УДК/UDC 378.147:3 О. А. Шамигулова
O. Shamigulova
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TRAINING OF A FUTURE SOCIAL STUDIES TEACHER FOR PROVISION OF PERSONAL RESULTS IN THE CIVIL AND LAW EDUCATION
В статье представлены методологические основания проектирования специального образовательного модуля в программе подготовки студентов — будущих учителей обществознания, освоение которого направлено на обеспечение готовности педагога к реализации требований ФГОС общего образования и достижению обучающимися личностных результатов. Проведен анализ функциональных возможностей учебного предмета «обществознание» в контексте результатов гражданско-правового образования и профессиональной готовности учителей к их обеспечению.
The article presents methodological bases of a special educational module development in the future Social Studies teachers training program, learning of which is aimed at readiness of a teacher to implement the requirements of the Federal State Education Standards of a common education and achievement of personal results by students. Analysis of functional capabilities of a discipline "Social Studies" in the context of results of civil and law education and professional readiness of teachers to provide them was performed.
Ключевые слова: подготовка учителя обществознания, образовательный модуль, гражданско-правовая грамотность, личностные результаты.
Keywords: training of a Social Studies teacher, educational module, civil and law competence, personal results.
Ориентированность образовательных стандартов нового поколения на результат, внимание современной школы к достижению личностных результатов и подготовке обучающихся к жизни требуют адекватной вызовам времени методической подготовки учителя. Решение вопроса непосредственно связано с необходимостью осмысления педагогиче-
ским сообществом проблемы преемственности результатов общего и высшего образования, адресности, гибкости и прогностичности в проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование». Если учесть, что студент-первокурсник придет в школу только через четыре-пять лет, то вопросы планирования результатов его подготовки должны решаться со значительным опережением существующей практики на основе четких представлений о результате освоения основной образовательной программы ступени общего образования, о роли преподаваемого учебного предмета и его функциональном значении для обеспечения результата.
Гражданско-правовое образование в современной школе в отличие от предметной подготовки обучающихся может быть рассмотрено как система мероприятий, носящих обучающий и воспитательный характер, реализуемых в процессе преподавания дисциплин инвариантной и вариативной части образовательной программы, организации внеурочной деятельности и активного вовлечения детей в общественно полезную деятельность на основе взаимодействия с различными социальными институтами. Содержательное наполнение гражданско-правовой подготовки обучающихся в системе общего образования составляет учебный предмет «обществозна-ние». Особенность данного учебного предмета заключается в том, что его изучение в школе позволяет не только формировать у подрастающего поколения системные представления о человеке и обществе, но и прежде всего развивать ценностное отношение к окружающим общественным явлениям и событиям, закладывать фундамент личностных ценностей и самостоятельного позитивного мышления бу-
дущего выпускника. Формирование личности выпускника — будущего гражданина России, готовность к успешной социализации — одни из главных результатов общеобразовательной подготовки подрастающего поколения. Задача учителя заключается в реализации образовательных возможностей учебного предмета «обществознание» в обеспечении результата и подготовке обучающегося к жизни, что обусловлено концептуальными основаниями современного обществоведческого курса. Это обеспечение становления существенных элементов социальной, нравственной, правовой, экономической, политической культуры; формирование умений применять полученные знания для решения задач в социально-политической и экономической жизни; создание условий для систематического проведения практических занятий, построенных на решении проблемных задач и ситуаций; разработка социальных проектов; достаточность знаний для выполнения основных видов социальной деятельности [1, с. 24].
Очевидно, что концепция современного обществоведческого курса отражает его прямое функциональное значение для достижения выпускниками личностных результатов, определяющих успешное вхождение в социум и способность эффективно решать жизненные задачи. Круг жизненных задач, соответствующий областям обществоведческого знания, достаточно широк и связан с грамотным выполнением социальных ролей человека и гражданина в сфере духовной жизни, социально-бытовой сфере, в экономике и политике. Социальные роли объективно связаны с готовностью к реализации своих прав, обязанностей и ответственным поведением [8]. Конкретизация личностных результатов общего образования на уровне функциональных возможностей обществоведческого образования требует введения понятия «гражданско-правовая грамотность». В контексте нашего исследования данное понятие можно квалифицировать как способность приобретать и использовать обществоведческие знания в течение всей жизни для эффективного решения задач в процессе выполнения социальных ролей гражданина (учащегося, собственника, избирателя, потребителя, участника семейных отношений, участника трудовых отношений и пр.). Гражданско-правовая грамотность как личностный результат обществоведческого образования включает следующие элементы: гражданско-правовые знания (знания об обществе, чело-
веке, государстве, правах и обязанностях человека, правах и обязанностях гражданина); ценностное отношение к социальным явлениям окружающего мира (к обществу, общественным событиям, своему государству, другим людям, самому себе); умения, необходимые для выполнения основных ролей гражданина и применения им обществоведческих знаний в социальной практике.
Достижение данного результата обучающимися возможно через систему поэтапного развертывания процесса освоения обществоведческих знаний в учебной и во внеучебной деятельности гражданско-правового направления.
Обеспечение личностных результатов обучения является одним из ключевых требований ФГОС общего образования, и его выполнение связано с реализацией методологических и концептуальных подходов стандарта, прежде всего — обеспечения системно-дятельностно-го подхода [9]. Важно заметить, что ориентированность нового образовательного стандарта на результат требует нового методического мышления учителя, также ориентированного на результат.
Возникает вопрос о профессиональной готовности современного учителя-предметника и будущего учителя — выпускника педвуза — к обеспечению достижения обучающимися личностных результатов на основе освоения обществоведческого содержания. В данном контексте готовность учителя включает понимание функционального значения учебного предмета «обществознание» в достижении личностных результатов, осмысление понятия «гражданско-правовая грамотность» как личностный результат обществоведческого образования, овладение технологическими основами обеспечения достижения личностных результатов, приобретение опыта планирования и осуществления процесса формирования гражданско-правовой грамотности у обучающихся на основе изучения обществознания, включая планирование результата, инструментарий к его измерению и технологию достижения результата.
Приведем данные опроса учителей-практиков, проведенного в рамках серии научно-методических семинаров и круглых столов по проблеме реализации гражданско-правового образования в условиях внедрения ФГОС общего образования. Всего было опрошено 289 учителей обществознания одного региона. Средний стаж преподавателя предметни-
ка в школе составил 12 лет. Результаты опроса показали, что 96 % из числа респондентов не получили специальной подготовки в вузе по планированию поэтапного формирования и развития у обучающихся личностных и ме-тапредметных результатов освоения предметного содержания; 85 % учителей отметили, что не владеют на достаточном уровне методикой и технологией обеспечения личностных и мета-предметных результатов средствами учебного предмета, при этом 98 % учителей согласны с необходимостью реализации развивающих и воспитательных возможностей учебных предметов «обществознание» и «право» в подготовке обучающихся к успешной социализации. Почти все опрошенные (98 %) считают, что в современной школе основное внимание в преподавании предмета «обществознание» уделяется достижению предметных результатов, преимущественно их знаниевой составляющей для успешной сдачи ЕГЭ. Интересно, что 74 % респондентов согласились в том, что специальная подготовка будущего учителя в вузе к обеспечению достижения личностных результатов средствами конкретного предмета позволит оптимально выстраивать процесс обучения, в равной степени уделяя внимание достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.
На этапе профессиональной подготовки будущего учителя обществознания речь идет об освоении студентом образовательного модуля «Технология достижения личностных результатов гражданско-правового образования». Образовательный модуль понимается как последовательность действий студента — будущего учителя, проектируемых преподавателем. В освоении программы модуля преподаватель проектирует деятельность студента, направленную на достижение планируемого результата [4, с. 108].
В содержательном аспекте модуль представляет последовательное освоение необходимых знаний и способов действий для выполнения соответствующих профессиональных задач, связанных с обеспечением личностных результатов гражданско-правового образования, их диагностики и оценки. Данный подход к пониманию и проектированию образовательного модуля предполагает освоение студентом способов проектирования образовательных результатов в программе учебных дисциплин, составляющих основу гражданско-правового образования в школе («окружающий мир», «обществознание», «право»), способов обе-
спечения достижения результата гражданско-правового образования, способов диагностики и оценки личностных результатов гражданско-правового образования. Освоение студентом — будущим учителем — перечисленных способов действий ставит его в субъектно-ролевую позицию, позволяет осмыслить механизм достижения результата через рефлексию собственной учебной деятельности и тем самым позволяет перенести полученный опыт в плоскость будущей профессиональной ситуации.
Логика проектирования образовательного модуля предполагает несколько этапов: 1)определение и формулировка образовательных результатов (в соответствии с ФГОС ВО, ориентацией на профессиональный стандарт педагога, современные потребности образовательной системы и требования работодателя); 2) выбор и структурирование форм организации освоения программы модуля; 3] разработка инструментария для диагностики и оценки результатов освоения программы модуля [3, с. 94].
На первом этапе конкретизируем результат, который должен четко отражать перечень умений и способов действий будущего учителя по завершении модуля. Ориентиром планирования результата освоения модуля являются:
— ФГОС общего образования, к реализации требований которого готовится будущий учитель, набор квалификационных требований, предъявляемых работодателем, которые позволяют обеспечить результативность профессиональной деятельности педагога в современной школе;
— характеристика трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога, осуществляемых педагогом в рамках конкретной трудовой функции (в нашем примере — 3.2.3 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования), которые рассматриваются как наиболее значимые в условиях реализации нового поколения образовательных стандартов и определяют результативность выполнения специалистом трудовой функции;
— набор профессиональных компетенций из ФГОС ВО и возможность их декомпозиции для формулировки конкретных измеряемых результатов освоения данного образовательного модуля: опорных знаний и способов действий на их основе.
Анализ существующей практики и обсуждение проблемы профессиональной подготовки будущего учителя к реализации требований
ФГОС общего образования показали, что для современного педагога важно умение четко формулировать образовательный результат и владеть технологией его обеспечения. Стандарт общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портреты выпускника основной и средней школы»). Очевидно, что в обеспечении заданного результата у каждого предметника свои задачи, функции, возможности и технологии. Сравнительный анализ требований к личностным результатам на всех ступенях общеобразовательной школы, а также личностных характеристик выпускника, отраженных в ФГОС начального, основного и общего образования, позволил определить общую социальную готовность личности к решению жизненных задач в роли гражданина страны. Это — «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством» [7]. Поэтому готовность учителя обществознания к обеспечению требований ФГОС общего образования к личностным результатам выпускников каждой ступени включает: умение понимать и планировать результат освоения обучающимися предметного содержания как составляющую гражданско-правовой грамотности, умения обеспечивать достижение планируемого результата и осуществлять диагностику и оценку уровня гражданско-правовой грамотности как личностного результата освоения обучающимися предметного обществоведческого образования.
При соотнесении проектируемых результатов освоения заданного модуля с требованиями профессионального стандарта педагога определяем трудовые действия, необходимые умения и знания, наличие которых связано с обеспечением достижения личностных результатов средствами учебного предмета. В логике целей реализации модуля могут быть выделены следующие требования профессионального стандарта педагога:
— трудовые действия — формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира;
— необходимые умения — планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной
программой; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
— необходимые знания — основы общетеоретических дисциплин в объеме необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (методика преподавания предмета); планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой [5].
В перечне профессиональных компетенций ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», формирование которых предусмотрено в предлагаемом модуле, мы определили несколько позиций, характеризующих готовность к обеспечению личностных результатов. Это способность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4); способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5) [6].
Планируемый результат освоения модуля может быть представлен в виде кластера результатов от наиболее обобщенной формулировки значимых результатов его освоения, достижение которых характеризует условия функционирования новых образовательных стандартов, до конкретных способов действий на основе приобретенных опорных знаний. Таким образом, будущий учитель, освоивший программу модуля, будет способен к выполнению следующих способов действий:
• планировать личностный результат освоения предметного обществоведческого содержания в контексте гражданско-правовой грамотности;
• осуществлять отбор обществоведческого содержания учебных и внеучебных занятий, направленных на формирование гражданско-правовой грамотности обучающихся;
• осуществлять выбор, планирование и применение форм, методов, приемов
и средств формирования и развития гражданско-правовой грамотности обучающихся;
• осуществлять диагностику сформиро-ванности у обучающихся гражданско-правовой грамотности как составляющей личностного результата обществоведческого образования;
• осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, направленной на обеспечение достижения обучающимися личностных результатов обществоведческого образования.
Планируемый результат учебных достижений студента по освоению программы модуля не является статичным, а предполагает постоянные дополнения и корректировки с учетом прогрессивных тенденций в обеспечении преемственности между уровнями общего образования, в диагностике образовательных результатов и совершенствовании квалификационных требований, предъявляемых к учителю.
На втором этапе разработки ключевым является вопрос «Какие действия должен совершать преподаватель для того, чтобы студент смог приобрести заданные умения и их продемонстрировать?». Планирование и обеспечение требуемых действий осуществляются в логике последовательного развертывания учебного содержания и создания условий для его освоения, согласования вектора действий преподавателей по созданию условий для достижения планируемых результатов.
В развертывании учебного содержания ведущим является принцип преемственности, который предполагает:
— преемственность педагогических дисциплин базового цикла и методики обучения предмету. К ним относятся: общий курс дидактики, курс методики обучения обществознанию (разделы «Требования к результатам обществоведческого образования», «Проектирование процесса достижения образовательных результатов по обществознанию», «Диагностика результатов обществоведческого образования»); внеучебная деятельность по общество-знанию; спецкурс «Интерактивные технологии в обучении обществознанию»; факультатив «Актуальные проблемы гражданско-правового образования в современной школе»;
— преемственность методики обучения предмету и дисциплин профилизации, обеспечивающих предметную подготовку: использование единых форм организации учебных занятий по методике обучения и дисциплинам модулей «Философия», «Социология», «Полито-
логия», «Экономика», «Право», которые направлены на достижение личностных и предметных образовательных результатов самими студентами. Например, в курсе методики обучения обществознанию осваивают теоретические знания организации тренингов, направленных на формирование гражданско-правовой грамотности обучающихся, а на занятиях по профильным дисциплинам сами студенты являются участниками подобных тренингов, получая возможность рефлексии собственных достижений и опыта активного участника. На практических выездных занятиях по методике и в период практики переносят полученные знания и опыт в среду будущей профессиональной деятельности, самостоятельно проектируя учебные занятия в форме тренингов по формированию гражданско-правовой грамотности;
— погружение в условия профессиональной педагогической деятельности (использование элементов дуального обучения, сетевое партнерство для организации функциональных практик);
— сочетание и преемственность различных видов деятельности: научно-исследовательской, организационно-педагогической, методической, проектной.
Для согласования вектора действий преподавателей по созданию условий достижения планируемых результатов определяем мероприятия, позволяющие включать студента в различные виды деятельности и поэтапно, последовательно достигать результата, переходить на более высокий уровень овладения умением. К таким мероприятиям относится: организация теоретических и практических занятий с элементами дуального обучения на основе сетевого партнерства; осуществление научно-исследовательских проектов студентов («Правовое просвещение: будущий учитель обществознания — детям», «Грамотный потребитель», «Твой куратор»); планирование функциональных практик в соответствии с целями и содержанием дисциплин модуля; создание условий для самообразования; конкурсов и интерактивных проектов в формате «школа — вуз» (конкурс эссе по обществознанию «Взгляд молодежи на изменчивый мир», «Правовой десант» и др.).
Например, практика предполагает системное, многоуровневое и многофункциональное сопровождение студента под руководством преподавателя-методиста и школьного учителя наставника, включает не только периоды функциональных практик, но и возможность
перенесения практических занятий в школы-филиалы, используя элементы дуального обучения и обеспечивая интенсификацию взаимодействия через погружение в сферу будущей профессиональной деятельности [2, с. 249].
Важнейшим этапом в проектировании и реализации модуля является этап оценки результатов освоения. Суть процедуры заключается в обеспечении принципов открытости и объективности. Первый принцип — оцениваются продукты деятельности студентов по заранее известным ему критериям, в соответствии с разработанной технологической картой оценки учебных достижений. Основной формой представления результатов является портфолио, содержащее выполненные задания в рамках освоения модуля. Виды заданий включают карты поэтапного формирования личностных результатов обучения обществоз-нанию в системе начального, основного и среднего образования; технологические карты интерактивных занятий по обществознанию, направленных на формирование у обучающихся гражданско-правовой грамотности; комплексы контрольно-измерительных материалов для диагностики и проверки результатов с обоснованием выбора КИМ; анализ проведения диагностических процедур по выявлению уровня сформированности у обучающихся гражданско-правовой грамотности, видеоуроки с последующим самоанализом. Критерии выполнения заданий, представленных в портфолио, определены спецификой самих заданий и позволяют выявить уровень профессиональной готовности будущего учителя к выполнению компетентных действий по обеспечению достижения личностных результатов обучения обще-ствознанию: репродуктивный, рефлексивный или функциональный. К процедуре проверки и оцениванию результатов освоения программы модуля на всех этапах обучения привлечены представители работодателя и формируемого экспертного сообщества (ведущие учителя образовательных учреждений — базовых площадок кафедры, реализующих образовательную программу подготовки будущих учителей обще-ствознания и других специалистов).
Предлагаемый модуль позволяет решить не только задачи подготовки педагогических кадров к реализации гражданско-правового образования в современной школе, но и внести новые элементы в практику проектирования образовательных программ для будущих педагогов в вузе, основанных на принципах адресности, преемственности ФГОС общего
образования и высшего образования, прак-тикоориентированности. Преимущество модульного построения рассматриваемой ОПОП заключается в возможности концентрировать ресурсы теории и практики, вносить необходимые изменения в программу профессиональной подготовки будущего учителя с учетом современных тенденций развития систем общего и высшего образования, обновления концептуальных основ предметного образования.
1. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и об-ществознания в школе. 2002. № 9. С. 22-33.
2. Вахидова Л. В. Основные положения концептуально детерминированной персонифицированной информационно-образовательной среды // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г.) / науч. ред. Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров. Екатеринбург, 2013. Т. II. С. 248-250.
3. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 87-102.
4. Марголис А. А Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 105-122.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014, зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://base.consultant. ги (дата обращения: 10.10.2015).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрна-уки России от 09.02.2016 № 91 (зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 № 41305). URL: http:// www.consultant.ru/search/base/?q (дата обращения: 25.04.2016).
7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] : приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413. URL: 1пи;р://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 10.04.2016).
8. Янгирова В. М. Теория воспитательных систем : моногр. Уфа : Изд-во БГПУ, 2014. 175 с.
9. Янгирова В. М. Образовательный стандарт как педагогическая проблема // Психолого-педагогические проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения : материалы Всерос. науч.-пед. конф. с междунар. участием. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. С. 12-19.