Научная статья на тему 'Подготовка учителя истории и обществознания для новой школы'

Подготовка учителя истории и обществознания для новой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3511
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузин Дмитрий Владимирович

В современной общественной жизни в последнее время особую остроту получило обсуждение вопроса о подготовке учителя нового поколения, способного активно включиться в реализацию задач модернизации страны в XXI в. Можно предположить, что успешная реализация программы модернизации страны будет зависеть и от уровня подготовки учителей истории и обществознания. Школьное историческое и обществоведческое образование является одним из наиболее массовых каналов формирования мировоззрения подрастающих поколений. От профессиональных и личностных качеств учителя истории и обществознания будут зависеть ценностные ориентации граждан России, их способность выстраивать свою деятельность в соответствии с мировым и отечественным опытом, учитывать в ней соотношение традиций и новаций. Какими качествами должен обладать современный учитель-гуманитарий? Нам представляется, что в подготовке современного учителя истории и обществознания необходимо обратить внимание на следующие профессиональные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя истории и обществознания для новой школы»

Д. В. Кузин,

доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ

В современной общественной жизни в последнее время особую остроту получило обсуждение вопроса о подготовке учителя нового поколения, способного активно включиться в реализацию задач модернизации страны в XXI в. Можно предположить, что успешная реализация программы модернизации страны будет зависеть и от уровня подготовки учителей истории и обществознания. Школьное историческое и обществоведческое образование является одним из наиболее массовых каналов формирования мировоззрения подрастающих поколений. От профессиональных и личностных качеств учителя истории и общест-вознания будут зависеть ценностные ориентации граждан России, их способность выстраивать свою деятельность в соответствии с мировым и отечественным опытом, учитывать в ней соотношение традиций и новаций. Какими качествами должен обладать современный учитель-гуманитарий? Нам представляется, что в подготовке современного учителя истории и обществознания необходимо обратить внимание на следующие профессиональные качества.

Во-первых, это владение содержанием школьного исторического и обществоведческого образования на уровне, обеспечивающем удовлетворение общественных потребностей в гуманитарном знании. К таким потребностям можно отнести: обеспечение вхождения человека в отечественную и мировую культуру, расширение его культурного кругозора; освоение исторического и социального опыта, накопленного человечеством; понимание тенденций развития человека и общества, возникающих при этом проблем. Традиционно знания будущего учителя оценивались по таким критериям, как глубина и системность. Сегодня к ним добавляются такие качества, как мобильность получения знания и способность к его оценке, интерпретации. Проиллюстрируем это положение кон-

кретной ситуацией. Сейчас в СМИ регулярно обсуждаются проблемы, связанные с положением таких стран, как Афганистан, Иран, Ирак. Перед учителем вполне может возникнуть ситуация, требующая объяснения и оценки положения в этом регионе мира. Для этого он должен оперативно, из различных источников информации, получить сведения для освящения указанных проблем. Причем такая ситуация может быть характерна и для учителя обществоз-нания, и для учителя истории. Способность учителя осваивать новые пласты знания в быстроменяющемся мире является одной из основных профессиональных компетенций.

Во-вторых, учитель истории и общест-вознания должен обладать способностью к управлению информационными потоками, содержащими общественно-политическую информацию. Общественное сознание школьника формируется на современном этапе, и (это следует признать) отнюдь не на основе школьных учебников. Одну из главных ролей в получении информации играют СМИ, прежде всего телевидение, сеть Интернет, общение с взрослыми и сверстниками. Информация, получаемая из этих источников, зачастую носит мифологический характер, наполнена домыслами, штампами, суевериями, которые могут носить социально опасный характер. На основе такой информации у школьников может возникать превратное представление об общественной жизни и социальных нормах, регулирующих поведение человека, она мешает принимать адекватные решения. Школа может выступать как социальный институт, который, до определенной степени, способен осуществлять корректировку исторического и общественного сознания за счет обучения ученика способам работы с информацией, ее получения и оценки. Важен и такой аспект этой проблемы, как способность ученика к са-

мообразованию, которая также основана на информационных умениях учащихся и соответственно на готовности учителя их формировать.

В-третьих, современный учитель должен владеть всеми доступными педагогическими технологиями и средствами обучения. Эта сторона традиционно является магистральной в подготовке учителя истории и обществознания и, в целом, успешно реализуется. Однако она требует дополнительных ресурсов по оснащению вузов современной техникой и усиления психоло-го-педагогической и методической составляющей подготовки учителя.

В-четвертых, очень значим личностный потенциал учителя, его профессиональная мотивация. К сожалению, создать профессиональную мотивацию только средствами вузов не удается. Усилия по созданию профессиональной мотивации студентов зачастую не поддерживаются соответствующей общественной средой, в которой престиж профессии учителя не очень высок. Формирование профессиональной мотивации требует государственной и общественной поддержки по повышению престижа профессии учителя, формирования привлекательного образа учительского труда.

Разработка стандартов педагогического образования третьего поколения по-новому ставит многие вопросы подготовки профессионала, способного осуществлять разнообразные виды деятельности в сфере образования. Рассмотрим некоторые параметры стандартов третьего поколения, которые вносят новизну в процесс подготовки учителя истории и обществознания.

Стандарты нового поколения разрабатывались в контексте направления «Педагогическое образование». Пожалуй, впервые за последнее время так сильно акцентирована именно педагогическая составляющая подготовки специалиста в области образования, подчеркнута специфика профессиональной подготовки. Соответственно в оценке достижений выпускника значительное внимание уделено констатации уровня овладения педагогическими компе-

тенциями, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность в различных образовательных учреждениях. Это усиливает ориентированность вузовской подготовки на запросы практики.

Оценка достижений студента производится на основе компетентностного подхода к обучению. Будущий учитель в процессе обучения должен будет овладеть различными компетентностями, т. е способностью к осуществлению различного вида действий на основе приобретенных знаний и опыта. Таким образом, от студента требуется не просто освоить определенную систему знаний, но и продемонстрировать свою готовность совершать с ней различные интеллектуальные и практические действия. В контексте стандартов третьего поколения уже недостаточно, чтобы студент освоил совокупность знаний, например по истории Древнего мира, он должен продемонстрировать свою способность интерпретировать полученные знания, видеть возможность применения этих знаний в школьной практике преподавания (создать программу по истории Древнего мира, разработать урок или электронное средство обучения по данному курсу, найти способы мотивации учащихся). Подобный подход требует изменения принципов конструирования программ учебных дисциплин (ориентация не только на знания, но и на действия) и нового уровня взаимодействия учебных дисциплин (взаимодействие, например, истории и методики обучения истории). Для этого вузовским преподавателям придется ориентироваться в проблемах школьного преподавания курсов истории и обществознания.

В новые стандарты заложено измерение трудоемкости учебных дисциплин на основе кредитной системы зачетных единиц. Предполагается значительное увеличение объема самостоятельной работы студентов. От преподавателя потребуется научить студента самостоятельно овладевать знаниями по различным дисциплинам, применять различные методы поиска, обработки, оценки и использования полученной информации. В свою очередь приоб-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

ретенные в вузе умения работы с информацией могут быть на адекватном ученикам уровне перенесены будущим учителем в школу, стать основой профессиональной деятельности по управлению информационными потоками.

Стандарты нового поколения предоставляют вузам значительную свободу в конструировании основных образовательных программ (далее — ООП). Это связано не только с возможностью постоянного обновления ООП в соответствии с новыми профессиональными требованиями, задачами и потребностями рынка труда, но и с новыми возможностями содержательного наполнения ООП. Вузам предоставлена возможность самостоятельно заполнять вариативную часть всех учебных циклов, что позволяет полнее учесть и потребности студента, и потребности школьной практики. Например, цикл математических и естественнонаучных дисциплин может быть построен так, что позволит студентам овладеть методами статистической обработки информации, которые они могут применить в своей педагогической практике, способами поиска исторической, обществоведческой и методической информации в сети Интернет, приемами создания баз данных, способами конструирования средств обучения и т. д.

Уровневое образование позволяет готовить специалистов разного профиля. Стандарты нового поколения расширяют спектр возможностей сделать педагогическое образование более разнообразным. Так, в перечень профилей профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования впервые внесен профиль «Обществоведческое образование». Отсутствие квалифицированных специалистов в области преподавания школьного общест-вознания являлось существенным пробелом в отечественной системе педагогического образования. Впервые открывается возможность готовить педагогов-общест-воведов на наиболее массовом уровне уровневого образования — уровне бакалавриата. (На факультете социальных наук уже несколько лет реализуется подготовка

магистров по программе «Обществоведческое образование»).

Важные перспективы открываются с реализацией ООП на уровне магистратуры. В ней заложены возможности ориентации ООП на различные виды деятельности (педагогическую, научно-исследователь-

скую, управленческую, проектную, методическую, культурно-просветительскую). Эти виды деятельности соответствуют различным потребностям школьной практики (в учителе истории и обществознания для профильной школы, учителе-мето-дисте и сотруднике учебно-методических центров, разработчике средств обучения по предмету, организаторе дополнительного образования). Возможны варианты, и они уже реализуются «перекрестной» подготовкой педагога-гуманитария, педагога-универсала. Например, студент, получивший квалификацию бакалавра педагогического образования по профилю «Историческое образование», может продолжить обучение в магистратуре по программе «Обществоведческое образование» и наоборот.

Следует отметить, еще два важных направления подготовки учителей-гуманита-рев на уровне магистратуры. Первое направление подготовки — это повышение квалификации учителей на базе магистерских программ по заочной или очнозаочной формам обучения. Сочетание практического опыта и теоретической подготовки является оптимальным для получения эффективного результата. Поэтому, по нашему мнению, следует сохранить право поступления в магистратуру лицам, имеющим диплом специалиста.

В последнее время обсуждается вопрос о передаче функций подготовки педагогов от педагогических вузов «классическим» университетам. При этом не учитывается различие в целях подготовки специалиста. У историка, философа или социолога с дипломом «классического» университета отсутствует в нужном объеме психологопедагогическая и методическая составляющие подготовки, причем при наличии слишком узкой для школы специализации.

Это влечет необходимость значительного дополнительного обучения. Второе направление подготовки в магистратуре — это обучение лиц с дипломом бакалавра или специалиста, желающих работать в школе. Это позволяет на базе фундаментального образования достроить столь необходимый педагогический «этаж».

Наконец, следует отметить ориентацию стандартов третьего поколения на развитие личности будущего педагога. Для этого предусмотрено формирование у студента ряда общекультурных компетенций, а вузы призваны создать среду, стимулирующую личностный рост обучающегося.

В совокупности шесть лет обучения по направлению «Педагогическое образование» могут дать специалиста, обладающего достаточно высокой квалификацией.

Однако, говоря о возможностях подготовки учителей истории и обществознания по направлению «Педагогическое образование», нельзя не отметить ряда проблем, которые придется решать в ходе подготовки и реализации стандартов, и возможных рисков.

Первая проблема заключается в необходимости соблюсти баланс между педагогической и предметной составляющей подготовки учителя. Если педагогическая составляющая весьма ярко акцентирована в стандарте, то предметная пока просматривается только на уровне профилей, что вызывает тревогу у ряда представителей вузовского педагогического сообщества, с которыми обсуждался стандарт. Выражалась надежда, что вариативная часть ООП в полной мере должна отразить предметную составляющую подготовки учителя.

Вторая проблема, которая может возникнуть при реализации стандарта, — это поиски оптимального соотношения объема аудиторной и самостоятельной работы студентов. Как показывает опыт, без эффективной организации аудиторной работы самостоятельная работа может не дать нужного эффекта. Даже проверка резуль-

татов самостоятельной работы студента потребует выделения времени на индивидуальные консультации.

Третья проблема, связана с местом и организацией педагогической практики. В практико-ориентированном стандарте эта составляющая процесса обучения играет ключевую роль. Следует подумать о том, как превратить педагогическую практику в непрерывный процесс. Помимо проблемы создания оптимального для данной цели учебного плана, следует учесть необходимость иного уровня организации взаимодействия с нашими партнерами в школе. Возможно, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт, где есть должность ассистента учителя. Многие бакалавры и магистры могли бы работать в школе в этой должности и получать необходимый профессиональный опыт.

Четвертая проблема — это проблема кадрового потенциала обеспечения ООП стандартов третьего поколения. Без таких фигур, как ассистент и тьютер, невозможно эффективное решение многих задач, связанных с процессом обучения. Подготовка этих кадров тоже может быть реализована посредством создания соответствующих магистерских программ.

Необходима система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, так как стандарты ставят перед преподавателем много новых задач (разработка УМК на основе компетентно-стного подхода, контрольно-измерительных материалов нового уровня, обучение умениям самостоятельной работы, умение командного взаимодействия для реализации интегративного потенциала учебных дисциплин и т. д.).

Стандарты нового поколения вполне соответствуют современным требованиям к уровню подготовки учителей истории и обществознания. Можно ли на их основе достичь нового качества профессиональной подготовки покажет ближайшее будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.