1УДК 372.8 ББК 74.2
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ)1
Е. А. Крючкова, Э. М. Амбарцумова, И. А. Лобанов, О. Е. Французова
Аннотация. Работа с текстами рассмотрена в двух аспектах: применительно к заданиям ОГЭ и ЕГЭ, а также в более широком контексте формирования умений и навыков смыслового чтения. В статье приводятся виды текстов, используемые в ОГЭ и ЕГЭ по социально-гуманитарным дисциплинам, а также приемы работы в заданиях итоговой аттестации. Основной акцент сделан на подходах к анализу текстов, общих для обществознания, истории, географии (понимание текста, извлечение информации, интерпретация, использование извлеченной информации в заданном контексте). Работа с текстами рассматривается в логике метапред-метного подхода. Текст предстает как система информации, опирающаяся и на предметное, и на метапредметное содержание. Проанализированы дидактические возможности формирования некоторых универсальных учебных действий (формулирование ценностных суждений, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация) при работе с текстами. Приведены примеры различных типов заданий, даны методические рекомендации по организации работы с текстами.
Ключевые слова: виды текстов, работа с текстами в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, универсальные учебные действия, оценивание, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, задания с ориентировочной основой действий.
METHODS OF WORKING WITH TEXTS IN SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES (SOCIAL STUDIES, HISTORY, GEOGRAPHY)
E. A. Kryuchkova, E. M. Ambartsumova, I. A. Lobanov,
O. A. Frantsuzova
Abstract. The article considers the work with texts in two aspects: with respect to the tasks of the Unified State Examination and the State Final Certification, and in a wider context of forming meaningful reading skills. The article describes the text types used in the Unified State Exam and the State Final Certification in the humanities and social sciences, and the methods of work in the final assessment tasks. The main emphasis is placed on the approaches to the analysis of texts which are common for social studies, history and geography (understanding the text, extraction of information, interpretation, and using the extracted information in a given context). The work with texts is considered in terms of the meta-disciplinary approach logic. The text is presented as an information system based on both the disciplinary and meta-disciplinary contents. Didactic capabilities of forming certain universal educational actions (formulation of value judgments, comparison, classification, generalisa-
1 Статья подготовлена в рамках темы «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды». Проект № 27.6122.2017/ БЧ.
tion, specification) when working with texts have been analysed. Examples of different task types have been given, methodological recommendations how to organise the work with texts have been provided.
Keywords: text types, work with texts in the tasks of Unified State Examination and the State Final Certification, universal educational actions, assessment. comparison, classification, generalisation, specification, tasks with the indicative basis of actions.
Работа с текстами, которые содержат разнообразную информацию, прочно вошла в практику учителей истории, обще-ствознания, географии. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования включает в себя следующее умение, которое относится к метапредмет-ным результатам освоения образовательных программ: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников. Это мета-предметное умение проверяется в контрольных измерительных материалах (далее - КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории и обществознанию. Тексты - источники информации, составная часть КИМ по географии (ОГЭ и ВПР).
Умение работать с большими объемами информации является важнейшей компетенцией человека на современном этапе [1]. Опросы учителей обществознания показывают, что задания к тексту используются учителями при формирующем контроле на уроках. Учителя истории также используют данные типы заданий при организации различных контрольных процедур. В методических публикациях рассматриваются пути проверки заданий к текстам, особенности ответов учащихся, что дает возможность учителям правильно организовать процесс подготовки старшеклассников к работе с текстами [2].
Учитель должен учитывать, что в каждом предмете тексты имеют свою специфику, но вместе с тем опираются на общие подходы. Прежде всего, это понимание текста, которое основывается на извлечении из него необходимой информации, ее интерпретирование в различных ракурсах.
В экзаменационной работе по обществознанию есть два вида текстов: научно-популярные и социально-философские. Их содержание связано
с базовыми науками, которые представлены в школьном обществоведении (социальной философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением).
В экзамене по истории в первой и второй части контрольно-измерительных материалов представлены письменные исторические источники. Среди них могут быть фрагменты летописей, нормативные акты, деловые документы, мемуары участников событий и др. Учитель на уроках, обращаясь к письменным источникам, должен обратить внимание учеников на использование специальных терминов, упоминание имен исторических деятелей, встречающиеся в тексте даты или упоминаемые события.
В КИМ ОГЭ и ВПР тексты по географии представлены, прежде всего, научно-популярными и научными материалами по физической географии и социально-экономической тематике. Они предполагают работу по извлечению и интерпретации информации.
В школе обучение работе с информацией проходит в рамках формирования умений и навыков смыслового чтения. В заданиях ОГЭ и ВПР используются наиболее распространенные приемы извлечения информации: нахождение требуемых понятий, названий, имен и др. по системе ключевых слов в тексте, по всему описанию, выбор правильного ответа из нескольких, а также более сложные приемы работы с текстами: интерпретация информации (распознавание информации и соотнесение ее с заданными характеристиками, суждениями), использование информации текста в заданном контексте.
Сложность для учащихся представляют задания на оценивание [3] и формулирование ценностных суждений при работе с текстами.
В ЕГЭ по обществознанию (вторая часть) представлены задания со свободно конструируемым развернутым ответом, требующие формулирования ценностных суждений [4].
Такие задания даны для дифференциации учеников с наиболее высокой степенью обще-
ствоведческой подготовки [5]. Задания позволяют проверить, насколько качественно учащиеся овладели содержанием курса обществознания, насколько сформированы сложные интеллектуальные умения: целостно и последовательно излагать свои мысли, анализировать информацию, сравнивать сведения из различных социальных источников, обобщать и конкретизировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения или свою позицию, применять имеющиеся знания в решении теоретических вопросов и проблемных задач [6]. Эти и другие умения проверяются с помощью заданий различных типов, опирающихся на определенные виды познавательной деятельности.
Задания с так называемым фактологическим суждением требуют объективного суждения о процессах или явлениях и основаны на существующих фактах. К заданиям с фактологическими суждениями, требующими найти в тексте и привести отдельные факты, можно отнести задания следующего типа:
1) определите мнение автора текста по указанной проблеме;
2) осуществите поиск и анализ информации по заданной теме;
3) раскройте на примерах теоретические положения или понятия;
4) перечислите признаки какого-либо явления;
5) приведите примеры деятельности субъектов, действий, ситуаций, явлений.
Задания с ценностным суждением отражают субъективные мнения, основанные на представлениях или суждениях [7]. Задания с ценностными суждениями встречаются при работе с текстами в следующих формулировках:
• сформулируйте на основе приведенных сведений собственное суждение об актуальных проблемах;
• аргументируйте свое мнение по социальной проблеме жизни человека и общества;
• интерпретируйте (дайте объяснение) информацию из оригинальных текстов (политико-правовых, философских, публицистических и других);
• выскажите предположение о социальной проблеме на основе обществоведческих знаний.
Рассмотрим несколько примеров формулирования данных заданий.
1. Задание на раскрытие смысла, идеи или проблемы.
«Как вы понимаете мысль о том, что ... ?»
2. Задание на выражение собственного мнения в контексте указанной социальной проблемы или явления.
«Возможно ли, на ваш взгляд, ... Приведите два аргумента в поддержку вашей позиции».
3. Задание на интерпретацию авторского текста.
«Опираясь на текст, дайте два объяснения.».
Рассмотрим текст с заданиями к нему и рекомендации по выполнению.
Текст 1
Жители пятиэтажек и их соседи по-разному относятся к реновации и сносу ветхого жилья. Чего же опасаются жители этих районов? Множество москвичей, которые живут рядом с домами, запланированными под снос по программе реновации, не хотели бы участвовать в этом. Во время опроса жителей домов, проживающих по соседству со сносимыми пятиэтажками, выяснялось, поддерживают ли они включение их дома в программу. Больше половины опрошенных сказали, что не поддерживают, одна треть высказалась, что хотела бы, чтобы их дом вошел в программу реновации.
Главными проблемами программы жители соседних домов называли масштабное строительство, которое развернется в рамках программы, возможное низкое качество новых домов и переселение москвичей из престижных районов на окраины города. Также противники реновации отмечали среди проблем программы шум, грязь и другие последствия стройки. Еще были высказывания о транспортных проблемах, в том числе обсуждалась нехватка парковок в новых районах, куда планируется переселять жителей.
(из интернет-источников) (С. Сарджвеладзе, С. Анненская, И. Федоров)
Задание 1. Какой смысл автор вкладывает в понятие «программа реновации»? Опираясь на текст, составьте два предложения о реализации права на жилье в связи с программой реновации.
Задание 2. В тексте приводятся мнения об опасениях и пожеланиях жителей пятиэтажек. Сформулируйте два плюса и минуса программы реновации.
Методические комментарии
Ответ. Под «программой реновации» автор понимает снос ветхого жилья и переселение жителей в новостройки. Каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Среди плюсов программы реновации могут быть также названы: улучшение инфраструктуры города (отдельных районов), появятся новые детские площадки и благоустроенные дворы, улучшится экология вокруг новых домов, улучшится техническое оснащение домов (мусоропроводы, лифты, балконы).
Минусы реновации заключаются в довольно дорогостоящем строительстве, требующем привлечения средств из государственного бюджета. Могут быть названы минусы: удаленность от центра города, станций метро, школ, больниц, детских садов; опасения в неравноценности обмена.
В то же время приемы и методы работы с текстами гораздо многообразнее, чем используемые в ходе итоговой аттестации. Такие познавательные умения (универсальные учебные действия), как классификация, сравнение, обобщение, конкретизация, специально в КИМ ОГЭ и ЕГЭ не проверяются. В то же время перечисленные операции используются в обществоведческих, исторических [8], географических текстах для структурирования и систематизации материала. Поэтому для школьников необходимо освоение этих умений в ходе обучения приемам работы с текстами и применение их в различных познавательных ситуациях.
С перечисленными познавательными умениями в самой простой форме учащиеся знакомы уже из предмета «Окружающий мир» начальной школы. Активно используется прием классификации в географии. По географии в 5-6-м классе - классификация горных пород, в 7-м классе - типы климата и т. д. Изучение природных и социально-экономических явлений и процессов предполагает их территориальную изменчивость, что способствует применению метода классификации.
В истории в учебниках и учебных пособиях для учащихся присутствуют задания на сравнение и обобщение материала, что касается классификации, то такие задания - редкость. Прием классификации используется в качестве на-
глядности для иллюстрации и объяснения изучаемого материала (например, 6-й класс «Классификация языков»). Принцип построения классификаций рассматривается на известных учащимся примерах классификаций: сравнение изучаемых объектов, выявление общего для них принципа группировки материала.
Хорошее подспорье для учащихся - памятки по применению на практике разных познавательных умений.
Памятка для учащихся «Составление классификации»:
1. Выяснить, является ли классификация самым эффективным приемом для решения данной познавательной задачи.
2. Сформулировать цель классификации.
3. Найти данные, достаточные для создания классификации (объекты классификации).
4. Провести операцию сравнения, выявить сходство и различия.
5. Объединить объекты в группы по общему для них признаку.
6. Установить иерархию групп (уровни соподчинения групп).
Распространенная ошибка при классификации - нарушение принципа опоры на один и тот же критерий при выстраивании групп по вертикали.
Рассмотрим примеры заданий на составление классификации. В приведенных текстах классификации содержатся скрыто, в виде описания. Классификацию необходимо распознать и представить в явной форме.
Текст 2
Средневековые города начали активно развиваться с Х-Х1 вв. Возрождались города древности и основывались новые города. Многие города существовали с античных времен - Рим, Афины. Расцветали города на месте древних римских поселений, например Милан (100 тыс. чел.), Париж (100 тыс. чел.), Лондон (40-50 тыс. человек, XIV в.) и др. Возникали новые города: около монастырей, епископских резиденций (Сен-Гален), на месте прежних деревень (Вальдорф в Германии), около переправ: Кембридж и Оксфорд (3,5 тыс. чел.) в Англии, около мостов и переправ (Брюгге, 20 тыс. чел.), на морском побережье (Гамбург, 25 тыс. человек в XIV в.), около замков (Нюрнберг, 25 тыс. чел. в XIV в.) и др.
Задание 1. На основании предъявленных в тексте фактов предложите разные способы классификации информации.
Задание 2. Используйте разработанные вами классификации для выявления разных типов средневековых городов.
Методические комментарии
Ответы. 1) Два разных способа: а) по географическому расположению города; б) по векам основания. 2) Различные типы городов: столицы, религиозные центры, торговые города, морские порты, университетские города и др.
Рекомендации. Обучающее задание в 6-м классе. Может быть дано для работы по группам, а также в качестве индивидуального для работы в классе или дома.
Эффективным методом освоения приемов обобщения и конкретизации также является работа с текстовой информацией.
Методы обобщения дают возможность решать следующие познавательные задачи: выявить общие устойчивые признаки обобщаемых объектов; формировать систему понятий (от представлений к единичным понятиям, видовым и родовым понятиям); делать выводы (устанавливать различные связи между объектами, явлениями, процессами, отношениями), умозаключения (индуктивный и дедуктивный пути). Методы конкретизации обладают следующим дидактическим потенциалом: вычленяют единичное, индивидуальное среди однородных предметов, явлений, процессов.
Обобщение может быть представлено в виде обобщающего (родового) понятия, системы, закона, теории, общего правила, утверждения, умозаключения, общего суждения, целостного объекта или предмета, какого-либо качества или признака предмета и др.
Конкретизация - в виде части системы, части объекта или предмета, видового или единичного понятия, конкретного закона, факта, события, частного суждения, частного правила, частного закона, качества или признака предмета, части целого и др.
Памятка для учащихся «Умение обобщать»
1. Сформулировать цель обобщения.
2. Выбрать прием обобщения (вычленение общие признаков, обобщение в виде общих выводов).
3. Использовать обобщенный материал в практической деятельности.
Памятка для учащихся «Умение конкретизировать».
1. Сформулировать цель конкретизации.
2. Выбрать прием конкретизации (вычленение части целого, единичного, конкретных деталей, признаков, отличающих конкретное от общего).
3. Использовать материал, полученный в результате конкретизации, в практической деятельности.
Рассмотрим применение этих логических операций при структурировании исторического текста.
Текст 3
В 1900-1903 гг. ситуация в России называлась _. Резко упали цены на основные виды продукции промышленных предприятий. Этому предшествовали сокращение Государственным и частными банками кредита предприятиям. Предприятия вынуждены были сами сокращать кредит под отпускаемые товары, что тяжело отразилось на реализации продукции, а это, в свою очередь, привело к продолжительному падению курса акций и цен на товары, обесцениванию самых дорогих предприятий. Производство сокращалось на всех предприятиях.
(История России XIX - начала XX в. / под ред. В. А. Федорова. - М., 2008. С. 326-327)
Задание. Какое понятие из перечисленных пропущено в тексте:
1. Революция цен.
2. Аграрный кризис.
3. Экономический кризис.
4. Монополизация капитала.
Какие методы использованы в тексте с целью раскрытия его смысла?
Аргументируйте.
Методические комментарии
Ответы. 1. Экономический кризис. 2. Методы обобщения (общее понятие - экономический кризис) и конкретизации (понятие раскрыто через перечисление его характеристик).
Рекомендации. Задание для 9-го класса может быть как обучающим, так и диагностическим. Если задание используется в качестве обучающего (формы разнообразны), учащиеся
предварительно знакомятся с характеристикой методов обобщения и конкретизации.
Таким образом, в данном выше задании обобщение реализовано через родовое понятие - экономический кризис. Работа с понятиями в тексте как смысловыми единицами, раскрывающими содержание, требует особого внимания [9]. В данном контексте интересен метод, предполагающий выяснение особенностей употребления родового и видовых понятий в социально-гуманитарных предметах. Для этого организуется изучение текстов, представляющих содержание из трех предметов, посвященное одной смежной тематике [10].
Термин сравнение используется в самых разных областях. В повседневной жизни сравнение - это выявление количественных и качественных показателей на основе сопоставления, выявление преимуществ или недостатков чего-либо. Сравнение определяется как способ выявления единства и разнообразия.
Работа с текстами должна постепенно усложняться: от заданий на поиск и выявление информации, представленной в явном виде, формулирования прямых выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста, а также к заданиям, нацеленным на формирование умений использовать информацию из текста для решения различного круга задач с привлечением ранее полученных географических знаний [11].
На уроках географии в процессе обучения часто предлагается охарактеризовать по типовому плану тот или иной географический объект. В качестве закрепления изученного материала предлагается сравнить по краткой характеристике несколько географических объектов. Важно после определения цели определить объекты для сравнения.
Например: сравнить климат, природные зоны, речные системы; сравнить население двух стран по типовому плану; сравнить ЭГП двух стран; природно-ресурсную базу двух регионов и т. д. Сравнение необходимо осуществлять по определенным правилам:
1. Сравнивать можно только сравнимые объекты - те, между которыми есть что-то общее. Несравнимые вещи сравнивать не имеет
смысла. Так, нельзя сравнить среднегодовое количество атмосферных осадков и почвенный состав.
2. Сравнение должно иметь цель. Именно цель сравнения определяет признаки, по которым следует производить сравнение.
3. Признаки, по которым проводится сравнение, должны быть существенны и соответствовать цели сравнения. Например, при сравнении качества жизни населения мы можем учесть показатель ВВП на душу населения, ожидаемую среднюю продолжительность жизни, младенческую смертность, а показатель среднегодовых значений температуры воздуха на территории страны для целей данного сравнения не существенен. Но если сравнивать условия для выращивания каких-либо сельскохозяйственных культур или климат стран, показатель среднегодовых значений температуры воздуха будет одним из основных.
4. Сравнение должно заканчиваться выводом, соответствующим цели сравнения.
Наиболее распространенная ошибка обучающихся при осуществлении сравнения состоит в том, что неправильно выбирается план сравнительной характеристики, или при проведении сравнения не соблюдается структура плана. Зачастую сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; часто без формулирования вывода проводится какой-то анализ, зачастую дается характеристика каждого из объектов в отдельности, а собственно сравнения нет вообще.
Это заключение основывается не только на анализе ответов испытуемых, результаты обучения которых проверялись в различных видах внутришкольного контроля, но и на основе анализа ответов выпускников, выполнявших работы ОГЭ, ВПР и ЕГЭ [12; 13].
Памятка для учащихся «Умение сравнивать»:
1. Обозначить цель сравнения.
2. Определить объекты для сравнения.
3. Выделить признаки и свойства объектов сравнения.
4. Выделить общие черты и черты различия по выбранным признакам.
5. Сделать выводы о сходстве или различии объектов.
Текст 4. Выбор города для отдыха
Кавказские Минеральные Воды (КМВ) - это признанный курортный регион Российской Федерации. Ежегодно здесь лечатся и отдыхают около миллиона человек.
Климат региона КМВ издавна высоко оценен курортологами и успешно используется как лечебный фактор. Основные достоинства климата связаны с большим числом солнечных дней. В целом в регионе сравнительно сухо, сюда не доходят влажные воздушные массы с Черного моря. Однако выявлены некоторые разл ичия в пока зателях климата отдельных городов.
Семья Михайловых планирует в июле отдохнуть в одном из городов КМВ: Кисловодске или Пятигорске. Изучив многолетние климатические данные для этих двух городов, а также данные о погоде из Интернета, они сравнили все показатели.
В Кисловодске средняя температура воздуха в июле составляет +19 °С, в среднем 13 ясных дней и 9 дней с осадками. Относительная влажность воздуха в среднем составляет 68%. Выпадает в среднем 122 мм атмосферных осадков.
В Пятигорске средняя температура воздуха в июле составляет +22 °С.
В июле в Пятигорске бывает в среднем 17 ясных дней и 5 дней с осадками. Выпадает 104 мм атмосферных осадков. Относительная влажность воздуха в среднем составляет 65%. Выпадает в среднем 104 мм атмосферных осадков.
(https://yandex.ru/pogoda)
Задание 1. Определите, о чем рассказывается в тексте:
1) о климатических особенностях Черноморского побережья Кавказа;
2) о лечении больных в различных городах на территории КМВ;
3) о богатстве и разнообразии рекреационных ресурсов КМВ;
4) о климатических особенностях двух городов региона КМВ.
Задание 2. Выясните, по каким климатическим показателям семья Михайловых сравнивала два этих города.
Задание 3. Семье Михайловых, проживающей постоянно в Зоне Севера, хочется во время проведения отдыха в июле больше тепла и солнечных дней, меньше дождливых дней. Какой из городов они выберут?
Методические комментарии
Ответы. 2. Средняя температура июля и количество атмосферных осадков, количество ясных дней и дней с осадками, относительная влажность воздуха. 3. Пятигорск; средняя температура июля выше и количество атмосферных осадков, больше, чем в Кисловодске ясных дней и меньше дней с осадками.
Рекомендации. Задания могут быть использованы при контроле знаний, а также могут использоваться на уроках географии в 8-9-м классах при изучении темы «Климат», «Европейский Юг».
Представленные задания по обществозна-нию, истории, географии могут быть трансформированы в метапредметные задания с ориентировочной основой деятельности. В этом случае целью заданий будет освоение познавательных умений (оценивание, классификация, сравнение, обобщение и конкретизация), а не использование их как способа извлечения информации и получения предметных знаний. Первым этапом работы будет знакомство или углубление знаний учащихся о данных мыслительных операциях, затем можно предложить учащимся распознать, какие из этих способов использованы в текстах или с помощью каких из них можно преобразовать информацию [14; 15].
Освоение познавательных умений через систему работы с текстовой информацией формирует разные способы ранжирования, структурирования текстов, а также возможностей включения извлеченной информации в структуры предметных и метапредметных знаний. Владение умениями работы с текстами на более высоком уровне по сравнению с требуемыми навыками в заданиях ОГЭ И ЕГЭ помогает становлению компетенций учащихся, необходимых для коммуникации в социальной, профессиональной и других сферах современного информационного общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коваль Т. В. Формирование метапредметных умений в школьном курсе обществознания: работа с источниками социальной информации // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - № 3. - С. 21-30.
2. Лобанов И. А. Особенности технологии проверки заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по обществознанию // Педагогические измерения. - 2016. - № 2. - С. 57-63. - URL:
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/ journal/pi_2-2016_p1-124.pdf (дата обращения: 01.04.2018).
3. Крючкова Е. А. Особенности работы с ценностным компонентом исторической информации в V-IX классах // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 6. - С. 39-45.
4. Гевуркова Е. А., Французова О. А. Метапред-метные задания в курсах истории и обще-ствознания // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. - 2017. - № 3. - С. 29-35.
5. Французова О. А. Метапредметные результаты и межпредметность в условиях ЕГЭ по обществознанию // Актуальные проблемы гуманитарных наук: теория, методика, практика: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. / под. ред. А. А. Сорокина. - М., 2016. - С. 174-184.
6. Французова О. А. Реализация воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования в контексте информационных технологий // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., г. Тверь, 8 февраля 2016 / сост. и ред. И. Ю. Синельников. - М.: ИСРО РАО, 2016. - С. 586-592.
7. Дюкова С. Е. Критическое отношение к информации в условиях современной информационной среды: модели заданий // География в школе. - 2017. - № 7. - С. 45-52.
8. Крючкова Е. А. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира (V класс) // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 10. - С. 46-51.
9. Коваль Т. В., Крючкова Е. А. Метапредметный подход к изучению понятий. Требования федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1, № 3 (39). - С. 75-84.
10. Коростелева А. А., Крючкова Е. А., Французова О. А. Формирование образовательного пространства средствами метапредметных и межпредметных понятий в дисциплинах социально-гуманитарного цикла // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - № 4. - С. 17-23.
11. Барабанов В. В., Амбарцумова Э. М., Дюкова С. Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по географии. - М., 2017. - URL: http://fipi.ru/sites/
default/files/document/1505309823/geografi ya_2017.pdf (дата обращения: 01.04.2018).
12. Амбарцумова Э. М. Диагностика учебных достижений обучающихся основной школы в условиях реализации ФГОС // География в школе. - 2015. - № 7. - С. 19-27.
13. Амбарцумова Э. М. Диагностика достижений метапредметных результатов на уроках географии // География в школе. - 2016. -№ 7. - С. 31-37.
14. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 10-11 класс. ФГОС. Учебно-методический комплект / Э. М. Амбарцумова, Е. А. Гевуркова, С. Е. Дюкова [и др.]. - М.: Экзамен, 2018. - 127 с.
15. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 5-9 класс. ФГОС. Учебно-методический комплект / Э. М. Ам-барцумова, Е. А. Гевуркова, С. Е. Дюкова [и др.]. - М., 2018. - 127 с.
REFERENCES
1. Koval T. V. Formirovanie metapredmetnykh umeniy v shkolnom kurse obshchestvoznaniya: rabota s istochnikami sotsialnoy informatsii. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016, No. 3, pp. 21-30.
2. Lobanov I. A. Osobennosti tekhnologii proverki zadaniy s razvernutym otvetom v EGE po obsh-chestvoznaniyu. Pedagogicheskie izmereniya. 2016, No. 2, pp. 57-63. Available at: http://www. fipi.ru/sites/default/files/document/journal/pi_2-2016_p1-124.pdf (accessed: 01.04.2018).
3. Kryuchkova E. A. Osobennosti raboty s tsen-nostnym komponentom istoricheskoy informatsii v V-IX klassakh. Prepodavanie istorii v shkole. 2015, No. 6, pp. 39-45.
4. Gevurkova E. A., Frantsuzova O. A. Metapred-metnye zadaniya v kursakh istorii i obshchestvoznaniya. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2017, No. 3, pp. 29-35.
5. Frantsuzova O. A. Metapredmetnye rezultaty i mezhpredmetnost v usloviyakh EGE po obsh-chestvoznaniyu. In: Aktualnye problemy guman-itarnykh nauk: teoriya, metodika, praktika. Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2016. Pp. 174-184.
6. Frantsuzova O. A. Realizatsiya vospitatelnogo po-tentsiala sotsialno-gumanitarnogo obrazovaniya v kontekste informatsionnykh tekhnologiy. In: Sotsi-
alizatsiya lichnosti v usloviyakh globalizatsii i in-formatizatsii obshchestva. Proceedings of International scientific-practical conference, Tver, 8 Feb.
2016. Moscow: ISRO RAO, 2016. Pp. 586-592.
7. Dyukova S. E. Kriticheskoe otnoshenie k infor-matsii v usloviyakh sovremennoy informatsion-noy sredy: modeli zadaniy. Geografiya v shkole.
2017, No. 7, pp. 45-52.
8. Kryuchkova E. A. Rabota s pismennymi is-toricheskimi istochnikami v kurse istorii Drev-nego mira (V klass). Prepodavanie istorii v shkole. 2015, No. 10, pp. 46-51.
9. Koval T. V., Kryuchkova E. A. Metapredmetnyy podkhod k izucheniyu ponyatiy. Trebovaniya federalnykh gosudarstvennykh standartov i prob-lemy ikh realizatsii v obshcheobrazovatelnoy shkole. Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika. 2017. Vol. 1, No. 3 (39), pp. 75-84.
10. Korosteleva A. A., Kryuchkova E. A., Frantsu-zova O. A. Formirovanie obrazovatelnogo pros-transtva sredstvami metapredmetnykh i mezh-predmetnykh ponyatiy v distsiplinakh sotsial-no-gumanitarnogo tsikla. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2017, No. 4, pp. 17-23.
11. Barabanov V. V., Ambartsumova E. M., Dyuko-va S. E. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza ti-pichnykh oshibok uchastnikov EGE 2017 goda po geografii. Moscow, 2017. Available at: http: //fipi.ru/sites/default/files/document/150530982 3/geografiya_2017.pdf (accessed: 01.04.2018).
12. Ambartsumova E. M. Diagnostika uchebnykh dostizheniy obuchayushchikhsya osnovnoy shkoly v usloviyakh realizatsii FGOS. Geografiya v shkole. 2015, No. 7, pp. 19-27.
13. Ambartsumova E. M. Diagnostika dostizheniy metapredmetnykh rezultatov na urokakh geografii. Geografiya v shkole. 2016, No. 7, pp. 31-37.
14. Ambartsumova E. M., Gevurkova E. A., Dyukova S. E. (et al.) Sbornik metapredmetnykh zadaniy: istoriya, obshchestvoznanie, geografiya: 10-11 klass. FGOS. Uchebno-metodicheskiy komplekt. Moscow: Ekzamen, 2018. 127 p.
15. Ambartsumova E. M., Gevurkova E. A., Dyuk-ova S. E. (et al.) Sbornik metapredmetnykh zadaniy: istoriya, obshchestvoznanie, geografiya: 5-9 klass. FGOS. Uchebno-metodicheskiy komplekt. Moscow, 2018. 127 p.
Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва e-mail: [email protected]
Kryuchkova Elena A., PhD in Education, Senior Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow e-mail: [email protected]
Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва e-mail: [email protected]
Ambartsumova Eleonora M., Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow e-mail: [email protected]
Лобанов Илья Анатольевич, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва e-mail: [email protected]
Lobanov Ilya A., Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow e-mail: [email protected]
Французова Ольга Александровна, кандидат исторический наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва e-mail: [email protected]
Frantsuzova Olga A., PhD in History, Senior Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow e-mail: [email protected]