ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.14 7:371.94
ББК Ч448.985 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Москаленко Максим Русланович,
кандидат исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет; 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51;
e-mail: [email protected]
Толстых Ольга Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка будущих учителей; учителя истории; педагогические вузы; учителя обществознания; учителя права.
АННОТАЦИЯ. В данной работе рассматриваются актуальные вопросы подготовки учителей истории, обществознания и права в российских вузах. Изучаются как программно-теоретические аспекты содержания курсов истории и обществознания, так и прикладные вопросы, касающиеся в основном методики и методологии обучения студентов педагогических направлений подготовки. Выявляются основные проблемные моменты, с которыми может встретиться молодой специалист при ведении уроков по истории, обществознанию и праву, а также в целом в своей педагогической деятельности. Одной из таких проблем является рассогласование ценностно-мировоззренческих ориентиров при изучении курсов истории и обществознания. Еще одна проблема состоит в том, что развитие правовых знаний школьников стало значительно опережать их моральную и социальную зрелость, и это приводит к формированию у учащихся потребительского отношения к праву, прежде всего как к манипулятивному инструменту. Отмечается важность обучения будущих учителей выявлению аспектов исторического знания, способствующих воспитанию патриотизма и их использованию в преподавании курса истории школьникам. Подчеркивается необходимость усиления практико-ориентированной составляющей в преподавании будущим педагогам правовых дисциплин и важность рассмотрения типовых проблемных ситуаций, возникающих в педагогической работе, а также развития практических навыков по использованию медиации и восстановительного подхода в конфликтах с участием несовершеннолетних. Предлагается особое внимание уделять обучению будущих учителей методам и технологиям ведения уроков в форме диспутов и дискуссий, что способствует формированию гражданского и правового сознания школьников, а также помогает выработать у них культуру грамотного изложения своих мыслей и научного диалога.
Moskalenko Maxim Ruslanovich,
Candidate of History, Associate Professor, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia.
Tolstykh Olga Anatolievna,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Department of Economics and Management, Ural State Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia.
TOPICAL ISSUES OF HISTORY, SOCIAL SCIENCE AND LAW TEACHERS' TRAINING IN RUSSIAN UNIVERSITIES
KEY WORDS: training of teachers; History teacher; pedagogical university; Social Science teacher; Law teacher.
ABSTRACT. This paper discusses the current issues of training of teachers of History, Social Science and Law at Russian universities. The article studies the theoretical aspects of the content of the courses of History and Social Science, as well as some issues relating mainly to the methods and methodology of training of students of pedagogical specialties. The article identifies the main problems, which can a young teacher face at the lessons of History, Social Science and Law, as well as in their teaching activities. One of such problems is the discrepancy of value-worldview reference points in the study of courses of History and Social Studies. Another problem is that the development of legal knowledge of schoolchildren began to outstrip their moral and social maturity, and this leads to the formation of their attitude to the law, primarily as a manipulative tool. The article notes the importance of training future teachers in identifying aspects of historical knowledge that contribute to the upbringing of patriotism. The article emphasizes the need to strengthen the practice-oriented component in teaching future teachers legal subjects and the importance of considering typical problem situations arising in pedagogical work, as well as developing practical skills in using mediation and restorative approach in conflicts involving minors. It is proposed to pay special attention to training future teachers in the methods and technologies of conducting lessons in the form of debates and discussions, which contributes to the formation of civil and legal consciousness of schoolchildren, and also develops a habit of expressing the ideas and thoughts clearly.
Подготовка учителей истории, об-ществознания и права в российских вузах всегда имела и имеет определенную специфику. В обществе периодически меняются (порой на диаметрально противоположные) исторические оценки тех или иных событий. Так, при СССР практически все концепции исторического развития искусственно вписывались в марксистскую идеологию; позднее, в 1990-е гг., появилась яростная критика «советского тоталитаризма», а затем и исторического развития всей российской цивилизации как не соответствующей идеалам либерализма, гуманизма и прав человека. После таких кренов в оценке исторического прошлого как перед сообществом историков, так и перед обществом в целом стоит задача выработать достаточно непротиворечивую и логичную концепцию развития российской истории, которая бы соответствовала задачам интеграции многонационального народа России на основе ценностей патриотизма и уважения к культурно-исторической традиции родины. При нынешнем различии взглядов на значение как отдельных событий отечественной истории, так и всего исторического развития в совокупности становится достаточно сложно дать учащимся целостное видение исторического процесса (еще и потому, что преподаватель часто сам не свободен от субъективных идеологических оценок). Еще сложнее научить студентов - будущих учителей истории и обществозна-ния - транслировать целостное видение исторического процесса учащимся средних школ и учреждений СПО, куда они пойдут преподавать. Связано это прежде всего с продолжающейся исторической рефлексией событий прошлого, которая часто приобретает характер острых дискуссий, столкновения противоположных мнений, но происходит это в форме не диалога, а монолога из-за глубоких социокультурных расколов в обществе [15, с. 5-8] и чаще всего не способствует достижению консенсуса и выработке конструктивных решений. Своя специфика существует и в подготовке учителей к преподаванию обществознания и факультативных правовых дисциплин.
Все это делает актуальными вопросы модернизации подготовки студентов - будущих учителей истории, обществознания и права в соответствии с запросами времени.
Естественно, что для качественной подготовки студенты должны и представлять актуальные проблемные вопросы, касающиеся содержательной части курсов истории и обществознания (а также всевоз-
можных факультативов и элективов по праву), и знать проблематику их преподавания в средней школе.
Цель статьи - изучение ряда дискуссионных вопросов содержания курсов истории, обществознания, факультативов и элективов по праву, которые возникают при их преподавании школьникам. Различные аспекты данной проблематики изучены такими авторами, как Б. Н. Миронов [7], Н. С. Розов [13], Т. В. Тевикова [14] и целым рядом других исследователей, получили разработку в трудах научных конференций: «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» [12], «Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания» [1], а также в других многочисленных работах.
Новизна данной статьи состоит в комплексном, системном рассмотрении специфики ключевых проблемных вопросов, с которыми столкнутся будущие учителя истории, обществознания и права в своей преподавательской работе.
Результаты исследования
Во-первых, сама концепция правового воспитания школьников нуждается в реформировании. В начале 1990-х гг., когда стала формироваться современная концепция обучения школьников их правам (на основе идеалов правового государства и гражданского общества, провозглашенных в Конституции РФ), значительная часть граждан имела достаточно смутное представление о своих правах, шел процесс перехода от советского законодательства к современному российскому (отражающему совершенно иную социально-экономическую ситуацию в стране), а многие права, в особенности социально-экономического характера, в условиях жесткого экономического кризиса игнорировались. Огромных масштабов достигли преступность и бандитизм, и не случайно сейчас данный период в публицистике чаще всего обозначается как «лихие 90-е». Сейчас уровень правовой культуры общества принципиально иной, и, естественно, это требует отражения в преподавании обществознания и права.
В настоящее время развитие правовых знаний школьников стало значительно опережать их моральную и социальную зрелость. С одной стороны, сейчас развитие правовой грамотности учащихся находится на приоритетных позициях во многих образовательных программах. С другой - современная общеобразовательная школа (вузы пока в меньшей степени) в России столкну-
© Москаленко М. Р., Толстых О. А., 2017
лась с проблемой, когда некоторые учащиеся начинают использовать знание правовых норм прежде всего для оказания давления на учителей. В этом плане можно говорить о серьезных системных недостатках самой концепции правового воспитания учащихся.
Отметим, что речь идет о достаточно небольшой группе школьников, прежде всего так называемых «трудных подростках», у которых в современной школе появилась возможность позволить себе любую хулиганскую выходку, но при этом требовать уважения к себе и соблюдения своих прав, представляя в глазах окружающих замечание учителя как их нарушение. Такие ситуации стали возможными благодаря следующим факторам.
1. Отношение к школьному учителю как нравственному ориентиру и моральному авторитету, которое существовало в СССР, кардинально изменилось в худшую сторону, а социальный статус и престиж данной профессии серьезно упали.
2. В обществе наблюдается кризис традиционных морально-ценностных норм и идеалов (в основе которых лежали труд на благо общества, патриотизм и способность к самоотдаче во имя отечества и будущих поколений), и все больше утверждаются ценности так называемой рыночной, или потребительской, ментальности, которая основывается на приоритете индивидуализма, эгоистической морали, культе гедонизма и роскоши.
3. В 1990-е гг., когда происходило очернение российской истории и молодежи навязывалось ее восприятие «по Чаадаеву», происходило глумление над традиционными коллективистскими ценностями, которые ассоциировались с «пережитками тоталитаризма». Естественно, что все это оказало крайне негативное влияние на мировоззрение молодежи, да и людей среднего возраста.
4. В современной России имеет место достаточно сильное социокультурное влияние и давление преступного мира на общество, деформирующее ценностные ориентации молодежи [5, с. 4].
Эти и другие факторы в сочетании с широкой пропагандой среди школьников концепции прав ребенка (с акцентом на индивидуальные права) привели к тому, что у некоторых школьников деформировано представление об их правах, сформировано эгоистическое и потребительское отношение к ним прежде всего как к манипулятив-ному инструменту.
Данная проблема осознана педагогическим сообществом, и появляются механизмы ее решения, например, создаются школьные службы примирения и медиации
[11], которые призваны разрешать конфликтные ситуации, возникающие как между учащимися, так и между учащимися и педагогами. Деятельность данных служб (которые существуют далеко не во всех школах) формирует у учащихся культуру диалога, приобщает к правовым способам решения конфликтов. Но в целом на данный момент эффективных правовых механизмов защиты учителей от давления со стороны учащихся не существует. Похожие проблемы возникают и в образовательной среде зарубежных стран: так, в Великобритании, по данным одного из опросов 2014 г., 47 % преподавателей получают оскорбления от школьников [9].
В российской школе данная ситуация усугубляется существующим дефицитом квалифицированной юридической помощи преподавателям. Во многих педагогических вузах готовят учителей права, но, как правило, выпускники по данному направлению подготовки крайне редко идут работать в школу. Практически повсеместно курсы обществознания и всевозможные элективы по праву ведут учителя, имеющие историческую, а не правовую подготовку. Вопросы практического применения правовых норм в учебно-воспитательном процессе по-прежнему сохраняют свою актуальность, особенно при возникновении конфликтных ситуаций.
Для решения данных проблем в рамках вузовского обучения можно предложить следующее.
1. Усиление практико-ориентирован-ной составляющей в преподавании будущим педагогам правовых дисциплин; особое внимание должно уделяться типовым проблемным ситуациям, возникающим в работе со школьниками. В свою очередь, это требует достаточно серьезного уровня подготовки от преподавателя вуза, который изучает со студентами данный круг вопросов.
2. Проведение на занятиях анализа судебной практики по делам, связанным с конфликтами в школе, который студенты осуществляют с применением проектного метода обучения, дискуссии, и приглашение на занятия юристов-практиков, специализирующихся на данной проблематике, чтобы учащиеся могли задать им интересующие вопросы. Проведение подобных открытых занятий возможно с использованием онлайн-технологий, где бы участвовали студенты, молодые специалисты, работники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), представители органов управления образованием.
3. Знакомство будущих педагогов с методами медиации и восстановительного подхода в конфликтах с участием несовер-
шеннолетних. Это можно осуществлять как в рамках учебных курсов по методике обучения праву, так и в рамках преподавания правовых дисциплин. Теоретическое изучение необходимо подкреплять занятиями на практике, где для изучения данных вопросов наиболее эффективны формы обучения в виде ролевых и деловых игр
Во-вторых, следует отметить определенную рассогласованность мировоззренческих ценностей и идеалов, лежащих в основе преподавания учебных предметов исторического и правового плана.
Одна из важнейших задач преподавания истории - это воспитание патриотизма, уважения к культурной и исторической традиции отечества. Такие программные документы, как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» и ряд других предполагают широкий комплекс мероприятий по воспитанию у учащихся данных качеств. Среди учебных дисциплин именно истории в силу ее специфики всегда отводилось и отводится ключевое место в формировании патриотического мировоззрения.
В концепции развития знаний учащихся в области правоведения, обеспечения и реализации их прав, которая входит как составная часть в курс «Обществознание» и ряд факультативных курсов, просматриваются мировоззренческие установки на приоритет индивидуальных прав и признание свободы самовыражения индивида как наивысшей ценности. Это во многом связано с некритическим заимствованием западного опыта развития правовой культуры учащихся. В литературе отмечается, что сама концепция доминирующей на Западе идеологии (безусловный приоритет прав человека), сформировавшаяся в результате секуляризации теории западного христианства о «естественных правах», чужда большинству других культурных традиций, и поэтому их представители отказываются делать индивидуальные права целью общественного развития [6]. Но в России на практике развитие правовых знаний школьников зачастую основывается, во-первых, именно на признании приоритета индивидуальных прав, а во-вторых, на признании ущербности любой социокультурной традиции, где нет такого приоритета. Так, как показывает преподавательский опыт авторов данной работы, значительная часть студентов твердо убеждена, что советское общество характеризовали прежде всего масштабные нарушения прав человека, политические репрессии, жестокие запреты на малейшее выражение индивидуально-
сти, ежедневный страх перед органами госбезопасности, пренебрежение к человеческой жизни и уничтожение государством миллионов людей. Мало того, что данные представления показывают действительность в духе западных пропагандистских стереотипов времен «холодной войны» -эти представления также вступают в серьезное противоречие с патриотическими ценностями, на которых строится преподавание истории и воспитательная работа. Как говорить школьнику и студенту об уважении к культурной и исторической традиции отечества, если она преподносится как недемократичная и не соответствующая идеалам гуманизма и правового государства? [8, с. 14]
В средствах массовой информации и всевозможных политических и научно-популярных программах при оценке исторических событий часто применяются явно заимствованные из западной мысли дихотомии: «тоталитаризм - демократия», «цивилизованные страны» (куда, подразумевается, Россия не попадает, а определение цивилизованности сужается до уровня бытовой культуры населения) - и, соответственно, все остальные и т. д. Надо ли говорить, что подобные лексемы и термины очень далеки от объективной оценки исторических процессов, а их различное значение в зависимости от специфики общества признается и в западной мысли: «Для примера различий точек зрения скажем, что в Азии, говоря о конституционной демократии, предпочитают подчеркивать приоритет социального порядка над индивидуальными правами» [15, р. 16].
Один из путей решения данного вопроса - выявление аспектов исторического знания, которые бы способствовали воспитанию патриотизма и уважения к отечественной историко-культурной традиции, и активное их использование в преподавании курса истории для различных возрастных групп обучающихся. Данная задача ставилась перед учителями истории практически во все времена. Другое дело, что сейчас, в эпоху плюрализма, постоянных дискуссий о тех или иных историко-политических событиях и распространения псевдоисторических антипатриотических изданий (например, «Ледокол» Суворова-Резуна), необходим системный и сравнительно-исторический подход к анализу событий и процессов. В связи с этим большую актуальность приобретает обучение будущих учителей методам анализа ошибочных стереотипов и неверных представлений о тех или иных моментах исторического развития, бытующих в массовом сознании.
Первая группа стереотипов связана с представлениями об отставании России в технологическом развитии от ведущих государств планеты, а также отличии в отношениях между властью и обществом от классических либеральных идеалов. Эти стереотипы часто переходят в убеждения об исторической ущербности страны. В российской традиции данная концепция связана прежде всего с ранними работами П. Я. Чаадаева и далее она поддерживалась наиболее радикальными либералами-западниками. Следует отметить, что для России как страны «догоняющего» типа модернизации главная цель технологического развития экономики была подчинена оборонным задачам - не отстать от ведущих держав Запада в военном плане. И страна показала, что в принципе она может конкурировать с ведущими державами планеты в имперской и индустриальной гонке.
Вторая группа стереотипов связана с неверными представлениями, укоренившимися в массовом сознании благодаря образам, представленным в художественных произведениях. Классический пример -представления о стрелковом оружии Великой Отечественной войны. В советских фильмах немецкие солдаты обычно изображались в основном с пистолетом-пулеметом МР-38 и МР-40, и возник миф о серьезном огневом преимуществе в начале войны пехоты вермахта над советскими солдатами, вооруженными в основном винтовками Мосина. Между тем, на начальном этапе войны большинство немецкой пехоты было вооружено карабинами «Mauser 98K», которые лишь незначительно отличались от «трехлинейки» [4, с. 106-120]. Более того, в РККА шло интенсивное перевооружение на автоматические винтовки СВТ-38 и СВТ-40, и если бы оно было завершено, то по огневой мощи советская пехота существенно превосходила бы войска вермахта!
Существует масса других примеров, когда в современном массовом сознании утверждаются совершенно не соответствующие действительности представления и образы. Особенно это касается военной истории: как показывает опыт работы авторов данной статьи с учителями школ, значительная часть из них достаточно слабо разбирается в тех или иных аспектах ведения боевых действий и вооружения войск в различные эпохи (да и можно ли этого требовать от учителя?). Выход видится в более широком применении уроков в форме экскурсий по музеям, использовании видеоматериалов, чтобы показывать учащимся максимально приближенные к реальности картины исторического прошлого.
В рамках обучения в вузе при подготовке и анализе планов уроков, который разрабатывают студенты, необходимо в числе прочего учитывать, насколько грамотно предполагается подача материала для различных возрастных категорий школьников, не нарушаются ли принципы системности и историзма. Все это достигается тем, что студенты на практических занятиях излагают материал предполагаемого урока - каждый по своей методической разработке, а затем идет обсуждение ее достоинств и недостатков. После этого в методическую разработку вносятся изменения и коррективы, и студент может уже ее использовать во время прохождения педагогической практики в школе, где исходя из полученного опыта и требований учебной программы может вносить новые усовершенствования.
Кроме того, актуальным является обучение будущих учителей методам и технологиям организации уроков в форме диспутов и дискуссий, что, по нашему мнению, способствует формированию гражданского и правового сознания школьников. К сожалению, следует отметить, что культура грамотного выражения своих мыслей стремительно утрачивается современными школьниками (да и студентами) практически по всем гуманитарным дисциплинам, и как раз уроки в форме дискуссий могут способствовать ее развитию. Можно предложить проведение диспутов по актуальным историко-политическим и правовым вопросам на практических занятиях, когда студенты по очереди выступают в роли ведущего и каждый из них получает обратную связь и оценку по определенным критериям от преподавателя и одногруппников. После этого диспуты проводятся уже во время педагогической практики в классе со школьниками (естественно, что вносятся коррективы с учетом возрастных особенностей учащихся школы).
Подводя итоги, следует подчеркнуть следующие аспекты, по которым возможно улучшение подготовки будущих учителей истории, обществознания и права.
1. Выявление аспектов исторического знания, которые бы способствовали воспитанию патриотизма и уважения к отечественной историко-культурной традиции, и активное их использование в преподавании курса истории для различных возрастных групп обучающихся.
2. Усиление практико-ориентирован-ной составляющей в преподавании будущим педагогам правовых дисциплин; особое внимание должно уделяться типовым проблемным ситуациям, возникающим в работе со школьниками.
3. Знакомство будущих педагогов с методами медиации и восстановительного подхода в конфликтах с участием несовершеннолетних. Проведение на занятиях анализа судебной практики по делам, связанным с конфликтами в школе, который студенты осуществляют с применением проектного метода обучения, дискуссии, и приглашение на занятия юристов-практиков, специализирующихся на данной проблематике, чтобы учащиеся могли задать им интересующие вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания : сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. / автор-сост. Л. В. Алиева. - Псков : Псков. гос. ун-т, 2013. - 104 с.
2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: социокультурная динамика России : в 2 т. Т. 1. - Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. - 804 с.
3. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Постсоветский человек и гражданское общество. - М. : Московская школа политических исследований, 2008. - 96 с.
4. Исаев А. В. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. - М. : Эксмо, Яуза, 2004. - 416 с.
5. Кулешова С. Н. Криминализация молодежной среды российского общества: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2009. - 24 с.
6. Лукин А. В. Куда ведет прогресс? Столкновение ценностей в современном мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Kuda-vedet-progress-i7i08 (дата обращения 19.06.2016).
7. Миронов Б. Н. Концепции и парадигмы современной историографии // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 6. - С. 37-41.
8. Москаленко М. Р. Некоторые вопросы преподавания правовых дисциплин студентам педагогических специальностей / / Alma mater: Вестник высшей школы. - 2016. - № 9. - С. 11-15.
9. Над британскими учителями издеваются в Сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.adguard.com/ru/industry-news/nad-britanskimi-uchitelyam-izdevayutsya-v-seti.html (дата обращения 15.03.2016).
10. Несмелова М. Н. Применение интерактивных педагогических технологий и приемов на современном уроке истории // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 1. - С. 17-22.
11. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 нояб. 2013 г. № ВК-844/07 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-l8ll20l3-no-vk-84407 (дата обращения 19.03.2016).
12. Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. / сост. Е. Е. Вяземский, Ю. В. Романов, Ю. И. Синельников. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2016. - 120 с.
13. Розов Н. С. Альтернативный подход к преподаванию отечественной истории // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 5. - С. 16-20.
14. Тевикова Т. В. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС основного общего образования // Образование в современной школе. - 2013. - № 2. - С. 20-22.
15. Brinkley D. Democratic Enlargement: The Clinton Doctrine / / Foreign Policy. - 1997. - № 106. - Р. 16-22.
REFERENCES
1. Aktual'nye problemy teorii i metodiki prepodavaniya istorii i obshchestvoznaniya : sb. mat-lov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / avtor-sost. L. V. Alieva. - Pskov : Pskov. gos. un-t, 2013. - 104 s.
2. Akhiezer A. S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta: sotsiokul'turnaya dinamika Rossii : v 2 t. T. 1. - Novosibirsk : Sibirskiy khronograf, 1997. - 804 s.
3. Gudkov L. D., Dubin B. V., Zorkaya N. A. Postsovetskiy chelovek i grazhdanskoe obshchestvo. - M. : Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy, 2008. - 96 s.
4. Isaev A. V. Antisuvorov. Desyat' mifov Vtoroy mirovoy. - M. : Eksmo, Yauza, 2004. - 416 s.
5. Kuleshova S. N. Kriminalizatsiya molodezhnoy sredy rossiyskogo obshchestva: sotsiokul'turnyy aspekt : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. - Stavropol', 2009. - 24 s.
6. Lukin A. V. Kuda vedet progress? Stolknovenie tsennostey v sovremennom mire [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.globalaffairs.ru/number/Kuda-vedet-progress-17108 (data obrashcheniya 19.06.2016).
7.Mironov B. N. Kontseptsii i paradigmy sovremennoy istoriografii // Prepodavanie istorii v shkole. -2016. - № 6. - S. 37-41.
8. Moskalenko M. R. Nekotorye voprosy prepodavaniya pravovykh distsiplin studentam pedagogicheskikh spetsial'nostey // Alma mater: Vestnik vysshey shkoly. - 2016. - № 9. - S. 11-15.
9. Nad britanskimi uchitelyami izdevayutsya v Seti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://blog.adguard.com/ru/industry-news/nad-britanskimi-uchitelyam-izdevayutsya-v-seti.html (data obrash-cheniya 15.03.2016).
4. Особое внимание нужно уделять обучению будущих учителей методам и технологиям ведения уроков в форме диспутов и дискуссий, что способствует формированию гражданского и правового сознания школьников, а также помогает выработать у них культуру грамотного изложения своих мыслей и научного диалога.
Все это позволит улучшить в вузах подготовку учителей истории, обществознания и права.
10. Nesmelova M. N. Primenenie interaktivnykh pedagogicheskikh tekhnologiy i priemov na sovremennom uroke istorii // Prepodavanie istorii v shkole. - 2017. - № 1. - S. 17-22.
11. O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy po organizatsii sluzhb shkol'noy mediatsii. Pis'mo Minis-terstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 noyab. 2013 g. № VK-844/07 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //273-fz.rf/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407 (data obrashcheniya 19.03.2016).
12. Problemy prepodavaniya istorii i gumanitarnykh distsiplin v shkole: traditsii i novatsii : sb. mat-lov Vse-ros. nauch.-prakt. konf. / sost. E. E. Vyazemskiy, Yu. V. Romanov, Yu. I. Sinel'nikov. - M. : Mosk. ped. gos. un-t, 2016. - 120 s.
13. Rozov N. S. Al'ternativnyy podkhod k prepodavaniyu otechestvennoy istorii // Prepodavanie istorii v shkole. - 2014. - № 5. - S. 16-20.
14. Tevikova T. V. Osobennosti prepodavaniya istorii i obshchestvoznaniya v usloviyakh vvedeniya FGOS os-novnogo obshchego obrazovaniya // Obrazovanie v sovremennoy shkole. - 2013. - № 2. - S. 20-22.
15. Brinkley D. Democratic Enlargement: The Clinton Doctrine / / Foreign Policy. - 1997. - № 106. - P. 16-22.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Л. Фоменко