Научная статья на тему 'Дидактические возможности учебников по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий'

Дидактические возможности учебников по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНИКИ ПО РУССКМУ ЯЗЫКУ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ / ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОЙ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / МОТИВАЦИЯ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Владислав Юрьевич

Введение: ведущей целью отечественного образования на современном этапе развития школы является не накопление конкретных знаний и становление отдельных умений учащихся, а формирование универсальных учебных умений (УУД) и на их основе усвоение базовых знаний, а главное умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в условиях быстро меняющейся социокультурной ситуации. Основным средством становления познавательных УУД на уроках русского языка являются учебники по русскому языку. Цель: в процессе анализа ведущих учебно-методических комплексов по русскому языку для среднего звена основной школы выявить особенности организации материала, а также дидактические возможности учебников в аспекте формирования познавательных УУД современных школьников. Материалы и методы: материалами исследования послужили учебники по русскому языку для 5-6 классов: учебники под редакцией М. Т. Баранова, В. В. Бабайцевой, П. А. Леканта и М. М. Разумовской; в процессе анализа использовались методы сравнения, классификации, систематизации и обобщения. Результаты: был сделан вывод, что дидактические возможности современных учебников по русскому языку соответствуют требованиям образовательного стандарта, хотя авторы учебно-методических комплексов используют разнообразные подходы к развитию познавательных УУД в средних классах общеобразовательной школы. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не только грамотное продумывание основных этапов урока и методов работы в соответствии с предлагаемой учебником логикой в изложении материала, но и поиск эффективных педагогических условий активизации процесса развития познавательных УУД на уроках русского языка. Заключение: ведущими средствами познания в системе обучения русскому языку в качестве дополнения к учебно-методическим комплексам могут стать творческие задания, а также средства аудиовизуальной наглядности, способствующие эффективному развитию познавательных УУД современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic possibilities of Russian language textbooks for the formation of cognitive universal educational actions

Introduction: the leading goal of national education at the present stage of school development is not the accumulation of specific knowledge and the formation of individual skills of students, but the formation of universal educational skills and on their basis the assimilation of basic knowledge, and most importantly the ability to independently update and improve their education in a rapidly changing socio-cultural situation. The main means of formation of cognitive UEA at Russian language lessons are Russian language textbooks. Purpose: in the process of analysis of leading educational and metodological complexes in the Russian language for the secondary school to identify the features of organization of the material, and also didactic possibilities of textbooks in the aspect of forming the cognitive universal educational actions of modern schoolchildren. Materials and methods: the materials of the study were textbooks on the Russian language for grades 5-6: textbooks edited by M. T. Baranov, V. V. Babayzteva, P. A. Lecant and М. М. Razumovskaya; in the process of analysis the methods of comparison, classification, systematization and generalization were used. Results, discussion: as a result, it was concluded that the didactic capabilities of modern textbooks in the Russian language meet the requirements of the educational standard, although the authors of educational complexes use a variety of approaches to the development of cognitive UEA in secondary schools. One of the main tasks facing a teacher is not only competent thinking over of the main stages of the lesson and methods of work in accordance with the proposed logic of a textbook in presentation of the material but also the search of effective pedagogical conditions for the activation of the process of development of cognitive universal educational activities in the lessons of the Russian language. Conclusion: the leading means of cognition in the sysitem of teaching the Russian language, as a suppliment to educational and methodological complexes, can be creative tasks as well as audio-visual aids, that contribute to the effective development of cognitive universal educational activities of modern schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности учебников по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий»

УДК 372.8

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-91-97

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В. Ю. Смирнов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение: ведущей целью отечественного образования на современном этапе развития школы является не накопление конкретных знаний и становление отдельных умений учащихся, а формирование универсальных учебных умений (УУД) и на их основе усвоение базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в условиях быстро меняющейся социокультурной ситуации. Основным средством становления познавательных УУД на уроках русского языка являются учебники по русскому языку. Цель: в процессе анализа ведущих учебно-методических комплексов по русскому языку для среднего звена основной школы выявить особенности организации материала, а также дидактические возможности учебников в аспекте формирования познавательных УУД современных школьников. Материалы и методы: материалами исследования послужили учебники по русскому языку для 5-6 классов: учебники под редакцией М. Т. Баранова, В. В. Бабайцевой, П. А. Леканта и М. М. Разумовской; в процессе анализа использовались методы сравнения, классификации, систематизации и обобщения. Результаты: был сделан вывод, что дидактические возможности современных учебников по русскому языку соответствуют требованиям образовательного стандарта, хотя авторы учебно-методических комплексов используют разнообразные подходы к развитию познавательных УУД в средних классах общеобразовательной школы. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не только грамотное продумывание основных этапов урока и методов работы в соответствии с предлагаемой учебником логикой в изложении материала, но и поиск эффективных педагогических условий активизации процесса развития познавательных УУД на уроках русского языка. Заключение: ведущими средствами познания в системе обучения русскому языку в качестве дополнения к учебно-методическим комплексам могут стать творческие задания, а также средства аудиовизуальной наглядности, способствующие эффективному развитию познавательных УУД современных школьников.

Ключевые слова: основная образовательная программа, учебники по русскму языку, познавательные универсальные учебные действия, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и проблемно-поиской методы обучения русскому языку, мотивация, системное мышление, творческое воображение.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS FOR THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

V. Yu. Smirnov

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction: The leading goal of national education at the present stage of school development is not the accumulation of specific knowledge and the formation of individual skills of students, but the formation of universal educational skills and on their basis the assimilation of basic knowledge, and most importantly - the ability to independently update and improve their education in a rapidly changing socio-cultural situation. The main means of formation of cognitive UEA at Russian language lessons are Russian language textbooks. Purpose: in the process of analysis of leading educational and metodological complexes in the Russian language for the secondary school to identify the features of organization of the material, and also didactic possibilities of textbooks in the aspect of forming the cognitive universal educational actions of modern schoolchildren. Materials and methods: the materials of the study were textbooks on the Russian language for grades 5-6: textbooks edited by M. T. Baranov, V. V. Babayzteva, P. A. Lecant and М. М. Razumovskaya; in the process of analysis the methods of comparison, classification, systematization and generalization were used. Results, discussion: as a result, it was concluded that the didactic capabilities of modern textbooks in the Russian language meet the requirements of the educational standard, although the authors of educational complexes use a variety of approaches to the development of cognitive UEA in secondary schools. One of the main tasks facing a teacher is not only competent thinking over of the main stages of the lesson and methods of work in accordance with the proposed logic of a textbook in presentation of the material but also the search of effective pedagogical conditions for the activation

© Смирнов В. Ю., 2018

of the process of development of cognitive universal educational activities in the lessons of the Russian language. Conclusion: the leading means of cognition in the sysitem of teaching the Russian language, as a suppliment to educational and methodological complexes, can be creative tasks as well as audio-visual aids, that contribute to the effective development of cognitive universal educational activities of modern schoolchildren.

Keywords: main educational program, the Russian language textbooks, cognitive universal educational actions, reproductive, explanatory-illustrative and npoôœMHO-noHCKon methods of educating to Russian, motivation, system thinking, TBopneKoe imagination.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, доминирующей идеей курса русского языка одновременно с духовно-нравственным воспитанием является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, в основе которого - системно-деятельностный подход1. Намеренный отказ от традиционной системы представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков обусловлен недостаточной ее эффективностью в контексте новых образовательных задач.

Ведущей целью образования становится не накопление конкретных знаний и становление отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в условиях быстро меняющейся социокультурной ситуации.

В этом отношении значимым элементом стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД) - «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «над-предметные действия» и тому подобное. Формирование УУД происходит в рамках отдельной программы, рассматривающей их содержание в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Согласно образовательной программе основного общего образования выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные и коммуникативные2.

Среди познавательных УУД на первое место программа выдвигает:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 // Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М., 2012.

2 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://window.edu.ru/resource/ 594/75594/files/Programma_5_9. pdf

1) развитие умений определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать ли-гическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

2) становление умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) овладение навыками смыслового чтения;

4) формирование экологического мышления;

5) развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем3.

При этом познавательное развитие традиционно определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей»4.

В аспекте настоящей работы представляется значимой проблема выявления особенностей формирования познавательных УУД средствами современных учебных комплексов по русскому языку, созданных для среднего звена общеобразовательной школы.

В настоящее время утверждены в качестве основных (составляющих так называемый федеральный компонент) три программы и обслуживающих их учебно-методических комплекса по русскому языку для среднего звена общеобразовательных учебных заведений.

Первый комплекс составлен следующими авторами: М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Ку-либаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова (5-7 классы); С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко (8 и 9 классы). Созданный в 1970 году, учебный комплекс

3 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://window.edu.ru/resource/ 594/75594/files/Programma_5_9. pdf

4 Там же.

перетерпел 20 переизданий. В основе учебно-методического комплекса - изучение русского литературного языка с элементами общих сведений о его истории, диалектах, профессиональных разновидностях.

Второй комплекс - это комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, вошедший в школьную практику с начала 90-х годов и уже прочно закрепившийся в ней. Учебный комплекс имеет практическую ор-фографико-пунктуационную направленность, теоретический материал представлен в большем объеме по сравнению с первым комплексом.

Третий комплекс, издающийся с 1995 года под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Лекан-та, реализует идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой [1, с. 235].

Существует также множество активно функционирующих альтернативных учебно-методических комплексов по русскому языку (например, пользуется популярностью учебник, ориентир о-ванный на углубленное изучение русского языка под редакцией М. В. Панова), но в рамках настоящего исследования, остановимся на трех вышеназванных, как наиболее распространенных учебных комплексов в современной школьной практике.

Три основных учебных комплекса представляют теорию языка в разном объеме, осмыслении и, частично, в разной терминологии. Состав курса закреплен в программе. Программа предваряется пояснительной запиской, в которой определяются цели учебного предмета и его место в системе школьных дисциплин. Основная часть программы раскрывает содержание курса и включает перечень:

- тем по теории языка;

- орфографических и пунктуационных правил;

- материала, направленного на развитие связной речи учащихся.

Анализируемые учебные комплексы различаются в первую очередь принципами организации материала.

В первом комплексе в 5-7 классах используется в основном ступенчатый принцип: разделы лексики и словообразования изучаются в два этапа (в 5 и 6 классах), морфология - в три этапа (5, 6 и 7 классы), причем разделы перемежаются. Фонетика и синтаксис изучаются линейно.

Второй комплекс построен линейно: от фонетики к синтаксису. Раздел лексики изучается в рамках системного курса русского языка в 5 классе.

Третий комплекс построен аналогично первому с тем исключением, что в нем ступенчато изучается и синтаксис (в 5 и в 8-9 классах).

Тема «Лексика», предполагающая овладение такими понятиями, как слово и его значение, многозначность, переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, является одной из важнейших теоретических тем в общей структуре курса русского языка 5 класса. В ходе обобщения и систематизации изученного в начальной школе материала продолжается работа по обогащению словарного состава речи обучающихся с учетом индивидуально-возрастных особенностей их развития (психолингвистический подход), а также закономерностей обучения русскому языку (с точки зрения лингводидактического аспекта) [2, с. 64].

При этом дидактические возможности учебных комплексов по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий различаются.

В учебнике по русскому языку для пятого класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Трос-тенцовой и др. преобладает традиционный метод изучения теоретического материала, когда большинство заданий имеет репродуктивный характер и основаны на запоминании и воспроизведении учащимися информации, полученной в процессе работы с текстом учебника.

Так, например, в процессе изучения темы «Синонимы» предполагается заучивание соот-ветствующего правила, выполнение ряда упражнений для его закрепления, а также задания на повторение ранее изученных тем. Содержание каждого из упражнений направлено на развитие тех или иных познавательных УУД учащихся:

1) анализа и дифференциации - поиск синонимов среди представленных рядов слов (упр. 359); выбор из представленного ряда слов соответствующих им синонимов (упр. 360); выбор синонимов из данных слов (упр. 361); списывание словосочетаний с подчеркиванием синонимов (упр. 362);

2) сравнения и обобщения - определение сочетаемости разных оттенков слов из синонимичного ряда с предлагаемыми существительными (упр. 363); списывание текста с подчеркиванием синонимов к определенному слову; списывание текста, нахождение синонимов к определенному слову и объяснения их различия в лексическом значении (упр. 365);

3) установления аналогий и причинно-следственных связей - списывание текста, без тавтологических повторов с помощью употребления синонимов (упр. 366); списывание текста, с учетом выбора слова из подходящих по смыслу синонимов из представленных (упр. 367);

4) развития творческого мышления- создание сочинения по картине (упр. 368).

В учебно-методическом комплексе под редакцией В. В. Бабайцевой в изучении курса русского языка выделяются две части:

I. «Система языка»;

II. «Развитие связной речи».

Работа по учебнику «Русский язык. Теория» основывается на объяснительно-иллюстративном методе обучения [3, с. 10].

Каждому этапу усвоения языкового материала соответствуют определенные виды упражнений. Например, усвоению и систематизации знаний способствуют упражнения, направленные на воспроизведение в памяти учащихся полученных на уроке сведений по новому материалу. Усвоению норм русского литературного языка, правильному отбору нужных языковых единиц и закреплению знаний способствуют упражнения проблемно-поискового характера.

В процессе изучения синонимов учащиеся должны овладеть следующими познавательными УУД:

- использования словарей и других средств и способов выявления значения синонимов и особенностей их употребления;

- употребления синонимов в речи в соответствии с их лексическим значением;

- соблюдения норм лексической сочетаемости и стилистических норм использования синонимов в речи;

- выявления в контексте смысловых и стили -стических различий синонимичных оборотов;

- умения пользоваться выразительно-изобразительными средствами синонимии русского языка [4, с. 35].

Особенно следует отметить высокое качество языкового материала, используемого в текстах упражнений. Эстетическая направленность, в на -стоящем случае, эффективно способствует познавательному развитию современных школьников.

В учебном комплексе «Русский язык» М. М. Разумовской и П. А. Леканта используются наглядно-иллюстративный и проблемно-поисковый методы. Каждая тема сформулирована как проблемный вопрос:

1. Как определять лексическое значение слова? Дается определение лексики, лексического значения, синонимов, антонимов. Понятия проиллюстрированы примерами вербальными и невербальными (рисунками).

2. Сколько лексических значений имеет слово? Слова многозначные и однозначные. Школьникам предлагаются различные творческие упражнения: составить и записать предложения с предложенными словами; нарисовать в виде дерева семью данных однокоренных слов).

3. Когда слово употребляется в переносном значении (переносное и прямое значение слова, фразеологизм)? Отмечается, что перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются метафора, олицетворение, эпитет. Преобладают упражнения репродуктивного (прочитать текст, найти примеры употребления слов в переносном значении), творческого (отгадать, какие фразеологизмы изображены на рисунках, составить предложения, используя эти фразеологизмы).

4. Как пополняется словарный состав русского языка? Вводятся понятия «словообразование», «заимствование», «иноязычные слова» и «заимствованные слова». Даются отличительные признаки иноязычных слов (сочетания в корнях ке, хе, ге, бю, вю, пю, кю; соседство двух и более гласных в корнях - поэт, дуэль, театр).

5. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Дается определение омонима. Понятия «омофоны» «омографы» не вводятся.

6. Что такое профессиональные и диалектные слова? Определение профессиональных и диалектных слов. Некоторые упражнения требуют работы с толковым словарем. Для письменного пересказа предложен текст о жизни и творчестве В. И. Даля.

7. О чем рассказывают устаревшие слова? Вводится понятие «устаревшие слова». Предложенные в учебнике упражнения рассчитаны на работу с различными словарями (объяснить смысл и происхождение выражений).

8. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? Дается определение речевого этикета, этикетных слов. Преобладают упражнения репродуктивного характера (найти в тексте этикетные слова и выписать их)1.

1 Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации // под ред. М. М. Разумовской. М.: Дрофа, 2015. 127 с.

В результате выполнения упражнений повышается самостоятельность школьников на уроках, дети учатся извлекать и применять информацию, причем не только из линейного текста. В учебнике немало упражнений, предполагающих работу с таблицами и схемами (например, «рассмотрите схему и, используя данную в ней информацию, ответьте на вопросы - упражнение 187, 5-й класс; «прочитайте» схемы - упражнение 10, 6-й класс).

Таким образом, три проанализированных учебных комплекса демонстриуют разнообразные дидактические возможности формирования познавательных универсальных учебных действий современных школьников, основанных на репродуктивном, объяснительно-иллюстративном и проблемно-поисковом методах обучения русскому языку. При этом одной из ведущих задач, стоящих перед учителем, является грамотный выбор приемов и средств реализации предлагаемых методов в непосредственном образовательном процессе.

Наибольшую эффективность в развитии познавательных УУД обнаружили упражнения и задания творческого характера, а также средства наглядности, дополняющие содержание программ вышеобозначенных учебных комплексов и позволяющие реализовывать личностно ориентированный подход в процессе обучения русскому языку.

Представление о познавательной деятельности как результате активного взаимодействия процессов понятийного мышления и творческого воображения отличает работы Р. Арнхейма, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Сорокина, Е. Ф Тарасова, П. М. Якобсона и других.

По мнению большинства исследователей, познание есть движение от образа к понятию и снова к образу. Процесс формирования понятий можно отнести к высшей мыслительной деятель -ности, сопровождающейся возникновением ассоциаций. И чем сложнее ассоциативный комплекс, тем большей продуктивностью отличается сам процесс мышления, тем ярче выражается его творческий характер.

Познавательное развитие личности учащихся в этом отношении есть результат сложнейшего процесса становления художественно-образного мышления на основе взаимодействия интеллектуального и эмоционально-чувственного постижения мира. Как следствие, развитие познава-

тельных УУД на уроках русского языка происходит в процессе выполнения учащимися различного рода творческих заданий и упражнений, а также использования аудиально-визуальных средств обучения [7, с. 23].

Творческие задания, вопросы и ситуации отличаются инвариантностью (наличием множества решений) и отсутствием единого алгоритма выполнения.

Целью использования творческих заданий на уроках русского языка в классе является развитие воображения и творческого мышления учащихся.

Принцип наглядности основан в первую очередь на наблюдении за самой природой языковых явлений. Наглядным материалом при этом служит сам язык - живая речь, художественные произведения как образец литературного языка. Тексты художественных произведений представляют собой богатейший материал для анализа, на основании которого методом сопоставления учащиеся приходят к выводам и обобщениям понятийного характера [8, с. 77].

Особенно популярным приемом развития познавательных УУД на уроках русского языка считается использование иллюстраций известных произведений отечественных и зарубежных художников, позволяющих вызвать эмоциональную потребность выражения чувств и переживаний, возникающих при созерцании произведения искусства. Создание текста описательного характера в этом случае предполагает:

- возникновение ассоциативных рядов разного рода описательных характеристик;

- необходимость вербального оформления визуального ряда;

- выбор наиболее точного слова из ряда синонимов.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что дидактические возможности современных учебников по русскому языку соответствуют требованиям образовательного стандарта, хотя авторы учебно-методических комплексов используют разнообразные подходы к развитию познавательных УУД в средних классах общеобразовательной школы. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не только грамотное продумывания основных этапов урока и методов работы в соответствии с предлагаемой учебником логикой в изложении материала, но и поиск эффективных педагогических условий активизации

процесса развития познавательных УУД на уроках русского языка.

Учитывая индивидуально-возрастные особенности развития учащихся средних классов, ведущими средствами познания в системе обучения русскому языку могут стать использование творческих заданий, а также средств аудиовизуальной наглядности, способствующих эффективному развитию познавательных УУД современных школьников.

Литература

1. Голубничная А. В. Нормативно-научный текст учебников русского языка: из истории жанра // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2012. № 1 (15). С. 233-237. URL: https://cyberleninka.ru/artide/ n/normativno-nauchnyy-tekst-uchebnikov-russkogo-yazyka-iz-istorii-zhanra (дата обращения: 15.02.2018).

2. Львова С. И. Учебник русского языка как основа образования, развития и воспитания современного школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 63-69. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ uchebnik-russkogo-yazyka-kak-osnova-obrazovaniya-razvitiya-i-vospitaniya-sovremennogo-shkolnika (дата обращения: 15.02.2018).

3. Первова Г. М., Маслова М. В., Павлинова И. А. Актуальные подходы к изучению русского языка в школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 5-14. URL: https:// cyberleninka.ru/aitide/n/aktualnye-podhody-k-izucheniyu-russkogo-yazyka-v-shkole-1 (дата обращения: 15.02.2018).

4. Пятова Е. А. Освоение информационного пространства учебника как условие формирования универсальных учебных действий (УУД) // Филологический класс. 2013. № 2 (32). С. 33-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osvoenie-informatsionnogo-prostranstva-uchebnika-kak-uslovie-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uud (дата обращения: 15.02.2018).

5. Сибирцева В. Г. Национальный корпус русского языка как основа новаторских электронных учебников. // Образовательные технологии и общество. 2013. № 5. С. 47-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7natsionalnyy-korpus-russkogo-yazyka-kak-osnova-novatorskih-elektronnyh-uchebnikov (дата обращения: 05.02.2018).

6. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С. 10-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-osobennosti-pedagogicheskih-razrabotok-v-usloviyah-vvedeniya-v-shkole-standarta-vtorogo-pokoleniya (дата обращения: 05.02.2018).

7. Чернышев И. А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-podrostkov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 15.02.2018).

8. Хамзина Д. З. Наглядный образ в структуре развитого научного знания // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 176-178.

URL: https://moluch.ru/archive/45/5513/ (дата обращения: 03.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Уша Т. Ю. Проектирование методического сопровождения средств обучения для поликультурной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 5. С. 266-269. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/proektirovanie-metodicheskogo-soprovozhdeniya-sredstv-obucheniya-dlya-polikulturnoy-shkoly (дата обращения: 15.02.2018).

References

1. Golubnichnaya A. V. Normativno-nauchnyy tekst ucheb-nikov russkogo yazyka: iz istorii zhanra [Normative-scientific text of Russian language textbooks: from the history of the genre]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya 2: Yazykoznaniye = Bulletin of the Volgograd State University. Series 2: Linguistics, 2012, no. 1(15), pp. 233-237. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-nauchnyy-tekst-uchebnikov-russkogo-yazyka-iz-istorii-zhanra (accessed 15.02.2018). (In Russ).

2. L'vova S. I. Uchebnik russkogo yazyka kak osnova obrazovaniya, razvitiya I vispitaniya sovremennogo shkol'nika [A textbook of the Russian language as a basis of education, development and upbringing of modern schoolboy]. Munitsi-pal'noye obrazovaniye: innovatsii I eksperiment = Municipal education: innovation and experiment, 2013, no. 1, pp. 63-69. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/uchebnik-russkogo-yazyka-kak-osnova-obrazovaniya-razvitiya-i-vospitaniya-sovremennogo-shkolnika (accessed 15.02.2018). (In Russ).

3. Pervova G. M., Maslova M. V., Pavlinova I. A. Ak-tual'nye podkhody k izucheniyu russkogo yazyka v shkole [Actual approaches to the study of the Russian language at school]. Vestnik Tambovskogo universiteta = Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Tambov, 2017, vol. 22, issue. 2 (166), pp. 5-14. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnye-podhody-k-izucheniyu-russkogo-yazyka-v-shkole-1 (accessed 15.02.2018). (In Russ).

4. Pyatova I. A. Osvoeniye informatsionnogo prostranstva uchebnika kak usloviye formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy (UUD) [Mastering the information space of the textbook as a condition of the formation of the universal educational actions (UEA)]. Filologicheskiy klass = The Philological class, 2013, no. 2(32), pp. 33-35. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/osvoenie-informatsionnogo-prostranstva-uchebnika-kak-uslovie-for-mirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uud (accessed 15.02.2018). (In Russ).

5. Sibirtseva V. G. Natsional'nyj korpus russkogo yazyka kak osnova novatirskikh elektronnykh uchebnikov [National corps of the Russian language as the basis of innovative electronic textbooks]. Obrazovatel'nye tekhnologii I obshchestvo = Educational technologies and society, 2013, no. 5, pp. 47-52. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-korpus-russkogo-yazyka-kak-osnova-novatorskih-elektronnyh-uchebnikov (accessed 05.02.2018). (In Russ).

6. Sidenko А. S. Tipy I osobennosti pedagogicheskikh raz-rabotok v usloviyakh vvedeniya v shkole standarta vtorogo pokoleniya [Types and features of pedagogical developments in the conditions of introduction of the second - generation standard in school]. Eksperiment I innovatsii v shkole = Experiment and innovations at school, 2013, no. 5, pp. 10-14. Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-osobennosti-pedagogicheskih-razrabotok-v-usloviyah-vvedeniya-v-shkole-standarta-vtorogo-pokoleniya (accessed 05.02.2018). (In Russ).

7. Chernyshev I. A. Problema razvitiya poznavatel'noy ak-tivnosti podrostkov v uchebnom protsesse [Problems of development of cognitive activity of teenagers in the educational process]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific messages. Electronic scientific journal of the Kursk State University, 2016, no. 3(19). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-podrostkov-v-uchebnom-protsesse (accessed 15.02.2018). (In Russ).

8. Hamzina D. Z. Naglyadnyj obraz v structure razvitigo nauchnogo znaniya [Visual image in the structure of the developed scientific knowledge]. Molodoy uchenyj = The young

scientist, 2012, no. 10, pp. 176-178. Available at: https:// moluch.ru/archive/45/5513/ (accessed 03.02.2018). (In Russ).

9. Usha T. U. Proektirovaniye metodicheskogo sopro-vozhdeniya sredstv obucheniya dlya polikulturnoy shkoly [Design of methodological support of teaching aids for a multicultural school]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = Izvestiya of the Russian State Pedagogical University named after of A. I. Herzen, 2014, no. 5, pp. 266-269. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/proektirovanie-metodicheskogo-soprovozhdeniya-sredstv-obucheniya-dlya-polikulturnoy-shkoly (accessed 15.02.2018). (In Russ).

Статья поступила в редакцию 19.03.2018 г.

Submitted 19.03.2018.

Для цитирования: Смирнов В. Ю. Дидактические возможности учебников по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 3. С. 91-97. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-91-97

Citation for an article: Smirnov V. Yu. Didactic possibilities of Russian language textbooks for the formation of cognitive universal educational actions. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 3, pp. 91-97. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-91-97

Смирнов Владислав Юрьевич, аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

razortheone@yandex. т

Vladislav Yu. Smirnov, postgraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

razortheone@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.