Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3944
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Полушкина Анна Олеговна

Проблема и цель. В российском обществе переход на дистанционное обучение образовательных организаций в марте 2020 года в связи с новой коронавирусной инфекцией вызвал острую дискуссию об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. Перед системой образования встала задача подготовки специалистов в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Цель исследования заключалась в определении основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения в ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение вузов. Методология. Использовался анализ научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания. Результаты. Содержание и форма образования значительно трансформируются в долгосрочной перспективе. Сегодня необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинары, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в обучении. Поэтому информационные технологии будут крайне востребованы выпускниками и подготовят их к практическому использованию ИТ на рабочем месте. Кроме того, ИТ могут существенно увеличить эффективность обучения, поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать его, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса. Заключение. Онлайн-обучение и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего. Благодаря ИТ создаются условия для активной познавательной и учебной деятельности, обеспечивается индивидуализация обучения, превращающая обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Полушкина Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF DISTANCE LEARNING DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Problem and goal. In Russian society, the simultaneous and mass transition to distance learning of educational organizations in March 2020 in connection with a new coronavirus infection caused a sharp discussion about the effectiveness and consequences of this format of training, as well as about the prospects for its use after the COVID-19 pandemic. In the current conditions, the education system is faced with the task of training specialists in the face of the uncertainty of the future and the accelerated digitalization of the economy. The purpose of the research is to analyze the main factors influencing the development and spread of distance learning in the coming years, as well as the possible short and long-term consequences of switching to distance learning in higher education institutions. Methodology. The analysis of the scientific literature and practical activities, as well as experienced teaching, was used in the study. Results. The content and form of education will significantly transform in the long term. Today the necessary digital competencies cannot be acquired within the framework of the traditional educational process (lectures, seminars, exams in oral form), without the systematic use of information technologies in the educational process. Information technologies will be in high demand by graduates and will allow them to be prepared for the practical use of IT in the workplace. In addition, it can significantly improve the effectiveness of training because it allows to implement an individual learning trajectory, personalize training, remove restrictions on the time and place of training, and increase the visibility and interactivity of the educational process. Conclusion. Online education, e-learning using distance learning technologies in the long term will meet the demand of students and society for training in an uncertain future. Thanks to information technologies, conditions are created for active cognitive and educational activities of students, individualization of training is provided, turning the student into an active and equal participant in the educational process, including by refusing to provide ready-made differentiated knowledge, which leads to the formation of the reproductive nature of thinking in students.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

RUDN Journal of Informatization in Education

Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования

2021 Vol. 18 No. 1 36-44

http://journals.rudn.ru/ informatization-education

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF THE NET OF OPEN DISTANT EDUCATION

DOI 10.223 63/2312-8631 -2021-18-1-3 6-44 УДК 37

Научная статья / Research article

Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Г.А. Краснова0, А.О. Полушкина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 И [email protected]

Аннотация. Проблема и цель. В российском обществе переход на дистанционное обучение образовательных организаций в марте 2020 года в связи с новой коронавирусной инфекцией вызвал острую дискуссию об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. Перед системой образования встала задача подготовки специалистов в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Цель исследования заключалась в определении основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения в ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение вузов. Методология. Использовался анализ научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания. Результаты. Содержание и форма образования значительно трансформируются в долгосрочной перспективе. Сегодня необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинары, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в обучении. Поэтому информационные технологии будут крайне востребованы выпускниками и подготовят их к практическому использованию ИТ на рабочем месте. Кроме того, ИТ могут существенно увеличить эффективность обучения, поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать его, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса. Заключение. Онлайн-обучение и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего. Благодаря ИТ создаются условия для активной познавательной и учебной деятельности, обеспечивается индивидуализация обучения, превращающая обучающегося в активного и равно-

© Краснова Г.А., Полушкина А.О., 2021

0 I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/

правного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, высшее образование, пандемия, кризис образования

Благодарности и финансирование. Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы «Институциональные реформы в системе высшего образования и их воздействие на управление и экономику вузов» (11.1, 2020).

История статьи: поступила в редакцию 2 октября 2020 г.; принята к публикации 9 ноября 2020 г.

Для цитирования: Краснова Г.А., Полушкина А. О. Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 1. С. 36-44. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44

State and prospects of distance learning during the COVID-19 pandemic

Gulnara A. KrasnovaE, Anna O. Polushkina

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82 Prospekt Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation El [email protected]

Abstract. Problem and goal. In Russian society, the simultaneous and mass transition to distance learning of educational organizations in March 2020 in connection with a new corona-virus infection caused a sharp discussion about the effectiveness and consequences of this format of training, as well as about the prospects for its use after the COVID-19 pandemic. In the current conditions, the education system is faced with the task of training specialists in the face of the uncertainty of the future and the accelerated digitalization of the economy. The purpose of the research is to analyze the main factors influencing the development and spread of distance learning in the coming years, as well as the possible short and long-term consequences of switching to distance learning in higher education institutions. Methodology. The analysis of the scientific literature and practical activities, as well as experienced teaching, was used in the study. Results. The content and form of education will significantly transform in the long term. Today the necessary digital competencies cannot be acquired within the framework of the traditional educational process (lectures, seminars, exams in oral form), without the systematic use of information technologies in the educational process. Information technologies will be in high demand by graduates and will allow them to be prepared for the practical use of IT in the workplace. In addition, it can significantly improve the effectiveness of training because it allows to implement an individual learning trajectory, personalize training, remove restrictions on the time and place of training, and increase the visibility and interactivity of the educational process. Conclusion. Online education, e-learning using distance learning technologies in the long term will meet the demand of students and society for training in an uncertain future. Thanks to information technologies, conditions are created for active cognitive and educational activities of students, individualization of training is provided, turning the student into an active and equal participant in the educational process, including by refusing to provide ready-made differentiated knowledge, which leads to the formation of the reproductive nature of thinking in students.

Keywords: e-learning, distance learning technologies, online learning, higher education, pandemic, education crisis

Acknowledgements and Funding. The article was prepared within the framework of the research work "Institutional reforms in the higher education system and their impact on the management and economy of higher education institutions" (11.1, 2020).

Article history: received 2 October 2020; accepted 9 November 2020.

For citation: Krasnova GA, Polushkina AO. State and prospects of distance learning during the COVID-19 pandemic. RUDN Journal of Informatization in Education. 2021;18(1): 36-44. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44

Постановка проблемы. Переход на обучение в режиме онлайн абсолютного большинства образовательных организаций всех уровней во всех странах мира в первой половине 2020 г. из-за пандемии новой коронавирусной инфекции привел к изменению традиционной модели взаимодействия между обучающимися, образовательными организациями и преподавателями.

В России переход на дистанционное обучение российских образовательных организаций в соответствии с Приказом Минобрнауки № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 14 марта 2020 г.1 вызвал в академическом сообществе и широкой общественности острые, в некоторой степени эмоциональные дискуссии об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. В ответ власти выпускали специальные заявления, в которых гарантировали, что дистанционное обучение является временной мерой в чрезвычайных условиях эпиде-

2

миологического кризиса .

По нашему мнению, негативное отношение академического сообщества и широкой общественности к дистанционному обучению связано с отсутствием широкомасштабных научных исследований по всестороннему осмыслению педагогической теории и практики обучения в онлайн-режиме, с одной стороны, а с другой стороны, с непониманием педагогических целей обучения и воспитания на современном этапе цифровизации экономики и всех сфер жизнедеятельности человека, которые имеют отношение к непосредственной деятельности образовательных организаций.

Педагогическая цель, как совершенно справедливо отмечает В.П. Бес-палько, должна выражаться в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченным кругом знаний, уровнями развития мастерства и объемами на которых оно проявляется [1].

1 Приказ Минобранауки России от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». URL: http://www.consultantm/cons/cgi/oriine.cgi?req=doc;base=EXP;n=604744#01646505067982249 (дата обращения: 20.09.2020).

2 Стенограмма совещания по текущей ситуации в системе образования Президента России В.В. Путина 21 мая 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения: 20.09.2020).

Педагогическую цель образования в нынешних условиях можно сформулировать следующим образом: подготовка специалистов для жизни и работы в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Информационные технологии, используемые в обучении, получившие ускоренное развитие в большинстве отраслей экономики, а следовательно, необходимые в профессиональной деятельности, будут крайне востребованы выпускниками и позволят им быть подготовленными к практическому использованию информационных технологий на рабочем месте. Таким образом, процесс обучения с использованием информационных технологий даст возможность обучающимся приобрести необходимые цифровые навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.

Целью нашего исследование стал анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения на ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение образовательных организаций высшего образования.

Методы исследования. В соответствии с прогнозом Международного валютного фонда, в 2020 г. впервые негативный рост ВВП будет наблюдаться во всех странах мира, хотя будут существенные различия между отдельными странами, связанные с развитием пандемии и предпринимаемыми правительствами мерами сдерживания, различиями в структуре экономики [2]. Падение доходов населения приведет к глубокому спаду в мировой торговле, который прогнозируется на уровне 11,9 % [2].

Пандемия новой коронавирусной инфекции ускорила цифровизацию экономики в целом. В условиях карантинных мер, введенных по всему миру, целые отрасли экономики перешли к работе в режиме онлайн, в то время как другие (например, туризм, индустрия развлечения и др.) были вынуждены фактически прекратить работу. Одновременно в условиях пандемии спрос на цифровые навыки, о которых много дискутировали в последние годы, драматически вырос, и наличие цифровых навыков стало критически необходимым условием для сохранения занятости на сжимающемся рынке труда.

По данным Международной организации труда (МОТ), в первом полугодии 2020 г. [3] 93 % работников проживали в странах, где действовал тот или иной режим закрытия рабочих мест. Согласно оценкам МОТ, в I квартале 2020 г. объем рабочего времени во всем мире сократился примерно на 5,4 %, что соответствует полному рабочему времени 155 млн работающих. Эксперты МОТ предложили три возможных сценария восстановления экономики и перспектив изменения спроса на рабочую силу: базовый, пессимистический и оптимистичный.

Базовый сценарий предполагает «постепенное достижение прогнозируемых уровней экономической активности, снятие ограничительных мер на производственную деятельность, а также восстановление прежних уровней потребления и инвестиций к концу 2020 г.» [3], сокращение в 2020 г. продолжительности рабочего времени на 4,9 %, что соответствует потере 140 млн рабочих мест на условиях полного рабочего времени, по сравнению с IV кварталом 2019 г.

При пессимистическом сценарии в случае второй волны пандемии и введения новых карантинных ограничений сокращение продолжительности ра-

бочего времени составит 11,9 %, что соответствует потере 340 млн рабочих мест в конце 2020 г.

Оптимистический сценарий предполагает быстрое восстановление экономики, что приведет к существенному увеличению совокупного спроса и созданию новых рабочих мест. Но даже в этом случае будет наблюдаться сокращение продолжительности рабочего времени примерно на 1,2 %, что равнозначно потере 34 млн рабочих мест.

Наиболее сильное влияние негативных последствий экономического и эпидемиологического кризиса испытают уязвимые слои населения, прежде всего, молодежь университетского возраста, выпускники вузов, которые впервые выходят на рынок труда в период пандемии коронавирусной инфекции.

В условиях текущего экономического кризиса, по мнению экспертов, самыми важными факторами для многих работников станут быстрота и доступность обучения, которые обеспечат немедленное трудоустройство, поэтому самым эффективным для них будет краткосрочное формальное или неформальное обучение в режиме онлайн, позволяющее овладеть необходимыми навыками в соответствии с текущими и краткосрочными потребностями рынка труда. Таким образом, сложившаяся парадоксальная ситуация, когда «с одной стороны, миллионы безработных, с другой - быстро меняющиеся и нарастающие потребности в навыках» [4], приведет к росту спроса на неформальное и формальное дополнительное профессиональное образование в режиме онлайн.

По мнению экспертов, последствия глобального экономического кризиса, обусловленного пандемией COVID-19, окажут значительное влияние на государственные средства, выделяемые на образование, что найдет свое отражение в корректировках государственных бюджетов и, следовательно, в расходах на образовательные учреждения всех уровней образования.

Основные государственные расходы будут сосредоточены на начальном и среднем образовании, поскольку эти уровни образования во всех странах ОЭСР являются обязательными и гарантируются государством. Всемирный банк оценивает, что в течение следующего года общие расходы на образование в странах с низким и средним уровнем дохода могут быть на 100-150 млрд долл. США ниже, чем планировалось ранее [5].

Одной из проявившихся положительных тенденций образовательного кризиса СО"УШ-19 стал, по мнению экспертов, рост государственно-частного партнерства в сфере образования. За короткое время в большинстве стран мира были сформированы образовательные консорциумы и различного рода партнерства, прежде всего между образовательными организациями и компаниями ЕdTech, обладателями платформенных решений и онлайн-курсов для реализации образовательного процесса в дистанционном режиме [6].

Необходимо отметить, что еще до распространения пандемии СО"УШ-19 высокий рост и внедрение образовательных технологий наблюдались во всех регионах мира: глобальные инвестиции EdTech достигли 18,66 млрд долл. США в 2019 г., а общий рынок онлайн-образования, по прогнозам, достигнет 350 млрд долл. США к 2025 г. [7]

Можно предположить, что дальнейший рост государственно-частного партнерства будет продолжаться. Что связано, с одной стороны, с неопределенностью сроков возвращения к традиционному обучению в очном форма-

те и, с другой стороны, в связи с ограниченностью финансовых ресурсов у образовательных организаций и правительств в условиях экономического кризиса. В этой ситуации сотрудничество образовательных организаций с бизнесом станет одним из условий сохранения студенческого контингента.

Вынужденный переход к дистанционному обучению, по мнению академического сообщества в соответствии с данным опроса Международной ассоциации университетов [8], в краткосрочной перспективе приведет к большей гибкости системы высшего образования (например, в установлении сроков начала учебного года, в выборе формы обучения и образовательных программ, при вступительных испытаниях, в признании итоговых документов об образовании и сроках их предоставления, в ценовой политике и т. п.), что в целом оценивается отдельными экспертами положительно.

В то же время они обращают внимание на снижение образовательных показателей по ряду причин, «включая неумение работать с такими инструментами и отсутствие знаний о процессе; отсутствие дома необходимых условий для онлайнового обучения (в том числе отсутствие хорошего, достаточно быстрого доступа в интернет и соответствующей компьютерной техники); различия в воздействии, связанные с целым рядом проблем равнодоступности; отсутствие связи между тем, чему учат в классе, и тем, чему обучают онлайн. Мотивация для продолжения обучения в режиме онлайн может оказаться реальной проблемой и для учащихся, и для учителей, особенно с течением времени» [9].

Одновременно с этим неопределенность эпидемиологической ситуации в краткосрочной перспективе не оставляет другого решения для образовательных организаций и органов управления образованием всех уровней как продолжать обучение в дистанционном режиме [9] В этой ситуации во многих странах мира необходимость легитимизации онлайн-обучения привела к срочному принятию законодательных изменений в образовательном законодательстве, в том числе по признанию результатов онлайн-обучения и итоговой аттестации, а также значительных инвестиций в разработку онлайн-ресурсов для обучения, в инфраструктуру образовательного процесса для улучшения доступности обучения с использованием ИКТ и интернета.

Наиболее подготовленными к этой кризисной ситуации оказались страны, которые последовательно инвестировали в цифровые технологии на протяжении десятилетий, в их инфраструктуру (например, в механизм сотрудничества, известный как Национальные научно-образовательные сети, ННОС [10]); а также образовательные организации, последовательно внедряющие онлайн-курсы и технологии онлайн-обучения в последние годы. Необходимо отметить, что российское дистанционное обучение - не новый формат обучения, оно последовательно развивалось, начиная с последнего десятилетия XX в. [11].

По мнению экспертов, содержание и форма образования, значительно трансформируются в долгосрочной перспективе [11]. Глобальная пандемия обострила противоречия и проблемы в национальных системах образования и стала триггером для запуска полномасштабного кризиса в образовательном секторе [12].

Последствия влияния этого кризиса [13] будут зависеть как от внешних факторов, так и от национальных характеристик систем образования. Приходится констатировать, что в период экономического и эпидемиологического

кризиса можно говорить в целом не только о неопределенности будущего профессионального рынка труда, но и развития человечества в целом.

Результаты и обсуждение. Педагогическая цель образования на современном этапе - это подготовка высоко квалифицированных кадров для работы и жизни в условиях неопределенности будущего и ускоренной циф-ровизации экономики.

По нашему мнению, необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинарские занятия, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в образовательном процессе.

Информационные технологии, используемые в обучении, получившие ускоренное развитие в большинстве отраслей экономики, а следовательно, необходимые в профессиональной деятельности, будут крайне востребованы выпускниками и позволят им подготовиться к практическому использованию информационных технологий на рабочем месте.

Кроме того, ИТ могут существенно повысить эффективность обучения поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать обучение, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса.

Безусловно крайне важным станет продолжение исследований феномена онлайн-обучения в рамках концепции массового образования и расширения доступности образования, а также эффективности и качества онлайн-обучения в образовательных программах разного уровня и разных возрастных групп; специфики педагогической деятельности и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса; оценки результатов обучения слушателей онлайн-курсов и др. Можно предположить, что электронная педагогика как новое направление «педагогической науки, предметом которой является система открытого образования, а также методы, формы обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах» [14], станет одной из самых активно развивающихся направлений педагогики.

В последующие годы систематический мониторинг различных показателей электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в рамках федерального статистического наблюдения ВПО-13 позволит выявлять проблемные точки для принятия управленческих решений отраслевыми органами образования. В то же время очевидно, что показатели, которые использовались для измерения и оценки состояния электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, потребуется менять, а именно «количество и долю образовательных программ высшего образования, реализуемых с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, от общего количества всех образовательных программ высшего образования», «численность и долю обучающихся с использованием электронного обучения и дистанционных технологий от общего количества всех образовательных программ высшего образования»,

3 Федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, ВПО-2. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php (дата обращения: 20.09.2020).

ввиду их неактуальности, по крайней мере для 2020-2021 учебного года, когда все образовательные программы и все обучающиеся были переведены на обучение в режиме онлайн. Напомним, что по данным федерального статистического наблюдения ВПО-14 количество образовательных программ высшего образования, реализуемых с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в 2018-2019 учебном году, составило 13,9 % (6485 образовательных программ ВПО), а доля обучавшихся с применением электронного обучения и дистанционных технологий в системе высшего образования - 20,5 % (839 875 человек).

Заключение. В 2020 г. вследствие эпидемиологического кризиса COVID-19 традиционное нормативное образование было переведено в режим онлайн, что одномоментно и массово изменило традиционные роли участников образовательного процесса. Несмотря на целый ряд негативных краткосрочных эффектов, по нашему мнению, обучение в онлайн-режиме, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят:

- удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего;

- благодаря информационным технологиям создать условия для активной познавательной и учебной деятельности обучающихся с целью их подготовки к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества и перехода к цифровой экономике;

- обеспечить индивидуализацию обучения, превратить обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.

Список литературы / References

[1] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. С. 30. Bespalko VP. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika Publ.; 1989. p. 30.

[2] Кризис, не похожий ни на какой другой, неопределенные перспективы восстановления. URL: https://www.imf.org/ru/Publicati0ns/WE0/Issues/2020/06/24/WE0UpdateJune2020 (дата обращения: 20.09.2020).

International Monetary Fund. A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery. Available from: https://www.imf.org/ru/Publications/WE0/Issues/2020/06/24/WE0UpdateJune2020 (accessed: 20.09.2020).

[3] COVID-19 и сфера труда. Обновленные оценки и анализ // Вестник МОТ. 2020. Вып. 5. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_749644.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

COVID-19 and the world of work. Updated estimates and analysis. Vestnik MOT. 2020;(5). (In Russ.) Available from: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_749644.pdf (accessed: 20.09.2020).

4 Федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, ВПО-2. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php (дата обращения: 20.09.2020).

[4] Ананд Ч., Сринивас Р. Кризис только начинается: как переобучить тех, кто останется без работы. URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/834985 (дата обращения: 20.09.2020).

Anand Ch, Srinivas R. The crisis is just beginning: how to retrain those who will be left without a job]. (In Russ.) Available from: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/834985 (accessed: 20.09.2020).

[5] Brown G, Ahmed A. ¡Saving generation COVID. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid19-education-lockdown-children/ (accessed: 20.09.2020).

[6] Tam G. 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. Available from: https://www.wefomm.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay (accessed: 20.09.2020).

[7] Li C, Lalani F. The COVID-19 pandemic has changed education forever. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning (accessed: 20.09.2020).

[8] Marinoni G, Land H, Jensen T. The impact of Covid-19 on higher education around the world. IAU Global Survey Report. 2020.

[9] The World Bank. Distance learning and COVID-19. Available from: https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/edtech-covid-19 (accessed: 20.09.2020).

[10] Fernandes C. These 3 key factors can help reshape higher-ed after COVID-19. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/these-3-key-factors-can-help-reshape-higher-ed-after-covid-19/ (accessed: 20.09.2020).

[11] The World Bank. The COVID-19 crisis response: supporting tertiary education for continuity, adaptation, and innovation. Available from: https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2020/03/24/world-bank-education-and-covid-19 (accessed: 20.09.2020).

[12] Marinoni G, Land H, Jensen T. Inclusion and education: all means all. Global Education Monitoring Report. UNESCO; 2020.

[13] International Commission on the Futures of Education. Education in a post-COVID world: nine ideas for public action. UNESCO; 2020.

[14] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 203 c.

Azimov EG, Shchukin AN. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow: IKAR Publ.; 2009. (In Russ.)

Сведения об авторах:

Краснова Гульнара Амангельдиновна, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected] Полушкина Анна Олеговна, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Bio notes:

Gulnara A. Krasnova, Doctor of Philosophy, Full Professor, chief researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: [email protected]

Anna O. Polushkina, senior researcher of the Centre for Lifelong Learning Economics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.