Научная статья на тему 'Технологические особенности использования автомобильного и электрического транспорта в логистических системах города'

Технологические особенности использования автомобильного и электрического транспорта в логистических системах города Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
142
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕ-СКИЙ ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / CITY ELECTRIC TRANSPORT / LOGISTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Алпеева А. В.

Рассмотрены вопросы использования электрического транспорта для обслуживания участников логистических систем. Предложена классификация мест перегрузки с участием грузового трамвая при транспортном обслуживании участников логистической системы. Предложен термин «городской логистический центр» для организации работы логистических систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические особенности использования автомобильного и электрического транспорта в логистических системах города»

Розглянуто питання використан-ня електричного транспорту для обслу-говування учаснитв лог^тичних систем. Запропоновано класифтащю м^ць переван-таження за участю вантажного трамвая при транспортному обслуговуванш учас-нитв логiстичноï системи. Запропоновано термт «мжький лог^тичний центр» для оргатзацйроботи лог^тичних систем

Ключовi слова: м^ький електричний

транспорт, лог^тична система

□-□

Рассмотрены вопросы использования электрического транспорта для обслуживания участников логистических систем. Предложена классификация мест перегрузки с участием грузового трамвая при транспортном обслуживании участников логистической системы. Предложен термин «городской логистический центр» для организации работы логистических систем Ключевые слова: городской электрический транспорт, логистическая система □-□

The aspects of the electric transport operation to provide the logistic system maintenance are under consideration. The road congestion elements have been classified taking into account the cargo tram operation in transport maintenance of the logistic system elements/ The term of city logistic centre has been offered to denote the centre to organize the logistic system operation

Key words: city electric transport, logistic system_ _

УДК 656.13:658

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО И ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ГОРОДА

А. В. Ал п ее ва

Аспирант

Кафедра транспортных систем и логистики Харьковская национальная академия городского

хозяйства

Контактный тел.: 8 (057) 707-32-61, 8-097-286-77-90 Е-mail: anna_alpeeva@mail.ru ул. Революции, 12, г. Харьков

1. Введение

2. Анализ литературы

Основная цель перевозок заключается в обеспечении надлежащего уровня транспортного обслуживания клиентов, в процессе осуществления перевозок грузов в установленное время при оптимальном использовании трудовых материальных и финансовых ресурсов [1]. Следует отметить, что в последнее время интерес к электрическому транспорту (в частности, к трамваю и троллейбусу), как к грузовому коммерческому транспорту, начинает увеличиваться. Одним из факторов, который предопределяет целесообразность задействовать электрический транспорт при перевозке грузов, является определенное экологическое преимущество по сравнению с автомобильным транспортом. В связи с этим актуальным является рассмотрение вопроса об использовании электрического транспорта (трамвая и троллейбуса) во взаимодействии с автомобильным транспортом при доставке грузов в городе.

Качество обслуживания потребителей во многом обеспечивается использованием комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта. Таким образом, организуется система прямых смешанных сообщений, среди которых выделяется автомобильно-электрическое сообщение (например [2]).

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы использования городского электрического транспорта для грузовых перевозок, были актуальны еще в 70-е годы 20ст. (согласно [3]). На тот момент авторами отмечается, что использование грузового трамвая характеризуется меньшей себестоимостью перевозок, в отличие от автомобильного транспорта (согласно [3]). На сегодняшний момент существует ряд публикаций, рассматривающие возможность применения городского электрического транспорта (трамвая, троллейбуса) при осуществлении внутригородских грузовых перевозок (например [4-5]). Можно также отметить факт

рассмотрения вопроса применения трамвая и троллейбуса для обслуживания потребностей города, в качестве грузового транспорта. В частности, задействование трамвая не только как пассажирского, но и как грузового транспорта, рассматривался на заседаниях профильной комиссии по транспортному комплексу законодательных сборов Санкт-Петербурга [6].

В связи с этим использование автомобильно-электрического сообщения при обслуживании клиентов в городе предполагает изучение возможных схем такого сообщения. В свою очередь, необходимо провести детальный анализ каждой из этих схем и выделить технологические особенности использования автомобильного и электрического транспорта в логистических системах города.

3. Цель исследования

Целью данной статьи является описание технологических особенностей использования автомобильного и электрического транспорта в логистических системах города.

4. Результаты исследования

Для осуществления поставленной цели необходимо решить целый спектр задач, среди которых - совершенствование режима взаимодействия разных видов транспорта. Для того, чтобы описать технологические особенности взаимодействия разных видов транспорта, надо очертить границы объекта исследования.

Рассмотрим логистическую систему, состоящую из ього количества отправителей и j-ого количества получателей. Обслуживание участников транспортного процесса данной логистической системы проводится автомобильным транспортом - рис. 1.

<го о о

П1 П2 Пз П, Пз П

а)

О О О О О О

П2 Пз П, Пз П6 б)

а) - доставка груза при прямых связях

б) - доставка груза при участии посредников (дистрибьюторов)

0 получатель в логистической системе

^ отправитель в логистической системе

-►доставка груза осуществляется автомобильным транспортом

^^^ посредник в логистической системе

а) — доставка груза при прямых связях б) доставка груза при участии посредников (дистрибьюторов) Рис. 1. Схемы связей участников логистической системы города

Такая организация перевозок в городе сопровождается распыленностью материальных потоков, увеличением интенсивности движения на дорогах города, загрузкой улично-дорожной сети, что приводит к уве-

Таблица 1

Классификация мест перегрузки с участием грузового трамвая при транспортном обслуживании участников

логистической системы

Места перегрузки Тип полотна Характеристика типа полотна Преимущества расположения Недостатки расположения Недостатки логистической системы

Грузовые остановки Изолирован- ное полотно Трамвайная линия проходит отдельно от дороги, например, по перелеску, отдельному мосту или эстакаде, отдельному туннеля Дает возможность в любом месте, относительно территории, расположить перегрузочный пункт Как правило расположено относительно далеко от дороги, или в отдаленных районах города с неразвитой инфраструктурой Обслуживание материальных потоков удобно при соответствующем грузообороте-спросе.

ответвления Обособленное полотно Полотно трамвая проходит вдоль дороги (параллельно ей), но обособленно от проезжей части Дает возможность съехать с основной линии и безопасно разгружать вагоны, не мешая пассажирским перевозкам. Как правило расположено с одной стороны дороги, которая усложняет расположение и выезд автомобильного транспорта от ПП Дополнительные расходы на построение ответвленного полотна и зон стоянки и разгрузку.

конечные остановки («круг трамвая») Недостатки связаны с типом конечных станций (см.табл. 2.)

Продолжение таблицы 1

пассажирские остановки Объединен- ное полотно Полотно не обособленное от проезжей части и может использоваться безрельсовыми транспортными средствами (автомобилями, велосипедами и др.). - 1. Заторы, которые в свою очередь приводят к авариям; 2. Скорость ограничена из-за внешних факторов. -

отдельный заезд Дает возможность съехать с основной линии. Дополнительные расходы на построение отдельного заезда

личению затрат на доставку грузов. Для оптимизации функционирования грузового транспорта в городе и поддержания необходимого уровня качества обслуживания потребителей в городе предлагается введение в качестве участника логистических систем в городе - городского логистического центра (ГЛЦ). Под городским логистическим центром понимается многофункциональный терминальный комплекс, выполняющий функции единого регулирующего и координирующего органа, а также логистической транспортно-распределительной системы, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и перевалки грузов, краткосрочное и длительное хранение грузов, грузопереработку, выполнение необходимых таможенных процедур, комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание, обеспечение доставки грузов клиентам по технологии «от двери к двери» и «точно в срок», предоставляющий полный комплекс сервисных и коммерчески-деловых услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово - аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса.

На основании натурных исследований и анализа литературы [3] можно предложить следующую классификацию мест перегрузки с участием грузового трамвая при транспортном обслуживании логистических систем (табл. 1).

Отдельно проанализируем варианты мест перегрузки, информацию сводим в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика мест перегрузки

Варианты пунктов перегрузки Характеристика

Ответвление Представляет собой отдельный заезд, отделенный от основной линии.

Конечные остановки - круг трамвая (рис. 3) а - «тупик» - на данный момент не используются; б, в, г, д - кольцевые и петлевые конечные пункты - по схеме есть наиболее удобными в эксплуатации. Радиус петли или кольца по обыкновению принимают 20-50м. е - треугольные конечные пункты бывают двух типов: треугольник однодорожный (правый или левый) и треугольник двухрельсовый. Возможность размещения как в конце, так и в середине линии.

На пассажирских остановках Используются грузопассажирские трамваи, 1/3 или 1/4 вагона используется под груз, например, для перевозки почтовых отправлений или корреспонденции.

Используются прицепы как к пассажирским так и к грузовым трамваям.

Отдельный заезд Данный тип используется для въезда в состав, пункта, который находится на территории города.

Рис. 3. Схемы конечных остановок (а, б, в, г, д, е — см. табл. 2)

Таким образом, мы проанализировали особенности расположения трамвайного полотна и остановок. Данная информация дает возможность провести натурные наблюдения и определить особенности расположения перегрузочных пунктов.

Далее рассмотрим схемы автомобильно-электрического сообщения (табл. 4).

Следующим этапом рассмотрим объект исследования - логистические системы города с учетом транспортных связей различных видов транспорта (автомобильного и электрического).

На данной схеме в общем виде представлена совокупность логистических систем, которая обслуживается городским логистическим центром. Таким образом образуется система прямых смешанных сообщений: автомобильно-электрические сообщения (трамвай, троллейбус). При этом затраты на доставку грузов предлагается определять по совокупности затрат доставки их автомобильным и городским электрическим транспортом (трамвайным и троллейбусным) с учетом действующих на этих видах транспорта правил исчисления затрат на доставку грузов:

З™Р = ^ЗлгЛ>),¿ЗлСп1(у)) , (1)

1=1

З™р = f((ЗлrЛ;Ц(x),zлrЛ2Ц(x),ЗлrЛзЦ(x),...,ЗлrЛnЦ(x)),]ГЗлCnl(y))

З™р = 1 тт(ЗлгЛпЦ(х),£ЗлСп1(у)) ,

(2)

где З™р - затраты логистической системы города, грн;

ЗЛЛЦ(х) - затраты группы логистической системы, обслуживаемые городским логистическим центром, грн;

Злс (у) - затраты логистической системы, грн; х - вид транспортного средства, обслуживающий логистические системы через ГЛЦ, хе ; (ав-том., трамвай троллейбус);

у - вид транспортного средства, обслуживающий логистические системы без участия ГЛЦ, у е (автом.). Рассмотрим группу логистических систем - рис. 5.

Таблица 4

Схемы автомобильно-электрического сообщения

Схема Технологические особенности

Доставка груза от грузоотправителя к ГЛЦ осуществляется с помощью контрейлерных перевозок (до трамвайных путей или к троллейбусной контактной сети груз везется автомобильным транспортом, затем транспортировка подвижного состава осуществляется по трамвайному полотну или по троллейбусным контактным сетям на специализированном подвижном составе.) В ГЛЦ происходит оформление заказов потребителей и сформированные заказы на автомобильном транспорте следуют к грузополучателям

В-"'" "----о Доставка груза от грузополучателя к ГЛЦ осуществляется гродским электрическим транспортом (в зависимости от наличия соответствующих средств сообщения). Сформированные заказы от ГЛЦ на автомобильном транспрорте доставляются грузополучателям

„-—_ с------- Доставка груза от грузополучателя к грузополлпаавиюосуществляется троллейбусом

-грузоотправитель; ^ - места перегрузки;

О - грузополучатель; - городской логистичекий центр.

Отправитель в г — той логистической системе, которая входит в т — ную группу, обслуживаемую городским логистическим центром, г е 1, F

А Городской логистический центр, который обслуживает F-ое количество логистических систем т — ной группы

О/ получатель в г — той логистической системе, которая входит в т — ную группу, обслуживаемую городским логистическим центром, j е 1,С -► Доставка груза осуществляется автомобильным транспортом

— ■ ► Доставка груза осуществляется городским электрическим транспортом (трамвай, троллейбус)

Рис. 4. Общая схема функционирования объекта исследования

О,

О О о

Пт2

д

отправитель в г - той логистическои системе, ф которая входит в т - ную группу, обслуживаемую городским логистическим центром, г е 1, F

Городской логистический центр, который обслуживает F-ое количество логистических систем т - ной группы

О

— ►

/ получатель в г - той логистическои системе, которая входит в т - ную группу, обслуживаемую городским логистическим центром, / е 1, С

Доставка груза осуществляется

автомобильным транспортом

Доставка груза осуществляется городским электрическим транспортом (трамвай, троллейбус)

Рис. 5. Группа логистических систем

Затраты группы логистических систем, обслуживаемые городским логистическим центром предлагается определяеть по следующей формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=зттротпр-глц+зт/лц-п™ + зтлц+¿з^+¿зт°луч, (3)

¡=1 и

Зотпр • и

т; - затраты 1 - того отправителя, который обслуживается т - ным городским логистическим центром, i е 1,F , грн;

гполуч • • и

^ - затраты J - того получателя в 1 - той логистической системе, которая обслуживается т - ным городским логистическим центром, j е1,С , грн;

7 ГЛЦ

¿т - затраты городского логистического центра, который обслуживает т - ную группу логистических систем, т е1,Р , грн;

„ГЛЦ-пол

Зт - затраты на транспортировку груза от т

- ного ГЛЦ к получателям, грн;

отпр-гац

Зт - затраты на транспортировку продукции на участке «отправитель-ГЛЦ», грн;

F - количество отправителей, обслуживаемые т

- ным городским логистическим центром;

С - количество получателей в 1 - той логистической системе, которая обслуживается т - ным городским логистическим центром.

Затраты на транспортировку от отправителя к городскому логистическому центру предлагается определять:

Зтр

ЗТР -

= у min (Зтхр)

хе(автом.,трамвай,троллейбус) '

(4)

затраты на транспортировку х -ым видом транспорта, х е (автом., трамвай, троллейбус).

Затраты на транспортировку продукции на участке от 1-того отправителя к т - ному ГЛЦ определяются:

ЗТ„ =

йп

qнг -у х

-отпр-ГЛЦ

—-+^

V,

С + -отпр-ГЛЦ с П0СТХ П пеРх

, (5)

где - среднесуточный объем перевозок от 1-того отправителя к т - ному ГЛЦ, т.;

q - номинальная грузоподъемность х -ого видом транспорта, т.;

ух - коэффициент использования грузоподъемности х -ого вида транспорта;

V- - техническая скорость х -ого вида транспорта, км/ч ;

- время погрузки-разгрузки в т - ному ГЛЦ, ч.; Спост постоянные затраты х -ого вида транспорта, грн/ч ;

1агпр-глц - длина маршрута от 1-того отправителя к т - ному ГЛЦ х -ым видом транспорта;

Спер - переменные затраты х -ого вида транспорта, грн/км .

Затраты на транспортировку от городского логистического центра предлагается определять:

зтрГЛЦ-пол _ ^ зтр т ' • авт '

И

(6)

где ZTPт - затраты на транспортировку автомобильным транспортом от ГЛЦ к ] - ому получателю, грн.

Затраты на транспортировку от городского логистического центра к получателю равны:

Зтр =-

q

■у

уа

Са

+ 1авт ■ са

пост м т

, (7)

где - среднесуточный объем перевозок от т - ного ГЛЦ к ] - ому получателю, т.;

q н - номинальная грузоподъемность автомобильного транспорта, т.;

у - коэффициент использования грузоподъемности автомобильного транспорта;

Уавт ^

т - техническая скорость автомобильного транспорта , км/ч;

^вт - время погрузки-разгрузки у ] - ого получателя, ч.;

Савт ^

посг - постоянные затраты автомобильного транспорта,

грн/4 ;

СТ - длина маршрута от т - ного ГЛЦ к ]-тому получателю автомобильным транспортом, км;

Савтпер - переменные затраты автомобильного транспорта, грн/км .

Среднесуточный объем перевозок от ГЛЦ к получателю можно представить:

(8)

qij - среднесуточная потребность ]-того получателя в 1-том виде продукции.

Затраты отправителя, которые обслуживаются т - ным ГЛЦ:

Зотпр_(Зотпр + 30ТПР + 30ТПР) (0) .

(9)

Оотпр

где Зхр - себестоимость отправителя, связанная с хранением товаров, грн/т ;

Зотпр - себестоимость отправителя, связанная с комплектацией заказов, грн/т ;

Оотпр

Зот - себестоимость отправителя, связанная с отгрузкой товара, грн/т .

- среднесуточный объем перевозок от 1-того отправителя к т - ному ГЛЦ, т.

Затраты получателя предлагается определяют по формуле:

^получ _(^получ + ^получ) ^

(10)

где З^ОЛУОб - себестоимость получателя, связанная с приобретением продукции, грн/т ;

Зролуч - себестоимость получателя, связанная с разгрузкой груза, грн/т .

qij - среднесуточная потребность ]-того получателя в 1-том виде продукции, т.

Таким образом, затраты логистической системы, обслуживаемые городским логистическим центром с учетом формул (4-10) имеют вид:

1

п-р

1

ЗГ(х) =

= ( min . x

xeabt.,tpam.,tpon. q H 'Y

(

Qim

- + tx

C„j

+X

j=i

Ё qji

v

-+ta

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cx

+la

+1

' Cxepi,

при обслуживании материального потока. Разработанная математическая модель работы грузового транс-)))"Лорта в городе, которая учитывает работы городского электрического транспорта и разрешает определять расхода при разных вариантах доставки груза. В дальнейшем необходимо определить зависимость работы + грузового транспорта с учетом особенностей различных логистических систем.

(11)

+(ЗР„ + Зпр„ + Зх„ + Зк„ + 3oT)'Q„ + З„,„

+i((3XTp°„p+ЗКГ+3™„p)'Qi„)+

i=i

+]С((зп;иуоЧ1„ + 3TD'qi)

j=i

Для оценки работы грузового транспорта в городе из представленных моделей затрат логистической системы следует отдельно выделить затраты на транспорт:

ЗгоР —

/ C X 'ij f/

l ''»л

1

lij + tq

yqy »-pij

C' + lq.. -С'

(12)

5. Выводы

В данной статье были рассмотрены вопросы использования электрического транспорта для обслуживания участников логистической системы. Предложена классификация мест перегрузки с участием грузового трамвая при транспортном обслуживании участников логистической системы. Предложено для организации логистической системы в городе использовать городской логистический центр. Предложено определения термина «городской логистический центр», которое в отличие от существующих подходов к описанию логистических центров, учитывает особенности логистических систем города. В статье предложены технологические схемы использования электрического транспорта

Литература

1. Дмитриченко М.Ф. Транспорты технологи в системах

лопстики./ Дмитриченко М.Ф., Левковец П.Р. Ткаченко А.М. та ш. - Кшв: 1НФОРМАВТОДОР, 2007. - 676с.

2. Горяинов А.Н. Математическое описание работы грузово-

го транспорта в городе / Горяинов А.Н., Алпеева А.В. // Вюп автомобшьно-дорожнього шституту:Науково-ви-робничий збiрник Дон. НТУ. - Горлiвка, 2008. - №2(7). Стр 56-62.

3. Страментонтов А.Е. Город ской транспорт. / Страментон-

тов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. - 2-е перераб. И допол. - М.: Стройиздат, 1969. - 423с.

4. Горяинов А.Н. Возможность применения тролейбуса в

грузовiх перевозках / Горяинов А.Н., Столяров А.Н. // Восточно европейский журнал передовых технологий. Вып. 1/2(31). - Харьков: Технологический центр, 2008. - С.58-62

5. Горяинов А.Н. Потенциал трамвайного хозяйства для удовлетворения потребносмтей грузовых перевозок / Горяинов А.Н., Несиеянов К.В. // Восточно европейский журнал передовых технологий. Вып. 1/2(31). - Харьков: Технологический центр, 2008. - С.43-47

6. Light ideas for urban freight / International Railway Journal,

vol.47, issue 6 (November), 2007. - pg.35-36.

7. Организация и планирование грузовых автомобильных

перевозок: Под ред. Л.А.Александрова. - М.:Высш.шк., 1986. - 336с.

(

Mim

п-р

Т

м

C

C

p

q

T

H

+

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.