УДК 377
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Е.П. Олесина, О.В. Стукалова
Аннотация. Актуальность исследования определяется значением развития рефлексивной позиции как основы мировоззрения обучающихся. Опыт осмысления собственных поведенческих стратегий помогает растущему человеку в процессе инкультурации и адаптации к особенностям социокультурной ситуации. Статья раскрывает содержание педагогической работы по изучению особенностей развитию рефлексивной позиции обучающихся в зависимости от возрастных особенностей. Рефлексивная позиция помогает им выявлять и целенаправленно использовать многообразие окружающего мира и культуры. Авторами определены вариативные пути и уровни развития рефлексивной позиции. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы в различных образовательных организациях. Статья написана в рамках проекта «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления», № гос. регистрации 115031940007.
Ключевые слова: рефлексивная позиция, интегрированное пространство школы, обучающиеся, мировоззрение, восприятие.
PEDAGOGICAL FEATURES OF DIFFERENT AGE STUDENTS' REFLEXIVE POSITION THE DEVELOPMENT
E. Olesina, O. Stukalova
Abstract. The relevance of the study is determined by the value of the reflexive position development as the students' worldview basis. The experience of understanding behavioral strategies helps a growing person in the process of enculturation and adaptation to the socio-cultural situation peculiarities. The article reveals the content of the pedagogical work on the study of the peculiarities of the students' reflexive position development depending on the age characteristics. Reflexive position helps them to identify and purposefully use the diversity of the world and culture. The authors determined the variation paths and levels of reflexive position development. The article presents the results of experimental work in various educational organizations. The article is written in accordance with the project "Socio-cultural portrait of a modern child at the childhood period on different stages: age and individual characteristics of the artistic perception and thinking development", state registration number 115031940007.
Keywords: reflexive position, integrated school space, students, worldview, perception.
Выстраивание системы развития
рефлексивной позиции личности является длительным процессом целостного
формирования мировоззрения, который начинается практически с момента рождения ребенка и продолжается в течение детства и юношества [19].
Вопросы развития рефлексивной позиции обучающихся и различные воспитательные эффекты этого процесса неоднократно рассматривались в трудах российских ученых, таких, как: А.В. Бакушинский [2], В.Н. Борисов [3], Л.С. Выготский [4], С.Л. Рубинштейн [11], А.В. Петровский [8] и др. Среди зарубежных ученых можно выделить работы Alain Savoie [20], Y. Kashima [15], J.E. Marcia [16] и пр.
Согласно выводам большинства ученых, рефлексивная позиция является сложным многосоставным процессом, основанным на сформированных ценностных ориентациях и стремлении личности к самопознанию,
осмыслению окружающей действительности и своего никем незаместимого положения в ней, саморазвитию, самообучению, осознанному выбору наиболее эффективных способов действия в различных социокультурных ситуациях.
В процессе развития рефлексивной позиции обучающихся основной задачей педагога становится создание условий для поддержки у обучающихся проявлений эмоциональной отзывчивости, т.е. готовности понимать и ценить чувства других людей, делить с ними свои переживания; культивировать высшие эстетические эмоции на основе восприятия мира искусства; испытывать вдохновение.
Кроме того, успешность педагогической работы зависит от многих факторов коммуникации в образовательном процессе - в том числе, от уровня эмоциональной отзывчивости учителя и ученика [18].
Практика подтверждает эти положения и
раскрывает значимость обеспечения в этом процессе взаимодействия образования и культуры, направленного на создание условий для продуктивной творческой самореализации личности, духовного совершенствования и поэтапного становления позитивного восприятия себя и мира с учетом физиологических и психологических особенностей разных возрастов: детей дошкольного возраста (5 - 6 лет); младших школьников (6 - 10 лет); подростков (10 - 15 лет).
Рефлексивная позиция обучающихся формируется на основе самоопределения -системного новообразования, связанного с формированием внутренней позиции личности. Исследование показало, что уровень развития рефлексивной позиции достаточно отчетливо корреллирует с уровнями художественного и творческого развития обучающихся, что отражается в доминировании определенных способов выражения своих представлений о мире, своих чувствах и особенностях коммуникации с другими людьми [12].
Авторами статьи сделан анализ современных подходов к развитию рефлексивной позиции у обучающихся разных возрастов, и представлены результаты опытно--экспериментальной работы по реализации системы развития художественного восприятия обучающихся во взаимодействии со школами Москвы, Смоленска и Арзамаса.
Экспериментальная база исследования. Опытно--экспериментальной базой исследования являлись Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 875», Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 46», «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия» г. Смоленска, Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия» г. Арзамаса Нижегородской области.
Этапы исследования. Исследование проблемы проводилось в три этапа:
- на I этапе осуществлялся теоретический анализ существующих подходов и методик по проблеме развития рефлексивной позиции в научной литературе, диссертационных работах; были выделены позиции, определяющие актуальность данной проблемы, а также обозначены направления и принципы работы современного педагога в этом направлении;
- на II этапе была проведена опытно-экспериментальная работа по определению основных этапов развития рефлексивной позиции у обучающихся разного возраста;
- на III этапе была завершена экспериментальная работа, уточнены теоретические и практические выводы, обобщены и систематизированы полученные результаты; основные позиции исследования были представлены на научно-практических конференциях по проблемам педагогики искусства в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери.
В ходе эксперимента в (2016 - 2018 гг.) было обследовано 354 обучающихся младшего школьного возраста и 375 детей подросткового возраста (11 - 15 лет).
Диагностический инструментарий оценки уровня развития рефлексивной позиции обучающихся. Были использованы авторские диагностические методики по определению развитости рефлексивной позиции, беседы после проведения дискуссий, анализ качества выполнения творческих заданий.
Результаты. Рефлексивная позиция формируется в соответствии с основными возрастными характеристиками:
- у дошкольников - в процессе игровой деятельности, которая является ведущей у детей данной возрастной группы;
- в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная;
- для подростков наиболее значим процесс инкультурации, имманентный культурной адаптации к социуму.
Таким образом, необходимо обеспечение организации развития рефлексивной позиции на основе моделирования разнообразных форм осуществления индивидуальных и личностных возможностей «я» в творческих и исследовательских проектах посредством собственных усилий, а также посредством совместной деятельности с другими людьми; раскрытия возможностей саморазвития; активизации социально одобряемых качеств личности; создания условий для адекватного понимания своего места в мире и исполнения социальных умений.
Сформированная рефлексивная позиция свидетельствует о готовности личности конструировать собственную модель
социокультурного пространства на основе созидательной культуротворческой деятельности. При этом стратегиями жизнестроительства становятся рефлексивные практики,
содействующие преодолению свойственного молодежи эксклюзивизма, отсутствия ориентиров на самореализацию в коллективном сотрудничестве, неустойчивости ценностного
отношения к самореализации в социально ориентированной деятельности [17].
Вариативные пути развития рефлексивной позиции обучающихся разного возраста. Рефлексивная позиция, формирующаяся у дошкольников, и действия на основе этого качества личности возможны только при выработанном умении применять в критическом осмыслении действительности адекватные мыслительные средства, схематизированные, комплексные и преобразовательные
представления. Схематизированные
представления возникают в процессе наглядного моделирования коммуникативных ситуаций; комплексные представления отражают понимание детьми системы признаков предметов или объектов; преобразовательные представления показывают стадии изменения различных объектов, процессов и явлений.
Рефлексивная позиция является способом постижения, отражения окружающего мира - это проявляется в творческих работах дошкольников.
В исследовании установлена взаимосвязь выбора ребенком цветовой гаммы во время рисования или определенных движений, интонирования исполнения песни связано с отношением ребенка к определенной заданной коммуникативной ситуации, своим и чужим поступкам, настроениям, а также раскрывает особенности формирования определенных представлений о себе и мире и др. В творческой деятельности отражаются различные нюансы психического состояния ребенка, которые становятся основой художественного
изображения какого-либо объекта, что подтверждается учеными на протяжении длительного времени педагогических
наблюдений [5;13].
В процессе развития рефлексивной позиции младших школьников активизируются качества, обеспечивающие продуктивную социализацию и социокультурную адаптацию, а также эстетическое освоение художественных и природных явлений. Оптимальным и в этом случае являются принципы интеграции и внедрение на занятиях педагогических технологий полихудожественного развития обучающихся.
Отметим также, что развитие рефлексивной позиции у учеников начальных классов в образовательном пространстве школы во многом зависит от учителя, от подбора методов и приемов, ориентированных на индивидуальность ученика. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная, поэтому наиболее эффективно развитие рефлексивной позиции происходит во
время занятий в школе. Основную часть времени дети проводят в школе, поэтому их готовность к разным видам учебной деятельности в коллективе/группе, к конструктивной коммуникации, саморегуляции - способствует возникновению ощущения взрослости и самостоятельности, таким образом, именно рефлексивная позиция становится одним из мотивов обучения.
Младшему школьному возрасту, по мнению многих ученых, соответствует
непосредственность, яркость восприятия, активная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Н.С. Лейтес выделял активную реакцию младших школьников на непосредственные впечатления, получаемые органами чувств [6]. Важнейшим источником успехов в младшем школьном возрасте является способность к подражанию высказываний и действий.
Особо значимым в данном возрасте становится и формирование целостной картины мира [10]. Важным фактором развития рефлексивной позиции является и активная внеурочная деятельность: совместное посещение музеев, выставок, театров, что способствует инкультурации и развитию гражданской идентичности обучающихся [7]. Для оптимальной внеклассной работы по развитию рефлексивной позиции младших школьников необходимо налаживание межведомственного взаимодействия между учреждениями культуры (музеями, театрами и др.) и образовательными организациями, которое значительно обогатит возможности этого процесса.
Б.П. Юсов утверждал, что основным условием развития личности является «живое участие детей в разнообразных видах детского художественного творчества и деятельности на уроках и в семье» [14].
Таким образом, развитие рефлексивной позиции младших школьников эффективно при следующих условиях:
- определение учебной деятельности как ведущей;
- активизация общекультурного направления внеурочной деятельности в коллективе;
- налаживание межведомственного взаимодействия между учреждениями культуры (музеями, театрами и др.) и образовательными организациями.
Для развития рефлексивной позиции подростков необходимы условия, в которых он может погрузиться в атмосферу совместного творчества или создания проекта. Следует
учитывать необходимость целенаправленного руководства процессом развития рефлексивной позиции, так как на личность подростка в этом процессе воздействуют со всей определенностью социокультурная среда, образовательная среда,
коммуникативная среда, семейная среда [9], см. рисунок 1. В результате такого воздействия у детей подросткового возраста формируется целостная художественная картина мира.
Рисунок 1. - Факторы воздействия на процессы развития рефлексивной позиции современных подростков
В исследовании были определены уровни развития рефлексивной позиции подростков:
- импульсивный уровень: подростки получают импульс к рефлексии своих поведенческих стратегий, определяющих жизненный и профессиональный путь, взаимоотношения с окружающими людьми.
Индикаторами этого уровня являются: осознанные требования к собственному поведению, четкость самооценки,
сформированность самосознания, способность к целеполаганию и мотивация на достижение хороших учебных результатов, а также развитость коммуникативных компетенций и проявления готовности к самореализации в современном поликультурном информационном пространстве;
- уровень интериоризации ценностных ориентаций, который отличает яркая эмоциональная оценка фактов и явлений, что связывается с усвоением личностных смыслов своего становления и переживанием вызовов окружающего мира как задач, требующих решения. В этом процессе подросток проходит сложное осмысление окружающего мира, поведения людей, анализируя при этом свой собственный опыт коммуникации и самореализации - и на основе сравнения наиболее значимых для него ценностей и идеалов выбирает собственное решение;
- эмпатийный уровень развития рефлексивной позиции является наиболее высоким. На родство эмпатии и рефлексии указывает механизм эмпатийного действия, т.е. того, как человек может мысленно идентифицироваться с другим, «войти» в его чувства, осознать его переживания. Кроме того, эмпатия обогащает рациональность и объективность рефлексивного анализа глубиной эмоционального инсайта в понимании других людей.
Проведенное исследование показало, что особым влиянием на достижение этого уровня развития рефлексивной позиции обучающихся разных возрастов обладает максимальное включение разнообразных видов искусства и художественного творчества в систему общего и дополнительного образования, что определяется ролью восприятия духовных и эстетических ценностей искусства, которое актуализирует связь получаемых знаний непосредственной жизненной и образовательной практикой и становлением личного опыта обучающихся.
В процессе приобщения к искусству осуществляется и формирование эмоциональной отзывчивости, так как у обучающихся появляется новая возможность использования
художественных образов при решении различных учебных и творческих задач.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 175-189.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. - М.: Карапуз, 2009.
3. Борисов В.Н. Типы рефлексии в научном познании / В.Н. Борисов // Методологические проблемы науки. -Новосибирск: НГУ, 1976. - Вып. 4. - С. 15-24.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968.
6. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - C. 9-18.
7. Олесина Е.П. Построение интегрированного пространства школы в поликультурной среде города / Е.П. Олесина // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи / Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках V Открытого Регионального научно-методического Симпозиума «Наш мир - мир детства» 21 апреля 2016 года. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016. - С. 43-48.
8. Петровский А.В. Психология и время / А.В. Петровский. - СПб.: Питер, 2007.
9. Савенкова Л.Г. Развитие художественного восприятия школьниками современного искусства с использованием социокультурной среды региона: сборник / Л.Г. Савенкова, Е.П. Олесина // Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи / Материалы I Международной научно-практической сетевой конференции «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г.; под науч. ред. Е.П. Олесиной, О.В. Стукаловой. - М.: ИХОиК РАО, 2016. - С. 33-38.
10. Радомская О.И. Возможности занятий искусством в формировании толерантности дошкольников и младших школьников / О.И. Радомская, Р.С. Мухаметзянова // Инициативы XXI века. - 2013. - № 4. - С. 43-46.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
12. Савенкова Л.Г. Интегрированный подход к преподаванию искусства в педагогической науке: сборник / Л.Г. Савенкова, О.И. Радомская // Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения XVI / Материалы XVI Всероссийской конференции «Юсовские чтения»: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - С. 3-10.
13. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982.
14. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство»: пособие для учителя / Б.П. Юсов // Виды искусств и их взаимодействие. - М.: ИХО РАО, 2001. - С. 10-11.
15. Kashima, Y., Kashima, E. S., Farsides, T., Kim, U., Strack, F. Worth, L. & Yuki, M. Culture and context-sensitive self: The amount and meaning of context-sensitivity of phenomenal self differ across cultures // Self and Identity, 3, 2004. - P. 125-141.
16. Marcia, J.E. Ego identity and object relation. // Empirical perspectives on object relation theory. - Washington, APA, 1994. - Pp.59-104.
17. Misra, G. The cultural construction of self and emotion: Implications for well-being. In proceedings Personality, Human Development, and Culture: International Perspectives on Psychological Science. - New York: Psychology Press, 2000.
18. Jacobson, Susan K., Seavey, Jennifer R and Mueller, Robert C. Integrated science and art education for creative climate change communication: Ecology and Society Vol. 21, No. 3.
19. Stukalova O.V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art // Espasios. 2017. Vol. 38 (N 56), p. 33.
20. Savoie, Alain. Aesthetic experience and creativity in arts education: Ehrenzweig and the primal syncretistic perception of the child, Cambridge Journal of Education, 2015.
Сведения об авторах:
Олесина Елена Петровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культуры Российской академии образования», e-mail: e-mail:[email protected]
Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культуры Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Olesina (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Laboratory for the Integration of Arts and Cultural Studies named after B.P. Yusov, Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», e-mail:[email protected]
O. Stukalova (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, deputy Head of Integration of Arts and Cultural Studies named after B.P. Usov Laboratory, Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», e-mail: [email protected]