Научная статья на тему 'Метапредметность: формирование понятийных рядов в предметах социально-гуманитарного цикла (История, Обществознание, География) в основной школе'

Метапредметность: формирование понятийных рядов в предметах социально-гуманитарного цикла (История, Обществознание, География) в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1899
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВО / META-SUBJECTIVITY / CROSS-CURRICULUM CONCEPTS / SYSTEM / STRUCTURE / DEVELOPMENT / STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

В статье проанализированы особенности формирования межпредметных понятий в учебниках по истории, обществознанию, географии, выделен межпредметный понятийный ряд, выявлены приемы введения межпредметных понятий в практике преподавания школьных социально-гуманитарных предметов. Рассмотрены особенности метапредметных и межпредметных понятий, сформулированы их определения. Разработаны приемы работы по их формированию, приведены примеры метапредметных заданий в основной школе (поэтапно, с 5-го по 9-й класс) по географии, истории, обществознанию. Разработан алгоритм учебной деятельности с учетом последовательности формирования понятий высокого уровня обобщения. Приведена памятка-инструкция для учащихся по работе над межпредметными понятиями. Даны методические рекомендации по формированию в основной школе понятий «система», «структура», «развитие», «государство». Рассмотрены родовые и видовые понятия, многозначные понятия, существенные и несущественные признаки понятий, межпредметные и предметные содержание и объем понятий. Сформулированы критерии сформированности метапредметных и межпредметных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meta-Subjectivity: Formation of Concept Rows in the Humanities and Social Studies (History, Social Studies, Geography) in the Primary School

The article focuses on peculiarities of meta-subject and cross-curriculum concepts in the textbooks on history, social science, geography and considers planning and working methods aimed at their formation. Learning activity algorithm is developed taking into account the stages of formation of highly generalized concepts, meta-subject tasks are presented, criteria of formation of meta-subject and inter-subject concepts are formulated. The article considers the features of meta-subject and intersubject concepts and their definitions. Methods of their formation and implementation are worked out and examples of meta-subject tasks are given (step by step from the 5th to the 9th form) in geography, history and social science. The instruction for pupils for work on inter-subject concepts is presented. Methodical recommendations on the formation of the concepts „system”, „structure”, „development”, „state” are given. Generic and specific terms, multiple concepts, essential and insignificant signs of concepts, the inter-subject and subject meaning and amount of concepts are considered. Criteria of formation of meta-subject and inter-subject concepts are formulated.

Текст научной работы на тему «Метапредметность: формирование понятийных рядов в предметах социально-гуманитарного цикла (История, Обществознание, География) в основной школе»

1УДК 372.8

ББК 74.2

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ РЯДОВ В ПРЕДМЕТАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА (ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ГЕОГРАФИЯ) В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Е. А. Крючкова

Аннотация. В статье проанализированы особенности формирования межпредметных понятий в учебниках по истории, обществознанию, географии, выделен межпредметный понятийный ряд, выявлены приемы введения межпредметных понятий в практике преподавания школьных социально-гуманитарных предметов. Рассмотрены особенности метапредметных и межпредметных понятий, сформулированы их определения. Разработаны приемы работы по их формированию, приведены примеры метапредметных заданий в основной школе (поэтапно, с 5-го по 9-й класс) по географии, истории, обществознанию. Разработан алгоритм учебной деятельности с учетом последовательности формирования понятий высокого уровня обобщения. Приведена памятка-инструкция для учащихся по работе над межпредметными понятиями. Даны методические рекомендации по формированию в основной школе понятий «система», «структура», «развитие», «государство». Рассмотрены родовые и видовые понятия, многозначные понятия, существенные и несущественные признаки понятий, межпредметные и предметные содержание и объем понятий. Сформулированы критерии сформированности метапредметных и межпредметных понятий.

Ключевые слова: метапредметность, метапредметные понятия, межпредметные понятия, система, структура, развитие, государство.

META-SUBJECTIVITY: FORMATION OF CONCEPT ROWS IN THE HUMANITIES AND SOCIAL STUDIES (HISTORY, SOCIAL STUDIES, GEOGRAPHY) IN THE PRIMARY SCHOOL

E. A. Kryuchkova

Abstract. The article focuses on peculiarities of meta-subject and cross-curriculum concepts in the textbooks on history, social science, geography and considers planning and working methods aimed at their formation. Learning activity algorithm is developed taking into account the stages of formation of highly generalized concepts, meta-subject tasks are presented, criteria of formation of meta-subject and inter-subject concepts are formulated. The article considers the features of meta-subject and inter-subject concepts and their definitions. Methods of their formation and implementation are worked out and examples of meta-subject tasks are given (step by step from the 5th to the 9th form) in geography, history and social science. The instruction for pupils for work on inter-subject concepts is presented. Methodical recommendations on the formation of the concepts „system", „structure", „development", „state" are given. Generic and specific terms, multiple concepts, essential and insignificant signs of concepts, the inter-subject and subject meaning and amount of concepts are considered. Criteria of formation of meta-subject and inter-subject concepts are formulated.

Keywords: meta-subjectivity, cross-curriculum concepts, system, structure, development, state.

Требования образовательных стандартов к результатам основного образования предполагают формирование системы межпредметных понятий, что наряду с овладением универсальными учебными

действиями реализует принцип метапред-метности.

Исследователи отмечают, что освоение межпредметных понятий - необходимое условие для формирования метапредметных уме-

ний при работе с различными источниками учебной информации: источниками социальной информации [1], письменными историческими источниками [2], историческими источниками разных типов [3; 4]. Исследован зарубежный опыт учета принципа метапредметно-сти в содержании образования [5], разработаны приемы формирования межпредметных парных понятий [6], описаны критерии сфор-мированности межпредметных понятий как один из показателей уровня достижения мета-предметных результатов [7].

Анализ понятийных рядов учебников для основной школы по некоторым социально-гуманитарным предметам показал, что понятия высокого уровня обобщения целесообразно разделить на метапредметные и межпредметные.

Метапредметные понятия - универсальные философско-методологические понятия: а) онтологические, в основе которых лежит абстрактный объект или представление об объекте (система, революция, эволюция, структура); б) гносеологические, в основе которых лежит процесс познания реального или абстрактного объекта (закономерность, процесс, классификация, систематизация). Мета-предметные понятия отражают законы, закономерности, связи, отношения, системные конструкции, объективно существующие в природе и открытые человеческим разумом. В дидактике приняты трактовки метапредмет-ных понятий, используемые в современной философской литературе.

Межпредметные понятия - собственно межпредметные понятия, в основе которых лежит реально существующий объект (например, государство, общество, народ, этнос, народонаселение, урбанизация, прогресс, регресс). Межпредметные понятия - это такие понятия, которые отражают явления, объекты, связи, которых нет в чистой природе, они разработаны когнитивно и имеют социальную природу.

Метапредметные понятия играют роль родовых понятий по отношению к межпредметным и предметным понятиям, а последние являются видовыми по отношению к метапред-метным. Метапредметные понятия имеют наибольший объем, так как включают в себя множество предметов, обозначающих понятия более низкого уровня обобщения. В то же время

их отличает наибольшее количество признаков, так как они обозначают понятия самого высокого уровня обобщения, не имеющие характерных для предметных понятий признаков. Межпредметные, а особенно предметные понятия отличаются большим количество специфических признаков. Например, метапред-метное понятие «система» включает в себя множество объектов природы и общества, межпредметное понятие «общественная система» относится только к обществу, включает в себя намного меньше объектов и имеет специфические признаки, предметное понятие «общественная система Древней Руси» включает еще меньше объектов и обладает еще большим количеством отличительных признаков, характерных только для этого объекта.

Приемы работы с метапредметными и межпредметными понятиями:

1. Работа с различными видами учебной информации (историческими источниками, источниками социально-политической информации, статистическими данными, картографическим, справочным материалом и др.).

2. Работа с памятками-инструкциями.

3. Ведение ученических словарей межпредметных понятий.

4. Привлечение визуальных художественных источников, создающих художественно-эстетические образы понятия.

5. Формирование межпредметных и мета-предметных понятий через вопросы и задания.

6. Работа с определениями (формулирование определений через обобщение признаков понятия, поиск, комментирование и обсуждение различных вариантов формулировок понятий, вычленение предметных и метапредмет-ных признаков в определении, выделение существенных и несущественных признаков понятий и др.).

7. Работа с понятийными рядами (составление смыслового понятийного ряда из нескольких предметов с выделением родового понятия, подбор контекстных понятий из нескольких предметов, задание на поиск понятия, выпадающего из смыслового понятийного ряда, установление иерархической соподчиненно-сти понятий и др.).

8. Нахождение слов-синонимов и слов-антонимов к межпредметным понятиям.

9. Работа с парными понятиями.

10. Работа с многозначными понятиями (выяснение смысла понятий в разных предметах и др.).

11. Формулирование межпредметных понятий через другие понятия этого же уровня, в том числе используемые в других предметах.

12. Формулирование межпредметных понятий через метапредметные понятия.

13. Нахождение или создание визуальных образов межпредметных понятий.

14. Систематизация и классификация межпредметных понятий (например, по признакам, общим в двух или нескольких предметах и др.).

Специфика формирования метапредметных понятий «система», «структура», «развитие» в основной школе

Понятия «система», «структура», «развитие» относятся к метапредметным понятиям фило-софско-методологического уровня. С их помощью можно описывать реально существующие объекты (различные системы и подсистемы общества: экономическую, законодательную и др.; структуры, образующие системы: социальная структура общества), а также раскрывать процессы познавательной деятельности, конструировать мыслительные операции, организовывать способы деятельности (опишите систему государственных органов власти; разработайте систему заданий к параграфу; организуйте систему сотрудничества в группе по решению поставленных задач и др.).

Понятия «система», «структура» многозначны. В историческом и обществоведческом образовании понятие «система» используется в следующих значениях: а) совокупность объектов общества, образующих целостность (общественная система, социальная система); б) теория, учение; в) совокупность морально-этических норм. Понятие «структура» в вышеупомянутых предметах раскрывает связи и отношения между элементами той или иной системы, их соподчиненность (социальная структура общества).

В школьных учебниках понятия «система», «структура» вводятся без объяснения. Их смысл скрыт, дан не явно.

В курсе истории используются словосочетания с понятием «система», раскрывающие на

предметном уровне конкретно-исторические особенности общества, государства, институтов общества и государства:

«Кормление - система содержания должностных лиц за счет местного населения» [8, с. 95], «поместная система» [9, с. 32], «система центральных органов управления» [9, с. 44], «система международных отношений» [10, с. 4], «политическая система империи» [11, с. 6], «крепостническая система хозяйства» [11, с. 10].

В физической географии понятие «система» близко по значению к дисциплинам естественнонаучного цикла и обозначает совокупность объектов природы (система рек, система океанических течений, Солнечная система, горная система, 6-7-й класс). В экономической географии используются понятия «энергосистема», «система застройки городов», «система предприятий района» (8-9-й класс) В географии понятие «структура» вводится в 8-м классе в значении «строение» (тектоническая структура, отраслевая структура хозяйства, структура миграционных потоков в России).

В обществознании понятие «система» вводится в 7-8-х классах как через обобщающее определение [12], так и через описание признаков понятия [13].

Во всех трех предметах без объяснения используется понятие «развитие». Смысл понятия ясен из контекста (развитие географических знаний: обогащение и приращение новых знаний; развитие ремесла и торговли: количественный рост и качественные изменения). Понятно, что речь идет о направленном изменении, качественном преобразовании, улучшении, усовершенствовании.

Во всех школьных предметах понятия «система», «структура», «развитие» связаны со способами деятельности (практическими, умственными). Данные понятия и производные от них (систематизация, структурирование) обозначают способы познания, освоения и трансляции изучаемых предметов. В чем состоит деятель-ностная сторона метапредметных понятий? В умении выделять основные элементы системы (подсистемы), выявлять связи между ними, устанавливать виды связей (причинно-следственные, иерархические, функциональные), умение наблюдать систему в развитии. Что значит рассматривать систему в развитии? Это

значит уметь различать типы систем (открытая, закрытая (изолированная), динамическая, нединамическая (статическая), понимать характер и направление изменений в системах, выявлять качественно новый уровень развития систем.

Понятие «развитие» - самое широкоупотре-бимое понятие в учебниках социально-гуманитарного цикла. Понятие углубляется и закрепляется от класса к классу. Оно выступает вспомогательным в отношении других философско-методологических понятий. Через описание признаков понятия «развитие» формируются другие философско-методологические понятия (система, структура).

Алгоритм учебной деятельности по формированию метапредметных понятий «система», «структура».

5-6-й класс. Формируется представление о системе, как целом, состоящем из элементов, связанных между собой, вводится понятие структура системы. Уточняется представление о функциях системы, функциональных связях внутри системы. Школьники на конкретных примерах понимают, что система действует как целое при функционировании системы связей между ее элементами.

7-8-й класс. Формируется представление о подсистемах, которые также сами по себе являются системами; сохранении, изменении системы, развитии системы (эволюционном, революционном); о типах систем: статическая (нединамическая), динамическая, открытая, закрытая (изолированная); иерархических и причинно-следственных связях внутри системы.

Дается представление о многозначности понятия «структура» в отношении разных предметных областей (естественно-математические предметы, социально-гуманитарные предметы).

9-й класс. Формулируется теоретическое определение понятия «система» на основе развития родового понятия и на основе обобщения признаков предметных понятий. Формируется представление о структуре понятий: объеме и содержании (существенных и несущественных признаках).

Понятия «развитие», «структура» формулируются на основе обобщения признаков понятия.

Начиная работу с понятием в основной школе (5-й класс), выясняем, где и в каком смысле учащиеся встречали понятие «система». Учитывая возраст учащихся, представляем понятие «система» наглядно. Понятия «система» и «структура» во всех предметах без исключения можно объяснить на примере организации содержания учебника.

Ориентировочное определение (через признаки понятия) для 5-6-х классов: «Система состоит из отдельных частей, связанных между собой. Система может существовать только в единстве своих частей».

Например, в истории понятие «система» вводится в курсе истории Древнего мира, 5-й класс (система управления древнегреческим полисом и др.).

В обществознании в 5-6-х классах понятие «система» рассматривается через основное понятие предмета - «общество». Ученики называют подсистемы общества и устанавливают связи между ними, вводится понятие «структура общества». Предметные понятия курса истории (древнерусское общество, древнеримское общество и др.) развивают признаки предметного понятия, наглядно показывая связь между объемом понятия (множество предметов) и содержанием понятия (множество существенных и несущественных признаков).

В географии понятие вводится через характеристики природных систем (Солнечная система, речная система, горная система и др.).

Метапредметные задания для 5-6-х классов:

1. Выделите две группы объектов: горная система, экономическая система общества, система морских приливов и отливов, система Земля - Луна, социальная структура древнерусского общества, система образования.

2. Найдите системы среди указанных объектов: река с притоками, дверца шкафа, планета Земля, эпиграф к сочинению, школьный проект на какую-либо тему.

3. Выделите структурные звенья трех объектов, являющихся системой, знакомых вам из трех учебных предметов (географии, истории, обществознании): 1) система живых организмов в океане; 2) система образования в Средневековье в Западной Европе; 3) общество. На основе этих примеров расскажите, что такое структура системы, какие функции в системе

она выполняет.

4. Можно ли назвать системами: 1) государство; 2) мировой круговорот воды; 3) управление в России при Иване III? Если да, то почему? Какие функции присущи тем объектам, которые вы считаете системой?

7-8-й классы - это та ступень основного общего образования, на которой школьники осваивают основной материал об общественной системе в целом и различных системах общества (экономической, политической, социальной и др.). Обогащается предметными признаками понятие «система» и в курсе географии. Учащиеся знакомятся с понятиями «географическая система», «система географической среды», их типами и компонентами. Как синоним понятия «система» в географии используется понятие «комплекс».

Предметы социально-гуманитарного цикла опираются на определения родовых понятий «система», «структура», изучаемыми в курсе обществознания.

На уроках географии обращается внимание на многозначность понятия «структура» (при изучении естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин). Например, понятие «тектоничекая структура» означает форму залегания земных пород в зависимости от их происхождения и места залегания. В данном случае понятие «структура» используется в значении «форма», «состав». В других предметах (математике, информатике) «структура» означает объект или устойчивый (неразложимый) элемент. Таким образом, в негуманитарных дисциплинах признаками понятия служат состав и форма объекта.

В социальных дисциплинах (в том числе в экономической географии) понятие «структура» обычно используется в контексте с понятием «система» и служит для описания одной из систем общества. В данном случае для нас важна такая характеристика структуры, как связь между элементами системы.

В 7-9-м классах школьники должны получить представление о функционировании системы, условиях ее устойчивости и сохранения, а также о способности к развитию, изменению качественных характеристик, а также способности к разрушению под влиянием объективных или субъективных факторов. Понятие о

способности систем к развитию вводится на уровне отдельных предметов. Дается представление об изменении, развитии, эволюции, революции. В географии на уровне описания формируется представление о развитии (эволюции) природных систем, их взаимодействии с окружающей средой, революционных процессах в мире природы (геологическая революция); а также эволюционных и революционных процессах общественного развития, изучаемых в экономической, политической, социальной географии (демографическая революция, аграрная революция, научно-техническая революция и др.). В истории и обществознании изучаются общественные процессы (социальная и политическая эволюция общества, социальная революция, демографическая революция, научная революция и др. ).

В 7-8-м классах изучаются различные виды систем. Рекомендуется познакомить учащихся с их определениями, привести примеры систем разных видов, изучаемых в различных предметах.

При планировании работы с понятиями высокого уровня обобщения учитывается, что в учебниках по социально-гуманитарным дисциплинам вопросы и задания не ориентированы на выяснение системности изучаемого объекта. Понятие «система» употребляется как доступное школьникам из контекста.

Необходимо формировать у учащихся представление о том или ином объекте как системе, насыщая понятие предметными признаками.

География. Приведите примеры природных и антропогенных комплексов, функционирующих как системы (8-й класс).

История. Опишите государственное управление Российской империей в конце правления Петра I как систему (7-й класс).

Обществознание. Приведите аргументы в пользу положения о том, что общество - открытая, динамическая система.

Метапредметные задания для 7-8-х классов:

1. Рассмотрите подсистему «Образование» в системе духовной сферы общества. Выделите элементы подсистемы, проследите связи внутри и вне этой подсистемы.

2. В какую подсистему и систему входит элемент, определяемый понятием «феодальная лестница»? Назовите эти системы как поня-

тия. Какими признаками обладают все три понятия? Какое из этих понятий будет родовым для двух других?

3. Объясните понятия «биологическая теория эволюции», «демографическая революция», «аграрная революция», «научно-техническая революция», «социальная революция», «политическая эволюция общества». Какие функции и свойства систем они раскрывают?

В 9-м классе подводятся итоги работы над метапредметными понятиями. Целесообразно сформулировать определение понятия «система» на уровне описания признаков, включив в него понятия «структура» и «развитие».

Метапредметные задания для 9-го класса:

1. Опишите науки географию, историю, право, экономику как системы научных знаний. Используйте определения понятий «система», «структура», «развитие».

2. Опишите объем и содержание понятия «государство» с привлечением знаний из обще-ствознания, истории, географии (объем: формы, режимы, конкретно-исторические типы; содержание: существенные признаки).

Специфика формирования межпредметных понятий

При работе с межпредметными понятиями актуален алгоритм учебной деятельности, ориентированный на этапы формирования понятий.

Памятка для учащихся при работе над межпредметными понятиями.

5-й класс. Работа над пониманием смысла изучаемого понятия:

1. Знакомо ли вам это слово, понятен ли вам его смысл?

2. В каком значении употребляется это слово в предмете, в какой теме оно вводится, что означает, можно ли заменить это слово на другое?

3. Встречалось ли вам это слово раньше, где: в учебниках по другим предметам, в прочитанных книгах. Употребляется ли это слово в обыденной разговорной речи или только в учебниках и другой литературе?

4. Какие признаки раскрывают смысл слова-понятия?

5. Приведите собственные примеры употребления слова в учебных целях.

6-7-й классы. Работа над многозначными

понятиями, выделение предметного и межпредметного объема и содержания понятий:

1. Подумайте, относится ли изучаемое понятие только к одному предмету или изучается в двух или нескольких предметах

2. В каких темах изучается данное понятие в разных предметах, что объясняется с помощью этого понятия. Какие признаки понятия описываются.

3. Попробуйте выстроить понятийный ряд, в который вписывается данное понятие. Определите главное (родовое) понятие и вспомогательные понятия, производные от него. Какие объекты и признаки составляют главное понятие, а какие - вспомогательные понятия.

4. Что означает данное понятие в разных предметах: его смысл один и тот же, или нет.

5. Если понятие имеет не одно значение, то оно многозначно. Назовите смыслы изучаемого вами понятия в разных предметах. В чем они совпадают, а в чем расходятся? Какие признаки понятия выделяются в разных предметах? Какие признаки одинаковы для двух или нескольких предметов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-9-й классы. Работа над определением понятий. Систематизация и классификация понятий. Включение межпредметных понятий в активную словарную лексику учащихся, используемую в процессе учения, а также для самой широкой коммуникации:

1. Прочитайте определение понятия. Выясните, какие признаки, описанные в определении, относятся к существенным, а какие - к несущественным.

2. Найдите в различных словарях другие определения понятий, соотнесите их с предлагаемым в учебнике. Установите, что выделяется в качестве главного, существенного во всех определениях? Какие другие признаки понятия описаны в этих определениях? Какое из понятий представляется вам наиболее точно сформулированным? Подберите примеры из разных предметов для аргументирования своего мнения.

3. Установите, какие понятия, составляющие единый понятийный ряд с изучаемым вами понятием, относятся к содержанию различных учебных предметов. В чем разница между ними (какие объекты они описывают: объекты

природы, объекты, созданные деятельностью человека; какие действия составляют содержание понятий)? Попробуйте установить существенные признаки разных групп межпредметных понятий.

4. Попробуйте дать определение одному из межпредметных понятий с помощью других понятий, используемых в разных предметах, а также через метапредметные понятия (подведение межпредметного понятия под родовое метапредметное понятие).

5. Подумайте и перечислите, в каких ситуациях в учебных и иных целях употребляется или может использоваться изученное вами понятие.

Межпредметные понятия - один из элементов, на базе которых можно проводить интеграцию смежных социогуманитарных дисциплин, выделяя сопредельные объекты познавательной деятельности, которые носят субъектный характер и связаны с деятельностью человека, людей или общества в целом.

Формирование понятия «государство» в предметах социально-гуманитарного цикла

Действенным приемом работы с межпредметными понятиями является конструирование различных понятийных рядов. Учитывая, что изучаемые понятия отражают в основном содержание предмета, рекомендуется начать заполнение таблицы для выявления существенных признаков родового понятия.

Рекомендуется подобрать два понятийных ряда: 1) контекстные понятия по отношению к родовому, 2) синонимы родового понятия.

Контекстные понятия раскрывают полноту содержания родового понятия (табл. 1).

Вопрос к таблице: Какие контекстные понятия отражают существенные, а какие несущественные признаки понятия? Совпадают или расходятся между собой признаки понятия в разных предметах? Почему?

Работа с контекстными понятиями выявляет специфику предмета, в то же время помогая более полно вычленить признаки понятия, помогающие сформировать понятие более полно и объемно, со всеми существенными признаками.

Понятие «государственная граница», вводимое в географии, практически не используется в истории, хотя актуально и для этого предмета. Необходимо обращать особое внимание на формирование территории и государственных границ. Это важно для воспитания российской идентичности и формирования представления о россиянах, как о единой нации, объединенной общей судьбой на одной территории.

При изучении истории традиционно акцентируется внимание на географическом положении государств, роль географического фактора в развитии России и других государств мира (морская держава, континентальное государство, островное государство и др., морская граница, сухопутная граница).

А географам надо взять на вооружение более полные признаки понятия, привлекая знания учащихся из обществознания и истории, например: Когда появились современные государства Европы? Какие признаки свидетельствовали об этом? Используйте свои знания из истории и обществознания.

Синонимы (табл. 2) подчеркивают предметные особенности содержания понятия. Вопросы к таблице: Какие особенности учебных предметов отражает данная таблица? Какие признаки, этапы возникновения и характеристики государства отражают понятия и слова, синонимы понятия «государство»? В каком значении употребляется понятие «страна» в географии, обществознании, истории?

Таким образом, в 5-6-х классах учащиеся средствами разных предметов получают общее представление о государстве, его внешних и

Таблица 1

Связь родового и контекстных понятий на примере понятия «государство»

Родовое понятие Контекстные понятия

Государство География Обществознание История

Государственная территория. Государственная граница Государственная власть. Гражданство. Права и обязанности граждан. Суверенная и публичная власть. Государственные законы Древние государства. Средневековые государства. Государственные законы. Территория государства. Органы управления государством

Таблица 2

Синонимы понятия «государство»

География Обществознание История

Страна. Страна. Страна.

Территория. Федерация. Держава.

Конкретное название Конкретное название государства Русская Земля.

государства Родина. Отечество. Конкретное название государства. Названия конкретно-исторических типов государств: Федерация. Республика. Империя. Полис и др.

внутренних признаках, причинах возникновения, развитии, исторических типах государств и их функциях.

Наиболее полно и последовательно понятие «государство» формируется в курсе обще-ствознания. Приведем в качестве примера основные этапы формирования понятия в этом предмете.

В 7-м классе понятие раскрывается через разные аспекты функционирования общества: связь с понятиями «власть», «общественный порядок», «территория», «управление», «мир», «современность», «гарантия», «права и обязанности», «безопасность», «законы» и т. д. Отношения между понятиями иерархические, родовидовые, характерные для формирования теоретических понятий.

В 8-м классе понятие раскрывается в контексте роли государства в экономике: связь с понятиями «регулирование экономики», «доходы», «расходы», «налоги», «государственный бюджет». Продолжается формирование теоретического понятия.

В 9-м классе понятие представлено в контексте политики как сферы общественной жизни: связь с понятиями «политика», «власть», «формы государства», «политический режим», «право», «гражданское общество», «политические партии и движения».

Уместным представляется принять за основу перечисленные этапы формирования понятия в истории и обществознании.

На уроках истории представлен материал по становлению форм государств, различных политических режимов в их конкретно-исторических типах, по развитию органов государственной власти, истории государственной

символики России и других государств, представлений о гражданстве и др. (7-9-й классы). При изучении истории рекомендуется использовать теоретический материал из общество-знания, где раскрываются разные аспекты понятия (государство и общество: 7-й класс, государство и экономика - 8-й класс, государство и политика: 9-й класс), углубляя и конкретизируя понятие через обращение к конкретно-историческим типам государства, рассматривая становление государственных институтов России и стран Европы.

Системы изучения понятия в географии не предусмотрено, понятие в специфически предметной форме используется активнее всего в теме «Население и политическая карта мира» (7-9-й классы).

Один из действенных способов - перенос содержательных элементов из предмета в предмет.

Учителям географии рекомендуется активнее включать историко-обществоведческий материал в преподавание, акцентируя внимание учащихся на важности оперирования сведениями из других предметов, например, при характеристике государств мира всегда приводить краткие сведения из истории и обществознания.

То же самое относится и к урокам истории и обществознания. Учитель мотивирует учащихся включать в свой ответ по соответствующей теме географические и экономико-географические факты, характеризуя географическое положение государства, его экономико-географические характеристики.

Рекомендуется продолжать в 7-8-м классах работу с понятийными рядами (в частности, с таблицей по контекстным понятиям), а также

работать с различными словарями, вести ученический словарь межпредметных понятий (для систематизации и обобщения накопленного материала).

В 9-м классе, подводя итоги работе над понятием, в качестве одного из методических приемов можно предложить обратиться к табл. 3.

Работа над таблицей поможет выявить и систематизировать все существенные признаки родового понятия. Вопросы к таблице: 1) Сформулируйте критерии, положенные в основу разных классификаций, принятых в предметах социально-гуманитарного цикла. 2) Есть ли совпадения в классификациях в разных предметах? Как вы думаете, почему? 3) Какие признаки понятия «государство» отражены в различных классификациях?

Таким образом, одно из главных межпредметных понятий - «государство» - будет встроено в целостную систему представлений учащихся о единстве, сложности и различных путях развития современного мира и системы государств.

Критерии сформированное™ мета предметных и межпредметных понятий (9-й класс):

1. Умение различать предметные, межпредметные, метапредметные понятия, понимать различия между явлениями, объектами, процессами, связями и отношениями, которые они описывают (природа и общество).

2. Иметь представление о структуре понятий разных уровней обобщения: объем, содержание (существенные, несущественные признаки).

3. Умение подвести предметное понятие под родовое межпредметное, родовое мета-предметное понятия.

4. Знать и понимать освоенный круг понятий согласно разработанной в общеобразовательной организации программы учебной, школьной и внешкольной деятельности.

5. Уметь использовать освоенные понятия в учебной деятельности, а также в социуме.

Формирование метапредметных (методологических) и межпредметных понятий выступает одним из способов интеграции предметов социально-гуманитарного цикла. Интеграция в данном случае заключается в наиболее полном раскрытии объема и содержания рассматриваемых понятий на различных уровнях: предметном и межпредметном. Интегрирующее свойство метапредметных и межпредметных понятий позволяет увидеть рассматриваемые явления, объекты, процессы окружающей действительности (сегодня или в прошлом) в их единстве, позволяя постичь сложность, нелинейность построения мира природы и мира людей, их диалектическое взаимодействие, условия их равновесия или неравновесия, устойчивости и способности к изменению, к развитию.

Содержание, способы деятельности, временные и тематические рамки введения рассматриваемых понятий в разных предметах должны не противоречить друг другу, а поддерживать и развивать понятия на надпред-метном и предметном уровне осмысления. Способствовать такому сближению и рацио-

Таблица 3

Классификация государств

География Обществознание История

По географическому положению. По экономическому признаку. По историческому признаку. По размерам территории и численности населения По форме правления. По политическому режиму. По стадиям экономического роста По форме правления. По политическому режиму. По историческому признаку. По стадиям экономического роста

Примеры: Островные страны (государства). Полуостровные страны (государства). Морские страны (государства). Континентальные страны (государства). Древние государства. Новые государства. «Карликовые» государства. Развитые государства. Наименее развитые государства Примеры: Монархия. Республика. Демократическое государство. Авторитарное государство. Тоталитарное государство. Правовое государство. Традиционное. Индустриальное. Постиндустриальное Примеры: Монархия. Республика. Демократическое государство. Авторитарное государство. Тоталитарное государство. Древние государства. Средневековые государства. Государства Нового времени. Традиционное. Индустриальное. Постиндустриальное

нальному использованию межпредметных знаний должны разработка основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, рабочие программы предметов и тематическое планирование.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваль, Т. В. Формирование метапредмет-ных умений в курсе обществознания: работа с источниками социальной информации [Текст] / Т. В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -№ 3. - С. 21-30.

2. Крючкова, Е. А. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира в V классе [Текст] / Е. А. Крючкова // Преподавание истории в школе.

- 2015. - № 10. - С. 46-51.

3. Гевуркова, Е. А. Формирование метапредмет-ного умения работы с источниками в курсах истории [Текст] / Е. А. Гевуркова, Е. А. Крючкова // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. - 2016. - № 7. - С. 33-40.

4. Синельников, И. Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории [Текст] / И. Ю. Синельников // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 3. -С.36-42.

5. Французова, О. А. Отбор содержания образования в школе Чешской республики [Текст] / О. А. Французова // Педагогика. - 2016. -№ 4. - С. 106-114.

6. Крючкова, Е. А. Формирование межпредметных парных понятий при изучении истории в основной школе [Текст] / Е. А. Крючкова // Преподавание истории в школе. 2016. - № 6.

- С. 42-47.

7. Амбарцумова, Э. М. Диагностика достижения метапредметных результатов на уроках географии, экономики, обществознания при работе с источниками географической информации [Текст] / Э. М. Амбарцумова // География в школе. - 2016. - № 7. - С. 31-37.

8. История России: в 2 ч. 6 класс [Текст] / под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015. - Ч. 2. - 128 с.

9. История России: в 2 ч. 7 класс [Текст] / под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015 - Ч. 1. - 112 с.

10. История России: в 2 ч. 8 класс [Текст] / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015. - Ч. 2. - 128 с.

11. История России: в 2 ч. 9 класс [Текст] / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение,

2015. - Ч. 1. - 160 с.

12. Королькова Е. С. Обществознание: Учебник: 7 класс / Е. С. Королькова. - М.: Академкнига: Учебник, 2014. - 160 с.

13. Обществознание. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений с электронным носителем / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.

14. Домогацких, Е. М. География: Физическая география: Учебник для 6 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М.: Русское Слово, 2013. - 224 с.

15. Домогацких, Е. М. География: Материки и океаны: Учебник для 7 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М.: Русское Слово, 2013. - Ч. 1. - 224 с.

16. Домогацких, Е. М. География: Материки и океаны: Учебник для 9 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев. - М.: Русское Слово, 2013. - 336 с.

17. Королькова, Е. С. Обществознание: Учебник: 8 класс [Текст] / Е. С. Королькова, Т. В. Коваль, Г. Э. Королева. - М.: Академкнига: Учебник, 2014. - 136 с.

REFERENCES

1. Koval T. V. Formirovanie metapredmetnykh umeniy v kurse obshchestvoznaniya: rabota s istochnikami sotsialnoy informatsii. Prepoda-vanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole.

2016, No. 3, pp. 21-30.

2. Kryuchkova E. A. Rabota s pismennymi is-toricheskimi istochnikami v kurse istorii Drev-nego mira v V klasse. Prepodavanie istorii v shkole. 2015, No. 10, pp. 46-51.

3. Gevurkova E. A., Kryuchkova E. A. Formirovanie metapredmetnogo umeniya rabo-ty s istochnikami v kursakh istorii. Prepoda-vanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016, No. 7, pp. 33-40.

4. Sinelnikov I. Yu. Gotovy li uchitelya rabotat «po-novomu»: analiz opyta organizatsii raboty s istochnikami na urokakh istorii. Prepodavanie istorii v shkole. 2016, No. 3, pp. 36-42.

5. Frantsuzova O. A. Otbor soderzhaniya obra-zovaniya v shkole Cheshskoy respubliki. Peda-gogika. 2016, No. 4, pp. 106-114.

6. Kryuchkova E. A. Formirovanie mezhpredmet-nykh parnykh ponyatiy pri izuchenii istorii v osnovnoy shkole. Prepodavanie istorii v shkole. 2016, No. 6, pp. 42-47.

7. Ambartsumova E. M. Diagnostika dostizheniya metapredmetnykh rezultatov na urokakh geo-grafii, ekonomiki, obshchestvoznaniya pri rabote s istochnikami geograficheskoy informatsii. Geografiya v shkole. 2016, No. 7, pp. 31-37.

8. Torkunov A. V. (Ed.) Istoriya Rossii: in 2part. 6 klass. Moscow: Prosveshchenie, 2015. Part 2. 128 p.

9. Torkunov A. V. (Ed.) Istoriya Rossii: in 2 part. 7klass. Moscow: Prosveshchenie, 2015. Part 1. 112 p.

10. Torkunov A. V. (Ed.) Istoriya Rossii: in 2 part.

8 klass. Moscow: Prosveshchenie, 2015. Part 2. 128 p.

11. Torkunov A. V. (Ed.) Istoriya Rossii: in 2 part.

9 klass. Moscow: Prosveshchenie, 2015. Part 1. 160 p.

12. Korolkova E. S. Obshchestvoznanie: Uchebnik: 7 klass. Moscow: Akademkniga: Uchebnik, 2014. 160 p.

13. Bogolyubov L. N., Lazebnikova A. Yu. (Ed.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Obshchestvoznanie. 8 klass: uchebnik dlya obs-hcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy s elektron-nym nositelem. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 255 p.

14. Domogatskikh E. M., Alekseevskiy N. I. Geografiya: Fizicheskaya geografiya: Uchebnik dlya 6 klassa. Moscow: Russkoe Slovo, 2013. 224 p.

15. Domogatskikh E. M., Alekseevskiy N. I. Geografiya: Materiki i okeany: Uchebnik dlya 7 klassa. Moscow: Russkoe Slovo, 2013. Part 1. 224 p.

16. Domogatskikh E. M., Alekseevskiy N. I., Klyuev N. N. Geografiya: Materiki i okeany: Uchebnik dlya 9 klassa. Moscow: Russkoe Slovo, 2013.336 p.

17. Korolkova E. S., Koval T. V., Koroleva G. E. Obshchestvoznanie: Uchebnik: 8 klass. Moscow: Akademkniga: Uchebnik, 2014. 136 p.

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

Kryuchkova Elena А., PhD in Education, Senior Researcher, Center for social and humanitarian education, Institute of education development strategy, Russian Academy of education e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.