Научная статья на тему 'Развитие гражданской позиции учащихся общеобразовательных учреждений в процессе изучения обществознания'

Развитие гражданской позиции учащихся общеобразовательных учреждений в процессе изучения обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ГРАЖДАН-СКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIL CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIAL SCIENCE / CIVIL SOCIETY / CIVIL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Анастасия Валерьевна

В статье рассматривается изучение обществознания как действенный способ патрио-тического и гражданского воспитания школьников. Приоритетное направление современной обра-зовательной политики становление гражданственности в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения. Процесс формирования гражданской позиции через уроки обществоз-нания сейчас приобретает новые формы. Описываются ценностные ориентации и установки как важный компонент мировоззрения личности. Прослеживается система ценностей личности, кото-рая формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые в свою очередь связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Обосновывается исследовательская поисковая деятельность, которая позво-ляет реализовать обучающимся свой потенциал, так как вовлекает школьника в активный, созна-тельно спланированный им познавательный процесс, учит работать с информацией, трансформи-ровать информацию в необходимые знания и применять их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SECONDARY SCHOOL PUPILS’ CIVIL POSITION IN THE PROCESS OF LEARNING SOCIAL SCIENCE

The article looks at social science as an effective way of patriotic and civil education of pupils. The formation of civil consciousness in the process of patriotic education of the younger generation is the pri-ority direction of modern education policy. Nowadays, the process of formation of the civil position through classes of social science takes new forms. The article describes value orientations and the value system as im-portant parts of a person’s ideology. The author outlines the system of values, which is formed in specific so-cio-historical conditions and reflects actual values of a particular society, which, in their turn, are related to the economic and cultural level of its development in general. The article substantiates the research activity, which allows pupils to realize their potential, as it engages pupils in active, deliberately planned cognitive pro-cess, teaches them to work with information, transform it into the necessary knowledge and use it.

Текст научной работы на тему «Развитие гражданской позиции учащихся общеобразовательных учреждений в процессе изучения обществознания»

УДК 372.83:37.017.4

ББК Ч426.60-005.2 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 13.00.02

Никонова Анастасия Валерьевна,

заместитель директора по учебной работе, Средняя общеобразовательная школа № 3; 623780, г. Артемовский, кв. Березовая Роща, д. 6, к. 18; e-mail: n.anastasiya@inbox.ru.

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданственность; патриотическое воспитание; обществознание; гражданское общество; гражданская позиция.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается изучение обществознания как действенный способ патриотического и гражданского воспитания школьников. Приоритетное направление современной образовательной политики - становление гражданственности в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения. Процесс формирования гражданской позиции через уроки обществоз-нания сейчас приобретает новые формы. Описываются ценностные ориентации и установки как важный компонент мировоззрения личности. Прослеживается система ценностей личности, которая формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые в свою очередь связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Обосновывается исследовательская поисковая деятельность, которая позволяет реализовать обучающимся свой потенциал, так как вовлекает школьника в активный, сознательно спланированный им познавательный процесс, учит работать с информацией, трансформировать информацию в необходимые знания и применять их.

Nikonova Anastasiya Valeryevna,

Deputy Director for Academic Studies, Municipal Budget Educational Institution "Secondary School №3", Artemovskiy, Russia.

DEVELOPMENT OF SECONDARY SCHOOL PUPILS' CIVIL POSITION IN THE PROCESS OF LEARNING SOCIAL SCIENCE

KEY WORDS: civil consciousness; patriotic education; social science; civil society; civil position.

ABSTRACT. The article looks at social science as an effective way of patriotic and civil education of pupils. The formation of civil consciousness in the process of patriotic education of the younger generation is the priority direction of modern education policy. Nowadays, the process of formation of the civil position through classes of social science takes new forms. The article describes value orientations and the value system as important parts of a person's ideology. The author outlines the system of values, which is formed in specific so-cio-historical conditions and reflects actual values of a particular society, which, in their turn, are related to the economic and cultural level of its development in general. The article substantiates the research activity, which allows pupils to realize their potential, as it engages pupils in active, deliberately planned cognitive process, teaches them to work with information, transform it into the necessary knowledge and use it.

Становление гражданственности в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения - приоритетное направление современной образовательной политики [11]. Современная система образования ориентирована на положения, сформулированные в Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ», где аргументирована необходимость построения гражданского общества в нашей стране через патриотическое воспитание подрастающего поколения [5].

Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенацио-

© Никонова А. В., 2015

нального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления [4]. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы путем контроля над властью и воздействия на власть в опоре на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Уроки обществознания дают школьнику в первую очередь представление об устройстве общества, а также знакомит его с основами таких общественных наук, как философия, политология, социологии, социальная психология, правоведение, экономика и др. При этом в рамках школьного курса они рас-

сматриваются не обособленно, а как взаимосвязанные части единого целого.

Урок обществознания выступает действенным способом патриотического и гражданского воспитания школьников. На уроках обществознания формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению [10].

Последние десятилетия урок общест-вознания в общеобразовательной школе стал полем ожесточенной идеологической борьбы за историческую память. Идеологическая ангажированность, монологичность учебной литературы, намеренно искаженные факты обществознания, навязанные деструктивные стереотипы во многих учебниках были направлены на разрушение мировоззренческих опор в сознании формирующейся личности, отнимали историческую память и ментальную связь со своей культурой, лишали гордости за свое отечество, приводили к равнодушию по отношению к судьбе своей страны и вектору ее развития [16].

Сегодня государство осознало эту опасность, приняв постановление о едином учебнике обществознания, в котором идеи патриотизма и гражданственности являются ведущими. При этом трансформация социальных ценностных представлений на современном этапе отражается как в содержании учебной литературы, так и в формах преподавания предмета обществознания. Процесс формирования гражданской позиции через уроки обществознания сейчас приобретает новые формы. Ценностные ориентации и установки - важный компонент мировоззрения личности [6]. Система ценностей личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития.

На современном этапе происходит становление и развитие постиндустриального общества, технологии которого тесно связаны с культурой особого типа поведения, которое М. Вебер называл «целерациональ-ным поведением».

Сегодня как никогда востребована личность, способная к саморазвитию, с активной жизненной позицией. Современный школьник не большой сторонник получения готовых рецептов и алгоритмов. Вектор развития личности современного человека

формируется по-другому. Исследовательская поисковая деятельность позволяет реализовать обучающимся свой потенциал, так как вовлекает школьника в активный, сознательно спланированный им познавательный процесс, учит работать с информацией, трансформировать информацию в необходимые знания и применять их. Самое главное достоинство исследовательской учебной деятельности - возможность познать самого себя, свои способности, проанализировать свои недостатки, мешающие реализации замыслов, научиться справляться с трудностями.

Изменилась и роль педагога, который помогает ребенку самому учиться находить истину, что позволит ученику самостоятельно формировать убеждения, историческое мировоззрение. В современных программах и методических рекомендациях приоритетная роль в патриотическом воспитании школьников и становлении у них гражданской позиции принадлежит учителю [12]. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и гражданственности. Благодаря учителю процесс патриотического воспитания оказывается динамичным и творческим: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Важнейшими профессиональными качествами современного учителя являются активная гражданская позиция, а также умение организовать на уроке исследовательскую деятельность учеников, способствующую становлению у них гражданственности и патриотизма.

Анализ современной литературы по данному вопросу позволил выделить основные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся в процессе освоения материалов учебника обществознания.

Прежде всего необходимо воспитывать у учащихся отношение к учебнику как руководству собственной познавательной деятельностью. Учителю важно вместо простой трансляции знаний умело использовать средства, заложенные в самих структурных компонентах учебника, которые способствуют систематизации знаний учащихся и служат осознанию принципов и способов систематизации. Это означает анализ задач каждого раздела, раскрывающих логику шагов усвоения материала, принципы процессуальности и проспектности структурирования содержания в системе учебного предмета [2].

Особое внимание необходимо уделять вопросам, данным в конце разделов учебника. Эти вопросы учитель может дополнить и конкретизировать с целью развития у школьников понимания логики развертывания учебных тем для создания целостного

представления о содержании и общей программе усвоения материала, включения их в рассуждения и собственные умозаключения. С этой точки зрения особую значимость приобретает анализ на уроке таких структурных компонентов учебника, как резюме, обобщения и выводы, относящиеся к разделам, главам, параграфам. Учителю необходимо мотивировать учеников к нахождению содержательно-логических связей глав и параграфов учебника, побуждать к ассоциациям, содержательным параллелям между ними. При этом важно понимание, что систематизация может осуществляться только на определенной базе усвоения знаний. В этом случае систематизация обеспечивает не простое воспроизведение, а более высокий уровень обобщения, рассмотрение знаний в широкой системе связей. Учителю необходимо организовать на уроке самостоятельную работу учащихся через продуманную систему обобщающего повторения опорных базовых знаний. На этой основе вновь усваиваемые знания цементируются,

связываются с фундаментом понятий, тем самым преодолевается изолированность элементов знаний.

Большие возможности для становления гражданской позиции школьников дает и внеурочная деятельность, спланированная в тематическом единстве с уроком обществознания. Внеурочная деятельность позволяет значительно расширить формы исследовательской деятельности учащихся [3].

В научно-исследовательской работе учащихся имеется большой потенциал для обсуждения глубоких нравственных вопросов. С помощью данной формы работы создаются условия для понимания личной социальной ответственности школьников в процессе их приобщения к культуре страны. Исследовательская поисковая деятельность учеников на уроках обществознания позволяет им реализовать свой личностный потенциал, самостоятельно формировать представления о базовых национальных ценностях, что является фундаментом в становлении гражданской позиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азисов Р. А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания // Войны священные страницы в памяти людской. Саранск, 2008. С. 21-24

2. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград : Издатель, 2001.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». М., 2006.

4. Довгаль Г. Учебное пособие по граждановедению «Общество. Человек. Его права и свободы». URL: http:// www.ug.ru/ ug_pril/gv/99/30/t3.htm.

5. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание : мат-лы науч.-практ. конф. М. : НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы, 2003.

6. Захаревич М. А. Воспитательная система гражданского становления // Заместитель директора по воспитательной работе. 2009. №4. С. 4-53.

7. Золотарева И. С. Занятия устной историей в историческом краеведении // Преподавание истории. 2003. № 2. С. 61-62.

8. Казаева Е. А. Теоретико-методологические аспекты развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник Челябинск. гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 110-121.

9. Казаева Е. А. Психолого-педагогические исследования понятия «гражданская позиция будущего учителя» / / Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 78-80.

10. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников : метод. пособие. М. : Айрис-пресс, 2005.

11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2009.

12. Кузнецова Л. П., Фоминых Т. А., Цыкина С. Н. Программа по патриотическому воспитанию обучающихся «Стань гражданином».

13. Лебедев В. В. Образовательные технологии. М. : Просвещение, 2005.

14. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-i2-28-i3-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/1196-2011-02-26-01-34-41.

15. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К. : Радянська школа, 1987.

16. Троицкий Ю. Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) / / Преподавание обществознания в школе. 1999. № 1. С. 24-28.

17. Франк С. Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Франк С. Л. Соч. М. : Грифон, 2007.

REFERENCES

1. Azisov R. A. Simvoly Rossiyskogo gosudarstva kak element patrioticheskogo vospitaniya / / Voyny svyashchennye stranitsy v pamyati lyudskoy. Saransk, 2008. S. 21-24

2. Vyrshchikov A. N. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskiy aspekt. Volgograd : Izdatel', 2001.

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2006-2010 gody». M., 2006.

4. Dovgal' G. Uchebnoe posobie po grazhdanovedeniyu «Obshchestvo. Chelovek. Ego prava i svobody». URL: http:// www.ug.ru/ ug_pril/gv/99/30/t3.htm.

5. Dukhovno-nravstvennoe, patrioticheskoe i grazhdanskoe vospitanie : mat-ly nauch.-prakt. konf. M. : NMTs YuVOUO Departamenta obrazovaniya g. Moskvy, 2003.

6. Zakharevich M. A. Vospitatel'naya sistema grazhdanskogo stanovleniya // Zamestitel' direktora po vospitatel'noy rabote. 2009. №4. S. 4-53.

7. Zolotareva I. S. Zanyatiya ustnoy istoriey v istoricheskom kraevedenii / / Prepodavanie istorii. 2003. № 2. S. 61-62.

8. Kazaeva E. A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty razvitiya grazhdanskoy pozitsii budushchego uchi-telya // Vestnik Chelyabinsk. gos. ped. un-ta. 2010. № 2. S. 110-121.

9. Kazaeva E. A. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya ponyatiya «grazhdanskaya pozitsiya budushchego uchitelya» / / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. № 7. S. 78-80.

10. Kasimova T. A., Yakovlev D. E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov : metod. posobie. M. : Ayris-press, 2005.

11. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov; Ros. akad. obrazovaniya. M. : Prosve-shchenie, 2009.

12. Kuznetsova L. P., Fominykh T. A., Tsykina S. N. Programma po patrioticheskomu vospitaniyu obu-chayushchikhsya «Stan' grazhdaninom».

13. Lebedev V. V. Obrazovatel'nye tekhnologii. M. : Prosveshchenie, 2005.

14. Leont'ev D. A. Tsennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, de-terminanty i izmeneniya vo vremeni. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/1196-2011-02-26-01-34-41.

15. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. K. : Radyans'ka shkola, 1987.

16. Troitskiy Yu. L. Deti pishut istoriyu (innovatsionnaya tekhnologiya istoricheskogo obrazovaniya) // Prepodavanie obshchestvoznaniya v shkole. 1999. № 1. S. 24-28.

17. Frank S. L. Etika nigilizma (K kharakteristike nravstvennogo mirovozzreniya russkoy intelli-gentsii) // Frank S. L. Soch. M. : Grifon, 2007.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.