Научная статья на тему 'Особенности перевозки пассажиров городским электрическим транспортом как логистической системы'

Особенности перевозки пассажиров городским электрическим транспортом как логистической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов А. Н., Грудницкая А. В.

Рассматривается применение принципов логистики в системе городского пассажирского транспорта, в частности, в работе электрического транспорта. В статье предложен подход по определению отдельных показателей автомобильного и электрического транспорта. Предложено для оптимизации функционирования городского пассажирского транспорта создать логистические пассажирские порталы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности перевозки пассажиров городским электрическим транспортом как логистической системы»

УДК 656.13

Рассматривается применение принципов логистики в системе городского пассажирского транспорта, в частности, в работе электрического транспорта. В статье предложен подход по определению отдельных показателей автомобильного и электрического транспорта. Предложено для оптимизации функционирования городского пассажирского транспорта создать логистические пассажирские порталы.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ КАК ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

А.Н.Горяинов

Кандидат технических наук, Доцент кафедры транспортных систем и логистики* Контактный тел. (057) 707-32-61 e-mail: goryainov@ukr.net А.В.Грудницкая Студентка* Контактный тел.8-095-832-08-97 e-mail:angelina@amik.ru *Харьковская национальная академия городского хозяйства ул. Революции, 12, г.Харьков, Украина, 61002.

1. Введение

Транспортная система Украины входит в общую систему жизнеобеспечения территории и имеет инфраструктурное значение [1]. Она состоит из нескольких элементов, одним из которых являются пассажирские перевозки.

Городской пассажирский транспорт - важная отрасль народного хозяйства. Без четко функционирующей транспортной системы современный город попросту не сможет существовать. Во многих городах Украины городской электрический транспорт играет важную роль в обслуживании населения. На его долю приходится от 42% до 56% всех городских перевозок пассажиров [2]. Поэтому на сегодняшний день актуальным является исследование вопросов перевозки пассажиров городским электрическим транспортом с применением принципов логистики.

2. Анализ последних достижений

В настоящее время вопросы перевозки пассажиров городским электрическим транспортом с использова-

нием принципов логистики мало изучена и практически не рассматривалась в литературе. Согласно [1], логистика рассматривается как совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают заданный уровень обслуживания пассажиров, их безопасную, надежную и непрерывную доставку «от двери до двери» в определенное время при минимальных затратах. Автором [3] рассматривается стратегическое логистическое управление пассажирскими перевозками как процесс осуществления эффективного, рентабельного планирования и управления потоками пассажиров и сопутствующей информацией от пункта отправления к пункту назначения с целью максимального удовлетворения потребностей пассажиров и требований общества.

Однако вопрос перевозки пассажиров городским электрическим транспортом как логистической системой изучен не в полном объеме. Следовательно, необходимо проводить дополнительные исследования по определению зависимости работы транспорта при перевозке пассажиров в условиях использования логистического подхода.

3. Постановка задачи

Целью исследования является определение особенностей перевозки пассажиров городским электрическим транспортом как логистической системой.

4. Результаты исследований

В настоящее время, несмотря на значительные сложности, городской электрический транспорт сохранился в 53 городах Украины.

Его услугами пользуются жители всех областных центров, а также промышленно-развитых городов Донецкой, Днепропетровской, Луганской и других областей.

Например, в городе Харькове перевозка пассажиров городским электрическим транспортом составляет около 55%-60% [4].

От правильной и четкой работы городского электротранспорта зависит количество и качество предоставляемых ими услуг.

Поэтому важное значение имеет изучение основных закономерностей движения городского электротранспорта:

- загрузка маршрутов (выбор вместимости подвижного состава);

- интервалы и регулярность движения;

- наполнение подвижного состава;

- сход подвижного состава с его линии.

Качество услуг, предоставляемых городским электрическим транспортом, - один из важнейших показателей работы пассажирского транспорта. Если предприятия автомобильного пассажирского транспорта нацелены на максимизацию прибыли, то в качестве цели предприятий электротранспорта можно принять минимизацию затрат и повышение комфортабельности проезда с учетом удовлетворения требований пассажиров.

Ввиду того, что автомобильный транспорт в основном является частным, а электрический относится к собственности муниципалитета, они имеют отличия с точки зрения логистических систем.

Автором [2] выделены следующие требования, которым должна отвечать логистическая система в пассажирском транспорте:

- обеспечение сбалансированного сочетания общественного и частного транспорта с учетом местных социально-экономических, технических и экономических особенностей и ограничений;

- обеспечение комфортабельного, надежного, безопасного обслуживания, наряду с использованием энергетических, земельных и прочих ресурсов.

Автомобильный и электрический транспорт являются элементами городского пассажирского транспорта, однако имеет свои отличия.

Для сравнения представим список некоторых показателей, которые характеризуют работу транспорта.

В таблице 1 представлено возможное соотношение отдельных значимых показателей (ранжирование по 10-ой шкале).

Таблица 1

Пример возможного соотношения отдельных показателей работы транспорта

Показатель Автомобильный пассажирский транспорт Городской электрический транспорт

1. Вместимость подвижного состава 4 (автобусы, микроавтобусы, такси) 9 (более высокая пропускная способность трамваев и троллейбусов)

2. Интервалы и регулярность движения 8 (автомобильный транспорт ходит с меньшими интервалами времени, так как имеет больше единиц на маршрутах) 6 (имеет меньше подвижных единиц на маршрутах, чем автомобильный транспорт)

3. Комфортабельность проезда 5 (имеет больше единиц на маршрутах, но меньше сидячих мест в одном подвижном составе) 5 (имеет больше сидячих мест)

4. Степень маневренности 9 (может перемещаться в различных направлениях) 5 (контактные сети, трамвайные пути)

5. Источник энергии 3 (бензин, дизельное топливо, газ) 6 (электроэнергия )

6. Стоимость проезда 4 (более высокая стоимость, чем на других видах городского транспорта) 9 (меньшая стоимость проезда, чем на автомобильном транспорте)

Данная таблица является примером для определения уровня обслуживания пассажиров транспортом. В дальнейшем можно проводить дополнительные исследования в виде анкет. Предполагается, что их будут заполнять пассажиры для более точного определения значения каждого показателя.

В настоящее время предлагается использование принципов логистики при осуществлении грузовых перевозок, а также при перевозке грузов городским электротранспортом (в частности источник [5]). Можно предположить, что целесообразно будет внедрять логистические принципы и в пассажирские перевозки, потому что они являются частью общей логистической системы города. В общем виде модель подсистемы логистической системы города для 'лектрического транспорта выглядит таким образом:

Пэл.транс = гтэл.тр.(груз) I гтэл.тр.(пас) /ЧЧ

лс 11 лс 11 лс V1/

Где Пэлтранслс - подсистема логистической системы электротранспорта

ПэлтР(гРуз)лс - подсистема грузовых перевозок городским электрическим транспортом;

Пэл тр.(пас)лс - подсистема пассажирских перевозок электротранспортом.

Основное различие грузовых и пассажирских потоков состоит в том, что пассажир одновременно является не только объектом перемещения, но и по-

требителем транспортных услуг. Пассажир играет активную роль в осуществлении перевозки: он сам выбирает маршрут и может изменить его в ходе поездки. В определенном смысле можно считать, что он участвует в организации транспортного процесса и управляет им. На выбор варианта перевозки оказывает влияние значительное количество факторов. Их перечень не всегда совпадает с тем, что учитывается в ходе разработки оптимального варианта доставки товара. Пассажир может принимать во внимание, например, комфортабельность проезда или любые другие факторы, совершенно не имеющие значение при организации грузовых перевозок[6].

С позиции управления города (согласно источнику [1]), использование логистических принципов в организации инфраструктурного обеспечения муниципалитета является объективной потребностью эффективного функционирования городов. Логистику инфраструктуры муниципальной экономики можно рассматривать как оптимизацию потоков услуг, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности жителей города и функционирования муниципальной экономики. В этой логистической системе городской пассажирский транспорт должен обеспечить высокое качество транспортного обслуживания при минимизации бюджетных затрат[7].

Рассматривая перевозки пассажиров городским электрическим транспортом с позиции логистики, не-

обходимо определить основную цель потребителей - это минимальные затраты времени на передвижение, в том числе и затраты времени на пересадки с одного вида транспорта на другой, если нет прямого маршрута.

С этой целью можно совмещать отдельные виды транспорта, создавая такую логистическую систему, которая будет состоять не только из основных остановочных пунктов, но и из дополнительных логистических пассажирских порталов. Под логистическим пассажирским порталом (портом) будем понимать место, где будут пересекаться как можно большее количество видов транспорта, маршруты которых будут проходить в различных направлениях. Это позволит сократить затраты времени на пересадку, повысить комфортабельность проезда, пассажиру не надо будет территориально перемещаться с одного вида транспорта на другой, чтобы успеть пересесть и вовремя добраться до места назначения. Логистические пассажирские порталы необходимо строить в местах, где будут проходить трамвайные и троллейбусные пути, где можно обеспечить удобный подход к остановочным пунктам и вблизи станций метро, в местах наибольшего скопления людей, недалеко от торговых или развлекательных комплексов. Изобразим возможные варианты мест расположения логистических порталов на примере города Харькова (рис.1).

логистический пассажирский портал

Рис.1 - Схема троллейбусных маршрутов Харькова с информацией про размещение логистических пассажирских

порталов

■Г

Логистические пассажирские порталы позволят сократить затраты времени пассажиров на передвижение, однако нужно учитывать еще и затраты, необходимые для их построения, для содержания транспортных средств, которые будут находиться на данной станции.

Так как в разное время суток городской пассажирский транспорт ходит с различными интервалами времени (в час пик перерывы меньше, в вечернее время суток количество маршрутов сокращается), можно сказать, что некоторые транспортные средства будут простаивать определенное время. Поэтому необходимо построить парковки не только для автомобильного транспорта, но и для трамваев и троллейбусов. При моделировании логистического пассажирского портала необходимо рассчитать затраты на строительство специальных парковок для автомобильного и электрического транспорта, на техническое обслуживание транспортного средства, а также затраты на координацию работы всех видов транспорта и составление маршрутов.

Правильная конфигурация маршрутной сети в значительной степени влияет на общие затраты транспортной системы.

Нерациональное использование транспортных средств, связанное с несоответствием выбранного транспортного средства и разработанного маршрута приводит к дополнительным затратам.

Таким образом, можно предложить определять затраты, необходимые для создания и функционирования логистического пассажирского портала таким образом:

Злппобщ = Зстр.парк + Зтех.обсл + Змарш (2)

Где Злппобщ - общие затраты, необходимые для создания и функционирования логистического пассажирского портала;

Зстр.парк. - затраты, необходимые для строительства парковок;

Зтех.обсл - затраты, необходимые для обеспечения технического обслуживания транспорта;

Змарш - затраты, необходимые для составления новых маршрутов и координации работы всех видов транспорта.

5. Выводы

В настоящее время перспективным является применение принципов логистики в системе городского пассажирского транспорта, в частности, в работе электрического транспорта. В работе предложен подход по определению отдельных показателей автомобильного и электрического транспорта. В дальнейшем необходимо провести более подробный анализ по выявлению качественных и количественных характеристик работы данных видов транспорта.

Предложено для оптимизации функционирования городского пассажирского транспорта создать логистические пассажирские порталы. В дальнейшем необходимо исследовать практические возможности использования логистического пассажирского портала в условиях города.

Литература

1. Транспортная логистика. Под общей ред. Л.Б. Миротина. - М.: Издательство "Экзамен", 2002. - 512с.

2. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов. - М.: Издательство АСВ, 2005. - 272с.

3. Логистика: общественный пассажирский транспорт. Под общей ред. Л.Б. Миротина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 224с.

4. www.gortransport.kharkov.ua - сайт, посвященный городскому электрическому транспорту города Харькова

5. Горяинов А.Н., Столяров А.Н. Возможность применения троллейбуса в грузовых перевозках//Восточно-Евро-пейский журнал передовых технологий №1/2(31)2008, С. 58-62

6. Миротин Л.Б. Транспортная логистика/ Л.Б. Миротин, В.И. Николин. - М. Омск, 1994. - 236с.

7. Самойлов Д.С. Городской транспорт. - М.: Стройиздат, 1983. - 384с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.