации включает в себя повсеместное вхождение сети Интернет в общество, а далее и в систему повышения квалификации, что влияет на используемые средства и методы обучения, активизирует преподавателей на поиск новых, актуальных способов преподнесения материала. Сложность состоит в том, чтобы подобрать наиболее приемлемые средства обучения, способствующие эффективному процессу обновления знаний.
Серьезные трансформации образовательной деятельности в системе повышения квалификации приводят и к обновлению информационно -образовательной среды, заставляя более тщательно исследовать данный процесс. На сегодняшний день существенную составляющую информационно-образовательной среды представляет собой виртуальное образовательное пространство, основанное на компьютерных технологиях, информационных сетях со своей инфраструктурой, различными сервисами, где педагоги, выступая в качестве субъектов образовательной деятельности, могут обучаться независимо от своего текущего местонахождения.
Описанные изменения ярко контрастируют с относительно недавним прошлым. В тот момент, когда зарождалась эра компьютеров, основой обучения в ее рамках были специальные обучающие компьютерные программы (все
еще сохранившиеся и имеющие своих потребителей), которые использовались в образовательных и иных целях [3, с. 69]. Однако сегодня дистанционные формы обучения пришли им на замену и представляют собой форму широкого распространения образования вне зависимости от расстояния и местоположения субъектов с большими возможностями к интерактивности.
Дистанционное обучение со всеми его преимуществами становится удобной, привлекательной формой получения образования и распространяется наравне с традиционными аналогами [4]. Более того, сегодня осуществляется активное объединение различных форм обучения. В результате вышеописанных процессов все в большей степени актуализируется тема развития коммуникации в образовательных организациях, а в частности, учитывая выбранную тему нашего исследования, особое значение приобретает рассмотрение развития и протекания межличностной коммуникации в образовательном пространстве учреждений повышения квалификации работников образования.
Обзор литературы
Анализ научной литературы показал, что коммуникации, коммуникативные процессы и технологии активизировали интерес многочисленных исследователей из различных областей научного знания. Сущность коммуникативных технологий рассматривалась зарубежными исследователями через социальную коммуникацию (Г. Гарфинкель)[5], через межличностное взаимодействие (К. Левин1), через общение и коммуникацию (Ф. Дэнс и К. Ларсон2). В рамках направления исследования коммуникативных технологий развиваются и различные концепции, связанные с теорией «постиндустриального общества» (Д. Белл3) в которых социальные явления анализируются с точки зрения передачи технологий и знания.
1 Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб. : Речь, 2000. 408 с.
2 Dance F., Larson C. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. N. Y. Holt, Rinehart & Winston, 1976. 206 p.
3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социологического прогнозирования / под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 2004. 788 с.
В свою очередь ряд отечественных исследователей (Г. М. Андреева4, А. А. Бодалёв5, Т. А. Терехова6 и др.), изучая данную тему, выделяют в качестве наиболее приоритетных такие категории и процессы, как: «общение», «взаимодействие», «отношения». Отечественные исследователи коммуникативных технологий (Р. Ф. Абдеев7, З. Е. Маркарян8, Н. М. Моисеев [6] и др.) изучали и философские основы современной информационной цивилизации, ее коммуникативные процессы и аспекты генезиса современного общества.
Об интерактивном взаимодействии в системе повышения квалификации, образовательных коммуникациях, компьютерно -опосредованной коммуникации в своих трудах пишут Е. В. Василевская [7], Д. О. Краснова [8], Е. В. Чернобай [9] и т. д. Идея безусловной ценности понимания «человеком человека» в коммуникации приобретает всеобъемлющий характер в работах практически всех исследователей.
Методология (материалы и методы)
Проблема, затрагиваемая в данной статье, заключается в том, что, несмотря на имеющиеся исследования коммуникативных технологий, отсутствует единый, устоявшийся подход в определении категории «коммуникативные технологии», не определены их особенности, слабо раскрывается механизм осуществления коммуникативных технологий в системе повышения квалификации работников образования.
Цель статьи определена вышеобозначенны-ми проблемами и заключается в анализе коммуникативных технологий, выявлении их особенностей и сущности. Для достижения поставленной цели предполагается использование
4 Андреева Г. М. Психология социального познания : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 1997. 239 с.
5 Бодалёв А. А. Психология общения // Избранные психологические труды. М. : Изд-во Моск. пси-хол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. 320 с.
6 Терехова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во «Репро-центр А1», 2013. 121 с.
7 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 241 с.
8 Маркарян З. Е. О генезисе человеческой деятельности. Ереван, 1973. 147 с.
таких методов научного исследования, как: теоретический анализ и синтез с целью обобщении научных источников; системный подход для изучения формирования представлений о современных коммуникативных технологиях в системе повышения квалификации работников образования.
Результаты и их описание
Прежде всего мы рассмотрим межличностную коммуникацию между преподавателем и слушателями курсов повышения квалификации, после чего разберем сущность коммуникативных технологий, которые используются в образовательном процессе.
Коммуникация в учреждениях повышения квалификации представляет собой связь, взаимодействие между различными субъектами, процесс передачи и обмена информацией. Рассматривая коммуникацию в учреждениях повышения квалификации как взаимодействие, следует подчеркнуть, что результативность профессиональной деятельности преподавателя в существенной степени зависит от уровня овладения им технологиями межличностного общения. Так, при низком уровне овладения технологиями межличностного общения, коммуникативные действия осуществляются стихийным, неорганизованным способом. В свою очередь высокий уровень характеризуется вы-веренностью и продуманной структурой коммуникативных актов, что позволяет эффективно достигать образовательные цели.
Коммуникативные технологии целесообразно рассматривать как процесс организации межличностной коммуникации.
Если говорить более точно, то, по нашему мнению, сущность коммуникативных технологий заключается в целенаправленности межличностной коммуникации, разнообразии ее средств, возможности организации обратной связи, своевременном контролировании процесса взаимодействия, ориентировании на достижение коммуникативных и образовательных целей.
Сам термин «коммуникативная технология» определяют следующим образом: «это процесс последовательного, пошагового, разработанного на научной основе решения какой-либо проблемы, имеющей организационную или социальную значимость. Использование в коммуникации технологий позволяет управлять органи-
зационными или социальными процессами» [10, с. 156]. Коммуникативные технологии представляют собой «технологические процессы, в основе которых лежит взаимодействие между людьми, выражающееся в форме их об-щения9». Мы же в рамках данной статьи дадим свое определение данному понятию. На наш взгляд, коммуникативная технология представляют собой методы и средства по организации целенаправленной, системно организованной межличностной коммуникации с целью решения какой-либо образовательной, либо учебной задачи. Коммуникативные технологии в образовательном процессе облад а-ют гибкостью, они слабо поддаются внешним ограничениям, поскольку при коммуникативном взаимодействии выстраивается сложная система организации межличностной коммуникации, где каждый субъект выступает со своей независимой позиции, а обратная связь играет ключевую роль.
Коммуникативные технологии изучаются при помощи организации межличностной коммуникации в рамках образовательного процесса повышения квалификации, где многое зависит от вида учебного занятия, будь то классические виды занятий, такие как семинар, практическое занятие, лекция, экзамен или занятия/мероприятия, организованные при помощи использования современных дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (вебинары, смарт-курс, онлайн-семинары, мобильное обучение, дополненная реальность и др.). Помимо перечисленных выше форм взаимодействия, совместная деятельность преподавателя и слушателей курсов повышения квалификации организуется при помощи: онлайн-проектов, форумов, чатов, онлайн дискуссий/консультаций, блогов, совместных публикаций, совместной работы с различными образовательными информационными системами, электронными информационными ресурсами и т. д.
Под влиянием столь большого числа информационно-коммуникационных форм взаимодействия и наличия интернет-технологий мы можем заметить, что сегодня меняется коммуникация в научной, академической среде - ре-
9 Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2011. 600 с.
же посещаются библиотеки, конференции, семинары, но чаще используются социальные медиа, научные онлайн-платформы и мероприятия [11]. Несомненно, что для системы повышения квалификации это играет крайне важную роль, т. к. меняются подходы к организации процесса повышения квалификации, во многом меняются и используемые коммуникативные технологии.
Для более глубокого анализа современных коммуникативных технологий разберем то, как преподавателем курсов повышения квалификации работников образования организуется коммуникация на различных видах занятий начиная с традиционных, т. е. очных форм. Первой формой, которую мы разберем, является лекционное занятие. В программах повышения квалификации работников образования количественное наполнение лекционных занятий не должно превышать 30% от общего числа, т. к. делается упор на активное включение слушателей в деятельность.
Лекционное занятие на курсах повышения квалификации представляет собой четкое и планомерное изложение свежего научного материала путем использования поставленной речи и хорошего знания актуальной для слушателей темы. Структура лекционных занятий включает в себя несколько этапов (подготовка, вступление, основная часть, заключение, анализ), каждый из которых имеет свои особенности в организации профессиональной коммуникации между преподавателем курсов и слушателями. Например, подготовка к лекционному занятию предполагает разработку структуры, плана, подбор способов передачи лекционной информации с последующей аргументацией. Подготовка к лекции также подразумевает умение устанавливать плодотворную профессиональную коммуникацию со слушателями курсов.
Вступление характеризуется задачей мотивирования слушателей начать непосредственный контакт, получать новую информацию по обозначенной теме.
В сравнении с классическими лекциями, использующимися в системе высшего образования, где обучающимся предлагаются новые для них знания, у слушателей курсов уже имеется практический опыт деятельности и разный уровень теоретической подготовки.
Следовательно, лекция на курсах повышения квалификации подразумевает вовлечение в диалог, с целью выявления уровня подготовки слушателей, обмена положительным опытом, постановки проблемы, интеграции с практическими видами деятельности.
Основная часть. Выстраивание межличностной коммуникации и подбор коммуникативной технологии во время лекции имеет большую эффективность, если преподаватель курсов повышения квалификации использует различные методы управления вниманием, например: ясно и грамотно структурирует собственную речь, ставит акцент на особо важных аспектах лекции, ориентируется на эмоциональную связь с аудиторией, приводит примеры из профессиональной деятельности и т. д.
Активность слушателей повышается и благодаря невербальным средствам общения, периодическим обращениям к слушателям с целью достижения соучастия проявляющегося в ходе совместной деятельности преподавателя и слушателей. Установление невербального контакта и соучастия в деятельности способствует появлению определенного эмоционально-психологического фона как у слушателей, так и у самого преподавателя. Кроме того, постоянная (или периодическая) постановка различных вопросов перед аудиторией, подразумевает ответы слушателей, дает возможность вступить в диалог, начать совместное обсуждение проблемной ситуации. Аналогичный эффект имеет и обратная ситуация, когда преподаватель намеренно провоцирует появление вопросов у аудитории и отвечает на них.
Этап завершения лекции включает в себя обобщение изложенного материала и нацеливает слушателей на дальнейшее самостоятельное изучение темы (и применение в профессиональной деятельности). Наконец последний этап работы преподавателя курсов повышения квалификации - это анализ проведенного занятия, в том числе того, как была организована межличностная и групповая коммуникация. Осмыслению или переосмыслению подвергаются глубина установления контакта, восприятие аудиторией информации; заинтересованность слушателей, наличие или отсутствие обратной связи, а также другие моменты, которые являются для преподавателя знаковыми.
Для достижения цели статьи нам необходимо отметить наиболее характерные минусы, присутствующие в лекционных занятиях. Так, во время лекций крайне ограниченной является возможность индивидуализировать процесс обучения, организовывать профессиональный диалог с каждым конкретным слушателем. В результате данного ограничения зачастую учитываются не индивидуальные особенности слушателей, а лишь особенности группы как единого целого. Кроме того, темы лекций, их содержание и темп чтения слабо зависят от восприятия слушателей, сложно повысить и степень активности всей группы, т. к. во время лекционных занятий реальной является возможность пассивного участия слушателей, отсутствия вдумчивого восприятия и понимания материала, что существенно снижает эффективность лекций.
Далее мы переходим к практическим занятиям. Сам термин «практическое занятие» является обобщающим понятием и вбирает в себя семинар, лабораторную работу, упражнение и все другие виды работ, направленные на углубление научно-теоретических знаний. Для изучения современных коммуникативных технологий практические занятия чрезвычайно важны, ведь помимо наработки навыков применения свежеполученных знаний, они подразумевают совместную деятельность как преподавателя со слушателями, так и слушателей между собой, а также групповые виды работ. Кроме того, практические занятия выступают актуальным средством для максимально быстрого получения обратной связи со слушателями курсов повышения квалификации, что является важной характеристикой при выборе коммуникативной технологии.
Структура практических занятий может выглядеть следующим образом: вступительное слово преподавателя, вопросы слушателей, дополнительные разъяснения, практическая работа слушателей, заключительное слово преподавателя и подведение итогов. Для того чтобы организовать практическую часть занятий на высоком уровне, необходимо внести в нее разнообразие, например организовать дискуссии, выполнение тренировочных заданий, решение различных задач. Слушатели, как правило, четко понимают, в какой степени им нужны данные практические занятия в собственной про-
фессиональной деятельности. В случае, когда слушатели осознают, что развивающий/творческий/инновационный потенциал практических занятий иссяк, интерес исчезает. Преподавателю курсов повышения квалификации следует проводить практические занятия таким образом, чтобы каждый слушатель находился в процессе творческой работы, решения сложных профессиональных задач, поиска альтернативных решений и т. д. Преподаватель в данном случае выступает в качестве консультанта, контролирует работу слушателей, оказывает помощь при появлении затруднений.
Другой важной формой проведения курсов повышения квалификации является вовлечение слушателей курсов в проектную деятельность, что предстает одной из наиболее эффективных форм работы, результатом которой становятся конкретные продукты, необходимые в профессиональной деятельности (разработки учебных ситуаций, где применяются новые образовательные технологии, проекты локальных нормативных актов и др.). Межличностная коммуникация, организованная в группе практиков, позволяет вырабатывать решение проблем на основе обмена опытом и его обсуждения. Проектная деятельность обеспечивает освоение новых профессиональных компетенций, что также повышает значение и важность данной формы организации курсов повышения квалификации. Данные позиции мотивируют слушателей и актуализируют диалоговые формы межличностной коммуникации, что, в свою очередь, позволяет развивать коммуникативную компетенцию педагогов.
Характерные минусы практических занятий и проектной деятельности схожи с теми, что были выделены нами в лекциях. Образовательный процесс все также ограничен слабыми возможностями индивидуализации обучения и отсутствием возможности вести плодотворный, профессиональный диалог с каждым слушателем. Сохраняется и вероятность пассивного участия тех слушателей, которые по каким-либо причинам (усталость, негативное эмоциональное состояние, незаинтересованность в теме занятия и т. д.) не участвуют в групповой работе.
Итак, опора на профессиональную межличностную коммуникацию является особенностью организации очного обучения в системе
повышения квалификации работников образования. Более того, очные формы организации курсов дают возможность поддержания необходимого профессионального диалога способствующего процессу обмена опытом, созданию проектных продуктов, которые можно использовать в практической деятельности, благодаря чему осваивать новые компетенции.
Все вышеописанное подтверждает то, что традиционные коммуникативные технологии, используемые в системе повышения квалификации, по-прежнему остаются современными и актуальными. Коммуникативные технологии, используемые при организации традиционных видов занятий, широко раскрываются благодаря тому, что имеется оперативная обратная связь, структурная и содержательная целостность межличностной коммуникации, которую легко инициировать, контролировать, выбирая наиболее оптимальные для этого методы и средства. Таковы неотъемлемые преимущества традиционных видов организации занятий.
Обсуждение
Анализируя современные коммуникативные технологии, нельзя не назвать средства электронного обучения и дистанционной связи, которые трансформируют коммуникативное образовательное пространство и вносят свои коррективы. В них межличностная коммуникация, сохраняя большинство своих характерных признаков, опосредуется техническими средствами, что значительно расширяет ее возможности [12].
До повсеместного распространения сети Интернет методы работы с информацией, используемые в дистанционном образовании, включали материалы, передаваемые через почтовые пересылки, телепрограммы и радиовещание. Лишь появление онлайн-коммуникаций сместило дистанционное образование, и субъекты образовательного процесса получили возможность общаться в специально отведенное время [13]. Примечательно, что большинство дистанционных образовательных систем были разработаны прежде всего для самообразования, когда человек получает доступ к знаниям, которые хранятся в электронных книгах, материалах лекций, справочниках и т. д. Именно открытие свободного доступа к учебным материалам позволяло осуществлять самостоятельное изучение выбранных тем. Существенный минус
был в том, что не существовало диалога с преподавателем, а соответственно не было полноценной возможности изучить интересующий предмет, делиться суждениями, оперативно получать ответы на вопросы. Очевидным является, что даже самые подробные лекции и красочные презентации не могут быть равноценны общению с преподавателем, а следовательно, ни о каких коммуникативных технологиях нельзя было вести речь. Единственным возможным выходом для придания дистанционному обучению реального образовательно потенциала было встраивать в него различные средства межличностных коммуникаций.
Важно понимать, что дистанционное образование берет свое еще начало в середине XX века, когда только делались попытки организовать процесс обучения без личного присутствия участников образовательных отношений в пределах единого пространства. Основной целью дистанционного образования ставилось снижение стоимости программ обучения и тем самым понижение уровня неграмотности в развивающихся странах [13]. Сегодня дистанционное обучение имеет ряд собственных теоретических положений и принципов (системность, научность, самостоятельность, последовательность, слияние онлайн-технологий с учебными формами организации процесса обучения и т. д.). Особенностью организации дистанционного обучения является опосредованное взаимодействие его участников и ограниченность в применении, которая выражается в том, что процесс коммуникации задан компьютерной программой или цифровой системой и не может выходить за ее рамки. Соответственно эффективность такого рода опосредованной коммуникации зависит от имеющегося материально-технического оборудования (компьютер, смартфон, веб-камера, роутер с поддержкой высокоскоростного интернета и т. д.), имеющегося у слушателей опыта работы с данным оборудованием (информационно-коммуникационной компетентности) и от качества самой программы, либо системы, где крайне важным является разнообразие функционала, удобство и понятность ее интерфейса. Именно сложность совмещения всех вышеперечисленных условий составляет основной минус коммуникативных технологий, реализуемых при помощи дистанционного обучения.
В большинстве случаев дистанционное обучение предполагает использование сети Интернет в качестве единственного средства коммуникации, для того чтобы общение включало в себя возможность использования электронных площадок для приема и передачи информации, а также для общения в реальном времени [14]. Благодаря этому технические средства, обеспечивающие передачу учебной информации и организующие взаимодействие, постоянно меняют наши представления о месте, времени и объеме включения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Появляется возможность организовывать новые модели осуществления коммуникации и организации совместной деятельности преподавателя со слушателями курсов повышения квалификации.
А далее мы рассмотрим основные достоинства и недостатки различных способов организации опосредованной межличностной коммуникации при проведении курсов повышения квалификации. Так, средства организации межличностной коммуникации можно разделить на синхронные и асинхронные.
Асинхронные коммуникации позволяют обмениваться информацией в разное время, которое определяет каждый субъект образовательного процесса. Преимущество асинхронных коммуникаций состоит в том, что появляется возможность эффективно накапливать новые знания и обмениваться информацией. Более того, их психологическое восприятие является более неформальным и свободным, т. к. нет необходимости присутствовать очно. Важное преимущество заключается и в отсутствии зависимости от времени и места, однако данное преимущество может негативно сказываться на самоконтроле и самодисциплине слушателей, когда нет четкого расписания, а прочие дела (как личные, так и связанные с работой) становятся весомой преградой в планомерном освоении курса.
Наиболее значимым минусом асинхронных средств коммуникации является отсутствие непосредственной связи, эмоционального контакта, а также невербального общения с преподавателем и коллегами из других образовательных учреждений. Эмоциональный контакт, как и возможность организации доверительного общения на курсах повышения квалификации,
является одним из способов снять негативные переживания, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя или административного персонала образовательного учреждения. В свою очередь невербальный контакт усиливает и содержательно дополняет речь, а потому является крайне важным для поддержания комфорта не только слушателей, но и самого преподавателя.
Другим значительным минусом при использовании дистанционного асинхронного обучения являются проблемы, связанные с тайм-менеджментом, когда слушатели откладывают выполнение заданий на более поздний срок, тем самым процесс закрытия заданий пролонгируется и затягивается. Основными причинами являются человеческие факторы: нехватка времени, сил, слабая мотивация слушателей курсов и т. д. Таким образом, потенциал раскрытия коммуникативных технологий при асинхронных коммуникациях является весьма ограниченным, что необходимо компенсировать очными занятиями либо средствами синхронных коммуникаций.
К синхронным средствам коммуникации относят те, что создают эффект присутствия всех участников обучения, предоставляют возможность субъектам образовательного процесса обмениваться информацией в одно и то же заранее обговоренное время. Причем эффект присутствия на учебном занятии имеет особое значение, т. к. позволяет установить личный контакт с преподавателем и другими слушателями при помощи голосовых и видеоконференций. Кроме того, эффект личного присутствия и контроль над временем обучения повышает внимание и важность курсов, делает группу более организованной. Организация курсов повышения квалификации при помощи видеосвязи во многом позволяет объединить плюсы как очного обучения, так и дистанционного. Синхронные средства коммуникации дают возможность контролировать учебное занятие, например отключать звук, чат, останавливать трансляцию видео, предоставлять слово слушате-лю(ям) и т. д. Синхронные средства коммуникации также предоставляют возможность организовать личные контакты преподавателя со всеми слушателями (в том числе и персональный диалог с каждым слушателем), а также слушателей друг с другом, что способствует
обмену опытом, наращиванию профессиональных и коммуникативных компетенций.
Анализируя синхронные коммуникации, можно сделать вывод, что они являются наиболее предпочтительными благодаря вышеперечисленным плюсам, а также возможности получать и передавать информацию одновременно, делиться различными файлами и материалами, организовывать непосредственное профессиональное общение. Однако стоит учитывать и то, что для получения максимальной эффективности от курсов повышения квалификации необходимо комплексное использование различных типов организации профессиональной межличностной коммуникации. Вспомогательным средством организации синхронного обучения являются текстовые конференции или чаты. В них коммуникативные технологии реализуются при помощи общения между преподавателем и слушателем в чате, иногда чат может включать всех слушателей курсов повышения квалификации. Очевидными минусами данного варианта организации процесса обучения являются отсутствие визуального контакта, невозможность установить реального отправителя текста, что является важным при онлайн-экзаменах, прохождении итоговой аттестации и т. д.
Итак, использование компьютерных и интернет-технологий для организации дистанционных курсов - это одно из важнейших направлений в системе повышения квалификации работников образования. Компьютерные технологии способны как значительно расширить возможности получения образования, так и выступать преградой для раскрытия коммуникативных технологий. Открытость асинхронных форм позволяет сделать образование удобным, гибким, быстрым и эффективным. Однако по некоторым позициям организация асинхронных форм повышения квалификации существенно ограничивает возможность полноценного профессионального диалога и невербального контакта, в результате чего может возникнуть психологический дискомфорт, затруднения в самостоятельном ознакомлении с учебными материалами.
Наиболее актуальным решением подобного рода проблем может являться комплексное задействование синхронных, асинхронных и очных средств коммуникаций.
Заключение
Обучение работников образования в рамках курсов повышения квалификации требует активного включения слушателей в межличностную коммуникацию, которая сегодня существенно изменилась в связи с развитием средств коммуникации. В сегодняшних реалиях для преподавателя курсов повышения квалификации становится актуальным поиск и применение результативной реализации коммуникативных технологий, которые являются специфическими для каждой формы проведения занятий (очных и с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, синхронных и асинхронных занятий) как способа организации межличностной коммуникации
Перечислим основные особенности использования коммуникативных технологий в различных формах повышения квалификации. Очные формы позволяют организовать непосредственный диалог и обмен опытом, создавать проектные продукты, которые можно использовать в практической деятельности, осваивать новые компетенции в деятельностной форме, однако очные формы подвержены слабой индивидуализации обучения, сохраняется возможность пассивного нахождения в группе. В свою очередь синхронные формы предоставляют возможность организации диалога и консультирования слушателей, дают контроль над протеканием учебного занятия, возможность получать и передавать информацию одновременно, но осложняются разными техническими возможностями слушателей и разным уровнем ИКТ-компетентности. Наконец асинхронные формы позволяют организовать консультирование слушателей в процессе проверки заданий, дают возможность обмениваться информацией в удобное время, являются более неформальными и свободными, но при использовании асинхронных технологий отсутствует непосредственная связь со слушателями, нет эмоционального контакта и невербального общения, зачастую возникают проблемы с тайм-менеджментом.
Обобщая вышеизложенное, добавим, что учебное пространство, где осуществляется взаимодействие субъектов образовательной деятельности подразумевает использование активной межличностной коммуникации, многочис-
ленных диалогов и полилогов как в их непосредственных, так и технически опосредованных формах. Использование коммуникативных технологий при помощи сети Интернет существенно помогает при организации образовательного процесса и зачастую является незаменимым. Именно поэтому современным учреждениям повышения квалификации необходимо в числе первых нарабатывать опыт работы с информационными ресурсами, не только обогащать знаниями слушателей, но и привносить в свою деятельность обновленные элементы научно-технического прогресса, показывая на своем примере их актуальное использование и возможности. Учреждения повышения квалификации, не использующие новые информационно-коммуникативные технологии и не внедряющие в образовательный процесс обновленные технические и технологические инновации, организационные и дидактические новшества, вряд ли могут позиционировать себя инновационными и достигать качественных изменений в подготовке, а также переподготовке специалистов в области образования.
Библиографический список:
1. Корчагина, М. И. Коммуникативность -профессиональное качество педагога / М. И. Корчагина. - Текст : электронный // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 7. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunika tivnost-professionalnoe-kachestvo-pedagoga (дата обращения: 18.03.2020).
2. Обухова, Ю. О. Новые технологии коммуникации в восприятии современного человека / Ю. О. Обухова, Л. И. Евсеева, А. Г. Танова. -Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-kommunikatsii-v-vospriyatii-sovremennogo-che loveka (дата обращения: 22.04.2020).
3. Днепровская, Н. В. Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации (на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике) / Н. В. Днепровская, C. C. Хромов, Т. П. Скорикова. - Текст : непосредственный // Открытое образование. -2016. - № 5. - С. 68-75.
4. Кислухина, И. А. Использование дистанционных образовательных технологий в систе-
ме высшего образования: проблемы и перспективы / И. А. Кислухина. - Текст : электронный // УЭкС. - 2017. - № 9 (103). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-di stantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.05.2020).
5. Гарфинкель, Г. Понятие «доверия»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение / Г. Гарфинкель ; пер. с англ. В. Г. Николаева. -Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 11: Социология. - 1999. - № 4. - С. 126-166.
6. Моисеев, Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н. Н. Моисеев. - Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. - 1993. - № 3. -С.6-14.
7. Василевская, Е. В. Сетевая школа методиста как механизм реализации сетевого подхода в методическом сопровождении педагога / Е. В. Василевская. - Текст : непосредственный // Наука, образование, бизнес: проблемы, перспектива, интеграция : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. В 4 частях. Часть I. - Москва : Арт-Консалт, 2013. - С. 96-98.
8. Краснова, Д. О. Оптимизация образовательного процесса с использованием образовательного сервиса Getcourse / Д. О. Краснова. -Текст : непосредственный // Цифровое образование и наука. - 2019. - С. 51-55.
9. Чернобай, Е. В. Подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов : монография / Е. В. Чернобай. -Москва : ГОУ Педагогическая академия, 2009. - 103 с.
Макович, Г. В. Коммуникативные технологии в деятельности профессиональных групп / Г. В. Макович. - Текст : электронный // Вопросы управления. - 2014. - № 3 (9). - URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye -tehnologii-v-deyatelnosti-professionalnyh-grupp (дата обращения: 23.04.2020).
10. Жданова, Е. В. К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного / Е. В. Жданова, О. В. Харитонова, С. С. Хромов. - Текст : электронный // Вестник
УМО «Экономика, статистика и информатика». - 2012. - № 3. - С. 8-16.
11. Коробова, С. Ю. Особенности массовой, межличностной и массовой Self-коммуникации в современной медиареальности / С. Ю. Коробова - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2017. - № 3. -С.96-100.
12. Ламинина, О. Г. Технологии и принципы дистанционного обучения: зарубежный опыт / О. Г. Ламинина. - Текст : непосредственный // Педагогический журнал. - 2016. - № 4. -С.380-389.
13. Толстоухова, И. В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология / И. В. Толстоухова. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2016. -№ 2 (47). - С. 98-100.
14. Кучер, О. Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза / О. Н. Кучер. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27008 (дата обращения: 22.04.2020).
References:
1. Korchagina M. I. Communicativeness - the professional quality of the teacher [Kommu-nikativnost' - professional'noye kachestvo peda-goga], Scientific research in education, 2008, No. 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kom munikativnost-professionalnoe-kachestvo-pedago ga (accessed date: 04/18/2020).
2. Obukhova Yu. O., Evseeva L. I., Tanova A. G. New communication technologies in the perception of modern man [Novyye tekhnologii kommu-nikatsii v vospriyatii sovremennogo cheloveka], Theory and practice of social development, 2017, No. 12. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/novye-tehnologii-kommunikatsii-v-vos priyatii-sovremennogo-cheloveka (accessed date: 04/22/2020).
3. Dneprovskaya N. V., Khromov S. S., Skori-kova T. P. The methodology and methodology of distance learning in scientific and professional communication (based on the example of developing a distance master's course in linguistics) [Metodologiya i metodika distantsionnogo obucheniya v nauchno-professional'noy kommu-
nikatsii (na primere razrabotki distantsionnogo magisterskogo kursa po lingvistike)], Open education, 2016, No. 5, pp. 68-75.
4. Kislukhina I. A. The use of distance learning technologies in higher education: problems and prospects [Ispol'zovaniye distantsionnykh obra-zovatel'nykh tekhnologiy v sisteme vysshego obra-zovaniya: problemy i perspektivy], 2017, No. 9 (103), Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatel nyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (accessed date: 05/15/2020).
5. Garfinkel G. The concept of "trust": trust as a condition for stable coordinated actions and its experimental study [Ponyatiye "doveriya": doveri-ye kak usloviye stabil'nykh soglasovannykh deystviy i yego eksperimental'noye izucheniye], Social and human sciences: domestic and foreign literature. Abstract journal. Series 11: Sociology. 1999, No. 4, pp. 126-166.
6. Moiseev N. M. Information Society: Opportunities and Reality [Informatsionnoye ob-shchestvo: vozmozhnosti i real'nost'], Communication and social status, 1994, No. 3, pp. 428-451.
7. Vasilevskaya E. V. The network school of the methodologist as a mechanism for implementing the network approach in the methodological support of the teacher [Setevaya shkola metodista kak mekhanizm realizatsii setevogo podkhoda v metodicheskom soprovozhdenii pedagoga], Science, education, business: problems, perspective, integration: proceedings of scientific papers of the International scientific and practical conference. In 4 parts. Part I. Moscow: Art Consult, 2013, pp. 96-98.
8. Krasnova D. O. Optimization of the educational process using the Getcourse educational service [Optimizatsiya obrazovatel'nogo protsessa s ispol'zovaniyem obrazovatel'nogo servisa Getcourse], Digital Education and Science, 2019, pp. 51-55.
9. Chernobay E. V. Training of teachers for the creation of electronic educational resources: monograph [Podgotovka uchiteley k sozdaniyu elektronnykh obrazovatel'nykh resursov: mono-grafiya], Moscow: Pedagogical Academy, 2009. 103 p.
10. Makovich G. V. Communicative technologies in the activities of professional groups [Kommu-nikativnyye tekhnologii v deyatel'nosti profession-
содеете.
А
ЧИППКРО
al'nykh grupp], Management Issues, 2014, No. 3 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommu nikativnye-tehnologii-v-deyatelnosti-professionalnyh-grupp (accessed date: 04/23/2020).
11. Zhdanova E. V., Kharitonova O. V., Khro-mov S. S. The question of selection criteria and evaluation of web resources in Russian [K voprosu o kriteriyakh otbora i otsenki veb-resursov v prepodavanii inostrannykh yazykov i russkogo yazyka kak inostrannogo], Bulletin of the UMO "Economics, Statistics and Informatics", 2012, No. 3, pp. 8-16.
12. Korobova S. Yu. Features of mass, interpersonal and mass self-control in modern media reality [Osobennosti massovoy, mezhlichnostnoy i massovoy Self-kommunikatsii v sovremennoy me-diareal'nosti], Bulletin of SUSU. Series: Psychology, 2017, No. 3, pp. 96-100.
13. Laminina O. G. Technologies and principles of distance learning: foreign experience [Tekhnologii i printsipy distantsionnogo obucheni-ya: zarubezhnyy opyt], Pedagogical journal, 2016, No. 4, pp. 380-389.
14. Tolstoukhova I. V. Distance Learning as a Modern Pedagogical Technology [Distantsionnoye obucheniye kak sovremennaya pedagogicheskaya tekhnologiya], 2016, No. 2 (47), pp. 98-100.
15. Kucher O. N. Variants of the inclusion of distance educational technologies, e-learning in the educational process of the university [Varianty vklyucheniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy, elektronnogo obucheniya v uchebnyy protsess vuza], Modern problems of science and education, 2017, No. 5. Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=27008 (accessed date: 04/22/2020).