Научная статья на тему 'Реализация воспитательного потенциала школьного исторического образования в практике работы учителей старших классов (2004-2015 гг. ): общепедагогический аспект'

Реализация воспитательного потенциала школьного исторического образования в практике работы учителей старших классов (2004-2015 гг. ): общепедагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1687
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / PERSONAL RESULTS OF PRINCIPAL EDUCATIONAL PROGRAM LEARNING / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА / PERSON-CENTERED PARADIGM / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

В статье рассматривается опыт педагогической деятельности по воспитанию учащихся средствами школьного исторического образования. Выделены, основные подходы, содержание, методы, формы реализации воспитательного компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of educational potential of teaching History at school in the practice of the teachers of the senior classes (2004-2015): General pedagogical aspect

The article is concerned with the teachers' work experience related to education of school students by means of teaching History at school. It also outlines main approaches, content, methods, forms of implementation of educational component.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного потенциала школьного исторического образования в практике работы учителей старших классов (2004-2015 гг. ): общепедагогический аспект»

1УДК 372.893 ББК 74.266.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ (2004-2015 гг.): ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е. А. Крючкова

Аннотация. В статье рассматривается опыт педагогической деятельности по воспитанию учащихся средствами школьного исторического образования. Выделены основные подходы, содержание, методы, формы реализации воспитательного компонента.

Ключевые слова. Воспитание, социализация, личностные результаты освоения основной образовательной программы, личностно ориентированная парадигма, ценностные ориентации.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF TEACHING HISTORY AT SCHOOL IN THE PRACTICE OF THE TEACHERS OF THE SENIOR CLASSES (2004-2015): GENERAL PEDAGOGICAL ASPECT

E. A. Kryuchkova

Abstract. The article is concerned with the teachers' work experience related to education of school students by means of teaching History at school. It also outlines main approaches, content, methods, forms of implementation of educational component.

Keywords: Education, socialization, personal results of principal educational program learning, person-centered paradigm, system of values.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (гл. 1, ст. 2, 2) [1]. Содержание воспитания учащихся как важнейшая сторона образования, формирование подходов, реализующих современную воспитательную парадигму, отражают отношение общества и государства к системе образования в целом, как социальному институту, призванному интегрировать личность в динамично развивающееся постиндустриальное общество. Современные подходы к воспитанию основаны на личностно ориентированной парадигме и принципах гуманистической педагогики. Историческому образованию, главная задача которого - формирование исторического мышле-

ния как основы личностной социокультурной и гражданской самоидентификации - традиционно отводилось одно из первых мест в реализации воспитательного ресурса содержания образования в силу предметной специфики.

1. Анализ педагогической практики Результаты исследования позволяют проследить, как менялось отношение к реализации воспитательных задач в практике преподавания истории на протяжении приблизительно десяти лет (от принятия стандарта первого поколения к стандарту второго поколения).

В 2004-2010 гг. учителя в большинстве своем не выделяли воспитание учащихся как одну из целей и задач урока. Из 26 опубликованных поурочных разработок (за указанные годы) только в 9 заявлены воспитательные задачи. Уроки в старших классах в этот период (в основном) были направлены на решение следующих методических задач: 1) подготовка кЕГЭ;

2) внедрение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий);

3) работа с источниками разного типа (главным образом, текстовыми);

4) развитие умений работы в группах.

Первое направление - подготовка к ЕГЭ -

присутствует практически во всех типах и видах уроков в старших классах (комбинированный, повторительно-обобщающий, интегрированный, лабораторно-практическое занятие и др.), занимая от половины до трети урочного времени. В большинстве уроков «закрытые» задания (тесты) по теме урока предлагаются либо в конце занятия для закрепления и повторения материала (в качестве индивидуального задания или фронтального задания в классе), либо для работы дома. Учитывая, что личностные результаты освоения курса не проверяются в формате заданий ЕГЭ, так как личностно осмыслить социально-нравственный опыт человечества с помощью тестирования или анализа источника невозможно, то такой подход к построению урока снижает использование воспитательного ресурса истории.

Второе направление - работа с ИКТ - позволяет формировать социально-коммуникативные и социально-информационные умения (а в итоге и компетенции) учащихся.

Третье направление - работа с историческими источниками - развивает аналитические и оценочные умения учащихся.

И второе, и третье направление в принципе работают на решение воспитательных задач, выполняя миссию развития критического мышления, формируя умения оценивать достоверность источника, а также умения работы с разными версиями и оценками. Но эти методы работают не прямо, а косвенно.

Работа по группам, заявлявшаяся как организация коллективного творчества учеников, однако, не всегда предстает продуктивной, коллективной и толерантной по отношению к отдельным ученикам.

В эти годы учителя мало внимания уделяли формулированию целей и задач урока, видимо, полагая, что незачем повторять всем известные истины. Зачастую цели и задачи ставились узко практически, и даже утилитарно, в том числе и в отношении воспитания (в основном, это касается организации коллективной работы в группе: например, сплочение классного коллектива).

Наиболее часто упоминается такая личностная характеристика, как умение «высказывать свою точку зрения», формулировать собственную позицию по отношению к событиям (Первая мировая война [2, с. 43], Великая Отечественная война [3, с. 30-31]), явлениям [4, с. 40], деятелям [5, с. 15-18].

Из других характеристик следует упомянуть воспитание толерантности [6, с. 46], патриотизма [7, с. 28], осмысление социально-нравственного опыта истории России [8, с. 25]. За некоторым исключением, ценностные характеристики, которые предполагалось сформировать у учащихся преподносились в общем виде и размыто: «уважение к культуре», «уважение к историческим корням», «воспитание ценностного отношения».

Ни в одном из уроков не отражена цель формирования российской гражданской идентичности, хотя в стандарте первого поколения была прямо зафиксирована основная цель школьного образования - формирование национальной идентичности. Объясняется это обстоятельство тем, что на данном этапе модернизации исторического образования это сложное социокультурное понятие было недостаточно разработано и ассоциировалось многими учителями-практиками с патриотизмом и гражданственностью, трактуемыми в обществоведческом, граж-дановедческом ключе (воспитание активного гражданина). Этот подход, излагаемый с позиций формирования правового государства и гражданского общества, зачастую оставляет в стороне такие важные культурно-исторические структурные компоненты понятия «гражданская идентичность», как историческое сознание, коллективная историческая память, историческое мышление, российский менталитет, российская нация и др. [9, с. 39-55].

Отсутствовала рефлексия, направленная на личностное осмысление исторического материала. А в завершение урока ставились задачи «закрепления материала», «коррекции и контроля ЗУНов» [10, с. 31-38], «контроля и коррекции знаний» (в формате ЕГЭ) [11, с. 56].

Целенаправленная работа по воспитанию учащихся средствами истории в урочной деятельности в эти годы практически не велась, хотя учителя и методисты занимались решением задачи воспитания через содержание исто-

рического образования. По мнению многих методистов тех лет, высказанных через печать, воспитательный потенциал школьной истории заключается в темах и сюжетах патриотической направленности: это темы, связанные с Великой Отечественной войной и Второй мировой войной [12, с. 7-10]. Наибольшей популярностью у учителей в воспитательном плане пользуются традиционные темы: Великая Отечественная война [13, с. 60-66], Отечественная война 1812 г. [14, с. 41-47], движение декабристов [15, с. 1826], борьба за независимость в ХШ-ХУ вв., начале XVII в. Использовались методы формирования сознания личности, как пассивные - рассказ о событии (нравственный пример, сочувствие, сопереживание), посещение музеев, выставок, так и активные: работа с ценностным компонентом содержания (формулирование и аргументация оценочных суждений, работа с источниками, точками зрения, оценками, метод проектов (последний приблизительно с 2008 г.)

Анализ научных статей, поурочных разработок, методических рекомендаций по проведению внеклассных мероприятий (за 2004-2010 гг.) показывает, что, по мнению учителей-практиков, основной формой работы по воспитанию учащихся является внеклассная деятельность с заранее планируемыми воспитательными целями. Описанные в литературе формы внеклассных мероприятий носят в основном традиционный характер. Как правило, это общешкольные праздники [16, с. 43-44], исторические вечера [17, с. 49-56], краеведческие марафоны [18, с. 37-41]. Организаторы мероприятий считают, что одно коллективное общешкольное мероприятие решает сразу несколько воспитательных задач, их условный перечень приблизительно одинаков: воспитание патриотизма, толерантности, уважение к культурно-историческому наследию, развитие духовно-нравственных качеств личности. Ресурс коллективных мероприятий, проводимых в обычном ключе, ограничен: он мало ориентирован на личностные потребности каждого обучающегося.

Учителя-практики отмечали, что внеурочная воспитательная работа через оправдавшие себя формы намного эффективнее уроков (центры патриотического воспитания, музеи боевой славы, исторические клубы, клубы реконструкции исторических событий, историко-краевед-

ческая работа и др.), ресурс которых ограничен программой, количеством учебных часов. Отметим, что воспитание через подобные внеклассные формы будет эффективным лишь с помощью активных и интерактивных технологий, когда школьники личностно мотивированы, принимают участие в планировании, подготовке и проведении воспитательных мероприятий, осознавая его значимость для себя.

Дифференциация образования проявилась на этом этапе в появлении ресурсов дополнительного образования. Во многих школах ввели элективные курсы по истории, в том числе и с духовно-нравственной подоплекой, например «Светочи России» (цель курса - создание условий для становления гражданской позиции обучающихся на основе нравственного примера) [19, с. 34-36].

Таким образом, на этом этапе модернизации школьного исторического образования и в теории, и в практике шло осмысление, уточнение компонентов содержания, расстановка доминантных линий в самом целеполагании. Новые подходы к реализации воспитательного компонента заключались в выделении нетрадиционных тем и сюжетов, требующих ценностного осмысления: Первая мировая война, Российское зарубежье [20, с. 25-31], Гражданская война, проблема методов проведения индустриализации и коллективизации [21, с. 19-30], проблема развязывания Второй мировой войны, депортация народов СССР [22, с. 47-50], «оттепель» [23, с. 57-59], права человека в СССР, распад СССР и др.; исторические личности - Иван Грозный [24, с. 23-28], Петр I, Павел I, П. А. Столыпин. Разрабатывался механизм реализации воспитательных задач: через оценочную деятельность учащихся. Методисты рассматривали вопросы содержания ценностей исторического образования, необходимости самостоятельности в выработке у учащихся ценностных ориентаций, возможности расхождений между ценностными предпочтениями учителей и учащихся как педагогической норме [25, с. 47-50].

Таким образом, в первое десятилетие XXI в. в реализации воспитательного ресурса школьного исторического образования преобладали традиционные средства и приемы. Существовал и чисто формалистский подход в воспитании, сформировавшийся в период 1990-х гг.,

разрывавший взаимосвязанные процессы воспитания и обучения. В то же время в передовой педагогической практике внедрялись методы работы с ценностным компонентом содержания, шло активное осмысление дидактических возможностей самостоятельной оценочно-ценностной деятельности школьников, в том числе свободного выбора ценностных ориен-таций и предпочтений.

Новые тенденции в реализации воспитательного потенциала школьного курса истории появились в 2010 - 2012 гг. Это было связано с обсуждением и принятием стандарта второго поколения, выдвижением требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы, формулированием личностных характеристик выпускника средней школы.

Практически все разработки уроков, начиная с этого рубежа, снабжены развернутыми воспитательными задачами. На первый план выходят развитие личностных качеств учащихся, формирование ценностных ориентаций старшеклассников, формирование регулятивных, социально-коммуникативных компетенций [26, с. 53-58]. В методику организации учебных занятий закладываются элементы механизма реализации воспитательного ресурса (в основном, через рефлексию), но работает он не всегда [27, с. 11-14].

В теории и в практике активно формируются основные методологические подходы к реализации воспитательного компонента. Учитывая, что модернизация исторического образования началась с обновления его исторического содержания и историко-методологических подходов, то на этапе разработки Федерального компонента ФГОС (2004 г.) и его внедрения в практику историко-методологические подходы превалировали над педагогическими. Методисты активно внедряли в практику школы инструментарий лаборатории историка (работа с историческими источниками, точками зрения, историческими оценками). Воспитание школьников в старшей школе шло на базе аксиологического подхода, культурологического, циви-лизационного и др. Личностно ориентированный подход (И. С. Якиманская, В.А. Сериков, Е. В. Бондаревская и др.) при изучении истории свелся в основном к формулированию своей позиции по какому-либо вопросу; а его основ-

ные черты - самостоятельный выбор методов и содержания обучения и др. в методике истории распространения не получили. В конце 2000-х гг. на первый план выходят педагогические подходы, технологии, и, прежде всего, си-стемно-деятельностный.

Приблизительно с 2008-2010 гг. в методике преподавания истории стали активно осваиваться новые формы учебных занятий, новые виды ученической деятельности, которые появились ранее.

Популярность в практике работы старшей школы приобрели виды уроков, которые могли выполнять самые разнообразные дидактические функции (введение в тему, изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, комбинированный, контроль и оценка достижений учащихся и др.):

1) урок-дебаты;

2) интегрированный урок (история и право, история и физика, история и обществознание и др.);

3) урок-дискуссия;

4) урок-проект;

5) ученическая конференция;

6) урок - ролевая игра.

Воспитательный ресурс данных видов уроков заключается в особенностях учебной деятельности учащихся, организации сотрудничества педагогов и учеников, взаимодействия в коллективе. В то же время никогда нельзя пренебрегать тематикой учебных занятий, воспитательным потенциалом исторического содержания. Один из самых сложных типов уроков, урок-дебаты, содержит в технологии и методах его организации и проведения, противоречия, которые могут стать как основой положительной динамики в становлении личностных позиций, социально-коммуникативных компетенций старшеклассников, так и базой для формирования необъективности в рассуждениях и логике познания, выработке формально-логических умений аргументации. Часто для дебатов выбирается объективно-ложное утверждение, которое не может трактоваться однозначно и, соответственно, служить критерием объективности исторического знания. В то же время дебаты вокруг двух точек зрения (утверждающей и отрицающей), не допускающие размытости в толкованиях, помогают сосредоточить

и мобилизовать интеллектуальные усилия, интенсифицировать и развивать социально-коммуникативные умения.

На первый план в старшей школе вышли такие методы обучения, как исследовательский, проектный, способствующие достижению личностного уровня освоения истории и ориентированные на формирование личностных характеристик выпускника. Таким образом, помимо культивируемого в 2000-е гг. ценностного осмысления исторического материала, развития умений формулирования собственного аргументированного оценочного суждения, приобрели актуальность другие способы приобретения, осмысления, применения социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

2. Основные подходы к реализации воспитательного компонента содержания исторического образования в практике

В 2010-е гг. появились глубокие и обоснованные исследовательские подходы к реализации воспитания через содержание школьного курса истории. Они различаются по методам воспитания, формам и содержанию работы, различным образовательным продуктам, предлагаемым как средство воспитания, разным уровням достижения личностных результатов и др.

Один из подходов - организация урочной деятельности через решение воспитательных задач развития личностно значимых качеств старшеклассников. Этой цели служит личностно значимая проблема, сформулированная в начале урока и решаемая с помощью индивидуализации обучения (каждый ученик получает индивидуальные задания) [28, с. 11-14]. Метапред-метная технология предполагает подбор тем и сюжетов воспитательной направленности, постановку проблемного вопроса и организацию активной учебной деятельности по осмыслению исторического материала [27, с. 11-14].

Следующий подход предполагает выбор метода обучения - исследовательского, проектного, эвристического. По мнению методистов, наиболее перспективен в воспитательном отношении исследовательский метод, особенно актуальный в организации деятельности социальной и профессиональной направленности [29, с. 47-50]. Исследовательский подход используется как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также может выступать в качестве сред-

ства индивидуализации обучения. Исследовательский метод обучения может стоять в центре специального элективного курса, имеющего воспитательное значение [30, с. 26-29]. Проектная деятельность практико-ориентированного характера также оценивается методистами как инструмент социализации учащихся.

Большие возможности содержатся в подходе, ориентированном на выбор вида урока (интегрированный урок, дебаты, дискуссия и др.), который ориентирует на освоение разных способов деятельности, развитие личностных универсальных учебных действий (личностные смыслы и мотивы).

Исследователи продолжали разрабатывать методы и приемы работы с ценностным компонентом содержания исторического образования. Один из подходов - через технологическую карту, позволяющую проследить в динамике формирование ценностных подходов и ценностных ориентаций каждого ученика [31, с. 5-9].

Интересный подход к воспитанию через историческое образование разработал А. Н. Иоффе (метод социального проектирования). Его подход предусматривает организацию специальных мероприятий, формирующих определенные личностные характеристики учащихся (толерантность, патриотизм, гражданскую ответственность, гражданскую солидарность и др.). Главный принцип проведения таких воспитательных мероприятий -достижение результата в личностном развитии. Например, личностным достижением участия в мероприятии «Патриотизм и его примеры в истории России» должен стать такой результат: «Занимать собственную позицию по вопросу о патриотизме» [32, с. 51-55]. По итогам участия в интерактивном фестивале «Мозаика народов России» учащиеся осознают значимость такого личностного качества, как толерантность [33, с. 22-27].

Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников разработали комплексный подход к решению проблемы воспитания через историческое образование. Они предложили целостную систему мер, предусматривающих использование современных подходов к проектированию воспитательной работы в школе, в том числе через предметы социогуманитарного цикла [34, с. 32-37; с. 19-25].

Таблица

Пути реализации воспитательного компонента содержания исторического образования

Линии сравнения Черты традиционного воспитания Современная воспитательная парадигма (личностно ориентированная)

Методологические основы Традиционный педагогический подход. Воспитание как процесс (основные подходы: морально-нравственный, гражданско-патриотический) Сочетание современной методологии предмета (истори-ко-антропологический, историко-культурологический, аксиологический подходы) и современной методологии воспитания (гуманистический, личностно ориентированный, ценностно-смысловой, гражданский, культурологический, системно-деятельностный подходы) Воспитание как результат

Участники воспитательного пространства, их роли Учитель — организатор и руководитель процесса воспитания. Ученики — объект воспитания. Родители — также зачастую выступают в роли объектов воспитания. Неучастие родителей в образовательном процессе, невмешательство в обсуждение содержания и методов обучения, воспитания Субъект-субъектные отношения. Педагоги школы, ученики — равноправные субъекты образовательного процесса. Сотворчество учеников, педагогов, родителей. Возможность для родителей принять участие в самом образовательном процессе: обсуждение исследований и проектов по семейной истории, историческому краеведению и др.

Средства воспитания Выполнение требований программы по предмету. Использование на уроках в воспитательных целях традиционных героико-патриотических тем, а также культурно-исторической тематики с целью формирования духовно-нравственной личности. Виды деятельности: формирование личного отношения к образцам героизма и патриотизма, любви к Родине. Внеурочная деятельность — традиционные формы: посещение музеев, выставок, мест боевой славы и др. Творческий подход к содержанию образования. Возможность вариативности в структурировании содержания, методах и формах учебно-воспитательной работы (выбор метода обучения, актуального для формирования личностных характеристик обучающихся, видов деятельности, форм учебного занятия, учет индивидуализации и дифференциации). В воспитательных целях используется весь арсенал исторического образования: работа с ценностным компонентом содержания образования, особое место — личностному осмыслению сложных вопросов отечественной истории, а также вопросам вклада России в мировую культуру и науку, места России в современном мире. Используются традиционные и нетрадиционные формы внеурочной деятельности (самостоятельные ученические творческие проекты — подготовка выставок по истории края и др.)

Методы воспитания Традиционные: метод формирования сознания личности в пассивной форме (рассказ, беседа, нравственный пример) Активные и интерактивные. Метод мотивации и организации деятельности, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения (В. А. Сластенин). Метод сотрудничества и сотворчества

Формы воспитания Предпочтение — пассивное участие в безликих коллективных мероприятиях воспитательной направленности Коллективная работа. Коллективное творчество (ученические исследования, проекты, организация и проведение ученических конференций и др.). Индивидуальная творческая работа

Отношение к содержанию и методам воспитания через содержание исторического образования Со стороны учителя — выполнение педагогических требований по воспитанию учащихся, заинтересованность в воспитании морально-нравственной личности, согласно традиционным представлениям о том, что цель образования — воспитание совершенного человека Со стороны учеников — в основном, готовность ориентироваться на образцы высокого морального поведения, не-сформированность мотивов и способов деятельности по оцениванию морально-этических результатов деятельности изучаемых исторических лиц, событий и явлений прошлого Со стороны педагогов: осознание педагогической деятельности как реализации собственной жизненной стратегии, направленной на сотворчество, развитие и саморазвитие участников образовательного процесса. Со стороны обучающихся: принятие системы воспитания как осознанной личностной цели, направленной на развитие и саморазвитие, обеспечивающей баланс индивидуальных потребностей и государственно-общественных запросов. Заинтересованность в творческом учебном труде как раскрывающем и развивающем индивидуальные способности, формирующем личностные качества. Мотивация к освоению истории и формируемых в предмете способов деятельности на личностном уровне как средству и способу присвоения системы значимых ценностно-смысловых установок

Формируемые личностные качества Патриотизм, духовно-нравственные качества, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Несформированность мотивации к саморазвитию, необеспеченность условий для самоопределения личности Социально-гражданские и духовно-нравственные качества личности, патриотизм, способность к саморазвитию и самореализации, к коллективному творчеству, ценностно-деятельностное отношение к окружающему миру, обеспеченность условий для личностного самоопределения

Развитие воспитательного потенциала в рассматриваемый период шло двумя основными путями: 1) через педагогическую практику; 2) через развитие методологии и теории содержания образования, что нашло отражение в базовых нормативных документах, определяющих стратегию развития России, как ответ на социально-экономические и геополитические вызовы.

Если нормативные документы ориентированы на идеальную цель воспитания гармонично развитой личности на основе базовых национальных ценностей, то педагогическая практика отражает реальные цели и результаты воспитания через дидактические возможности предмета. Цели формулируются как к каждому уроку, так и к системе уроков по теме. По механизму реализации воспитательного компонента исторического образования представленные в методических журналах уроки можно условно разделить на три группы: 1) формулирование в качестве целей урока (системы уроков) общих личностных результатов обучения по предмету согласно Федеральному стандарту второго поколения; 2) формулирование конкретных учебно-воспитательных целей и задач к системе уроков (или к уроку) на основе дидактических возможностей изучаемой темы (выделение ценностного компонента, выбор вида урока, видов учебной деятельности, форм занятий или его этапов), на этапе целеполага-ния проектируется диагностика результатов формирования личностных качеств обучающихся (в основном, через рефлексию); 3) учет дидактических возможностей изучаемой темы (как и во 2-м пункте), проектирование диагностики, а также учет познавательных возможностей и личностных потребностей обучающихся (индивидуализация и дифференциация). Большинство проанализированных разработок тем и уроков (с 2010 г.) относится ко 2-му пункту.

Актуальными остаются вопросы проектирования реализации воспитательного ресурса и целеполагание при планировании учебного курса, темы, системы уроков, внеурочной деятельности (преемственность и последовательность выделения ценностных компонентов содержания, видов деятельности, учет межкурсовых и межпредметных связей, индивидуализация и дифференциация, диагностика сформи-

рованное™ уровня личностного освоения предмета, личностных результатов освоения основной образовательной программы).

На основе анализа педагогической практики было выяснено, что основными методами воспитания через содержание исторического образования являются сегодня метод формирования сознания личности (как в пассивной, так и в активной форме) и метод мотивации и организации деятельности, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

Таким образом, подходы к реализации воспитательного потенциала средствами исторического образования как к целостной системе находятся в стадии формирования. Нынешний этап модернизации исторического образования в практике работы учителей характеризуется сочетанием элементов методологии, методов и форм традиционного воспитания и современной воспитательной парадигмы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.02.2016).

2. Гудков, А. Н. Первая мировая война на уроках истории в старших классах [Текст] /

A. Н. Гудков // Преподавание истории в школе. - 2005. - № 6. - С. 43-62.

3. Лаптева, Т. Б. Итоговый урок по теме «Великая Отечественная война» в 11 классе [Текст] / Т. Б. Лаптева // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 4. - С. 30-31.

4. Казанский, Н. Е. Урок в X классе на тему «Москва во главе объединения русских земель» [Текст] / Н. Е. Казанский // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 7. - С. 40-42.

5. Эсаулова, В. В. Мотивация учащихся в форме творческого зачета (на примере обобщающего занятия по реформам Петра I [Текст] /

B. В. Эсаулова // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 6. - С. 15-18.

6. Мельников, А. А. Кризис Руси в середине XIII в.: выбор новой модели развития (урок в X классе) [Текст] / А. А. Мельников // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. -

C.46-53.

7. Хусаинов, Р. Р. Международные отношения накануне Второй мировой войны (урок - ролевая игра в старшей школе) [Текст] / Р. Р. Хусаинов // Преподавание истории в школе.

- 2009. - № 7. - С. 22-28.

8. Субботина, В. В. Интеграция и компьютеризация на уроках истории. Гражданская война и иностранная интервенция [Текст] / В. В. Субботина // Преподавание истории в школе.

- 2006. - № 4.- С. 25-31.

9. Крючкова, Е. А. Гражданская идентичность и обучение истории [Текст] / Е. А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - № 1. - С. 39-55.

10. Мильман, А. М. Античность. Древняя Греция: блок-система уроков в старших классах [Текст] / А. М. Мильман // Преподавание истории в школе. - 2005. - № 4. - С. 31-38.

11. Кустова, А. В. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (урок развивающего обучения в X классе [Текст] / А. В. Кустова // Преподавание истории в школе. -2010. - № 10. - С. 53-56.

12. Зязева, Е. В. В поисках новых возможностей: о нравственных перспективах воспитания в современной сельской школе [Текст] / Е. В. Зязева // Преподавание истории в школе. -2010. - № 7. - С. 7-10.

13. Чернова, М. Н. Урок мужества, посвященный битве под Москвой [Текст] / М. Н. Чернова // Преподавание истории в школе. -2005. - № 3. - С. 60-66.

14. Нидерман, И. А. Формирование познавательного интереса учащихся при изучении в 10 классе темы «Отечественная война 1812 года» [Текст] / И. А. Нидерман // Преподавание истории и обществознания в школе. -2005. - № 5. - С. 41-47.

15. Титова, Е. Н. Движение и восстание декабристов: урок-игра «Дебаты» (10 класс) [Текст] / Е Н. Титова, Л. М. Андриянкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 3. - С. 18-46.

16. Булычева, Е. В. Литературно-историческая композиция [Текст] / Е. В. Булычева // Преподавание истории в школе. - 2005. - № 4. -С. 43-44.

17. Парфенова, Е. А. Роль исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся [Текст] / Е. А. Парфенова // Преподавание

истории в школе. - 2004. - № 2. - С. 49-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Корочина, Т. Г. Характеристика проекта «Краеведческий марафон» [Текст] / Т. Г. Корочина // Преподавание истории в школе. -2006. - № 5. - С. 41-44.

19. Посысоева, Е. В. Элективный курс «Светочи России» [Текст] / Е. В. Посысоева // Преподавание истории в школе. - 2006. - № 5. - С. 34-36.

20. Рыбаков, С. П. Российское зарубежье (урок в XI классе) [Текст] / С. П. Рыбаков, М. Н. Чернова // Преподавание истории в школе. -2006. - № 3. - С. 25-31.

21. Тараканов, Д. В. Методическая разработка урока «Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты. Цена рывка» [Текст] / Д. В. Тараканов // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. - 2005. - № 7. - С. 19-30.

22. Тепшинова, С. О. Депортация народов СССР в годы Великой Отечественной войны (урок-дискуссия в старшей школе) [Текст] / С. О. Тепшинова // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 3. - С. 47-50.

23. Галанин, А. Б. «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура (урок по истории в XI классе) [Текст] / А. Б. Галанин // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 6. - С. 57-59.

24. Овчинникова, Н. П. Урок по теме «Иван Грозный глазами современников и потомков» [Текст] / Н. П. Овчинникова // Преподавание истории и обществознания в школе.

- 2005. - № 6. - С. 23-28.

25. Надеева, Е. П. Развитие ценностных ориен-таций учащихся в процессе исторического образования [Текст] / Е. П. Надеева // Преподавание истории и обществознания в школе.

- 2005. - № 5. - С. 47-50.

26. Крючкова, Е. А. Урок-практикум по теме «П. А. Столыпин и столыпинская аграрная реформа в оценке современников и историков» [Текст] / Е. А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. -2013. - № 7. - С. 53-58.

27. Козырева, О. Ф. Использование метапред-метной технологии в формировании гражданской идентичности [Текст] / О. Ф. Козырева // Преподавание истории в школе. -2011. - № 4. - С. 11-14.

28. Шарманова, Т. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории России в IX

классе [Текст] / Т. В. Шарманова // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 7. -С. 11-14.

29. Киприянова, Е. В. Социализация школьников средствами исторического образования [Текст] / Е. В. Киприянова, Е. П. Якуба // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 7. - С. 47-50.

30. Идатчиков, Н. Н. Имена на обелиске (из опыта исследовательской работы учащихся [Текст] / Н. И. Идатчиков // Преподавание истории в школе. 2010. - № 3. - С. 26-29.

31. Крицкая, Н. Ф. Процесс формирования гражданственности на уроках истории и обще-ствознания [Текст] / Н. Ф. Крицкая, И. В. По-давалова // Преподавание истории в школе.

- 2009. - № 4. - С. 4-9.

32. Иоффе, А. Н. Патриотизм и его примеры в истории России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 5. -С.51-55.

33. Иоффе, А. Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 4. - С. 22-27.

34. Вяземский, Е. Е. Воспитательный потенциал школьного исторического образования: основные подходы к пониманию и реализации [Текст] / Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. - 2014. - № 9. - С. 32-37; № 10.

- С. 19-25.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiys-koy Federatsii" № 273-FZ ot 29.12.2012 s izm-eneniyami 2015. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (accessed: 15.02.2016).

2. Gudkov A. N. Pervaya mirovaya voyna na uro-kakh istorii v starshikh klassakh. Prepodavanie istorii v shkole. 2005, No. 6, pp. 43-62.

3. Lapteva T. B. Itogovyy urok po teme "Velikaya Otechestvennaya voyna" v 11 klasse. Prepodavanie istorii v shkole. 2010, No. 4, pp. 30-31.

4. Kazanskiy N. E. Urok v X klasse na temu "Moskva vo glave obyedineniya russkikh ze-mel". Prepodavanie istorii v shkole. 2007, No. 7, pp. 40-42.

5. Esaulova V. V. Motivatsiya uchashchikhsya v forme tvorcheskogo zacheta (na primere obob-

shchayushchego zanyatiya po reformam Petra I.

Prepodavanie istorii v shkole. 2009, No. 6, pp. 15-18.

6. Melnikov A. A. Krizis Rusi v seredine XIII v.: vy-bor novoy modeli razvitiya (urok v X klasse). Prepodavanie istorii v shkole. 2008, No. 1, pp. 46-53.

7. Khusainov R. R. Mezhdunarodnye otnosheniya nakanune Vtoroy mirovoy voyny (urok - role-vaya igra v starshey shkole). Prepodavanie istorii v shkole. 2009, No. 7, pp. 22-28.

8. Subbotina V. V. Integratsiya i kompyuterizatsi-ya na urokakh istorii. Grazhdanskaya voyna i inostrannaya interventsiya. Prepodavanie istorii v shkole. 2006, No. 4, pp. 25-31.

9. Kryuchkova E. A. Grazhdanskaya identichnost i obuchenie istorii. Prepodavanie istorii i obshchest-voznaniya v shkole. 2015, No. 1, pp. 39-55.

10. Milman A. M. Antichnost. Drevnyaya Gretsiya: blok-sistema urokov v starshikh klassakh. Prepodavanie istorii v shkole. 2005, No. 4, pp. 31-38.

11. Kustova A. V. Rastsvet Drevnerusskogo gosu-darstva pri Yaroslave Mudrom (urok razvivay-ushchego obucheniya v X klasse. Prepodavanie istorii v shkole. 2010, No. 10, pp. 53-56.

12. Zyazeva E. V. V poiskakh novykh vozmozh-nostey: o nravstvennykh perspektivakh vospi-taniya v sovremennoy selskoy shkole. Prepodavanie istorii v shkole. 2010, No. 7, pp. 7-10.

13. Chernova M. N. Urok muzhestva, posvyash-chennyy bitve pod Moskvoy. Prepodavanie istorii v shkole. 2005, No. 3, pp. 60-66.

14. Niderman I. A. Formirovanie poznavatelnogo interesa uchashchikhsya pri izuchenii v 10 klasse temy „Otechestvennaya voyna 1812 goda". Prepodavanie istorii i obshchestvoznani-ya v shkole. 2005, No. 5, pp. 41-47.

15. Titova E. N., Andriyankina L. M. Dvizhenie i vosstanie dekabristov: urok-igra "Debaty" (10 klass). Prepodavanie istorii i obshchestvoznani-ya v shkole. 2009, No. 3, pp. 18-46.

16. Bulycheva E. V. Literaturno-istoricheskaya kompozitsiya. Prepodavanie istorii v shkole. 2005, No. 4, pp. 43-44.

17. Parfenova E. A. Rol istoricheskikh vecherov v patrioticheskom vospitanii uchashchikhsya. Prepodavanie istorii v shkole. 2004, No. 2, pp. 49-56.

18. Korochina T. G. Kharakteristika proekta „Krae-vedcheskiy marafon". Prepodavanie istorii v shkole. 2006, No. 5, pp. 41-44.

19. Posysoeva E. V. Elektivnyy kurs „Svetochi Rossii". Prepodavanie istorii v shkole. 2006, No. 5, pp. 34-36.

20. Rybakov S. P., Chernova M. N. Rossiyskoe za-rubezhye (urok v XI klasse). Prepodavanie istorii v shkole. 2006, No. 3, pp. 25-31.

21. Tarakanov D. V. Metodicheskaya razrabotka uroka "Kollektivizatsiya selskogo khozyaystva i ee rezultaty. Tsena ryvka". Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2005, No. 7, pp. 19-30.

22. Tepshinova S. O. Deportatsiya narodov SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (urok-dis-kussiya v starshey shkole). Prepodavanie istorii v shkole. 2010, No. 3, pp. 47-50.

23. Galanin A. B. "Ottepel": dukhovnaya zhizn, nauka i kultura (urok po istorii v XI klasse). Prepodavanie istorii v shkole. 2008, No. 6, pp. 57-59.

24. Ovchinnikova N. P. Urok po teme "Ivan Gro-znyy glazami sovremennikov i potomkov". Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2005, No. 6, pp. 23-28.

25. Nadeeva E. P. Razvitie tsennostnykh orientatsiy uchashchikhsya v protsesse istoricheskogo ob-razovaniya. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2005, No. 5, pp. 47-50.

26. Kryuchkova E. A. Urok-praktikum po teme "P. A. Stolypin i stolypinskaya agrarnaya reforma v otsenke sovremennikov i istorikov". Prep-odavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2013, No. 7, pp. 53-58.

27. Kozyreva O. F. Ispolzovanie metapredmetnoy tekhnologii v formirovanii grazhdanskoy iden-tichnosti. Prepodavanie istorii v shkole. 2011, No. 4, pp. 11-14.

28. Sharmanova T. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie na urokakh istorii Rossii v IX klasse. Prepodavanie istorii v shkole. 2010, No. 7, pp.11-14.

29. Kipriyanova E. V., Yakuba E. P. Sotsializatsiya shkolnikov sredstvami istoricheskogo obra-zovaniya. Prepodavanie istorii v shkole. 2011, No. 7, pp. 47-50.

30. Idatchikov N. N. Imena na obeliske (iz opyta issledovatelskoy raboty uchashchikhsya. Prepo-davanie istorii v shkole. 2010, No. 3, pp. 26-29.

31. Kritskaya N. F., Podavalova I. V. Protsess formirovaniya grazhdanstvennosti na urokakh istorii i obshchestvoznaniya. Prepodavanie istorii v shkole. 2009, No. 4, pp. 4-9.

32. Ioffe A. N. Patriotizm i ego primery v istorii Rossii. Prepodavanie istorii v shkole. 2012, No. 5, pp. 51-55.

33. Ioffe A. N. Vospitanie tolerantnosti i uvazheni-ya k kulturnomu mnogoobraziyu. Prepodavanie istorii v shkole. 2009, No. 4, pp. 22-27.

34. Vyazemskiy E. E., Sinelnikov I. Yu. Vospitatel-nyy potentsial shkolnogo istoricheskogo obra-zovaniya: osnovnye podkhody k ponimaniyu i realizatsii. Prepodavanie istorii i obshchestvoz-naniya v shkole. 2014, No. 9, pp. 32-37; No.10, pp. 19-25.

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

Kryuchkova Elena А., PhD in Education, Senior Researcher, Center of social-humanitarian education, Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.