Научная статья на тему 'Компетентностный подход при работе с текстом на занятиях по английскому языку'

Компетентностный подход при работе с текстом на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТ / РАБОТА С ТЕКСТОМ / ЧТЕНИЕ / ЛЕКСИКА / УМЕНИЕ / ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Айше Эдемовна

В статье анализируется важность применения компетентностного подхода при работе с текстами на занятиях английского языка, раскрываются методы работы над текстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при работе с текстом на занятиях по английскому языку»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Алиева А.Э.

Л

Алиева Айше Эдемовна - преподаватель, кафедра английского языка и литературы, филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется важность применения компетентностного подхода при работе с текстами на занятиях английского языка, раскрываются методы работы над текстом.

Ключевые слова: компетентностный подход, текст, работа с текстом, чтение, лексика, умение, оригинальный текст, познавательная компетентность, деятельность.

Компетентностный подход при работе с текстом на занятиях английского языка, как и другие инновационные подходы, требует поэтапного внедрения. Первый этап, конечно же, должен быть внедрен еще при обучении в школе, в лицее, в колледже. На этом этапе у учащихся формируются простые общеобразовательные компетенции, такие как: уметь выделить основное содержание прочитанного или услышанного текста; разделить содержание теста на части; анализровать и обобщить полученные сведения; уметь выразить свое мнение но тексту и ответить на вопросы; при выполнении заданий работать совместно с одноклассниками; уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Тексты для чтения в школе обычно подбираются по программе, должны быть не сложными и доступными для учащихся.

На втором и третьем этапах, то есть при компетентностном подходе в университете преподаватель английского языка должен подготовить студентов к овладению большим объемом информации, к знанию важных понятий и терминов, умению анализировать, выражать свое мнение, сопоставлять, обобщать. Особое внимание уделяется воспитанию у студентов общекультурных, ценностно-смысловых, социально-трудовых компетенций. Целесообразно применять на занятиях информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения. Их применение помогает развивать у студентов познавательные способности, формировать способности решать поставленные задачи, выделять нужную информацию и самостоятельно мыслить.

При компетентностном подходе важна также и работа с лингвострановедческими текстами из Интернета. Это даст возможность студентам самостоятельно работать с сайтами, находить нужную информацию, сопоставлять и сравнивать информацию о различных англоговорящих странах и других странах мира. Эту работу можно проводить с помощью домашнего чтения. Целями уроков домашнего чтения являются: знакомство с культурой, искусством и жизнью других народов; приобщение к научным и культурным достижениям человечества; обогащение

активного и пассивного словарного запаса слов; овладение навыками ознакомительного чтения; развитие навыков устной речи [3, с. 119].

На вузовском этапе обучения чтение всё чаще выступает в роли самостоятельного вида речевой деятельности, когда студент читает не столько для того, чтобы выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её [1, с. 62]. Поэтому следует применять также и метод работы с ситуациями. Студенты сами составляют различные ситуации по тексту, что момогает им формировать мышление, представление себя в различных ролях, понимать необходимость правильного отбора важных ценностей в жизни.

Компетентностный подход в обучении английского языка можно реализовать различными подходами к деятельности. В основе инновационных технологий лежат правильное планирование и организация учебного процесса, выделяется особое местно активности студентов, их активной самостоятельной и познавательной деятельности. Поэтому необходимо уделять особое внимание самостоятельной работе студентов с учебными и оригинальными текстами. Всё это развивает у них умения работы над проблемными вопросами, выходить из неопределенных ситуаций, самостоятельно находить необходимые сведения и т.д.

В процессе работы над учебными и оригинальными текстами используются различные формы и методы работы, в процессе которых выявляется, что некоторые студенты не владеют достаточными навыками находить нужный текст, аназлизировать и обобщать его, составлять на основе текста схемы, таблицы, диаграммы и др. Эти проблемы можно решить посредством формирования у них компетенций работы над текстом.

Каждый, кто изучает иностранный язык, должен в первую очередь овладеть лексикой данного языка, т.е. словарным запасом, необходимым для общения на иностранном языке. Основное внимание следует уделить тому, чтобы обогатить их речь новыми словами и выражениями, подготовить к коммуникативной деятельности, научить речевым навыкам, добиться правильности, ясности и логичности в речи [2, с. 54]. Основные методы и формы работы с текстом дают возможность решить следующие задачи:

1. составление вопросов по тексту и написание ответов на эти вопросы;

2. чтение текста с комментариями;

3. чтение текста с анализом;

4. деление текста на смысловые части;

5. составление тезисного плана;

6. составление таблиц сравнения, обобщения;

7. приведение примеров, раскрывающих основную идею текста;

8. показать цифровую информацию с помощью диаграммы, графика;

9. составление словаря по тексту с комментариями;

10. создание презентации по тексту.

Можно привести нижеследующие рекомендации по изучению текста «Австралия»: Найти текст об Австралии из Интернета (на английском языке). Перевести его на русский язык. Составить словарь основных терминов и незнакомых слов. Составить вопросы к тексту и написать ответы на них. На основе картинок (фото) из Интернета и текста создать презентацию из 15-20 слайдов. Написать комментарии к слайдам. Рекомендуется применять интерактивные методы обучения, например, «мозговой штурм», «кластер», «синквейн» и др.

При работе с оригинальным текстом можно предложить следующий алгоритм работы: Внимательно прочтите текста Определите вид текста (научный, правовой, статистический, политический, информационный). ^ Интерпретация текста: разделите текст на смысловые части; проанализруйте каждую часть. ^ Составьте вопросы по тексту и ответьте на вопросы.

Задания к тексту должны быть составлены таким образом, чтобы студенты могли понять смысл и содержание текста и закрепить его в памяти. Это требует от преподавателя большого опыта, высокой компетентности и умения дать знания студентам, формировать у них необходимые навыки и умения на основе компетентностного подхода.

В заключение следует сказать, что обучение чтению осознается как общепредметная цель. По мнению ученых, чтение выступает в нескольких ролях: 1) выполняет задачи воспитания (через получаемый читателями материал и воспринимаемые образцы); 2) приучает к логическому мышлению; 3) знакомит с современной действительностью, отраженной в тексте; 4) обогащает язык; 5) развивает память и воображение [4, с. 84].

Список литературы

1. Алиева А.Э. Роль аутентичных текстов в обучении чтению // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 62-63. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientifictext.ru/images/PDF/2017/DNO-4-17.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).

2. Алиева А.Э. Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению. // Наука, образование и культура. № 6 (21), 2017. С. 53-55. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/NOK-6-21.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).

3. Алиева А.Э. Домашнее чтение на уроках английского языка. // Наука, техника и образования № 05 (23), 2016. С. 118-119. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2016/23/NTO-5-23.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).

4. Сайидова С.Ё. Методики обучения чтению на уроках русского языка. // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 83-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientifictext.ru/images/PDF/2017/DNO-4-17.pdf/ (дата обращения: 19.01.2018).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Лагода В.А.

Лагода Виктория Алексеевна - учитель истории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Белгород

Отправным моментом в проектировании процесса обучения в рамках технологического подхода является диагностика уровня образовательного потенциала конкретных учащихся конкретного класса и разработка процесса обучения с учетом этого фактора. В этом проявляется направленность на учет индивидуальных потребностей личности ученика в условиях коллективного обучения. Поэтому применительно к условиям отечественного обучения исходным моментом в разработке процесса преподавания истории на основе технологического подхода является соотнесение требований, определяемых в стандартах и учебных программах, с познавательными возможностями и уровнем подготовки учащихся. Использование технологического подхода в нашей практике предполагает системное конструирование преподавания истории и обществознания с учетом межпредметных (география, литература, МХК), межкурсовых (Всеобщая история и История России) и внутрикурсовых (различные исторические периоды) связей в обучении для обеспечения целостности и преемственности всего образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.