УДК 377
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ1
О.В. Стукалова, В.Г. Закирова
'Статья выполнена в рамках проекта «Проект «Содержание и механизмы модернизации
художественного образования». Номер государственной регистрации АААА-А16-116041400061-0.
Руководитель - д.п.н. Алексеева Л.Л.
Аннотация. Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования дидактического обеспечения творческого развития обучающихся начальной и основной школы. Цель статьи - осветить основные аспекты опоры на потенциал современных педагогических технологий. Авторами представлены основные позиции апробированных в многолетней практике технологий, направленных на развитие основных качеств, определяющих эффективность творческой самореализации и становления личности. В статье также показаны перспективы применения разработанных технологий как основополагающего направления педагогической работы в начальной и основной школе. Сделан вывод о том, что процесс творческого развития обучающихся требует педагогической поддержки их самостоятельной творческой деятельности, поиска образного языка, проектирования возможных средств достижения своего замысла и отражения ценностного отношения к нему.
Ключевые слова: творческое развитие, педагогические технологии, самостоятельная творческая деятельность, обучающиеся начальной и основной школы, творческая самореализация
THE TECHNOLOGICAL ASPECT OF THE CREATIVE DEVELOPMENT OF MODERN STUDENT'S
O. Stukalova, V. Zakirova
Abstract. The relevance of the study is to improve the didactic support creative development of students in elementary and primary school. The purpose of this article is to highlight the main aspects of relying on the potential of modern pedagogical technologies. The authors present the basic positions proven in many years of practice technologies aimed at the development of the main qualities that determine the effectiveness of creative self-realization and identity formation. The article also describes prospects of using the developed technology as the fundamental directions of educational work in primary and secondary schools. It is concluded that the process of creative development of students requires pedagogical support of their self-creative activities, finding figurative language, design of possible means to achieve his purpose and reflect the values related to it.
Keywords: creative development, educational technology, independent creative activities, students in elementary and primary schools, creative self-realization.
Проблемы творческого развития рассматриваются исследователями с разных позиций:
- в связи с представлениями о творческом освоении общественного опыта [9],
- в соотношении с процессами самореализации и самовыражения личности в завершенных творческих продуктах [3, а 147];
- в контексте творческой активности в определенном виде деятельности (М.С. Каган [4], А.Н. Леонтьев [5], С.Л. Рубинштейн [6] и
др.);
- на основе становления индивидуальных стратегий жизнетворчества [1], [10, а 7].
Одним из практически значимых вопросов творческого развития современных
обучающихся является создание дидактического обеспечения этого процесса, включая педагогические методики и технологии, которые обеспечивают условия для развития определенных качеств, включенных в
творческое развитие: например, развитие творческого воображения, познавательного интереса, социокультурных компетенций, коммуникативной культуры, готовности к творческой самореализации и проч.
Возможности педагогических технологий в осуществлении продуктивного творческого развития рассматриваются современными отечественными ([7] и др.) и зарубежными учеными (Р. Келли [11] и др.).
Можно также отметить наличие достаточно большого количества различных так называемых «авторских» методик и технологий творческого развития, публикуемых он-лайн. Приходится констатировать, что размещенные материалы зачастую представляют собой набор достаточно формализованных инструкций по работе учителя, которые при этом не отражают результаты, которые должны достигнуть обучающиеся.
Кроме того, предлагаемые технологии не затрагивают такие глубинные вопросы творческого развития, как поддержка индивидуальных стратегий создания
произведения, разработка оригинального образа и др.
Очевидно, технология становится основой для привнесения в занятие некоторого отвлечения, создания игровой ситуации, а также для доказательства своей педагогической состоятельности коллегам.
Почему разработанные методики и технологии не отвечают требованиям к этим механизмам повышения качества образования?
Причин довольно много: это и отсутствие должной методической и научно-исследовательской подготовки учителя, и нехватка времени на вдумчивый подход к созданию собственной технологии, и загруженность учителя «бумажной работой», отчетностью, и недостаточный уровень мотивации на вдумчивую последовательную творческую деятельность в педагогике, поиск собственного профессионального стиля. Между тем опора исключительно на традиционные методы в педагогической работе приводит к выгоранию педагогов, увеличивает качества консерватизма и косности, затормаживает движение в столь необходимом для всей системы образования поступательном развитии и содержания, и форм обучения, в целом - во всем процессе приобщения современных школьников к познанию, раскрытию своих способностей, целеполаганию в
жизнестроительстве. Отметим, что идеи творческого развития содержатся в одной из самых востребованных педагогических теорий последнего времени - теории развивающего обучения [2].
Опора в образовательном процессе на педагогические технологии творческого развития позволяет создавать условия для эффективной педагогической поддержки обучающихся, их саморазвития,
самостоятельного создания завершенных творческих продуктов, формирования основ грамотного восприятия и интерпретации художественных образов.
Безусловно, разработка и внедрение педагогических технологий напрямую связаны с педагогическим мастерством учителя, его умением правильно транслировать цели и задачи творческого развития.
Кроме того, педагогические технологии должны учитывать поэтапность,
процессуальность творческого развития. Очевидно, что ожидать от внедрения
технологий мгновенного результата не следует. Также очень важно выбрать критерии оценки эффективности внедрения данных технологий, что может быть связано и с оценкой конкретного творческого продукта.
Еще одним важным направлением в разработке и внедрении педагогической технологии творческого развития является точное понимание ее соотнесенности с возрастными психофизиологическими
особенностями обучающихся.
Так, например, педагогическая технология творческого развития младших школьников должна учитывать значимость подготовки ребенка к созданию творческого продукта, того особого состояния детской души, когда ребенок настраивается на выражение своего художественного замысла, освобождается от скованности, от влияния заданного образца.
В подростковом возрасте педагогическая технология творческого развития прежде всего опирается на коммуникативные аспекты, на возможность самовыражения в творчестве, на снятие некоторой агрессии, вызова, противления - тех настроений, которые свойственны подросткам.
Подобный тщательный, учитывающий возможности индивидуальной траектории творческого развития подход к разработке и внедрению педагогических технологий снимает противоречия между формализацией определенных действий и присущим творчеству вдохновением, воодушевлением, личностно окрашенными проявлениями,
непредсказуемостью оригинальных образов [8].
Ниже представлены педагогические технологии творческого развития обучающихся начальной и основной школы, которые апробировались на уроках в рамках предметной области «Искусство» и в процессе подготовке и проведения фестивалей детского и юношеского творчества.
Данные технологии направлены на достижение обучающимися высокого уровня творческого развития, что включает познавательный интерес, мотивацию к творческой самореализации, развитые навыки целеполагания в творческом процессе; креативность, гибкость мышления; открытость к получению разнообразного опыта творческой деятельности, высокий уровень эстетической, коммуникативной и эмоциональной культуры.
Диагностика этих качеств основана не только на применении психологических методик, но и на экспертной оценке творческих, исследовательских и проектных работ обучающихся. В данном контексте учитывается
уровень освоения таких умений, как умение комбинировать, варьировать образы,
интерпретировать художественную идею в нестандартном ключе, т.е. особое внимание обращается на оригинальность творческих продуктов, созданных обучающимися.
Также при диагностике эффективности влияния педагогических технологий на творческое развитие обучающихся учитывается уровень их коммуникативной компетентности обучающихся, культурно-творческая
инициативность, навыки саморегуляции и самоорганизации.
Выделенные индикаторы творческого развития учитывают и возрастные психологические особенности. Так, например, для обучающихся 14-15 лет такими индикаторами являются:
- высокий уровень мотивации к саморазвитию;
- готовность к глубокому осмыслению культурных образцов, духовно-нравственных идеалов, которые содержатся в произведениях искусства;
-высокий уровень аналитических
способностей;
- высокий уровень социокультурной рефлексии;
-достаточный уровень исторических, литературоведческих, культурологических и искусствоведческих знаний;
-готовность к самостоятельной научно-исследовательской и проектной работе;
-активное изучение традиций культуры в России и за рубежом;
- умение аргументированно формулировать эстетические суждения;
- готовность к самостоятельному поиску решения творческих проблем;
- умения работать в составе творческого коллектива;
- коммуникативная компетентность.
Для обучающихся 11-13 лет этими индикаторами являются:
- стремление к самостоятельной работе по постоянному расширению культурного кругозора и навыков анализа произведения искусства;
- познавательный интерес и готовность к исследовательской работе;
- способность к обобщению и переносу знаний;
- высокий уровень самостоятельности в выборе темы и средств выполнения творческих работ;
- умение быть ответственным участником творческого коллектива;
- развитые навыки целеполагания.
Для обучающихся 8-10 лет этими индикаторами являются:
- стремление к самостоятельному приобретению системных знаний;
-развитые навыки общения и самоорганизации;
- познавательный интерес к искусству и культуре;
- достаточный уровень культурного кругозора.
Важно подчеркнуть, что основное внимание при оценке уровня творческого развития и в процессе анализа эффективности внедрения педагогических технологий необходимо обращать на экспертную оценку самостоятельных творческих и
исследовательских работ обучающихся, а также на мотивационные и ценностные критерии их деятельности и личностных проявлений в коммуникации с окружающими - прежде всего в процессе создания коллективного творческого проекта.
В ходе исследовании были разработаны и апробированы педагогические технологии, направленные на творческое развитие обучающихся разного возраста. В частности, это педагогическая технология организации творческой деятельности по созданию коллективного проекта в малой группе. Данная технология основана на применении на занятиях определенных заданий и педагогических ситуаций, которые стимулируют у обучающихся осознание своей значимости для продуктивной работы над проектом. Одной из важных задач при этом является поддержка творческой активности обучающихся разных возрастных групп, их организаторских умений, развитие коммуникативных и информационных компетенций.
На занятиях в рамках данной технологии используются:
- задания по развитию навыков целеполагания и планирования организации творческого проекта. При этом обучающиеся осваивают навыки составления плана (включая распределение последовательности этапов проекта), учатся собирать информацию из разных источников, а также (это задания для старшеклассников) - организовывать встречи с представителями образовательных и общественных организаций, учреждений культуры и др.;
- задания по командообразованию (этот вид заданий особенно эффективен в работе с подростками 14-15 лет);
- исследовательские задания, в том числе в области социологии, культурологии, социально-культурной деятельности (например, опросы, интервьюирование, анализ собранной информации, формулирование собственного заключения);
- задания на развитие навыков художественного восприятия.
Технология развития коммуникативных компетенций подростков основана на игровых методах и имитировании социально значимых ситуаций для творческого развития. Например, имитация ситуаций по развитию ответственности и социокультурной рефлексии, по организации взаимодействия обучающихся в творческом процессе, по стимулированию их культурно-творческой инициативы.
Опрос обучающихся, в работе с которыми были применены данные технологии, показал,
что выполняемые задания и предлагаемые ситуации помогают им преодолеть трудности в коммуникации, научиться делиться
информацией, организовать работу в творческом коллективе. Подводя итоги рассмотрению технологического аспекта творческого развития обучающихся, важно отметить, что потенциал внедрения технологий творческого развития в образовательный процесс начальной и основной школы обусловлен следующими факторами: обучающиеся оказываются в условиях, стимулирующих повышение коммуникативных компетенций и ценностного отношения к культуре; у обучающихся отмечается заметный рост познавательного интереса к проблемам саморазвития, расширение культурного кругозора. В процессе внедрения технологий творческого развития происходит вовлечение обучающихся в процессы самообразования.
1. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал, 2009. - Т. 30, N 1. - С. 32-43.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
- М.: Интор, 1996.
3. Кабкова Е.П. Синтез искусств на уроке «Мировая художественная культура». Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Издательство Московского педагогического государственного университета, 2001. - С. 147- 149.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1994.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание Личность. - М.: Смысл, 2005.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
- СПб.: ПИТЕР, 2007.
7. Стукалова О.В., Лазарев М.А., Подвойский В.П. Педагогическое обеспечение преодоления
социальной индифферентности студентов
гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография. - М. - Даугавпилс, МАГМУ, 2016.
8. Торопова А.В. Психолого-педагогические подходы к осуществлению мониторинга эффективности программы «Музыка» для общеобразовательных учебных заведений// Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО, 2016, № 2 (14). - С. 56 - 67.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование, 2003, № 2. - С. 58-64.
10. Feinstein Jonathan S. The Nature of Creative Development. - Stanford, Stanford Business book, 2008.
11. Kelly R. Creative Development: Transforming Education through Design Thinking, Innovation, and Invention.- Canada, Brush, 2016.
Сведения об авторах:
Стукалова Ольга Вадимовна (г.Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории интеграции искусств и культурологии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Закирова Венера Гильмхановна (г.Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета, е-mail: [email protected]
Data about the authors:
O. Stukalova (Moscow, Russia), doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, leading researcher of the laboratory of integration of arts and Culturology, Federal state budgetary scientific institution "Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of education", e-mail: [email protected]
V.Zakirova (Kazan, Russia) Doctor of Education, Professor, Head of the Department of Pre-School and Primary Education at the Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University. E-mail: [email protected]