Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка'

Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кароматова Зарина Фатуллаевна

В данной статье раскрывается проблема использования новых информационных технологий на уроках английского языка. Статья представляет интерес для специалистов педагогической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка»

этапе обучения чтение всё чаще выступает в роли самостоятельного вида речевой деятельности, когда студент читает не столько для того, чтобы выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её. Одним из источников содержания обучения чтению можно и нужно рассматривать современные аутентичные тексты.

Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Аутентичные тексты - это материалы, заимствованные из коммуникативной практики носителей языка. К ним относят вывески, схемы, диаграммы, рисунки, статьи, интервью, опрос мнений, письма читателей в печатные издания, комментарий, репортаж, отрывки из дневников подростков, рекламу, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты.

Аутентичность рассматривается как свойство учебного взаимодействия. Недостаточно принести в аудиторию вырезку из иностранной газеты или журнала, а нужно сделать процесс работы над ней аутентичным, приучить студентов воспринимать работу над текстом не как упражнение, а как аутентичную коммуникативную деятельность, стимулировать естественное взаимодействие на занятии.

Конечной целью обучения иностранным языкам является приобретение студентами умений и навыков восприятия и понимания иноязычной речи. Однако, так как студенты не имеют достаточных контактов с носителями языка, эффективное достижение этой цели невозможно без использования аутентичных материалов. Работа над аутентичными текстами ведёт к активизации и обогащению словарного запаса студентов, расширяет социокультурный компонент их иноязычной речевой компетентности, интенсифицирует процесс освоения иностранного языка за счёт подключения дополнительной мотивации.

Для эффективного чтения аутентичных текстов на иностранном языке необходимы следующие базовые умения: игнорировать ненужную и вычленять нужную смысловую информацию; читать по ключевым словам; работать со словарем; использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте; интерпретировать и трансформировать текст [2].

В заключение следует сказать, что чтение аутентичных текстов формирует лингвострановедческую компетенцию, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед вузом и школой задачи через посредство иностранного языка, используя его образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Список литературы

1. Алиева А.Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма. // International scientific review, 2015. № 3 (4). С. 59-61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificconference.com/images/PDF/2015/International%20scientific%20 review%203%20(4).pdf/ (дата обращения: 25.01.2017).

2. Савенкова О. Чтение аутентичных текстов. / «Просвещение» Иностранные языки. Интернет-издание для учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/12/reading-authenti/ (дата обращения: 22.01.2017).

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Кароматова З.Ф.

Кароматова Зарина Фатуллаевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается проблема использования новых информационных технологий на уроках английского языка. Статья представляет интерес для специалистов педагогической сферы.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение, английский язык, учебный процесс.

Распространение английского языка в качестве языка международного общения и растущее число изучающих английский язык - привели к появлению различных методов преподавания и контроля эффективности процесса обучения. Использование в качестве дополнительных средств обучения иностранным языкам таких аутентичных материалов как кино, радио и телевидение уже давно доказало свою эффективность. Появление инновационных информационных технологий коренным образом изменило характер преподавания, предоставив многочисленные возможности сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Технология - один из наиболее мощных двигателей как социальных, так и лингвистических изменений; она является частью процесса глобализации, воздействует на образование и культуру. В настоящее время английский язык - это язык политики, бизнеса, образования, индустрии, средств массовой информации, межкультурного общения, а также одна их основных дисциплин образовательных программ. Владение английским языком является определяющим фактором поступления в известные университеты и получения впоследствии престижной и высокооплачиваемой работы. Интерес к его изучению растет, а пользовательская аудитория охватывает практически все возрастные категории, национальности, образовательные уровни [1, с. 72-75]. Появившиеся инновационные мультимедийные технологии предоставили платформу для преобразования и усовершенствования традиционной модели преподавания английского языка. Новые технологии развиваются параллельно растущему использованию английского языка и меняют характер межкультурного общения. Сегодня знание английского языка открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебный процесс. Так как основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком, то применение компьютерных технологий и интернет- ресурсов является самым лучшим подходом в обучении [4, с. 55-56].

Прошло совсем немного лет, как компьютер вошел в нашу жизнь, а мы уже не представляем себе современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление. Все давно поняли, что применение ИКТ в процессе обучения несёт в себе возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся. Информационные технологии дают возможность существенным образом изменить формы и методы учебной работы [2, с. 33-41]. На сегодняшний день для всех преподавателей компьютер является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. В настоящее время использование компьютера в учебном процессе очень актуально.

Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии и креативности учащегося требует, чтобы преподаватель был сам автономным, креативным и способным к гибкости, профессиональной адаптированности и постоянному творческому поиску. Современные продуктивные технологии в области обучения иностранному языку ориентированы на «учащегося-исследователя», рефлексивного пользователя. Основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели [2, с. 95-97].

Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. Их использование расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, а также использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка позволяет преподавателю более полно реализовать целый комплекс методических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

В XXI веке общество предъявляет все более высокие требования к практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Но при этом нужно помнить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе средство, усиливающее и расширяющее возможности обучающий деятельности. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов

64

на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учащихся, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Список литературы

1. Гуляева Е.В. Роль английского языка как посредника в глобальном пространстве образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 2. С. 72-75.

2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ. № 3, 2002. С. 33-41.

3. Гуляева Е.В. Роль английского языка как посредника в глобальном пространстве образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 2. С. 95-97.

4. Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам //Информатика и образование. М., 2006. № 6. С. 72-76.

5. Степанова С.Н. Применение информационных и образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9. Ч. 2. С. 55-56.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминовна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье исследуется сознательное образование, в основе которого лежит управление педагогическим процессом. Автор анализирует проблему управленческой деятельности, которая способствует развитию общества и образования личности, достижения цели как педагогической ценности. Автор выявляет проблему овладения искусством управления процессом образования учащихся, которая выступает важной педагогической ценностью.

Ключевые слова: управление, ценность, развитие, воспитание, личность.

Образование выступает как процесс сознательного, целенаправленного управления. Сам процесс подчиняется образованию личности, ее воспитанию, социализации, социально -культурному развитию, вооружению знаниями, овладению умениями познавательной и профессиональной деятельности. Решить эти проблемы без специально организованного управления невозможно. Поэтому образование личности как общественная потребность нуждается в управлении. Управление - это та инструментальная ценность, с помощью которой можно организовать эффективное удовлетворение образовательных потребностей личности и общества. В педагогике управление чаще всего рассматривается как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем педагогического процесса по достижению образовательной цели. Особую ценность в управленческой деятельности представляет ее культурологический аспект. Речь идет о культуре управления не только педагогической, но и социально-культурной ценности. В.А. Сластенин и др. к ценностям культуры управления относят: ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей педагогического управления образованием; ценности - знания, раскрывающие значение и смысл методологических принципов и методов в управлении образованием; ценности -отношения, раскрывающие культуры управленческого взаимодействия участников процесса образования; ценности-качества, характеризующие качество участия субъектов в процессе управления, специфику их взаимодействия, творческий элемент, вносимый в алгоритм управления представляющий собой управленческую ценность [1, с. 230]. Его эффективность зависит от соответствия уровня управленческой культуры, новейшим достижениям управленческой науки. Повышение эффективности культуры управления, как педагогической ценности связано с организацией процесса управления, а именно: с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.