1УДК 372.8 ББК 74.2
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Е. А. Крючкова
Аннотация. В статье представлены этапы и основные подходы к ученической исследовательской деятельности в практике отечественной школы. Рассматриваются функции, цели и задачи исследовательской деятельности учащихся при изучении истории.
Описаны виды уровневой дифференциации при организации исследовательской деятельности школьников, основные умения учащихся, формируемые в исследовательской деятельности при изучении истории (предметные, метапредметные). Представлены виды исследовательской деятельности школьников, дидактические возможности индивидуального и дифференцированного подходов в организации ученической исследовательской деятельности. Приведены примеры тем проектно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: ученическая исследовательская деятельность, личностно-ориентирован-ный подход, индивидуальный подход, дифференциация в обучении.
FEATURES OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY WHEN LEARNING HISTORY
E. A. Kryuchkova
Abstract. The article focuses on the stages and main approaches to students' research activity in the national school practice. It considers the functions, objectives and tasks of students' research activity when studying history. The article describes the types of level differentiation when organizing students' research activity, main skills of students gained from their history research activity (disciplinary, meta-disciplinary). The article presents the types of students' research activity, didactic opportunities of the individual and differentiated approaches in organization of such activity. It provides examples of project and research activity topics.
Keywords: students' research activity, personality-oriented approach, individual approach, differentiation in education.
В Российской педагогической энциклопедии исследовательский метод определяется как «организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения» [1].
В учительской практике исследовательский метод обучения используется около 100 лет. В отечественной школе данный метод обучения был ключевым в 1920-1930-е гг. (лабораторно-бригадный метод обучения). В 1950-1980-е гг. элементы исследовательского метода использовались во внеклассной работе (историко-краеведческая поисковая работа, создание экспозиции школьного музея и др.). Новый
всплеск интереса к данному методу проявился в 1990-е гг., когда появились авторские школы изучения истории только по источникам, без традиционного учебника (Ю. Троицкий).
Дидакты и методисты разрабатывали общие подходы к использованию исследовательского метода в социально-гуманитарных дисциплинах [2], методам анализа фундаментальной науки, применяемым в школьном обучении при анализе исторических источников [3], а также источников социальной информации [4].
Функции исследовательской деятельности учащихся (укажем основные функции).
1. Мотивационная. Эта функция основана на том обстоятельстве, что изучение истории, помимо общеучебных смыслов, всегда напол-
нено личностными смыслами. Такой подход помогает учащимся принять и освоить те ценности, которые выработаны человечеством на долгом пути своего развития и неразрывно связаны с днем сегодняшним. Освоение этих ценностей и помогает осознанию своей связи с предшествующими поколениями, самоидентификации подрастающего поколения, обретению им направления и смысла своей жизни и деятельности в плане личностного развития, личностного самоопределения. Постижение этих смыслов помогает развитию исторического сознания учащихся. Таким образом, через личностные мотивы постижения предмета стимулируется интерес школьников к изучению истории не только на школьном уровне, но и на более глубоком.
2. Развивающая. Исследовательская деятельность способствует обучению и развитию учащихся, развивая такие психологические характеристики личности, как стиль мышления, выявляя и формируя такие интеллектуальные силы ума, как способность к логическому мышлению, способность мыслить системно и целостно, устанавливать взаимосвязи явлений, процессов, событий. Исследовательская деятельность развивает креативное мышление, критическое мышление, инновационное мышление, а в целом способствует становлению исторического мышления.
Исследовательская деятельность - один из основных видов учебной деятельности школьников в обучении истории. Она служит как для обучения учащихся способам и видам реконструкции исторической реальности, так и способам и видам ее осмысления и ее постижения.
3. Коммуникативная. Исследовательская деятельность учит ясно, логично, аргументированно излагать свою позицию по тому или иному вопросу, учит способности к обмену мнениями, вести диалог со своими оппонентами, в то же время обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Исследовательская деятельность развивает способности к активному плодотворному творческому сотрудничеству в коллективе (разные виды уроков).
4. Информационно-технологическая. Исследовательская деятельность помогает освоить новейшие информационные технологии, предполагает способности к поиску, отбору,
систематизации, обобщению информации, а также анализу и обобщению информации из разных источников.
5. Воспитывающая. Способность понять, проанализировать различные системы исторических ценностей, заложенных в содержании предмета, критически осмыслить и глубоко усвоить позитивные ценности, способствующие развитию личных психологических и морально-нравственных качеств учащихся - одно из важных воспитательных ресурсов исторического образования.
Личностно-ориентированный подход, вошедший в практику отечественных школ в конце XX - начале XXI в., опирается на принцип индивидуализации обучения.
Способом решения задач индивидуального развития учащихся служит дифференциация -форма организации учебно-воспитательной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся [см.: 5], «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения» (определение И. М. Осмоловской) [6].
В исследовательской деятельности учащихся дифференциация может проявляться в формулировании различных целей и задач ученического исследования, разных формах и методах организации исследовательской работы, прогнозируемых результатах исследования, а также в различных вариантах использования полученных результатов в практической деятельности.
Целью организации ученической исследовательской деятельности является выполнение требований ФГОС всех ступеней образования, достижение личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных), предметных результатов образования.
Организация исследовательской деятельности учащихся решает следующие общепедагогические задачи:
1) воспитание, социализация личности, освоение гражданско-мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей образования;
2) освоение методологических основ предмета, содержательных единиц, заложенных в Историко-культурном стандарте;
3) развитие творческих способностей уче-ников:логического, критического, креативного мышления; общеисследовательских умений и умений работы с источниками информации;
4) освоение элементов специальных исследовательских умений работы с историческими источниками, развитие умений реконструкции прошлого, умений оценки источников информации, работы с точками зрения и оценками;
5) формирование готовности к творческому продуктивному труду;
6) развитие потребности в непрерывном самообразовании;
7) формирование умений творческого применения приобретенных умений и навыков в практической работе;
8) формирование готовности к реализации социальных исследовательских проектов.
Ученическая исследовательская деятельность решает задачи развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, которые состоят в:
• индивидуальных познавательных возможностях;
• личностной мотивации: а) интересе к исторической исследовательской работе; б) ориентации на профильное обучение; в) отсутствии или недостатке мотивации к исследовательской работе;
• психологической потребности в самостоятельной творческой работе, реализации своих интеллектуальных способностей и духовных запросов, потребности в самоутверждении, в самосовершенствовании, в признании своей индивидуальности, уважении педагогов и сверстников;
• необходимости личностного роста, достижении результатов в обучении.
Виды уровневой дифференциации при организации исследовательской деятельности школьников.
1. Учет ступени и вида школьного образования (основная школа: элективный курс; дополнительное образование (различный объем и сложность информации, степень проработки и освоения); старшая школа: базовый и углубленный уровни).
2. Урочная (дифференцированные задания на исследовательскую деятельность), внеурочная деятельность (практико-ориентированная
работа (разработка концепции музейной экспозиции, подготовка выставок, историко-крае-ведческая работа по разным направлениям, проведение исторических вечеров, организация ученических конференций).
3. Использование разных форм работы (классная: коллективная, по группам, индивидуальная; общешкольная; домашняя: по группам, индивидуальная).
В рамках личностно-ориентированного подхода может быть сконструирована индивидуальная образовательная траектория, основанная на самостоятельной творческой исследовательской работе ученика.
Основными видами исследовательской деятельности учащихся при изучении истории являются: 1) работа с историческими источниками; 2) работа с версиями, точками зрения и оценками; 3) исследовательские задания: познавательные задачи (выдвижение гипотез, версий, задачи на аналогию, дедукцию, индукцию и др.), творческие задания (эссе, портрет исторического деятеля и др.); 4) проектно-ис-следовательская деятельность.
На ступени основной школы учитель выстраивает систему работы по формированию исследовательских умений учащихся. Учащиеся работают под руководством учителя.
В старшей школе школьники самостоятельно разрабатывают проекты, в том числе социальные, применяют полученные умения в социальной практике, в различных жизненных ситуациях.
Основные умения учащихся, формируемые в исследовательской деятельности при изучении истории, - это умения работы с историческими источниками (оценка, анализ данных источника, применение полученных данных).
К предметным умениям работы с историческими источниками относится:
1) умение различать исторические источники и другие источники информации;
2) умение работать с историческими источниками разных видов и типов, в том числе созданных в разных знаковых системах;
3) умение различать факт истории и историческую оценку, а также факт историка и факт источника;
4) умение критиковать источники, объективно оценивать степень достоверности источ-
ника, объективно оценивать информацию, почерпнутую из внешкольных источников;
5) различать авторство источника (принадлежность автора к определенному кругу лиц на основе анализа авторской позиции);
6) умение сравнивать и сопоставлять данные двух и более источников;
7) умение включать данные изученных источников в круг других сведений;
8) умение применять оценочный подход к ценностному смыслу исторической информации.
К метапредметным умениям работы с источниками информации относятся: умения поиска, отбора, сравнения, сопоставления, оценки, анализа, систематизации, структурирования и обобщения информации.
Методы работы ученых-историков вошли в школьную историю в 1990-е гг. и обогатили методику предмета. Без работы с источниками не обходится практически ни один урок.
Работа с историческими источниками лежит в основе и проектно-исследовательской деятельности, которая может быть как коллективной, так и индивидуальной. Темы индивидуальных проектов, эмоционально-психологически близкие школьникам, обогащают духовно-ценностную сферу личности, способствуют личностному развитию (например, антропологический аспект истории).
Темы проектов
5-й класс
1. Коллективный проект «Правда и вымысел в художественных произведениях на историческую тему» (А. И. Немировский «Слоны Ганнибала», Дж. Триз «Фиалковый венец» и др.).
2. Коллективный проект «Виртуальное путешествие по Древним Афинам (древнему городу Риму, древней Горгиппии и др.)».
3. Индивидуальный проект «Мои любимые герои Древней истории».
6-й класс
1. Коллективный проект «Формы общественного устройства в средневековом городе».
2. Индивидуальный проект: «Ян Гус и император Сигизмунд на соборе в Констанце».
3. Коллективный проект «Средневековые науки и методы научных исследований» .
4. Индивидуальный проект «Сюжеты и герои средневековой литературы».
7-й класс
1. Индивидуальный проект «Человек века Просвещения».
2. Индивидуальный проект «Европейская литература XVIII в.: идеи и герои».
3. Коллективный проект «Европейские революции XVII-XVIII вв.: общее и особенное».
8-й класс
1. Коллективный проект «Государственные деятели XVIII в. России и Европы: сравнительная характеристика».
2. Индивидуальный проект «Дворянская и народная культура в России в XVIII в.».
9-й класс
1. Индивидуальный проект «Государственные деятели XIX в. России и Европы: сравнительная характеристика».
2. Коллективный проект «Значение Венского конгресса и Священного союза в развитии Европы».
Таким образом, особенностями ученической исследовательской деятельности при изучении истории является умение вычленять и оценивать аксиологический аспект исторического знания, и, соответственно, исследовательская деятельность имеет ценностный смысл и по содержанию анализируемых источников, и по характеру деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 385.
2. Коростелева А. А. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в курсе «Об-ществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - № 7. -С.40-43.
3. Коваль Т. В. Формирование метапредметных умений в курсе обществознания: работа с источниками социальной информации // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - № 3. - С. 21-30.
4. Синельников И. Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 3. - С. 36-42.
5. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 74.
6. Осмоловская И. М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.
REFERENCES
1. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: in 2 vol. Moscow, 1993. Vol. 1, p. 385.
2. Korosteleva А. А. Issledovatelskaya i proekt-naya deyatelnost uchashchikhsya v kurse "Obshchestvoznaniye". Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2014, No. 7, pp. 40-43.
3. Koval T. V. Formirovaniye metapredmetnykh umeniy v kurse obshchestvoznaniya: rabota s istochnikami sotsialnoy informatsii. Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016, No. 3, pp. 21-30.
4. Sinelnikov I. Yu. Gotovy li uchitelya rabotat "po-novomu": analiz opyta organizatsii raboty s istochnikami na urokakh istorii. Prepodavaniye istorii v shkole. 2016, No. 3, pp. 36-42.
5. Pedagogichesky entsiklopedichesky slovar. Moscow: Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2002. P. 74.
6. Osmolovskaya I. M. Didakticheskiye printsipy differentsiatsii protsessa obucheniya v obsh-cheeobrazovatelnoy shkole. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2002.
Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО e-mail: [email protected]
Kryuchkova Elena А., PhD in Education, Senior Researcher, Centre of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education e-mail: [email protected]