Задания к тексту должны быть составлены таким образом, чтобы студенты могли понять смысл и содержание текста и закрепить его в памяти. Это требует от преподавателя большого опыта, высокой компетентности и умения дать знания студентам, формировать у них необходимые навыки и умения на основе компетентностного подхода.
В заключение следует сказать, что обучение чтению осознается как общепредметная цель. По мнению ученых, чтение выступает в нескольких ролях: 1) выполняет задачи воспитания (через получаемый читателями материал и воспринимаемые образцы); 2) приучает к логическому мышлению; 3) знакомит с современной действительностью, отраженной в тексте; 4) обогащает язык; 5) развивает память и воображение [4, с. 84].
Список литературы
1. Алиева А.Э. Роль аутентичных текстов в обучении чтению // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 62-63. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientifictext.ru/images/PDF/2017/DNO-4-17.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).
2. Алиева А.Э. Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению. // Наука, образование и культура. № 6 (21), 2017. С. 53-55. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/NOK-6-21.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).
3. Алиева А.Э. Домашнее чтение на уроках английского языка. // Наука, техника и образования № 05 (23), 2016. С. 118-119. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2016/23/NTO-5-23.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).
4. Сайидова С.Ё. Методики обучения чтению на уроках русского языка. // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 83-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientifictext.ru/images/PDF/2017/DNO-4-17.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Лагода В.А.
Лагода Виктория Алексеевна - учитель истории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Белгород
Отправным моментом в проектировании процесса обучения в рамках технологического подхода является диагностика уровня образовательного потенциала конкретных учащихся конкретного класса и разработка процесса обучения с учетом этого фактора. В этом проявляется направленность на учет индивидуальных потребностей личности ученика в условиях коллективного обучения. Поэтому применительно к условиям отечественного обучения исходным моментом в разработке процесса преподавания истории на основе технологического подхода является соотнесение требований, определяемых в стандартах и учебных программах, с познавательными возможностями и уровнем подготовки учащихся. Использование технологического подхода в нашей практике предполагает системное конструирование преподавания истории и обществознания с учетом межпредметных (география, литература, МХК), межкурсовых (Всеобщая история и История России) и внутрикурсовых (различные исторические периоды) связей в обучении для обеспечения целостности и преемственности всего образовательного процесса.
Технологический подход мы используем при выборе и коррекции программ (до 20%) и подборе учебников, разработке тематического планирования курса - разработке уроков. С использованием этого подхода становятся значимыми следующие идеи.
Образовательный процесс можно и нужно проектировать. В связи с этим, главной становится предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся. Особое внимание мы уделяем учебным ситуациям, связанным с изучением темы; с изучением отдельных событий, фактов, явлений. Особый смысл приобретает технологическая карта, которая поэтапно описывает последовательность действий с указанием применяемых средств и технологическим описанием, в котором содержится характеристика критериев и условий выбора педагогических средств, форм, методов и анализ условий достижения результата. Из педагогики нам известно, что в ней определяются требования к результату, микроцели, обеспечение достижения данного результата, объем содержания, действия ученика, типы заданий, которые он должен выполнить, формы проверки.
Особое место при реализации технологического подхода мы отводим диагностике процесса обучения истории и обществознания [1, 160]. Диагностика проводится в ходе обучения, и обязательно исследуются результаты учебной деятельности. При этом диагностика, в отличие от традиционной проверки и учета знаний, предусматривает отслеживание достижений учеников как в овладении знаниями, так и в уровне развития их способностей на основе четких параметров результативности обучения. В течение многих лет мы работаем в параллельных классах. И практика показывает, что уровень подготовки учеников в параллели разный. Следовательно, планируемый эталонный результат при изучении одного и того же программного материала может быть вариативным в разных классах.
Системность в конструировании самого процесса учебной деятельности учителя и учащихся проявляется в том, что отбираемые формы обучения, типы уроков должны обеспечивать поэтапное развитие познавательных возможностей учеников. Последующий этап конструирования связан с подготовкой материалов для мотивационного компонента учебной деятельности. Так, например, при изучении темы Объединение Франции. Образование централизованных государств в Западной Европе XI - XV века в 6 классе можно ученикам предложить следующее задание. О чем болтали две торговки на городском рынке Парижа в мае 1302 года?
Определение системы упражнений и заданий в соответствии с поставленными целями происходит при анализе операционно-деятельностного компонента исторического образования на уровне учебной темы. От этого зависит и выбор образовательных технологий, применяемых нами в учебном процессе. Стоит отметить, что мы применяем в своей практике нетрадиционные уроки и элементы следующих технологий: информационно-коммуникативной, исследовательской, игровой, проектной, проблемного обучения, здоровьесберегающей, кейс технологии и технологии критического мышления [4, 127]. Остановимся на некоторых из них.
Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема или задача. Считаем очень важным научить детей отличать проблему от задачи. Так изучая тему «Февральская революция 1917 года», приходим к выводу, что революция - это проблема. Возникает ряд вопросов: причины, социальный состав, ход революции, причины падения самодержавия в России и др. Данная задача уже относительно понятна, поскольку раскрыты условия процесса. Соответственно, понятны и действия противоборствующих сторон. Технология проблемного обучения предполагает формирование умения видеть и выделять противоречия, а также решать проблемы.
Ни для кого не секрет, что главное для человека XXI века - грамотно проводить целенаправленный поиск и отбор нужных знаний, обладать навыками решения нестандартных задач. Соответственно задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна, и каким способом ее найти. Именно развитию этих умений способствует выполнение исследовательских заданий на уроке. Учащиеся сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке - получение конкретного результата.
Исследовательская технология раскрывает широкие возможности для обучения учащихся вне стен классов, программ школ. Один из способов развития перечисленных умений является включение в содержание урока заданий творческого характера [5, 25].
Проблемные задачи, возможно, использовать на различных этапах урока. Перед изучением нового материала ставим интересные, неожиданные проблемы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала. Учитель предлагает учебный материал и дает ориентиры для решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изученного учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть» (например, определить, в чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I).
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счёте прогресс в любой творческой деятельности.
Конструирование гипотезы систематически применяем на уроках. Задание «Определить условия» успешно выполняются учениками. Изучая тему «Гражданская война в России», предлагаем определить условия, при которых красное движение одержало победу.
В итоге наших размышлений, наблюдений и экспериментов обычно возникает множество идей, поэтому важно научиться их оценивать [3, 288]. Лучше всего идею или гипотезу проверить в ходе исследования, но возможен и другой способ оценки: в уме. Пользуемся для этого специальной матрицей - «матрица для оценки идей».
Применение кейс технологий также способствует формированию исследовательских навыков и умений. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50% мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек» (Аргументы и факты).
Вопросы к тексту:
1. в чем заключается проблема?
2. как государство ее решает?
3. какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап - представление полученных результатов и обмен мнениями.
Итоговая диагностика выявила перспективные возможности использования предложенного варианта обучения. Анализ полученных результатов свидетельствует,
77
что избранный путь обучения эффективен, следовательно, он может считаться технологичным.
Список литературы
1. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. / Г.А. Атанов. Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. 160 с.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. I. Науч.-практич. пособие. Ростов н/Д.: «Учитель», 2004. 288 с.
3. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории XX века (11 класс): Пособие для учителей. М.: ЦГО «Гуманитарное образование в России», 1999. 127 с.
4. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика, 2001. № 2. С. 31-36.
5. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности, 2003. № 7. 24-26 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА
Косенко Людмила Леонидовна - студент магистратуры, направление: педагогическое образование, программа: управление образованием, Педагогический институт Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Аннотация: в статье анализируется педагогическая поддержка в русле гуманистической парадигмы и характеризуется как «технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология». Педагогическая поддержка рассматривается как важный ориентир современного образования, который связан с практическим воплощением положений о личностно ориентированном подходе в воспитании и обучении. Этим объясняется интерес к педагогической поддержке как необходимому компоненту образовательного процесса.
Ключевые слова: парадигма, концепция, стратегия, педагогическая поддержка, сопровождение.
Косенко Л.Л.