ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК
Т. В. Коваль
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва
E-mail: [email protected]
Tatiana V. Koval
PhD in Education, Senior researcher, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
И. А. Лобанов
Научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: ilya.lobanov2012@ yandex.ru
Ilya А. Lobanov
Researcher, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
УДК 37.01 DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10027
Функциональное взаимодействие школьного учебника и массмедиа*
Статья рассматривает направления взаимодействия школьного учебника и средств массовой коммуникации в информационную эпоху, в условиях обновления требований к результатам образования в российской школе и к школьному учебнику, анализирует проблему взаимодействия через выявление сходных функций учебника как средства обучения и массмедиа как социального института, активно влияющего на подрастающее поколение, в том числе и через образовательное пространство. Авторы выделяют основные факторы, которые лежат в основе обновления учебника для общеобразовательной школы. На основе ретроспективного анализа, сравнительного анализа результатов опросов учителей и учащихся, связанных с субъектным опытом предметной деятельности на основе учебника, индивидуальных интервью, анализа педагогической практики авторы раскрывают и педагогически интерпретируют противоречие между теоретическим осмыслением потенциала школьного учебника и особенностями реализации его функций в педагогической практике на примере социально-гуманитарных дисциплин. Результаты исследования показывают специфику реализации сходных функций школьного учебника и средств массовой коммуникации в образовательном пространстве, выявляют дефициты профессиональной компе-
* Статья выполнена в рамках государственного задания «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» (№ 27.6122.2017/БЧ).
Как цитировать статью: Коваль Т. В., Лобанов И. А. Функциональное взаимодействие школьного учебника и массмедиа // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 86-96.
тентности учителя-предметника, связанные с использованием учебника как наиболее востребованного средства обучения.
Ключевые слова: школьный учебник, массмедиа, познавательная деятельность, социально-гуманитарные дисциплины, профессиональные компетенции учителя.
Введение. В отечественной дидактике учебник традиционно рассматривался как основное средство обучения [4; 8; 9]. Однако особенности и функции школьного учебника трактовались неодинаково: новые поколения учебников возникали под воздействием социальных и педагогических факторов [3; 16; 29; 24]. К важнейшим из них следует отнести:
- социальный заказ (выраженное в той или иной форме представление о целях образования и основных задачах учебной деятельности; ожидания, выраженные определенным социальным институтом или социальной группой, включая родителей и самих обучающихся), который должны реализовать авторы учебника в различные периоды истории;
- развитие психолого-педагогической науки;
- изменение картины мира под влиянием научно-технического прогресса.
Так, учебники второго десятилетия XXI в. создавались и создаются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, которые отражают и обновленный социальный заказ, и утверждение компетентностного подхода в педагогике. Активное внедрение в настоящее время электронной формы учебника, инициированное рядом издательств и Министерством образования и науки РФ в 2014 г., также является примером взаимодействия социального заказа и научных исследований в области конструирования содержания электронных форм учебников (ЭФУ) и особенностей применения их в педагогической практике [1; 20].
Указанные факторы могут достаточно быстро изменять не только содержание школьного учебника, но и представление о его функциях и предназначении. Например, в 80-е гг. ХХ в. М. Н. Скаткин писал, что с помощью средств обучения под руководством учителя ученик познает окружающий мир [25, с. 251-252]. В начале 1990-х гг. Ю. Л. Троицкий предложил полностью отказаться от учебника истории как средства
обучения, воплощающего в числе прочего политически обусловленный социальный заказ, поставив на первое место психолого-педагогическую задачу формирования культуры исторического мышления, используя для этой цели формат рабочих тетрадей [31]. Содержание рабочей тетради предоставляло возможность ученикам, анализируя факты и исторические источники, самостоятельно оценивать исторический процесс. Альтернативная концепция Троицкого воплощала отношение к традиционным средствам формирования знаний, характерное для нового этапа исторического развития нашей страны. Основным критерием отбора источников Троицкий считал возможность различных интерпретаций, неоднозначного решения исторической проблемы [30]. Аналогичный подход к рассмотрению учебника существует и развивается со второй половины XX в. в зарубежной педагогике [6; 26; 32].
Постановка проблемы. Цель и методы исследования. Критически оценивая концепцию Ю. Л. Троицкого, следует признать существенное обстоятельство: новый исторический этап и личностно ориентированная парадигма образования потребовали переосмысления проблемы функций и предназначения школьного учебника в современном социально-гуманитарном образовательном пространстве. К перечисленным выше факторам, влияющим на изменение требований к школьным учебникам, необходимо добавить все возрастающую роль информационно-образовательной среды. Если учебник остается наиболее востребованным средством обучения в школе, меняются ли его функции? В каком направлении происходят эти изменения? Какие связи устанавливаются между учебником и массмедиа в современном мире? Можно ли расширить арсенал средств обучения в школе, включив в него массмедиа?
Цель данной работы — выявить сложившуюся в условиях формирования информационного общества специфику взаимодействия школьного учебника и массмедиа. Были использованы такие методы исследования, как ретроспективный анализ; сравнительный анализ результатов опросов учителей и учащихся, связанных с субъектным опытом предметной деятельности на основе учебника; индивидуальные интервью; анализ опыта преподавания.
Результаты исследования. Для определения возможности функционального взаимодействия были рассмотрены дефиниции массмедиа
и школьного учебника. Понятие массмедиа не имеет общепризнанного определения. Наряду с этим понятием используются синонимичные понятия «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации» [2, с. 9.] «Массмедиа включают технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям. В первоначальном смысле это сам носитель коммуникации, который используется для передачи и производства символов» [12, с. 26-27.]
Массмедиа воздействуют не только на процесс социализации школьников в целом, но и на деятельность всех субъектов процесса обучения (учителей, обучающихся) по формированию предметных знаний учащихся [10]. Они наряду с учебником входят в состав информационно-образовательной среды, интегрирующей различные информационные ресурсы, специальное оборудование, которое обеспечивает их использование, а также социальные институты, которые способствуют решению задач образования [11]. В этой связи учебник понимается как предметная информационно-образовательная среда, созданная субъектами образования, включающая информационные, методические, технические ресурсы, обеспечивающие достижение целей обучения и воспитания, а также самообразования [23].
Взаимодействие школьного учебника и массмедиа (средств массовой коммуникации) определяется тем, что с их помощью или на их основе осуществляется процесс социализации. Посредством этих компонентов информационно-образовательной среды формируются представления и знания подрастающего поколения об окружающем мире, социальных связях, нормах и ценностях общества.
Среди особенностей средств массовой коммуникации [22, с. 11-12] выделим те, что являются значимыми для выполнения роли социального института—агента социализации: индивид является стороной, «принимающей» информационный поток сложных по структуре сообщений; технологичность каналов сообщений, с помощью которых может быть одновременно оказано воздействие на значительное количество индивидов; публичность деятельности; ограниченность и контролируемость доступа к средствам передачи. Оказывая воздействие на учащихся, СМИ (за исключением специальных образовательных каналов) не ставят образовательных целей. Однако в реальной жизни,
как средство познания мира и часть информационно-образовательной среды, массмедиа создают информационную конкуренцию школьному учебнику, хотя при этом распространяемая ими информация может быть ложной, а ее ценностная направленность — асоциальной.
Исследования функций учебника широко представлены в отечественной дидактике [5; 7; 15; 28]. Традиционно выделяют такие функции учебника, как организация учебно-познавательной деятельности, включая ее индивидуализацию и дифференциацию; информативная (информационная); развитие обучающегося; коммуникативная; воспитательная (воспитывающая). Совпадение ряда функций школьного учебника и массмедиа (информационная, коммуникативная, воспитывающая) свидетельствует о возможностях медийного воздействия на учащихся, но значение реализации этих функций в образовательной деятельности существенно отличается. Учебник — это ресурс, содержание которого строится (должно строиться) в соответствии с принципами научности и психолого-педагогической целесообразности. Анализ педагогической практики выявляет разрыв между теоретическим осмыслением потенциала школьного учебника и реализацией его функций. Это проявляется в первую очередь при изучении социально-гуманитарных дисциплин, в особенности обществозна-ния. Исследователи отмечают нарастание отрицания роли учебника как средства обучения, которое затрагивает одновременно обе группы субъектов образовательного процесса — и учеников, и учителей. «В сознании практикующих учителей функциональное назначение учебника резко сужается» [7, с. 17.] Анализируя запросы и потребности учащихся при изучении обществознания в 2014 г. (при ответе на вопросы анкеты можно было выбрать несколько позиций), мы получили следующие данные: в группе учащихся основной школы (9-й класс) 3% респондентов при подготовке домашнего задания по обществознанию используют только учебник, 84% привлекают записи, сделанные на уроке, 75% опрошенных обращается за сведениями в Интернет; в группе учащихся 10-х — 11-х классов 14% опрошенных утверждали, что пользуются учебником, при этом 96% респондентов указывает, что обращаются к тетради (записям, сделанным на уроке), 97% — к Интернету [13]. Падение интереса к учебнику зафиксировано и другими исследователями [27]. Индивидуальные интервью с учащимися и учителями также показывают наличие в практике обучения двух взаимосвя-
занных тенденций. Обе тенденции отражают негативное отношение к учебной книге. Первую иллюстрируют такие высказывания учителей обществознания и истории: «В журнал записываю темы, а работаю со своим конспектом», «Учебник не открываем», «Сразу говорю, что учебник нам не понадобится». Учащиеся свидетельствуют: «Учебник лежит дома, нам он не нужен», «Нам сказали, что учебник устарел, нужно пользоваться лекциями и гуглить». Негативизм подобного рода часто основан на дефиците профессиональных компетенций учителя. Одно из проведенных нами интервью показало, что респондент — учитель со стажем работы более 10 лет — не знаком со структурой и содержанием современного учебника. Вторую тенденцию иллюстрируют высказывания учащихся 11 класса: «На уроке открываем учебник и читаем, надоело», «Дома и в классе заучиваем даты по истории, а по обществознанию выписываем примеры для ЕГЭ», «Скучно читать учебник». Эти высказывания, косвенно свидетельствуя о недостатках учебной книги, также отражают отмеченный нами выше дефицит. В этом случае учитель пытается организовать познавательную деятельность с опорой на учебник, но не использует его функционального образовательного потенциала. Изменились парадигма образования и подходы к образовательному процессу, у современных школьников сформировался иной характер восприятия и использования информации, а процесс обучения, который традиционно строился вокруг учебника, остался прежним.
Высокий уровень требований к современному учебнику [17; 21], принципы отбора учебного материала, комплексная структура, в которой взаимодействуют учебный текст и методический аппарат, научная и общественная экспертиза объективно позволяют создать средство целенаправленного воздействия на личность учащегося, эффективно выполняющее задачу формирования знаний и умений. В научно-методической литературе [14; 18; 19] рассматриваются методы и приемы работы с информацией, которыми должен владеть учитель, чтобы обучить этому учащихся, при этом учебник оказался на периферии формирования профессиональных компетентностей учителя. Обучение будущего учителя методам и приемам работы с учебником становится более актуальным в условиях расширения информационного поля современного ученика.
Заключение. Проведенное исследование констатировало возраста-
ние роли массмедиа в информационно-образовательной среде. Анализ педагогических фактов показывает, что взаимодействие средств массовой коммуникации и школьного учебника как средства обучения не является кросс-функциональным, то есть взаимодополняющим и способствующим раскрытию потенциала каждого названного компонента. В новых условиях функции школьного учебника сохраняются, но их реализация оказывается недостаточной и требует совершенствования педагогического мастерства учителей и внесения корректив в профессиональную подготовку учителя.
Литература
1. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И., Королькова Е. С. и др. Электронные формы учебников: расширение пространства познавательной деятельности школьников при изучении истории и обществознания // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (ЕЕ1А -2017) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. 2017. С. 468-476.
2. Антонова Н. В. Психология массовых коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 374 с.
3. Барскова Л. Б. Историко-педагогический процесс создания школьной учебной литературы в России: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1999. 260 с.
4. Беспалько В. П. Теория учебника: дидактический аспект. М: Педагогика, 1988. 160 с.
5. Блонский П. П. Научный способ оценки учебников // На путях к новой школе. 1924. № 3. С. 10-14.
6. Вяземский Е. Е. Проблемы школьного учебника: международный опыт // История и обществознание в школе. 2002. № 4. С. 29-33.
7. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание школьников. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
8. Зорина Л. Я. Средства обучения как система // Советская педагогика. 1986. № 9. С. 55-58.
9. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. 239 с.
10. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Дидактические требования к информационно-образовательной среде и ее компонентам // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 19-24.
11. Иванова С. В. Педагогический аспект влияния инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (ЕЕ1А — 2016) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 93-99.
12. Кирия И. В, Новикова А. А. История и теория медиа: учебник для вузов. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 423 с.
13. Коваль Т. В. Учащиеся об обществознании: анализ запросов субъектов образовательного процесса // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 1. С. 25-31.
14. Коваль Т. В. Формирование метапредметных умений в школьном курсе об-ществознания: работа с источниками социальной информации // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 3. С. 21-30.
15. Краевский В. В. Дидактический подход к определению содержания учебных книг и их функций в воспитывающем и развивающем обучении // Проблемы школьного учебника. В 20-ти вып. Вып. 13. М., 1983. С. 28-40.
16. Крючкова Е. А. Становление школьных учебников истории нового поколения в современной России: 90-е гг. XX — начало XXI в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 267 с.
17. Кузнецов А. А., Чернобай Е. В. Современный учебно-методический комплекс: требования и критерии оценки школьной учебной литературы // Педагогика. 2017. № 2. С. 25-35.
18. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е.Л. Работа с текстом на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 45-51.
19. Лобанов И. А. Профессиональная подготовка учителя обществознания в условиях информатизации // Социализация личности в условиях информатизации и глобализации общества: сб. материалов II международной науч.—практ. конф. Тверь, 2017. С. 300-303.
20. Любимова Е. М., Макарова Н. В., Суржикова О. В. Анализ требований к электронным формам школьных учебников // Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 14 ноября 2016 г., ред. кол.: Ф. М. Сабирова (отв. ред.) и др. Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. С. 178-182.
21. Мендубаева З. А. Требования к учебной книге // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 340-343 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1694/ (дата обращения: 14.07.2018).
22. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. М.: Либроком, 2014. 354 с.
23. Осмоловская И. М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 45-53.
24. Руднева Л. Е. Эволюция школьного учебника истории в 40-е — 80-е годы XX века: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2004. 215 с.
25. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1982. 324 с.
26. Соболева О. Б. Актуальный опыт зарубежных школьных учебников обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 3. С. 39-48.
27. Соболева О. Б. Обществоведческие интересы школьников. Если бы учебники по обществознанию писали ученики. // Преподавание истории и обществоз-нания в школе. 2016. № 5 С. 32-41.
28. Талызина Н. Ф. Место и функции учебника в учебном процессе // Проблемы школьного учебника. В 20-ти вып. Вып. 6. М.: Просвещение, 1978. С. 18-34.
29. Трифанова В. Н. Содержание образования и его отображение в учебно-методических пособиях (на материале учебников немецкого языка): дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 244 с.
30. Троицкий Ю. Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе, 1999. № 1. С. 24-29.
31. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования // Первое
сентября. История. 1994. № 45.
32. Martinovic L. The textbook is man-made. Based on an online interview with Benny Christensen on June 29, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://euroclio. eu/2018/07/the-textbook-is-man-made (дата обращения: 13.07.2018).
FUNCTIONAL INTERACTION OF A SCHOOL TEXTBOOK AND INFORMATION FLOWS
The article examines the directions of the interaction between the school textbook and the mass media in the information age, in the context of updating the requirements for the results of education in the Russian school and for the school textbook; analyzes the problem of interaction through the identification of similar functions of the textbook as a mean of teaching and the mass media as a social institution that actively influences on the younger generation, including through the educational space. The authors identify the main factors that underlie the renewal of the textbook for the school education. Based on a retrospective analysis; comparative analysis of the results of teachers' and students' interviews relating to their subject experience of learning and teaching on the basis of a textbook; individual interviews; analysis of pedagogical practice, the authors disclose and pedagogically interpret the contradiction between the theoretical learning of the school textbooks' potential and the realization of their functions in pedagogical practice on the example of social and humanitarian disciplines. The results of the research show the specifics of the implementation of similar functions of school textbook and mass media in the educational space, reveal the deficiencies in teacher's professional competence related to the use of the textbook as the most sought-after mean of education.
Keywords: school textbook, mass media, cognitive activity, social and humanitarian
disciplines, teacher professional competence.
References
• Aleksashkina L. N., Vorozhejkina N. I., Korol'kova E. S. i dr. Elektronnye formy ucheb-nikov: rasshirenie prostranstva poznavatel'noj deyatel'nosti Shkolnikov pri izuchenii istorii i obshchestvoznaniya // Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu ehpohu» (EEIA -2017) / pod red. S. V. Ivanovo). M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obra-zovaniya RAO», 2017. 2017. S. 468-476. [In Rus].
• Antonova N. V. Psihologiya massovyh kommunikacij: uchebnik i praktikum dlya aka-demicheskogo bakalavriata. M.: Yurajt, 2015. 374 s. [In Rus].
• Barskova L. B. Istoriko-pedagogicheskij process sozdaniya shkol'noj uchebnoj liter-atury v Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. SPb, 1999. 260 s. [In Rus].
• Bespal'ko V. P. Teoriya uchebnika: didakticheskij aspekt. M: Pedagogika, 1988. 160 s. [In Rus].
• Blonskij P. P. Nauchnyj sposob ocenki uchebnikov // Na putyah k novoj shkole. 1924. № 3. S. 10-14. [In Rus].
• Gel'fmanE. G., Holodnaya M. A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie shkol'nikov. SPb.: Piter, 2006. 384 s. [In Rus].
• Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Didakticheskie trebovaniya k informacionno-obrazovatel'noj srede i ee komponentam // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015.
№ 5. C. 19-24. [In Rus].
• Ivanova S. V. Pedagogicheskij aspekt vliyaniya infokommunikacionnyh tekhnologij na obrazovatel'noe prostranstvo // Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu ehpohu» (EEIA — 2016) / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obra-zovaniya RAO», 2016. S. 93-99. [In Rus].
• Kiriya I. V, Novikova A. A. Istoriya i teoriya media: uchebnik dlya vuzov. M.: Izd. dom VSHEH, 2017. 423 s. [In Rus].
• Koval T. V. Formirovanie metapredmetnyh umenij v shkol'nom kurse obshchestvoz-naniya: rabota s istochnikami social'noj informacii // Prepodavanie istorii i obshchest-voznaniya v shkole. 2016. № 3. S. 21-30. [In Rus].
• Koval T. V. Uchashchiesya ob obshchestvoznanii: analiz zaprosov sub"ektov obrazovatel'nogo processa // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2015. № 1. S. 25-31. [In Rus].
• Kraevskij V. V. Didakticheskij podhod k opredeleniyu soderzhaniya uchebnyh knig i ih funkcij v vospityvayushchem i razvivayushchem obuchenii // Problemy shkol'nogo uchebnika. V 20-ti vyp. Vyp. 13. M., 1983. S. 28-40. [In Rus].
• Kryuchkova E. A. Stanovlenie shkol'nyh uchebnikov istorii novogo pokoleniya v sovremennoj Rossii: 90-e gg. XX — nachalo XXI v.: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005. 267 s. [In Rus].
• Kuznecov A. A., Chernobaj E. V. Sovremennyj uchebno-metodicheskij kompleks: trebovaniya i kriterii ocenki shkol'noj uchebnoj literatury // Pedagogika. 2017. № 2. S. 25-35. [In Rus].
• Lazebnikova A. YU., Rutkovskaya E. L. Rabota s tekstom na urokah obshchestvoznaniya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2017. № 2. S. 45-51. [In Rus].
• Lobanov I. A. Professional'naya podgotovka uchitelya obshchestvoznaniya v uslovi-yah informatizacii // Socializaciya lichnosti v usloviyah informatizacii i globaliza-cii obshchestva: sb. materialov II mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Tver', 2017. S. 300-303. [In Rus].
• Lyubimova E. M., Makarova N. V., Surzhikova O. V. Analiz trebovanij k ehlektron-nym formam shkol'nyh uchebnikov // Problemy i perspektivy informatizacii fiziko-matematicheskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Elabuga, 14 noyabrya 2016 g. / red. kol.: F. M. Sabirova (otv. red.) i dr. Elabuga: EI KFU. 2016. S. 178-182. [In Rus].
• Martinovic L. The textbook is man-made. Based on an online interview with Benny Christensen on June 29, 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://euroclio.eu/2018/07/ the-textbook-is-man-made (data obrashcheniya: 13.07.2018).
• Mendubaeva Z. A. Trebovaniya k uchebnoj knige // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). SPb.: Renome, 2012. S. 340-343 [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/21/1694/ (data obrashcheniya: 14.07.2018). [In Rus].
• Nazarov M. M. Massovaya kommunikaciya i obshchestvo: vvedenie v teoriyu i issledo-vaniya. M.: Librokom, 2014. 354 s. [In Rus].
• Osmolovskaya I. M. Uchebniki novogo pokoleniya: poisk didakticheskih reshenij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 4 (19). S. 45-53. [In Rus].
• Rudneva L. E. Evolyuciya shkol'nogo uchebnika istorii v 40-e — 80-e gody XX veka: dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 2004. 215 s. [In Rus].
• Skatkin M. N. Didaktika srednej shkoly: nekotorye problemy sovremennoj didaktiki. M.: Prosveshchenie, 1982. 324 s. [In Rus].
• Soboleva O. B. Aktual'nyj opyt zarubezhnyh shkol'nyh uchebnikov obshchestvoznani-ya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016. № 3. S. 39-48. [In Rus].
• Soboleva O. B. Obshchestvovedcheskie interesy shkol'nikov. Esli by uchebniki po obshchestvoznaniyu pisali ucheniki... // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016. № 5 S. 32-41. [In Rus].
• Talyzina N. F. Mesto i funkcii uchebnika v uchebnom processe // Problemy shkol'nogo uchebnika. V 20-ti vyp. Vyp. 6. M.: Prosveshchenie, 1978. S. 18-34. [In Rus].
• Trifanova V. N. Soderzhanie obrazovaniya i ego otobrazhenie v uchebno-metodi-cheskih posobiyah (na materiale uchebnikov nemeckogo yazyka): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2001. 244 s. [In Rus].
• Troickij Yu. L. Deti pishut istoriyu (innovacionnaya tekhnologiya istoricheskogo obrazovaniya) // Prepodavanie istorii v shkole. 1999. № 1. S. 24-29. [In Rus].
• Troickij Yu. L. Novaya tekhnologiya istoricheskogo obrazovaniya // Pervoe sentyabrya. Istoriya. 1994. № 45. [In Rus].
• Vyazemskij E. E. Problemy shkol'nogo uchebnika: mezhdunarodnyj opyt // Istoriya i obshchestvoznanie v shkole. 2002. № 4. S. 29-33. [In Rus].
• Zorina L. Ya. Sredstva obucheniya kak sistema // Sovetskaya pedagogika. 1986. № 9. S. 55-58. [In Rus].
• Zuev D. D. Shkol'nyj uchebnik. M.: Pedagogika, 1983. 239 s. [In Rus].