Научная статья на тему 'Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта'

Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2493
970
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LITERATURE LESSONS / READING / SCRIBING / CREATING OF THE VISUAL OUTLINE / VISUAL METAPHOR / ESSAY / CONTAINER / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / ЧТЕНИЕ / СКРАЙБИНГ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / СОЧИНЕНИЕ / КОНТЕЙНЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Устинова Л.Ю.

Традиционным методическим приемом в 5-х 6-х классах является иллюстрирование произведений с обоснованием читательских предпочтений, играющее обычно вспомогательную роль и служащее для развития воображения школьников, соотнесения визуальных и словесных образов и картин. Важным методическим приемом является также устное словесное рисование, позволяющее перейти от иллюстрирования к анализу образа или эпизода. Однако к 7-му 8-му классу эти виды работы на уроках литературы исчерпывают себя, снижается интерес подростков к чтению, возникают определенные трудности с подготовкой к письменным работам. Именно на этом этапе реализации литературного образования в современной школе продуктивным приемом работы представляется скрайбинг. Цель статьи показать возможности скрайбинга на уроках литературы. Скрайбинг процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Преимущества скрайбинга: доступность приема для всех учащихся; обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения; лучшее усвоение информации (проверено в результате анкетирования). Эксперимент, проведенный в 7-м классе школы при Посольстве России в Финляндии, включал в себя ряд уроков, проведенных с использованием скрайбинга. В статье подробно рассматривается методика создания визуального конспекта на примере урока «Образ Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя» (на материале первой главы). Приводятся примеры конспектов и фрагмент из ученической работы, созданной на основе скрайбинга. Анкетирование выявило повышенный интерес учащихся к данному виду работы, желание использовать скрайбинг на уроках литературы. Таким образом, скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения. На основании проведенного эксперимента можно утверждать, что скрайбинг представляется перспективной формой работы на уроках литературы в современной школе и отвечает основной цели литературного образования-развитию квалифицированного читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKRIBING AT THE LESSONS OF LITERATURE: CREATING OF THE VISUAL OUTLINE

Illustrating literary works according to readers’ preferences, which usually plays a supporting role and develops students’ imagination, connects visual and verbal images and pictures, is the traditional method in the 5-6th forms. The oral verbal drawing, which makes it possible to replace the illustrating with the analysis of an image or an episode, is also an important pedagogical method. However in the 7-8th forms these methods cease to be effective at the lessons of Literature: teenagers’ interest to the reading is reduced, the preparation for essays becomes too complicated for them. It’s exactly scribing, which can be an effective method at this stage of Literature education in modern school. The purpose of this article is to show the facilities of scribing at the lessons of Literature. Scribing is the process of creating a visual outline, rendering the complicated content with simple images, visual metaphors. The advantages of scribing as a pedagogical method are the accessibility for all students; the obligatory use of quotations, which allows organizing individual and collective work with a text, reading a novel; the digestion of information at a higher level (it was revealed as a result of a questionnaire survey). The experiment which took place in the 7th form at the Russian Embassy School in Finland consisted of different lessons based on the scribing method. The method of creating a visual outline is analyzed via the example of the lesson "Taras Bulba's image in the novel by Gogol", the first chapter. You can find the examples of students’ and teacher’s outlines and the extract of one essay which was created on the base of scribing. The questionnaire survey revealed an increased interest of students to this type of work, the willing to use scribing at the Literature lessons. So, scribing makes perception of the literary works more alive, develops an interest in studying Literature, imagination, students’ associative and logical thought. The creating of the visual outline improves reading skills and the skills of interpretation of literary works. The results of the experiment give us a chance to consider scribing a promising method of work at Literature lessons in modern school: it allows to reach the main goal of modern Literature education the development of a skilled and experienced reader.

Текст научной работы на тему «Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта»

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

Л. Ю. Устинова

Кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Финляндии, г. Хельсинки E-mail: ustinoval@bk.ru

Liudmila Y. Ustinova

PhD (Philology), Teaser of Russian language and Literature, Russian Embassy School in Finland, Helsinki

УДК 372.882 Б01: 10.24411/2071-6427-2018-10036

Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта

Традиционным методическим приемом в 5-х — 6-х классах является иллюстрирование произведений с обоснованием читательских предпочтений, играющее обычно вспомогательную роль и служащее для развития воображения школьников, соотнесения визуальных и словесных образов и картин. Важным методическим приемом является также устное словесное рисование, позволяющее перейти от иллюстрирования к анализу образа или эпизода. Однако к 7-му — 8-му классу эти виды работы на уроках литературы исчерпывают себя, снижается интерес подростков к чтению, возникают определенные трудности с подготовкой к письменным работам. Именно на этом этапе реализации литературного образования в современной школе продуктивным приемом работы представляется скрайбинг. Цель статьи — показать возможности скрайбинга на уроках литературы.

Скрайбинг — процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор.

Преимущества скрайбинга: доступность приема для всех учащихся; обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения; лучшее усвоение информации (проверено в результате анкетирования).

Эксперимент, проведенный в 7-м классе школы при Посольстве России в Финляндии, включал в себя ряд уроков, проведенных с использованием скрайбинга. В статье подробно рассматривается методика создания визуального конспекта на примере урока «Образ Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя» (на ма-

Как цитировать статью: Устинова Л. Ю. Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). с.206-220.

териале первой главы). Приводятся примеры конспектов и фрагмент из ученической работы, созданной на основе скрайбинга.

Анкетирование выявило повышенный интерес учащихся к данному виду работы, желание использовать скрайбинг на уроках литературы.

Таким образом, скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения. На основании проведенного эксперимента можно утверждать, что скрайбинг представляется перспективной формой работы на уроках литературы в современной школе и отвечает основной цели литературного образования—развитию квалифицированного читателя.

Ключевые слова: уроки литературы, чтение, скрайбинг, визуальный конспект, визуальная метафора, сочинение, контейнер.

Введение

Рисование на уроках литературы? Это традиционный прием, в основном в 5-х — 6-х классах, связанный с работой над иллюстрациями. Как правило, учащиеся должны обосновать выбор эпизода для иллюстрирования, то есть высказать свои читательские предпочтения. Так, ученикам 5-го класса предлагается создать иллюстрацию к любой народной сказке и объяснить свой выбор [4, с. 43].

Обычно дети охотно выполняют творческие задания, связанные с рисованием, однако не все умеют и любят рисовать — в таком случае им адресованы задания по описанию или сопоставлению иллюстраций. Например, при изучении пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» в 6-м классе учащиеся должны описать одноименную картину В. М. Васнецова, ответив на следующие вопросы:

• Какой вам представляется главная героиня?

• Совпадает ли образ Снегурочки, созданный художником, с литературным образом и вашим восприятием этой героини?

• Какой момент, на ваш взгляд, выбран художником и почему?

• Какие краски передают характер Снегурочки, ее красоту?

• Как фон картины подчеркивает сказочность образа Снегурочки? [6, с. 66]

Таким образом, рисование на уроках литературы играет вспомогательную роль и служит в основном для развития воображения школьников и соотнесения визуальных и словесных образов и картин.

Важным методическим приемом является устное словесное рисова-

ние, позволяющее перейти от иллюстрирования к анализу образа или эпизода. К примеру, выполняя творческое задание к повести Мустая Карима «Радость нашего дома», учащиеся должны «нарисовать устный словесный портрет Ямиля (облик, возможный возраст, характер)» [5, с. 171]. На первое место выступает способность грамотно подобрать слова, построить высказывание, аргументировать свое мнение.

К 7-м — 8-м классам иллюстрирование и устное словесное рисование, как правило, вытесняется из уроков литературы, сокращается работа с иллюстрациями и выразительное чтение. Это связано с уменьшением количества часов, отведенных на преподавание литературы, и увеличением произведений, предлагаемых для чтения и изучения. Кроме того, учителю необходимо время для подготовки к письменным работам различных типов, особенно к итоговому сочинению [10], и для их выполнения, для реализации различных творческих проектов.

Постановка проблемы

Согласно новым образовательным стандартам, «осознание чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» [9] является важнейшим предметным результатом изучения литературы как учебного предмета. В начале XXI века изменились досуговые предпочтения школьников, их читательские интересы, принципы восприятия информации. Психологи говорят о так называемом «клиповом мышлении» подростков, отмечают их способность быстро переключать внимание при работе с различными видами информации, но указывают на определенные трудности с концентрацией внимания на одном виде работы.

Школьники все чаще предпочитают прослушивание аудиокниг традиционному чтению. В какой-то степени это облегчает восприятие художественного произведения, однако на уроке учащиеся, прослушавшие, а не прочитавшие текст, хуже ориентируются в сюжете и композиции, не запоминают деталей, обращают меньше внимания на язык произведения. Поэтому чтение остается ведущим видом деятельности при освоении литературы в основной школе.

Как сделать процесс чтения более увлекательным, более наглядным? Как заинтересовать школьников процессом анализа художественного текста, научить строить план самостоятельной интерпретации произ-

ведения? Над этими проблемами все чаще задумываются учителя-словесники и методисты.

Цель статьи — показать возможности скрайбинга как методического приема на уроках литературы в современной школе на том этапе, когда возможности иллюстрирования и устного словесного рисования исчерпаны.

Методология и методы исследования

В соответствии с заявленной целью исследования были использованы такие эмпирические методы, как эксперимент, наблюдение, сопоставление. Кроме того, для выявления результатов был использован анализ творческих письменных работ и устных ответов учащихся. В качестве ведущего метода исследования был выбран опрос (анкетирование, беседа), предоставляющий возможность выявить продуктивность скрайбинга на уроках литературы.

Результаты исследования

Скрайбинг (англ. Smbe — чертить) — процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов. Техника скрайбинга предполагает структурирование и упорядочение информации, использование «визуальных метафор» [7, с. 209], позволяет «визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе» [8, с. 115]. При этом процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения.

Выяснено, что обычно скрайбинг применяют на ставших популярными психологических и профессиональных тренингах, используют при проведении мастер-классов и семинаров, заменяя таким образом привычные презентации. Оригинальность скрайбинга в сотворчестве, в рождении визуального конспекта в реальном времени, в отличие от презентации в программе PowerPoint.

На уроке литературы, построенном на скрайбинге, ученикам понадобится лист бумаги А4, который потом можно вклеить в тетрадь по литературе, либо специальный скетчбук, который пригодится им в течение нескольких лет; маркеры для рисования, текст художественного произведения.

Учителю также потребуются маркеры, флипчарт или доска для рисования, заранее созданный собственный конспект, который будет реализовываться в ходе урока.

В школе при Посольстве России в Финляндии был проведен эксперимент, включавший в себя несколько уроков с использованием скрайбинга по различным темам.

1. «Система образов в повести А. К. Толстого „Князь Серебряный"»: скрайбинг дал возможность составить наглядную систему образов произведения. На этом уроке ученики не просто анализировали повесть — они учились основным принципам скрайбинга. В анкете все школьники написали, что никогда раньше не слышали о подобной форме работы.

2. «Биография Гоголя»: учащиеся составляли хронологическую линию, отмечая основные вехи жизненного и творческого пути писателя с помощью небольших рисунков-символов. Многие ученики потом признавались, что правильно ответить на вопрос «Кто из русских писателей был преподавателем истории в Санкт-Петербургском университете?» им помог условный значок университета в визуальном конспекте.

3. «Образ Тараса Бульбы» по первой главе повести Н. В. Гоголя. С помощью скрайбинга школьники создавали план характеристики героя.

4. «Остап и Андрий»: визуальный конспект позволил сопоставить двух героев повести Н. В. Гоголя.

5. «„Детство" М. Горького»: на нескольких уроках создавался общий конспект, включавший элементы сравнительной характеристики героев, выявлялось влияние различных персонажей на главного героя.

В результате эксперимента выявлены преимущества скрайбинга как методического приема на уроках литературы в современной школе.

Во-первых, учащимся не нужно уметь рисовать, чтобы создать свой визуальный конспект. По итогам проведенного анкетирования все ученики 7-го класса назвали умение рисовать необязательным для подобного вида работы. Показательно, что учителю умение рисовать также не нужно. Для скрайбинга подойдут простые фигуры и минимум цветов (оптимально — четыре). Цвет тоже будет нести определенную смысловую нагрузку. Например, при создании визуального конспекта по теме «Система образов в повести А. К. Толстого „Князь Серебряный"» черным цветом нами отмечались отрицательные герои, синим — положительные, оранжевым — герои, чья характеристика требовала дополнительного размышления, к таковым были отнесены Борис Годунов и Максим Скуратов. Черно-белым получился Федор Басманов. Таким образом, учащиеся получили представление о неоднозначности характера в литературном произведении.

Рисунок 1. Визуальный конспект по теме «Система образов в повести А. К. Толстого „Князь Серебряный"»

Важными являются также контейнеры — рамки, в которых записывается информация: например, герои, оказавшие положительное влияние на Алешу в повести М. Горького «Детство», заключены в контейнер в форме сердца, что сразу указывает на их доброе отношение к мальчику.

Во-вторых, визуальный конспект предполагает осознанную композицию элементов — все записи и рисунки располагаются в определенном месте листа, обозначая таким образом противопоставление или взаимовлияние образов, позволяя выявить особенности композиции произведения. При этом каждый конспект получается индивидуальным, он ориентирован не только на логические, но и на эмоциональные, ассоциативные связи — учащийся создает его так, как считает нужным, ориентируясь на конспект учителя, то есть «визуальные средства обеспечивают контекст» [3, с. 164], понятный ученику.

В-третьих, при создании визуального конспекта по литературе в него обязательно вносятся цитаты, что предполагает индивидуальную или групповую работу с текстом, чтение фрагментов произведения на уроке, возвращая нас к основной цели литературного образования в школе. При использовании скрайбинга создается иллюзия импровизации со стороны учителя, однако его конспект должен быть выверен — он направляет работу учеников по созданию собственных конспектов в течение урока.

Рисунок 2. Этапы работы над визуальным конспектом

Когда скрайбинг уже освоен школьниками, можно предложить им самим решить, какие контейнеры и символы использовать, какой подбирать цвет. Конечно, это обсуждается коллективно. Подобный подход, процесс совместного творчества вызывает интерес у учащихся, развивает их воображение, логическое и ассоциативное мышление.

Наконец, скрайбинг способствует лучшему усвоению информации. К примеру, школьники не просто составляют сравнительную характеристику — подобный вид работы в форме таблицы традиционен для уроков литературы — они подбирают ассоциации, узнаваемые символы, располагают их в определенном порядке, запоминают, потому что не только записывают, но и зарисовывают информацию, и делают это осознанно.

Например, делая запись о портрете бабушки Алеши Пешкова, в конспекте рисуем вишенки — и сразу вспоминается сравнение, ис-

пользуемое автором; чтобы создать ассоциацию с движениями героини, рисуем силуэт кошки и запоминаем, что движется бабушка «легко и ловко, точно большая кошка,— она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь» [2]. Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал предыдущего урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.

Рисунок 3. Детские визуальные конспекты

В качестве примера более подробно рассмотрим использование техники скрайбинга на уроке, посвященном образу Тараса Бульбы.

Учитель или специально подготовленный ученик делает сообщение об истории создания повести «Тарас Бульба» — эти два слова записываются в середине флипчарта и в центре ученических листков — без кавычек. Предположение, что будем говорить не о всем произведении, а о заглавном герое — и только на материале первой главы,— подтверждается изображением персонажа в конспекте. В учительском варианте это

распечатанный цветной портрет, ученики могут либо нарисовать силуэт, либо ограничиться помещением имени в контейнер.

Ученики вспоминают определение литературного героя, делятся своими впечатлениями, рассказывают, что показалось непонятным в герое, что удивило и заставило задуматься. В угол конспекта под знаком вопроса коротко записываем то, что ребята не принимают или не понимают в герое: это его увлеченность войной, равнодушное отношение к жене, упрямство и своеволие, строгость по отношению к детям и его взгляды на воспитание. Знак вопроса помещаем в контейнер — это первичное восприятие; наша задача — проанализировать образ и понять героя.

С помощью фронтального опроса выясняем, какие средства и приемы использует автор для создания образа: соответствующие записи делаются в конспекте. Слова «портрет», «интерьер», «речевая характеристика», «авторская характеристика», «действия героя» помещаются в контейнеры в виде знамен и располагаются вокруг портрета. Основные контейнеры могут быть приготовлены заранее и прикрепляться к флипчарту, как аппликация.

Проверяем, насколько дети внимательно читали текст, когда предлагаем им найти портретные детали, с помощью которых автор изо-

I

Рисунок 4. Визуальный конспект по биографии Н. В. Гоголя Picture 4. The visual outline "Gogol's biography"

бражает Тараса. К контейнеру «портрет» дописываем, что Бульба был «чрезвычайно тяжел и толст» [1].

Над подбором материалов к остальным контейнерам семиклассники работают в малых группах. Выявление авторской характеристики лучше поручить сильным учащимся, более простое задание, связанное с интерьером, целесообразно адресовать менее подготовленным ученикам. Действия героя могут быть выявлены в ходе коллективной работы. Задача школьников — найти в тексте нужный фрагмент и выразительно прочитать его, определить, что стоит записать в конспект, проанализировать роль действия, фразы, детали авторского высказывания в создании образа героя.

Наблюдения показали, что следует поддерживать темп работы, иначе снижается продуктивность скрайбинга; необходимо также следить за выразительностью чтения, правильностью речи учащихся. В описании интерьера обращаем внимание на оружие, сбрую, рыболовные сети, говорящие о занятиях казаков. Отмечая «кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской» [1], учащиеся не сразу понимают, что это военные трофеи (это фиксируется в конспекте), а также могут сделать ошибочный вывод о том, что Бульба дорожит этим богатством. Подобное утверждение создает проблемную ситуацию, разрешаемую обращением к эпизоду, где старый Тарас сметает все с полок, демонстрируя полное пренебрежение ко всякого рода материальным ценностям. Кроме этого эпизода, в действия записываем желание поехать в Сечь, встречу сыновей, привычку спать во дворе, роднящую казака с русскими былинными богатырями.

Семиклассники выразительно зачитывают фразы, говорящие о грубости и прямоте характера Бульбы, о его вспыльчивости, ироничности и уме. Выводы записываются в конспект. К авторской характеристике целесообразно выписать не отдельные слова, а цитаты, которые могут быть использованы в сочинении: «из числа коренных старых полковников», «любил простую жизнь казаков», «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава», «он считал себя законным защитником православия» [1].

После того как конспект почти закончен, учащиеся по цепочке рассказывают его, пользуясь собственными записями, подводя таким образом итоги урока. Возвращаемся к самой первой записи, сделанной в конспекте. На заключительном этапе урока возможны вопросы:

Изменилось ли ваше отношение к герою?

Что стало понятнее?

Если бы Тарас был вашим современником, как бы вы его оценили?

Ребята зачеркивают в конспектах знак вопроса и ставят значок «плюс» или «минус» возле того факта, который был им неясен и непонятен. Практически все меняют отношение к герою и приходят к выводу, что Тарас Бульба — человек своей эпохи, «трудного бранного времени» [1], чем и объясняется своеобразие его характера.

В результате вместо традиционной таблицы в тетради получается яркий визуальный конспект, который создавался в процессе коллективной работы с текстом.

На основе этого конспекта ученики 7-го класса писали сочинение «Образ Тараса Бульбы». Анализ письменных работ позволил выявить хорошее понимание текста и грамотное использование приемов анализа художественного произведения, уместное цитирование. Вот как выглядит фрагмент ученической работы:

Рисунок 5. Визуальный конспект «Образ Тараса Бульбы»

«Тарас Бульба — один из самых ярких патриотических персонажей в русской литературе.

Больше всего на его характер повлияло „трудное бранное время", в которое он жил. Тарас Бульба — истинный патриот и презирает тех,

кто перенимает чужие обычаи, а не следует своим.

Тарас — один „из числа коренных полковников", любил „простую жизнь казаков" и, подобно былинному герою, любил спать под открытым небом.

Внешний облик Тараса Бульбы таков: он „тяжел и толст", а в общении с людьми отличается „грубой прямотой нрава", однако он умен и образован и даже упоминает Горация. Тараса уважают казаки, он пользуется авторитетом среди них.

Дом Тараса много рассказывает о нем и его занятиях. Ружья говорят об охоте, сети — о рыбалке, повешенная на видном месте конская сбруя характеризует Тараса как искусного наездника. На полках стоят военные трофеи, „зашедшие в светлицу Бульбы через третьи и четвертые руки".

Тарас, как и любой воин Сечи, равнодушен к богатству. Разгорячившись, он колотит и швыряет бутылки и фляжки „зеленого и синего стекла". Его вспыльчивость и упрямство проявляются и в решении на следующий же день после приезда сыновей ехать с ними на Сечь». Ольга Б.

Таким образом, исследование показало, что визуальный конспект может быть использован при подготовке как к устному, так и к письменному ответу.

В конце учебного года эксперимент завершился проведением анкетирования. Учащимся были предложены следующие вопросы:

1. Слышали ли вы раньше про скрайбинг?

2. Использовался ли он раньше на каких-либо уроках?

3. Понравилось ли вам работать над визуальным конспектом?

4. Важно ли уметь рисовать, когда работаешь над конспектом?

5. Какие умения проявляются во время работы над визуальным конспектом?

5. Что привлекает вас в технике скрайбинга?

6. Целесообразно ли, на ваш взгляд, использовать скрайбинг на каждом уроке? Почему?

7. Вам предпочтительнее заполнить таблицу-характеристику в тетради или создать визуальный конспект? Почему?

8. Есть ли, на ваш взгляд, слабые места у этого метода? Какие?

9. Хотели бы вы, чтобы этот метод использовался в дальнейшем?

Никто из учеников раньше никогда не слышал о скрайбинге, и на

уроках литературы он был применен ими впервые. Всем понравилось работать над визуальным конспектом.

В качестве важных умений, проявляющихся во время работы над

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конспектом, ребята отметили чтение текста и отбор информации, умения «анализировать и рассуждать», «группировать информацию, выделять основное», «создавать ассоциации», «ориентироваться в тексте», «отстаивать свою точку зрения».

В технике скрайбинга учащихся привлекает «возможность создавать запоминающиеся образы», «легче усваивать информацию». Показательно, что только одного человека привлекла сама возможность порисовать на уроке литературы, а один учащийся в качестве плюсов отметил «работу коллективного разума».

По поводу того, на всех ли уроках можно использовать скрайбинг, мнения разделились: кто-то считает, что нельзя использовать его часто, чтобы он не потерял своей новизны и увлекательности, кто-то написал, что есть темы, которые сложно передать с помощью скрайбинга, например лирика, однако многие отметили, что скрайбинг помогает им запоминать информацию, это интересный и увлекательный процесс, поэтому предпочтительнее использовать его как можно чаще.

По мнению учеников, визуальный конспект предпочтительнее традиционных таблиц и конспектов, потому что «работать по нему проще, а запоминать легче», «его легче понять, и он вмещает больше информации», «ассоциации запоминаются лучше».

Все выразили желание и дальше использовать скрайбинг на уроках литературы. В качестве недостатков были отмечены «кажущаяся несерьезность», «сложность для человека, не знакомого с этим методом». Однако в большинстве своем ребята пришли к выводу, что недостатков у скрайбинга нет. «Мне кажется, на уроке литературы этот метод идеален»,— написала семиклассница.

Заключение

Таким образом, эксперимент показал, что скрайбинг

- оживляет восприятие произведения;

- развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников;

- актуализирует навыки чтения и анализа художественного произведения;

- позволяет осуществлять подготовку к сочинению;

- способствует реализации сотворчества учителя и ученика.

Материал, закрепленный визуально, с помощью зрительных образов,

так называемых «визуальных метафор» и отдельных слов, лучше запоми-

нается и воспроизводится современными подростками, заинтересовывает их. На основании проведенного эксперимента можно утверждать, что скрайбинг представляется перспективной формой работы на уроках литературы в современной школе.

Литература

1. Гоголь Н. В. Тарас Бульба [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilibrary. ru/text/1070/p.3/index.html (дата обращения: 30.05.2018).

2. Горький М. Детство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilibrary. ru/text/1539/p.1/index.html (дата обращения: 30.05.2018).

3. Дирксен Д. Искусство обучать, или Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 276 с.

4. Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В. М. Литература. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч 1. М.: Вентана-Граф, 2015. 305 с.

5. Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В. М. Литература. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч 2. М.: Вентана-Граф, 2007. 255 с.

6. Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В. М. Литература. 6 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015. 112 с.

7. Лефевр Л. Искусство объяснять, или Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 241 с.

8. Роэм Д. Бла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работают. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 331 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/Zhvbs4 (дата обращения: 12.09.2018).

10. Шамчикова В. М. Итоговое школьное сочинение: проблемы и перспективы // Сочинение в школе XXI века: содержание, функции, место в образовательном процессе. М.: Совпадение, 2016. С. 38-44.

SKRIBING AT THE LESSONS OF LITERATURE: CREATING OF THE VISUAL OUTLINE

Illustrating literary works according to readers' preferences, which usually plays a supporting role and develops students' imagination, connects visual and verbal images and pictures, is the traditional method in the 5-6th forms. The oral verbal drawing, which makes it possible to replace the illustrating with the analysis of an image or an episode, is also an important pedagogical method. However in the 7-8th forms these methods cease to be effective at the lessons of Literature: teenagers' interest to the reading is reduced, the preparation for essays becomes too complicated for them. It's exactly scribing, which can be an effective method at this stage of Literature education in modern school. The purpose

of this article is to show the facilities of scribing at the lessons of Literature.

Scribing is the process of creating a visual outline, rendering the complicated content

with simple images, visual metaphors.

The advantages of scribing as a pedagogical method are the accessibility for all students; the obligatory use of quotations, which allows organizing individual and collective work with a text, reading a novel; the digestion of information at a higher level (it was revealed as a result of a questionnaire survey).

The experiment which took place in the 7th form at the Russian Embassy School in Finland consisted of different lessons based on the scribing method. The method of creating a visual outline is analyzed via the example of the lesson "Taras Bulba's image in the novel by Gogol", the first chapter. You can find the examples of students' and teacher's outlines and the extract of one essay which was created on the base of scribing.

The questionnaire survey revealed an increased interest of students to this type of work, the willing to use scribing at the Literature lessons.

So, scribing makes perception of the literary works more alive, develops an interest in studying Literature, imagination, students' associative and logical thought. The creating of the visual outline improves reading skills and the skills of interpretation of literary works. The results of the experiment give us a chance to consider scribing a promising method of work at Literature lessons in modern school: it allows to reach the main goal of modern Literature education — the development of a skilled and experienced reader.

Keywords: Literature lessons, reading, scribing, creating of the visual outline, visual metaphor, essay, container.

References

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://goo.gl/equQgv (data obrashcheniya: 12.09.2018). [In Rus].

• Gogol'N. V. Taras Bul'ba [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ilibrary.ru/ text/1070/p.3/index.html (data obrashcheniya: 30.05.2018). [In Rus].

• Gor'kij M. Detstvo [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ilibrary.ru/text/1539/p.1/ index.html (data obrashcheniya: 30.05.2018). [In Rus].

• Dirksen D. Iskusstvo obuchat', ili Kak sdelat' lyuboe obuchenie neskuchnym i ehffek-tivnym. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 276 s. [In Rus].

• Lanin B. A., Ustinova L. Yu., Shamchikova V. M. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. V 2-h ch. Ch 1. M.: Ventana-Graf,

2015. 305 s. [In Rus].

• Lanin B. A., Ustinova L. Yu., Shamchikova V. M. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. V 2-h ch. Ch 2. M.: Ventana-Graf, 2007. 255 s. [In Rus].

• Lanin B. A., Ustinova L. Yu., Shamchikova V. M. Literatura. 6 klass: rabochaya tetrad' № 1 dlya uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Ventana-Graf, 2015. 112 s. [In Rus].

• Lefevr L. Iskusstvo ob"yasnyat', ili Kak sdelat' tak, chtoby vas ponimali s poluslova. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 241 s. [In Rus].

• Roehm D. Bla-bla-bla, ili CHto delat', kogda slova ne rabotayut. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 331 s. [In Rus].

• Shamchikova V.M. Itogovoe shkol'noe sochinenie: problemy i perspektivy // Sochinenie v shkole XXI veka: soderzhanie, funkcii, mesto v obrazovatel'nom processe. M.: Sovpadenie,

2016. S. 38-44. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.