ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК
Л. Н. Алексашкина
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, г. Москва Е-mail: [email protected]
Lyudmila N. Aleksashkina
Dr. Sc. (Education), Leading Researcher, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
Н. И. Ворожейкина
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: [email protected]
Natalia I. Vorozheykina
PhD (Education), Senior Researcher,the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
УДК 37 Б 01: 10.24411/2071-6427-2018-10025
Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников*
Статья посвящена работе школьников с визуальными историческими источниками — иллюстрациями учебников, документально воспроизводящими аутентичные памятники различных исторических эпох. Авторы используют комплекс методов: научное моделирование, анализ учебников, прикладное дидактическое проектирование. Предложена классификация действий учащихся с визуальными источниками, начиная с описания памятника до использования информации источников в творческих работах. При этом предусматриваются три этапа развития соответствующих умений учащихся от 5-х к 10-м классам. Характеризуется типология и состав визуальных источников в современных учебниках истории для российской школы, выявлены проблемы, требующие решения. В качестве практико-ориентированных материалов приводятся примеры разнотипных заданий для работы с источниками, служащие основой организации учебной работы школьников.
Ключевые слова: визуальные исторические источники, классификация познавательных действий школьников с визуальными источниками, система заданий для работы с источниками.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.6122. 2017/БЧ).
Как цитировать статью: Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 58-72.
Введение
Актуальность рассматриваемой темы определяется рядом оснований. Прежде всего тем, что в современном обществе широко востребовано умение индивида использовать различные источники информации. Развитие названного умения является и одной из мета-предметных задач обучения в общеобразовательной школе, что зафиксировано в образовательных стандартах и учебных программах. Что же касается истории как сферы знания о прошлом, способность видеть, читать и истолковывать сохранившиеся свидетельства прошлого имеет здесь первостепенное значение. Ведь реконструкция «того, что было» проводится на основе большого числа разнообразных источников. Подчеркнем, что это относится не только к профессиональным историкам, но в определенной мере к любому человеку, желающему узнать об окружающих его памятниках прошлого, о том, как складывались устои общества, в котором он живет, о корнях существующих традиций и обычаев и т.д. Отсюда — убеждение авторов статьи, что навыки извлечения и осмысления информации, содержащейся в различных исторических материалах, следует развивать еще при изучении истории школьниками, причем возможности для такой работы должны обеспечиваться в учебниках.
Объектом рассмотрения в данном случае является то, как представлены визуальные исторические источники в действующих учебниках истории для российской общеобразовательной школы и как решаются задачи организации учебной работы школьников с этими материалами.
Поскольку речь идет об образовательной ситуации, необходимы терминологические пояснения, касающиеся различия общего научного понятия «исторические источники» и используемого в предметной дидактике понятия «источники исторических знаний школьников». Исторические источники — это сохранившиеся результаты деятельности людей в прошлом, используемые в качестве носителей информации, свидетельств о времени, когда они были созданы. Понятие «источники исторических знаний» подразумевает весь комплекс информации, получаемой школьниками из объяснений учителя, учебных пособий, материалов музеев, документов и т.д. [14, с. 66-68]. Предметом интереса для авторов данной статьи служат именно исторические источники и непосредственное изучение их школьниками.
Классификации исторических источников, предлагаемые современными историками, строятся по разным основаниям. В одном случае в качестве основных типов называются вещественные, письменные, изобразительные, фонические источники. В другом—вещественные, изобразительные, словесные (устные и письменные), условно-символические, поведенческие, звуковые. Кто-то из исследователей, используя дисциплинарный критерий, выделяет также этнографические, лингвистические и другие источники. Понятно, что в учебниках для школьников используются лишь некоторые виды названных материалов. В традиционных печатных пособиях исторические источники представлены в составе текстов и иллюстраций. В электронных формах учебников истории (ЭФУ), издаваемых с середины 2010-х гг., их объем значительно увеличен. Кроме того, в ЭФУ используются также фрагменты фильмов и аудиозаписей.
К визуальным источникам в данном случае относятся иллюстрации учебников, документально воспроизводящие аутентичные памятники изучаемых исторических эпох — фотографии, реконструкции исторических объектов, портреты, репродукции картин и т.п. Интерес к этой группе материалов имеет множественную мотивацию. С одной стороны, их состав и объем в школьных учебниках существенно расширяется. Так, большинство современных учебников истории, написанных в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (издательства «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», 2015-2017 гг.), имеют богатый иллюстративный ряд, включающий и названные выше разновидности материалов. С другой стороны, такие материалы явно недостаточно используются именно в качестве источников исторической информации. В связи с этим уместно вспомнить слова известного медиевиста А. Я. Гуревича: «Исторические источники сами по себе не существуют — в это достоинство памятники прошлого возводит лишь мысль историка. Нет вопрошающего историка—нет и исторического источника. В этом смысле правы те, кто вслед за Л. Февром утверждают, что историк сам создает свои источники» [8, с. 26]. Представляется, что приведенное высказывание применимо и для учебного познания, где «вопрошающий взгляд» ученика (пусть даже инициируемый, направляемый педагогом) важен не меньше, чем в работе ученого-исследователя. Между тем, если фрагменты исторических текстов в школьных учебниках сегодня сопровождаются вопросами для их анализа, то иллюстрации
чаще всего привлекаются лишь для «наглядности». Таким образом, проблема реализации познавательного потенциала визуальных источников требует специального внимания со стороны как создателей учебников, так и учителей истории.
Содержание и результаты исследования
Обоснование структуры познавательной деятельности школьников с визуальными источниками. Эта часть исследования носит характер научно-педагогического проектирования и основывается на методологии исторического познания и современных образовательных концепциях. Следует подчеркнуть, что задачам развития умений школьников работать с многообразными источниками информации уделяется значительное место в российских стандартах общего образования, разрабатывавшихся в XXI в. [20], а также в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [12].
В данном случае из общей структуры работы учащихся с историческими источниками выделены компоненты, относящиеся к источникам визуальным. Это:
- атрибуция источника—определение его вида, времени и места происхождения, автора, назначения и др.;
- извлечение информации (знаки, символы, образы), описание внешнего вида источника;
- анализ (определение смысла, идеи изображенного предмета, произведения, характерных примет эпохи, места в ряду других источников и др.), критика источника (намеренный, ненамеренный и др.);
- оценка (оценивание) источника, отношение к нему (суждения об информационной ценности источника, определение своего художественного впечатления, восприятие источника как части культурного наследия);
- использование информации источников в творческих, проектных работах.
Названные компоненты детализированы в помещенной ниже Таблице 1 в форме перечня умений, действий учащихся с информацией источников. При этом учитываются возрастные возможности школьников, предусматривается поступательное движение от класса к классу. За пределами таблицы оставлены действия, связанные с атрибуцией, поскольку иллюстрации в учебниках, как правило, сопровождаются необходимой информацией.
Таблица 1
Умения, необходимые для работы с визуальными историческими источниками (определены в виде учебных задач)
5-6 классы 7-8 классы 9-10 классы
Описание источника, извлечение информации
Составлять описание визуального источника, его внешнего вида, материала, из которого он изготовлен, и т.д. Объяснять назначение источника. Находить в источнике ключевые символы, знаки. Составлять описание источника, объяснять его назначение. Находить в источнике признаки принадлежности к определенной эпохе. Извлекать ключевую информацию из источника. Составлять описание источника, объяснять его назначение (с учетом типологии источников). Выявлять информацию, связанную с принадлежностью источника к эпохе, периоду, группе людей, важным историческим событиям.
Анализ информации, содержащейся в источнике
Определять смысл изображения, объяснять, что источник рассказывает о своем времени. Соотносить информацию источника с историческим контекстом. Определять место источника в ряду других свидетельств. Систематизировать свидетельства нескольких источников, делать обобщение. Находить в источнике явную и неявную, намеренную и ненамеренную информацию. Определять место источника в ряду других материалов, выявляя общее и своеобразное. Характеризовать особенности стиля, художественной позиции создателя, памятника, произведения.
Оценка(оценивание)источника
Объяснять, в чем состоит ценность источника. Выражать и аргументировать свое отношение к нему (что интересно, что нравится, почему). Определять ценность памятника для эпохи времени, когда он был создан, и для нашего времени. Высказывать и мотивировать свои оценочные суждения. Характеризовать информационную и художественную ценность источника, его место в культурно-историческом наследии (с привлечением исторической и искусствоведческой литературы). Формулировать и аргументировать свою оценку памятника (источника).
Использование информации источников в творческих работах
Составлять рассказ с опорой на информацию визуальных источников. Создавать макеты, модели предметов быта, орудий труда, построек и т.д., привлекая визуальные источники. Использовать информацию визуальных источников для подготовки сообщений об исторических событиях, исторических деятелях, явлениях и известных мастерах культуры. Использовать в составе комплекса материалов для подготовки сообщений, эссе, презентаций, учебных проектов. Разрабатывать экскурсии историко-культурной направленности (в том числе — по истории родного края)
В приведенном перечне отражены как виды работы школьников с историческими источниками в целом, так и особенности изучения визуальной информации, значительная часть которой относится к историко-культурной сфере. Последнее обстоятельство сказывается, например, в расширении группы оценочных умений, в том числе — предполагающих определение и обоснование учащимися своего отношения к предметам и явлениям художественной культуры.
Характеристика и оценка визуальных исторических источников, содержащихся в школьных учебниках. Данная часть исследования предусматривала обращение к образовательной практике, а именно рассмотрение того, как визуальные источники представлены в современных учебниках для российских школ. Анализ учебников отечественной и всеобщей истории, изданных в 2013-2017 гг., позволил составить следующую классификацию содержащихся в них визуальных исторических источников:
1) картографические материалы — исторические карты, принадлежащие изучаемым эпохам (учебные карты, специально созданные современными картографами и художниками, в данном случае не являются предметом рассмотрения);
2) документальные изображения (фотографии) исторических объектов — предметов материальной и художественной культуры, архитектурных сооружений, фотографии исторических лиц, событий и др.;
3) факсимильные воспроизведения рукописей, исторических документов;
4) научные реконструкции, макеты — жилищ, культовых объектов, внешнего облика людей и т.д.
5) произведения художественной культуры — портреты, картины, миниатюры, плакаты, карикатуры и т.д., принадлежащие к изучаемым историческим эпохам.
В действующих учебниках преобладают источники, относящиеся к группам 2 и 5 — документальные изображения исторических объектов и репродукции произведений художественной культуры. Этот выбор можно назвать традиционным, он обращен к наиболее наглядным материалам, создающим выразительные образы изучаемых эпох, оказывающим значительное эмоциональное воздействие на зрителей. Информационный ресурс данных компонентов учебников очевиден, он широко используется в учительской практике, рассматривается в публикациях [11; 21].
В данном случае стоит обратить внимание на реже включаемые в учебники виды источников. В их числе — факсимильные воспроизведения исторических документов, изданий. Они есть не во всех учебниках, и, насколько можно судить, привлекаются большей частью в силу специальных авторских пристрастий. Между тем такие материалы обладают значительным потенциалом как в информационном отношении, так и с точки зрения эмоционального впечатления. Приведем примеры.
В одном из учебников по истории России XVIII в. приведены следующие факсимильные изображения: страница газеты «Ведомости»; фрагмент Прелестной грамоты Кондратия Булавина; лист «Кондиций», разорванный Анной Иоанновной; титульный лист «Манифеста о вольности дворянства»; страница рукописи «Элементы математической химии» (автограф М. В. Ломоносова) [10]. В числе факсимильных иллюстраций, содержащихся в учебнике отечественной истории 1914 — начала XXI в.—выпуск Известий Петроградского совета (от 04.03.1917) с документами об отречении от престола Николая Романова и Михаила Романова; страница воззвания «К гражданам России» о низложении Временного правительства; титульные листы газет с первыми публикациями «Декрета о мире» и «Декрета о земле» [15]; карточки и спецталоны на хлеб (1946 г.); титул и одна их страниц Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; приватизационный чек (ваучер) [16].
Для сопоставления обратимся к учебникам всеобщей истории. В одном из них в разделе по истории Нового времени были помеще-
ны следующие факсимильные изображения: страница «Еженедельного вестника королевства» с сообщением о вынесении смертного приговора Карлу I (в параграфе об английской революции середины XVII в.); титульный лист тома французской «Энциклопедии»; страница проекта Декларации независимости США (автограф Т. Джефферсона); лист с подписями и печатями под Заключительным актом Венского конгресса (1815 г.) [3]. В учебнике по всеобщей истории новейшего времени — лист газеты «Форвертс» (9 ноября 1918 г.) с сообщением об отречении кайзера; страница Мюнхенского соглашения с подписями его участников; листовка с известным воззванием генерала Ш. де Голля «Ко всем французам!» (июнь 1940 г.) [1].
Названные материалы придают выразительность описаниям ключевых исторических событий и явлений, причем как политической и социальной истории, так и истории культуры. Существенно и то, что учащиеся, живущие в век электронной информации, могут увидеть рукописные и печатные документы предшествующих времен, получают дополнительную мотивацию для осмысления их значения.
Важными источниками визуальной информации в учебниках истории являются реконструкции. Так, в пособиях по истории России учащиеся знакомятся с реконструкциями внешнего облика отдельных исторических деятелей (скульптурные портреты Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Софьи Палеолог, Ивана Грозного и др.). В учебниках по древней и средневековой истории приводятся иллюстрации с реконструкциями жилищ, различных сооружений, городских улиц и кварталов. Эта группа материалов важна тем, что, расширяя наглядные представления школьников об исторических объектах и персоналиях, позволяет судить также о работе археологов, историков, о том, как «добывается» знание о давних эпохах.
В электронных формах учебников истории (ЭФУ), как уже отмечалось, число визуальных источников возрастает. Появляются также дополнительные технические возможности—увеличения иллюстрации, выделения частей изображения, просмотра одной или нескольких иллюстраций на одном экране. Тем самым преодолеваются ограничения в работе с иллюстрациями, порой присущие традиционным печатным пособиям из-за небольшого формата изображений, их статичности и т.п. [2].
Таким образом, в учебниках в целом содержится значительный и разнообразный источниковый материал. Однако существуют неко-
торые препятствия на пути его продуктивного использования. Прежде всего — это недостаточность или отсутствие в подписях к иллюстрациям информации о публикуемых источниках — их авторах, времени создания и т.д. Так, из трех проанализированных линий учебников отечественной истории только учебники издательства «Русское слово» имеют необходимые атрибутивные подписи ко всем иллюстрациям.
Существенной проблемой для большинства учебников является и весьма ограниченный по количеству и видам состав вопросов и заданий к визуальным материалам. Вопросы обращены преимущественно к сюжетным картинам художников ХК-ХХ вв. Кроме того, вряд ли можно счесть удачными, достаточными с точки зрения анализа представленных изобразительных источников задания следующего типа: к картине А. Г. Венецианова «Гумно» — «Рассмотрите илл. на с. 17. Как вы думаете, отражает ли эта картина основную идею главы? Свой ответ обоснуйте»; к иллюстрациям, представляющим Бородинское сражение и выступление декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге,— «Считаете ли вы, что изображенные события являются символичными для истории России первой четверти XIX в.?» [13, с. 26, 73].
Нельзя не отметить и то, что задания к иллюстративному ряду включаются в учебники неравномерно, больше заданий предлагается в 6-х — 7-х классах и заметно меньше в последующих. Между тем в учебных программах предусматривается, что работа с визуальными источниками в старших классах расширяется и углубляется.
Организация познавательной деятельности школьников с визуальными источниками: система вопросов и заданий. Как можно видеть из представленного выше обзора, названные источники составляют довольно значительную и разнообразную по составу часть иллюстративного ряда школьных учебников истории. Что же касается обращенных к ним вопросов и заданий (сопровождающих источник или помещенных в конце параграфа), общее положение оставляет желать лучшего. Лишь в отдельных учебниках авторы выстраивают последовательную цепочку «источниковедческих» вопросов. В силу этого организация продуктивной познавательной деятельности школьников с визуальными материалами в большей степени зависит от учителя. Ниже характеризуются ситуации, предусматривающие различные по видам и сложности действия учащихся с источниками (используются вопросы из действующих учебников, в том числе — составленные од-
ним из авторов данной статьи к линии издательства «Русское слово — учебник»). Они могут служить ориентирами для учителя при организации работы школьников.
Вопросы и задания на извлечение информации, описание используются на первом этапе работы с источниками, в особенности в начальных курсах истории. Приведем примеры иллюстраций и вопросов к ним.
• К рисунку на стене Каповой пещеры—Какие животные изображены на стене? [6, с. 12].
• К летописной миниатюре, изображающей сельскохозяйственные работы (пахоту, боронование, выпас скота)— Опишите работы, изображенные на миниатюре [7, с. 71].
Задания для анализа информации визуальных источников предполагают довольно широкий спектр действий. Приведем примеры из учебников отечественной истории для разных классов.
6 класс.
- Фотографии предметов, найденных в скифских курганах: Оплакивание воина. Золотая пряжка. IV-III вв. до н.э.; Олень. Золотая бляха. VI в. до н.э.— Объясните, в чем заключается ценность изображенных на иллюстрациях предметов [18, с. 16].
- Иллюстрация «Укрепление от кочевников. Реконструкция по данным археологических раскопок».—Можно ли на основании рисунка сделать вывод о том, насколько надежными были подобные укрепления? [6, с. 50].
- Иллюстрация «Новгород. Великая улица. Реконструкция».— Предположите, что нужно сделать историкам для реконструкции целой улицы, существовавшей в далеком прошлом. Почему это стало возможным в Новгороде? [18, с. 77].
- Серия фотографий.— Рассмотрите изображения новгородских храмов. Какие типичные черты вы в них отметили? Что отличало их от церковной архитектуры других русских земель? [18, с. 122].
8 класс. «Портрет крестьянки в русском костюме». Художник И. П. Аргунов (1784 г.).—Как вы думаете, что стремились показать художники XVIII века в образах крестьян, людей из народа? [10, с. 105].
9 класс. Фотографии «Крестьяне Симбирской губернии» и «Дворянская семья» (2 половина XIX в.).— В чем заключаются осо-
бенности фотографий как изобразительных материалов? Чем они отличаются от портретов, картин, написанных художниками? [19].
Даже приведенная небольшая группа заданий позволяет увидеть, что речь идет о разнообразных действиях учащихся. В их числе — определение: а) типичных черт памятника; б) того, что хотели показать, выразить его создатели; в) особенностей отдельных видов изображений. Есть также вопросы, предполагающие оценочные суждения, обращение к работе историков.
Как уже отмечалось, значительную часть иллюстративного ряда учебников истории составляют портреты. Это миниатюры рукописных книг, парсуны и современные живописные портреты, на которых изображались сначала правители и крупные государственные деятели, позднее — также представители различных сословий, ученые, мастера культуры и др. С XIX века широко распространяются фотопортреты как отдельных лиц, так и групп людей.
Историческая эволюция портрета может вызвать интерес школьников уже тем, что позволяет им увидеть, какими были и как изменялись изображения людей в разные эпохи. А отмеченное многообразие портретного ряда в учебниках и доступных школьникам электронных изданиях, как представляется, предполагает целый спектр обращенных к ним познавательных вопросов. Существенно и то, что большинство портретов являются «намеренными» источниками, то есть создававшимися по заказу, с мыслью о впечатлении, которое они должны или могут произвести. Отсюда — возможность различных трактовок и суждений. Работа с живописным портретом дает возможность ученикам как увидеть исторического деятеля глазами художника, так и составить свое мнение об изображенном человеке. Таким образом создается широкое пространство для аналитической и оценочной деятельности школьников, связанной не только с изучением художественной культуры, но и с раскрытием линии «человек в истории».
Чтобы показать эти возможности, приведем примеры вопросов и заданий к портретным изображениям, включенным в современные учебники истории.
• «Елена Глинская». Реконструкция С. А.Никитина.— Рассмотрите иллюстрацию, ответьте на вопросы. 1) Составьте словесный портрет Елены Глинской. 2) Как вы думаете, чем привлекла Василия III Елена Глинская помимо внешнего облика [5, с. 23].
• Серия портретов в параграфе, посвященном культуре Высокого Возрождения в Италии.—Используя иллюстрации учебника, охарактеризуйте портреты, написанные мастерами итальянского Возрождения. Какими на них изображались люди? [9, с. 77].
• «Меншиков в Березове». Художник В. И. Суриков. 1883 г.—Сопоставьте официальный прижизненный портрет А. Д. Меншикова (с. 17) и его изображение на картине художника XIX в. В. И. Сурикова. Как отражены живописцами повороты жизни их героя? [10, с. 62].
• «Портрет смолянки Е. И. Нелидовой». Художник Д. Г. Левицкий. 1773 г.— Какой предстает перед зрителями героиня портрета? Какие качества, судя по портрету, ценились в выпускницах Смольного института? [10, с. 164].
• «Императрица Екатерина II». Художник Ф. С. Рокотов.— Рассмотрите коронационный портрет Екатерины II работы художника Ф. С. Рокотова (с. 115). Императрица считала этот портрет одним из самых удачных среди своих многочисленных изображений. Как вы считаете, почему? [4, с. 122-123].
И в этом случае в небольшой выборке можно видеть вопросы, предусматривающие как описание внешнего облика персонажа, так и определение характера изображения, сопоставление его с другими свидетельствами, высказывание оценочных суждений и др.
Заключение
Комплексное рассмотрение, с одной стороны, современных образовательных задач и, с другой стороны, педагогических реалий (в данном случае — материалов школьных учебников) позволило сделать ряд выводов. Для обеспечения и организации продуктивной познавательной деятельности школьников с визуальными историческими источниками (как, впрочем, и с другими источниковыми материалами) необходим системный подход. Он выражается в следующих положениях:
• взаимодействие содержательных (информационный ресурс) и де-ятельностных (ученик активно изучающий, исследующий) компонентов курсов истории;
• выстраивание линии последовательного продвижения учащихся от 5-х к 10-м классам в овладении умениями работы с визуальными источниками;
• привлечение наряду с традиционными печатными учебниками ма-
териалов на электронных носителях (электронные формы учебников, интернет-ресурсы).
Этот подход положен в основу данной статьи. Более полная его реализация может быть достигнута как путем совершенствования учебников, так и, в особенности,— в творческой практике учителей истории.
Литература (Будет ли замена?)
1. Алексашкина Л. Н. История. Всеобщая история. 9 класс: учеб. для общеоб-разоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2013. 295 с.
2. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Электронные формы учебников истории: образовательный потенциал и использование в школьной практике // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 28-38.
3. Алексашкина Л. Н., Головина В. А. История. Всеобщая история. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и углубленный уровни). М.: Мнемозина, 2013. 431 с.
4. Андреев И. Л., Ляшенко Л. М., Амосова И. В. и др. История России: конец XVII — XVIII в. 8 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2016. 219 с.
5. Андреев И. Л., Федоров И. Н., Амосова И. В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2016. 253 с.
6. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С. и др. История России. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / под ред. А. В. Торкунова. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
7. Арсентьев Н. М. Данилов А. А., Стефанович П. С. и др. История России. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. под ред. А. В. Торкунова. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. 127 с.
8. Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2-3. С. 21-36.
9. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово — учебник, 2017. 224 с.
10. Захаров В. Н., Пчелов Е. В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово — учебник, 2015. 232 с.
11. Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 10. С. 22-27.
12. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/wp-content/ uploads/2014/07/koncepcia_final (дата обращения 12.06.2018).
13. Ляшенко Л. М., Волобуев О. В., Симонова Е. В. История России: XIX — начало XX в. 9 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2016. 351 с.
14. Методика обучения истории в средней школе: пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 1978. 288 с.
15. Никонов В. А., Девятов С. В. История. История России. 1914 г. — начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Русское слово — учебник, 2017. 312 с.
16. Никонов В. А., Девятов С. В. История. История России. 1914 г. — начало
XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Русское слово — учебник, 2017. 240 с.
17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО), утв. 08.04. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: www.fgosreestr. ru/wp-content/upload/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnajaprogramma-osnovnogo-obshchego-obrazovanija (дата обращения: 10.06.2018).
18. Пчелов Е. В., Лукин П. В. История России с древнейших времен до начала XV в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово — учебник, 2015. 240 с.
19. Соловьев К. А., Шевырев А. П. История России. 1801-1914 гг.: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово — учебник, 2015. 312 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2017. 61 с.
21. Хлытина О. М. Визуальные образы прошлого как исторические источники и историографические тексты на школьных уроках истории // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной и В. А. Зверева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. С. 134-145.
VISUAL SOURCES IN CONTEMPORARY SCHOOL TEXTBOOKS AS OBJECTS FOR STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES
The article is devoted to pupils' learning activities with visual historical sources enclosed in school textbooks — illustrative materials, presenting original objects, monuments, artifacts of different historical epochs. The authors use a complex of research methods: a science-based pedagogical modeling, textbooks' analyzing, a practice-oriented didactic projecting. A classification of pupils' activities with visual sources enclosed in textbooks is suggested, beginning from historical objects' description to using visual historical sources in creative works, projects. The mentioned activities are defined for 3 stages within 5-10 forms. The main types and the contents of visual sources, included in contemporary textbooks for Russian schools, are characterized. Some problems which should be sold are named as well. Examples of learning tasks for pupils are presented as practice-oriented materials.
Keywords: visual historical sources, classification of pupils' activities with visual sources enclosed in textbooks, system of learning tasks for sources analysis.
References
• Aleksashkina L. N. Istoriya. Vseobshchaya istoriya. 9 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenij. M.: Mnemozina, 2013. 295 c. [In Rus].
• Aleksashkina L. N., Vorozhejkina N. I. Elektronnye formy uchebnikov istorii: obrazovatel'nyj potencial i ispol'zovanie v shkol'noj praktike // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2017. № 2. S. 28-38. [In Rus].
• Aleksashkina L. N., Golovina V. A. Istoriya. Vseobshchaya istoriya. 10 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdenij (bazovyj i uglublennyj urovni). M.: Mnemozina, 2013. 431 s. [In Rus].
• Andreev I. L., Lyashenko L. M., Amosova I. V. i dr. Istoriya Rossii: konec XVII — XVIII
v. 8 kl.: uchebnik. M.: Drofa, 2016. 219 s. [In Rus].
• Andreev I. L., Fedorov I. N., Amosova I. V. Istoriya Rossii: XVI- konec XVII v. 7 kl.: uchebnik. M.: Drofa, 2016. 253 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Stefanovich P. S. i dr. Istoriya Rossii. 6 kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij. V 2-h ch. / pod red. A. V. Torkunova. Ch. 1. M.: Prosveshchenie, 2016. 128 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M. Danilov A. A., Stefanovich P. S. i dr. Istoriya Rossii. 6 kl.: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij. V 2-h ch. pod red. A. V. Torkunova. Ch. 2. M.: Prosveshchenie, 2016. 127 s. [In Rus].
• Dmitrieva O. V. Vseobshchaya istoriya. Istoriya Novogo vremeni. XVI-XVII veka: uchebnik dlya 7 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2017. 224 s. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2017. 61 s. [In Rus].
• Gurevich A. Ya. O krizise sovremennoj istoricheskoj nauki // Voprosy istorii. 1991. № 2-3. S. 21-36. [In Rus].
• Hlytina O. M. Vizual'nye obrazy proshlogo kak istoricheskie istochniki i istoriograficheskie teksty na shkol'nyh urokah istorii // Istoricheskie istochniki v issledovatel'skoj i obrazovatel'noj praktike / pod red. O. M. Hlytinoj i V. A. Zvereva. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2011. S. 134-145. [In Rus].
• Koncepciya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoj istorii [Elektronnyj resurs]. URL: http://rushistory.org/wp-content/uploads/2014/07/ koncepcia_final (data obrashcheniya 12.06.2018). [In Rus].
• Koval' T. V. Metodika organizacii raboty s vizual'nymi istochnikami // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2006. № 10. S. 22-27. [In Rus].
• Lyashenko L. M., Volobuev O. V., Simonova E. V. Istoriya Rossii: XIX — nachalo XX v. 9 kl.: uchebnik. M.: Drofa, 2016. 351 s. [In Rus].
• Metodika obucheniya istorii v srednej shkole: posobie dlya uchitelej. V 2-h ch. Ch. 1. M.: Prosveshchenie, 1978. 288 s. [In Rus].
• Nikonov V. A., Devyatov S. V. Istoriya. Istoriya Rossii. 1914 g. — nachalo XXI v.: uchebnik dlya 10 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij. V 2-h ch. Ch. 1. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2017. 312 s. [In Rus].
• Nikonov V. A., Devyatov S. V. Istoriya. Istoriya Rossii. 1914 g. — nachalo XXI v.: uchebnik dlya 10 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij. V 2-h ch. Ch. 2. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2017. 240 s. [In Rus].
• Pchelov E. V., Lukin P. V. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen do nachala XV v.: uchebnik dlya 6 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2015. 240 s. [In Rus].
• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya (POOP OOO), utv. 08.04. 2015 g. [Elektronnyj resurs]. URL: www.fgosreestr.ru/wp-content/uplo ad/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnajaprogramma-osnovnogo-obshchego-obrazovanija (data obrashcheniya: 10.06.2018). [In Rus].
• Solov'ev K. A., Shevyrev A. P. Istoriya Rossii. 1801-1914 gg.: uchebnik dlya 9 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2015. 312 s. [In Rus].
• Zaharov V. N., Pchelov E. V. Istoriya Rossii. XVIII vek: uchebnik dlya 8 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2015. 232 s. [In Rus].